16 февраля 2020 года, в Неделю о блудном сыне, попразднство Сретения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Спасибо, мои дорогие! Я хотел бы всех вас сердечно поблагодарить — наших детей, которые учатся в воскресных школах, и тех, которые в воскресных школах не учатся, но сегодня собрались в Храме Христа Спасителя. Для меня очень радостно видеть ваши лица, видеть вас молящимися в этом всероссийском кафедральном соборе. Во время или после Божественной литургии Патриарх обязательно обращается к людям с проповедью. Но учитывая, что сегодня у нас особое собрание детей, я не буду вас утруждать длинной проповедью, но скажутолько несколько слов. Сегодняшнее воскресенье называется воскресеньем о блудном сыне. Есть такое повествование в Евангелии, что у одного богатого человека были дети. И вот один из них потребовал у отца дать ему, уже при жизни, все наследство, все, что он должен был иметь по закону. Отец согласился, отдал его долю, а сын ушел в мир и все, что получил, просто промотал. Он грешил, пьянствовал, пиршествовал, то есть вел себя совершенно негодно, и в результате лишился всего. Тогда он пришел к отцу, и что вы думаете, он сказал? Обычно в таких случаях родители сильно ругаются. Есть такие, которые и в дом не пустят — мол, обобрал меня и еще вернулся, хватило наглости. Но этот отец принял сына и дал ему все, что должен был бы иметь послушный сын. Эта притча о блудном сыне говорит о милосердии Божием, потому что под образом отца скрывается Сам Господь. И что же мы можем сказать по поводу этой притчи? А то, что Господь милостив ко всем. Но самое главное — как бы ни складывалась наша жизнь, какие бы обстоятельства ни отрывали нас от Бога, у нас всегда должны быть сила и разумение вернуться ко Господу. Даже когда мы согрешаем, когда нам стыдно пред Богом, когда нам стыдно перед родителями, когда совесть нас угнетает, все равно нужно помнить, что Бог — любящий Отец. Он всегда все прощает, а вместе с прощением дает и Свою благодать.

http://pravoslavie.ru/128109.html

Святейший Патриарх Кирилл: Сердечным покаянием пред Богом мы можем выйти из заблуждения и снова обрести верный путь в жизни 01.03.2021 19:15:15 МОСКВА 28 февраля 2021 года, в Неделю о блудном сыне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшнее подготовительное воскресенье к Великому посту именуется Неделей о блудном сыне, потому что именно в этот день мы читаем хорошо известную притчу о блудном сыне (Лк. 15:11-32). О том самом сыне, который, забрав полагающуюся ему часть имения, ушел на страну далече , и там, погрязнув в грехах, распутстве, пьянстве, извел все свое имущество. А когда оказался на грани жизни и смерти от голода, истощения, вероятно, болезней — хотя Евангелие об этом не говорит, но ведь всякое истощение сопровождается потерей здоровья, — вот тогда и вернулся к отцу, памятуя о том, что даже слуги отца питаются лучше, чем он, и живут куда лучше, чем он. Отец принимает своего блудного сына, и этот поступок вызывает ропот другого сына, послушного, который всегда жил по воле отца и которому, по его словам, отец не давал ничего из того, что этот добрый и верный сын считал заслуженным. Но Господь — а ведь не кто иной, как Сам Господь открывается нам через эту притчу в образе отца, — простирает милость Свою к падшему. Потому что человек не упавший и так силен, а тот, кто упал, кто сильно ударился, кто потерял равновесие, кто потерял жизненный ориентир, тот особенно нуждается в поддержке. Кстати, слово «блуд» в славянском языке прямо связывается с другим понятием и словом — это заблуждение, это потеря ориентира, это потеря правильного пути. В нашей художественной литературе и в обиходе под словом «блуд» подразумеваются в первую очередь греховные деяния, связанные с незаконной близостью. Но это лишь одна из разновидностей блуда, а вообще блуд — это и есть потеря ориентира, потеря правильного пути в жизни. Конечно, всякое греховное отношение с другой личностью, не благословенное Богом, — это тоже отклонение от правильного, истинного пути, и мы знаем, что это заблуждение, этот блуд никогда не приносит человеку счастья.

http://radonezh.ru/2021/03/01/svyateyshi...

