Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла в неделю праотец и день памяти свт. Спиридона Тримифунтского 25 декабря 2011 г. 19:30 25 декабря 2011 года, в неделю 28-ю по Пятидесятнице, святых праотец, и день памяти свт. Спиридона Тримифунтского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме вмч. Никиты в Старой Басманной слободе в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братия и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с воскресным днем, который именуется на языке церковного Устава неделей праотцев. В этот день, вступая в подготовительный период к празднованию Рождества Христова, мы вспоминаем тех, кто предшествовал Спасителю, кто был Его праотцем по крови, — вспоминаем святых ветхозаветной Церкви. Также в этот же день, 25 декабря по новому стилю, мы празднуем память святителя Спиридона Тримифунтского, чудотворца, известного своим особо сильным предстательством пред лицом Божиим. Как святитель Николай почитается на Руси, так Спиридон Тримифунтский — в Греции, и оба эти святителя близки русской душе. К святителю Спиридону мы прибегаем в разных жизненных обстоятельствах. Буквально вчера вечером мне рассказали по телефону, как Спиридон Тримифунтский помог кому-то выйти из катастрофической семейной ситуации: люди лишались крова, но он дал им возможность обрести свое жилье, потому что они с горячей молитвой обращались к нему. Многие из тех, кто занимается коммерцией, кто берет на себя ответственность за экономику страны, также свидетельствуют, что святой Спиридон помогает и в решении вопросов экономического характера. Этот угодник Божий хорошо известен многим русским паломникам, которые, посещая Бари, на обратном пути нередко бывают на острове Корфу, где покоятся его нетленные мощи. Десница великого святого побывала и в нашей стране, и многие поклонились ей. И вот возникает вопрос: что же происходит с человеком, когда он вдруг становится отличным от других? Когда это отличие замечают те, кто с ним общается, а после кончины обнаруживают, что обращение к нему с молитвой приносит просимое? Почему кто-то из земнородных становится святым, как это происходит?

http://patriarchia.ru/db/text/1855953.ht...

2 См.: Минея-Май. М., 2002. Ч. 3. С. 387–408. 3 См.: Там же. С. 415–427. 4 Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 13 июля 2015 года имел суждение о внесении изменений в последование Недели всех святых, в земле Русской просиявших. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4160839.html). 5 Ср.: Православный церковный календарь на 2013 год; Богослужебные указания на 2013 год. М., 2012. С. 482–484. 6 При совершении богослужения можно руководствоваться указаниями 7-й Марковой главы Типикона под 8 мая: «О томже подобает ведати, аще случится святаго апостола Иоанна Богослова в Неделю 7-ю по Пасце, святых отец…»; 1-го «зри» под 25 мая: «Вестно буди, аще случится Обретение главы Иоанна Предтечи в Неделю 7-ю по Пасце святых отец»; 52-й Храмовой главы Типикона: «Аще храм святаго случится в Неделю 7 по Пасце святых отец»; 58-й Храмовой главы Типикона: «Аще ли храм святаго, или святыя, случится в Неделю Всех святых»; 13-й Храмовой главы Типикона: «Аще ли случится храм святаго или святыя, в Неделю святых праотец»; Марковой главы Типикона под 17 декабря: «Подобает ведати: аще случится святаго пророка Даниила, и святых триех отроков, в Неделю святых праотец». 7 В текущем году из-за совершения в субботу перед 2-й Неделей по Пятидесятнице празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери служба Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших, может быть перенесена на пятницу, 22 июня. 8 Ср.: Минея-Май. Ч. 3. С. 353–354. 9 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гавриилу вещавшу…». 10 В Минее указано, что припевы заимствуются со стиховны малой вечерни в службе русских святых: 1-й – «Бог нам прибежище и сила,/Помощник в скорбех, обретших ны зело»; 2-й – «Господь сил с нами,/Заступник наш Бог Иаковль». 11 В Православном церковном календаре традиционно указываются следующие чтения русских святых: Апостол – Евр.11:33 –12:2 ; Евангелие – Мф.4:25 –5:12 . Ср.: Православный церковный календарь на 1958 год. М.: Изд. Московской Патриархии, 1957. С. 27. Указания «Службы Всех святых, в земли Русской просиявших» относительно прокимнов, аллилуиариев, причастнов, а также об апостольском и евангельском чтениях см.: Минея-Май. Ч. 3. С. 382. Ср.: Там же. С. 386–387. Рекомендуемые записи

