О БОГОСЛУЖЕНИИ ПРИГОТОВИТЕЛЬНЫХ ДНЕЙ К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ Глава 1. Неделя о мытаре и фарисее Перед всенощным бдением накануне Недель о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустной и сыропустной поется малая вечерня, предваряемая 9-м часом. На великой вечерне, на «Господи, воззвах» – 7 воскресных стихир и 2 Триоди, повторяя первую. «Слава», глас 8-й – «Вседержителю Господи», «И ныне» – догматик текущего гласа. Вход. Прокимен «Господь воцарися». На литии – стихира храма, «Слава» – глас 3-й: «Мытаря и фарисея...», «И ныне» – Богородичен воскресен в тот же глас. На стиховне – стихиры Октоиха, «Слава», глас 5-й: «Отягченными очима», «И ныне» – Богородичен воскресный, 5-й глас: «Храм и дверь». По «Ныне отпущаеши» – «Богородице Дево» (трижды). На утрене, на «Бог Господь» – тропарь воскресный (дважды), «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря. После кафизм седальны воскресные. Непорочны, то есть 17-я кафизма (псалом 118-й), и каждение. Воскресные тропари «Ангельский собор» с припевом «Благословен еси, Господи». Ипакои, степенна и прокимен гласа. Евангелие воскресное. «Воскресение Христово видевше», «Слава» – «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», «И ныне» – «На спасения стези», «Помилуй мя, Боже» – «Множество содеянных мною лютых». Молитва «Спаси, Боже, люди Твоя». Каноны – воскресный из Октоиха на 4, крестовоскресный на 2, Богородице на 2 и из Триоди на 6. Песни Священного Писания в соединении с канонами следует стихословить по отделу Ирмологиона «Поим Господеви». Современная богослужебная практика стихи из песней Священного Писания начала заменять особыми припевами, сообразуясь с содержанием канонов. Канон Триоди постной в настоящее время принято читать с припевами «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» или «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Неделя мытаря и фарисея бывает в период времени от 11 января по 15 февраля включительно. С 11 по 13 января, в попразднство Богоявления, и 14 января, в его отдание, – катавасия праздника Богоявления «Глубины открыл есть дно», с 15 января по 9 февраля включительно – катавасия праздника Срéтения Господня «Сушу глубородительную землю». Хотя эта катавасия не указывается в последовании Недели о мытаре и фарисее, тем не менее, в данный период времени должна быть именно эта катавасия, а не другая. Это видно не только из общего устава о катавасиях (Тип., 19), в котором она назначается на время с 15 января до отдания Сретения, но и из того, что в Марковых главах на Неделю мытаря и фарисея она указывается не только при предпразднстве Сретения Господня 1 февраля, попразднстве его 3–8 февраля и отдании 9 февраля, но и 30 января, следовательно, в день, предшествующий предпразднству Сретения. С 10 февраля до 15 включительно – «Отверзу уста моя». Эта именно катавасия указана в последовании Недели мытаря и фарисея. Катавасия «Отверзу уста моя» с 10 февраля до 15 должна быть и на основании общего устава о катавасиях (Тип., 19), в котором сказано, что она поется «от отдания Сретения Господня, кромé Четыредесятницы Недель».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По свидетельству архим. Киприана (Керна) , первые упоминания о седальнах как особых богослужебных песнопений относятся к VII веку, к тексту синайской утрени. Седальны обильно встречаются в текстах Иерусалимского и Евергетидского уставов (откуда они и попали в современное богослужение). Однако, они практически отсутствуют в списках устава Студийского монастыря, что свидетельствует о том, что в Средние века на Руси седальны в богослужении практически не исполнялись 4 . Интересно, что по-гречески седален звучит καθσμα, то есть так же, как называются части Псалтири. Изначально термин καθσμα относился к песнопениям, которые полагались после стихословия Псалтири, а впоследствии перешел на части самой Псалтири, так что и отделы Псалтири, и песнопения после них стали называться одинаково — καθσμα. Переводчики для того, чтобы провести различие между этими молитвословиями, название частей Псалтири оставили без перевода (отсюда наш термин кафисма 5 ), а название песнопения, которое полагается после Псалтири, перевели как седален . Седален в богослужении Православной церкви По своему содержанию и по напеву седальны близки к тропарям, в древних уставах они так и именуются «тропарями». По Уставу седальны следует петь, однако в практике они в основном читаются. Пение седальнов имеет место или в особых богослужениях годичного круга (утреня Великой Пятницы, также седален «Покой, Спасе наш…» на заупокойных службах), или по инициативе священнослужителя или регента ради особой красоты седальна (например, многие в Неделю по блудном сыне поют по 3й песни канона седален «Объятия отча…»). В настоящее время в общественном богослужении седальны употребляются: — после чтения кафисм на утрене (из Октоиха, Минеи или Триоди); — после полиелея (Минея или Триодь); — после 3й песни канона на утрене (Минея или Триодь); — после 6й песни канона Богородице на малом повечерии (Октоих); — после 3й и 6й песни канона на воскресной полунощнице (Октоих). Наряду с указанными моментами общественного богослужения седальны поются в частных богослужениях, которые генетически связаны с последованием утрени: чины отпеваний, молебны, панихида, елеосвящение.

