То же самое внушает он и всем другим, считая за одно и то же и свободу, и рабство перед Богом. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся. Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов ( 1Кор.7:21-22 ). Об одном заботится духоносный проповедник христианской свободы — не делайтесь рабами человеков ( 1Кор.7:23 ). Так пишет он, сам уверявший, что поработил себя всем. Когда работаешь Богу или людям ради Бога, то это свобода. Но когда работаешь людям ради людей, то это рабство. Таков окончательный вывод из учения апостольского о свободе нашей перед Богом. К свободе призваны вы, братия, — говорит апостол, — только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти ( Гал.5:13 ). Аминь. Слово в Неделю всех святых Размышляю о днях древних, о летах веков минувших Пс.76:6 Кто путешествовал, и особенно — далеко, тот знает, как отрадны и вожделенны те минуты, в которые он опять видит себя дома. С какой любовью, с каким утешением воспоминает он путь свой! Чего не перемыслит, чему не поучится при этом, как бы вторичном странствовании! В настоящий день мы представляем собой, братия, именно таких путешественников. Сегодня оканчивается в Церкви ряд так называемых подвижных, или переходящих, праздников ее, или время Триоди, т.е. время, в которое при церковных богослужениях употребляется книга трипесничных канонов. Это время, начавшееся за три недели перед Великим Постом и оканчивающееся настоящим днем, своими восемнадцатью седмицами объемлет самые торжественные дни богослужения Православной Церкви и разделяется всерадостным днем Воскресения Христова на две половины, называемые обыкновенно четыредесятницею и пятидесятницею. По благодати и милости Божией мы сподобились пройти как ту., так и другую половину триодного пути и теперь возвращаемся к времени обычного церковного песнопения. Остается и вам, подобно путешественникам, окончившим свое далекое странствование, теперь заняться на досуге — в утешение и назидание себе — обзором совершенного нами пути.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

Третья заповедь запрещает сквернословие. Во всех затруднительных случаях уместно обращаться к Богу, а не выражать свою досаду непотребными выражениями, смущающими слух многих окружающих людей. Употребление скверных слов не совместимо с молитвенным обращением ко Господу Богу. «Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?» ( Иак.3:11 ). Библия учит очень внимательно следить за тем, что именно произносишь. «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших» ( Еф.4:29 ). «Язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» ( Иак.3:6 ). Однажды произнесенное, слово уже не исчезает, а уходит в бесконечную память Божию и будет предъявлено на Суде. Сквернословие является еще нарушением седьмой заповеди, поскольку приковывает внимание к низменным проявлениям человеческой натуры, и шестой заповеди, потому что духовно убивает слушающих его. Четвертая заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему». Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему. Заповедь говорит о том, что среди череды обыденных дел надо выделить хотя бы день в неделю, чтобы вырваться из суеты и устремиться духом ввысь, к вечности. Нужно посетить церковь и помолиться на богослужении. Это событие своей чистой радостью даст то ощущение праздника, по которому тоскует каждый человек. После него и будни станут содержательней, осмысленней, интересней. Храм всем своим видом настраивает на мысли о Боге. Кроме того, в нем доступно то, что не получишь более нигде. В домашней молитве люди только обращаются к Богу, а в храме имеют еще возможность соединиться с Ним через Таинство Причащения, приобщиться Святых Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина. Этому Таинству предшествует исповедь — покаяние в совершенных грехах.

http://azbyka.ru/katehizacija/desyat-zap...

