53. Слово в Неделю Крестопоклонную 136 «Аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе» ( Ин. 12, 32 ). Невольно, братие, воспоминаются в сей день эти слова Господа Кресту Христову, «ныне возносиму». Должно было вознесену быть от земли на Крест Сыну Человеческому, прежде чем Он вошел в ту небесную славу, которую имел у Отца «прежде бытия мира» ( Ин. 17, 5 ). Он должен был отдать душу Свою в жертву умилостивления за грехи людские ( Ис. 53, 10 ), прежде чем увидеть многих сынов Божиих, возводимых в небесную славу ( Евр. 2,10 ). Он должен был «во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принести молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти и потом уже услышанным быть за благоговение. Хотя Он и Сын, однако страданиями должен был навыкнуть послушанию и, свершив это, сделаться для всех послушных Ему Виновником спасения вечного» ( Евр. 5, 7–9 ). Почему же было необходимо быть вознесенным на Крест Сыну Божию? Потому ли, что Бог, оскорбленный неправдами человеческими, не хотел принять людей в общение с Собою без столь великой и ценной жертвы? Но Сам Он говорит чрез пророка: «Гнева нет во Мне» ( Ис. 27, 4 ), и не Он прекратил Свое общение с нами, а мы неправдами жития своего удалились от Него. Превосходящая всякое человеческое разумение любовь Божия ( Еф. 3, 19 ) – она была причиною, по которой должен быть «искушен по всяческим, кроме греха» ( Евр. 4, 15 ), Сам Сын Божий. Когда мы все «ходили путями своими» ( Деян. 14, 16 ), «блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу» ( Ис. 53, 6 ), что делает любовь Божия, чтобы уврачевать наше непослушание, чтобы «рассеянных собрать воедино» ( Иез. 34:11, 24 ; Ин. 10, 16 ) и всем концам земли дать «увидеть спасение Бога нашего» ( Ис. 52, 10 )? Когда среди людей не нашлось никого, кто мог бы уврачевать их отпадение, происшедшее чрез непослушание, Сын Божий говорит Отцу: «Се, прииду; в главизне книжне писано есть о Мне, еже сотворити волю Твою, Боже Мой, восхотех, и закон Твой посреде чрева Моего» ( Пс. 39, 8–9 ; Евр. 10, 7 ). Какую же волю? «Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил Ми еси», – говорит об этом Сын Божий Отцу ( Пс. 39, 7 ; Евр. 10, 8–9 ). Это и есть «священство по чину Мелхиседекову» ( Пс. 109, 4 ; Евр. 5, 10 ). Он должен был, сделавшись «причастным плоти и крови», по всему подобитися братии, да милостив будет и верен Первосвященник в тех, яже к Богу, во еже очистити грехи людския ( Евр. 2:14, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

В прощении грехов и заключается суть Нового Завета, как и сказал пророк Иеремия: «Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их не воспомяну более» (Иер. 31:33). Бог, со Своей стороны, прощает грехи. Мы, со стороны своей, должны в сердце и мыслях (а это касается самой сокровенной области человеческой жизни) носить закон Его, т. е. заповеди. В этом и состоит Новый Завет: в прощении грехов и жизни по заповедям. Почему же Церковь вспоминает о Первосвященстве Христа в Крестопоклонную Неделю? Дело в том, что священство тесно связано с жертвой и жертвенником. В Ветхом Завете жертвенник почитался великой святыней. Господь, подробно объяснив Моисею, как устроить жертвенник и богослужебные предметы, сказал: «И освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится» (Исх. 30:29). Таков ветхозаветный жертвенник, на который полагались жертвы, не дающие прощения грехов. А новозаветный жертвенник – это Крест. На нем была принесена новая Жертва, тело Богочеловека. Благодаря этой Жертве мы получаем прощение наших преступлений, освящение, оправдание, избавление от власти дьявола и примирение с Богом. Поклоняясь Кресту, мы должны иметь в уме Великого Первосвященника, устроившего наше спасение Своею Кровью. Вот для чего Церковь прилагает к евангельскому чтению о Кресте и слова Апостола о Мелхиседеке как о прообразе новозаветного Первосвященника Иисуса Христа. В Крестопоклонную Неделю все православные христиане стараются причаститься Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Литургия – это тоже плод Христова подвига, продолжение Его священнодействия, в котором участвуем все мы. Давайте постараемся причаститься хотя бы с частичным осознанием того, какой ценой устроено спасение наших душ и какое неслыханное дело сотворил Господь на земле ради нас. Для того, чтобы вот так просто выносились перед нами эти дары Божии, нужна была непостижимая уму смерть Бога и таинственное священнодействие Христово в невидимой, духовной реальности. Да умолкнет же перед Чашей всякая плоть человеческая и да стоит со страхом и трепетом! И пусть в этой тишине души тихо звучат лишь одни возможные здесь слова, слова благодарения: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Чашу спасения прииму и имя Господне призову» (Пс. 115:3).