http://azbyka.ru/sedalen

«Пост, – говорится в одной древней книге, – делает человека умеренным, трезвым, стыдливым, молчаливым, целомудренным. Пост укрощает похоти, умеряет страсти, умножает святые желания, уничтожая порочные; все внутри нас в порядок приводит; развращенные помыслы отдаляет, знание насаждает, огнь похоти погашает, мысль тихим спокойствием исполняет и всегда от бури пороков защищает» («Нетленная пища», с. 235). Через подобающе исполненный пост мы приобщаемся Божественного света и любви, «сладости жизни во Христе Господе и Спасителе нашем» 71 . Понятие о Триоди Постной Службы Великого поста, а также подготовительных к нему Недель (начиная с Недели мытаря н фарисея и кончая Великой Субботой), т.е. периода, составляющего в обшей сложности 70 дней, помещены в богослужебной книге, называемой Триодью Постной. Свое название «Триодь» (по-гречески – «Триодион», т.е. трипеснец – от слов: «трио» – три и «оди» – песнь) получила оттого, что в ней больше всего содержится трипеснцев. Своим распространением в употреблении Триодь, как указывает синаксарий в Неделю о мытаре в фарисее, обязана св. Косме Маиумскому (VIII в.), современнику св. Иоанна Дамаскина . Впрочем, многие трипеснцы принадлежат более ранним песнотворцам, например, св. Андрею Критскому , которому принадлежат трипеснцы на повечериях Недели ваий, Понедельника, Вторника, Среды и Пятницы Страстной седмицы, а также великий канон, читаемый на первой и пятой Неделе Великого поста. В IX веке преподобные Иосиф и Феодор Студиты собрали все, что до них было писано, привели в надлежащий порядок, присоединили много своих стихир и канонов, и таким образом образовалась Триодь, заключавшая в себе около 160 служб – больших и малых. В XIV веке Триодь Постная была дополнена синаксариями, составленными Никифором Каллистом. Подготовительные Недели Великого поста Четыредесятницу предваряют четыре подготовительные Недели, а именно: о мытаре и фарисее (без седмицы), о блудном сыне (с седмицей), мясопустная, сыропустная (сырная). В продолжение подготовительных Недель Церковь приучает верующих к подвигу поста постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы она восстанавливает пост в среду и пятницу, затем возводит христиан на высшую ступень подготовительного воздержания запрещением вкушать мясную пищу и позволением употреблять лишь сырную.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Примечание. Поскольку в честь святителей совершалось всенощное бдение, по входе на Литургии тропарь и кондак храма святого не поется. Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и святителей. Примечание. Прокимен и аллилуиарий у Трех святителей – по апостольскому чину. Прокимен, глас 8-й: «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их»; стих: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». Аллилуия, глас 4-й: «Исповедят Небеса чудеса Твоя, Господи, ибо истину Твою в Церкви святых»; стих: «Бог прославляемь в совете святых». Причастен: «Радуйтеся, праведнии...». Апостол и Евангелие – Недели о блудном сыне и святителей. Поется «Достойно есть...». Примечание. В седмицу мясопустную «Аллилуия» не поется (т. е. постовое богослужение не совершается); одна из кафизм утрени (третья) переносится на вечерню. Не поются междочасие и канон молебный ко Пресвятой Богородице на повечерии; повечерие положено малое. Точно так же – и в седмицу сырную, кроме среды и пятницы (см.: Типикон, гл. 49-я, «Неделя... блуднаго сына», «зри»). Примечание. «Ведомо же да есть, яко последование прилучающихся святых в субботу, и в Неделю мясопустную, поется в мимошедших повечериях. Такожде о субботе и Недели сыропустной творим: или како настоятель изволит, кроме аще где случится великаго святаго память» (Триодь Постная, «Неделя... блуднаго сына», «зри»). 1 Пение стихир святителей, глас 4-й: «Благодати органы...», предпочтительней, поскольку стихиры, глас 2-й: «Киими похвальными венцы...», отсутствуют в греческом оригинале печатной службы Трех святителей (ср.: Минея-Январь. Венеция, 1843. С. 243; Венеция, 1868. С. 244; Венеция, 1890. С. 222). 2 Хвалитная (и литийная) стихира Триоди, глас 4-й: «Яко блудный сын...», поется на «И ныне» литийных стихир. 3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 394, 396. 4 Там же. С. 396, 398. 5 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 2-го гласа: «Вся паче смысла...». 6 «Полиелей: обычныя два псалма. Припеваем же к сим и третий псалом: На реках Вавилонских со Аллилуиею красною» (Типикон, гл. 49-я, «Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие, притчи блуднаго сына»). «Аще ли Неделя блуднаго, или мясопустная, прилагаем и третий псалом: На реках Вавилонских» (Типикон, 30 января, 1-я Маркова глава, 2-е «зри»).

