Так установлено великое и страшное таинство тела и крови Христовой. На этой же вечери: Спаситель умыл ноги своим ученикам, чтобы показать им пример смирения; предсказал Петру троекратное отречение от Него; указал своего предателя, объяснял ученикам всю глубину, все значение любви, которая должна лечь в основу Его Церкви, в этой, и чудно-трогательной, и недосягаемо-высокой, беседе, которая начинается словами: «Ныне прославился Сын Человеческий и Бог прославился в нем» и т. д. Затем, с пением псалмов, они пошли на гору Елеонскую, где и совершилось Его предание Иудою. Подробности обо всем этом у евангелистов: Матфея ( Мф. 26:2–37 ), Марка ( Мк. 14:12–32 ), Луки ( Лк. 22:7–40 ), Иоанна ( Ин.13:14 ). Но еще прежде, чем Спаситель установил это великое и страшное таинство, Он уже объяснял в беседах к народу значение Своего Тела и Своей Крови в этом таинстве. Вот Его слова: «истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли. Хлеб же, сходящий с небеси, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небеси: ядущий хлеб сей будет жить во век. Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Истинно, истинно говорю вам, если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем. Как послал Меня живый Отец и Я живу Отцем: так и ядущий Меня будет жить Мною. Ядущий хлеб сей жить будет во век» ( Ин. 6:47–58 ). Теперь, прежде чем буду говорить о том, как совершалось таинство Тела и Крови Христовой в первые времена христианства, приведу об этом свидетельство святого Прокла, архиепископа Константинопольского 171 . Свидетельство его, как ученика св. Иоанна Златоустог о, чрезвычайно важно. О предании божественной литургии «Многие и другие священные пастыри и учители Церкви, преемники святых апостолов, оставив в письмени изложение таинственной литургии, предали оное Церкви; но первые и славнейшие из них суть: блаженный Климент 172 , ученик верховного из апостолов и преемник, писавший со слов св. апостолов; божественный Иаков, наследовавший Иерусалимскую Церковь и первый ее епископ, поставленный от первого и великого архиерея Христа Бога нашего 173 ; Великий Василий, который после предшественников своих, усматривая, что люди сделались беспечными и пристрастными к земному, и потому отягощаются продолжительностью литургии, предал оную в сокращенном виде, не потому, чтобы находил ее слишком длинной, но потому, что желал пресечь леность, с давнего уже времени появившуюся в собирающихся для молитвы и поучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Таким образом, пророки, пророчествующие о России, пророчествовали бы обо всех народах Земли. Потому что с Россией соседствуют, начиная от Аляски - США, дальше вниз - Япония, Монголия, Китай, дальше - длиннейший пояс мусульманских стран, Средняя Азия, Кавказ, а дальше пошли Молдавия, Украина, через море - Турция, выше - Финляндия... Весь мир, по сути, соприкасается с Россией. И, прошу внимания: если пророки пророчествовали об Израиле, они захватывали в область пророчеств страны, находящиеся по соседству. Они говорили: «Вот тебе будет плохо, вот тебе конец, брат ты мой. А тебе будет хорошо, тебя Бог пощадит». Это принцип пророчества - вовлекать в поле своего священного действия ближайших соседей. Но мы не будем разбирать эту священную геополитику.        Переходим к дальнейшему чтению. Тут есть несколько смысловых вещей. А именно: «Страшен будет для них Господь, ибо истребит всех богов земли, и Ему будут поклоняться, каждый со своего места, все острова народов». Почему это очень важное место... Потому, что еврейское сознание привязано к одному месту, у них богослужение - это топографически определённое занятие. Больше нигде жертв не приносится, кроме как в Храме Иерусалимском. Если Храм разрушен и народ рассеян, то жертв нет, и священников нет. Ничего нет, собственно, кроме слёз и ожидания изменения ситуации. А здесь Софония, будучи евреем от евреев, живя, правда, уже во времена Иеремии, времена разрушения первого Храма, говорит, что «Поклоняться будут Господу, каждый со своего места, все острова народов». Это пророчество о нас, поскольку мы живём каждый в своём месте, и, чтобы поклониться Господу, не предпринимаем специальных путешествий. Скажем, нам не нужно ехать в Иерусалим, чтобы Богу поклониться. Или в Рим. Или в Константинополь. Или живущему в Костроме не нужно ехать в Москву. Можно поклоняться Богу в Духе и Истине, как говорил Христос с самарянкой, оставаясь на своём месте. Это Софония, вторая глава. «Ибо истребит всех богов земли, и Ему будут поклоняться, каждый со своего места, все острова народов».

