И чтем Пролог. Синаксарь в Неделю всех святых. Песнь 7. Ирмос: Божия снизхождения/огнь устыдеся в Вавилоне иногда./Сего ради отроцы в пещи радованною ногою,/яко во цветнице ликующе пояху:/благословен еси, Боже отец наших. Песнь 7 Канон 1. Ирмос: Божьего нисхождения/огонь устыдился в Вавилоне некогда;/потому отроки в печи, радостными стопами/как на лугу ликуя, воспевали:/“Благословен Ты, Боже отцов наших!” Славное истощание,/Божественное богатство Твоея нищеты, Христе, удивляет ангелы,/на Кресте зрящия Тя пригвождаема,/за еже спасти верою зовущия:/благословен еси Боже отец наших. Славное умаление, Божественное богатство/Твоей нищеты, Христе,/поражает Ангелов,/видевших Тебя пригвождаемым ко Кресту/для спасения с верою восклицающих:/“Благословен Бог отцов наших!” Божественным Твоим сошествием света исполнил еси преисподняя,/и тьма прогнана бысть прежде гонящая./Отнюдуже воскресоша иже от века юзницы, зовуще:/благословен Бог отец наших. При Божественном сошествии Твоем/светом наполнились места подземные,/и изгнана была тьма, прежде нас преследовавшая./Потому воскресли вечные узники, восклицая:/“Благословен Бог отцов наших!” Троичен: Всем убо Господа,/Единаго же единому Единородному Сыну православно Отца,/богословяще Тя возвещаем,/и Единаго ведяще от Тебе исходяща Духа Праваго,/Соестественна и Соприсносущна. Троичен: Господом всех,/но Отцом только одного – Сына единородного,/православно богословствуя, Тебя провозглашаем,/признавая и единого от Тебя исходящего Духа правого,/Тебе равного естеством и вечностью. Ин. Ирмос: От Иудеи дошедше: Канон 2 Спасение соделал еси посреде вселенныя, пророчески Боже:/на древо бо вознесен быв, вся призвал еси верою зовущия:/отец наших Боже, благословен еси. Спасение совершил Ты, по пророчеству,/посреди вселенной, Боже;/ибо на Древо вознесенный, Ты всех к Себе призвал,/с верою восклицающих:/“Отцов наших Боже, благословен Ты!”. Воскрес от гроба, якоже от сна, Щедре,/всех избавил еси от тли,/тварь же уверяется апостолы проповедающими востание:/отцев Боже, благословен еси.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-v...