http://patriarchia.ru/bu/2023-02-12/

Чтобы видеть ближе, как Господь отверзает двери покаяния, я приведу Его собственные слова: Ревнуй убо и покайся, – говорил он ангелу Лаодикийской Церкви, – се стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой, и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним ( Откр.3:19–20 ). Те же самые слова говорит и ныне каждой христианской душе: ревнуй и покайся: се стою при дверех и толку. Заметьте эти слова: стояние не что иное есть, как Его таинственное благодатное присутствие; двери означают ум, совесть, сердце, волю, чувства; а толкание – ощутительное действие благодати Христовой в уме, совести, сердце, воле и чувствах. Он толцет, то гласом Своего слова, то гласом лишений и бедствий, то гласом телесных болезней и недугов. Объясним примерами. апостол Павел, до своего обращения ко Христу, назывался Савлом. Когда этот Савл дышал на христиан пламенем гнева, мщения и убийства: Иисус Христос трогательным гласом Своего соболезнования: Савле, Савле, что мя гониши? ( Деян.9:4 ) – подвигнул его ум, совесть и волю, и возбудил в его уме светлое познание о Себе, в его совести – искреннее раскаяние в своих заблуждениях, в его воле – сильное влечение к Нему. Припомните Евангельскую притчу о блудном сыне, изображающую грешника и его покаяние. Когда сын расточил имение, которое выделил ему отец, и дошел до такой крайней нищеты, что начал скитаться без жилища и пропитания: Господь стал невидимо Своею благодатию при дверях его души и гласом лишения и нищеты толкнул его совесть и чувства. Сын пришёл в себя; сознал опасность своего состояния и возвратился к отцу с полным раскаянием. Вот немногие примеры; но они довольно обясняют образ отверстия дверей покаяния благодатию Христовою. Если когда, то наипаче ныне – во дни поста – удобнее и пространнее отверзаются двери покаяния. Для чего совершается ныне богослужение особого рода, как не для возбуждения в нас духа истинного покаяния? Знаете ли, что в умилительных песнопениях, которые вы слышите в Церкви, в смиренных примерах и образцах покаяния, которые она предлагает вам для подражания, и в поучительных беседах св. отцев, которые она простирает к вам для назидания, – знаете ли, что во всех этих действиях Церкви шествует к дверям сердца вашего Сам Иисус Христос? Отверзите же, возлюбленные, двери вашей души благоговейно и смиренно. Господь не умедлит внити и, войдя, непременно начнёт в вас дело покаяния и – совершить. Аминь