http://pravoslavie.ru/111359.html

Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя 3-я Великого поста Крестопоклонная Господь сказал: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. «Крест — красота Церкви» — да будут эти слова нашим исповеданием веры, сердцем нашего Великого поста. Да будет дано нам узнать благодатно эту тайну. Мы нуждаемся в ней. Кто из нас, слушая сегодняшнее Евангелие, может сказать, что он свободен от страха крестных испытаний? Потому надо, чтобы Господь открыл нам красоту Креста. «Возьми крест свой», — говорит Господь. Этот крест научит нас различать между скорбями, которые мы претерпеваем, и злом нашего греха. С одной стороны, все наши скорби — наши болезни душевные и телесные, наши трудности отношений друг с другом, все наши поражения и беды. Сила Креста дает нам мужество противостоять окружающему нас распаду жизни. Благодатью Креста мы должны исцелять эти раны, личные, общественные, любые. Ибо Отец наш, сущий на небесах, хочет, чтобы мы были живыми. Но в то же время мы должны терпеливо переносить эти скорби. И в этой красоте Креста — наша сила. Потому что эти раны, какими бы они ни были, касаются ли они нашего здоровья или нашей страны, или всего мира, — уже не наши. На Кресте они становятся ранами Самого Господа. В этом Божественное сияние красоты Креста: Он любит нас до принятия на Себя наших ран. И с Ним наше переживание скорбей обретает иной смысл, они — в свете силы Его любви. Но Евангелие, Благая Весть, которую мы слышали сегодня, идет дальше. Речь идет о следовании за Господом до смерти. Это наша каждодневная жизнь. Но чтобы следовать за Ним, каждый призван взять свой крест, то есть отвергнуться себя. Мы понимаем, что это не просто противостояние скорбям или терпеливое перенесение их. Взять свой крест — значит коснуться самого корня страданий и смерти, в которых лежит наш мир. Речь идет о нашем неприступном сердце. Отвергнуться себя — значит сказать «нет» тому, что является в нас смертельным ядом, — нашему собственному, без Бога, суждению, нашей собственной любви, нашей собственной воле.

http://pravoslavie.ru/4114.html

Что бы ни случилось в будущем с Церковью и со всеми нами, не будем разбегаться в страхе, но встретим испытания мужественно. Будем помнить, что страдание жизни сей по сравнению с жизнью вечной ничтожно и кратковременно. А Царство Божие, которое обещано нам благодаря страданиям и воскресению Господа Спасителя, вечно и нетленно. К этому Царству будем идти, преодолевая все скорби и трудности настоящего времени. И Господь распятый и воскресший да будет с нами во все дни нашей жизни. «Отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за мною». Неделя 3–я Великого поста, Крестопоклонная Сегодня Неделя Крестопоклонная, когда Святая Церковь выносит нам для поклонения и для напоминания Святой Крест для того, чтобы напомнить нам о заповеди Христовой, которая обращена к каждому из нас и которую мы только что слышали в Евангелии. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною». В этой заповеди как бы три момента. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя». То есть если мы хотим идти за Христом, мы должны прежде всего отвегнуться себя, отречься от себя. Как говорит Господь, «кто хочет душу свою сберечь, тот погубит ее» и «кто хочет душу свою погубить ради Меня или Евангелия, тот спасет ее». Иными словами, человек, который живет только для себя, он все потеряет. Человек, который отдает себя другим, человек, который следует за Христом, который являет правду Божию другим людям, который делится тем, что имеет, со своими ближними, который расточает свое богатство и материальное, и духовное ради других людей, вот этот человек спасет свою душу. Итак, «отвегнись себя», то есть оглянись вокруг и научись замечать не только себя со своими скорбями и радостями, со своими переживаниями, трудностями и успехами, но и других людей, у которых тоже есть и свои проблемы, и свои трудности, и свои радости. Научись жить не только своей жизнью, но и их жизнью. Научись утешать скорбящего и радоваться вместе с радующимся, помогать страждущим, посещать больных — все то, о чем говорит Господь в притче о Страшном Суде. Научись разделять свою жизнь с другими. Или, как еще в Ветхом Завете было сказано, «душу свою отдай голодным». Эта именно та душа, о которой идет речь здесь. Душа — то есть жизнь, то, чем мы живем, то, о чем мы думаем, то, что мы чувствуем — все это раздели с другими и отвергнись себя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=870...

