Пасхи). О совершении службы в храмовые праздники при совпадении их с воскресными днями находятся указания в Типиконе в так наз. Храмовых главах. Так, например, в 3й храмовой главе читаем: «Аще случится храм святого, или святые в неделю, поем службу всю неизменно, яко прилучившегося святого, имущего бдение в неделю». О чтении на утрени Евангелия в храмовые праздники, случившиеся в воскресные дни, в Типиконе содержатся указания не одни и те же. Прот. К. Никольский приходит к след. выводу: как в праздники великие Господские и Богородичны, случившиеся в воскресенье, так и в храмовой праздник в воскресение читается на утрени Евангелие праздника, т.е. храма (Никольский, стр. 286). Святая Церковь отмечает еще особые празднования, нарочито связанные с воскресными днями. Сюда относятся следующие недели в году: Круг Третий. Третий круг богослужебного года заключает в себе десять недель, из которых первые четыре являются неделями подготовительными к Великому посту, а последние шесть являются неделями Святой Четыредесятницы. Вот наименования подготовительных недель: неделя о Мытаре и Фарисее, неделя о Блудном Сыне, неделя Мясопустная и неделя Сыропустная (изгнание Адамово). Названия недель Святой Четыредесятницы: неделя Первая — Торжество Православия, неделя Вторая — Светотворная (память Святителя Григория Паламы ), неделя Третья — Крестопоклонная, неделя Четвертая — память преподобного Иоанна Лествичника , неделя Пятая — память преподобной Марии Египетской, неделя Шестая — Ваий, Вербная или Цветная (Вход Господень во Иерусалим). Богослужения этого круга насыщены молитвословиями, подготовляющими верующих к подвигу покаяния. Особенно это отражается в будничных службах, но и в воскресные дни богослужению присущ скорбный и умилительный отпечаток покаяния, причем, по мере того, как мы возвышаемся по лествице подвига поста, начиная от подготовительных недель и переходя к неделям Великого поста, этот отпечаток проявляется все более и более. От недели Мытаря и Фарисея и до 5й недели включительно на утрени на «Воскресение Христово» поется «Покаяния отверзи ми двери». В недели о Блудном Сыне, Мясопустную и Сыропустную после полиелея поется умилительный псалом «На реках Вавилонских». Если в один из воскресных дней, в промежуток времени от недели Мытаря и Фарисея до 5й недели поста, случится праздник Сретения Господня, праздник Благовещения или храмовой, песнь «Покаяния отверзи ми двери» не поется, но поется псалом «На реках Вавилонских». Если Сретение Господне случится в Чистый Понедельник, то тогда служба праздника переносится на канун сего дня, на Сырное воскресенье. От недели Мясопустной до недели 5й Великого поста на хвалитех последняя стихира Триоди по Уставу поется дважды, со стихом «Воскресни Господи Боже мой»: и на Слава. Тогда предпоследними стихами бывают «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим»: и «Возвеселюся и возрадуюся о Тебе, пою имени Твоему Вышний»: (в недели 2ю и 3ю особые стихи).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

Разделы портала «Азбука веры» Это единственное песнопение, которое объединяет период подготовки к Великому посту и сам Пост. Оно появляется с началом пения Постной Триоди в Неделю о мытаре и фарисее. Мы слышим его на каждой воскресной всенощной (вечернее богослужение в субботу вечером) вплоть до 5го Воскресенья Великого поста (преподобной Марии Египетской). Таким образом, в течение периода Постной Триоди «Покаяния отверзи…» поется, как правило, 9 раз. Отмена данного песнопения возможна только, если в одно из воскресений Триоди случится двунадесятый праздник (Сретение Господне или Благовещение) или храмовый праздник. До середины XVII века в России в службах воскресных дней периода Постной Триоди полный корпус стихир «Покаяния отверзи…» начинали петь только в Неделю сыропустную, тогда как в Недели О мытаре и фарисее, О блудном сыне и Мясопустную пели только последнюю стихиру «Множества содеянных мною лютых…» вместо «Воскрес Иисус от гроба…», а на «Слава» и «И ныне» пели обычные «Молитвами апостолов…» и «Молитвами Богородицы…». Лишь после реформы в середине XVII века стихиры «Покаяния отверзи…» и «На спасения стези…» были добавлены и в службы этих Недель. В основу первой стихиры – « Покаяния отверзи ми двери » – положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства. В основе второй песни – « На спасения стези » – лежит притча о блудном сыне. В основе третьей – « Множество содеянных мною лютых » – предсказание Спасителя о Страшном Суде. Аудио: Слава, глас 8: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но, яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию. «Открой мне двери к покаянию, Жизнеподатель, ибо дух мой с раннего утра стремится к святому храму Твоему, нося весь осквернённый телесный храм; но Ты, как Милосердный, очисти его по неизреченной Твоей милости». И ныне: Богородичен: На спасения стези настави мя. Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.

