2 марта владыка Константин посетил приют для детей-сирот «Kisarawe Orphanage Center». При содействии Русского дома архиерей передал воспитанникам приюта гуманитарную помощь. В тот же день иерарх посетил в Кисараве образовательный центр Патриаршего экзархата Африки. В церкви святой равноапостольной Нины на территории учебного заведения он отслужил молебен. 3 марта, в Неделю о блудном сыне, и.о. Патриаршего экзарха Африки в сослужении духовенства совершил Божественную литургию на приходе блаженной Матроны Московской в Русском доме в Дар-эс-Саламе. На богослужении присутствовали посол России в Танзании А.Л. Аветисян, руководитель аппарата Министерства обороны РФ в Танзании вице-адмирал Л.В. Суханов, советник Посольства Российской Федерации, представитель Россотрудничества в Танзании А.С. Бондарук. 4 марта епископ Константин возглавил Божественную литургию в строящемся храме святителя Николая Чудотворца в селении Кимамба (округ Килоса). По окончании богослужения архиерей совершил крещение тридцати местных жителей. Вечером глава Экзархата провел собрание с духовенством Центрального благочиния Танзании. 5 марта епископ Константин прибыл в город Букоба, где встретился с главой администрации области Кагера Фатмой Мвасса. Затем архипастырь посетил приходы преподобного Антония Великого в селе Ньякахама и святых бессребреников Космы и Дамиана в Мгаджвале, где совершил молебны. На приходе святых Космы и Дамиана после богослужения епископ Константин подписал антиминс и передал приходу богослужебную утварь. 6 марта исполняющий обязанности Патриаршего экзарха Африки в сослужении духовенства возглавил Божественную литургию на приходе апостолов Петра и Павла в селе Бугаза. По окончании службы состоялось крещение 25 танзанийцев. Также в этот день под председательством владыки Константина было проведено собрание с духовенством Северного благочиния. 7 марта в городе Букоба епископ Константин совершил таинство Крещения двенадцати человек в водах озера Виктория. 8 марта, в канун Вселенской родительской (мясопустной) субботы, в Русском доме в Дар-эс-Саламе владыка совершил заупокойную литию. За богослужением молился советник посольства Российской Федерации, представитель Россотрудничества в Танзании А.С. Бондарук.

http://mospat.ru/ru/news/91505/

3 марта, в Неделю о блудном сыне, и.о. Патриаршего экзарха Африки в сослужении духовенства совершил Божественную литургию на приходе блаженной Матроны Московской в Русском доме в Дар-эс-Саламе. На богослужении присутствовали посол России в Танзании А.Л. Аветисян, руководитель аппарата Министерства обороны РФ в Танзании вице-адмирал Л.В. Суханов, советник Посольства Российской Федерации, представитель Россотрудничества в Танзании А.С. Бондарук. 4 марта епископ Константин возглавил Божественную литургию в строящемся храме святителя Николая Чудотворца в селении Кимамба (округ Килоса). По окончании богослужения архиерей совершил крещение тридцати местных жителей. Вечером архиерей провел собрание духовенства Центрального благочиния Танзании. 5 марта епископ Константин прибыл в город Букоба, где встретился с главой администрации области Кагера Фатмой Мвасса. Затем архипастырь посетил приходы преподобного Антония Великого в селе Ньякахама и бессребреников Космы и Дамиана в Мгаджвале , где совершил молебны. На приходе святых Космы и Дамиана после богослужения епископ Константин подписал антиминс и передал приходу богослужебную утварь. 6 марта и.о. Патриаршего экзарха Африки в сослужении духовенства возглавил Божественную литургию на приходе апостолов Петра и Павла в селе Бугаза. По окончании службы состоялось крещение 25 танзанийцев. Также в этот день под председательством владыки Константина было проведено собрание духовенства Северного благочиния. 7 марта в городе Букоба епископ Константин совершил таинство Крещения 12 человек в водах озера Виктория. 8 марта, в канун Вселенской родительской (мясопустной) субботы, в Русском доме в Дар-эс-Саламе владыка совершил заупокойную литию. За богослужением молился советник посольства Российской Федерации, представитель Россотрудничества в Танзании А.С. Бондарук. Вечером того же дня архиерей отбыл в Москву. Патриарший экзархат Африки /Патриархия.ru Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6109847.ht...

