—307— Но в тех же самых местах Св. Писания, где указаны отрицательные условия, отнимающие силу и действенность у наших молитв за ближних, дается понять, что при отсутствии этих условий молитвенное предстательство одних верующих за других может быть спасительным для этих последних. Если за находящихся в грехе смертном Писание запрещает молиться, то свободным от такого греха оно прямо обещает жизнь у Бога, и именно – по молитвенному ходатайству их братий. Если хула на Духа Св. выставляется, как такой исключительный грех , который не имеет прощения ни в настоящем веке, ни в будущем; значит – всякий другой грех может быть прощен не только здесь на земле, но и по переходе в жизнь загробную, и в этом последнем случае, конечно – по силе стороннего предстательства, так как для самих грешников там нет покаяния. Если, наконец, умершие в нераскаянности, неверии и жестокосердии, как евангельский богач, самым нравственным состоянием своим ставят себя в невозможность общения с праведниками; то, наоборот, скончавшиеся в вере и единении с Церковию и Господом Иисусом, имеющим ключи ада и смерти ( Апок.1:18 ), могут освобождаться от уз адовых в силу этой веры и любви, по предстательству ближних. III В ближайшей связи с догматом о молитве за умерших стоит другой православный догмат – о молитвенном призывании и почитании святых, перешедших в мир загробный и прославленных Богом. Если молитвы земных членов Церкви могут содействовать спасению отшедших от земли их собратий, по силе не прекращающегося духовного общения между ними; то необходимость требует признать и обратное воздействие. Церковь торжествующая на небе находится в неразрывном союзе и общении с Церковию воинствующею на земле. «Вы приступили», учит ап. Павел христиан из иудеев, «к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торже- —308— ствующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» ( Евр.12:22–23 ). «Итак, вы уже не чужие и не пришельцы», – говорит в другом случае тот же апостол христианам из язычников, – «но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе» ( Еф.3:19–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—30— в одном хлебе телесном, Тот не мог объявить бедность состоянием желанным во царствии Своем. Голодная смерть, массовые заболевания от голода, слабый крик умирающих с голоду невинных младенцев – всему этому нет места там, где властно царствует закон евангельской любви, и Христос царит в сердцах людей. Христианство не может одобрять того, что порождает такое зло, что так резко отрицает и в ничто превращает основной закон Евангелия. «Несомненно, что христианство враждебно капитализму, и что царствие Божие на земле – ликвидация капиталистического строя» (Неплюев). Ясный и простой ответ христианства о причинах экономического зла дан в притче о любостяжательном богаче. «Что мне делать?», рассуждал один богатый человек, получивший такой богатый урожай хлеба, что его девать некуда было. «И сказал: вот, что сделаю: сломаю житницы мои, и построю бóльшие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» ( Лк.12:16–20 ). Стремление к неограниченному накоплению собственности, ненасытная жадность приобретения без конца, более того, сколько нужно, или любостяжание – это жизненный нерв богатства, его основа. Люди не хотят ограничить свои потребности необходимым, «насущным», как то требуется молитвой Господней, но непрерывно создают себе новые и новые желания, с нарастанием же «потребностей» растет и жажда стяжания, растет и богатство, обыкновенно опережающее желания. Такая всепоглощающая страсть к наживе или алчность, двигающая богачом, конечно, предполагает в нем сердечную черствость и полное равнодушие к требованиям совести. Не трудолюбием и талантами, не альтруистическими соображениями об общей пользе созидаются, говорят, крупные богатства, а «мужественным» отрицанием симпатии, жалости, честности, – одним словом – отрицанием морали, в деле наживы весьма невыгодной. Мораль может быть только тормозом на пути к обогащению, отвлекая от неуклонного и последовательного осуществления личной цели.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

30). Такова хрия г. Розанова . Хрия есть такое ученическое упражнение, которое необходимо предполагает совершенно пассивное отношение автора к теме. Последняя ему дана, как положение, его критике не подлежащее; задача ученика —461— доказать его истинность и возможное дело, что учитель, оставшись доволен выполненною задачей, на следующий же день даст тему для новой хрии, по содержанию прямо противоположную: ученик обязан с такой же ревностью стараться доказывать и эту тему. Такая умственная гимнастика при злоупотреблении или неопытности учителя может привести к весьма зловредным последствиям – приучить к софистике. Но в руках опытного преподавателя такая гимнастика приведёт к несомненно доброй цели – она разовьёт навык к критике доказательств и к осмотрительности в выборе напр. фактов или примеров представляемых в качестве аргументов. Представим теперь на минуту, что и г. Розанов не сам сочинил тему, а получил её в готовом виде; на долю его выпало только сочинить приступ и подобрать доказательства. Что же? Как он исполнил эту ученическую работу? Какова его хрия? Как мы знаем, исходной точкой его приступа служит положение: Иродова легенда – (или исторический факт) – уникум: для неё нет повторений в истории. Вот базис всего приступа и всего каламбура. Каково это положение (тезис)? В книге Исход I, 16 читаем: „И сказал (фараон) им (повивальным бабкам): когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если (будет) дочь, то пусть живёт“. Исх.1:22 : „Тогда фараон всему народу повелел, говоря: всякого новорождённого (у евреев) сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых. Исх.11:4–6 : „И сказал Моисей: так говорит Господь: в полночь Я пройду по среди Египта. И умрёт всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле, до первенца рабыни, которая при жерновах, и всё первородное из скота. И будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не