11. Кем спасались взиравшие с верою на «знамя спасания» при Моисее? «Обращавшийся исцелялся не тем, на что взирал, но Тобою Спасителем всех» ( Прем.16:7 ). 12. Как св. ап. Павел хвалится крестом Господним? «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира» ( Гал.6:14 ). Так и христиане, когда взирают с верою на древо крестное, получают помощь и спасение от Распятого на нем. Об изображении в первохристианское время Креста Господня и о всеобщем почитании его ясно свидетельствуют и мужи апостольские и писатели века апостольского, а равно также и писатели последующего затем времени. Св. Игнатий Богоносец , муж апостольский и ученик ап. Иоанна Богослова, писал о кресте: «Мой дух – в прах пред крестом». Св. Иустин Философ и мученик (пострадал в 265 г.) свидетельствовал пред язычниками о кресте: «Крест есть величайший символ силы и власти Христовой» (Аполог. 1, гл. 72). В конце II-ro и в начале III-ro столетия чествование креста настолько было распространено, что об этом уже знали язычники и издевались над христианами, называя их крестопоклонниками. Христианские апологеты (т.е. защитники христианства) не отвергали этого обвинения, но только старались выяснить настоящий смысл приписываемого им культа. Так, напр., христианский писатель того времени Тертуллиан (ум. 220 г.) в защиту своих братьев писал: «Что касается до тех людей, которые обвиняют нас в поклонении Кресту, то мы не стыдимся того» (Аполог. 2, гл. 16). Святые Отцы 7-го Вселенского собора вот как богомудро рассуждали о почитании креста Господня: «Когда ты видишь, что христиане поклоняются Кресту, то знай, что они относят поклонение к распятому Христу, а не к дереву. Если бы они почитали естество дерева, то покланялись бы всем деревьям и рощам... Но мы не говорим ни Кресту, ни изображениям святых: «Вы наши боги», потому что они не боги наши, но иконы Христа и святых Его, которые употребляются для воспоминания и почитания святых» 67 . 4. О крестном знамении

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

1 . Вас попросили прочитать ваше конкурсное сочинение на собрании в классе, причем должно присутствовать несколько официальных лиц. 2 . Вы взялись посидеть вечером со своей четырехлетней племянницей, а сестра с мужем отправились в гости. 3 . Вам хочется возглавлять других ребят при выполнении каких-либо дел в школе или на приходе. 4 . В зимний вечер вам предложили собраться с друзьями на природе – для начала вы выходите на улицу и смотрите, что за погода на дворе. 5 . Вы собираетесь в храм на пасхальную службу. После того, как закончите разыгрывать сценки, помолитесь Богу, чтобы Он помог вам достойно подготовиться ко всем обстоятельствам, которые встретятся в жизни, и, самое главное, стать достойным Его Царствия. 27. Приход Жениха Неделя Крестопоклонная Вот мы и достигли середины Великого поста. Крест полагают в центре храма и убирают цветами. И снова мы поем тропарь Кресту, тот самый, который пели и в сентябре в праздник Воздвижения Креста Господня, но на этот раз с земными поклонами. На протяжении первой половины Великого поста мы сугубо каялись в своих грехах и с особым тщанием пересматривали всю свою предыдущую жизнь. Великопостные молитвы и песнопения помогали нам лучше понять, чего Господь хочет от нас. Мы просили прощения и прощали других. А теперь в центре нашего внимания оказываемся не мы сами, а Господь, Его восхождение на Крест. Крестный путь На наших уроках мы следовали за Спасителем из Галилеи в Самарию и в Иудею. Спаситель пришел в Святой град Иерусалим, приветствуемый радостными криками «Осанна!» Время пребывания Его на земле подходило к концу. Он пытался предупредить апостолов, что впереди их ждут тревожные времена. Он повелел нам быть готовыми ко всему, так как никто не знает когда наступит конец мира, когда Господь вновь придет, чтобы судить нас. Ныне Господь указывает нам путь на Крест, в молчаливом смирении следуя воле Небесного Отца. «Хорошо, добрый и верный раб!» Слуга сказал: «Господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них». Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