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Познаем, братия, таинства силу,/ибо от греха ко отеческому очагу возвратившегося блудного сына/преблагой Отец, навстречу выйдя, обнимает,/и вновь познание своей славы дарует;/и таинственное для горних Сил совершает веселие,/закалывая тельца упитанного,/дабы мы достойно проводили жизнь/с Заклавшим – человеколюбивым Отцом,/и славною Жертвою – Спасителем душ наших. Из Триоди Постной — читать по-русски , по-церковнославянски   Последование богослужения на 28 февраля в разных форматах и онлайн     М. Красовицкая «Литургика»     Неделя о блудном сыне — это вклад Константинопольской традиции. Примерно в IX-X вв. устанавливается евангельское чтение о блудном сыне и формируется зависящее от него богослужение, построенное на осмыслении этого чтения. Неделя о мытаре и фарисее появилась еще позднее — к XII b., и также была установлена в Константинопольской Церкви. Что же отличает богослужение Недели о блудном сыне? В эту неделю впервые поется знаменитый 136-й псалом На реках вавилонских. Это как раз тот период года, когда мы не нарушаем Устав о воскресном богослужении. Мы уже говорили, что псалмы 134-й и 135-й, которые мы всегда привыкли слышать, вовсе не являются обязательной частью воскресной службы. Большую часть года в воскресенье должны петься так называемые Непорочны — 17-я кафизма. Но именно в те недели, о которых мы сейчас говорим, должны петься 134-й и 135-й псалом, и с ними в ряд встает 136-й: На реках Вавилонских. Этот псалом здесь поставлен отнюдь не случайно и, конечно, не ради исторического события пленения Вавилонского — он изображает удаление от горнего Иерусалима, то состояние, в котором должна пребывать душа, если она попала в плен греховный: «Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя». И те слова, которые обращены к дщери, к дочери Вавилона, такие грозные, естественно, относятся к порождениям греха — тем «младенцам», которые должны быть разбиты о камни. Этот богослужебный текст каждому помогает почувствовать себя пленником, которому не до радостных песен и который сердцем желает избавления.

http://predanie.ru/tema/nedelja-o-bludno...

Среди богослужебных текстов этой недели хотелось бы выделить седален, который поется после 3-й песни канона. Произнося богослужебные тексты, мы чувствуем, сколько теряют эти слова, если они не поются, а читаются. Мы уже говорили о единстве слова и звука в православном богослужении. Там нет абстрактной музыки, нет звука, не соединенного со словом, не наполненного словом; на органе в православных храмах не играют, это ясно. А вот то, что нет слова, не окрашенного звуком, это нам с непривычки бывает очень трудно почувствовать. Эти удивительные тексты даже трудно читать — их нужно только петь. Таков знаменитый седален в Неделю о блудном сыне после 3-й песни, и на литургии его часто поют после запричастного стиха: «Объятия Отча отверсти ми потщися; блудно иждих мое житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих Спасе, ныне обнищавшее мое сердце не презри. Тебе бо, Господи, во умилении зову: согреших, Отче на небо и пред Тобою». В этом тексте покаяние и мольба блудного сына становятся покаянием и молитвой каждого из нас. М. Красовицкая «Литургика»     Антоний Сурожский «Духовное путешествие»     Прежде всего, это вовсе не притча об отдельном грехе. В ней раскрывается сама природа греха во всей его разрушительной силе. У человека было два сына; младший требует от отца свою долю наследства немедленно. Мы так привыкли к сдержанности, с какой Евангелие рисует эту сцену, что читаем ее спокойно, словно это просто начало рассказа. А вместе с тем, если на минуту остановиться и задуматься, что означают эти слова, нас поразит ужас. Простые слова: Отче, дай мне... означают: " Отец, дай мне сейчас то, что все равно достанется мне после твоей смерти. Я хочу жить своей жизнью, а ты стоишь на моем пути. Я не могу ждать, когда ты умрешь: к тому времени я уже не смогу наслаждаться тем, что могут дать богатство и свобода. Умри! Ты для меня больше не существуешь. Я уже взрослый, мне не нужен отец. Мне нужна свобода и все плоды твоей жизни и трудов; умри и дай мне жить! " Читать полностью в «Духовном путешествии»

http://predanie.ru/tema/nedelja-o-bludno...

