После молитвы «Отче наш», в которой, взывая к Отцу небесному, просим: «да святится имя Твое, да будет воля Твоя, остави нам долги нашя, не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго», как бы в свидетельство или доказательство того, что просящий от Господа от всего сердца – приемлет, в утверждение нашей надежды поются или читаются краткия песнопения – тропари Богородичны в славу и честь воспоминаемого в тот день святого или праздника. Эти тропари называются отпустительными (Тип., гл. 52, 53, 55). В редких случаях, поются три или четыре тропаря, это бывает при стечении нескольких празднований в один день 380 . Иногда же один тропарь поется трижды: А. Если в седмичные дни от недели Всех Святых до вторника сырной седмицы и в вечер среды ее не случаются празднования со всенощным бдением, с полиелеем, с великим славословием, то по «Ныне отпущаеши» и «Отче наш» поется тропарь празднуемому в тот день святому из Месячной Минеи. А если празднуется двум святым, и для обоих есть тропари в Минее Месячной, то сперва поется тропарь 1-му святому, потом на «Слава» – тропарь 2-му святому. Если же дневному святому нет тропаря в Минее Месячной, то поется тропарь по чину, или лику святого из Обшей Минеи. После тропаря поется на «Слава и ныне», или, или есть два тропаря, то на «И ныне» поется Богородичен, называемый в Типиконе, по своей краткости, Богородичен от меньших (Тип., гл. 52), или Крестобогородичен. Богородичны поются на вечерне: на понедельник, вторник и четверток, а Крестобогородичны – на среду и пяток. Эти Богородичны и Крестобогородичны печатаются в конце (каждой книги) Месячной и Общей Минеи и в Псалтири с последованием, под заглавием: «Богородичны отпустительные, по тропарех святых, поемые во все лето на вечерне и на утрени на «Бог Господь», и в конце утрени». Эти Богородичны и Крестобогородичны находятся всех 8-ми гласов и поются на тот глас, на который поется тропарь; если же поются два тропаря, то Богородичен поется по гласу 2-го тропаря. На субботы поются не эти Богородичны, а Богородичны тропарей воскресных (Октоиха), и поются не на глас тропаря святому, а на глас настоящий, т. е. на глас Октоиха, петый в прешедшую Неделю (воскресение) (Тип., гл. 52) 381 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Но он был не единственным иерусалимским песнописцем, составлявшим песнопения для великопостного богослужения. Проф. И. А. Карабинов , обстоятельно изучивший историю Постной триоди, по этому поводу писал: «Трудно себе представить, чтобы Иерусалим, давший в VIII веке целую плеяду крупных поэтов и массу песнопений для Четыредесятницы и Страстной седмицы, в следующем веке подвергся в этом отношении резкому оскудению. Памяти Страстной седмицы в силу их особенного местного значения должны были служить для иерусалимских песнописцев неиссякаемым источником их вдохновения. Вероятно, имен иерусалимских песнописцев данного периода не сохранилось просто потому, что эти песнописцы были мелкими авторами, выступавшими с небольшими произведениями – стихирами, седальнами и т. п. и притом большей частью написанными на подобен, которые, быть может, выпускались анонимно». О судьбе песнотворчества в последующие столетия проф. Карабинов говорит: «Напряженная песнотворческая деятельность IX века потухла не сразу, а гасла постепенно» 595 . Стихира «Да молчит всякая плоть человеча» иерусалимского происхождения. Начало ее «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом», вероятнее всего, возникло под впечатлением «Слова на Субботу Великую» Епифания Кипрского . Фраза «Царь бо царствующих и Господь господствующих» заимствована из Откровения (19,16). В сложении с тропарем «на перенос Святых Даров» в Великий Четверг «Агнец Божий, вземляй грехи мира, днесь жертву приносит Отцу» они составили дополнительное предложение «Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным» к главному – «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет». Второй литературный период сочинен на основе тропарей «на перенос Святых Даров» в Неделю мясопустную («Лики архангел и ангел непрестанным гласом хвалят, славят Троицу единосущную: „Свят, Свят, Свят еси, Господи, исполнь небо и земля славы Твоея«») и «на перенос Святых Даров» во все великие праздники («Тебе страшному и незримому, невидимых Создателю, на незримом престоле седящему, Царю всех, прославляющие празднество, дары приносим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