„В тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и луночки, серьги и ожерелья и опахала, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные... И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка... вместо широкой епанчи – узкое вретище, вместо красоты – клеймо. Мужи твои падут от меча, и храбрые твои – на войне” ( Ис. 3. 18–24 ). Кроме этих общих средств, которыми премудрость Божия предупреждает навсегда все человечество от опасности подвергнуться суду правды Божией, ею употребляются особые, согласные с потребностями времени, предупредительные меры для вразумления грешников. Таковы пророческие предостережения. Сам Иисус Христос указал на пророчество Ионы, сказанное Ниневитянам: „еще три дня и Ниневия разорится”. Ниневитяне покаялись, но знаменательно наставление, данное по этому поводу не веровавшим в него Иудеям: „они покаялись от проповеди Иониной, но вот здесь больше Ионы (Мат. 12, 4и). Этот Больший Ионы, – Спаситель наш с вами; Он дал обетование, что в церкви Его не будет недостатка в пророках, способных предупредить грешников при угрожающих им опасностях: „на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деян, 2, 18). Нужно только „сынам века сего” не чуждаться современных им истинных рабов Божиих, трудящихся в деле своего спасения; и между ними всегда найдутся истолкователи истинного значения современных явлений жизни и попечительных советников относительно угрожающей опасности кары Божией. К предостерегающим действиям любви Божией относятся также посылаемые в разные времена общественные бедствия, каковы: моровые поветрия, голод, страшные землетрясения, нашествия врагов, как свидетельствует история. Ныне все это объясняется естественными причинами. Эти объяснения верны в том отношении, что бичами в руке Божией вразумляющими грешников являются силы природы и естественные действия людей, как например, завоевателей; но эти самые силы вообще действуют спокойно и направляются не на гибель людей, а служат ко благу исполнителей воли Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

„Тайна сокровенная от веков и родов, говорит Апостол Павел, ныне открыта святым Его” ( Кол. 2, 26 ). Ибо благоугодно было Отцу, чтобы во Христе обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворить чрез Него кровью креста Его и земное и небесное” (20). Итак, не только прежде падения человека, но и прежде создания его, в тайне Пресвятой Троицы предназначено было средство для его спасения. Эту тайну открыл нам и Сам Иисус Христос, когда он как Богочеловек, пред своими страданиями молился Отцу своему за верующих в Него: “Отче, которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира” ( Иоан. 17, 27 ). Творцу угодно было по образу и подобию Своему создать разумно-свободные существа и предназначить их к вечной жизни и блаженству в общении с Ним, Творцом своим. Но по самой природе, как твари, ограниченные в своих силах, при данной им свободе они не безопасны были от падения. Поэтому, как дает нам понять слово Божие, искупительная жертва Сына Божия входила в самый план сотворения видимого мира и человека. В бесконечной любви Сына Божия готово было средство спасения могущего пасть создания под условием возврата его к Богу не прямым путем исполнения закона, а уже путем покаяния и возрождения для вечной жизни. Пред ходатаем Бога и человеков (И Тим. 2, 5), воплощенным и пострадавшим за грехи всего мира единородным Сыном Божиим, меч подъятый на грешников в деснице правды Божией опускается и поклоняются Ему небесные ревнители правды, вси Ангели Божии ( Евр. 1, 6 ). Правда Божия дает мир искупленному человечеству и Ангелы Божии радуются на небесах о каждом грешнике кающемся ( Лук. 15, 7 ). В применении к жизни этих начал и оснований промышления Божия о спасении человечества действует премудрость Божия. Нам нет надобности подробно раскрывать здесь дела премудрости Божией, явленные в общем домостроительстве нашего спасения; в сохранении истинного богопознания в растленном грехом мире; в постепенном сообщении богооткровенного учения Его проповедниками в течение тысячелетий с пророчествами, чудесами и знамениями, единодушно и единомысленно, без колебаний, уклонений и противоречий, свойственных разуму человеческому; в устроении церкви и ее законов; в сохранении богоизбранной отрасли народа Божия, в которой уготовано было человеческое естество для Сына Божия; преимущественно же в земной жизни и делах Богочеловека, в чудесном распространении Евангелия во всем мире и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

