За состоявшимся сегодня в Благовещенском соборе Московского Кремля Патриаршим богослужением управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Григорий поздравил Предстоятеля Русской Церкви с отмечаемой датой. 6 апреля 2024 г. 22:41 Священники оказывают помощь пострадавшим при прорыве дамбы в Орске 45 пациентов из подтопленной больницы помог эвакуировать руководитель социального отдела епархии протоиерей Вячеслав Кочкин. Также священники Орской епархии доставили 30 кг одежды и продуктов в четыре пункта временного размещения. 6 апреля 2024 г. 19:31 В канун праздника Благовещения Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя 6 апреля, в канун недели 3-й Великого поста, Крестопоклонной, праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, дня преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение с чином выноса Честного и Животворящего Креста Господня в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Фото Видео 6 апреля 2024 г. 15:26 Ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством встретился с атаманом Союза казаков Семиречья 5 апреля состоялась встреча ответственного секретаря Синодального комитета по взаимодействию с казачеством иерея Тимофея Чайкина с атаманом Союза казаков Семиречья, председателем филиала ОЮЛ «Ассоциация русских, славянских и казачьих организаций Казахстана» по г. Алма-Ате, членом Ассамблеи народа Казахстана казачьим полковником Владимиром Шихотовым. Последние публикации 7 апреля 2024 г. 15:04 Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля [Патриарх] 7 апреля, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

http://patriarchia.ru/index.html

В первые века христианства связь Пасхи с крещением была более очевидна, чем сегодня: крестили только раз в году – в Великую субботу, в канун Пасхи, и Великий пост был подготовкой к этому шагу. Сегодня мы даже к самому Великому посту начинаем готовиться за несколько недель. Его предваряют недели о мытаре и фарисее, о блудном сыне и седмица о Страшном Суде, воспоминание изгнания Адама из рая. Зачем это нужно? Чтобы человек накануне Великого поста ощутил себя как бы изгнанным из рая, оторванным от Бога, как Адам, как блудный сын, который из отчего дома «ушел на страну далече», и как фарисей, который формально праведен, а на деле – хуже мытаря. Вот с каким сознанием мы должны подойти к Великому посту – с тоской по Богу, с покаянием.   При свечах и на коленях… — Батюшка, как может современный человек, погруженный в повседневные заботы, вдруг почувствовать необходимость покаяния? — Этому способствует, с одной стороны, телесный пост, ограничение в пище, и, с другой стороны, молитвенная и богослужебная составляющие поста: в этот период мы особым образом молимся. Ведь богослужения Великого поста уникальны. Они построены таким образом, что все будничные дни сопровождаются светлой печалью разрыва человека с Богом. В первую неделю поста по вечерам читается Великий покаянный канон Андрея Критского – а это ни что иное, как плач души человека, потерявшей Бога. По средам и пятницам совершается литургия преждеосвященных даров — литургия не полная, лишенная торжества, переживания присутствия среди нас Христа. Для того чтобы это пережить и прочувствовать, очень важно Великим постом бывать в храме не только по воскресеньям. Как минимум, рекомендуется на первой неделе присутствовать на чтении канона Андрея Критского и хотя бы один раз побывать на литургии преждеосвященных даров. Есть много других особенных моментов в жизни Церкви в Великий пост: это и чтение жития Марии Египетской, и Крестопоклонная неделя, и Лазарева суббота, и суббота Акафиста, и вход Господень в Иерусалим, и, конечно, Страстная седмица.

http://pravmir.ru/velikij-post-na-dietu-...

23 апреля 2011 г. С понедельника по среду Светлой Седмицы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл примет участие в памятных мероприятиях, посвященных 25 годовщине аварии на Чернобыльской АЭС. Антонина Мага 20 апреля 2011 г. 15:00 На международной Лондонской книжной ярмарке («London Book Fair») в апреле состоялась презентация английского перевода книги Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности» (Freedom and Responsibility. A search for Harmony – Human Rights and Personal Dignity). На страницах издания представлена позиция Русской Православной Церкви по вопросам морали и нравственности, которые сегодня находятся в центре общественной дискуссии в разных странах мира. 20 апреля 2011 г. 11:45 " Почему у людей появляется потребность в такие напряженные и в физическом, и в духовном смысле дни лезть именно в самую гущу? Я не очень понимаю, почему христианин непременно должен присутствовать на чине схождения Благодатного Огня, или, как называют его в греческой традиции, чине Святого Света... Праздники Рождества и Пасхи – их надо встречать у себя " , - говорит начальник Русской Духовной Миссии (РДМ) в Иерусалиме архимандрит Исидор. 18 апреля 2011 г. 15:15 Представители архитектурного сообщества выступили с инициативой открыть в рамках группы направлений высшего профессионального образования «Архитектура» новое направление – «Храмовая архитектура». 12 апреля 2011 г. 11:50 7 апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и день преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России († 1925), Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля. 8 апреля 2011 г. 17:00 26 марта, в канун недели 3-й Великого поста, Крестопоклонной, Святейший Патриарх Кирилл совершил в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя всенощное бдение с чином выноса Честного и Животворящего Креста Господня. 8 апреля 2011 г. 16:30 В крупных городах сербского края Косово Приштине и Призрене вновь начали совершаться богослужения, сообщил епископ Рашко-Призренский Феодосий в интервью сербской газете " Дневник " . " За последние несколько месяцев возобновлена приходская жизнь в Призрене, Приштине и Истоке, где служат новые, молодые священники " , - сказал владыка.

