Не читается псалтирь. 1)На страстной неделе – в четверг и пятницу; На литургии полагаются чтения как из Апостола, так и Евангелия – рядовые на каждый день по ряду недель, начинамых с Пасхи – по месяцеслову во дни праздников. Рядовые чтения указываются в особом расписании, прилагаемом в конце Апостола и Евангелия, – а праздничный – в числах месяца. При сем наблюдаются следующие правила: а) Если в будничный день случится праздник Господень, или Богородичный, или святый со бдением, то рядовые – Апостол и Евангелие оставляются, читаются одни праздничные; рядовые же читаются за день до праздника под зачало с дневным. б) Если случится праздник Богородичный или святому в воскресенье, то сперва читаются (на литургии) воскресные – Апостол и Евангелие рядовые, а потом праздничные. в) Если на какой праздник святому в месяцеслове не указано Апостола и Евангелия, то читаются общие, указанные каждому лику святых. г) Когда в воскресенье случится двунадесятый праздник Господень или Богородичен, то на утрени читается праздничное Евангелие; если случится святый со бдением, то читается воскресное Евангелие; а если случится в воскресенье храмовой праздник, – то читается иногда воскресное, иногда храму. Храму читается в следующие недели: св. праотец и отец пред Р. Христовым, – в недели Великого поста: 2-ю, 4-ю и 5-ю, в неделю св. отец после Пасхи и в неделю всех святых после 50-цы, если храм в честь всех святых. В прочие же недели читается воскресное Евангелие. д) Более двух апостолов и евангелий не читается. Если по стечению праздников в известный день положены три зачала, то третье зачало читается за одно с другим зачалом. § 8. Богослужебные книги Богослужебными книгами называются те, по коим совершается Богослужение православной церкви. Они разделяются на два разряда: одни из них содержат неизменяемую часть Богослужения церковных служб, т.-е. когда молитвы и песнопения, входящие в состав служб, употребляются неизменно в какой бы день ни совершалась служба, таковы, напр., молитвословия вечерни (псалом – Благослови душе моя, Свете тихий), молитвы повечерия, полунощницы, утрени, псалмы часов, молитвы и песнопения литургии и ектении. Другие книги содержат изменяемую часть Богослужения. потому что молитвословия, и песнопения, содержащиеся в них, сообразно с днями седьмицы, числами года и от стечения праздников изменяются в порядке и числе и заменяются одни другими, а некоторые и вовсе оставляются; таковы, напр., стихиры, тропари, седальни, каноны, кондаки, икосы, антифоны, прокимны, задостойники и причастии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Период А. имеет свои уставные особенности. Отменяется пение «Gloria» на мессе (в галликанском обряде так было уже во времена Амалара Мецкого († 847), в рим.- с XII в.; в наст. время исключение делается для праздников (напр., Непорочного зачатия , 8 дек.) и «Te Deum» в оффиции (на богослужениях суточного круга). В средневек. миссалах отменялось также пение аллилуия , но в наст. время оно сохраняется. Начиная с 17 дек. отменяются вотивные мессы и реквиемы . Цвет богослужебных облачений в период А.- фиолетовый (в XIII в. использовался черный, как и в Великий пост), в 3-е воскресенье (называемое Gaudete - Радуйтесь) - розовый. В прошлом с А. были связаны местные богослужебные традиции и народные обычаи: «исповеди А.» (confessiones adventus), сопровождавшиеся сбором «покаянных денег»; особые мессы в честь Божией Матери, первоначально служившиеся по субботам, затем и по др. будним дням периода А., получившие названия Engelmessen (нем.- мессы ангелов - от Лк 1. 26-38) или Rorate-Messen (нем., от первых слов интроита «Rorate caeli» (лат.- Кропите, небеса) Ис 45; 64); торжественная missa aurea (лат.- золотая месса) в среду 1-й недели А.; литургические драмы , в т. ч. с использованием скульптурных изображений св. прав. Иосифа, Пресв. Девы Марии и Младенца Иисуса. В это время отменялись увеселения, женщины носили особую черную одежду. До наст. времени сохранился поздний, происходящий из среды католич. молодежного движения или из семейных традиций протестантов обычай устраивать «венок А.» (или «свечи А.»): во время мессы 1-го воскресенья А. перед алтарем на подсвечнике зажигают свечу, через неделю к ней прибавляют вторую и т. д. Символика «венка А.» - возрастающий свет приближающегося пришествия Христова. На Востоке параллелью А. являются: в визант. обряде - рождественский пост с неделями (воскресеньями) святых праотец и отец, в сир. традиции - предшествующие Рождеству 4 (вост. сир. обряд) или 5 (зап. сир. обряд) «недели (седмицы) возвещения». Ист.: Tertullianus. De baptismo. 19; De spectaculis.