«Я есмь хлеб живый, сшедший с небес» ( Ин.6:51 ); «Плоть Моя истинно есть пища и кровь Моя истинно есть питие» ( Ин.6:55 ); «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин.6:56 ). Пребывание же со Христом и во Христе и есть жизнь, полная освящения или плодов добра: «Кто пребывает во Мне и Я – в нём, тот приносит много плода, ибо без Меня не может делать ничего» ( Ин.15:5 ). Поэтому, «если не будете есть плоти Сына человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин.6:53 ); «ядущий же хлеб сей жив будет во век» ( Ин.6:53 ) 136 . Посему истинные ревнители о жизни по воле Божией с самого начала христианства приступали к Святому Причащению весьма часто. При св. апостолах христиане преломляли хлеб, т. е. приобщались всякий раз, как собирались вместе для молитвы. Св. Василий Великий в послании в Кесарию говорит, что спасительно приобщаться Телу и Крови на всякий день, а о себе пишет: «Мы причащаемся четыре раза в неделю» И это общее мнение всех святых, что нет спасения без причащения (см. Добротолюбие, ч 2-я иноков Каллиста и Игнатия, гл. 92). Приобщаясь всегда, когда только может, возрождённый может и не приступать к Святому Таинству Покаяния, потому что он не впадает в тяжкий грех, лишающий его благодати оправдания. Но зато вся его жизнь есть непрестанное говение: он не только находится в состоянии самособранности зрения нового мира, в чувствах и расположениях покаянной веры, но и прилежит чтению и слышанию Слова Божия, общественному и домашнему богослужению, соблюдает все уставы церкви и при всём этом всякий простительный грех, т. е. невольные движения злых помыслов и пожеланий, возникающие в нём вопреки инициативе его собственного «я», исповедует как Богу ежедневно среди молитвы, так и при первом случае своему духовному руководителю или другому единомысленному с собой христианину; короче: не говея перед Святым Таинством Причащения, возрождённый так устраивает всю свою жизнь, что она становится непрестанным говением. Занятие Словом Божиим и участие в богослужении, воспитывая дух ревности и жизни по воле Божией и созидая молитвенный дух в христианине, через Святое Таинство Евхаристии удерживая его в единении с Источником оправдания и освящения – Самим Богом, через все прочие уставы церковные содействуя ему в посте и бдении, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

“Цветная Триодь содержит в себе последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые начинаются днем Пасхи и кончаются Неделей всех святых” 587 . Название свое эта богослужебная книга получила, как мы уже заметили, от того, что в древности она начи[на]лась службой в Неделю цветоносную или цветную, ныне в Неделю ваий. “Цветная Триодь поется вместе с Октоихом, но иначе, нежели Триодь Постная. Во-первых, в Цв[етной] Триоди в последовании седмичных дней большей частью находятся молитвословия Октоиха не только из последований седмичных дней, как в Триоди Постной, но и воскресных. Во-вторых, молитвословия Октоиха вносятся в Цветную Триодь, или назначаются в ней для пения, по порядку гласов, с прямым указанием, которого гласа молитвословия Октоиха поются в каждую седмицу и неделю. Тогда как в Постной Триоди при указаниях на молитвословия Октоиха не обозначается, из какого гласа они должны быть петы, потому что в недели и седмицы, в которые поется Постная Триодь, гласы бывают в разные годы не одни и те же, а разные. Во время же пения Цв[етной] Триоди и неделям и дням седмиц указываются одни и те же гласы для всех годов. Гласы для пения, равно и самые молитвословия Октоиха, назначены в Цветной Триоди следующим образом: в Пасхальную седмицу на каждый день положен особый глас, и песнопения Октоиха внесены в последования Триоди для каждого дня из особого гласа. Так, после дня Пасхи, на которой в Великую Субботу на вечерне (пред литургией) поются воскресные песнопения Октоиха (стихиры на «Господи, воззвах») первого гласа, в понедельник полагаются в Триоди песнопения Октоиха второго гласа, во вторник – третьего гласа, в среду – четвертого, в четверток – пятого, в пятницу – шестого, в субботу – осьмого гласа. После же Недели ап. Фомы в последованиях Цвет[ной] Триоди находятся молитвословия Октоиха для всех дней каждой седмицы из одного гласа, но для каждого дня особые. Гласы недель и седмиц следуют в таком порядке: в Неделю ап. Фомы песни Цвет[ной] Триоди (Октоих не поется в этот день) поются на первый глас, и в седмичные дни за этой неделей в последованиях Цвет[ной] Триоди находятся песнопения Октоиха 1 гласа. В Неделю мироносиц и в седмичные