Например, евангелист Матфей постоянно ссылается на Ветхий Завет, показывая, как в жизни Христа исполнились ветхозаветные пророчества. Нагорная проповедь Иисуса построена на основе закона Моисеева, который не отвергается, а восполняется более высокой христианской моралью. Послание к Евреям исходит из того, что Господь открывал Себя через пророков многократно и многообразно, но в последние времена в наивысшей степени открылся нам в Сыне, Который совершил Собою очищение грехов ( Евр.1:1–3 ). Есть и множество других примеров прямой интерпретации новозаветными авторами ветхозаветных текстов. Таким образом, в библейском тексте Ветхий и Новый Завет присутствуют в органичном единстве. А значит, и сегодня в храме может и должна звучать проповедь, основанная на ветхозаветных текстах. Такая проповедь, конечно же, имеет свою специфику. Ветхозаветные тексты написаны гораздо раньше Нового Завета. Нас отделяет огромная временная дистанция от ветхозаветных событий. При этом в Ветхом Завете порой повествование куда более исторически конкретно, чем в книгах Нового Завета. Все это усложняет и понимание текста, и его интерпретацию в рамках проповеди. Проповедник, произнося гомилию на основе Ветхого Завета, должен стремиться понимать библейский текст в свете той ситуации, в которой он написан. Ведь в каждой библейской книге отразилась и ситуация ее автора, и ситуация тех людей, которым он адресовал свой текст. Но наша ситуация сегодня принципиально иная. И потому проповеднику, произносящему гомилию на ветхозаветный отрывок, необходимо, во-первых, учитывать исторический контекст, в котором был написан этот текст; во-вторых, прочесть его в христианской перспективе и, в-третьих, понимать ситуацию слушателей. Однако сложность задачи не должна отталкивать от поиска ее творческих решений. В современной практике Православной Церкви уставные чтения из Ветхого Завета звучат только в рамках вечернего богослужения. Прежде всего это так называемые паримии (от греч. παροιμα – поговорка, пословица, притча), читаемые в канун праздников и дней памяти святых. В такие дни на вечерне звучит по три отрывка из Ветхого Завета, которые тематически связаны с празднуемым событием. Однако место этих чтений в богослужении не способствует произнесению проповеди, построенной на их анализе.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

Праздник Опресноков (хаг гаммацот, α μραι или ορτ τν ζμων) следовал непосредственно за пасхой и продолжался семь дней (15–21 нисана, Лев. 23:6 ). В течение его израильтяне должны были есть пресный хлеб, в воспоминание тяжелой жизни в Египте и поспешного бегства отсюда ( Исх. 12:15–16 ; Втор. 16:3–8 ). В первый и седьмой день праздника заповедовался покой от дел. Кроме сего, каждый день к ежедневным жертвам присоединялись жертвы чрезвычайные, а именно: жертвы всесожжения, состоявшие из двух тельцов, одного барана и семи однолетних агнцев, с соответствующими приложениями, и жертва за грех, состоявшая из козла ( Чис. 28:17–25 ). Сверх того, после поселения евреев в Палестине, вечером в первый день праздника (15 нисана), приносился к скинии, а потом к храму сноп свежей жатвы (омер рэшит), который потрясался священником пред скинией или потом пред храмом 517 , что сопровождалось принесением в жертву всесожжения однолетнего агнца, с соответствующим приложением ( Лев. 23:9–14 ). Это делалось даже и тогда, когда 15 нисана падало на канун субботы (Менахот, X, 1). Ко времени празднования Пасхи и праздника Опресноков приурочивалась также многими уплата священной подати на скинию или храм, взимавшейся обычно в адаре или начале нисана (Шекалим). § 135. Пятидесятница Праздник Пятидесятницы 518 праздновался спустя семь седмиц (49 дней) после принесения в день Опресноков снопа потрясания, таким образом в 50-й день после Пасхи ( Лев. 23:15–16 ; Втор. 16:9–10 ), в воспоминание данного при Синае законодательства, а также вообще всех благодеяний Божиих израильскому народу, явленных во время странствования по пустыне, завоевания ханаанской земли, и сверх того в прославление Бога за новую поспевавшую к тому времени жатву. Пятидесятница