Крестный ход То же произойдет и в духовной брани. Мы не должны пренебрегать опытом святых отцов и радоваться лишь тому, что иногда посещаем храм. Очень скоро мы потерпим поражение. Гораздо более серьезное, чем поражение в какой-либо военной кампании, ведь наша брань по слову апостола Павла «не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12) и цена победы не земное благополучие, а вечная жизнь. - Идет второй год вашего епископского служения. Опишите ваши первые по прибытию на кафедру. - Первые впечатления – холод и большие расстояния между городами. Летом увидел и оценил слова известной песни: «ой, ты, степь широкая!». Богослужение в неделю О блудном сыне Порадовали люди, которые ждали с нетерпением приезда архиерея и встречи с ним. Порадовали и тем, что по моей просьбе собирались для совершения общих молитв и добрых дел. Помню коллег по институту, с которыми общался до и после того, как начал преподавать. Близки студенты, которые стали родными для меня. Приятно, что подходят ко мне с разными предложениями и пожеланиями или рассказывают о своих проблемах. - Есть какие-то особые трудности, связанные, может быть, с географией или историей этого региона? - Одна из самых серьезных трудностей – обширная территория нашей епархии. Ведь только протяженность с запада на восток составляет порядка 400 км. Дороги не везде хорошие, трудно передвигаться особенно зимой, объехать все населенные пункты очень проблематично. Русские богатыри Кроме того, исторически Оренбуржье населяли не только православные, но и представители самых различных народов, исповедующих иные религии, поэтому непростая задача межрелигиозного и межкультурного диалога также является для нас приоритетной. - Что за люди живут в епархии? Как они живут – богато, бедно? Как зарабатывают? Есть ли промышленность? Что происходит в деревнях? - Это обычные люди. И живут они так, как живет большая часть населения нашей страны. Стремятся к благополучию своих семей, своих близких, трудятся, воспитывают ребятишек. Большинство, конечно, стремятся в города, где более развита инфраструктура, где больше возможностей трудоустройства, ведь в селе сейчас очень непросто.

http://pravoslavie.ru/60026.html

Сообразно цели приготовления нашего к смиренным подвигам поста и покаяния, Церковь в неделю о Мытаре и Фарисее начинает петь трогательные и поучительные песни: «покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», и проч. «На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих» и проч. «Множества содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго» и проч. Неделя о Блудном Блудный аще кто есть яко аз, дерзай, гряди: Божиих бо щедрот всем отверзеся дверь. Обличив гордость и возвысив смирение, Церковь в следующую приготовительную к св. Четыредесятнице неделю призывает нас к покаянию изображением неизреченного милосердия Божия ко всем грешникам, кои с искренним раскаянием обращаются к Богу. Это безпредельное милосердие Божие Церковь представляет чтением на литургии евангельской притчи о блудном сыне ( Лк. 15:11–32 ), по имени которого называет и самую неделю. Установление недели о Блудном сыне относится к древним временам христианства. Кроме Церковного устава, о ее древности свидетельствуют отцы и писатели Церкви IV и V века, говорившие беседы в эту неделю, как-то св. Златоуст, Августин, Астерий, епископ Амасийский, и другие. В VIII веке Иосиф Студит написал канон на неделю о Блудном, ныне поемый Церковию в эту неделю. Притчею о блудном сыне Церковь изображает призывание грешных, образ покаяния и величие милосердия Божия. В этой притче Господь по Своей благости и милосердию, для предохранения нас от зла и неразлучных с ним бедствий, ясно открыл нам, что источник жизни святой, достойной и блаженной заключается только в благодатном союзе с Богом. Блудный сын, получивший от отца должную часть имения и в стране дальней расточивший свое наследие, изображает грешников ( Лк.15:1–2 ), которые, удаляясь от Отца Небесного, тратят дары природы, общества и благодати, и с этою тратою неминуемо истощают и теряют все блага жизни мирной, достойной и полезной. Сын, удалившись от отца, необоязненно начинает жить блудно; блага и радости жизни в удалении от Бога постепенно оскудевают; за обилием последовали обнищание, голод, унижение и духовная смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