затем дни поются песнопения Октоиха 2 гласа; в Неделю и седмицу расслабленного – 3 гласа, в Неделю и седмицу самаряныни – 4-го гласа, в Неделю и седмицу слепого – 5-го гласа, в Неделю св. отец [Первого Вселенского Собора] – 6 гласа, в Неделю Пятидесятницы песни Цветной Триоди поются (Октоих не поется в этот день) на глас 1-й, в Неделю всех святых поются песни октоиха 8-го гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Эти песнопения были собраны в одну книгу, по свидетельству первого синаксария Триоди Постной, Феодором и Иосифом Студитами. Однако и после них была умножаема в своем составе; например, для Недели Православия, недель второй, четвертой, пятой синаксарии и службы были составлены в XIV веке Никифором Каллистом . 4.2. Цветная Триодь Цветная Триодь содержит последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые начинаются днем Пасхи и кончаются Неделей Всех святых. Цветная Триодь называется или потому, что в некоторых ранних редакциях она излагала последования Страстной недели и Недели Ваий, а эта неделя называется Цветоносною , или потому, что начало употребления ее совпадает с началом весны, времени цветов, которые притом могут служить прекрасным символом для обозначения духовной красоты, духовной радости и изящества самих песнопений Триоди Цветной. Цветная Триодь поется вместе с Октоихом не только в воскресные, но и в будние дни. Молитвословия Октоиха включены в Цветную Триодь по порядку гласов. Во время пения Цветной Триоди воскресным и прочим дням недели указываются одни и те же главы для всех дней годового круга. Гласы для пения, равно как и самые молитвословия Октоиха, назначены в Цветной Триоди следующим образом: в пасхальную седмицу на каждый день положен особый глас. В первый день Пасхи положены песнопения первого гласа, в Светлый понедельник полагаются в Триоди песнопения Октоиха второго гласа, в Светлый вторник – третьего гласа, в Светлую среду – четвертого гласа, в Светлый четверг – пятого, в Светлую пятницу – шестого, в Светлую субботу – восьмого гласа. В Неделю апостола Фомы – первого гласа; в Неделю святых жен мироносиц – второго гласа; в Неделю о расслабленном – третьего гласа; в Неделю о самарянине – четвертого гласа; в Неделю о слепом – пятого гласа; в Неделю святых Отцев – шестого гласа; в Неделю Пятидесятницы – седьмого гласа; в Неделю Всех святых – восьмого гласа. В будние дни Цветная Триодь соединяется с песнопениями Минеи. Некоторые последования Цветной Триоди, как и Постной, печатаются отдельными изданиями.

http://azbyka.ru/liturgika-karpuhin

145 об.–146; 10) молитва над приносимом плодом всякого овощия (101): «Благодарим тя Господи Боже наш и приносим начаткы плода сего»; 11) Божественая служба иже в святых отца нашего Василя Вели архиепископа Кесария и Кадопокиискыя (101 об.–133 об.); 12) Божественая служба преждеосвященных святого Вели Василия (134–151); 13) прокимны и аллилуия воскресны восьми гласов (151–152); 14) прокимны и аллилуия дневные и общие святым (152–154); 15) устав и указ Господскых праздников; заглавие неточно: приводятся прокимны и запричастные стихи на дни праздников Господских, Богородичных и святых по месяцеслову, но не на все дни каждаго месяца, с указанием по местам и других особенностей богослужения (154–183 об.); на л. 183 об. замечено киноварью: «конец последованию церковного собранию»; 16) об особенностях богослужения в субботы и воскресенья вели поста (183 об.–195 об.); 17) последование в неделю Пасхи, а также чин панагии в Светлую седмицу (195 об.– 203 об.); 18) об особенностях богослужения в дни Светлой седмицы (203 об.–206); 19) об особенностях богослужения в неделю Фомину и следующия за нею до недели Всех Святых включительно (206–212 об.); 20) о праздницех Богородици яко аще случится в неделю (212 об.); 21) о Господских праздницех аще случится в неделю (213–214); 22) подобает ведати когда поется Честнейшую херувим и когда не поется (214–215); 23) списание от греческых книг смиреным митрополитом киевским и всея Руси Киприяном. Чин иже омыти мощи святых или крест мочити (215–221 об.); 24) чин егда случится вскоре вельми болну дати Причастие (221 об.–222); 25) молитва прощальная глаголема от архиерея или от духовного отца хотящу причаститися Божественных и животворящих Таин, всех молитв три: (223–22–7 об.) а) «Господи Иисусе Христе Боже наш Сыне и Слове Бога живого пастырю агнче вземляй грехи миру», б) «Господь Бог премилостив и да ущедрит мя Господь Иисус Христос всякого прошения блага»; в) «Господи Боже наш един благый человеколюбец, един свят и на святых почиваяй»; молитвы: 26) от всякыя скверны человеку (227 об.