То ли дело ранее, когда настоящие христославы ходили в праздник по домам с пением церковных песен. Держа в руках вертеп, зажженную свечу, дети и взрослые пели тропарь, прославляя Христа, и гостеприимные христиане одаривали их деньгами, пирогами, медовыми пряниками. А вот не принять христославов считалось большим грехом для хозяина дома. Таким образом, мы видим, что форма этого старинного обряда до сегодняшнего дня сохранилась, а вот содержание, к сожалению, совершенно утратилось. Сочельник — время особенное… Канун Рождества Христова, 6 января, принято называть сочельником. Это название связано со словом «сочиво». Сочиво — особое кушанье, которое готовят из пшеничных или рисовых зерен, размоченных водой. Рождественский сочельник — это время строго поста, когда принято отказываться от пищи до появления первой звезды. Традиция поститься «до первой звезды» связана с преданием о появлении Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа, однако уставом Церкви эта традиция не предписана. В канун Рождества Христова следует посещать богослужения в храме, завершить все праздничные приготовления — постирать, убраться в своем жилище, нарядить рождественскую елку, если кто-то до этого времени еще не украсил ее, приготовить еду. Кстати, последнему пункту хозяйки, как правило, уделяют особое внимание. Рождество Христово традиционно считается семейным праздником, поэтому в этот день многие семьи собираются за праздничным столом. Считается, что он должен быть полным разнообразных яств. У каждой хорошей хозяйки, наверняка, имеется свое традиционное рождественское блюдо: у кого-то это фаршированные яблоками гусь или утка, у кого-то студень или заливная рыба, у кого-то пироги… Нередко бытует мнение, что на рождественском столе должны обязательно присутствовать 12 блюд — якобы в честь каждого месяца нового года. Одним словом, в каждой семье сложились свои собственные традиции празднования Рождества Христова, однако протоиерей Олег Чебанов напоминает, что мы не должны забывать главного: состояние нашей души не зависит от того, сколько и какие блюда будут присутствовать на праздничном столе, в каком платье или костюме мы будем встречать праздник. «Все, что происходит в человеческой жизни, зависит от нашего отношения к различным событиям, в том числе и к событиям далеко не радостным. Без невзгод мы бы не почувствовали всех радостей в нашей жизни», — подытоживает отец Олег Чебанов. Что вы еще хотели узнать про Рождественский пост

http://pravmir.ru/rozhdestvenskij-post-p...

6 января 2009 года, в канун Рождества Христова, в храме была завершена реставрация колокольни. Основание купола покрыто листами нитрита титана, и теперь оно сияет золотым блеском. Шпиль облицован листами железа изумрудно-зеленого цвета. 23 марта 2009 года, было объявлено, что Петро-Павловскому храму на безвозмездной основе будет передано 20 тысяч экземпляров Нового Завета. Предполагается, что книги, изданные в большом формате и отпечатанные крупным шрифтом, добровольцы из числа прихожан храма будут бесплатно распространять среди пожилых и малоимущих жителей города. 15 июля 2009 года в храме прошло торжественное богослужение по случаю 15-летия со дня второго рождения святыни — возвращения её верующим людям. Богослужение возглавил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. 25 января 2011 года исполнилось 10 лет находящемуся под духовным окормлением храма реабилитационному центру для наркозависимых «Подвижник». В настоящее время Петро-Павловский приход осуществляет активную миссионерскую и социальную деятельность: окормляет духовно-просветительский центр, воскресные школы для детей и взрослых, реабилитационную обитель для наркозависимых «Подвижник»; выполняет организацию празднований в честь тех или иных церковных святых или событий. Так, например, в течение последних лет при поддержке храма и городского управления культуры регулярно проводятся празднования в честь первоучителей славянских народов, святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Несколько раз в год приход организует акции милосердия: для детей из многодетных и малоимущих семей, детей- " отказников " , а также пожилых и немощных горожан. На благотворительные пожертвования сотрудники прихода формируют подарочные наборы из продуктов первой необходимости, а также кондитерских изделий и фруктов. Подарки участники молодежного братства и дети из воскресной школы разносят по домам нуждающихся земляков. При храме, начиная с 1995 года, действует детская воскресная школа. За минувшие годы в школе состоялось десять выпусков, более ста тридцати ребят под руководством педагогов обрели навыки жизни по христианским заповедям. Сегодня в школе работает пятнадцать педагогов. Ведутся занятия по Ветхому и Новому Завету, литургике, церковнославянскому языку, изографии, этике, психологии и музыке. В 2010 году воскресная школа отметила своё 15-летие.