б) Новозаветные книги Св. Писания. Заключенные в двух церковных книгах – Апостоле и Евангелии, они все прочитываются в течение года, начиная с Пасхи, кроме Апокалипсиса 11 . Чтения из Апостола и Евангелия разделены по зачалам или отделениям. Евангельские чтения полагаются на утреннем Богослужении в воскресные дни (в числе 11-ти рядовых), и в праздничные дни по числам месяца; а из Апостола, кроме литургии, зачала читаются только на вечерни в качестве паримий на дни св. Апостолов. Порядок, в каком следует чтение кафизм в течение всего года От недели Фоминой до 22-го сент, от 20-го дек, до 14-го января и в недели – мясопустную и сыропустную На полуношнице, во весь год в будни читается каф. 17-я, а в субботу 9-я На утрени На вечери 1) Воскресенье 2)Понедельник 3)Вторник 4)Среда 5)Четверг 6)Пятница 7)Суббота От 22-го сент до 10 дек. и от 15 янв. до субботы пред неделею о блудном сыне (на утрени по три кафизмы) На полуношнице, во весь год в будни читается каф. 17-я, а в субботу 9-я На утрени На вечери 1) Воскресенье 2)Понедельник 3)Вторник 4)Среда 10,11,12 5)Четверг 13,14,15 6)Пятница 7)Суббота В недели Великого поста: 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю, и 6-ю (на утрени по 3 кафизмы). На полуношнице, во весь год в будни читается каф. 17-я, а в субботу 9-я На утрени На 1-м часе На 3-м часе На 6-м часе На 9-м часе На вечери 1) Воскресенье 2,3,17– не порочны 2)Понедельник 3)Вторник 10,11,12 4)Среда 19,20,1 5)Четверг 6,7,8, 6)Пятница 18,14,15 7)Суббота В неделю 5-ю Великого поста (на утрени по 3 кафизмы) На полуношнице, во весь год в будни читается каф. 17-я, а в субботу 9-я На утрени На 1-м часе На 3-м часе На 6-м часе На 9-м часе На вечери 1) Воскресенье 1)2,3,17 2)Понедельник 3)Вторник 11,12,18 4)Среда 20,1,2 5)Четверг 6)Пятница 13,14,15 7)Суббота В Страстную неделю На полуношнице, во весь год в будни читается каф. 17-я, а в субботу 9-я Утреня На 3-м часе На 6-м часе Вечери 1) Воскресенье 2)Понедельник 3)Вторник 9,10,11 4)Среда 14,15,16 5)Четверг 6)Пятница 7)Суббота 17 не порочны Примечание