http://radonezh.ru/analytics/16-12-2014-...

Тот, о ком я говорю, как скоро вступил на епископию, – вместо того, чтобы назидательными поучениями делать добро не только постоянным тамошним жителям, но и временным пришельцам, которых там, говорят, из всех городов и селений бывает очень много, – поставил себе задачей говорить странное, нелепое, такое, что далеко отступает от апостольской и евангельской веры, которую отцы сохранили в точности и передали нам как многоценную жемчужину. Беседы его, которые говорил он в церкви, и притом очень часто, – и доселе не перестает говорить, – я послал к твоему благочестию, как прямое доказательство его учения. Признаюсь, что я соборною грамотою хотел довести до его сведения, что мы не можем входить в общение с тем, кто так говорит и мыслит; но этого я не сделал. Рассудив, что поскользающимся надобно подать руку для поддержания их и упавших надобно поднять, как своих братий, я в своих письмах к нему советовал отстать от такого нечестивого учения; но от этого мы не получили никакой пользы. Как скоро он узнал, что мы не только далеки от того, чтобы одинаково с ним мыслить, но и, не одобряя его, побуждаем отстать от вымыслов – я не хочу назвать их учением, – он всячески стал коварствовать против меня и доселе не перестает производить смуты. Когда мы ждали, что он исцелится от своей болезни, удержится от противохристианского учения, узнаем, что мы ошиблись в своей надежде, по следующему событию. В Константинополе был епископ Дорофей, одинаковых с ним мыслей, человек корыстолюбивый и льстивый, и дерзкий на словах. Он во время одного общественного богослужения, – это было уже в то время, как Несторий занимал престол Церкви константинопольской, – встал с своего места и громким голосом дерзнул сказать: «кто говорит, что Мария есть Богородица, тот да будет анафема». Весь народ поднял сильный крик и вышел из храма; он не хотел быть в общении с теми, которые имеют такие мысли; так что и в нынешнее время народ константинопольский не бывает при соборных молитвословиях, кроме немногих людей легкомысленных и угодников ему.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Услышав об этом приказе отца, Дросида вышла из темницы мимо заснувшей стражи, помазала сама себя миром и крестила себя в ручье, так как не нашла христианского священника. После этого она молилась и постилась еще неделю, а затем вошла в печь. Конечно, эта история вряд ли достоверна — по крайней мере, ранние источники о ней, как сказано выше, не упоминают. Да и на поведение Траяна описанное в житии совершенно не похоже. Но факт остается фактом: в Константинопольский синаксарь оно вошло, то есть было предназначено даже для чтения за богослужением. А это значит, что Церковь признала вместе с ним очень странную вещь: оказывается, христианином можно стать без формального ритуала, совершения Таинства Крещения. Конечно, существовали примеры, когда некрещеные люди исповедовали себя христианами и тут же бывали казнены. Но Дросида не была казнена.  Она пошла на смерть сама, по собственной инициативе, зная, что на эту смерть в принципе берут только христиан. И чтобы быть достойной ее, она крестила себя сама . Значит ли это, что Церковь признает отказ от священства и совершения Таинств? Разумеется, нет. Случай Дросиды — исключительный во всех отношениях. И суть его, конечно, не в том, что, механически погрузив себя в воду и намазав определенным ароматическим составом, можно стать христианином. А в том, что Господь видит сердце человека, готовое к тому, чтобы быть названным Его возлюбленным чадом, чтобы жить ради Него и умереть за Него. «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить. Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано. Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен, ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя. Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!» (Пс.56:8-12). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/muchenicza-drosida-ant...