За Литургией молились учащиеся православных гимназий и воскресных школ российской столицы, дети из многодетных семей священнослужителей и мирян и их родители. Все песнопения за богослужением исполнил сводный детский хор под управлением В.А. Волковой, секретаря Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения. Каждый год состав детского общецерковного сводного хора меняется. Организацию участия детских коллективов в богослужении осуществляет Церковно-общественный совет по развитию русского церковного пения. В этом году в состав сводного хора вошли: Апостольское зачало на Литургии читал 10-летний Василий Пуцылов, чтец храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО г. Москвы, учащийся четвертого класса московской средней школы 1329. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.  На телеканалах «Союз» и «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. Проповедь перед причастием произнес иерей Анатолий Колот, клирик храма Владимирской иконы Божией Матери в Куркине г. Москвы, сотрудник Московской духовной академии . В своей проповеди отец Анатолий, в частности, отметил, что сегодня Русская Православная Церковь отмечает день памяти святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского. В этом году состоится празднование 50-летия канонизации святителя Николая, 50-летия Японской Автономной Православной Церкви и 150-летия Российской духовной миссии в Японии. По окончании Литургии Святейшего Патриарха Кирилла приветствовали дети из разных епархий Русской Православной Церкви. Святейший Владыка обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . В алтаре Храма Христа Спасителя Предстоятель Русской Православной Церкви обратился с кратким напутствием к юным пономарям, участвовавшим в богослужении. «Сохраняйте веру в сердце, живите по этой вере, никогда не стесняйтесь ее. Наоборот, старайтесь ваших друзей, товарищей привлекать в Божий храм. Тогда вы у нас будете апостолами, сначала маленькими, потом большими. Храни вас Господь!» — сказал Святейший Патриарх.

http://patriarchia.ru/db/text/5592814.ht...

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 6-й, светилен Триоди. «Слава» – ин светилен Триоди, «И ныне» – Богородичен Триоди. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 6-й – 5, и Триоди, глас 2-й, глас 4-й и глас 8-й – 3 (с припевами своими ). «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Отче Благий...», «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба...». Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 6-я. На часах – тропарь воскресный. Кондак Триоди. На Литургии блаженны гласа – 6 и Триоди, песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный. «Слава, и ныне» – кондак Триоди. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма. «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Триоди. Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные. Апостол и Евангелие – Недели о блудном сыне. Примечание. В седмицу мясопустную «Аллилуия» не поется (т. е. постовое богослужение не совершается); одна из кафизм утрени (третья) переносится на вечерню. Не поются междочасие и канон молебный ко Пресвятой Богородице на повечерии; повечерие положено малое. Точно так же – и в седмицу сырную, кроме среды и пятницы (см.: Типикон, гл. 49-я, «Неделя... блуднаго сына», «зри»). Примечание. «Ведомо же да есть, яко последование прилучающихся святых в субботу, и в Неделю мясопустную, поется в мимошедших повечериях. Такожде о субботе и Недели сыропустной творим: или како настоятель изволит, кроме аще где случится великаго святаго память» (Триодь Постная, «Неделя... блуднаго сына», «зри»). 1 О порядке пения служб на повечерии см. 13 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 2 «Полиелей: обычныя два псалма. Припеваем же к сим и третий псалом: На реках Вавилонских со Аллилуиею красною» (Типикон, гл. 49-я, «Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие, притчи блуднаго сына»).