http://e-vestnik.ru/news/page/110/

Воскресение Христово. Сошествие во ад. Фрагмент ковчега архиеп. Дионисия Суздальского (ГММК) Воскресение Христово. Сошествие во ад. Фрагмент ковчега архиеп. Дионисия Суздальского (ГММК) В Благовещенском соборе Московского Кремля в XVII-XVIII вв. ковчег находился на особом поставце у горнего места. Его описание в самой ранней из сохранившихся описей храма (за 1680) позволяет представить нек-рые утраченные детали. Киот на торцах и оборотной стороне был гладкий, отверстия на лицевой панели закрыты стеклами (или плоскими хрустальными вставками), сканые «плащи» вокруг древа Креста были украшены рубинами. В период позднего средневековья было осуществлено неск. поновлений и мелких ремонтов ковчега. Поновление в 1856 г. значительно исказило старинный вид мощевика ( Стерлигова. 1999. С. 289). В XIX в. ковчег перенесли в ризницу собора; для участия в богослужении и для поклонения его выносили 3 раза в год: 31 авг., в празднование Положения пояса Пресв. Богородицы в Халкопратиях, 13 сент., накануне Воздвижения Креста Господня, и во время Великого поста, в канун Крестопоклонной недели ( Извеков Н. Д., прот. Московский придворный Благовещенский собор. М., 1911. С. 97). Сведения надписей о реликвиях в ковчеге важны для изучения истории к-польских реликвий в палеологовский период. Столь полный перечень святынь, хранившихся в Манганах (позднее перемещенных в мон-рь св. Иоанна Предтечи в Петре), неизвестен по письменным источникам ранее нач.- 1-й четв. XV в. В ковчеге находились части хитона Спасителя («нешвенной ризы»), хламиды или багряницы, в которую Его облекли перед поруганием, тернового венца, камня от столпа бичевания и др.; надпись на ковчеге о такой святыне как «кровь истекшая из ребр от иконе христове иже в вурите» (икона Спасителя из Вирита (Бейрута)), является самой ранней (подробнее о др. реликвиях, об их к-польских корнях и рус. параллелях см.: Стерлигова. 2000. С. 50). Набор мощей, заключенных в ковчег, явился наиболее ценным собранием христианских святынь в Нижегородско-Суздальском княжестве и в Московской Руси той эпохи. Ковчег представляет собой единственный сохранившийся памятник почти исчезнувшей культуры удельного гос-ва. Части от вложенных в него святынь были переданы в центральные города, Суздаль и Городец, для создания реликвариев, а также стали личными семейными святынями представителей суздальской княжеской семьи, из числа которых сохранились ковчеги-мощевики кнг. Марии (1409/10), жены кн. Даниила Борисовича Суздальского, и их сына, кн. Ивана Даниловича (1413/14; оба мощевика ныне - ГММК; см.: Христианские реликвии в Моск. Кремле: Кат. М., 2000. Кат. 7, 8. С. 53-56).