–228): «Господи Боже наш един благый человеколюбец един свят и на святых почиваяй»; сходна с предыдущею, но короче: в первой в средине есть вставка; 27) над вином хотящим служити (228 об.), та же, что в 868 на лл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При пении Цветной Триоди, на некоторые воскресные дни полагаются стихиры Октоиха, но не рядового гласа, а того, который именно указан для известной Недели. Эти воскресные стихиры Октоиха внесены и в Цветную Триодь: на неделю мироносиц – 2-го гласа, на неделю расслабленного – 3-го гласа, на Неделю самарянина – 4-го, на Неделю слепого – 5-го, на Неделю Святых Отец – 6-го, на Неделю Всех Святых – 8-го гласа. На Недели же: св. ап. Фомы и Пятидесятницы поются стихиры сим праздникам, стихиры Триоди (Тип., послед. сих дней). На вседневной и великой вечернях (и отдельно от утрени и на бдении) в седмичные дни от недели Всех Святых до дней пения Постной Триоди – На «Господи воззвах» поются следующие стихиры: Если нет празднуемого святого и вообще праздника на следующий день, имеющего в Типиконе или Минее знак предпраздничный, то поются три стихиры Октоиха и три Минеи (Тип., 25 сент. и др.) Так бывает и в субботу, если поется «Аллилуиа» (Тип., гл. 13) 350 . Не одинаков бывает порядок пения сих стихир в седмичные дни, кроме субботы, и в субботу. В седмичные дни, кроме субботы, сперва поются стихиры Октоиха, подобно тому, как в эти дни все вообще песнопения Октоиха поются прежде Минеи. Но в субботу сперва поются стихиры Минеи, а потом уже Октоиха. Если случится святой, имеющий в месяцеслове праздничный знак, то стихиры Октоиха оставляются, и поются стихиры святому или празднику из Минеи (Тип., 5 сент. и др.). Если же случатся два празднества, напр. – святым, хотя и не имеющим знака, но таким святым, из коих каждому есть в Минее стихиры, то в этом случае Октоих оставляется, и поются стихиры Минеи тому и другому святому по три (Тип., 2, 3-го сентября и др.) Если в дни седмичные случится предпразднство или попразднство, то тогда стихиры Октоиха, как и вообще другие песнопения его, не поются. Октоих заменяется стихирами предпразднства иди попразднства из Минеи. Между стихирами Минеи и Октоиха то различие, что стихиры предпразднства или попразднства (Минеи) не отменяются даже и в праздник с полиелеем, бдением, а стихиры Октоиха отменяются и для шестеричного святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В служебном Евангелии в конце (см. «Сказание, еже како на всяк день должно есть чести Евангелие седмиц всего лета») указано, которые утренние воскресные Евангелия следует читать как в Недели от Пасхи до Недели Всех Святых, так и потом в следующие засим 32 Недели. Но для тех Недель, которые будут после 32-й Недели до Недели мытаря и фарисея, равно для Недель: мытаря и фарисея, блудного сына, мясопустной, сырной, 1-й, 2-й, З-й, 4-й и 5-й Великого поста в Евангелии не указаны самые рядовые зачала, которые в них следует читать. Потому что от Недели 32-й до Недели мытаря и фарисея бывает разное число Недель в те и другие года. Отсюда приходится в эти Недели читать не одни и те же рядовые Евангелия в разные года. И чтобы отыскать, расчислить их для известного года, для этого следует узнать, в какие числа в этом году начинаются столпы утренних Евангелий. Узнать же это легко из Зрячей Пасхалии, находящейся в Типиконе и в Следованной Псалтири. В этих книгах – в Индиктионе следует найти ключевую букву искомого года, или, иначе сказать, отыскать в Индиктионе, желаемый год по при нем стоящей ключевой букве. Узнав ключевую букву года, должно потом отыскать ее в Зрячей Пасхалии. Там при ключевой букве и показано, в какое число месяца в том году начинается каждый столп гласов Октоиха и какие тогда следуют рядовые утренние Евангелия. При этом должно помнить, что столпы гласов Октоиха и утренних воскресных Евангелий ведут свой счет с Недели Всех Святых (1-е утреннее Евангелие читается в Неделю Всех Святых, а 1-й глас – в Неделю первую после Недели Всех Святых), а поэтому до Недели Всех Святых должно искать столпы гласов и Евангелий под той буквой, которая относится к предыдущему году. При этом должно знать, что правило об отступке касается только Евангелий, читаемых на литургии, но не относится нисколько к рядовым Евангелиям утренним воскресным, которых ряд всегда бывает непрерывен до 5-й недели Великого поста, как можно видеть из столпа 6-го утренних Евангелий, в котором Евангелия начинаются (с 9-го) и следуют в непрерывном порядке за Евангелиями 5-го столпа, имеющего последним Евангелием 8-е.