http://pravenc.ru/text/адвента.html

24 декабря 2004 г. архиепископом Курским и Рыльским Германом назначен и.о. наместника Курской-Коренной пустыни. Определением Священного Синода от 11 апреля 2006 г. ( журнал 28 ) назначен наместником Курской-Коренной Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни с. Свобода Курской области. К Пасхе 2006 г. возведен в сан игумена. По благословению архиепископа Курского Германа дважды совершил поездки в США по вопросам организации первого принесения чудотворной Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение» в Курскую епархию. С целью ознакомления с местами исторического пребывания чудотворной иконы на Европейском континенте побывал в епархиях, монастырях и приходах Русской Зарубежной Церкви в странах Западной Европы. Делегат Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 г. от монашествующих Курской епархии. В 2010 г. окончил Курскую духовную семинарию. Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. ( журнал 62 ) избран епископом Железногорским и Льговским. 19 августа 2012 г. возведен в сан архимандрита. Наречен во епископа 31 августа 2012 г. в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве. Хиротонисан 1 сентября за Божественной литургией в Большом соборе Донского монастыря в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Решением Священного Синода от 4 октября 2012 г. ( журнал 104 ) освобожден от должности наместника (игумена) Курской Коренной пустыни. Скончался 26 апреля 2020 г. от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией.  Отпевание в Курской-Коренной Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни 28 апреля возглавил митрополит Курский и Рыльский Герман. Погребен владыка за алтарем собора Рождества Пресвятой Богородицы. Тезоименитство в неделю праотец. Образование: 1995 г. — Орловский государственный институт искусства и культуры. 2010 г. — Курская духовная семинария. Научные труды, публикации: Слово архимандрита Вениамина (Королева) при наречении во епископа Железногорского и Льговского. Награды:

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198869...

Перед началом Литургии митрополит Александр совершил малое освящение новопостроенной церкви. За богослужением молились: настоятельница Иверско-Серафимовского монастыря игумения Любовь (Якушкина), преподаватели и учащиеся приходской воскресной школы, ктиторы прихода, многочисленные верующие. Архипастырь вознес молитву о единстве Православной Церкви и мире на Украинской земле. На заупокойной ектении поминался исповедник веры митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов, †1975 г.), день ангела которого празднуется в неделю святых праотец. Проповедь после запричастного стиха произнес иерей Георгий Сидоров. Литургия завершилась славлением перед образом и ковчегом с мощами благоверного князя Александра Невского — духовенство, хор и народ пропели тропарь, кондак и величание святому. Митрополит Александр поздравил Преосвященных епископов, духовенство и прихожан со значимым событием в духовной жизни города Алма-Аты и произнес проповедь. Владыка митрополит поблагодарил настоятеля протоиерея Иоанна Лопатина и всех, кто молитвой, жертвой или личным участием помогал воздвигать храм, посвященный святому Александру Невскому. В благословение приходской общине глава Митрополичьего округа передал образ Пресвятой Богородицы «Игумения Горы Афонской». Собравшиеся на торжество верующие получили на память буклеты, рассказывающие об основных этапах строительства Александро-Невской церкви, и иконки небесного покровителя храма. Идея создания храма во имя святого благоверного князя Александра Невского в Жетысуйском районе города Алма-Аты, вблизи действующей Параскевинской церкви, принадлежит митрополиту Астанайскому и Казахстанскому Александру.   Великий князь Александр Невский — святой правитель, храбрый поборник Православия, праведник и молитвенник, смиренно принял перед преставлением ко Господу монашеский постриг с именем Алексий. Неоднократно путешествовал святой князь в столицу Золотой Орды, и путь его пролегал по тем местам, где ныне расположена Южная столица Казахстана. Сопровождала его в нелегких подвигах великая святыня — чудотворный Феодоровский образ Пресвятой Богородицы. Благоверного князя Александра по праву можно считать покровителем православных христиан, живущих в Семиречье.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА: Официальная хроника Служения и встречи Святейшего Патриарха  Кирилла Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Санкт-Петербургскую митрополию Первосвятительский визит в Петропавловскую епархию Патриарший визит в  Костромскую митрополию Наречение и хиротония архимандрита Вениамина (Рудого) во епископа Талгарского, викария Астанайской епархии Наречение и хиротония архимандрита Вианора (Иванова) во епископа Уральского и Атырауского Интервью Владимир Легойда: «Все мои хобби стали моими профессиями» Миссия и катехизация Священник Николай  Богатов. Помочь молодому человеку найти свой путь. Проект «Диалог со священником» Летопись святости Елена Алексеева. Спасительное благовестие новомученика Священномученик Иоанн Восторгов. Слово в Неделю святых праотец Страницы истории Протоиерей Владимир Воробьев. Михаил Ефимович Губонин — верный свидетель церковной истории ХХ века Церковь и общество Алексей Реутский. Не лечить, не спасать, а вести ко Христу. Опыт окормления детей и взрослых с ментальными проблемами в психоневрологическом интернате  Чтение Татьяна Медведева. Светлана Кекова: «Человек, творящий словом» Книги Издательства Московской Патриархии Вечная память Митрополит Даниил (Нусиро) 9 ноября 2023 г. 14:00 HTML-koд для сайта или блога: Вышел в свет «Журнала Московской Патриархии» за 2023 год Движение церковной жизни поражает разнообразием и динамизмом. Об этом в первую очередь свидетельствует хроника самоотверженного служения нашего Первосвятителя. Святейший Патриарх Кирилл за краткий период времени, освещаемый в этом номере журнала, помимо совершения богослужений и руководства церковным управлением в столице, посетил Санкт-Петербургскую и Костромскую митрополии, Петропавловскую епархию. И каждый раз это были яркие, незабываемые события: празднование памяти святого благоверного князя Александра Невского (рака для его святых мощей возвращена Церкви), великое освящение новопостроенного Камчатского Морского собора и воссозданного Богоявленского собора в Костромском кремле.