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла в неделю 31-ю по Пятидесятнице, святых праотец 26 декабря 2010 г. 18:08 26 декабря 2010 года, в неделю 31-ю по Пятидесятнице, святых праотец, Святейший Патриарх Кирилл совершил в Храме Христа Спасителя Божественную литургию. За богослужением Предстоятель Русской Церкви возглавил хиротонию архимандрита Никодима (Вулпе) во епископа Единецкого и Бричанского. По окончании Литургии Святейший Патриарх обратился с Первосвятительским словом к участникам богослужения. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, дорогие братья и сестры! Всех вас поздравляю с воскресным днем, с неделей праотцев и с рукоположением нового епископа, которому предстоит непростое служение на земле Молдовы, дабы укреплялась вера православная в благочестивом народе этой страны, укреплялось и сохранялось единство нашей Поместной Православной Церкви. Сегодня особый день — мы вспоминаем праотцев, приготовляя себя к празднику Рождества Христова. Праотцы — это те, кто предшествовал Спасителю в эпоху Ветхого Завета, кто совершал особое служение, сохраняя правду Божию в избранном народе, сохраняя веру в то, что придет Избавитель мира, Христос Спаситель, Мессия. И для того чтобы, с одной стороны, подчеркнуть то великое значение, которое имели ветхозаветные праведники, а с другой — сказать о том, что принадлежность лишь по крови к избранному народу не спасает, апостол Павел в послании к Колоссянам, которое мы сегодня слышали, говорит о том, что в Церкви Божией нет ни эллина, ни иудея, ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного, ни мужеского пола, ни женского, но все и во всем Христос (см. Кол. 3:11). И неслучайно именно в Неделю праотцев мы читаем на Божественной литургии Евангелие от Луки, где Господь рассказывает ученикам Своим притчу о богатом человеке, который хотел предложить трапезу своим друзьям, но никто не пришел, ссылаясь на разные обстоятельства жизни (см. Лк. 14:16-24). Тогда он пригласил тех, кто был на улице, кто не был ему ни другом, ни родственником, чужих людей, причем не самых лучших: и больных, и хромых, и слепых, и нищих — тех, кого богатые люди к себе на трапезу не приглашают.

http://patriarchia.ru/db/text/1370178.ht...

Календарь Материалы 30 декабря 2012 г. [Встреча с Православием/Апологетика] Протоиерей Андрей Ткачев Новый год приближается. Очередной круг пройден и начинается новое повторение. Меня влечет к разговору слово «новый». [Встреча с Православием/Проповеди] Иеромонах Арсений (Писарев) Сегодня память святых праотец. Совершается она всегда во второе воскресенье перед Праздником Рождества Христова. В этом году на Неделю святых праотец попадает и день памяти святых трех отроков и пророка Даниила. (MP3 файл. Продолжительность 13:24 мин. Размер 9.7 Mb) [Встреча с Православием/Богослужение] 17/30 декабря 2012 г. Неделя 30-я по Пятидесятнице, святых праотец. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:12:51 мин. Размер 52.5 Mb) [Встреча с Православием/Святые и святыни] Святые отроки принялись плясать от радости, воспевая благодарственную песнь Господу. Совершая с этой песнью хоровод вокруг Ангела, они символически привели всё творение к поклонению Слову Божию, воплотившемуся и пришедшему на землю, подобно спустившемуся в печь Ангелу, дабы спасти всех. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Каждое мгновение приближает нас к вечности. Каждый день, в который мы не сделали доброго дела, потерян для нас в вечности, ибо он не оправдает нас на Страшном Суде, но осудит за грехи малые и большие, вольные и невольные. Александр Тимофеев Прихожане храма Сретения Господня в селе Заостровье Приморского района Архангельской области, с которыми мне довелось встретиться во время моей поездки в Архангельскую митрополию, предупреждали меня, что после размещения на «Русской народной линии» репортажа о так называемом «Заостровском расколе» наш сайт станет объектом массированных нападок со стороны кочетковцев. Захар Прилепин Нам очень любят рассказывать байку, что «первичное накопление капиталов в США» тоже было бандитское — но раз у американцев образовалась своя элита из бывших бандитов, значит, и нам надо подождать. И вот мы прождали четверть века, у первых приватизаторов уже внуки выросли — а результат не просматривается.