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Синаксарий, во святую и великую неделю Пасхи. Синаксарь во святую и великую неделю Пасхи Стихи: Христос сшед к борьбе адове Един. Многия взем победы корысти, взыде. Стихи: В ад одиноко сойдя с силой его побороться, С многой добычей назад вышел из ада Христос. Во святую и великую Неделю Пасхи самое живоносное Воскресение празднуем Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Во святую и великую неделю Пасхи празднуем само живоносное воскресение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. еже убо и Пасху именуем, яже еврейскою беседою преведение толкуется. Той бо есть день, воньже Бог в начале мip от небытия приведе. В той день израильтеския люди, сквозе Чермное море провед, от фараоновых исхищает рук. В той паки, с небесе сошед, во утробу Девы вселися, и ныне из адовых сокровищ человеческое естество все исхитив, на небеса возведе и к древнему достоянию приведе нетления. Обаче, сошед во ад, не всех воскреси, но елицы веровати Ему изволиша, души же яже от века святых нуждею держимыя от ада свободи, и всем даде на небеса взыти. Сего ради, радующеся, преестественне со светлостию Воскресение празднуем, радость образующе, еюже естество наше милосердия ради милости Божия обогатися; такожде и вражды разрушение, и еже с Богом соединение и с самеми Ангелы показующе, обычное содеваем целование. Нынешний праздник мы именуем Пасхой, что в переводе с еврейского означает “переход”. Ибо это день, когда Бог в начале мир из небытия произвел. В этот день Он и израильский народ, чрез Красное море проведя, из рук фараона похитил. В тот же день, с небес сойдя, вселился Он и в утробу Девы. И ныне, исторгнув из адовых глубин все человеческое естество, возвел его на небеса и утвердил в первоначальном достоинстве нетления. Однако Христос, сойдя в ад, не всех воскресил, но избравших уверовать в Него; освободил Он и души святых, что от века насильно удерживались в аду, и всем на небеса восхождение даровал. Оттого-то в преизбытке веселья и празднуем мы с великой пышностью Его воскресение, запечатлевая радость, которой по милосердию Божию обогатилось наше естество. Равным образом и приветствие употребляем празднику свойственное, воочию являя этим прекращение вражды и соединение наше с Богом и ангелами.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svetloe-h...

Если случится шестеричный святый, то поется стихир воскресных 6 и святому на 4. Если будешь святый с полиелем или два святых, то воскресных 4 и святому, или святым на 6. Если случится препразднество или попразднество, то воскресных 4, препразднеству и попразднеству 3 и святому 3. В отдание праздника 6-ть праздника. Если случится препр. или попразднество и еще полиелей, по воскресных 3, препр.и попр. 3 и святому 4. Вход с кадилом. Свете тихий.. Прокимен: Господь воцарися. (Если случится полиелей, 3 паримии святому). Ектенья рцем вси.. Сподоби Господи. Ектенья: исполним вечернюю молитву, возглас: Яко благ… «Мир всем» молитва главопреклоненная, возглас: Буди держава царствия Твоего. Если совершается лития, то порядок ее следующий: после ектеньи Исполним и возгласа иерея, Буди держава царствия, священнослужащие исходят из алтаря северною дверью в притвор храма, а лик поет стихиры литийные храму 1, и Амморийского в октоихе на «Господи воззвах», или праздничные если праздник. Из минеи. После стихир диакон произносит молитву. Спаси Боже люди Твоя…прерываемую многократным пением: Господи помилуй, именно: а) после слов молящихся Тебе и помилуй нас – 40 раз Господи помилуй, б) после молениря о Государе и царствующем Доме – 30-ть, в) после моления о Святейшем Синоде и о людях всякого чина 50-ть, г) о еже созранитися граду – 3-жды, д) о еже услышати Господу Богу глас моления нас грешных и помиловати нас грешных и помиловати нас 3-жды. После этих прошений и молитвы: Владыко многомилостиве Господи, певцы и священнослужащие входят в храм. Певцы поют стиховны воскресны. Ныне отпущаеши. Трисвятое. Отче наш. Тропарь: Богородице Дево радуйся – 3-жды. (Если бывает лития, то совершается благословение хлебом с молитвою: господи иисусе Христе). Если случится в воскресенье святый с бдением или полиелейем, то поется тропарь – Богородице Дево 2-жды и тропарь святому однажды. То же бывает и в те воскресные дни. В которые случается особое празднство, напр., 1-ю и 3-ю неделю поста, в неделю всех святых и в неделю святых отец и др..

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010