http://e-vestnik.ru/church/jmp_oktober_2...

Из праотцев и отцев Спасителя наибольшее внимание в службе этих Недель уделяется пророку Даниилу и трем отрокам, как прообразовавшим в пещи Рождество Христово, не опалившее «утробу Девичу». В Неделю Праотец им положен отдельный канон, наряду с каноном праотец. А в Неделю Отец, хотя им нет особого канона, зато тропарь посвящен им одним, т.е. пророку Даниилу и трем отрокам. Им же посвящены в Недели Праотец и Отец кондак, икос и ипакои. В обе Недели читаются на литургии особые Апостол и Евангелие, и поется особый прокимен (воскресные прокимен, Апостол и Евангелие – отменяются в том случае, если от Недели всех святых и до Недели мытаря и фарисея окажется больше 33-х Недель – отступка). Неделя Праотец обычно бывает в период от 11 до 17 декабря, Неделя же Отец – от 18 до 24 декабря. Последняя суббота перед праздником Рождества Христова называется субботой пред Рождеством Христовым. Уставом положено читать в эту субботу особые Апостол (Гал., зач. 205) и Евангелие (Лк., зач. 72), имеющие отношение к явлению в мир Спасителя (рядовые Апостол и Евангелие читаются после указанных). Предпразднство Рождества Христова Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднства (20–24 декабря) и шесть дней попразднства. Отдание бывает 31 декабря. Отличаясь такой продолжительностью, предпразднство Рождества Христова заметно выделяется от других предпразднств тем, что Церковный Устав это предпразднство отождествляет с предпасхальной Страстной седмицей, приближая службы этого предпразднства к страстным службам. На каждый день предпразднства на повечериях положены каноны, составленные по образцу канонов Страстной седмицы 38 (припев к тропарям канонов тот же, что и на Страстной седмице: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»). Так, с 20 декабря на повечерии положены 3 трипеснца, составленные по образу трипеснцев Великого Понедельника и Вторника, 21 декабря – по образцу канона Великого Четверга: «Сеченое сечется», 23 декабря – по подобию трипеснца Великой Пятницы: «К Тебе утреннюю», 24 декабря – по образцу канона утрени Великой Субботы: «Волною морского».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