праздновалась один день. Празднование ее состояло в покое от дел. В порядке богослужения оно отмечалось, во-первых, принесением начатков, состоявших из двух кислых хлебов, испеченных из пшеничной муки нового урожая, по 2 / 10 , эфы в каждом, которые потрясались пред скинией, и, во-2-х, в присоединении к ежедневным жертвам чрезвычайных жертв всесожжения, состоявших из семи однолетних агнцев, одного тельца, двух баранов, с соответствующими приложениями, жертвы за грех, состоявшей из козла, и жертвы мирной, состоявшей из двух однолетних агнцев ( Лев. 23:15–21 ). Хлебы потрясания поступали в пользу священников. В Пятидесятницу многие израильтяне совершали добровольно жертвы всесожжения и исповедания в благодарность Богу за ниспосланный им урожай. § 136. Праздник Кущей

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Архиепископ Тихвинский Константин совершил освящение нового храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери под Санкт-Петербургом 8 июля 2008 г. 11:50 Новый храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери освящен 7 июля под Санкт-Петербургом. Это домовая церковь в приходском доме на территории у старинного храма святой великомученицы Екатерины в поселке Мурино Всеволожского района. Чин освящения в сослужении клириков Санкт-Петербургской епархии совершил архиепископ Тихвинский Константин . Он отметил, что открытие нового храма, приуроченное к отмечаемому 9 июля празднику явления чудотворной Тихвинской иконы, произошло в канун 625-летия исторического события. Храм площадью в 100 кв м станет местом богослужений для прихода, поскольку церковь святой Екатерины, построенная в конце XVШ века, вскоре закроется на реставрацию — после ее возвращения верующим и освящения митрополитом Алексием, нынешним Святейший Патриархом, прошло 20 лет. «Тихвинский храм для меня — воспоминание о моем босоногом детстве. Я рос в Ярославской области, где был храм, названный во имя этой иконы. Там был Тихвинский образ — точная копия чудотворной святыни. Тридцать лет он висел у меня дома, а теперь я расстался с ним и передал в новые стены», — рассказал корр. ИТАР-ТАСС настоятель прихода протоиерей Николай Тетерятников. По его словам, при храме будет создан баптистерий для совершения таинства крещения с полным погружением в воду. Основная нагрузка в устроении храма и всего приходского дома площадью 1300 кв м со школой, библиотекой и другими помещениями легла на сам приход. Работы длятся уже 5 лет. ИТАР-ТАСС /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/433385.htm...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Радикалы сорвали рождественское богослужение в Днепропетровском соборе Украинской Православной Церкви 09.01.2018 Радикально настроенные молодые люди из украинской общественной организации " Лига сходу " сорвали богослужение в Троицком кафедральном соборе Украинской Православной Церкви в канун Рождества в городе Днепропетровск , после чего выложили соответствующее видео в Интернет. " Мы решили присоединиться к запорожскому флешмобу " Принеси игрушку в знак протеста Московскому патриархату " . Пришли, принесли игрушки, расклеили листовки и устроили небольшой перформанс. Знаем, что по данному факту открыто уголовное производство, поэтому не знаем, пойдем ли дальше " , - приводит слова члена организации украинский портал " Информатор " . На выложенном видео видно, как молодые люди, лица которых в записи заретушированы, пришли в храм и высказали обвинения в адрес священника, зачитав строки из Евангелия от Матфея об изгнании торговцев из храма. Закончив чтение, они бросили листы со строками из Нового Завета на пол и скрылись. Подпись к видеоотчету о провокации заканчивается обещанием: " Это только начало. Еще увидимся. " Ст.180 Уголовного кодекса Украины предусматривает уголовную ответственность за препятствование религиозным обрядам. Предусмотренное статьей максимальное наказание - ограничение свободы на срок до двух лет. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 09.01.2018 20:34:50

http://drevo-info.ru/news/23174.html