Архив Пн Заявление Синода Среднеазиатского митрополичьего округа в связи с последними событиями, связанными с неканоническими действиями Константинопольского Патриархата на Украине 23 декабря 2018 г. 09:44 Заявление принято за заседании Синода Среднеазиатского митрополичьего округа Русской Православной Церкви 20 декабря 2018 года. Синод Среднеазиатского митрополичьего округа Русской Православной Церкви, представляющий всю полноту православной паствы Средней Азии, заявляет о своей глубокой обеспокоенности в связи с чередой событий, касающихся не только Православной Церкви на Украине, но и всего Вселенского Православия, связанных с антиканоничными действиями Константинопольского Патриархата. Синод Среднеазиатского митрополичьего округа счел необходимым высказать ряд суждений, касающихся сложившейся ситуации. На протяжении столетий иерархи, духовенство, верующие практически всех Поместных Церквей с глубоким сочувствием относились к тяжелому положению Константинопольской Церкви, в котором она оказалась после падения Византии в XV веке. Уважение и сочувствие православных по всему миру выливалось в многовековую моральную и материальную поддержку нужд православных в бывшей Восточной части Римской империи, оказавшейся под иноверным владычеством. Православные всего мира не оспаривали наименование Константинопольского Патриархата Вселенским, предоставляя первенство чести его Предстоятелям на богослужениях и в Соборах различного уровня. Но сегодня мы вынуждены констатировать тот факт, что первенство чести в отношении Константинопольского Патриархата перестает быть актуальным в силу вторжения на территорию другой Поместной Православной Церкви и следующих антиканонических действий, предпринятых священноначалием Константинопольского Патриархата: Более того, канонический релятивизм Константинопольского Патриархата запустил процессы разрушения системы канонов и правил Православной Церкви. Примером может служить недавнее решение Синода Константинопольского Патриархата о возможности для священнослужителей вступать в брак во второй раз.

http://patriarchia.ru/db/text/5327740.ht...

Суд Турции снял обвинение с Патриарха Константинопольского HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Суд Турции снял обвинение с Патриарха Константинопольского Суд Турции оправдал в понедельник, 20 декабря, Патриарха Константинопольского Варфоломея I, который обвинялся в том, что запретил болгарскому священнику совершать богослужения. «Светское государство не должно вмешиваться в религиозную жизнь», - заявил адвокат Варфоломея I Кезбан Хатеми, приветствуя решение суда. По словам адвоката Патриарха, оправдательный приговор стал результатом давления на Турцию со стороны международного сообщества с требованием увеличить религиозную свободу в стране. Между тем адвокат священника Халук Перк считает, что «каждый должен иметь право исповедовать свою религию», и обещает опротестовать решение суда. Суд Турции оправдал в понедельник, 20 декабря, Патриарха Константинопольского Варфоломея I, который обвинялся в том, что запретил болгарскому священнику совершать богослужения. «Светское государство не должно вмешиваться в религиозную жизнь», - заявил адвокат Варфоломея I Кезбан Хатеми, приветствуя решение суда. По словам адвоката Патриарха, оправдательный приговор стал результатом давления на Турцию со стороны международного сообщества с требованием увеличить религиозную свободу в стране. Между тем адвокат священника Халук Перк считает, что «каждый должен иметь право исповедовать свою религию», и обещает опротестовать решение суда. Варфоломей I и 12 священнослужителей Патриархии были обвинены в том, что они «препятствовали вероисповеданию и отправлению религиозных обрядов». Иск против Патриарха Варфоломея был подан Божидаром Чипровым, главой фонда Болгарской Православной Церкви. По мнению инициатора процесса, Патриарх превысил свои полномочия, запретив болгарскому священнику совершать службы из-за того, что тот отказался служить на греческом языке и поминать Варфоломея I во время богослужения. Причины вердикта, по словам представителей суда, будут объявлены позже, передает «ИНТЕРФАКС» со ссылкой на «Associated Press». Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Однако богослужение в новом центре (Никее), как и богослужение в Малой Азии в целом, не воспроизводило константинопольское богослужение предшествующего периода, несмотря на преемственность византийских государственных и церковно-административных традиций. Например, при венчании на царство основателя Никейской империи было впервые совершено миропомазание императора и был возобновлен обычай поднятия императора на щите, что во многом было обусловлено влиянием коронации Балдуина Фландрского, совершенной в 1204 году в Константинополе по латинскому обряду Основным же богослужебным уставом в Малой Азии в первой половине XIII века, в том числе и в Никее, был Иерусалимский типикон, известный также под поздним названием Устав лавры Саввы Освященного. Появление Иерусалимского типикона в Палестине Впервые об Иерусалимском типиконе как о нормативном тексте, регламентировавшем богослужение и различные аспекты устроения монашеской жизни, упоминает в последней трети XI века Никон Черногорец в LVII слове «Пандекта» и в I слове Тактикона Однако сильное константинопольское влияние на иерусалимское богослужение отмечено уже в X столетии, о чем свидетельствует, например, Святогробский типикон 1122 года, отражающий богослужение середины X века а также унциальный лекционарий X века палестинского происхождения Sin. gr. 211, структура и состав которого следуют новой константинопольской лекционарной системе, однако евангельские чтения Страстной седмицы следует древней иерусалимской лекционарной системе Появление Иерусалимского типикона в Палестине было обусловлено именно этим влиянием, так как с формальной точки зрения Иерусалимский типикон обладает базовыми параметрами (месяцеслов, лекционарная система, евхологические тексты) константинопольского происхождения и представляет собой адаптацию первой редакции Студийского синаксаря к обычаям палестинских киновий Отличительной чертой богослужения, определявшегося Иерусалимским типиконом, было совершение всенощных бдений (агрипний) в канун воскресных и праздничных дней, которые представляли собой соединение великой вечерни и воскресной/праздничной утрени.

http://sedmitza.ru/lib/text/443676/

Все эти обстоятельства делают важным и занимательным исследование о состоянии константинопольской церкви под владычеством турок. Мы ограничимся временем только первых полутора столетий со времени взятия турками Константинополя, и для удобства обозрения сего отдела истории константинопольской церкви разделим его на следующие частные: 1, внешнее положение церкви в обществе – отношение ее к туркам; 2, состояние иерархии и паствы и церковное управление; 3, состояние духовного просвещения и учения; и 4, состояние богослужения. 5 Внешнее положение церкви в обществе – отношение ее к туркам Еще за долго до падения Константинополя некоторые части константинопольской церкви испытывали тяжесть порабощения неверными, именно церкви в Малой Азии, Фракии, Болгарии, Мизии; но все пределы этой церкви подпали власти турок только с падением и после падения Константинополя. Отношение церкви константинопольской к туркам, с падения Константинополя до конца 16 столетия, представляет вообще мрачную картину. Вмешательство султанов в чуждые для них дела церкви и в следствие того волнения и неустройства в церковной иерархии, страдания и пастырей и народа от чрезмерного угнетения со стороны турок, усилия к обращению христиан в магометанство и нередко жестокие гонения на них: вот что вообще представляет истории церкви константинопольской в рассматриваемое нами время! Впрочем, иго порабощения, по распоряжению всеуправляющего Промысла, не вдруг легло на ее чадах всей своей тяжестью: первый султан турецкий по падении Константинополя покровительствовал им во все время своего царствования! Даже среди тяжко-бедственного состояния греческих христиан при преемниках Магомета 2, Господь не оставлял своей церкви божественным о ней попечением. Время от времени Он воздвигал благопотребные лица, которые по своему великому значению в современную эпоху и по благотворному влиянию на судьбу христиан, содействовали несколько ослаблению тяжести ига; иногда являл христианам свою божественную помощь в то время, когда они изнемогали под бременем страданий, чудесными знамениями вразумляя врагов и заставляя их покровительствовать бедствующим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