В Аргентинской епархии освящен самый большой на территории Южной Америки православный поклонный крест 1 марта 2021 г. 13:16 28 февраля 2021 года, в Неделю о блудном сыне, епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид совершил Божественную литургию в храме святых Царственных страстотерпцев города Мар-дель-Плата (Аргентина). Архипастырю сослужили секретарь Аргентинской епархии протоиерей Сергий Юрин и настоятель прихода иеромонах Герасим (Войцеховский). На богослужении присутствовали: представитель епископа Мар-дель-Плата монсеньора Габриэльа Антонио Местре, настоятель приходского храма Сан-Пио-Пьетрельчина священник Саньтяго Ариола; командир Атлантической военно-морской армии Аргентинской Республики капитан Марсело Луис Фернандес с супругой; начальник отдела операций аргентинской префектуры в порту г. Мар-дель-Плата, префект Рикардо Контрерас; представитель муниципалитета в районе порта Мар-дель-Плата и Албфара Луис Марио Игното; президент «ИПУ Верфи» («Интегрированные портовые услуги») Сандра Чиполла; вице-президент «ИПУ Верфи» Хесус Факундо Родригес; префект аргентинской префектуры в порту Мар-дель-Плата Хосе Фернандо Дос Сантос; вице-председатель Координационного совета организаций российских соотечественников в Аргентине, член Всемирного координационного совета российских соотечественников, проживающих за рубежом, директор Русского центра университета Буэнос-Айреса при фонде «Русский мир» С.В. Ярмолюк, почетный консул России в Мар-дель-Плата Ю.Н. Кузнецов и другие. На сугубой ектении были возглашены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции. После сугубой ектении епископ Леонид вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. По окончании Литургии владыка Леонид совершил освящение поклонного креста в память о всех погибших русских моряках. Крест высотой 6,2 м, шириной 6 м и весом 2,5 тонны, установленный на территории храма святых Царственных страстотерпцев, выполнен в стиле ставрографической традиции Русского Севера. Это самый большой православный поклонный крест на территории Южной Америки. После освящения поклонного креста владыка Леонид обратился к присутствующим со словом. Архипастырь также вручил всем причастным к установлению святыни благодарственные письма. Настоятель прихода святых Царственных страстотерпцев иеромонах Герасим (Войцеховский) был удостоен архиерейской грамоты. Представитель муниципалитета Мар-дель-Плата огласил приветствие мэра города. Затем все участники события сфотографировались на фоне новоосвященного поклонного креста. По материалам пресс-службы Аргентинской епархии Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Если кто, малодушествуя, скажет, что святой Кассиан под очищающимися благодатью Христовой от вседневных грехов разумеет одних святых, а не новоначальных и страстных, пусть будет место и такому мнению, но ты, главным образом, принимай во внимание суждение и решение о таких вещах святых писаний, по которым всякий новоначальный и страстный осуждается этими повседневными грехами, и снова может получить прощение благодатью Христовой, как и все святые всечасным покаянием и исповеданием Богу. Ибо, как говорит святой Дорофей, есть служащий страсти и есть сопротивляющийся страсти. Служащий страсти, когда услышит одно слово, теряет покой, или говорит пять слов или десять в ответ на одно слово и враждует, и смущается, и