На утрени в Неделю о блудном сыне и затем в Недели мясопустную и сырную, после пения полиелейных псалмов (134-го и 135-го) «Хвалите имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви», поется еще псалом 136-й: «На реках Вавилонских...» «с Аллилуиею красною» 77 . Этот псалом возбуждает грешников, находящихся в плену греха и диавола, осознать свое несчастное, греховное состояние, подобно иудеям, которые осознали свое горькое положение в плену Вавилонском и впоследствии раскаялись. Затем поются воскресные тропари – «Ангельский собор...». Пение на утрени после 50-го псалма покаянных тропарей: «Покаяния отверзи ми двери...». Чтение на литургии: Апостол – Кор., зач. 135, Евангелие – от Лк., зач. 79. Неделя (воскресенье) о блудном сыне заключает собой седмицу (под тем же названием), которая, как уже указывалось, является сплошной (отмена поста в среду и пятницу). Причастен: «Хвалите Господа с небес...». Седмица и Неделя мясопустные Седмица после Недели (воскресенья) о блудном сыне и заключающая ее Неделя (воскресенье) называются мясопустной по той причине, что на этой Неделе заканчивается вкушение мяса. Само воскресенье называется еще «мясопуст» (т.е. отпуск мяса, лишение, прекращение вкушения мяса). Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном суде, так как на литургии читается соответствующее Евангелие ( Мф. 25, 31–46 ). В субботу мясопустную, перед воспоминанием Страшного суда Христова, на котором предстанут все живые и умершие, Церковь совершает поминовение «всех от Адама и до днесь усопших во благочестии и правой вере». По неисповеданому Своему Промыслу Бог предопределил разную кончину людям. «Подобает же ведати, – говорится в синаксарии, – яко не вси в пропасти впадающий, и в огнь, и в море, и глаголемые пагубы, и студени (холод) и глад; по повелению Божию сие страждут: сия бо (ибо таковы) суть Божии судьбы, ихже ова (когда одним смерти) бывают по благоволению (Божию), ова (другим) же по попущению, другая же (смерть) ведения ради и прощения (грозного предупреждения) и уцеломудрения иных бывают».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Благословляя посетителей и прощаясь с ними, он просил помолиться о нем. Опасно заболел он в январе 1862 г. опухолью в ногах и одышкой в груди. Но, уверяя, что у него ничего не болит, не оставлял ежедневного хождения в церковь и оказывание поучений. На советы обратиться к помощи врачебной он долго не соглашался: «я что-то нерасположен лечиться, – говорил он, – потому что никогда не лечился, не лучше ли оставить так, на волю Божию!» В феврале болезнь его стала развиваться более, опухоль распространилась выше, одышка стала случаться чаще. В последний раз, 28 января, он был у литургии и говорил поучение о смиренном сознании своей греховности, подобно мытарю, и приготовлении к св. Четыредесятнице. В неделю о блудном сыне, 4 февраля, уже не мог, по немощи телесной, быть в церкви у литургии и весьма много жалел об этом. Вместо службы заставлял читать толкование на чтенное Евангелие и проповедь в неделю о блудном сыне Никифора, архиепископа Астраханского, весьма любимого и уважаемого им автора. После отдыха, для утешения своего духа, пригласил певцов пропеть: «На реках Вавилонских», еще заставил пропеть любимые свои псалмы и весьма много благодарил за доставленное ему утешение. Продолжая в эти покаянные дни, по-прежнему, совершать богослужение и иногда занимая присутствующих изъяснением неудобопонятных выражений в богослужебных книгах, он много сетовал о том, что немощь телесная возбраняет ему присутствовать в храме Божием, при совершении бескровной жертвы. В неделю мясопустную, 11 февраля, преосвященный велел читать и с особенным вниманием слушал умилительные беседы св. Ефрема Сирина о последних днях мира и рода человеческого. В среду, 14 февраля, его очень заняла статья, помещенная в «Страннике»: Воспоминание о высокопреосвященном Филарете, митрополите Киевском. В четверток сырной недели, 15 февраля, после