В Неделю о блудном сыне Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя 16 февраля 2020 г. 16:17 16 февраля 2020 года, в Неделю о блудном сыне, попразднство Сретения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. На Патриаршее богослужение были приглашены дети из многодетных семей, ученики православных гимназий и воскресных школ. Особая «детская» Патриаршая Литургия, в которой активное участие принимают дети, состоялась уже в пятый раз. Его Святейшеству сослужили: епископ Павлово-Посадский Фома , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии ; епископ Истринский Серафим , председатель Синодального отдела по делам молодежи ; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Александр Агейкин , настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове г. Москвы, председатель Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения ; иеромонах Онисим (Бамблевский) , председатель Отдела религиозного образования Московской городской епархии , настоятель храма святителя Николая Чудотворца в Подкопаях г. Москвы; священник Александр Нарушев, председатель Комиссии по церковному просвещению и деятельности воскресных школ при Епархиальном совете г. Москвы; члены Комиссии по церковному просвещению и деятельности воскресных школ при Епархиальном совете г. Москвы; клирики Переславской епархии Ярославской митрополии ; столичное духовенство. В алтаре пономарское послушание исполняла группа детей — 24 воспитанника воскресных школ московских викариатств. Среди участников богослужения были также дети, участвующие в движении «Православные добровольцы».  В храме присутствовали: Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка А.Ю. Кузнецова; заместитель председателя совета директоров ПАО «ФосАгро» А.Г. Гурьев; председатель правления, генеральный директор ПАО «ФосАгро» А.А. Гурьев.

http://patriarchia.ru/db/text/5592814.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > В городе Московский состоялось водружение второй главки на храм святого благоверного князя Андрея Боголюбского 11.02.2015 424 8 февраля в Храме святого благоверного князя Андрея Боголюбского в 3-м микрорайоне города Московский в день Святых Новомучеников и Исповедников Российских прошло очередное богослужение, сообщает пресс-служба фонда Андрея Боголюбского. Идя на службу, все приветливо здоровались и поздравляли друг друга с праздником. Не удивительно, среди прихожан много знакомых лиц, но есть и новые. На службе в небольшом, но уютном помещении деревянной церкви уже с трудом помещаются все желающие. Этот воскресный день называется Неделей о блудном сыне. Притча о блудном сыне — одна из притч Иисуса Христа. Она учит добродетелям покаяния и прощения. В эту неделю Православная Церковь показывает пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу. Таким образом, Церковь учит христиан, что истинная полнота и радость жизни заключается в благодатном союзе с Богом и постоянном общении с Ним, а удаление от этого общения служит, напротив, источником всевозможных бедствий и унижений. Запомнились слова проповеди отца Ильи о том, что в неделю о Блудном сыне, мы вспоминаем Евангелие о возвращении сына к отцу с покаянием. Вот и мы должны с покаянием вернуть Богу порушенные Храмы... Вот и здесь, на месте разрушенного Георгиевского храма появился Храм Андрея Боголюбского, сказал настоятель. В этот день было еще одно знаменательное событие – была освящена и водружена на крышу вторая золоченая главка. Как отметил отец Илья, по словам жителей стоящих рядом с храмом домов, нет большей благодати, чем вид из окна на церковные купола. После окончания службы вице-президент Фонда Андрея Боголюбского Елена Гильманова передала в приход православные календари Свято-Боголюбского женского монастыря Владимирской епархии, а также выпущенные издательством «Молодая гвардия» совместно с Фондом книги из серии ЖЗЛ «Андрей Боголюбский», которые тут же начали активно разбираться.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/02/11/v_...