http://pravenc.ru/text/1841626.html

Другие же односельчане Никольского Погоста из числа верующих проявили малодушие, не воспротивились закрытию храма, не попытались защитить Святыню. И только совсем немногие из них, когда узнали, что богоборцы собираются сжечь Крест с помощью солярки, тайно вывезли его с Никольского Погоста, и, как потом выяснилось, явленный Крест оказался в Златоустовском храме села Годеново, который местные жители отстояли от разграбления и закрытия, хотя в тридцатые годы Богослужение со священниками там не совершалось, но местные жители продолжали в храме тайно молиться. Хотела написать «мужественно отстояли », но храм и в тридцатые, и в сороковые годы, и в пору хрущевских гонений, и потом смело отстаивали не мужи, а большей частью местные женщины и тайно приехавшие сюда монахини, по слову Святого Праведного Иоанна Кронштадтского - «белые платочки». И с той поры здесь Крест сохранялся их молитвами и отвагой. Не всегда в храме Святителя Иоанна Златоуста бывали в ту пору настоятели, но храмовая молитва местных матушек-хранительниц, среди которых были монахини, ни на день не прекращались. Те православные матушки и немногочисленные местные жители хранили Святыню. Именно они отстаивали её, не позволяя забрать Чудотворный Крест в светский музей, хотя в шестидесятые годы, по воспоминаниям моих знакомых, такие попытки предпринимались. Повод был такой. Почему-то в канун 50-летия революции власти стали требовать от прихожан отреставрировать древний «экспонат», представляющий уже и в их понимании культурно-историческую ценность. Притом реставрация должна была осуществляться официально и оплачиваться приходом по максимальным расценкам. Ни прихожане Годеновского храма Святителя Иоанна Златоустого, ни Ярославская епархия такими средствами не располагали. Если же реставрации не будет, власти Крест заберут в музей и там уже будут реставрировать за государственный счет, но Крест уже навсегда останется в музее... Как раз тогда Архиепископ Нью-Йоркский и Алеутский, Экзарх РПЦ МП в Северной и Южной Америках Иоанн (Венланд) был переведен Митрополитом на Ярославскую кафедру. Одно из первых своих паломничеств по епархии он совершил в труднодоступное тогда Годеново. Последние несколько километров Владыка шел сюда пешком, поскольку распутица осени 1967 года не позволяла даже трактору или грузовику проехать от дороги через поля и проселок, не говоря уже об автомобиле. Сердечно помолившись у Годеновского Креста, Владыка Иоанн, как говорится, «забил во все колокола». Он стал обращаться в разные высшие инстанции с прошениями не отбирать в музеи Годеновский Крест и некоторые другие великие Святыни в Ярославской епархии вроде громадного Образа Спасителя из Воскресенского храма Тутаева (Борисоглебск на Волге), которые по аналогичным мотивам хотели отнять у Церкви.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/29/...

Патриаршее слово в канун Крестопоклонной недели после утрени в Никольском Морском соборе Петербурга 7 марта 2010 г. 00:12 6 марта 2010 года, накануне недели 3-й Великого поста, Крестопоклонной, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню с чином выноса Честнаго и Животворящего Креста Господня в Никольском Морском соборе Санкт-Петербурга. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к молящимся с Первосвятительским словом. Дорогие отцы, братья и сестры! С большим духовным трепетом я взошел под своды Свято-Никольского собора, который долгие десятилетия был кафедральным собором сего града на Неве. Мне вспомнились мои отроческие и юношеские годы, когда очень часто вместе с мамой, а потом и один, я приходил сюда, молился перед чудотворным образом святителя Николая, слушал замечательный, в то время самый лучший хор в городе, назидался умными, захватывавшими душу проповедями настоятеля — отца Александра Медведского. Все эти картины во мгновение прошли пред моим взором сегодня, во время совершения первой Патриаршей службы в Никольском соборе. Это служение совпало с Крестопоклонным воскресеньем. Мы износим Крест Христов в середине Великого поста для того, чтобы напомнить самим себе о страданиях Господа. Обычно к середине поста многие люди начинают утомляться от воздержания, от постной пищи, от посещения богослужений; наступает некая духовная слабость. Для того чтобы преодолеть эту слабость, не дрогнуть, продолжить великопостное поприще, мы и взираем на Крест Господень, чтобы видеть Его страдания, чтобы еще и еще раз представить, что означала Голгофская Жертва. Помимо глубочайшего спасительного смысла Голгофская Жертва явила нам образ страдания — страдания незаслуженного, страдания несправедливого. Каждый человек в жизни своей сталкивается с незаслуженными обидами, с оскорблениями, интригами, коварством. И как больно мы уязвляемся, когда нас незаслуженно обижают! Даже когда по заслугам обижают, и то уязвляемся. А если незаслуженно — какая глубина переживаний у каждого из нас! И ведь нередко, если эти переживания связаны еще и с жизненными потрясениями — лишением работы, срывом карьеры и многими другими болезненными для человека обстоятельствами, то как часто мы, теряя терпение, даже ропот на Бога возводим: «Господи, ну где же Ты? Почему же Ты не видишь, как меня обижают? Почему Ты не видишь, как я страдаю? Ну где же справедливость?» Как часто приходится слышать такие слова, особенно нам, священникам, на исповеди, когда люди приходят не столько чтобы покаяться, а чтобы излить свою боль, и часто даже пред крестом и Евангелием ропщут на свою жизнь, на свою судьбу, а значит на Бога.

http://patriarchia.ru/db/text/1108280.ht...