молитв утренних, преосвященный опять заставил прочитать о Филарете, митрополите Киевском, и вновь слушал со вниманием. После отдыха приказал петь: «Да исправится молитва моя...» и некоторые псалмы. В неделю сыропустную, 18 февраля, о. архимандрит с братией прибыл проститься с архипастырем. При пении песни: «На реках Вавилонских», преосвященный, по облачении в мантию, обратясь ко всем, трогательным голосом сказал: «простите меня, простите, кого оскорбил, и помолитесь за меня»; потом всем преподал мир и благословение на совершение подвигов поста. И сам он, и все предчувствовали, что это ежегодное, совершаемое по обычаю церковному, прощение есть последнее. Во вторник 1-й недели Великого поста, 20 февраля, преосвященный заставлял прочитать что-нибудь. Прочитана ему одна статья из «Домашней Беседы», а потом читано о последних днях жизни Филарета, митрополита Киевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Таков был богатый Авраам; таков был Иов и многие, как в Ветхом, так и в Новом Завете. Впрочем, так как богатство представляет много искушений ко греху, то желавшие христианского совершенства, глубокой нищеты духа и непреткновенности на пути спасения, обыкновенно продавали свое имение и раздавали нищим, а сами удалялись в безмолвие, чтобы совершенно и без развлечения работать Богу день и ночь. Потому Господь сказал одному богатому: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» ( Мф. 19, 21 ). И так, «блажени нищии духом: яко тех есть Царствие Небесное»; не сказано: тех будет Царство Небесное, но есть; потому что уже здесь – на земле – в смиренных сердцах Бог почивает и царствует, а в будущей жизни воцарится в них на веки и прославит их славою нетленною. И так, собирайте здесь, братия, богатство смиренномудрия, чтобы там на небесах получить богатство славы. Аминь. Беседа третья (в неделю о Блудном сыне) «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом» ( Псал. 136:1 ). «Блажены плачущии: яко тии утешатся». Ныне Церковь предлагает нам, блудным сынам своим, притчу Спасителя о блудном сыне и для напоминания нам о том, что все мы пленники и жалкие рабы греха, пела на утреннем Богослужении плачевную песнь пленных сынов Сиона: «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона». Плененные царем Вавилонским, Навуходоносором, Иудеи изображают нас, братия, плененных духовным Навуходоносором, диаволом; реки Вавилонские означают быстрое стремление и увлечение греха, или реки страстей, истекающие из пасти духовного дракона, т. е. сатаны, и увлекающие нас в бездну адову; горький плачь сынов Израиля изображает плачь о духовном рабстве греху сынов нового Израиля – истинных христиан. Так как в непродолжительном времени наступят дни поста и покаяния, то Церковь , желая исподволь ввести нас в этот подвиг, напоминает нам о нашем плене и удалении от Небесного нашего Отечества и о нужде для всех нас горьких слез покаяния о грехах своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В Неделю 4-ю и 5-ю св. Четыредесятницы, вместо кондака Триоди, берется кондак святому (преп. Иоанну Лествичнику , преп. Марии Египетской), и на литургии этот кондак святому следует петь на «Слава», а на «И ныне» поется кондак храма (если храм Спасов или Богородицы) или кондак «Предстательство христиан непостыдное» (если храм святого) 74 . От Недели о мытаре в фарисее до Недели ваий, по существующей практике, к тропарям канона Постной Триоди по воскресеньям прилагают припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», и только в Недели Православия и Крестопоклонную припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Определенного указания в Уставе и Триоди на этот счет нет 75 . Седмица и Неделя о блудном сыне В эту Неделю евангельской притчей ( Лк. 15, 11–32 ), от которой получила свое название и сама Неделя, Церковь показывает нам пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу. В этом случае благодать исходит к ним в сретение, лобызает их, украшает и помогает им в достижении своего спасения. «Познаем, братие, таинства силу, от греха бо к отеческому дому востекшаго (опять пришедшего) блудного сына преблагий Отец предусрет лобзает, и