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-03/

Примечание. Поскольку в честь святителей совершалось всенощное бдение, по входе на Литургии тропарь и кондак храма святого не поется. Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и святителей. Примечание. Прокимен и аллилуиарий у Трех святителей – по апостольскому чину. Прокимен, глас 8й: «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их»; стих: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». Аллилуия, глас 4й: «Исповедят Небеса чудеса Твоя, Господи, ибо истину Твою в Церкви святых»; стих: «Бог прославляемь в совете святых». Причастен: «Радуйтеся, праведнии…». Апостол и Евангелие – Недели о блудном сыне и святителей. Поется «Достойно есть…». Примечание. В седмицу мясопустную «Аллилуия» не поется (т. е. постовое богослужение не совершается); одна из кафизм утрени (третья) переносится на вечерню. Не поются междочасие и канон молебный ко Пресвятой Богородице на повечерии; повечерие положено малое. Точно так же – и в седмицу сырную, кроме среды и пятницы (см.: Типикон, гл. 49я, «Неделя… блуднаго сына», «зри»). Примечание. «Ведомо же да есть, яко последование прилучающихся святых в субботу, и в Неделю мясопустную, поется в мимошедших повечериях. Такожде о субботе и Недели сыропустной творим: или како настоятель изволит, кроме аще где случится великаго святаго память» (Триодь Постная, «Неделя… блуднаго сына», «зри»). 1 Пение стихир святителей, глас 4й: «Благодати органы…», предпочтительней, поскольку стихиры, глас 2й: «Киими похвальными венцы…», отсутствуют в греческом оригинале печатной службы Трех святителей (ср.: Минея-Январь. Венеция, 1843. С. 243; Венеция, 1868. С. 244; Венеция, 1890. С. 222). 2 Хвалитная (и литийная) стихира Триоди, глас 4й: «Яко блудный сын…», поется на «И ныне» литийных стихир. 3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 394, 396. 4 Там же. С. 396, 398. 5 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 2го гласа: «Вся паче смысла…». 6 «Полиелей: обычныя два псалма. Припеваем же к сим и третий псалом: На реках Вавилонских со Аллилуиею красною» (Типикон, гл. 49я, «Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие, притчи блуднаго сына»). «Аще ли Неделя блуднаго, или мясопустная, прилагаем и третий псалом: На реках Вавилонских» (Типикон, 30 января, 1я Маркова глава, 2е «зри»).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Притча о блудном сыне. Роспись ц. Св. Троицы в Никитниках в Москве. Сер. XVII в. Притча о блудном сыне. Роспись ц. Св. Троицы в Никитниках в Москве. Сер. XVII в. То же, вероятно, было и в византийском обряде доиконоборческой эпохи, т. к. лекционарная система раннего визант. обряда скорее всего была сходна с лекционарной системой древнего иерусалимского богослужения ( Пентковский. С. 71, 74). В частности, один из кондаков св. Романа Сладкопевца (VI в.) о блудном сыне исполнялся, согласно Кондакарю Patm. 213, XI в., во 2-ю (=3-ю иерусалимскую) неделю Великого поста ( Grosdidier de Matons. Romanos le Mélode. P. 90). Известны сборники святоотеческих чтений, в к-рых слова Иоанна Златоуста, тематически связанные с притчей о блудном сыне, помещены в неделю 2-ю поста; одно из чтений указывается Евергетидским Типиконом во 2-ю неделю, после 3-й песни канона ( Bertoni è re. P. 127-128). В послеиконоборческом визант. обряде в связи с развитием системы памятей подготовительного к посту цикла чтение этой притчи закрепляется за неделей перед мясопустной, т. е. Б. с. н. становится одним из предпостовых воскресений. В Типиконе Великой ц. X в. она открывает собой подготовительный период к Великому посту и называется «неделей перед мясопустом» ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 2); здесь уже указаны те же апостольское и евангельское литургийные чтения (1 Кор 6. 12-20 и Лк 15. 11-32), что и в наст. время. Притча о мытаре и фарисее пока еще остается чтением одной из рядовых недель по Пятидесятнице ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 166). То же - и в слав. (болг. и древнерус.) Евангелиях XI в. (Саввина книга. М., 1999. С. 399; Архангельское Евангелие 1092 года. М., 1997. С. 185; глаголическое Ассеманиево Евангелие ( Kurz J. Evangeliar Assemanuv. Dil 2. Praha, 1995)). Следы этой практики находим и в относительно поздних памятниках XIII в. ( Темчин С. Ю. Было ли краткоапракосное Евангелие первой слав. книгой, переведенной с греч.//Исследования по слав. ист. языкознанию. М., 1993. С. 25) и даже в синаксаре XV в., приплетенном к Добромирову Евангелию XII в. ( Алтбауер М. Добромирово Евангелие. Ckonje, 1973. С. 438).

http://pravenc.ru/text/блудного сына ...