654 В рукописях Святогробской Константинопольской библиотеки библиотеки Афоно-Пантелеимоновского монастыря 305, Афоно-Есфигменской библиотеки 214. 655 Этот канон, видимо, был распространен в чинах погребения 14–15 веков. См., например, в чине погребения мирских людей по рукописи Синайской библиотеки 990, 14 в., в чине над коливом умерших в рукописи той же библиотеки 1039, 13 в., в чине на погребение монахов в рукописи библиотеки Афоно-Пантелеимоновского монастыря 604, XV в. Дмитриевский. Описание. 2, 326, 249, 564. Он находится и в октоихе под гласом 8 в субботу на утрени. 656 Дмитриевский. Описание. 2, 447. Первый канон находится в современном чине погребения мирских людей. В этом чине он помещался и в 14–15 веках. Дмитриевский. Описание. 2, 502. Второй канон тоже ранее входил в заупокойные чины над монахами. Дмитриевский. Описание. 2, 896. Он указывается еще в «Чине Освящения масла умершим инокам и бельцам» сербской рукописи Московской Синодальной библиотеки 374 и в венецианском издании требника 1537 года. 657 Особенность рукописей Святогробской Константинопольской библиотеки 615 и библиотеки Афоно-Пантелеимоновского монастыря 305 указана нами выше. 659 Этот порядок чтения принят в рукописях Святогробской Константинопольской библиотеки 615, библиотеки Афоно-Пантелеимоновского монастыря 305. 661 В рукописях Святогробской Константинопольской библиотеки 615, библиотеки Афоно-Пантелеимоновского монастыря 305. 668 В рукописях Святогробской Константинопольской библиотеки 615, библиотеки Афоно-Пантелеимоновского монастыря 305. 671 В рукописях Святогробской Константинопольской библиотеки 615, библиотеки Афоно-Пантелеимоновского монастыря 305. 676 См. в чине погребения по рукописи Саввинского, монастыря 369, 15 в. Дмитриевский. Описание. 2, 449. Читать далее Источник: К истории православного богослужения : Ист.-литург. и археол. исслед. о чине таинства елеосвящения : С 4 прил. древнеславян. ред. чина елеосвящения/Иеромонах Венедикт (Алентов). - Киев : Общество любителей православной литературы. Издательство имени святителя Льва папы Римского, 2004. - 616, с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Arhiva Пн Declaraia Sinodului Districtului mitropolitan din Asia Mijlocie cu privire la ultimile evenimente legate de aciunile anticanonice ale Patriarhiei Constantinopolului în Ucraina 23 decembrie 2018 09:44 Заявление принято за заседании Синода Среднеазиатского митрополичьего округа Русской Православной Церкви 20 декабря 2018 года. Синод Среднеазиатского митрополичьего округа Русской Православной Церкви, представляющий всю полноту православной паствы Средней Азии, заявляет о своей глубокой обеспокоенности в связи с чередой событий, касающихся не только Православной Церкви на Украине, но и всего Вселенского Православия, связанных с антиканоничными действиями Константинопольского Патриархата. Синод Среднеазиатского митрополичьего округа счел необходимым высказать ряд суждений, касающихся сложившейся ситуации. На протяжении столетий иерархи, духовенство, верующие практически всех Поместных Церквей с глубоким сочувствием относились к тяжелому положению Константинопольской Церкви, в котором она оказалась после падения Византии в XV веке. Уважение и сочувствие православных по всему миру выливалось в многовековую моральную и материальную поддержку нужд православных в бывшей Восточной части Римской империи, оказавшейся под иноверным владычеством. Православные всего мира не оспаривали наименование Константинопольского Патриархата Вселенским, предоставляя первенство чести его Предстоятелям на богослужениях и в Соборах различного уровня. Но сегодня мы вынуждены констатировать тот факт, что первенство чести в отношении Константинопольского Патриархата перестает быть актуальным в силу вторжения на территорию другой Поместной Православной Церкви и следующих антиканонических действий, предпринятых священноначалием Константинопольского Патриархата: Более того, канонический релятивизм Константинопольского Патриархата запустил процессы разрушения системы канонов и правил Православной Церкви. Примером может служить недавнее решение Синода Константинопольского Патриархата о возможности для священнослужителей вступать в брак во второй раз.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5327744...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010