http://azbyka.ru/molitvoslov/pokajanija-...

Утреннее богослужение в понедельник первой седмицы Великого поста в Сретенском монастыре 7 марта 2011 г. Рейтинг: 8.3 Голосов: 301 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Лидия 18 марта 2024, 09:45 Со святым днем! Помогите разобраться по следующему вопросу:в православном календаре, например 3 марта написано: НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ, Вопрос: неделя о блудном сыне начинается 3 марта или заканчивается 3 марта? Также все недели,немного непонятно? Вчера,17 марта Неделя сыропустная,получается она закончилась, почему тогда в календаре она стоит в последний день? Спасибо) Милан Кузминац 27 февраля 2023, 10:45 Боже, буди милостив нам грешним и прости. Привет из Сербии. Ето ест отличен саит Православие.Ру. вам от зими 2014 года. Спаси Бог. Ольга Ильинична 11 марта 2019, 08:01 Спасибо! Огромное спасибо! Инна 3 марта 2014, 16:39 спасибо большое! очень приятно слушать службу на родном языке! Инок Антоний 3 марта 2014, 09:47 Спаси Господи, нахожусь в Южном Китае, где нет ни одного христианского храма . Благодаря Вам, слушаю службы. Огромная благодарность Вам за оказанную милость! диана 10 мая 2013, 19:02 классно для меня потомучто пою на клироссе Ирина 18 марта 2013, 20:00 Спасибо большое!Людям, что находятся вдали от православных храмов, какая же это отрада. Инна 18 марта 2013, 13:06 Инна Спасибо Вам большое. неиз 11 марта 2013, 21:04 благодарю Фёкла 23 января 2013, 02:42 Спасибо Вам большое за такой подарок! Андрей 27 февраля 2012, 21:21 Огромное Спасибо! Я живу в Великобритании, Лондоне. Когда жил в России часто ездил в Свято-Успенский Святогорский монастырь, очень не хватает монастырской службы, да и не только. Переодически слушаю ваши службы и проповеди! Спаси вас Господи за такой замечательный сайт! Людмила 27 февраля 2012, 11:04 Спасибо за счастье слушать и как бы быть в церкви. Я живу в Грузии ,где служение в близь лежащих церьквах идет на груз. яз. и теперь есть возможность понять службу. Пожелание: голос чтения со слов " Слава " усилить, наверно микрофон далеко плохо слышно Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/45150.html

Там у нас порядок, у нас там и гражданский порядок, и такой красивый город. Церковный там порядок, все в порядке, три церкви, богослужение совершается каждый день в кафедральном соборе. Говорят, очень прекрасный хор. Пожелаем и вам такой хор иметь 91 . Разрешите нашему хору поклониться за его фортиссимо и пианиссимо. А вы возглашаете очень сильно, и слышен ваш голос даже «до последных земли» 92 , и отклики прекрасные слышны. Так я привез вам пасхальное целование 93 , чтоб пасхальное целование вселилось в ваши дома 94 , чтоб вселилось в ваши сердца 95 , вселилось в ваш быт 96 и вселилось во все те места, где необходимо вам быть, чтоб добывать «хлеб наш насущный даждь нам днесь» 97 . Несмотря на древность и старость, с удовольствием сюда к вам прибыл, чтоб ваши лица видеть. А вы мало постарели, старушки 98 . А там совсем в Михайловне как отроковицы. С пожеланием вам стареть разумно, стареть умно, вовремя, стареть когда надо и нервишки беречь, чтоб быстро не стареть 99 . Еще раз с истинным целованием всех вас без разбора! 