и великия Четыредесятницы... повечерия поем великая; на них же поем покойные каноны настоящаго гласа в гробнице“ 808 . Кроме того, это повечерие служит самым приличным временем для пения канона святаго, прилучившегося в субб. 1 седм. В Типиконе сказано так: „Ведомо да есть, яко последование Минеи прилучающихся святых в субботы“ (разумеются не все субботы, а только те, в которые служба рядового святаго не правится ни на вечернем, ни на утреннем богослужении, к разряду которых относится и суббота 1 седм.) „и недели св. Четыредесятницы поем в повечериях“ (т. е. субботнего святаго в повечерии пред субботой, а недельного – в повечерии пред неделею), или егда изволит екклисиарх. Тако творим во всех пятках св. и вел. Четыредесятницы“ (посл. пят. 1-й седм., л. 319). То же самое повторяет и Тр. Постная: „Ведомо да есть, яко последование Минеи прилучившаго святаго в субботу и неделю поется на повечерии“ (т. е. одно накануне субботы, а другое накануне недели) „или егда хощет екклисиарх“ (посл. пятка 1 седм., вечера, л. 125 на об.). Смысл этих предписаний таков: выбор повечерий для пения канонов субботнего и недельного святаго должен зависеть от усмотрения предстоятеля церкви: однако, более приличным для этого временем должно считать повечерия накануне субботы (для субботнего святаго) и накануне недели (для недельного святаго). Но так как такой выбор, будучи приличным, а для субботнего святаго, вообще говоря, и удобным, для недельного святаго может иметь препятствие, проистекающее от того, что накануне недели может быть всенощное бдение, но не вечерня с повечерием; то на этот случай для сего последнего в Триоди Постной указывается другое настолько же приличное время, как и канун недели. Но об этом – ниже, а теперь заметим, что кроме приведенных, есть и еще, и притом совершенно точные и определенные, указания на то, что канун субботы 1 седм. всего приличнее избирать для пения канона святаго этой субботы. Такие указания находятся, во-первых, в Триоди Постной, в посл. пят. 1 седм., л.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Разделы портала «Азбука веры» Церковнославянский Русский В неделю вечера: Небесных чинов радование,/на земли человеков крепкое предстательство,/Пречистая Дево,/спаси ны, иже к Тебе прибегающия,/яко на Тя упование по Бозе, Богородице, возложихом. В воскресенье вечером Небесных полков радость,/на земле людям крепкая защита,/Пречистая Дева,/спаси нас, к Тебе прибегающих:/ибо мы на Тебя, Богородица,/надежду после Бога возложили. В понедельник на утрени: Святейшая святых всех Сил,/честнейшая всея твари, Богородица, Владычица мира,/спаси ны, Спаса рождшая,/от прегрешений тморичных и бед/яко Благая молитвами Твоими. В понедельник утром Святейшая всех святых Сил,/выше всего творения чтимая,/Богородица, Владычица мира,/спаси нас, Спасителя родившая,/от согрешений бесчисленных и бед,/как благая, молитвами Твоими. В понедельник вечера: Дево Всепетая,/юже в Тебе тайну Моисей пророческима виде очима,/купину горящу и неопаляему,/Божества бо Огнь утробу Твою, Чистая, не опали./Темже молим Тя яко Матерь Бога нашего,/мир испросити мирови и велию милость. В понедельник вечером Дева всепрославленная,/совершившееся в Тебе таинство/Моисей видел пророческими очами,/– куст терновый горящий и не опаляемый:/ибо огонь Божества чрева Твоего, Чистая, не опалил./Потому молим Тебя, как Матерь Бога нашего,/миру испросить мир и великую милость. Во вторник утра: Блудницу, и блуднаго аз, и разбойника победих,/и мытаря прегрешении преминух, и ниневитяны./Увы мне, что буду;/како убегну муки, аз, окаянный?/Чистая, припадаю Ти,/ущедри мя милостию Твоею,/якоже оныя Сын Твой спасл есть. Во вторник утром Блудницу, и блудного сына, и разбойника/я беззакониями превозмог,/и мытаря согрешениями превзошел, и ниневитян./Увы мне, что будет со мною?/Как избегну муки я, несчастный?/Припадаю к Тебе Чистая,/сжалься надо мною по милости Твоей,/как всех тех спас Сын Твой. В среду вечера: Радуйся, радосте прадедов,/апостолов и мучеников веселие/и покров нас, Дево, Твоих рабов. В среду вечером Радуйся, Дева, радость праотцев,/Апостолов и мучеников веселие,/и покров для нас, Твоих рабов.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/bogorodic...

Председатель Синодального отдела по благотворительности в сослужении 50 священников со всей России освятил онкоцентр имени Н.Н. Блохина в Москве 24 июня 2019 г. 11:57 23 июня 2019 года, в Неделю Всех святых, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности социальному служению , председатель Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете города Москвы епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон совершил чин освящения Национального медицинского исследовательского центра онкологии имени Н.Н. Блохина в Москве. Его Преосвященству сослужили более 50 священников из Москвы и 30 регионов России, с 20 по 24 июня проходивших стажировку по больничному служению. На водосвятном молебне присутствовал директор центра профессор Иван Стилиди, а также более 100 добровольцев и помощников больничных священников, дирекция центра, врачи, персонал и пациенты лечебного заведения. «Сегодня мы освящаем воду, чтобы окропить этот замечательный центр, цель которого — помочь страдающим людям преодолеть страшное заболевание, — сказал епископ Пантелеимон. — Благодать Божия сопутствует каждому врачу, когда он совершает свое благородное, великое дело. Ведь Бог пребывает не только в величии храмового богослужения, не только там, где церковная красота, но и там, где люди страдают и нуждаются в помощи». Архиерей подчеркнул, что окропление освященной водой явит ту благодать Божию, которая присутствует там, где люди помогают друг другу. «Мы очень рады, что в этот праздничный день, в день Всех святых, мы можем явить эту благодать Божию. Мы надеемся, что в этом месте будет чуть больше радости и помощи всем вам», — отметил викарий Святейшего Патриарха. Профессор Иван Стилиди в свою очередь заметил, что освящение центра — это давняя просьба сотрудников и пациентов. По окончании молебна епископ Пантелеимон и более 50 священников в сопровождении добровольцев, многие из которых окончили курсы помощников больничных священников, обошли все отделения, поговорили с пациентами и медицинскими работниками.

http://patriarchia.ru/db/text/5459387.ht...

