Однако в православном каноне празднование дня памяти этого святого связано с легендарным событием, произошедшем, по преданию, полвека спустя после его мученической кончины, в правление императора Юлиана Отступника. По его приказу все продукты, продававшиеся на рынках Константинополя, стали окроплять жертвенной кровью, тем самым практически лишая христиан пропитания — решение вполне в духе этого экзальтированного императора-декадента, испытывавшего болезненное любопытство к оккультизму. Стремясь вернуть империю к язычеству, он не находил общего языка ни с языческими жрецами, ни с простыми людьми, которым его оккультные опыты казались опасным колдовством. Поэтому Юлиану хватило здравого смысла, пользуясь властью, не прибегать к прямому насилию над христианами, которых к тому времени среди горожан Азии и Сирии, Египта и Африки, Балкан и Италии было большинство. Он знал, что ответом на прежние гонения были мученичество и исповедничество и умножение числа христиан. Ученик блаженного Августина Павел Орозий писал: «Преследуя христианскую религию скорее хитростью, нежели открытым насилием, он старался побуждать людей больше наградами к тому, чтобы те отвергли Христа и приняли культ идолов, нежели принуждать пытками». Он увольнял христиан из армии и с государственной службы, лишил христианских клириков привилегий, дарованных им Константином, велел возвратить язычникам отобранные у них храмы, вернул из ссылки осужденных христианами еретиков, чтобы расколоть Церковь изнутри. Юлиан не запрещал христианам исповедовать свою религию, не подвергал их репрессиям за саму веру, но убийства христиан языческой чернью оставлял безнаказанными. Так что поставить константинопольских христиан перед выбором — умереть с голоду или фактически принять участие в языческом жертвоприношении — вполне в его характере. «…чтобы не соблазнить брата моего» Казалось бы, ну и что? Ведь утверждает же апостол Павел, что пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое (1 Кор 6:13), а об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого (1 Кор 8:4), и пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем (1 Кор 8:8).

http://foma.ru/pervaja-subbota-velikogo-...