даже потом, когда уже успокоится от волнения, не перестает злобствовать на сказавшего ему то слово, и печалится о том, что не сказал ему больше, нежели сказал, и придумывает слова, еще более злые, чтобы сказать ему, и постоянно говорит: почему я не сказал ему так? скажу ему еще так-то, и все время гневается. Это одно устроение, когда злое состояние является обычным. Другой, когда услышит слово, также теряет спокойствие и также говорит в ответ и пять, и десять слов и скорбит, что не сказал еще трех слов более обидных, и печалится, и помнит зло, но проходит немного дней, и он умиротворяется; иной неделю остается в подобном состоянии, а иной через день утихает, а иной обижает, враждует, смущается, смущает и тотчас же утихает. Вот сколько бывает различных устроений, и все они подлежат суду, пока остаются в силе. Поэтому можно судить и о всех других случаях, почему страстный не может очиститься благодатью Христовой от повседневных грехов, кажущихся малыми. Рассмотрим теперь, когда подобные же грехи бывают простительны новоначальным и страстным. Тот же святой Дорофей говорит: бывает, что кто-нибудь, услышав слово, скорбит в себе, но не о том, что получил неприятность, но о том, что не перетерпел. Этот находится в устроении сопротивляющегося страсти Другой борется и трудится и побеждается страстью.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Каждый прокимен имеет за собой стих, который составляет как бы его продолжение и находится с ним в тесной логической связи. Лик повторяет за чтецом или диаконом слова прокимна и, наконец, чтец произносит первую половину прокимна, а лик допевает вторую половину. Кроме обычных прокимнов, поемых два с половиной раза, имеются еще так называемые великие прокимны, которые имеют три стиха, а потому поются четыре с половиной раза. На всенощном бдении под воскресение (в субботу вечера) поется всегда неизменно прокимен: «Господь воцарися, в лепоту облечеся»; четыре с половиной раза, заимствованный из 92-го псалма. На бдениях под великие и иные праздники поется прокимен дне (для каждого дня седмицы имеется как на литургии, так и на вечерни, свой особый прокимен). Если Господский праздник придется в субботу, то на бдении ему поется не прокимен дне, а тот великий прокимен, который должен бы был петься на вечерни в самый день праздника, потому что прокимен «Господь воцарися» никогда не отменяется и не заменяется другим, а непременно поется на каждой воскресной вечерне (в субботу вечера). После прокимна на всенощном бдении под великие и иные праздники в честь святых бывают так называемые «чтения», по большей части заимствованные из Ветхого Завета. Они называются также «паремиями» с греческого: παροιμια, что значит: «притча» (proverbium, parabola). Эти чтения, или паремии, содержат в себе пророчества о воспоминаемом событии или похвалу празднуемому святому. В праздники в честь свв. Апостолов читаются отрывки из их посланий. На всенощных бдениях под воскресение паремий, по большей части, не бывает, исключая те воскресные дни, когда вспоминается память святых отец: пред Рождеством Христовым; свв. отцов 1-го Вселенского собора в 7-ю неделю по Пасхе; свв. отцов первых 6-ти вселенских соборов в ближайший воскресный день к 16 июля; и свв. отцов 7-го Вселенского Собора в ближайший воскресный день к 11 октября, а также в те воскресные дни, в которые приходится память какогонибудь святого, которому по уставу положены паремии. На всенощном бдении обычно читается только три паремии и лишь в очень редких случаях, при совпадении двух празднеств, шесть паремий. Перед чтением каждой паремии диакон возбуждает внимание молящихся к ним возгласами «Премудрость» и «Вонмем». Во время чтения паремий царские врата закрываются, а иерей сидит на горнем месте одесную страну престола. Ектении и «Сподоби, Господи» После прокимна сразу, если нет паремий (как на обычном воскресном бдении, когда нет иного празднества, или после паремий, когда они есть), диакон выходит на амвон и произносит так называемую «Сугубую ектению», в богослужебных книгах она называется «прилежным молением». Эта ектения не во всех местах богослужения, где она произносится, имеет одинаковое начало. На великой вечерне в бдении она имеет полное начало, состоящее из двух предварительных воззваний:

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Однако «всенощная» – технический термин богослужебного устава. Это слово обозначает тип службы, отмеченный особой торжественностью. Всенощные положено совершать каждую неделю, например, в субботу вечером, а также в канун великих праздников. Слово «всенощная» – одно из самых моих любимых церковных слов. Оно стоит в одном ряду со словами «полунощница», «заутреня», «повечерие», или, по-старинному, «павечерница». Когда-то всенощные действительно служили всю ночь, полунощницы совершали в полночь, а утреня пелась на рассвете. Времена изменились, а слова «засахарились», обратились в богослужебные термины, мало имеющие отношение ко времени суток. И недоумевают «свежие» прихожане, придя на службу: кажется, объявляли всенощную, а молились каких-то три часа… И только пасхальное богослужение – воистину всенощная. Если вы выучили тропарь Пасхи Богослужение Пасхи – самая простая из церковных служб. Правда, этот невероятный секрет известен только знатокам богослужения. Остальным остается только подсматривать за Пасхой христиан, оставаясь чужими, чего не должно быть на празднике для всех. Всенощная – одно из духовных упражнений, которые можно совершать только всем вместе. Прекращаются ли на Пасху наши духовные упражнения? Нет. Просто несколько смещаются акценты. Пасха – таинство единения, праздник соборности. Одно из самых простых и в то же время самых сложных духовных упражнений – искусство молиться вместе, «единым сердцем и едиными устами». Высший уровень – молитва «единым сердцем» – опыт подлинного, глубокого единения в Боге с каждым из наших ближних и со всеми вместе. Это очень высоко. Это таинство открывается не всем, но всякий должен к нему идти, быть готовым принять этот дар. Однако молиться «едиными устами» – это упражнение по силам каждому. Пасхальная всенощная – лучший повод погрузиться в молитву «едиными устами», но это духовное упражнение требует некоторой подготовки. Фото: spas-pr.ru Даже тем, кто подсматривал всенощную, известны закономерности пасхальной службы. Во-первых, молитва постоянно перемежается радостной перекличкой:

http://pravmir.ru/noch-svyatyih-ogney-i-...

Основная идея богослужения этого дня та же, которая выражена в заключительных словах притчи: «Всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется (Лук. 18, 14). С этого дня и далее во весь пост до 5–ой недели включительно на каждой воскресной утрени после Евангелия поются умилительные покаянные тропари: « Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…» «На спасения стези настави мя, Богородице…» и «Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный трепещу страшнаго дне суднаго…» Служба в эту неделю, как и в следующия недели, совершается по Октоиху, но из Триоди добавляются стихиры и канон. Последование святаго (из Минеи), прилучившагося во все эти недели (то есть воскресные дни), поется в пяток на Повечерии, кроме, разумеется, памяти великаго святаго, служба котораго соединяется в согласии с указанием Марковых глав. Нормально, неделя мытаря и фарисея должна быть по счету 33–ей по Пятидесятнице, но в зависимости от того, бывает ли «вне Пасха» или «внутрь Пасха», она может быть позже или раньше. Поэтому в таблице Евангельских чтений на утрени уже не указывается с этой недели рядовое утреннее Евангелие, как не указывается и рядовой глас. По субботам, со следующей после недели мытаря и фарисея, до недели Всех святых положено читать на литургии сначала Евангелие рядовое субботе, а потом уже святому. Седмица