http://sobory.ru/article/?object=11621

Самый характерный пример этого перехода - московский храм Христа Спасителя, который задумали построить ещё при Александре I. Сообразно эпохе, первые проекты храма-памятника обладали всеми чертами ампира. Однако по разным причинам строительство отложилось на десятилетия, а когда всё же началось строительство этого собора, то в России стал господствовать уже другой архитектурный стиль. Что-то подобное можно сказать и о Благовещенской церкви: она отличается по духу от остальных храмов Торжка, хотя отделяет её от них и не столь долгое время. Эту приземистую пятиглавую церковь с особенно мощными барабанами построили, как обычно, на месте предыдущих храмов, причём последняя постройка была не такой уж старой, она относилась к 1758 году. Возможно, тот храм в более типичном для Торжка стиле мог бы сохраниться и до наших времён, но дело было в неудачной конструкции: храм оказался таким тёмным и неудобным, что когда он обветшал и потребовался ремонт, решили его разобрать вовсе и построить новый, более величественный и вместительный. 21 марта 1864 года архимандрит Борисоглебского монастыря Антоний в присутствии духовенства освятил вновь построенную церковь. А в 1887 году решено было перестроить и колокольню, с целью расширения и увеличения в высоту, так как прежняя не соответствовала пропорциям нового храма. Перестройку колокольни осуществил тверской епархиальный архитектор Виктор Иванович Назарин. Смотря на это громадное соружение, становится видно, что храм строили с усердием, капитально, чтобы не повторить прошлых ошибок. Церковь действительно получилась фундаментальной и могла бы быть кафедральным собором в городе. Хорошее состояние Благовещенского храма объясняется тем, что богослужения в нём прерывались всего на 10 лет. В 1931 году закрыли Борисоглебский монастырь, и в течение последующих пяти лет в церкви пребывали мощи преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских и Иулиании Вяземской из Спасо-Преображенского собора. В 1936 году волна закрытий докатилась и сюда, в здании устроили пекарню и склад. Однако уже 24 июня 1945 года в Ефремов день состоялся крестный ход от Михаило-Архангельской церкви. Официально приход вновь открывшегося храма был зарегистрирован в канун Благовещения - 6 апреля 1946 года. Храм вернули верующим, и почти полстолетия он был единственным действующим в Торжке, до 1995 года. Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2015 г. Комментарии и обсуждение Чтимые святыни: икона с частицами мощей преп. Ефрема, Амвросия. 21 июля 2003. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=00098

28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав совершили Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. В дни визита Блаженнейший Митрополит Ростислав совершил всенощное бдение на подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Москве, посетил Свято-Троицкую Сергиеву лавру, Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь. святыни Санкт-Петербургской митрополии и 1 сентября Предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии возглавил торжества по случаю начала нового учебного года в Санкт-Петербургской духовной академии. 2 сентября делегация отбыла на родину. ПОСТАНОВИЛИ: ЖУРНАЛ 77 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшихся Первосвятительских визитах в епархии Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации. Справка: Со времени предшествующего заседания Священного Синода Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил следующие епархии Русской Православной Церкви: 20 июля 2016 года Святейший Патриарх Московской и всея Руси Кирилл прибыл в Казань, где в аэропорту его встречали митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе М.В. Бабич, президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов, мэр г. Казани И.Р. Метшин, духовенство Татарстанской митрополии. В этот день Святейший Патриарх Кирилл в селе Каипы Лаишевского района принял участие в церемонии открытия памятника, созданного к 200-летию со дня кончины поэта Г.Р. Державина; посетил комплекс зданий Татарстанской митрополии и Казанского епархиального управления, остров-град Свияжск и осмотрел экспозицию Музея истории Свияжска. Вечером, в канун праздника явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579 г.), Предстоятель Русской Православной Церкви совершил утреню всенощного бдения в соборе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря. После богослужения Его Святейшество посетил деревянную Троицкую церковь Свияжска, являющуюся древнейшим сохранившимся православным храмом на территории Татарстана.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