В Неделю о блудном сыне митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию в соборе Успения и Всех святых в Лондоне 9 февраля 2015 г. 17:32 8 февраля 2015 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , находящийся в Великобритании по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, совершил Божественную литургию в соборе Успения и Всех святых в Лондоне. Председателю ОВЦС сослужили архиепископ Сурожский Елисей , архиепископ Керченский Анатолий , клирики собора протоиерей Иосиф Скиннер и протодиакон Димитрий Недоступенко, а также иеродиакон Николай (Оно). Богослужение совершалось на церковнославянском и английском языках. По отпусте Божественной литургии председателя ОВЦС приветствовал архиепископ Сурожский Елисей. «Сердечно Вас приветствуем вновь в нашем кафедральном соборе в Лондоне, — сказал он. — Мы были рады молиться с Вами у святого престола Божия, приобщаться Божественной Евхаристии вместе со всей нашей общиной, многие люди из которой Вам хорошо известны. Мы глубоко ценим каждое воздыхание, исходящее из Вашего сердца во время богослужения, во время молитвы; каждое слово, обращенное к людям, слово благовестия, исходящее через средства массовой информации или лично к каждому из молящихся». В ответном слове председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион сказал: «Ваше Высокопреосвященство дорогой владыка архиепископ Елисей, Ваше Высокопреосвященство дорогой владыка архиепископ Анатолий, дорогие отцы, братья и сестры! Хочу передать всем вам благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который неоднократно бывал в этом храме, еще будучи митрополитом и председателем Отдела внешних церковных связей. В последние шесть лет мне выпала доля продолжать то служение, которое он нес до самого своего восшествия на Патриарший престол. Потому я посещаю, по возможности регулярно, зарубежные страны и наши приходы. С Успенским собором в Лондоне, где в течение многих десятилетий служил приснопамятный митрополит Антоний, в моей жизни связано очень многое. Впервые я переступил порог этого святого храма четверть века назад. Помню, каким он был, и радуюсь тому, каким собор стал сейчас. С одной стороны, сохранилось все благолепие храма, которое отражается в любви его строителей, с другой стороны, здесь стало светло, многое было обновлено, и я радуюсь тому, что Вам, владыка Елисей, удалось почти завершить реставрационные работы, которые велись снаружи и внутри храма в течение нескольких лет.

http://patriarchia.ru/db/text/3986780.ht...

В Неделю о блудном сыне митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы с. Степановка Шахтёрского района. По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом.      Во им Отца, и Сына, и Святаго Духа! Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Я очень рад видеть вас всех здесь и совершить вместе с вами общую молитву. Я хорошо помню лето 2014 года, когда мне позвонил Шахтёрский благочинный протоиерей Алексий Суетин и сказал: «Я не знаю, что делать, но, наверное, из Степановки надо забирать антиминс, сосуды и Евангелие, потому что мы не знаем, останется что-то от нашего храма или нет». Он сам сидел в убежище в Шахтёрске. Этот храм пережил такой период, когда здесь не было ни священника, ни людей. В первый раз после боевых действий я проезжал здесь прошлым летом. Честно говоря, я думал, что люди сюда не вернутся жить после той беды, которая случилась, что, наверное, села уже нет, от него ничего не осталось. И я увидел людей, играющих детей, и в сердце от этого было столько радости! Не всё, конечно, но что-то возвращается обратно, на круги своя. Храм практически не пострадал. Немного побило шифер, но по сравнению с тем, что произошло в селе, — это не самое страшное. Слава Богу, что здесь есть добрый священник, который не бросил свою паству. Здесь нет блестящих золотых куполов, шикарного колокольного звона или особенной росписи, но главное украшение храма — это не роспись, не утварь, не подсвечники и не иконы, а люди, которые здесь молятся. Сегодня храм наполнен людьми. Сегодня чувствуется искренняя совместная молитва, которая льётся из каждого сердца. Наша молитва — о том, чтобы Господь был к нам милостив, чтобы мы научились Его любить так, как Он любит нас. А как Он нас любит — лучше, чем в эту неделю, Евангелие рассказать не может. Притча о блудном сыне, которую вы слышали, — это евангелие в Евангелии. Преподаватель Нового Завета в семинарии говорил нам, что если бы была только одна эта притча, она бы стала всем Евангелием. Это свидетельство о том, насколько Бог любит каждого из нас, насколько каждый из нас ему дорог. К каждому из нас Он относится как к Своему самому любимому чаду, сыну или дочери. Кто бы и как бы к Нему ни приходил, именно так Он каждого из нас встречает.