Постное письмо 19. Предчувствие Пасхи Почему Крест утешает? В чём его тайна? Даже если не поймёшь, прими это утешение всем сердцем 19 марта, 2017 Почему Крест утешает? В чём его тайна? Даже если не поймёшь, прими это утешение всем сердцем «Столько силы и бодрости, вливающейся в душу от одного взгляда на Крест! Почему Крест утешает? Почему даёт силы жить? В чём его тайна? Даже если не поймёшь, прими это утешение всем сердцем, и всё равно смотри, жадно смотри, счастливо смотри и удивляйся!» Архимандрит Савва (Мажуко) в очередном письме читателям «Правмира» рассказывает о богословии Креста. Архимандрит Савва (Мажуко) Крестопоклонную неделю Великого поста иногда называют средопостной , потому что хронологически это, действительно, середина поста. По традиции эта неделя считается строгой, и некоторые уставы советуют соблюдать её по образцу первой недели. В субботу на всенощном бдении в канун Крестопоклонной в храмах совершается красивейший обряд выноса Креста. Перед вечерней службой Крест, украшенный цветами, кладётся на Жертвенник в алтаре, и священники с тихим пением и каждением переносят его на Престол. Тут Крест лежит всю службу, так что в некоторых храмах перед Крестом даже ставят красивую лампаду. То, что Крест находится всю службу на Престоле, влияет и на ход богослужения. Например, священники не выходят на полиелей для помазания, как это принято на обычной службе. Они не оставляют Крест и не покидают алтарь. Самое интересное происходит в конце службы. Во время пения великого славословия, настоятель в полном облачении совершает каждение вокруг Престола и кладёт три земных поклона. Как только начнется пение «Святый Боже», батюшка снимает Крест с Престола и, держа его над головой, выносит из алтаря. Обычно Крест несут через северные двери алтаря, обнося вокруг Престола, и проносят через весь храм, так, чтобы вернуться к Царским вратам перед иконостасом, где священник, поднимает Крест и говорит «Премудрость прости». Это старинный возглас, которым привлекается внимание молящихся к особо торжественному моменту богослужения. Современную версию этого возгласа можно услышать на архиерейской службе, когда протодьякон подсказывает священникам: «Отцы, молимся!», что не означает, будто до этого отцы не молились. Дьякон указывает момент, когда батюшки должны одновременно перекреститься и сделать поклон, чинно и красиво.

http://pravmir.ru/postnoe-pismo-19-predc...

В Кишиневе состоялась хиротония архимандрита Николая (Рошки) во епископа Чадыр-Лунгского 8 апреля 2024 г. 14:48 6 апреля 2024 года, в канун Недели 3-й Великого поста, Крестопоклонной, праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир совершил всенощное бдение с чином выноса Честного и Животворящего Креста Господня в кафедральном соборе Рождества Христова г. Кишинева. По окончании вечернего богослужения по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архиерей возглавил чин наречения архимандрита Николая (Рошки) во епископа Чадыр-Лунгского, викария Кагульско-Комратской епархии. Его Высокопреосвященству сослужили глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий , архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Савва , архиепископ Кагульский и Комратский Анатолий , председатель Синодальной комиссии по канонизации святых Православной Церкви Молдовы архиепископ Унгенский и Ниспоренский Петр , архиепископ Бельцкий и Фэлештский Маркелл , председатель Издательского совета Православной Церкви Молдовы архиепископ Единецкий и Бричанский Никодим , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям с обществом и СМИ Православной Церкви Молдовы, викарий Кишиневской епархии епископ Сорокский Иоанн , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству Православной Церкви Молдовы, викарий Кишиневской епархии епископ Орхейский Силуан , викарий Кишиневской епархии епископ Кэприянский Филарет . Чин наречения состоялся в соответствии с определением Священного Синода от 12 марта с.г. ( журнал 17 ). Избранный к архиерейскому служению священнослужитель обратился к Предстоятелю Православной Церкви Молдовы и сослужившим Его Высокопреосвященству архиереям со ставленническим словом . 7 апреля, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир возглавил в кафедральном соборе Рождества Христова Литургию святителя Василия Великого.

http://patriarchia.ru/db/text/6119069.ht...