И даже перед смертью св. Василий сумел обратить в  христианство  своего лекаря, иудея Иосифа. Тот предрек, что святитель не доживет до утра, а если доживет, то сам уверует в его веру, увидев такое чудо. Ночью св. Василий просил у Господа отсрочить кончину ради спасения заблуждавшегося человека, а утром лекарь нашел его живым. Изумление врача достигло предела, когда святитель встал и отправился с ним в храм, сам совершил Таинство Крещения и  причастил его. В храме же, простившись со всеми, св. Василий тихо отошел к Господу. Это  произошло 1(14) января 379 года. Ему было всего 49 лет. За заслуги перед Церковью св. Василий был прославлен Великим. Он стал небесным хранителем и русского князя Владимира Великого, во крещении нареченного Василием. Князь, позднее сам причисленный к лику святых, стал строить первые Васильевские храмы. В дореволюционной Москве праздник св. Василия Великого  приходился  на первый день Нового года (1 января ст.ст.) и его канун– вечер 31 декабря - назывался «Васильевым вечером» или «Щедрым вечером». Праздничный стол накрывали как можно богаче, (считалось, что новогодний стол должен  по изобилию равняться с рождественским), и  ставили на него все то, что хотели бы иметь в новом году. В центре обязательно водружалась свинина как символ изобилия и достатка, и св. Василия Великого издревле почитали покровителем свиней:   новогоднего жареного поросенка называли то «кесаретским», то «касарецким», искаженно от названия праздника. Крестьяне  ходили по домам и, поздравляя хозяев, собирали угощения – и пироги, и свиные ножки: «Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка». С конца XIX века и до революции православные спешили в церковь на   новогодний молебен, который тогда совершался в полночь – для того, чтобы возродить старинный церковный чин «летопроводства», фактически  отмененный в петровские реформы и отвлечь людей от ресторанного празднования, что сопровождалось пьянством и дебоширством. Первыми такой пример подали московский генерал-губернатор,  великий князь Сергей Александрович и его супруга, Елизавета Федоровна. Они встречали Новый год в домовом храме Александрийского дворца на Большой Калужской, где служило придворное духовенство. А с 1899 года это богослужение  стало проводиться во всех московских  церквях, и главная служба совершалась в кремлевском Успенском соборе. Храмы оказались переполненными людьми всех званий и сословий, и в 1911 году Святейший Синод рекомендовал полуночный новогодний молебен «ко всеобщему употреблению» по России.

http://pravoslavie.ru/84.html

Но мир не может быть без справедливости, и злодеяние, совершенное в Белгороде, даже в эту новогоднюю ночь не может нас оставить безразличными. И наша молитва Господу — о скорейшем прекращении междоусобной брани, о защите Отечества нашего, о мире, но и о справедливости, потому что мир без справедливости — это непрочный мир. Молитва наша должна сегодня возноситься и о главе нашего государства, о Верховном главнокомандующем Владимире Владимировиче Путине, о воинстве нашем, о тех, на ком лежит особая ответственность за сохранение земли Русской. Я прошу всех молиться неформально, не только осеняя себя крестным знамением, но вкладывая в эту молитву горячую просьбу ко Господу принести мир на нашу землю, укрепить наше Отечество, примирить братские народы, остановить то, что сегодня приносит скорбь, горе, разрушение и отчаяние в человеческие сердца. Наша благодарственная молитва — а ведь было за что благодарить Господа — должна сопровождаться молитвой просительной о защите Отечества нашего, о главе нашего государства, о воинстве нашем, о народе нашем и, конечно, о Церкви, от духовной силы которой во многом зависит сила народа. Помолимся, мои дорогие, и с надеждой обратим свой взор в будущее, памятуя о том, что Господь милостив и по вере нашей дарует нам просимое. Будем надеяться, что наша молитва об Отечестве, о народе, о семьях, о родных и близких, о детях и внуках также будет услышана. И да благословит Господь предлежащее нам время Его благости — наступающее новолетие. Помолимся!» При совершении молебна Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Григорий , управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси; епископ Наро-Фоминский Никандр , председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; московское духовенство. Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев). Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас» , а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

http://patriarchia.ru/db/text/6090740.ht...