эта сплошная, то есть в среду и пятницу отменяется пост в посрамление фарисея, гордившагося тем, что он постится дважды в седмицу и, как сказано в Триоди, в посрамление еретиков–армян, содержащих всю эту седмицу пост, «гаголемый арцивуриев». Неделя блудного сына Эта неделя называется так потому, что на литургии читается Евангельская притча о блудном сыне, а в церковных песнопениях ставится в пример прощающая любовь его отца, символизирующая беспредельное милосердие Божие к кающемуся грешнику. Идея этой недели — никакой грех не может победить человеколюбия Божия, а потому, сокрушаясь о своих грехах, никогда не следует приходить в отчаяние. В эту неделю, так же, как и в следующие две мясопустную и сыропустную на утрени после пения полиелейных псалмов: « Хвалите имя Господне» и « Исповедайтеся Господеви» поется еще следующий за ними 136 псалом: « На реках вавилонских:» с аллилуиею красною.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Зимняя (иногда используется термин крещенская) отступка имеет место в период между Неделей по Богоявлении и Неделей о мытаре и фарисее. Как мы уже отмечали, рядовые чтения в приложении Евангелия указаны только для 33 седмиц и 32 недель между Неделей Всех святых и Неделей о мытаре и фарисее. Далее, благодаря воздвиженской преступке или отступке в седмицу перед Неделей по Богоявлении, чаще всего читаются зачала седмицы 33-й, так как период от Недели по Воздвижении до Недели по Богоявлении чаще всего охватывает 16 недель. Сразу скажем, что если Богоявление случится в неделю или в понедельник (как, например, в 2009 г.), то период от Недели по Воздвижении до Недели по Богоявлении составляет 17 недель; в этом случае правило зимней отступки вступает в действие сразу после Богоявления 96 . Итак, получается, что перед Неделей по Богоявлении заканчиваются евангельские зачала указателя. Если в эту неделю случится Неделя о мытаре и фарисее (и при этом Богоявление придется не на воскресенье или понедельник), то сразу же читаются рядовые зачала подготовительных недель и седмиц Великого поста. Однако такой «простой» вариант бывает очень и очень редко (только в случае самой ранней Пасхи – 22 марта, например, в 2010, 2115 гг.) 97 , в подавляющем большинстве случаев между Неделей по Богоявлении и Неделей о мытаре и фарисее существует интервал, максимальная величина которого – 5 седмиц (и 4 воскресных дня). Потому возникает необходимость в отступке, которая вступает в действие сразу после Недели по Богоявлении (если же Богоявление случится в воскресенье или в понедельник, как уже было сказано, отступка следует сразу после Богоявления) 98 . При составлении нового ряда чтений следует различать седмичные и воскресные дни. Правило для отступки в седмичные дни дано в Типиконе, под 7 января (6-е «зри»): «Подобает ведати: яко Евангелиа и Апостолы от Недели мясопустныя, вспять исчитая, до Недели приидущия, яже есть первая по Просвещения Недели. Уведав известно, в кое число месяца пред мясопустною Неделею будет Неделя о мытари и фарисеи, и вспять изчет на мимошедшия Недели возвратився, начни ряд досязающь Недели о мытари и фарисеи. Аще же когда преизбудет недель сих, оставив блюди ряд о мытари и фарисеи». Исходя из приведенного указания Устава, отсчет седмиц производят, идя вспять, от 33-й седмицы, в зависимости от величины интервала между Неделей по Богоявлении 99 и Неделей о мытаре и фарисее. И здесь следует рассмотреть три возможных варианта.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