2 См.: Минея-Май. М., 2002. Ч. 3. С. 387–408. 3 См.: Там же. С. 415–427. 4 Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 13 июля 2015 года имел суждение о внесении изменений в последование Недели всех святых, в земле Русской просиявших. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4160839.html). 5 Ср.: Православный церковный календарь на 2013 год; Богослужебные указания на 2013 год. М., 2012. С. 482–484. 6 При совершении богослужения можно руководствоваться указаниями 7й Марковой главы Типикона под 8 мая: «О томже подобает ведати, аще случится святаго апостола Иоанна Богослова в Неделю 7ю по Пасце, святых отец…»; 1го «зри» под 25 мая: «Вестно буди, аще случится Обретение главы Иоанна Предтечи в Неделю 7ю по Пасце святых отец»; 52й Храмовой главы Типикона: «Аще храм святаго случится в Неделю 7 по Пасце святых отец»; 58й Храмовой главы Типикона: «Аще ли храм святаго, или святыя, случится в Неделю Всех святых»; 13й Храмовой главы Типикона: «Аще ли случится храм святаго или святыя, в Неделю святых праотец»; Марковой главы Типикона под 17 декабря: «Подобает ведати: аще случится святаго пророка Даниила, и святых триех отроков, в Неделю святых праотец». 7 В текущем году из-за совершения в субботу перед 2й Неделей по Пятидесятнице празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери служба Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших, может быть перенесена на пятницу, 22 июня. 8 Ср.: Минея-Май. Ч. 3. С. 353–354. 9 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1го гласа: «Гавриилу вещавшу…». 10 В Минее указано, что припевы заимствуются со стиховны малой вечерни в службе русских святых: 1й – «Бог нам прибежище и сила,/Помощник в скорбех, обретших ны зело»; 2й – «Господь сил с нами,/Заступник наш Бог Иаковль». 11 В Православном церковном календаре традиционно указываются следующие чтения русских святых: Апостол – Евр.11:33 –12:2 ; Евангелие – Мф.4:25 –5:12 . Ср.: Православный церковный календарь на 1958 год. М.: Изд. Московской Патриархии, 1957. С. 27. Указания «Службы Всех святых, в земли Русской просиявших» относительно прокимнов, аллилуиариев, причастнов, а также об апостольском и евангельском чтениях см.: Минея-Май. Ч. 3. С. 382. Ср.: Там же. С. 386–387. Рекомендуемые записи