http://pravoslavie.ru/archive/121230.htm

В церковном году есть воскресенья, когда, помимо рядовых чтений, положены еще и особые: чтения Недели святых праотец, святых отец пред Рождеством Христовым, по Рождестве Христовом, пред Богоявлением, по Богоявлении. Устав предписывает рядовые чтения Недель святых праотец и святых отец опускать совсем; также в праздники Рождества Христова и Богоявления Господня, случившиеся в воскресенье, рядовое воскресное зачало не читается. Все эти непрочитанные рядовые воскресные зачала прочитываются во время отступки. При нехватке этих зачал в Неделю по Рождестве Христовом, пред Богоявлением и по Богоявлении читаются только особо назначенные для этих недель Евангелия 100 , а рядовые чтения этих недель читаются во время отступки. Если и этих зачал не хватит (при разрыве в четыре воскресенья), тогда, по Уставу, читается зачало Недели 17-й по Пятидесятнице, о хананеянке. В любом случае при чтении во время отступки зачала располагают таким образом, чтобы пред Неделей о мытаре и фарисее читалось не­пременно Евангелие о Закхее (Лк. зач. 94), рядовое чтение Недели 32-й 101 . Апостолы всегда сопровождают «свои» Евангелия. §1.8. Стиль чтения Евангелия и Апостола Приступая к рассмотрению данного вопроса, следует отметить, что любой начинающий священно- и церковнослужитель в совершенстве овладеть искусством чтения в церкви может только на практике, наблюдая за опытными священнослужителями и работая над собой. И хотя в книге сложно адекватно выразить практику стилевого чтения Священного Писания в церкви, все же необходимо уделить некоторое внимание этому аспекту. Церковный Устав ничего не говорит относительно стиля чтения Евангелия и Апостола, но практика Русской Церкви выработала следующую традицию. Священнослужитель должен читать Евангелие в среднем темпе (то есть не слишком быстро и не слишком медленно), громким и внятным голосом, заботясь в первую очередь о том, чтобы каждое читаемое слово в точности донести до слушателей. При этом конечная фраза произносится более высоким голосом, а последний ударный слог произносится нараспев, с постепенным повышением голоса.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Патриаршее служение в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, святых праотец, в храме Всех преподобных отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках 30 декабря 2018 года 30 декабря 2018 года, в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, святых праотец, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Всех преподобных отцев Киево-Печерских — Патриаршего подворья в Старых Черемушках г. Москвы (Андреевское благочиние Юго-Западного викариатства) и Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Святейшеству сослужили:  архиепископ Сингапурский и Юго-восточно-азиатский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Дмитровский Феофилакт , наместник  Андреевского ставропигиального монастыря , управляющий Юго-Западным московским викариатством;  протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Николай Карасев, благочинный Андреевского округа, настоятель храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках г. Москвы; протоиерей Андрей Марущак, клирик кафедрального соборного  Храма Христа Спасителя  г. Москвы; священник Алексий Петухов, настоятель храма Всех преподобных отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках г. Москвы; столичное духовенство. За богослужением молились благотворители, строители и прихожане храма. Богослужебные песнопения исполнил хор храма Всех преподобных отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках (регент А.Н. Кузнецова). На  телеканале «Союз»  шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам по строительству храма Всех преподобных отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках иерей Алексий Петухов был удостоен права ношения палицы.  На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.  После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине.  За Литургией Предстоятель Русской Православной Церкви рукоположил диакона Святослава Волковинского, клирика храма святых страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине г. Москвы, в сан пресвитера. 

http://foto.patriarchia.ru/news/patriars...