296 Подобает убо всякому християнину ведати... – Первые главы Домостроя (см. главы 2–5 и 7) содержат выписки из «Стословца» Геннадия, патриарха Константинопольского (в греческом оригинале – сто стихотворных строк). В свою очередь и эти стихи основаны на цитатах из учительных «слов» Иоанна Златоуста . Первые стихи излагают христианский « Символ веры », и сравнение с древнейшим славянским переводом этого греческого текста в Изборнике 1076 года помогает понять, насколько «бытовое христианство» Руси в XVI в. отошло уже от исходных позиций христианской веры (ср. соответствующие места по изданию: Изборник 1076 года. М., 1964, с. 207–209, 237–239, 214, 271–273, 241–244, 257–260, 266–267). 297 ...дора и просфира... – Просвира – белый круглый хлебец из крутого теста, употребляется в православном богослужении; дора, точнее, антидор – часть просвиры. 298 ...с кутьею... с кануном... – Кутья и канун – кушанья при поминовении умерших, особым образом приготовленные из круп. 299 ...«В чем тя застану, в том и сужу»... – Распространенный в древнерусской литературе перифраз, составленный на основе многих текстов Писания, прежде всего – книг пророков и евангельской притчи о неправедном домоправителе: судить человека станет Бог по делам его. 302 «Егда нечто имать брат твой на тя...» – Краткое переложение («напоминание») из Евангелия: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и прежде пойди помирись с братом твоим, а потом вернись и принеси дар твой» ( Мф.5:23:24 ). 305 Егда зван будеши ким на брак... – Притча из Евангелия от Луки (14, 8–11) приводится по древнеславянскому переводу, в котором слово брак значит «пир»; здесь же добавления и комментарии, заимствованные из «Слов» Иоанна Златоуста по Измарагду, своего рода «преддомострой». 307 Егда жидове седоша ясти в пустыни и пити... – Напоминание о библейских текстах, говорящих о неизбежности наказания идолопоклонникам: «...народ сел есть и пить и стал играть. Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, так что в один день погибло их двадцать три тысячи» ( 1Кор.10:78 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

б) Наконец наступает канун праздника – день, посвящаемый особенно посту и молитве. Воспоминая звезду, приведшую ко Христу волхвов, верующие не вкушают пищи до появления вечерней звезды. Литургия в сей день совершается Василия Великого и обыкновенно соединяется с великой Вечерней. аа) Между утреней и обедней в этот день поются особые часы, составленные патриархом иерусалимским Софронием. Эти часы называются царскими, потому что древние греческие императоры, а впоследствии и наши российские самодержцы, приходили с особенной торжественностью слушать их; посему в конце часов и положено возглашать многолетие царям с их полным титулом. В этих часах обыкновенные псалмы и стихиры заменены псалмами, тропарями и стихирами, приличными наступающему празднеству. И по содержанию, и по священной важности отправления, часы в навечерие Рождества Христова заслуживают всего благочестивого внимания христиан и вполне достойны наименования царских. Важнейшие пророчества, предвозвещавшие явление Бога во плоти, соединены в них в одно. Древние пророки как бы вместе с хорами ангелов приветствуют снисшествие на землю Того, Которого они так пламенно желали узреть. Прежде всего, слышится вдохновенная Псалтирь св. Богоотца Давида, сквозь сумраки веков отдаленных ясно созерцавшего будущее веселие Божественного Потомка своего: «Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; посему благословил Тебя Бог на веки. Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею, и в сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела» ( Пс.44:3–5 ). Он воспевает Его предвечное рождение: «Из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое» ( Пс.109:3 ). Видит, как иноземные цари приветствуют дарами новорожденного Царя царей и народы спешат укрыться под сенью благодатного Царства его: «Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему» ( Пс.71:10–11 ). Воспевает, наконец, мир и благоденствие сего славного Царства: «Да принесут горы мир людям и холмы правду; да судит нищих народа, да спасет сынов убогого и смирит притеснителя; во дни его процветет праведник, и будет обилие мира... будет имя его (благословенно) вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его; и благословятся в нем (все племена земные), все народы ублажат его» ( Пс.71:3–4,7,17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