паки своей славы познание (отличия) дарует: в таинственное вышним (силам) совершает веселие, закалая тельца упитанного, да мы достойно сожительствуем (будем обитать вместе) заклавшему человеколюбному Отцу, и славному Заколению, Спасу душ наших» 76 . Церковь учит, что истинная полнота и радость жизни заключается в благодатном союзе с Богом и постоянном общении с Ним («да достойно сожительствуем»). Удаление от этого общения служит, напротив, источником всевозможных бедствий и унижений. Таким образом, показав в Неделю о мытаре и фарисее истинное начало покаяния, Церковь теперь раскрывает всю силу его: при условии истинного смирения и раскаяния со стороны человека-грешника для милосердия Божия возможно прощение самых тяжких грехов. И потому ни один грешник в дни приближения времени покаяния не должен отчаиваться в благодатной помощи и помиловании Отца Небесного. Особенность богослужения в эту Неделю

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Знаменитый Косма Маюмский (VIII в.) написал каноны для всех дней периода от Лазаревой субботы до Великой Субботы, а также полтора десятка стихир для служб Страстной седмицы. Преподобный Иоанн Дамаскин составил канон великомученику Феодору Тирону (тот, который поется в чине освящения колива в пятницу на литургии) и второй канон Лазаревой субботы, а также большое количество стихир (в совокупности более 30) для служб периода от Лазаревой субботы до конца Страстной седмицы. Преподобный Андрей Пир (VIII в.) составил самогласны для вечерни и утрени (чаще всего самогласны поются на стиховне, но в случае литургии Преждеосвященных Даров – на «Господи, воззвах…») на все седмичные дни от понедельника сырной седмицы до пятницы 6-й седмицы включительно. «Эти самогласны – одни из лучших песнопений не только в Триоди, но и вообще в греческих богослужебных книгах. Они отличаются задушевностью, язык их имеет особый индивидуальный характер, свободен от шаблонных выражений и в значительной мере чужд риторики, чем византийские песнописцы грешат очень часто» с. 115] . Наконец, преподобный Феофан Начертанный , известный борец с иконоборчеством, написал два канона на Неделю 1-ю Великого поста (первый из них – в честь восстановления иконопочитания – читается на утрене, тогда как второй, святым пророкам – на повечерии в неделю вечером), покаянный канон 2-й Недели поста (на притчу о блудном сыне) и канон среды 4-й седмицы; также он добавил песни с 1-й по 5-ю к четверопеснцу преподобного Космы на Лазареву субботу. Кроме того, ему принадлежит немалое количество стихир, в том числе около десятка стихир для служб Великой Пятницы и Великой Субботы (в частности, известные самогласны «Тебе, Одеющагося светом яко ризою…» и «Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше…»). Отдельно скажем о синаксарях, которые содержатся в Триоди во многие особые дни периода по 6-й песни канона. В настоящее время эти тексты за богослужением не читаются, но изначально они были предназначены для чтения по 6-й песни канона после пролога 5 (Устав предусматривает чтение различных поучений после седальнов по каждой кафисме, по 3-й и по 6-й песни канона).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Григорию Паламе, но и к Трем святителям и поэтому, видимо, не был переведен на славянский язык). В ходе богослужебной реформы 2-й половины XVII в. ноябрьское последование свт. Григория Паламы, как не имевшее аналога в современных справе греческих изданиях Минеи, из русской Минеи было исключено, что отразилось и на тексте Типикона: в исправленном московском Типиконе 1682 г. под 14 ноября дается отсылка на 2-ю неделю Великого поста, а из издания 1695 г. и последующих упоминание о службе свт. Григория Паламы 14 ноября вообще исключено. Триодная память, напротив, вводится в русскую практику — она неизменно присутствует во всех изданиях русского Типикона, начиная с московского 1682 г., правленного с использованием греческих старопечатных изданий, и занимает свое место в Постной Триоди (в украинских изданиях Постной Триоди (например: К., 1628, 1648), правленных по греческим печатным книгам уже в 1-й половине XVII в., последование свт. Григория Паламы появилось раньше, чем в московских). Согласно послениконовским русским Типиконам, триодная служба свт. Григория Паламы имеет в целом тот же устав, что и в первопечатном греческом Типиконе, но древние песнопения Триоди, посвященные притче о блудном сыне, сохранены, а на литургии есть, кроме рядовых, и песнопения и чтения святому (прокимен из Пс 48; Евр 7. 