В канун Крестопоклонной недели Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню в Никольском Морском соборе Петербурга 6 марта 2010 г. 21:05 6 марта 2010 года, накануне недели 3-й Великого поста, Крестопоклонной, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню с чином выноса Честнаго и Животворящего Креста Господня в Никольском Морском соборе Санкт-Петербурга. Перед началом богослужения Предстоятель поклонился чтимому образу святителя Николая, пребывающему в нижнем храме собора. За богослужением Его Святейшеству сослужили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , митрополит Одесский и Измаильский Агафангел , другие члены Священного Синода, викарии Санкт-Петербургской епархии , настоятель Никольского Морского собора протоиерей Богдан Сойко, духовенство Санкт-Петербурга. По совершении богослужения Предстоятеля Русской Церкви приветствовал протоиерей Богдан Сойко, который преподнес Его Святейшеству образ святителя Николая и панагию. Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к молящимся с Первосвятительским словом . На молитвенную память о сегодняшнем посещении собора Святейший Владыка передал в дар храму образ Спасителя и частицу Честнаго и Животворящего Креста Господня. Святыня, доставленная в Петербург благотворителем, была отделена от части Креста Господня, которая хранится в базилике Святого Креста Иерусалимского в Риме. По окончании утрени Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направился в Иоанновский ставропигиальный монастырь на Карповке — официальную резиденцию Предстоятеля в дни визитов в Санкт-Петербург. По прибытии Святейший Владыка поклонился мощам святого праведного Иоанна Кронштадтского. В храме Двенадцати апостолов Его Святейшество приветствовала настоятельница обители игумения Серафима (Волошина). Святейший Патриарх Кирилл обратился к игумении и сестрам с кратким словом. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1107930.ht...

Епископ Пятигорский Феофилакт провел пастырскую конференцию для православного духовенства Туркменистана 21 марта 2012 г. 13:40 12-19 марта 2012 года состоялось очередное посещение  Патриаршего благочиния приходов Русской Православной Церкви в Туркменистане   епископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом . 13 марта в Ашхабаде управляющий приходами Патриаршего благочиния встретился с Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Туркменистане А.В. Блохиным. Темой беседы стали вопросы обеспечения духовных и культурных потребностей соотечественников. В этот же день епископ Феофилакт посетил Никольский приход г. Ашхабада и ознакомился с ходом строительства духовно-просветительского центра, в котором разместятся церковно-приходская школа, библиотека, благотворительная столовая. 14 марта владыка Феофилакт прибыл в г. Туркменабад, где совершил богослужения в Никольском и Петропавловском храмах и встретился с духовенством и прихожанами. 15 марта епископ Феофилакт совершил богослужения в храмах Покрова Пресвятой Богородицы г. Мары и святителя Московского Алексия г. Байрамали. 16 марта Его Преосвященством в сослужении всех клириков благочиния была совершена Литургия Преждеосвященных Даров в храме святых равноапостольных Мефодия и Кирилла г. Абадана. По окончании богослужения прошла пастырская конференция, темой которой стала практика богослужений в дни Великого поста. Были подробно рассмотрены особенности служения Литургии Преждеосвященных Даров, специфика великого повечерия и пассии. Владыка особо подчеркнул необходимость произнесения за богослужениями проповедей, тесно связанных с катехизацией и духовным просвещением прихожан. 16 марта епископ Феофилакт в сопровождении духовенства благочиния посетил сел. Кипчак, где возложил цветы к мавзолею первого Президента республики С.А. Ниязова. В этот же день состоялась встреча Его Преосвященства с муфтием Туркменистана Ялкабом Ходжагулыевым. Стороны констатировали, что поддержка традиционных религий — основа духовного развития страны, а также коснулись проблемы деятельности псевдорелигиозных организаций. 17 марта, в субботу третьей седмицы Великого поста, владыка Феофилакт возглавил Божественную литургию св. Иоанна Златоуста в Александро-Невском храме г. Ашхабада. За богослужением была совершена диаконская хиротония уроженца столицы Туркмении Владимира Пескова, обучавшегося в Смоленской духовной семинарии. Вечером, в канун недели 3-й Великого поста, Крестопоклонной, архипастырь совершил всенощное бдение с чином выноса Честного и Животворящего Креста Господня в Воскресенском храме г. Ашхабада. В неделю Крестопоклонную епископ Феофилакт возглавил служение Божественной литургии св. Василия Великого в Свято-Никольском соборе столицы Туркмении. По окончания богослужения состоялось общение Его Преосвященства с верующими. По материалам сайта Пятигорской епархии Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010