В то время как структура церковного года в целом, а также лекционарной системы в правосл. богослужении во 2-м тыс. по Р. Х. основывается на послеиконоборческой к-польской богослужебной традиции, гимнографические последования Постной Триоди сохранили следы влияния древнего иерусалимского богослужения . Эта традиция имела отличную от совр. лекционарную систему. В частности, в воскресные дни Великого поста читались: во 2-ю неделю - притча о блудном сыне (Лк 15. 11-32), в 3-ю - притчи о судье и вдове и о мытаре и фарисее (Лк 18. 1-14), в 4-ю - притча о милосердном самарянине (Лк 10. 25-37), в 5-ю - притча о богатом и о Лазаре (Лк 16. 19-31). Т. о., чтение, напр., притчи о блудном сыне в иерусалимской традиции располагалось внутри Великого поста. И хотя после IX в. правосл. мир повсеместно перешел на послеиконоборческую к-польскую лекционарную систему, развитие тем евангельских чтений согласно древней иерусалимской лекционарной системе до наст. времени можно найти в песнопениях Постной Триоди (в канонах воскресной утрени (во 2-5-ю недели поста) и в нек-рых песнопениях 3-6-й седмиц поста (прежде всего в самогласнах дня)). Т. о., в результате взаимодействия различных богослужебных традиций состав Постной Триоди стал таким, что, напр., темы притч о мытаре и фарисее и о блудном сыне возникают в Триоди дважды. Вознесение Господне. Икона. Ок. 1564 г. (ЯХМ) Вознесение Господне. Икона. Ок. 1564 г. (ЯХМ) Ко 2-й категории можно отнести те воскресенья Г. п. б. к., памяти к-рых непосредственно не связаны с евангельскими чтениями: Сыропустную неделю (воспоминание изгнания Адама из рая), Православия неделю (память утверждения иконопочитания в 843; песнопения и литургийные чтения этого дня сохр. и древнюю память Всех св. пророков), неделю свт. Григория Паламы (в память утверждения учения свт. Григория о Божественных энергиях), Крестопоклонную неделю (празднование в честь Креста Господня; в К-поле с этого дня начиналось усиленное приготовление оглашаемых к таинству Крещения; с Крестопоклонной неделей связано т. н. средопостие - среда последующей седмицы, когда (как и в пятницу этой седмицы) совершается поклонение Кресту), жен-мироносиц неделю , память VII Вселенского Собора 787 г. в 7-ю неделю по Пасхе, Всех святых неделю .

http://pravenc.ru/text/165231.html

– И «На реках Вавилонских» о том же сказывает! Не о детях же, конечно… Всё с малого помысла начинается – вдарь по нему посильнее, вооружись: молитвой, постом… укори себя, смирись… А-а… то-то, что думаешь: «трудно». А когда он усилится, власть над тобой заберет – тогда не трудно будет? Тогда будешь сидеть, как евреи в плену сидели – плакали: «Господи, хотим Тебе служить, а враги нам не дают. Бедные мы теперь – рабами стали у окаянных… – Когда запоют? А в Неделю о блудном сыне… Нет, не с «Покаянием». А вот – третьим псалмом на полиелее «На реках…» поют. И три воскресных всенощных всего… Пост начнется – уже «На реках» не услышишь – всё… сейчас ходи, слушай – для души польз и тельно! Три воскресных всенощных всего поют «На реках», так что ходи, слушай – для души польз и тельно! Милые, малограмотные бабульки – как много они дали мне всего за полтора года! Так глубоко напитались от этого источника, что смогли и других напоить водой живой… И как стыдно теперь за себя: есть все возможности питаться от богатства православного богослужения… а жажды духовной нету! Увы, мне, Господи – увы!.. Отверзи мне двери покаяния! Рейтинг: 10 Голосов: 1242 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алла 25 февраля 2020, 15:09 НН, ну а Иоанн Златоуст считал иначе по поводу значения в богослужении. И я ему верю. инокиня Наталья -- Алле 24 февраля 2020, 13:40 Вы пропустили слово " только " в моей реплике)) И в примере с Амаликом речь не только об Амалике - речь вообще о власти греха, и о том, до каких форм развращения может дойти народ, и о том, что за этим может последовать. А в 136 псалме речь о механизме порабощения греху. На конкретном историческом примере - да - но главное в нем не это. Тем более в новозаветное богослужение он взят ради своей нравственной сути - преимущественно перед ее исторической канвой. И то, что свт.Иоанн Златоуст раскрыл один из аспектов этой темы, нисколько не отменяет другие ее аспекты. НН 24 февраля 2020, 12:20 Алла23 февраля 2020, 21:57, Инокиня Наталья пишет не о содержании 136 псалма, а о его значении в богослужении. " Почувствуйте разницу " прежде, чем возражать на ровном месте. Спасибо за статью, от неё повеяло таким родным и близким... Моя бабушка, будучи безграмотной, " на раз " считала, когда будет Пасха и все переходящие праздники. А как она постилась! Это было настолько заразительно, что я всегда ела то, что она готовила себе (родители мои не постились). Разница между тем поколением и нами такая, что мы этого до конца не осознаём. У многих из них была ВЕРА, а многие из нас - хотят верить, что тоже неплохо. Помощи Божией всем нам и решимости в искоренении грехов. " Отверзи мне двери покаяния! "