Ослабление евхаристического сознания непосредственным образом связано с общим понижением уровня духовной жизни в последующие века. Вполне естественно, что там, где возобновлялись гонения, где христиане оказывались в условиях, когда принадлежность к Церкви означала готовность на мученичество, и жили под угрозой смерти, Евхаристия вновь становилась средоточием христианской жизни. Так было в советской России после революции, так было среди тысяч христиан русского рассеяния, оказавшихся лишенными родины. И сейчас во многих русских приходах причащаются каждое воскресение, хотя это не стало всеобщей нормой. Кое-где сохраняются и установки прошлого века. Подчеркивая, что никто не может быть достоин причащения, Святые Отцы, однако, постоянно напоминали о том, что всякий приступающий к таинству должен быть готов к встрече со Христом. Подготовка к причащению не должна ограничиваться чтением какого-то количества молитв и воздержанием от тех или иных видов пищи; в первую очередь готовность к причащению обусловлена чистотой совести, отсутствием вражды против ближних или обиды на кого-либо, миром в отношении всех людей: «...Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф. 5:23–24 ). Препятствиями для причащения являются совершенные человеком тяжкие грехи, в которых необходимо покаяться на исповеди. В Русской Церкви принято причащаться натощак, так как тело человека должно быть предочищено постом. По словам святителя Геннадия, патриарха Константинопольского , «тот, кто приглашает императора в свой дом, сначала вычищает свой дом; так и ты, если хочешь принять Бога в свой телесный дом, должен сначала освятить свое тело постом». 196 Причащение натощак является древней традицией, восходящей к той эпохе, когда Литургия перестала быть продолжением агапы (вечери любви) и превратилась в торжественное богослужение, совершаемое в утренние часы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Отеческий характер послания здесь выразился еще яснее (нежели в 1-м послании), как в ходе мыслей, так и в образе выражений и обращения к возлюбленному ученику и духовному сыну. Апостол Тимофей, конечно, навестил Павла в узах, утешил его, как мог, и после поучительно-мужественной смерти мученика-учителя своего, усеченного мечем, возвратился к месту своего служения, на котором и подвизался еще около 18-ти лет. Скончался Ап. Тимофей мученически. В царствование Домициана он был убит язычниками города Ефеса, буйно справлявшими одно из своих странных празднеств. Святые мощи его были сначала похоронены за городом (Ефесом) а потом перенесены были в Константинополь, где положены были (в храме Апостолов) вместе с мощами св. Евангелиста Луки и Ап. Андрея Первозванного. Память Ап. Тимофея ублажается Православною Церковию 22-го января. Сохранялось и распространялось во вселенской Церкви 2-ое послание к Тимофею так же, как и первое, а потому и свидетельства о нем приводят почти все те же церковные писатели и отцы Церкви. В Православной Церкви 2-ое послание к Тимофею употребляется при Богослужениях в таком порядке: Гл. 1, ст. 1–2 и 8–18 пяток 27-ой недели. 3–9 св. Апостолу Тимофею. Гл. 2, ст. 1–10 мученикам. 11–19 в субботу 33-ей недели. 20–26 в понедельник 28-ой недели. Гл. 3, ст. 1–9 в субботу 34-ой недели. 10–15 в неделю 33-ю. 16–17 и Гл. 4, ст. 1–4 во вторник 28-ой недели. 5–8 в неделю по Просвещении. 9–22 в среду 28-ой недели. Второе послание к Тимофею святого Апостола Павла Глава 1 1. Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе, 2. Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего 125 . 3. Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно воспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью 126 , 4. и желаю видеть тебя, воспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости, 5. приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике: уверен, что она и в тебе 127 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Оттого все секты и не долговечны, что они противны Богу и Его св. Церкви. Наша же православная Церковь , как апостольская и Христова, будет существовать вечно, до скончания мира, ибо Сам Христос сказал о ней: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея» (Мф. 10:18). «Я с вами, сказал Христос Апостолам и их законным преемникам, во все дни, до скончания, века» ( Мф. 28:20 ). Сектант: 3) Чем еще наглядно доказывается та истина, что наша Русская церковь – апостольская? Объяснения православного: 3) Тем, что она находится в единстве веры и молитвенном общении со всеми Греко-восточными церквами, основанными св. Апостолами, каковы, например, Константинопольская. Иерусалимская, Антиохийская, Кипрская, и другие частные церкви, составляющие вместе Вселенскую Христову Церковь . О Филадельфийской церкви в Откровении Иоанна Богослова мы читаем следующее: «Знаю твои дела; вот я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего... Поскольку ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая прийдет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле» ( Откр. 3:7–10 ). Этими словами Господь обещает ангелу, то есть епископу Филадельфийской церкви, за ее верность во время гонений сохранить в ней истинную веру до конца мира, даже тогда, когда придет антихрист, чтобы губить церкви Божии. Следовательно, по непреложному слову Господа, истинная вера должна существовать в Филадельфийской церкви и теперь, и в наше время. Так оно и есть: и теперь в Турции, в Малой Азии, существует город Филадельфия с христианским населением. Какую же веру это население исповедует? Ту же, – что и мы, – православную. В мае месяце 1896 года прибыл на коронацию Государя Императора Николая Александровича вместе с другими представителями восточных церквей (Митрополит Анхиальский Василий, главный уполномоченный иерусалимского патриаршего престола, архимандрит Арсений, Митрополит Никомидийский Арсений) и Архиепископ Филадельфийский Дамиан; он поднес в дар Государю дорогую икону Воскресения Христа и золотой крест с частицею Животворящего Древа и принимал участие в православном богослужении вместе с нашими священнослужителями. Проездом в Москву и обратно он был в Одессе, где подал руку общения нашему Архиепископу Херсонскому и Одесскому Иустину. Портреты всех представителей на коронации от восточных церквей и Архиепископа Филадельфийского Дамиана с его жизнеописанием помещены в светском журнале «Нива» за 1896 год, в 28 1 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