" Благодать сходит на воды " января 2016 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Богоявленском храме на Гутуевском острове В канун праздника Крещения Господня, 18 января, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме Богоявления на Гутуевском острове . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Адмиралтейского округа , настоятель храма протоиерей Павел Феер с клиром, архимандрит Исидор (Минаев) и другие священнослужители. После богослужения митрополит Варсонофий обратился к верующим с проповедью. " Сегодня мы слышали Евангелие, в котором раскрывается суть праздника Крещения Господня, - сказал владыка. - После того, как Господу нашему Иисусу Христу исполнилось 30 лет, Он вышел на Свое спасительное для рода человеческого служение. И пришел на Иордан, чтобы здесь явить Себя миру, который уже был подготовлен проповедью Иоанна Предтечи о наступлении Царства Божиего, о пришествии в мир Мессии, Спасителя. И вот Господь подходит к реке - и в толпе народной оказывается Пастырь вместе с пасомыми, Судия вместе с виновными. Подходит к Иоанну Крестителю и просто говорит, чтобы он крестил Его. И слышит в ответ: " Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? " (Мф., 3:13). Но Иисус Своим поступком напомнил нам, что нужно исполнить правду Божию " . " Заповедь о крещении была последней, которую дал Бог роду человеческому в Ветхом Завете, - продолжил архипастырь. - А Господь, явившись на землю, к тому времени исполнил все заповеди, осталась не исполненной лишь одна - о крещении. И Он пришел на эти воды, чтобы принять ветхозаветный обряд крещения. И когда выходил из воды, как сказано в Евангелии, " увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение " (Мф., 3:16-17). После этого Иоанн Предтеча стал свидетельствовать народу Израиля, что Мессия пришел " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Важное замечание делает блаженный Феодорит Кирский: ветхий наш человек это «не естество, а лукавое расположение духа». Апостол Павел призывает нас отложить ветхого человека. Как это сделать? По сути, мы это уже сделали в Таинстве Крещения. Если читать апостольское чтение Таинства Крещения (6 глава послания апостола Павла к Римлянам), мы найдем там такие слова: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха». Речь идет как раз о нашем лукавом расположении духа, если помните термин Феодорита Кирского. Лукавое расположение духа умерщвлено в Крещении, но каким образом? Здесь важно вспомнить, каким было таинство Крещения в I веке и в первые века христианства. К Таинству Крещения приходили взрослые, которые сделались христианами по мировоззрению, еще до крещения. Как мы помним, к крещению готовились долго - от трех месяцев, до нескольких лет человек ходил в общину христианскую, стоял на богослужении до возгласа «Оглашенные, изыдите», учился на курсах катехизаторов, сдавал экзамен епископу, за ним, за его нравственной жизнью наблюдала община. Люди в те времена жили не обособленно, как сегодня, а на виду; жизнь была более общинная даже в больших городах. Было видно, чем человек живет, чем занимается, произошло ли с ним изменение? Если он сохранял решимость, община видела, что человек созрел, что он уже христианин, то его допускали ко крещению и крестили, как правило, под великие праздники, Пасху, например или канун Пятидесятницы, чтобы человек причастился на праздник. Вспомнил я об этом потому, что лукавое наше произволение, этот самый ветхий человек, в крещении исцелялся так, что человек приходил ко крещению с уже изменённым сознанием, Бог давал благодатную печать при том изменении, которое с человеком уже произошло. Бог запечатлевал Своею Благодатью то, чего человек уже достиг с помощью Божией, а именно изменения сознания, расположения, воли.

http://radonezh.ru/2021/03/30/pokayanie-...