Проповедь Апостолов и отцов догматы/веру единую для Церкви утвердили;/и она, нося одежду истины,/сотканную из небесного богословия/правильно преподает и славит благочестия великое таинство. Икос: Высоким проповеданием,/Божию Церковь услышим вопиющу:/жаждай да грядет ко мне и пиет чашу, юже держу,/чаша есть премудрости,/сие питие истины словом почерпох,/воду проливающую не прекословия, но исповедания,/юже пия нынешний Израиль, Бога зрит вещающа:/видите, видите, яко Сам Аз есмь, и не пременяюся:/Аз Бог первый, Аз же и по сих,/и разве Мене несть иного отнюд./Отсюду причащающиися насытятся,/и восхвалят благочестия великое таинство. Икос: Возвышенную проповедь услышим/Церкви Божией, взывающей:/“Жаждущий да идет ко мне и пьет;/чаша, которую я держу, есть чаша премудрости,/питие истины в ней я растворила словом,/изливает она не воду пререкания, но напиток исповедания./Из нее пьет нынешний Израиль/и созерцает Бога возглашающего:/Видите, видите, что это – Я Сам, и Я не изменяюсь:/Я, Бог – первый, Я – Бог и после того,/и кроме Меня вообще нет иного./Потому причащающиеся насытятся/и восхвалят благочестия великое таинство!” Синаксарий в Неделю святых 318 богоносных отец, иже в Никеи. Песнь 7. Ирмос: Росодательну убо пещь/содела Ангел/преподобным отроком,/халдеи же опаляющее/веление Божие/мучителя увеща вопити:/благословен еси, Боже отец наших. Песнь 7 Канон воскресный. Ирмос: Росоносною соделал печь/Ангел для благочестивых отроков,/а Божие веление, халдеев опалявшее,/мучителя убедило взывать:/“Благословен Ты, Боже отцов наших!” Рыдающее во страсти Твоей солнце, во мрак облечеся,/и во дни по всей, Владыко, земли свет померче, вопия:/благословен еси Боже отец наших. Оплакивая страдание Твое,/солнце мраком облекалось,/и днем по всей земле, Владыка,/свет померк, взывая:/“Благословен Ты, Боже отцов наших!” Облекошася Христе схождением Твоим во свет преисподняя,/праотец же веселия исполнь, явися ликовствуя, взыграся, вопия:/благословен еси, Боже отец наших. Озарилась светом преисподняя/чрез Твое, Христе, сошествие;/а праотец, явившись радости исполненным,/в восторге ликовал, взывая:/“Благословен Ты, Боже отцов наших!”

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-7...