http://pravoslavie.ru/91119.html

Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Поясните, в чем смысл установленных перед Великим постом подготовительных недель? Здравствуйте! У меня вопрос такой: перед Великом постом есть неделя о мытаре и фарисее, неделя о блудном сыне, о Страшном Суде и воспоминание Адамова изгнания. Зачем Св.Церковь установила эти события вспоминать перед Великим постом, объясните мне как немощному в вере и как эти события можно применить в себе? Дмитрий. Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко: Здравствуйте, Дмитрий! Для того, чтобы понимать, зачем Церковь установила такой порядок, ознакомьтесь с теми отрывками из Евангелия, которые читаются в эти воскресные дни и песнопениями, которые поются в храме в субботу накануне воскресных дней. Так, в неделю о мытаре и фарисее, Церковь напоминает нам о том, как нам должно молиться, что нельзя превозноситься в своей праведности, как это делал фарисей, но нужно смиренно каяться и просить милости у Бога, как это делал мытарь. В неделю о блудном сыне Церковь напоминает нам, что мы подобны во многом этому сыну, который ушел из дома, забыв отца, ведь предложение выделить наследство из доли еще при жизни фактически означало, что сын предпочел считать отца мертвым, а себя – свободным делать, что пожелает. Кроме того, это еще и удивительный пример покаяния заблудшего, а также то, как Господь принимает каждого кающегося. В то же время, мы часто начинаем вести себя так, как повел себя старший брат: помним только о себе и совершенно не радуемся достижениям ближних, считая, что мы заслуживаем большего. Неделя о Страшном Суде напоминает нам об этом событии, ведь очень часто мы живем так, как будто и не предстоит нам смерть, а потом – ответ за свои дела. Кроме того, чтение этого воскресного дня напоминает нам, чего на самом деле ждет от нас Господь – милосердия к ближним, а не формального хождения к храм. Это Евангелие говорит нам о том, в чем мы должны будем дать ответ пред Господом. Воспоминание изгнания Адама из рая напоминает нам о необходимости послушания Богу, покаяния, ведь, поведи себя Адам иначе – и иначе сложилась бы история человечества. Но это только вкратце, более подробный ответ Вы получите, изучив указанные мною источники – Евангелие (и толкования на него), тексты богослужений Постной Триоди.

http://pravmir.ru/vopros-otvet/poyasnite...

В Свято-Пантелеимоновом монастыре г. Киева состоялось прославление в лике святых основателя обители игумена Вонифатия (Виноградского) 21 февраля 2011 г. 11:02 20 февраля 2011 года, в неделю о блудном сыне,  Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир возглавил торжества по случаю прославления в лике святых игумена Вонифатия (Виноградского, †27 декабря 1871 г.), основателя СвятоПантелеимонова монастыря в Феофании (г. Киев). Божественную литургию и чин прославления святого Предстоятель Украинской Православной Церкви совершил в этот день в соборном храме монастыря. Его Блаженству сослужили: митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион ; архиепископы Белогородский Николай , Вышгородский Павел , Черниговский и Новгород-Северский Амвросий , Запорожский и Мелитопольский Лука , Переяслав-Хмельницкий Александр ; епископы Уманский и Звенигородский Пантелеимон , Горловский и Славянский Митрофан , Нежинский и Прилукский Ириней , Макаровский Иларий , Ивано-Франковский и Коломыйский Пантелеимон , Яготинский Серафим , Александрийский и Светловодский Антоний , Васильковский Пантелеимон , Броварской Феодосий , духовенство Киевской епархии . За богослужением епископ Ивано-Франковский и Коломыйский Пантелеимон зачитал решение Священного Синода Украинской Православной Церкви от 23 декабря 2010 года ( журнал 39 ) о причислении игумена Вонифатия к лику местночтимых святых Киевской епархии, а архиепископ Вышгородский Павел — жизнеописание святого. На середину храма было вынесено иконописное изображение преподобного Вонифатия, которым Блаженнейший владыка благословил всех присутствующих, а затем обратился к пастве с архипастырским словом. «Готовя нас к Великому посту, Церковь предлагает нам притчу о блудном сыне. История, которая изложена в Евангельском чтении, очень распространена в нашей жизни, семейной и личной; в ней идет речь о соработничестве нашем с Богом, о возможности каждого из нас познать свою греховность и припасть к стопам Иисусовым, чтобы Он дал нам силы совершать свое спасение здесь, на земле. Мы слабы, но должны помнить, что есть Тот, Кто сильнее нас, Кто утешит нас и вернет к сладостному послушанию — это Отец наш Небесный», — сказал, в частности, Предстоятель Украинской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/1413487.ht...