«Патриарх писал, что на Литургии нужно молить Господа повергнуть русских к ногам турок» «Мы готовы, пусть нас утопят» – как старец Иларион Ивериец не позволил монахам идти против совести 29 октября, 2018 «Мы готовы, пусть нас утопят» – как старец Иларион Ивериец не позволил монахам идти против совести Во время Крымской войны, когда Британская и Турецкая империи, республики Франция и Сардиния напали на православную Россию, Константинопольский Патриарх издал указ о том, чтобы православные подданные молились о победе турецкого оружия. Конечно, указ был вынужденным, потому что Патриарх, находившийся под властью турецкого султана, прекрасно понимал, что с ним будет в случае неповиновения. Без сомнения, Патриарх сознавал, что идет против своей совести, он сознавал также, что он не в силах в своей жизни явить идеал, к которому призывает всех христиан апостол Павел: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: «за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание». Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8:35-39). Отец Савва, ученик Илариона Грузина Но всегда в истории Церкви были и есть святые подвижники, готовые идти на смерть за то, что они почитали святыней своей совести. Об этом повествует рассказ, записанный свидетелем и участником излагаемых событий иеромонахом Саввой. «В 1853 году во время царствования в России благочестивейшего Императора Николая I Павловича — да упокоит Господь душу его в Царствии Небесном со всеми святыми, где сияет свет лика Господа нашего Иисуса Христа, где все пребывают в радости — жил я в п у стыни с моим блаженным старцем иеросхимонахом Иларионом Иверийцем на холме, неподалеку от монастыря Дионисиат и совершал богослужения в святом храме св. апостола Иакова, брата Господня.

http://pravmir.ru/patriarh-pisal-chto-na...

Перевод Библии на новогреческий язык встречал особые трудности, так как оригинал Нового завета написан на древнегреческом языке и духовенство, возможно, боялось, что появление нового перевода вытеснит греческий подлинник из употребления. Первый новогреческий перевод был издан в XVII веке. С тех пор было сделано еще несколько переводов разных книг Библии. Часть духовенства одобряло эту деятельность, часть нет. Так, например, в 1836 году Константинопольский Патриарх Григорий VI предал анафеме любой перевод Библии на современный греческий язык. В 1901 г. запрет Синода перевода Библии на «народный язык» вызвал студенческие беспорядки в Афинах, что вынудило правительство уйти в отставку, а Афинского митрополита Прокопия II отречься от престола. Современная Элладская Церковь до сих пор не имеет официального перевода Библии на новогреческий язык. По сообщению Объединённого Библейского общества на 2007 год Библия полностью или частично переведена на 2454 языка народов мира. Разница между русским и славянским переводом Библии В 863 году Кирилл и Мефодий создали славянский алфавит и перевели Библию и богослужебные книги. В это же время на старославянский язык было переведено и латинское богослужение. Этим они положили начало славянской письменности. Славянской Библией пользовались славянские народы до появления новых переводов на национальные языки. Например, на русский язык Библию, получившую название «Синодальной» перевели в XIX веке, т.е. через тысячу лет. Если Патриарший перевод осуществится, то он станет новым переводом Библии на русский язык. Сегодня в Синодальной Библии используется русский язык, а славянский язык используется в Елизаветинской Библии и употребляется в храмах на богослужении. Для сравнения, как отличается один и тот же текст на русском и славянском языке: В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

http://pravmir.ru/budet-li-sozdan-patria...