В конец утрени: Прибежище и сила наша, Богородице,/державная помощь мира,/молитвами Твоими покрый рабы Твоя/от всякия нужды,/едина Благословенная. В конце утрени Прибежище и сила наша, Богородица,/крепкая помощь миру,/ходатайствами Твоими покрой рабов Твоих от всякого несчастья,/единая Благословенная. В пяток вечера и в субботу на Бог Господь: В пятницу вечером и в субботу после “Бог – Господь” Тя, ходатайствовавшую спасение рода нашего,/воспеваем, Богородице Дево:/плотию бо, от Тебе восприятою, Сын Твой и Бог наш,/Крестом восприим Страсть,/избави нас от тли, яко Человеколюбец. Тебя, как Посредницу спасения рода нашего,/воспеваем, Богородица Дева,/ибо плотию, от Тебя принятою, Сын Твой и Бог наш,/на Кресте претерпев страдания,/избавил нас от тления, как Человеколюбец. В конец утрени: Пророцы проповедаша,/апостоли научиша,/мученицы исповедаша/и мы веровахом Богородицу Тя воистину сущую./Тем и величаем Рождество Твое неизреченное. В конце утрени Пророки проповедали,/Апостолы научили,/мученики исповедали,/и мы уверовали, что Ты – истинная Богородица:/потому и величаем/рождение от Тебя Христа неизъяснимое. В неделю вечера и в понедельник на Бог Господь: В воскресенье вечером и в понедельник после “Бог – Господь” Воспитавшейся во храме во святая святых,/одеянней верою и премудростию и безмерным девством,/Архистратиг Гавриил принесе с Небесе целование/и еже радуйся, радуйся, Благословенная,/радуйся, Препрославленная, Господь с Тобою. Воспитанной во храме во святом святых,/украшенной верою, и премудростью, и непорочным девством/Архистратиг Гавриил принес с небес приветствие и “Радуйся” возгласил –/“Радуйся, Благословенная, радуйся, Прославленная, Господь с Тобою!” В конец утрени: Яко всех еси творений Вышшая,/воспевати Тя достойно недоумевающе, Богородице,/туне, молим Тя, помилуй нас. В конце утрени Всех творений Высочайшая,/не зная, как воспеть Тебя достойно, Богородица,/просим Тебя: “Даром помилуй нас!” В понедельник вечера и во вторник на Бог Господь: В понедельник вечером

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/bogorodic...