http://pravoslavie.ru/128656.html

Таким образом, Церковь являет в Неделю о Мытаре и фарисее истинное начало покаяния, а теперь раскрывает всю силу его: при условии истинного смирения и раскаяния, по милосердию Божию возможно прощение самых тяжких грехов, и потому ни один грешник в виду приближения времени покаяния не должен отчаиваться в благодатной помощи и помиловании Отца Небесного. «Отеческия славы Твоея уцалихся безумно, в злых расточив еже ми предал еси богатство. Темже Ти блуднаго (сына) глас приношу: согреших перед Тобою Отче щедрый, приими мя кающася, и сотвори мя яко единаго от наемник Твоих» 350 . «Богатство, еже ми дал еси, благодати, окаянный отшед, непотребно зле иждих. Спасе, блудно пожив, демоном льстивно (обманув Отца) расточих», «и повинухся (им) окаянный», «и обнищав, студа исполнихся : Темже обращься вопию Ти щедрому Отцу: согреших на небо и перед Тобою» 351 . БОГОСЛУЖЕНИЕ НЕДЕЛИ О БЛУДНОМ СЫНЕ На утрене в Неделю о блудном сыне и затем в Недели мясопустную и сырную, после пения полиелейных псалмов (134 и 135) «Хвалите Имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви» поется также псалом 136 «На реках Вавилонских», с «аллилуиею красною». После этого поются воскресные тропари «Ангельский собор». Этим псалмом грешный человек побуждается к осознанию своего несчастного состояния в плену греха и диавола, подобно иудеям, осознававшим свое горькое положение в плену Вавилонском и раскаявшимся. На утрене (после 50 псалма) поются покаянные тропари «Покаяния отверзи ми двери». На Литургии читается евангельская притча о блудном сыне. Неделя (воскресенье) о блудном сыне заключает собой седмицу (под тем же названием), которая, как указывалось уже нами, является сплошной седмицей (разрешение поста в среду и пятницу). СЕДМИЦА И НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНЫЕ Седмица после Недели о блудном сыне и заключающая ее Неделя называются мясопустными по той причине, что ими завершается период вкушения мяса. Само воскресенье называют также «мясопуст» (греч.: отпуст мяса, лишение, прекращение вкушения мяса). Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном Суде, ибо на Литургии читается соответствующее Евангелие ( Мф. 25, 31–46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

«Бе мертв и оживе» — грешник, отчуждившийся от Бога, это то же, что мертвый, ибо истинная жизнь человека зависит только от источника жизни — Бога: обращение грешника к Богу представляется поэтому, как воскресение из мертвых. Старший брат, гневающийся на отца за милосердие к младшему брату, это живой образ книжников и фарисеев, гордых своим по виду точным и строгим исполнением закона, но в душе холодных и бессердечных в отношении к своим братиям, хвалящихся исполнением воли Божией, но не хотящих иметь общения с кающимися мытарями и грешниками. Как старший брат «разгневался и не хотяще внити», так и мнимые точные исполнители закона фарисеи гневались на Господа Иисуса Христа за то, что Он вступает в близкое общение с кающимися грешниками. Вместо сочувствия брату и отцу, старший брат начинает выставлять свои заслуги, брата не желает даже называть «братом», а презрительно говорит: «этот сын твой». «Ты всегда со мною и все мое — твое» — этим указывается на то, что фарисеи, в руках которых закон, всегда могут иметь доступ к Богу и духовным благам, но не могут заслужить благоволения Отца Небесного при таком извращенном и жестоком духовно-нравственном настроении. Архиепископ Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания. История праздника Установление недели о блудном сыне относится к древним временам христианства. Кроме церковного устава, о ее древности свидетельствуют отцы и писатели Церкви IV и V века, говорившие беседы в эту неделю, как то св. Златоуст, Августин, Астерий, епископ Амасийский, и другие. В VIII веке Иосиф Студит написал канон на неделю о блудном сыне, ныне поемый Церковью в эту неделю. Толкования и изречения святых отцов: Особенности богослужения недели (седмицы) о блудном сыне 1) На утрени в Неделю о блудном сыне и затем в Недели мясопустную и сырную, после пения полиелейных псалмов (134 и 135-го) «Хвалите имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви», поется еще псалом 136-й: «На реках Вавилон­ских…» «с Аллилуиею красною». Этот псалом возбуждает грешников, находящихся в плену греха и диавола, осознать свое несчастное, греховное состояние, подобно иудеям, которые осознали свое горькое положение в плену Вавилонском и впоследствии раскаялись. Затем поются воскресные тропари — «Ангельский собор…».

http://pravmir.ru/pritcha-o-bludnom-syne...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010