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

На всенощном бдении особая катавасия: «Спасе люди...» (1-й ирмос 2-го канона на Рождество Христово).    6. Св. Николая, Мирликийского Чудотворца. Весьма чтимый святой, как в Греции, так и у нас в России, и слава его очень велика. На всенощном бдении следует обратить внимание на богородичные стихиры на Господи, воззвах («Вертепе, благоукрасися...»), на литии («Сионе, торжествуй...»), на стиховне («Безневестная Дево...»), в которых живописуется грядущее торжество Церкви на празднике Рождества Христова.    11–17. Неделя святых праотец. Она бывает в границах приведенных чисел. Примечательна на утрене 9-я песнь канона с перечислением ветхозаветных праведников. 18–24. Неделя святых отец (или «пред Рождеством Христовым»). Падает на период указанных дней. На ней тоже воспоминаются ветхозаветные праведники, как и в неделю праотец, но главным образом предки по плоти Господа Иисуса Христа. Посему на литургии Евангелие: Мф.1:1–17 (зачало 1-е), апостол: Евр.11:9–10,17–23,32–40 (зачало 328-е). Если это воскресение падает на сочельник, то на стиховнах знаменитые самоподобны «Доме Евфрафов...», на утене канон с ирмосом «Волною морскою...». Евангельская стихира перед 1-м часом. 24. Навечерие Рождества Христова («сочевник») 288 . Это строжайший день поста во всей Четыредесятнице: во-первых, по длительности, ибо дозволяется вкушать пищу только после окончания службы 289 , а по Уставу она кончается к вечеру (отсюда выражение в народе, что нельзя в этот день есть «до звезды», т. е. до сумерек и появления первых звезд); во-вторых, по качеству, потому что разрешается только кутья и сочиво 290 или  –  если суббота и воскресенье в этот день  –  еда с постным маслом (но никак не рыба!) 291 . В богослужебном отношении существует такой порядок. Если канун праздника не падает на субботу и воскресенье, то в 8 часов утра (по нашему счету) отправляются царские часы, а в 1-м часу пополудни (опять по нашему же времени) совершается литургия св. Василия Великого , начинаемая вечерней. После отпуста литургии поставляется свещник 292 (а не аналой с иконой) посреди храма и клирики поют тропарь и кондак праздника. На самый праздник Рождества Христова  –  литургия св. Иоанна Златоуста .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Есть глубокие основания для назначения такой своеобразной пищи в канун Рождества Христова. Если сочиво есть то же, что и коливо, то предложение его в последний день предпразднства Рождества Христова сближает этот день с другими днями, когда полагается вкушение колива, а именно – благословение колива для вкушения положено Уставом в дни памяти мучеников и других святых и в дни поминовения усопших. В рождественский сочельник, следовательно, сочиво, или коливо, вкушается в честь Того, Которому по рождении волхвы принесли свои дары, и в Котором прозрели явившегося Спасителя мира, имеющего по смерти три дня пребыть Своим Пречистым телом во гробе и со славою воскреснуть из мертвых. Спаситель пришел на землю, родился на ней для спасения людей Своими страданиями и крестной смертью . Поэтому в сочельник полагается на церковных службах петь ирмосы, подобные ирмосам Великой Субботы: «Волною морскою...». 2. Недели св. Праотцев и св. Отцев 36 . Для того, чтобы подготовить верующих к достойной встрече праздника, уже через неделю после начала поста, начиная с праздника Введения во храм Богородицы, поется во все воскресные и праздничные дни (включая полиелейные и со славословием) катавасия: «Христос раждается...». В последующие дни Филиппова поста, начиная с памяти святого Андрей Первозванного (30 ноября), в церковные службы, кроме праздничных ирмосов «Христос раждается», вводятся специальные праздничные стихиры. В праздник святителя Николая (6 декабря) на вечерни на «Господи, воззвах...», на «И ныне» поется стихира: «Вертепе благоукрасися...». Но если праздник совпадает с субботой или воскресеньем, то вместо стихиры следует петь догматик текущего гласа 37 . Еще более очевидным приготовлением к празднику являются службы двух последних Недель (воскресений) перед праздником, которые посвящены воспоминанию предков Спасителя по плоти и всех ветхозаветных праведников, ожидавших Его пришествия, и которые поэтому называются: одна – Неделей св. Праотец, а другая – Неделей св. Отец. Уже само наименование «праотец» указывает на то, что эта Неделя предшествует Неделе «отец».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Только два последних воскресенья Рождественского (Филиппова) поста освящаются особой памятью – о праотцах и об отцах древности. Но для достойной подготовки к празднику уже через неделю после начала поста, начиная с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы (день «благоволения Божия предображения»), поется катавасия «Христос раждается, славите» – на всех воскресных и праздничных богослужениях, включая полиелейные и славословные службы. Начиная с памяти дня памяти святого апостола Андрея Первозванного (30 ноября/13 декабря), кроме праздничных ирмосов «Христос раждается», в церковные службы включаются особые праздничные стихиры. Основными в приготовлении к празднику являются службы двух последних Недель, посвященных воспоминанию прародителей Спасителя и всех ветхозаветных праведников, ожидавших Его пришествия 169 . Одна из недель называется Неделей святых праотец, а другая – Неделей святых отец. Наименование «праотец» указывает только на то, что эта Неделя предшествует Неделе «отец». В службе праотец и отец наибольшее внимание уделяется пророку Даниилу и трем отрокам как прообразовавшим в пещи огненной Рождество Христово, не опалившее «Утробу Девичу». В Неделю праотец положен отдельный канон праотцам. А в Неделю отец пророку Даниилу и трем отрокам посвящен тропарь. Им же посвящены в Недели праотец и отец кондак, икос и ипакои. В обе Недели читаются на Литургии особые Апостол и Евангелие, и поется особый прокимен (воскресные Апостол, Евангелие и прокимен отменяются). Неделя святых праотец приходится на промежуток с 11/24 до 17/30 декабря; Неделя святых отец – с 18/25 до 24 декабря/6 января. Последняя суббота перед праздником Рождества Христова называется Субботой перед Рождеством Христовым. Уставом положено читать в эту Субботу особые Апостол (Гал., зач. 205) и Евангелие (Лк., зач. 72), имеющие отношение к явлению в мир Христа Спасителя (рядовые Апостол и Евангелие читаются после указанных в обе Недели). НРАВСТВЕННО-ДОГМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕСНОПЕНИЙ СЛУЖБ НЕДЕЛИ СВЯТЫХ ПРАОТЕЦ И НЕДЕЛИ СВЯТЫХ ОТЕЦ

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010