В Неделю о мытаре и фарисее митрополит Волоколамский Иларион и митрополит Дубнинский Иоанн совершили Литургию в Александро-Невском соборе в Париже 15 февраля 2022 г. 11:05 13 февраля 2022 года, в Неделю о мытаре и фарисее, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион и глава Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции митрополит Дубнинский Иоанн совершили Божественную литургию в кафедральном соборе Архиепископии на рю Дарю в Париже. За Литургией архипастырям сослужили викарные епископы Домодедовский Симеон и Реутовский Елисей , а также клирики Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции. Богослужение совершалось на церковнославянском и французском языках. По окончании Литургии митрополит Иларион обратился к собравшимся в храме со словом проповеди: «Мы сегодня слышали притчу Господа Иисуса Христа о мытаре и фарисее. Всякий раз, слыша ее за богослужением, мы понимаем, что скоро Великий пост, потому что именно через притчу о мытаре и фарисее и затем притчу о блудном сыне, которую мы услышим в следующее воскресенье, Господь напоминает нам о покаянии, о том, какой должна быть наша молитва и как мы должны предстоять перед Богом. Фарисей, который зашел в храм помолиться, не сделал ничего дурного — наоборот, это был человек, по тогдашним меркам, образцовый. Он постился два дня в неделю, и не так, как мы с вами это делаем — фарисей в эти два дня не вкушал ни еды, ни воды от рассвета до заката. Он давал десятину не только с того, что было положено по закону иудейскому, но вообще со всего своего имущества. Одним словом, это был очень правильный и благочестивый человек. И он пришел к Богу затем, чтобы отчитаться, сказать: я все делаю правильно, не так, как другие — разбойники или мытари вроде того, который стоит тут. Я не такой, как он. А мытарь не перечислял своих заслуг, он только произносил одну короткую фразу:  " Боже! будь милостив ко мне грешнику! "  (Лк. 18:13). Мы видим двух человек, которые пришли к Богу для того, чтобы вознести молитву. Но один оказался оправданным более другого. Христос в Своей притче не утверждает, что Бог осудил фарисея и оправдал мытаря — Он говорит, что мытарь был оправдан более, нежели фарисей. Это означает, что Господь принимает всякую молитву, даже если она сопровождается самомнением или гордыней, как это было у фарисея. Даже если это молитва человека, который осуждает других, Господь все равно слышит ее.

http://patriarchia.ru/db/text/5900927.ht...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Прощёное воскресенье – последнее воскресенье накануне Великого поста имеет три названия: Неделя сыропустная  (сырная), Адамово изгнание и Прощеное воскресенье. Первые два названия встречаются в богослужебных книгах (Триоди и Типиконе), тогда как именование «Прощеное воскресенье» — исключительно обиходное и употребляется только в православном быту. Неделей сыропустной этот день называется потому, что совершается заговение на сырную и молочную пищу (молочный сыр типа брынзы был основной скоромной пищей монахов). Наименование «изгнание Адамово» связано с тем, что само богослужение (почти все песнопения Триоди) посвящено воспоминанию создания человека, его падения и изгнания из рая. Наконец, название «Прощёное воскресенье» обусловлено совершением вечером в этот день Чина прощения. Краткая история Обычай держать перед Великим постом переходную сырную седмицу, в которую уже не ели мясные продукты, но продолжали вкушать остальные виды молочной пищи, появился уже в VI веке. В иерусалимском Лекционарии VII века уже указана Неделя сыропустная, также обозначены особые прокимны и ветхозаветные чтения для каждого дня сырной седмицы. В саму Неделю сыропустную указано на литургии евангельское чтение Мф.6:1-33 , в котором в том числе есть слова о прощении и об истинном посте (нынешнее литургийное чтение является частью иерусалимского). Современная служба Недели сыропустной возникла в IX–X вв. в Константинополе. Особенности воскресного бдения и литургии Данная неделя не имеет «своих» особенностей, служба в целом такая же, как в две предыдущие неделиблудном сыне и мясопустную). Последний раз поется на утрене псалом 136 «На реках вавилонских…». Идейное содержание Соответственно трем названиям данного воскресного дня, его богослужение заключает в себе три темы: Грехопадение Адама и изгнание из рая — основная тема всенощного бдения. Актуальность этого воспоминания накануне вступления в Великий пост заключается в следующем: первая заповедь, данная человеку, была заповедью о посте, пусть даже и в мягкой форме — запрещалось есть плоды всего лишь одного конкретного дерева. Адам нарушил эту заповедь и лишился тех благ, которые имел при сотворении. «А поскольку из-за того, что Адам единожды не постился, довелось и нам много пострадать, предлагается ныне, при вступлении в Святую Четыредесятницу, воспоминание сего события, дабы мы, памятуя, какое великое зло внесено в мир непощением, поспешили радостно возложить на себя пост и блюсти его» (синаксарь в неделю сыропустную). В стихирах и тропарях канона часто речь идет от 1го лица, чем выражается идея, что мы своими грехами повторяем преступление своего праотца и подобно ему лишаемся рая (благодати Божьей, данной в крещении). Также мы сокрушаемся о том, что по причине греха Адама все человечество утратило бессмертие и первозданное совершенство.

http://azbyka.ru/proshhenoe-voskresene

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010