По окончании пения антифонов дьякон или священник поднимает Евангелие, крестообразно благословляя им прихожан, и произносит: «Премудрость, прóсти» . Слово «премудрость» предупреждает молящихся о глубоком содержании следующего пения и чтения, а слово «прóсти» , то есть «стойте прямо», призывает к особому вниманию и благоговению. После пения «Приидите, припадем и поклонимся Христу, спаси ны, Сыне Божий…» поются церковные песнопения, называющиеся тропарями и кондаками. Они кратко повествуют о подвиге святого или выражают суть праздника, который в этот день совершается. В это время священник в алтаре от лица всех верующих молится Господу, чтобы Трисвятую песнь, от Серафимов воспеваемую, Он принял и от нас, смиренных и грешных, простил нам всякое согрешение и освятил наши помыслы, души и телеса. Трисвятое Малый вход завершается пением Трисвятого. Историю происхождения этой молитвы мы находим в Священном Писании и Священном Предании. Прежде всего, она связана с видением пророка Исаии, которому явился Ветхий Денми, то есть Бог в образе старца, сидящий на высоком Престоле. «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6: 2–3). Увидев Бога, Исаия возопил: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (Ис. 6: 5–7). Существует благочестивое предание: в Константинополе случилось чудо, явленное одному отроку, который во время землетрясения был восх и щен на небеса. Ему тоже довелось услышать ангельское пение: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный…» Когда он пришел в себя и поведал обо всем епископу, тот решил пройти по стенам города с пением Трисвятого, добавив к нему: «Помилуй нас!». После этого крестного хода землетрясение закончилось и город был спасен. Именно в этом виде Трисвятая песнь вводится в богослужение. Таково церковное предание. Документально же она впервые зафиксирована после завершения первого заседания Халкидонского Собора (451), когда отцы Церкви вышли из храма под пение Трисвятого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2345...