100 Всего хорошего богоспасаемому городу Караганде. Караганда – казахстанский кошелек, Караганда – казахстанское золото. Так и говорят во всей стране нашей и хвалятся своей Карагандой пред всей миром. Похвалимся и мы пред вашим вниманием церквами Божиими, похвалимся и мы о вашем внимании друг к другу. Говорят, в Казахстане, особенно здесь в вашем городе, даже мало судятся люди, а как-то всегда быстро мирятся все по-хорошему, даже в церквах. Еще раз желаю здоровья, благополучия 101 , радость видеть с детьми 102 . С молодежью относиться осторожно, ее не переделаешь, не перекрутишь, а все-таки поддерживать духовно нужно. Город ваш стал такой красивый, цветет, цветут аллеи красные, и все удовольствия есть для молодежи и удовольствие для нас – Церковь . Мир вам, любовь вам, искренность вам, Господне благословение и горячий-горячий пасхальный поцелуи. Проповедь Митрополита Иосифа в Неделю о блудном сыне Сегодняшнее воскресенье называется «Неделя о блудном сыне». Сегодняшнее воскресенье Святая Церковь предлагает вниманию слуха, сердца и души верующих своих выслушать услышанное из уст Господа Иисуса Христа притчу святым апостолом Лукою и записанное им в Божественном Евангелии. А Лука был человек образованный, как доктор и как художник, и вообще развитый был человек. Он был апостол из ученых.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Начиная с Недели о мытаре и фарисее и во все последующие подготовительные Недели Великого поста к песнопениям Октоиха присоединяются стихиры и канон из Триоди Постной. На утрени, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая 5-й Неделей Великого поста, в воскресные дня после Евангелия и пения «Воскресение Христово видевше...» и чтения 50-го псалма – поются покаянные тропари, в которых покаянное чувство выражается с особой силой, поразительностью и глубиной. На «Слава» – «Покаяния отверзи ми двери...» (вместо «Молитвами Апостолов...»). На «И ныне» – «На спасения стези...» (вместо «Молитвами Богородицы...»). Затем: «Помилуй мя, Боже...» и «Множество содеянных мною лютых...». В основу первого тропаря – «Покаяния отверзи ми двери...» – положена притча о мытаре: из нее заимствуются все сравнения для изображения покаянного чувства. В основу второго тропаря – «На спасения стези...» – положена притча о блудном сыне, а в основу третьего – «Множество содеянных мною лютых...» – предсказания Спасителя о Страшном суде. Как видим, эти покаянные тропари тесно связаны с Евангелием, которые читаются в подготовительные воскресенья к Великому посту (о мытаре и фарисее, о блудном сыне и о Страшном суде). Начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых, евангельская стихира поется перед 1-м часом (на «Слава, и ныне»), так как на хвалитех на «Слава» поется стихира Триоди – вместо евангельской стихиры 73 . На литургии: прокимен гласа, Апостол – Тим., зач. 296, Евангелие – от Лк., зач. 89. Таким образом, в Неделю о мытаре и фарисее имеются следующие особенности: Пение на утрени после Евангелия особых покаянных тропарей. Присоединение к песнопениям Октоиха песнопений (в том числе и канона) Постной Триоди. Чтение на литургии Евангельской притчи о мытаре и фарисее. Отменение поста в среду и пятницу – «сплошная», или «всеядная» седмица, в знак обличения горделивого поста фарисея. От Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых включительно – воскресные кондаки не читаются, а заменяются на часах, на повечерии, на полунощнице и на литургии, после входа) кондаками Триоди, а иногда Минеи, если в воскресенье случится предпразднство или попразднство, или память великого святого, или храмового святого (за исключением 4-й, 5-й и б-й Недели), т.е. в эти Недели поются кондаки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