В Дополнительном Требнике, изданном в Киево-Печерской Лавре в 1866 году, кроме указанных чинов и молитвословий, находятся: чин благословения нового дома, в немже хощет кто первее вселитися; чин благословения при начале сеяния; возследование молитвенное во время губительного мора скотов 258 . Кроме указанных Требников, издан в 1870 г. в Москве: Требник (малый) в двух частях Этот Требник содержит извлечения из упомянутых трех требников. В 1-й части его находится все то, что обыкновенно печатается в Малом Требнике, и при этом присовокупляются некоторые молитвы, чины, последования из Большого и из Дополнительного Требников, именно: молитва на всякую немощь (из Больш. Требн.); молитва святых седми отроков на немощного и не спящаго; последование, егда крест творит Священник на страсть недуга со святым копием; чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет (из Больш. Требн.); молитва на благословение артоса во святую Неделю Пасхи; молитва на раздробление артоса в субботу Святыя Недели (из Дополн. Требн.); последование над пещию; молитва о храмине, стужаеме от злых духов; молитва , умиревающая во вражде сущих; чин, бываемый на нивах, или винограде, или вертограде, аще случится вредитися от гадов, или иных видов; молитва молебная на всякую литию; молитва , во еже благословити стадо; молитва, во еже благословити мрежи; молитва, во еже устроити корабль (из Больш. Требн.); чин благословения нового кладезя; чин благословения пчел: благословение роев пчельных, в улия нова всажденных; молитва, еже освятити на нивах, или винограде, или вертограде, аще случится вредитися от гадов, или иных видов 259 ; молитва молебяая на всякую литию; молитва , во еже благословити стадо; молитва, во еже благословити мрежи; молитва, во еже устроити корабль (из Болып. Требн.); чин благословения нового кладезя; чин благословения пчел; благословения роев пчельных, в улия нова всажденных; молитва, еже освятити какое-либо благовонное зелие; молитва на освящение всякия вещи (из Дополн. Требн.). Кроме того в Требнике Малом, в двух частях изданном в Москве, находится алфавит имен всех святых, празднуемых Православною Греко-Восточною Церковию, с показанием в которыя числа они празднуются. Часть указанного Требника составляет содержание Дополнительного Требника. Чинопоследование соединяемым из иноверных к Православной Кафолической Восточной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Подобно тому как 48 глава называется «месяцесловом» от указаний на службы Месячной Минеи, 49 и 50 главы называются «триодион», оттого что в последованиях сих глав указывается на пение Триоди Постной и Цветной. В 49 главе находятся последования для дней приготовительных к посту и для самого Великого поста, т.е. от недели мытаря и фарисея до Пасхи. В 50 главе, которая озаглавливается словом «Пентикостарион» (т.е. Пятидесятница), содержатся последования для дней, начинающихся днем Св. Пасхи и простирающихся до недели Всех святых включительно. А о том, какие молитвословия должны быть читаемы и петы, если в дни пения Триодей случатся неподвижные праздники (Минеи), например: 40 мучеников (9 марта), Благовещения (23 марта) – надлежит смотреть в месяцеслове Типикона под тем числом, в которое празднуется неподвижный праздник. В 51 главе говорится о соблюдении Петрова поста, который следует за Пятидесятницею. Эта глава служит заключением Триодиона. III Третья часть Типикона есть как бы дополнение к 1 и 2 частям его. Она содержит: а) указания на некоторые краткие изменяемые молитвословия, устав которых неодинаков в разные дни одной и той же седмицы, но общий для большей части седмиц в году; б) сами молитвословия, на которые в ней есть указания, именно – восьми Гласов тропари, кондаки, ипакои, светильны, прокимны, аллилуиарии. Для того чтобы узнавать, который глас должно петь в известную неделю, для сего в 54 главе показано, с какого времени года начинается каждый столп гласов. Узнав из Индиктиона и Зрячей Пасхалии (в Типиконе), в какие числа месяцев в известном году начинается каждый столп гласов, легко сосчитать, которою будет в этом столпе известная неделя и который глас должен быть пет в ней (см. выше). Столпы гласов Октоиха начинают свой ряд около одного времени (т.е. после Пятидесятницы) со столпами утренних воскресных Евангелий 16 , и как гласы Октоиха, так и утренние Евангелия следуют в непрерывном порядке одни за другими; поэтому со столпами гласов печатаются вместе и столпы евангельские. Соответственно содержанию воскресных утренних Евангелий, поются на воскресной утрени 11 ексапостилариев с Богородичными и столько же евангельских стихир; посему и они при сем (в 54 главе) излагаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Одеяние, Богом сотканное,/я совлек с себя, несчастный,/Твоего божественного повеления ослушавшись, Господи,/по совету врага;/и листьями смоковницы,/и кожаными одеждами ныне облечен:/ибо в поте лица осужден был хлеб скудный вкушать;/земля же проклятием обречена была/терния и колючки приносить мне./Но в последние времена от Девы Воплотившийся,/призвав меня, введи снова в рай. Рай драгоценный,/совершеннейшая красота,/Богом созданная обитель,/радость непрестанная и наслаждение,/слава праведных, пророков услада, и святых жилище,/шумом листьев твоих Создателя всех умоляй/открыть мне врата, которые я преступлением затворил,/и удостоить меня приобщения к древу жизни,/и радости, которою я прежде в Тебе наслаждался. Адам изгнан был из рая за ослушание,/ из обители наслаждения извержен, речами жены обманутый,/и нагой сидит напротив места того, – «увы мне», – сетуя./Потому постараемся все провести время поста/слушаясь евангельских преданий,/чтобы чрез них став угодными Христу,/получить нам снова райское жилище.   Из Триоди Постной — читать по-русски , по-церковнославянски Последовнаие богослужения на 6 марта       М. Красовицкая «Литургика»   Неделя сыропустная — последний день перед заговеньем. В сырную седмицу уже ни о каком мясе не может быть и речи, а в неделю последний раз вкушают молочные продукты и яйца. Литургическая тема этого дня обозначена так: Изгнание Адамово. И еще одно название имеет эта неделя — Прощеное воскресенье. Эти разные названия дня соответствуют разным пластам того единого, что в этот день совершается. В последний раз в этот день поют На реках вавилонских — 136-й псалом. Стихиры, назначенные для этого дня, стремятся как бы показать нам всю глубину и остроту того, что мы вспоминаем. Они говорят об Адаме, который только что был изгнан из рая: вот он сел и видит рай перед собой, и понимает, что его потерял, и горько плачет. Гимнографы влагают в его уста слова, которые не могут нас не растрогать: «Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше: увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену! Увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну! Но о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся: ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя: в землю бо пойду, от неяже и взят бых. Милостиво Щедрый, вопию Ти: помилуй мя падшаго».

http://predanie.ru/tema/proshhennoe-vosk...