" Господь открыл путь на Небо " июня 2016 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в колпинском храме Вознесения Господня В канун праздника Вознесения Господня , 8 июня, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Всенощное бдение в храме Вознесения Господня в Колпине . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Колпинского округа протоиерей Александр Селиванов, настоятель протоиерей Серафим Сологуб с клиром и другие священнослужители. Среди молящихся были вице-губернатор Игорь Дивинский, депутат Заксобрания Елена Киселева, глава администрации Колпинского района Анатолий Повелей, глава колпинского муниципального образования Вадим Иванов. По окончании богослужения правящий архиерей обратился к верующим с архипастырским словом. " Как быстро прошел Великий пост, так же быстро прошли сорок дней после Пасхи. Это время было дано Господом, чтобы еще раз напомнить ученикам, для чего Он приходил на землю, чем они должны заниматься и что впереди их ждет Царствие Божие, - сказал владыка. - Когда ученики видели Спасителя распятым на Кресте, им было страшно. Но когда увидели Его вознесшимся, то возвращались в Иерусалим уже с радостью. Потому что Господь показал им, что Он живой, дал заповедь идти в мир и крестить людей. " Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет " . (Мк.16:16) " . " Господь пришел в мир, чтобы спасти его, - продолжил архипастырь. - В момент Вознесения Господня ангелы явились ученикам и сказали: " Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо " (Деян.1:11). Но у Господа будет уже другая миссия. Он будет судить живых и мертвых " . " Мы готовимся ко второму пришествию, - подчеркнул владыка. - Господь открыл путь на небо. Чтобы туда попасть, нужно вести праведную жизнь. Некоторых Он выбирает к праведной жизни с младенчества, как преподобных Серафима Саровского, Сергия Радонежского. Они с детства были сосудами благодати Божией и готовились к своей миссии. Других Бог призывает в молодости. А некоторых - в конце жизни, обремененных грехами, падениями. Ни для кого небо не закрыто. Последние проходят через покаяние, исправление, очищение и тоже могут сподобиться Царства Небесного " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Находящиеся здесь указания составлены прежде всего и главным образом на тот случай, если праздник Благовещения будет в четверток 5 седм. Вел. поста, а канун в среду. Это следует заключить из того, что день, на который здесь устанавливается богослужение, в 4-й марковой благовещенской главе назван первым (Тип., л. 206 на об.), а в самом начале настоящей главы сказано, что Благовещение начинается с четверга 3 нед. св. постов (л. 202 на об.). Но, затем, та же самая глава, вообще говоря, служит показателем состава и порядка богослужения и для других, так называемых, постных дней, т. е. таких дней, в которые по уставу должно совершаться постовое богослужение и которые суть следующие: понедельник, вторник, среда, четверток и пяток, если только и канун праздника, и самый праздник будут в постные дни. Но так как 1) в некоторые из сих дней может, произойти совпадение торжеств (напр., Благовещение может случиться в четверток 5 седм., когда полагается чтение Великого канона), 2) может быть так, что канун падет на постный день (пяток), а самый праздник на непостный день (субботу) или, наоборот, канун на непостный (воскресенье), а праздник на постный (понедельник), 3) может быть и так, что и канун и праздник падут на непостные дни (один на субботу, другой на воскресенье); наконец 4) Благовещение может быть и во все дни Страстной седмицы и первые четыре дня Пасхи; и так как вследствие всех этих причин богослужение в праздник Благовещения должно получить большие или меньшие особенности, то для показания всех этих особенностей составлен целый ряд так называемых Марковых глав, которые и помещены в Типиконе ниже основной главы. Впрочем, и в настоящей главе составитель его, как увидим ниже, упомянул о двух особенностях богослужения в непостные дни, из которых одна касается литийных стихир, а другая – окончания утрени. Аще есть пост, – говорится в начале основной благовещенской главы, начинаем вечерню без кафизмы. Это выражение означает то, что в какой бы из постных дней ни случился канун праздника Благовещения, на вечерни этого дня, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010