26 — 8. 2; Ин 10. 9–16; причастен — Пс 111. 6b). Возникший в середине XX в. интерес к наследию свт. Григория Паламы имел одним из своих следствий возобновление печатания ноябрьской службы святителя в русских богослужебных книгах — она присутствует не только в московском издании Минеи 1978–1989 гг. (так называемая зеленая Минея, в которую включено множество ранее никогда не включавшихся в русские издания Минеи служб), но и в качестве приложения в репринтных воспроизведениях Миней синодальной печати (например, М., 1997). Славянский текст вновь появившегося в русских Минеях ноябрьского последования свт. Григория Паламы (имеющего вид полиелейной службы без малой вечерни) очень близко воспроизводит текст дониконовских изданий и не только не выверен заново по греческому оригиналу, но даже содержит такие языковые особенности, какие последовательно устранялись в ходе реформы русского богослужения 2-й пол.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204629...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Читать полностью     Проповедь Сергия Мечева   Святая Церковь ныне вводит нас в общение с тем страшным часом, когда мы все предстанем перед Страшным Престолом Господа Славы, когда Судия живых и мертвых, Господь Иисус Христос приидет во славе и каждому воздаст по его делам. Святая Церковь этим воспоминанием заканчивает приготовление наше ко входу в Великий пост. Если мы только что, в неделю о Блудном сыне, видели всю любовь к нам Отца Небесного, Который не только принимает раскаявшегося блудного сына, но Сам идет к нему навстречу, Сам падает к нему на шею, Сам облекает его в одежду первую, ризу нетления, которую раздрал сам этот падший сын, и дает перстень на его десницу, и закалывает тельца упитанного, то перед нами встает вопрос, как же может этот любящий, всепрощающий Отец наш прийти снова на землю и судить живых и мертвых. Вот, Святая Церковь не смущается тем, что смущает многих из нас; не смущается тем, как это может быть совмещена любовь Божия, проявившаяся в том, что Он Сына Своего послал в мир “нас ради человек и нашего ради спасения”, с представлением о Нем, как о Грозном Судии, Который поставит одних по левую, других по правую сторону Своего Престола. Если бы мы внимательно отнеслись к богослужению, если бы мы воспринимали то, что ежедневно дает нам в нем Святая Церковь в дни подготовительные к Великому посту, тогда исчезло бы из нашей души это внутреннее противоречие. Читать полностью     Проповедь Феофана Затворника   Ныне же что она говорит? Ныне она живописует нам Страшный Суд Божий и тем хочет послушных чад своих воодушевить на большие и большие труды, а нерадивых и беспечных пробудить от усыпления. Первым она говорит: «Трудитесь и не ослабевайте в трудах своих; ибо, когда придет Господь и все святые Ангелы с Ним, тогда поставит Он вас одесную Себя и скажет вам: «приидите, благословенный Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» (Мф.25,34). И с той минуты вы начнете вкушать блаженство, для выражения которого нет слов на языке человеческом. Тогда забудете все труды свои и скорби». А вторым, то есть нерадивым, говорит ныне Святая Церковь: «Непрестанно внушаю вам — живите, дети мои, как жить следует истинным христианам, а вы не слушаете. Приглашаю вас к покаянию, а вы уши свои затыкаете от зова моего; говорю вам — плачьте о грехах, а вы не только не плачете, но издеваетесь над плачущими, издеваетесь даже над самым уставом покаянным, как и над всем порядком жизни христианской. Убойтесь! Прейдет образ мира сего, явится строгий Судия и поразит вас гневным отвержением Своим: «отыдите от Мене, проклятии, в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его» (Мф.25, 41).

http://predanie.ru/tema/nedelja-o-strash...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010