" Отец Небесный примет любого вернувшегося из страны далече " февраля 2017 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме святого Димитрия Солунского В Неделю о блудном сыне, праздник Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого , 12 февраля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в храме святого Димитрия Солунского в Коломягах . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Выборгского округа протоиерей Александр Будников, настоятель протоиерей Ипполит Ковальский с клиром и другие священнослужители. За богослужением чтец храма великомученицы Екатерины на Васильевском острове   Дионисий Бабенко рукоположен во диакона к тому же храму. После богослужения митрополит Варсонофий обратился к молящимся с архипастырским словом. " В этот воскресный день мы совершаем память святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого и священномученика Ипполита Римского, небесного покровителя нашего настоятеля, - сказал владыка. - Сегодня мы слышали отрывок из Евангелия о блудном сыне. Церковь предлагает нам портрет двух сыновей, чтобы посмотреть, кем из них мы являемся - старшим или младшим. Через этих двух сыновей Господь показал все человечество по отношению к Себе. Младший, взяв имение у отца, ушел на страну далече, там все растратил и опустился до того, что вместе со свиньями питался рожками. Старший никуда не уходил, был с отцом, но когда узнал, что в честь возвращения младшего брата отец устроил пир, оскорбился. И стал высказывать отцу, что всю жизнь был вместе с ним и помогал ему, а он для него не заколол даже козленка, устроив ради блудного сына такое торжество " . " Часто бывает, что братья еще в детстве начинают между собой ругаться из-за мелочей, - продолжил архипастырь. - И постепенно, обижая друг друга, утрачивают братскую любовь, так что с чужими ребятишками ладят лучше, чем друг с другом. Это картина нашей греховной жизни. Мы являемся старшими братьями, если завидуем младшим, считая, что они незаслуженно пользуются милостью Божией, что Господь больше, чем нас, одарил их богатством, должностями, званиями. Если думаем, что Господь нас не замечает, не дает награду, хотя мы так много трудимся. Если мы никого не называем братьями - это тоже признак старшего брата. На самом деле все мы - братья в глазах Отца нашего Небесного. Он готов принять любого распутного человека, только бы он вернулся к Нему из страны далече. Господь готов вернуть этому человеку все, мало того, Он заколол тельца, послал Сына Своего Единородного, Который сегодня приносится в жертву. И все, кто вернулся к Отцу Небесному, сегодня подпитались этим тельцом, вкусили Тела и Крови Господа, сподобились этого Божиего дара " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Таков был богатый Авраам; таков был Иов и многие, как в Ветхом, так и в Новом Завете. Впрочем, так как богатство представляет много искушений ко греху, то желавшие христианского совершенства, глубокой нищеты духа и непреткновенности на пути спасения, обыкновенно продавали свое имение и раздавали нищим, а сами удалялись в безмолвие, чтобы совершенно и без развлечения работать Богу день и ночь. Потому Господь сказал одному богатому: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» ( Мф. 19, 21 ). И так, «блажени нищии духом: яко тех есть Царствие Небесное»; не сказано: тех будет Царство Небесное, но есть; потому что уже здесь – на земле – в смиренных сердцах Бог почивает и царствует, а в будущей жизни воцарится в них на веки и прославит их славою нетленною. И так, собирайте здесь, братия, богатство смиренномудрия, чтобы там на небесах получить богатство славы. Аминь. Беседа третья (в неделю о Блудном сыне) «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом» ( Псал. 136:1 ). «Блажены плачущии: яко тии утешатся». Ныне Церковь предлагает нам, блудным сынам своим, притчу Спасителя о блудном сыне и для напоминания нам о том, что все мы пленники и жалкие рабы греха, пела на утреннем Богослужении плачевную песнь пленных сынов Сиона: «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона». Плененные царем Вавилонским, Навуходоносором, Иудеи