а) О неделе Праотцев имеется такой устав: «егда бывает неделя св. Праотец, оставляется последование прилучившегося святаго в ту неделю, и поем прежде в пяток на повечерии» (Типик., марк. гл., л. 114 на об.). Поэтому в эту неделю апостол и евангелие святого, если, впрочем, только он не великий, о котором есть другой устав, оставляются; оставляются также рядовые чтения из Апостола и Евангелия (Типик., л. 120). Читаются же апостол и евангелие только недели Праотцев. При этом назначаются один прокимен (песнь отцев: Благословен еси, Господи…), один аллилуиарий и два причастна – сначала обыкновенный воскресный, потом Праотцев (Типик., л. 120, 11 декаб., марк. гл.). б) Но если в неделю Праотцев случится св. пророка Даниила и святых трех отроков 17 декабря, то, при двух апостолах и евангелиях, назначаются два прокимна – отцев (Благословен еси, Господи) и святых (пр. Даниила и трех отроков), два аллилуиария также отцев и святых 478 и два причастна – один обыкновенный воскресный, другой Праотцев (Тип., л 123 на об., 17 дек., марк. гл.). К этому в Типиконе прибавлено: «сице поем службу и великого святаго празднуемаго, аще случится в сию неделю» (там же). Сей последний устав может иметь применение к 13 ч. декабря. Когда поется служба святых этого дня, то к прокимну, апостолу, аллилуиарию, евангелию и причастну недели Праотцев присоединяются прокимен, апостол, аллилуиарий, евангелие и причастен святых 13-го декабря. Г. В неделю пред Рождеством Христовым св. Отец. а) Неделя пред Рождеством Христовым может случиться вне предпразднства Рождества Христова, т.е. 18 или 19 декабря. В то и другое число полагаются, при одном апостоле и одном евангелии (ряд недели оставляется), один прокимен (песнь отцев: Благословен еси, Господи; Типикон, л. 124 на об.), один аллилуиарий: Боже, ушима нашима... 479 и два причастна – обыкновенный воскресный и недели пред Рождеством Христовым, т.е. св. Отцев (Типик., л. 124 на об., 18 декабря, марк. гл.) 480 . б) «Аще ли случится неделя св. Отец в предпразднстве внутрь 20 дне, сиречь в 20, в 21, в 22 и в 23 день»: то, по указанию Марковой главы (см. Типик., л. 126 на об.), полагаются прокимен, аллилуиарий и причастны те же самые, что в 18 и 19 декабря. Однакоже, предписывает Типикон: «Подобает ведати, аще случится Петра митрополита в неделю пред Рождеством Христовым святых Отец» (л. 128), то в этом случае «прокимен, апостол, аллилуиа и евангелие отцев и святаго. Причастен: Хвалите. Другий: Радуйтеся» (л. 129, декабр. 21, зри).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Софии константинопольской имели силу и продолжали действовать в богослужебной практике наших соборных церквей. Лицами, занимавшимися изучением древнерусского богослужения, уже отмечено в нём несколько особенностей и чинов, имевших место в ритуале великой константинопольской церкви и являющихся очевидными следами действования в старину её устава на Руси 831 . Проф. Дмитриевский , приведши несколько этого рода литургических данных, находит наглядное подтверждение тому и в так называемом пещном действе 832 , совершавшемся долгое время на Руси в неделю святых отец или праотец, смотря потому в какие дни приходилось в тот или другой год Рождество Христово. Не зная греческого оригинала этого чина и притом такого, в котором находили бы себе объяснение все подробности нашего действа, но уверенный в византийском происхождении последнего, в оправдание своей уверенности он сопоставляет между прочим последование вечерни, утрени и литургии, с которыми было связано неразрывно, по нему, пещное действо, с чинами вечернего, утреннего и литургийного богослужения по уставу великой константинопольской церкви вообще, и находит между ними в основном и существенном полное совпадение 833 . Если эту аргументацию и нельзя признать прямо —12— отвечающею цели, для которой она прежде всего предназначалась нашим литургистом, то во всяком разе невозможно и оспаривать справедливости той его мысли, что все важнейшие особенности вечернего и утреннего богослужения недели праотец, отец, как, добавим от себя, и вообще древней воскресной службы в наших соборах, вполне объясняются из практики великой константинопольской церкви и отсюда несомненно ведут своё начало. Чтоб убедиться в этом наглядно, познакомимся с уставом и практикой последней относительно совершения, интересующих нас выходов на воскресных вечернях и утренях. В уставе говорится, что в субботу вечером архиерей, в преднесении лампады кем-либо из церковников и в предшествии клира и народа, приходил из своих келий в церковь и, став посреди её, творил поклон, целовал находившуюся здесь икону и затем всходил на своё место (ες τ στασδειον).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Есть глубокие основания для назначения такой своеобразной пищи в канун Рождества Христова. Если сочиво есть то же, что и коливо, то предложение его в последний день предпразднства Рождества Христова сближает этот день с другими днями, когда полагается вкушение колива, а именно – благословение колива для вкушения положено Уставом в дни памяти мучеников и других святых и в дни поминовения усопших. В рождественский сочельник, следовательно, сочиво, или коливо, вкушается в честь Того, Которому по рождении волхвы принесли свои дары, и в Котором прозрели явившегося Спасителя мира, имеющего по смерти три дня пребыть Своим Пречистым телом во гробе и со славою воскреснуть из мертвых. Спаситель пришел на землю, родился на ней для спасения людей Своими страданиями и крестной смертью . Поэтому в сочельник полагается на церковных службах петь ирмосы, подобные ирмосам Великой Субботы: «Волною морскою...». 2. Недели св. Праотцев и св. Отцев 36 . Для того, чтобы подготовить верующих к достойной встрече праздника, уже через неделю после начала поста, начиная с праздника Введения во храм Богородицы, поется во все воскресные и праздничные дни (включая полиелейные и со славословием) катавасия: «Христос раждается...». В последующие дни Филиппова поста, начиная с памяти святого Андрей Первозванного (30 ноября), в церковные службы, кроме праздничных ирмосов «Христос раждается», вводятся специальные праздничные стихиры. В праздник святителя Николая (6 декабря) на вечерни на «Господи, воззвах...», на «И ныне» поется стихира: «Вертепе благоукрасися...». Но если праздник совпадает с субботой или воскресеньем, то вместо стихиры следует петь догматик текущего гласа 37 . Еще более очевидным приготовлением к празднику являются службы двух последних Недель (воскресений) перед праздником, которые посвящены воспоминанию предков Спасителя по плоти и всех ветхозаветных праведников, ожидавших Его пришествия, и которые поэтому называются: одна – Неделей св. Праотец, а другая – Неделей св. Отец. Уже само наименование «праотец» указывает на то, что эта Неделя предшествует Неделе «отец».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010