Во время чтения Страстей Господних, при начале каждого Евангелия, производить соответствующее число ударов в большой колокол по порядку Евангелий: к первому — 1 раз, ко 2-му — два и т. далее. По производстве же 12 ударов на 12-м Евангелии отзвонить однократно во все колокола, пока Св. Евангелие не будет положено на престол. Во время пения славословия при выносах креста и в Великую субботу на утрени производить редкий перезвон, перебирая колокола, заключая каждый перебор однократным ударом во все колокола сразу. По подъятии же креста или плащеницы во все время несения до положения на учиненном месте производить беспрерывный звон во все колокола. Начиная со Святых Страстей и кончая литургией в Великую субботу, благовесть к началу всех богослужений производить в большой колокол «через край». Во время чтения Евангелия за литургией в 1-й день св. Пасхи производить перебор всех колоколов от большого до малого по 10 ударов, по окончании каждой статьи чтения Евангелия производить однократный звон во все колокола, по окончании же последней статьи троекратный звон во все колокола. При совершении водосвятия, от начала молебна до погружения креста, производится перебор всех колоколов от большого до малого по 25 ударов в каждый колокол, а при троекратном погружении креста — троекратный с малыми остановками звон во все колокола. При совершении панихид производятся редкие удары в один большой колокол, а при пении «Вечная память» — однократный звон во все колокола, при ударах в большой колокол «через край». При совершении молебнов на многолетии производится троекратный звон на царское многолетие и однократный на прочие многолетия, так чтобы каждому тройному «Многие лета» соответствовал отдельный однократный звон. В воскресные дни (под понедельник) следует ли вершать вечерню со входом или не следует? 1) В воскресные дни, случающиеся накануне великих праздников (со бдением) отправляется великая вечерня в соединении с утренею, на этой вечерне полагается совершать «вход». 2) В день св. Пасхи (и во всю пасхальную седмицу), в неделю (Воскресение) ап.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

По другой практике, принятой, например, в Киево-Печерской Лавре, тропарь «Христос воскресе» в начале всенощного бдения, перед шестопсалмием, в начале и в конце Литургии поется один раз в алтаре священнослужителями и дважды на клиросе. Тропарь: «Христос воскресе» поется также в начале молебна, панихиды, крещения, отпевания и других служб. Читается тропарь «Христос воскресе» в начале всех прочих служб суточного круга: на вседневной вечерне, утрени, на часах, за исключением 6 часа, который, соединяясь с 3 часом, обычно начинается чтением «Приидите, поклонимся». Молитва «Царю Небесный» не читается и не поется до праздника Пятидесятницы. Седмичная утреня начинается с шестопсалмия (двупсалмие не читается). На воскресном всенощном бдении стихиры Пасхи с припевами «Да воскреснет Бог» поются только после стихиры на стиховне великой вечерни, при этом на «Слава» поется стихира праздника. В конце стихир «Христос воскресе» поется только единожды, в заключение последней стихиры. В стихирах на хвалитех стихиры Пасхи не поются. На седмичных днях стихиры Пасхи также не поются. На воскресных всенощных бдениях «Воскресение Христово видевше» поется трижды. Это отличительная особенность Недель Цветной Триоди до отдания Пасхи по сравнению с Неделями по Пятидесятнице. В седмичные дни на утрене «Воскресение Христово видевше» поется (после кафизм) единожды. Канон Пасхи с богородичнами поется в соединении с каноном Недели в Неделю святых жен-мироносиц, а также в Недели о расслабленном, о самаряныне и о слепом. К богородичным тропарям припев: «Пресвятая Богородице, спаси нас». К тропарям Триоди припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Заключительное «Христос воскресе» (3) в конце каждой песни не поется. На 9 песни пасхальные припевы не поются, 9 песнь поем сразу после 8 следующим образом. Ирмос: «Светися, светися», припев: «Христос воскресе из мертвых» и тропарь: «О Божественнаго, о любезнаго», затем припев и тропарь: «О, Пасха велия», богородичны тропари с припевом: «Пресвятая Богородице, спаси нас», после них читаются тропари канона Триоди с припевом к тропарям: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». После канона – ексапостиларий Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010