Участок был передан Курской епархии 11 сентября 1997 г. — в день Усекновения главы святого Пророка Иоанна Предтечи. 19 сентября 1997 г., следуя уставу Русской Православной Церкви и во исполнение гражданского законодательства, насельники провели монастырское собрание. Собрание единогласно приняло Устав Русской Православной Церкви Московского Патриархата, монастырь же был поименован в честь святого Алексия Человека Божия. На заседании 9 апреля 1998 г Священный Синод Русской Православной Церкви рассмотрел ходатайство Преосвященного Ювеналия об открытии монастыря и принял следующее постановление: «Благословить открытие в п. Золотухино Курской области женского монастыря во имя прп. Алексия, человека Божия». На заседании 17 июля того же 1998 г. Священный Синод утвердил монахиню Ангелину (Петренко) настоятельницей монастыря с возложением наперсного креста по должности. 25 сентября 2006 г. по просьбе схимитрополита Ювеналия архиепископ Курский и Рыльский Герман освятил закладной камень в основание нового храма во имя Честнго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в конце октября утвержден генплан застройки монастырской территории, а в декабре утверждено архитектурное решение двух келейных корпусов и храма. В феврале 2007 г. на территорию монастыря въехал первый экскаватор, начались интенсивные строительные работы, так что уже к 30 марта, дню памяти преподобного Алексия, были перекрыты подвальные этажи трех сооружаемых корпусов. К июлю 2007 г. полностью были выведены стены храма, строительство двух корпусов, в одном из которых разместится трапезная и воскресная школа, а в другом — келии насельниц, было завершено, они были покрыты металлочерепицей, началась их внутренняя отделка. Оба корпуса соединяются с храмом крытыми галереями, благодаря чему монахини в любое время года и любую погоду смогут, не выходя на улицу, проходить на богослужение. Активно ведется внутренняя и внешняя отделка храма: завершается золочение куполов (их предполагается установить в первых числах февраля 2008 г.), в канун Рождества 2008 г. алтарные окна были украшены пятью витражами, выполненными художниками из Санкт-Петербурга.

http://azbyka.ru/palomnik/Алексеевский_З...

С образованием Будапештской и Венгерской епархии в 2000 году храм становится её кафедральным собором. 25 августа 2001 года многочисленные русскоязычные верующие обратились к епископу Павлу (Пономареву), правящему архиерею Венгерской епархии Русской православной церкви Московского Патриархата с прошением о создании нового русского прихода в Будапеште в Успенском соборе. 28 марта 2002 года епископ Павел подписал указ о создании нового русского прихода, который стал называться русским приходом во имя Святой Троицы. После этого в соборе начинают проводиться богослужения по юлианскому церковному календарю. Собор делят два прихода — венгерский Успенский и русский во имя Святой Троицы. Успенский венгерский приход проводит богослужения по григорианскому (новоюлианскому) календарю на венгерском и греческом языке. Наиболее значимые праздники, собирающие значительное число верующих — 20 августа (святитель Стефан, король венгерский), Рождество Христово (25 декабря). Богослужения в Успенском приходе совершаются таким образом: в субботу — всенощное бдение на венгерском, церковнославянском, греческом языке, в воскресение — поздняя божественная литургия. В будние дни читается акафист и служится вечерня на венгерском языке. Русский приход во имя Святой Троицы проводит богослужения на церковнославянском языке по старому стилю. По воскресеньям — проводится ранняя Божественная литургия на церковнославянском языке. Кроме этого, проводится по две литургии по субботам ежемесячно, а в будние дни — литургии в дни праздников и в дни памяти святых, по понедельникам и четвергам служатся молебны, совмещенные с акафистами. Также всенощные бдения в канун значимых праздников. Большая часть икон Успенского собора сохранилась с XIX столетия. По состоянию на конец 2014 года настоятелем Успенского собора является правящий архиерей Венгерской епархии Марк, архиепископ Егорьевский. В венгерском Успенском приходе богослужения совершает помощник епископа — протоиерей Стефан Мадьяр, в русском приходе во имя Святой Троицы настоятель прихода — иерей Димитрий Корнилов. Всего в клире собора: 3 священника и 3 дьякона.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_собо...