   В самой середине поста Крест торжественно выносится из алтаря и перед ним совершается земное поклонение с исполнением при этом особых умилительных песнопений. Это поклонение Кресту продолжается затем в течении всей четвертой седмицы поста, которая и называется поэтому — Крестопоклонной.    Что это значит?    Крест выносится для того, чтобы поднять наш дух и воодушевить нас к дальнейшему прохождению подвига поста, напомнив нам, что все мы, христиане — крестоносцы, и что, если мы не напрасно носим великое и славное имя последователей Христовых, мы должны в жизни своей уподобляться Христу в крестоношении и самораспятии, как Он Сам нас учил: иже хощет по Мне идти, да отвержется себе, возьмет крест свой, и по Мне грядет  (Мк.8:34) и как наставлял христиан великий Апостол языков святой Павел: иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми  (Гал.5:24).    Постничество, понимаемое, как всестороннее воздержание и самоограничение, и есть то «самораспятие», которое от нас требуется, если мы не на словах только, но и на деле хотим быть истинными христианами. А Великий пост, который мы ежегодно проходим, есть не что иное, как только символ всего течения истинно-христианской жизни, и одновременно — ежегодное упражнение в подвиге христианской жизни и, вместе с тем, — ежегодное напоминание о том, как должен жить истинный христианин.    Каждый истинный христианин есть подвижник, и без подвига нет и не может быть истинно-христианской жизни, ибо для того, чтобы стать христианином, необходимо нудить себя, принуждать себя во всем — делать не то, что внушает нам наша растленная грехом природа, а то, что повелевает Закон Божий: по мудрой нашей народной поговорке, — «жить не так, как хочется, а так, как Бог велит».    Этого подвига и ждет от нас наш Подвигоположник-Христос, сказавши ясно: подвизайтеся внити сквозь тесная врата  (Лк.13:24), ибо широки врата и пространен путь, ведущие в пагубу, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в живот, и немногие находят их (Мф.7,13—14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

     Меняется ли жизнь в монастыре с наступлением великопостного времени? Великий пост всегда время всецелой мобилизации – духовной и физической. Время, когда человек переходит от духовной теории непосредственно к практике. Интенсивнее становится богослужебная жизнь братии. Службы длинные, больше приходит людей не только на воскресные и праздничные службы, но и в будни. Эта атмосфера меняет восприятие ранней весны с ее неустроенностью и безликостью. В душе зарождается новая духовная заря: обновление жизненных сил и укрепление веры. Ваши пожелания, наставления в дни Великого поста? Традиция соблюдать пост не является изобретением христианской церкви. Обычай воздерживаться от тех или иных видов пищи есть у всех религий. В Ветхом Завете несение поста выражалось видимым образом. Обычно оно сопровождалось внешними проявлениями скорби: разрыванием одежд, посыпанием главы пеплом. И таким образом правоверные видели, что у человек соблюдает пост. Господь, придя в мир, кардинально меняет самую суть поста: …когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6:17–18). Атрибуты скорби сменяются символами радости. Отныне пост не есть что-то выставляемое напоказ пред всеми, а тайное предстояние в глубине сердца перед Богом. Да укрепит нас Господь на этом подвижническом пути. Какие мысли по поводу встречи в этом году Светлого Христова Воскресения? Прошедший год показал нам, насколько мы можем быть уязвимы в общечеловеческом масштабе: опираемся на новые технологии, научные открытия, но забываем о Том, Кто зовется Вседержитель, и в чьей власти, по праву Творца, жизнь каждого и судьбы мира. Представить себе Пасху за закрытыми дверями не мог никто. Однако же…      Мы молимся, чтобы все были живы и здоровы, о благополучии наших горожан. Ощущение радости Пасхи я хорошо помню. Обычно это приходит где-то после Крестопоклонной. Будто что-то меняется в воздухе. И хотя впереди еще половина пути, скорбь Страстной седмицы и крестных страданий Господа, но потом-то Пасха! Смертию смерть поправ! В этом году еще и сама блаженная Матронушка на Пасху нас благословит. Воистину Воскресе Христос! Воистину Пасха!

http://pravoslavie.ru/138651.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010