изображают нас, братия, плененных духовным Навуходоносором, диаволом; реки Вавилонские означают быстрое стремление и увлечение греха, или реки страстей, истекающие из пасти духовного дракона, т. е. сатаны, и увлекающие нас в бездну адову; горький плачь сынов Израиля изображает плачь о духовном рабстве греху сынов нового Израиля – истинных христиан. Так как в непродолжительном времени наступят дни поста и покаяния, то Церковь , желая исподволь ввести нас в этот подвиг, напоминает нам о нашем плене и удалении от Небесного нашего Отечества и о нужде для всех нас горьких слез покаяния о грехах своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

4 марта — память всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (переходящее празднование в субботу сырной седмицы) 3 марта 2006 г. 18:04 Великий пост предваряют подготовительные Недели и седмицы. Приготовление к Святой Четыредесятнице начинается вскоре после праздника Богоявления. Собственно Четыредесятницу предваряют четыре подготовительные Недели (воскресенья): о мытаре и фарисее (без седмицы), о блудном сыне, мясопустная (мясо-отпустная) и сыропустная (сыро-отпустная, сырная) (с седмицами). В приготовительные Недели и седмицы Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовительного воздержания — запрещение вкушать мясную пищу. В приготовительных службах Церковь, напоминая о первых днях мира и человека, о блаженном состоянии прародителей и их падении, о пришествии на землю Сына Божия для спасения человека, располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу. В синаксаре сырной субботы говорится, что подобно тому, «как вожди пред ополченным войском, уже стоящим в строю, говорят о подвигах древних мужей и тем ободряют воинов, так и святые отцы вступающим в пост указывают на святых мужей, просиявших в посте, и научают, что пост состоит не только в отчуждении снедей, но и в обуздании языка, сердца и очей». Такое приготовление к посту Четыредесятницы есть древнее установление Церкви. Так, уже знаменитые проповедники IV века святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский в своих беседах и словах говорили о воздержании в Недели, предшествующие Великому посту. В VIII веке преподобные Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную; в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон на Неделю о мытаре и фарисее. Сырной седмицей или масленицей называется седмица, следующая за Неделей мясопустной. В ее продолжение не вкушается мясо, но пост на остальные скоромные продукты в среду и пятницу отменяется. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия. За вечерним богослужением во вторник впервые читается молитва святого Ефрема Сирина, которая многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями.

http://patriarchia.ru/db/text/86485.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Творения Творения священномученика Сергия Мечева, сына старца Алексия. Отец Сергий был пастырем в годы самых жестоких советских гонений. В собрание вошли: Духовные беседы 1. О богослужении 2. О жизни в богослужении и о приобщении к вечности 3. О чтении и разумении Священного Писания 4. Слово о Церкви как Теле Христовом Из поучений на Рождество Христово Из проповедей в подготовительные недели Великого Поста НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ ВСЕЛЕНСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ «ПОКАЯНИЯ ОТВЕРЗИ МИ ДВЕРИ, ЖИЗНОДАВЧЕ…» Проповеди 1. День Церковного Новолетия (1 сентября) 2. Рождество Пресвятой Богородицы 3. Воздвижение Креста Господня 4. Неделя по Воздвижении 5. Введение во храм Пресвятый Богородицы 6. Введение в Рождество Христово 7. Предпразднество Рождества 8. Рождество Христово 9. День памяти преподобного Серафима Саровского 10. Крещение Господне 11. День памяти св. Феодосия Тотемского 12. Сретение Господне 13. Памяти Святителя Алексия 14. Подготовительные недели Великого поста 15. Неделя о мытаре и фарисее 16. Неделя о мытаре и фарисее 17. Неделя о блудном сыне 18. Родительская суббота 19. Неделя о Страшном Суде 20. Неделя о Страшном Суде 21. Неделя о Страшном Суде 22. ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ 23. ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ СВЯТОГО ВЕЛИКОГО ПОСТА 24. К ИСПОВЕДНИКАМ В ПЯТНИЦУ ПЕРВОЙ НЕДЕЛИ ВЕЛИКОГО ПОСТА 25. НЕДЕЛЯ ВТОРАЯ — ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ 26. НЕДЕЛЯ ПРАВОСЛАВИЯ 27. НЕДЕЛЯ ТРЕТЬЯ. ФАВОРСКИЙ СВЕТ 28. СВ. ГРИГОРИЙ ПАЛАМА 29. Учение об истинной смерти Св. Григория Паламы 30. День памяти Иакова Постника 31. Крестопоклонная неделя 32. Слово в неделю Крестопоклонную 33. Слово в неделю Крестопоклонную 34. Суббота 4-й недели Великого поста 35. Неделя пятая. Иоанн Лествичник 36. Неделя шестая. Мария Египетская 37. О смирении 38. Вербная суббота 39. Вербная суббота 40. День памяти Святителя Николая 41. День памяти Св. Николая 42. Неделя о мытаре и фарисее

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЛУДНОГО СЫНА НЕДЕЛЯ [греч. κυριακ το στου], одна из подготовительных недель (воскресений) перед Великим постом , между неделями мытаря и фарисея и мясопустной . В силу того, что Великий пост каждый год начинается в разное время, Б. с. н. приходится на период с 18 янв. по 22 февр. (ст. ст.). Название недели происходит от евангельской притчи о блудном сыне (Лк 15. 11-32), к-рая читается в этот день на литургии. Как особая память церковного года Б. с. н. впервые появилась в древнем иерусалимском богослужении не ранее VI в. В V в. иерусалимский лекционарий еще не содержал особых чтений для великопостных воскресений, что видно из его арм. перевода ( Renoux A. Le Codex Armenien Jerusalem 121//PO. T. 163, 168). По крайней мере с VII в. чтение притчи о блудном сыне закрепляется за 3-м воскресеньем Великого поста (по совр. нумерации это 2-я неделя поста, посвященная свт. Григорию Паламе), что отражено в груз. переводе иерусалимского лекционария, где в 3-ю неделю на литургии указаны прокимен 4-го гласа из Пс 54, чтения Притч 25. 2-15, Ис 45. 22-25 и Рим 12. 6-16, аллилуиарий 1-го гласа со стихом Пс 1. 1, Евангелие Лк 15. 11-32, начальные слова песни на умовение рук (песнопение иерусалимской литургии ап. Иакова, не имеющее параллели в к-польском чине литургии) 2-го гласа: «Раскаялся в дерзости моей», начальные слова песни на перенесение Даров (это песнопение на литургии ап. Иакова в отличие от к-польской литургии свт. Иоанна Златоуста было изменяемым): «    » и молитва отпуста «Дар Отца» ( Кекелидзе. Канонарь. С. 59; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars. 1.] P. 65-66. [Pars. 2.] P. 57). В груз. Иадгари IX-X вв. (приложение к лекционарию) тропарь выписан полностью: «Раскаялся в дерзости моей, Господи, как блудный сын...» ( Метревели. С. 123). Греч. оригинал этого текста неизвестен, но он, безусловно, существовал, поскольку в Триодях из собрания РНБ - Шафариковой (F. п. I 74, XII в.), Орбельской (F. п. I 102, XIII в.) и Погодинской (Погод. 40, XIII в.) - сохранился и слав. перевод (стихира «Раскаися о злобе моей, Господи» - Карабинов. С. 175). Следует отметить, что, т. о., в раннем иерусалимском богослужении Б. с. н. еще была одним из воскресений Великого поста, но не подготовительного к посту цикла, к-рый начинался только с мясопустной недели ( Кекелидзе. Канонарь. С. 56; Метревели. С. 99).

http://pravenc.ru/text/149401.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010