333 В одном месте, относящемся, впрочем, не к периоду времени пения Октоиха, но – Триоди Постной, сделано даже замечание: «от сего понедельника 2 седмицы поста поются в повечериях каноны Минеи... святых... с каноны богородичными» (Типик., д. 321 на об.). 334 Воскресные кондаки, напечатанные, как мы знаем из предыдущего, в Октоихе и последованиях утрени после 6 песни, перепечатаны и в другие книги. Они находится в 53 гл. Типикона, имеющей заглавие: «Отпустительния тропари воскреснии осми гласов с богородичны их, ипакои и кондаки»; в 23 гл. Следованн. Псалтири, имеющей заглавие: «Отпустительныя воскресны осми гласов, с богородичны и ипакои их и кондаки»; и в Часослове в отделе: «Тропари воскресны осми гласов с богородичны и кондаки их». 336 При этом как в этот период, так и во все последующие, на вечерни пятка всегда читается 18 кафизма, на субботней 1, а на недельной не полагается никакой. 337 За исключением пятка, на утрени которого читается две, а не три кафизмы. В субботу как этого периода, так и всех других, никогда не полагается более двух кафизм. 338 Если случится полиелейный праздник, то на утрени читаются только 2 рядовые кафизмы, а 3-я переносится на вечерню, на которой и читается вместо 18 кафизмы, так как на вечерни более одной кафизмы никогда не полагается. 342 В предшествующую этой седмице неделю (воскресенье) Ваий, как и во всякую другую, читаются 2 и 3 кафизмы и, сверх того, поется полиелей. 348 Эта глава не занумерована, потому что, в видах большей полноты настоящего изследования, она составлена тогда, когда значительная часть книги была уже напечатана. 349 Общие величания ликам святых есть и в Ирмологионе, равно как и Следов. Псалтири; но здесь их немного. 351 Изменения в количестве песнопений канона и еще бывают, так что иногда некоторые песни канона поются, напр., на 10 и даже на 4 и т.д.; но об этом скажем ниже. 354 В Типик., л. 156 на об., сказано, что в отдание св. Богоявлений «бывает служба вся непременно Просвещения вечер и утро, кроме входа и паремий, и полиелеа и на литургии антифонов». Тем не менее, по аналогии праздника Богоявления с другими, в отдание этого праздника каноны надобно петь на 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

«Господи, благослови» и отпуст: «Иже живыми и мертвыми». Аще ли инок или мирянин, то глаголет: «Господи, помилуй» 40 раз, «Слава и ныне», «Честнейшую Херувим», «Именем Господним благослови, отче» – таже: «За молитв святых Отец наших, Господи Иисусе Христе. Сыне Божий, помилуй нас». Таже молитва: «Помяни. Господи, Боже, иже о вере и надежде живота вечного». Таже: «Честнейшую Херувим», «Слава и ныне», «Господи, помилуй», трижды. «Господи, благослови». Таже отпуст: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и преподобных и богоносных Отец наших и всех святых, помилуй и упокой душу раба Твоего (имя рек) в безконечные веки, яко благ и человеколюбец». Таже: «Рабу Божию преставльшемуся (имя рек) вечная память, трижды» (см. канон за единого умершего). Такое последование за усопших, без ектении, с указанной молитвой мирянина, без обозначения, что иерей и что инок должен произносить, находится в книге, назначенной для келейного употребления: Правило к Божеств. причащению (изд. в Киеве, 1863, л. 87, на обороте 1272 . Панихиды, кроме того, что поются над умершим, еще не погребенным, потом бывают в 3-й, 9-й, 40-й день после смерти усопшего 1273 . Также поминают умерших в дни их рождений, тезоименитств и смерти. Есть дни в году, в которые не положено поминовения об умерших. Об этнх днях содержатся указания – в Номоканоне и в Типикопе. А. В Номоканоне, находящемся в Большом Требнике (пункт 169), читаем: «В дванадесятодневнем 1274 , в первую седмицу Четыредесятницы, и в Великую седмицу, и в Светлую Неделю, в Недельные дни, и в великие праздники помины, не бывают (μνημσυνο ο γνεται), прочее же во все лето поминаются (μνημονεονταχi χριστανχι) 1275 . Какие помины разумеются здесь, которые отменяются в указанные дни? Отменяется то поминовение, которое совершается по указанию 14-й главы Типикона, озаглавленной: «О еже како бывати о усопших возследованию вечерни, утрени и литургии», а также по указанию 13-й главы Типикона: «аще прилучится и изволит настоятель в субботу пети аллилуиа» 1276 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010