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Если человек православного вероисповедания, если он крещенный, причащался, а потом уходит в сторону от церкви, диавол не даст ему спокойно существовать. Диавол пленных не берет, он добивает до конца. Был такой случай: в Троицко-Сергиевой лавре был один монах, у него был такой прекрасный бас, он украшал богослужение своим голосом. Но однажды приехали в Лавру специалисты из консерватории и услышали его бас, и сказали ему: иди к нам. Ты будешь выступать на лучших сценах, у тебя такой голос, а тут одни старухи тебя слушают, кому это нужно, ты станешь значимым человеком. Они долго его уговаривали и соблазнили. И он выступал на сценах, он пел в операх, но он вел при этом распутный образ жизни, нарушил все монашеские обеты и заболел болезнью, срамной болезнью, так, что у него нос разлагался, губы деформировались, язык гнил и он не мог уже выступать, его уволили с работы, он стал пить. И когда он стал побираться в Москве, милиция гоняла его, в советское время было строго, и он вспомнил про Троицко-Сергиеву Лавру, где нищие всегда находят место. И он пришел и сел в надежде, что его никто не узнает — обезображено лицо, но будут подавать наравне с другими нищими. Но братия узнала его и они позаботились о том, чтобы он раскаялся, позаботились о том, чтобы он пришел в себя. И вот этот человек, молодой человек расточил все богатство своего отца. А разве мы не такие? Мы входим в этот мир, когда мы молодые, крепкое здоровье дал нам Господь, хорошее зрение дал нам Господь, слух, но неправильным образом жизни многие разрушают свое здоровье, наносят удары по печени, по селезенке всякими излишествами, разрушают счастье физической полноценной жизни, создают семьи и разводятся. И по прошествии нескольких лет та чистота юности уже потеряна. Живя распутно, превращаемся в нищих духом, не способных даже просить “сокровищу благих и жизни подателю”, чтобы он помог нам. Итак, ему не дают даже свиных рожков, этому молодому человеку, который пасет свиней. Свиньи в Ветхом завете — это нечистое животное, то есть, ему поручали только пасти этих нечистых животных, а он когда-то был членом религиозной семьи. И далее мы читаем о том, в чем мы должны подражать этому человеку. “Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода”. Очень важно когда человек приходит в себя, когда человек критически оценивает себя, когда человек смотрит на себя через призму Божественного Откровения, через призму Закона Божия, чтобы увидеть свою греховность. Апостол Павел так и пишет: Закон Божий, — и Петр это писал, — это зеркало, вглядываясь в которое человек видит свое реальное состояние.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-v-ne...

24 февраля, в Неделю о блудном сыне, митрополит Хамийский Николай в сослужении епископа Петергофского Серафима совершил Божественную литургию в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова. За богослужением иерархам сослужили архимандрит Софроний (Смук), клирик Антиохийской Церкви священник Антоний (Фади) Санкари, проректор по воспитательной работе протоиерей Виталий Грищук, иеромонах Геннадий (Поляков), секретарь Ученого совета иеромонах Никодим (Хмыров), священник Глеб Санюк, иеромонах Феофан (Друганов), иеромонах Павел (Чхве), протодиакон Кирилл Журавлев, иеродиакон Филарет (Гавщук), диакон Иннокентий Шишов. По окончании богослужения владыка Серафим обратился к митрополиту Николаю с приветственным словом. «Русскую и Антиохийскую Православные Церкви связывают многовековые узы любви и дружбы. Время показывает, что мы вместе и в радости, и в скорби, что мы всегда готовы протянуть друг другу руку помощи. Мы совершаем взаимную молитву друг за друга, прося Господа, чтобы Он благословил наше земное странствование. В Санкт-Петербургской духовной академии обучаются студенты из Сирии, мы надеемся, что представители вашей славной Церкви и в будущем будут приезжать в академию на Неве, чтобы изучить русский язык, познакомиться с нашей богословской традицией и воочию увидеть жизнь Русской Церкви. В сегодняшний воскресный день совершилось самое главное — мы вместе с Вами помолились и приобщились единой Чаши Тела и Крови Христовых. Это есть основной знак подлинного единения святых Божиих Церквей и нашей обоюдной братской любви», — сказал ректор академии. Епископ Серафим преподнес в дар сирийскому архипастырю икону апостола и евангелиста Иоанна Богослова и панагию с изображением Казанской иконы Божией Матери. В ответном слове митрополит Николай поблагодарил владыку за теплый прием и выразил надежду на дальнейшее укрепление отношений между двумя Поместными Церквями: «Сердечно благодарю Святейшего Патриарха Кирилла и митрополита Варсонофия за возможность приехать в вашу страну и в ваш город. Также благодарю Господа за возможность совершить вместе с Вами священную Литургию. На протяжении веков мы молимся друг за друга, однако сегодня наше единство скрепляют не только молитвы, но и Божественная Евхаристия. Так мы подтверждаем и продолжаем дружеские отношения между нашими Церквями. Прошу Ваших молитв за наши Церкви и мир между всеми людьми».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010