После «молитвы входа» диакон, держа левой рукой Евангелие, а правой – орарь, показует правой рукой к Востоку, на алтарь и говорит: «Благослови, Владыко, Святый вход». Священник отвечает: «Благословен вход святых Твоих, всегда ныне и присно, и во веки веков» – и осеняет крестом пространство алтаря. Диакон, произнося «аминь», дает священнику поцеловать Евангелие и, сам поцеловав руку священника, придерживающую Евангелие, кланяется иерею. После окончания пения антифона стоящий перед священником (лицом к престолу) диакон возвышает Евангелие, изображает им начертание креста и громко произносит: «Премудрость, прóсти». В древней Церкви в отдельные моменты богослужения можно было сидеть (сегодня подобная практика по-прежнему существует в ряде Православных поместных Церквей, в том числе в Греческой), и слово «прóсти» означало призыв встать: но и сегодня возглас «прóсти» побуждает нас собраться с силами, зовет с особым напряжением внимать происходящему. Возглас же «премудрость» отсылает нас к словам святого апостола Павла: «… мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известной через Церковь начальством и властям на небесах многоразличная премудрость Божья по превечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем, в Котором мы имеем надежный доступ через веру в Него» ( Еф.3:8–12 ). Как раз здесь, при произнесении возгласа «премудрость», связанного со священнодействиями Малого входа – входа, символически отображающего пришествие в мир Христа, – мы и можем припомнить только что приведенные слова Апостола о многоразличной премудрости Божьей, той Премудрости, Которая, как мы с вами знаем, делается доступна христианину именно через Евхаристию и Которая дарует ему подлинное единение с Богом. Напомню, что в понимании древней церковной традиции Премудрость Божья (по-гречески «σοφα», «софия») – это в первую очередь именование Самого Сына Божьего, Второго Лица Пресвятой Троицы. Так, по слову святителя Германа Константинопольского о Христе, «слышали мы и видели глазами нашими, что Он – Премудрость и Слово Божье». 293 Тем самым для нас приобщение Божественной Премудрости есть в первую очередь мистическое единение со Христом в Его Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Посмотрим на себя, подобны ли мы этим животным? Они ли олицетворяют наш характер? Или более олицетворяют нас гордые павлины, хитрые лисы, ядовитые змеи? Откр.4:8 И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей. Видим, что эти четверо животных подобны шестикрылым серафимам ( Ис. 6:1–4 ). Двумя крылами, как говорит великий Дионисий, они покрывают лица, двумя – ноги, а средними летают. Этим явлено их глубочайшее благоговение к Божественному откровению. Они исполнены очей , то есть ведения Божественных тайн. Этого ведения сподобляются не только чины ангельские, но и искупленные души на небесах, небесная Церковь , ибо ее характер олицетворяют как раз эти четверо животных. И ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет. Ни днем, ни ночью не имеют покоя. Это не означает, что на небе будут дни и ночи, просто Иоанн использует наш земной образ, чтобы показать, что непрерывно воспевает небесная Церковь Всевышнего Бога. И в этом они не имеют покоя . Мы сейчас не имеем покоя, погрязая в домашней работе, обретении богатств, в стяжании чинов, в увеселениях. Но предаемся беспечному покою в служении Богу, в прославлении и воспевании Его святого имени. И только те небесные искупленные, лицезреющие Христа в непосредственной близости престола Божия, не имеют покоя и взывают трисвятую песнь: свят, свят, свят Господь Бог. В этой трисвятой песни прикровенно показуется и воспевается Святая Троица. Впервые эту трисвятую песнь из уст серафимов, окружающих престол Божий, услышал пророк Исайя ( Ис. 6:3 ). И вот теперь видит и слышит апостол Иоанн. Несмолкаемо звучит эта песнь в Церкви и поныне, какой услышал ее из ангельских уст во время богослужения один отрок в Константинополе: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный...» Но будучи еще не на небе, а на земле, добавляет Церковь : «помилуй нас».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Почему же было так важно ответить на вопрос о природе Божественного света? Потому что в течение многих веков христианские подвижники созерцали этот свет — во время молитвы, во время богослужения или когда удалялись в пустыни. И по собственному молитвенному опыту они знали, что этот свет сияет в сердце человека и имеет не материальный, а духовный характер. И вот святитель Григорий Палама, который получил монашеское воспитание на Святой Горе Афон, когда услышал лжеучение о том, что свет, исходящий от Господа Иисуса Христа, является обычным физическим, материальным светом, противопоставил этому ошибочному учению свое учение о том, что свет этот по своей природе — Божественный и Сам Бог виден в его явлении. И Соборы, которые имели место в Константинополе и обсуждали этот вопрос, стали на сторону святителя, а не на сторону лжеучителей, которые утверждали обратное. Церковь не случайно во вторую Неделю Великого поста установила празднование святителя Григория Паламы. В первую Неделю мы совершали Торжество Православия — торжествовали иконопочитание и прославляли тех, кто подвигом своей жизни и исповедничеством отстояли почитание икон в эпоху иконоборчества. А сегодня мы совершаем еще одно торжество Православия, прославляя того, кто отстоял учение Церкви о Божественном свете и не дал лжеучению проникнуть в сердца и умы людей. Почему это так важно для нас? Потому что и сегодня мы имеем возможность приобщаться к Божественному свету — через молитву, через покаяние, через подвиг Великого поста, а наипаче через таинство Причащения Пречистого Тела и Честной Крови Господа нашего Иисуса Христа. Как говорит апостол Павел, " ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем " (Рим. 8:38-39). А к любви Божией мы приобщаемся через Святые Христовы Тайны и через весь строй нашей церковной жизни. Сегодня я хотел бы сердечно приветствовать общину этого святого храма, где богослужение совершается по старому чину. Поздравляю настоятеля храма с завершением очередного этапа восстановительных и реставрационных работ, а именно — с окончанием ремонта приходского дома, куда мы сейчас направимся, чтобы освятить его после ремонта.

http://patriarchia.ru/db/text/5608086.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010