Число насельниц монастыря в отдельные годы достигало 19 человек, но кто-то скончался, кто-то, не выдержав нелегких условий жизни, отъехал в иные обители. Жизнь монастырская оставалась скудной, отсутствие средств не позволяло вести необходимые ремонтно-восстановительные работы… Такая ситуация сохранялась до 2004 г., когда Священный Синод удовлетворил прошение митрополита Ювеналия об увольнении его на покой, и у него появилась возможность уделять созданной им обители гораздо больше времени. 25 мая 2005 г. он в очередной раз приехал в Золотухино с тем, чтобы определиться относительно дальнейших планов по обустройству обители. Средств не было, но были люди, готовые помочь трудом рук своих: в числе первых – студенты и преподаватели Курского филиала Орловского юридического университета МВД России, учащиеся профтехучилища 9 г. Курска, прихожане курских храмов, которые неоднократно приезжали в монастырь, помогая в работах на огородах, скотном дворе и в обустройстве территории. Вскоре появились первые благотворители, как курские, так и из других регионов России. Было вынесено решение о построении нового храма, корпусов и хозяйственных помещений монастыря. 25 сентября 2006 г. по просьбе схимитрополита Ювеналия архиепископ Курский и Рыльский Герман освятил закладной камень в основание нового храма во имя Честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в конце октября утвержден генплан застройки монастырской территории, а в декабре утверждено архитектурное решение двух келейных корпусов и храма. В феврале 2007 г. на территорию монастыря въехал первый экскаватор, начались интенсивные строительные работы, так что уже к 30 марта, дню памяти преподобного Алексия, были перекрыты подвальные этажи трех сооружаемых корпусов. К июлю 2007 г. полностью были выведены стены храма, строительство двух корпусов, в одном из которых разместится трапезная и воскресная школа, а в другом – келии насельниц, было завершено, они были покрыты металлочерепицей, началась их внутренняя отделка. Оба корпуса соединяются с храмом крытыми галереями, благодаря чему монахини в любое время года и любую погоду смогут, не выходя на улицу, проходить на богослужение. Активно ведется внутренняя и внешняя отделка храма: завершается золочение куполов, в канун Рождества 2008 г. алтарные окна были украшены пятью витражами, выполненными художниками из Санкт-Петербурга.

http://sobory.ru/article/?object=16811

Собор Успения Пресвятой Богородицы был сильно поврежден во время Великой Отечественной войны, а поскольку в тот период храмы чаще разрушали, чем восстанавливали, такая судьба постигла и Успенский храм (исключая Одесский Кафедральный Собор, разрушенный также богоборческой властью в 30-ые годы, но восстановленный в начале этого столетия и освященный патриархом Кириллом). На месте его к 1959 году было построено здание городского комитета КПСС (с 1991 г. — горисполком). Настоящее время [ править править код ] За 2008-2010 года совместными усилиями архимандрита Боголепа (теперь — епископа Александрийского и Светловодского) и верующих была очищена территория парка им. А.П. Крючкова, создана Свято-Успенская община, устроен временный храм в помещении бывшего дома культуры парка. Начиная с 2009 года разработан проект и начато активное строительство нового храма. В настоящее время храм готовиться к освящению. Община храма собирает гуманитарную помощь многодетным и малообеспеченным семьям, осуществляет опеку за одинокими людьми микрорайона, участвует и в новых духовно-просветительских проектах Кировоградской епархии и приглашает всех православных жителей района Новониколаевки и всего города присоединится к их добрым делам и духовно-просветительской работе. На базе храма действует Свято-Успенский духовно-просветительский центр. При храме работает библиотека православной литературы. Престольные праздники [ править править код ] Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа Богослужения [ править править код ] Расписание богослужений: По пятницам — с 16-00 (15-00 в зимнее время) По субботам — с 7-30 с 16-00 (15-00 в зимнее время) По воскресеньям — с 7-30 Двунадесятые и великие праздники: Канун праздника — с 16-00 (15-00 в зимнее время) Праздник — с 7-30 Актуальное расписание богослужений Местонахождение [ править править код ] Храм расположен на территории парка им. Крючкова, что в районе Новониколаевки г. Кировограда. Можно воспользоваться маршрутным такси (до улицы Ленинградская), (до дверей храма).

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенски...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010