было и какого не будет более“. Этого указания достаточно для того, чтобы разлетелась вся хрия Розанова: учитель его несомненно поставил бы ему 1 или и кроме того за незнание священной истории сделал бы надлежащее отеческое внушение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—312— как Он есть“ ( 1Ин.3:2 ). Одному человеку было отчасти открыто это будущее. „Знаю человека во Христе, говорит св. ап. Павел, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя сказать“ ( 2Кор.12:2–4 ). Таким образом видение, которое созерцал св. Павел, неописуемо, и откровение, которое он получил, непередаваемо. Но если видевший говорит, что на человеческом языке нельзя передать виденного и слышанного, то как же не видевшие хотят нам нарисовать эту неописуемую картину блаженного будущего. Наука в этом деле не может оказать помощи. Мы думаем, что её значение по отношению к вопросу о многочисленных мирах и их судьбе должно быть иным. Она не разрешает недоумений, но она устраняет возражения, которые против религиозных представлений выставляли неверующие мыслители. Прежде всего она показывает полную несостоятельность рассуждений о несовместимости ничтожества земли с её великим назначением. У Ортолана написано много прекрасных страниц о том, что признание ничтожности размеров земли не может нисколько колебать веру в воплощение на земле Сына Божия. Но с своим реалистическим взглядом на вещи Ортолан опускает из вида, что говорит глубокая наука о ничтожестве, неизмеримости, вообще пространстве; в своих суждениях о размере звёзд и расстояниях между ними он стоит на той точке зрения, которая допускает реальность пространства, размеров и расстояний в том виде, в каком они нам представляются. Но современная геометрия учит нас, что наши рассуждения о громадном, неизмеримом имеют субъективный характер, что нам и бесконечно малое может показаться бесконечно большим и что вообще действительные размеры вещей нам неизвестны. Постараемся по возможности проще и короче изложить это учение. В геометрии Эвклида есть теория, имеющая очень важное значение на практике, это –

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—314— исключения, с дозволения архиепископа латинский язык может быть удержан в тех собраниях, которые желают этого). Мы веруем, что в святейшем таинстве Евхаристии присутствуют (there is) истинные и действительные Тело и Кровь Иисуса Христа (truly and really). Мы утверждаем, что миряне не должны быть лишаемы чаши Господней, ибо по установлению и заповеди Христа обе части таинства Господня должны быть преподаваемы одинаково всем людям. Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына человеческого, и пить крови Его; то не будете иметь в себе жизни. Ин. 6:53 . Помазание больного Мы веруем, что помазание больного есть таинство Нового Завета, установленное для духовного и телесного утешения больного. Его действенность и способ совершения ясно указаны в соборном послании Св. Иакова 5:14–15 : Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. Священство ( Sacred Orders) Мы веруем, что священство есть таинство, дарующее тем, кто законно принимает его (validly), власть исполнять различные обязанности священнослужения (the several functions of the ministry). Епископы суть совершители этого таинства. Кафолическая церковь делает различие между меньшим чином и большим, или чином священным (Holy Orders); последний называется так по причине высокого достоинства, им сообщаемого, и важных обязанностей, им налагаемых. Брак Мы веруем, что святой брак есть таинство, освящающее законный союз христианских мужчины и женщины. Посему оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Св. Павел к Еф.5:32 . Никто не имеет права разрывать узы брака. Ибо, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Мф.19:6 . —315— Никто из наших священников не имеет права вступать в брак после своего посвящения. Но женатый человек, имеющий призвание к священнослужению, может принять посвящение (holy orders), не смотря на свой предшествующий брак, согласно порядку идущему от раннейших веков христианства (earliest ages of the faith), и доселе имеющему силу в восточных церквах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—317— сомнения, если бы на других мирах существовали чувственно-разумные обитатели, то отсюда бы следовало, что физическая вселенная создана не для одного человечества. Но мы не знаем таких обитателей. Только вопреки Вольтеру мы можем решительно утверждать, что на солнце и Сириусе их нет, и что если существование солнца имеет какую-либо цель, то эта цель заключается не в нём самом, а скорее в тех маленьких животных, которые живут на земле и над которыми так иронизировал фернейский философ. В Божественном откровении мы находим прекрасное разъяснение двоякого отношения человека к вселенной. „Когда взираю я на небеса Твои, – дело Твоих перстов, на луну и звёзды, которые Ты поставил, говорит псалмопевец, то что есть человек, что Ты помнишь его и сын человеческий, что Ты посещаешь его?“ ( Пс.8:4–5 )? Человек так мал и ничтожен в сравнении со всем тем, что создано Всемогущим, что представляется непонятным, почему Бог проявляет о нём особенное попечение. Но псалмопевец не оставляет поставленного им вопроса безответным. В дальнейших стихах своего псалма он даёт этот ответ. „Немного Ты умалил его пред ангелами: славой и честью увенчал его: и поставил его владыкой над делами рук твоих; всё положил под ноги его“ ( Пс.8:6–7 )... Ничтожный физически, человек, созданный по образу Божию, велик духовно, вследствие этого всё то безмерное количество физической энергии (по сравнению с его физическими силами), которое заключает в себе вселенная, должно быть подчинено ему. Как совершится это, мы не знаем, но, зная непреложность Божественных обетовании, мы твёрдо веруем этому. Учёные, отрицающие существование целей в природе, говорят, что если признать, что обитаема только земля, то тогда существование бесчисленных миров (нельзя сомневаться, что многие миры никогда не будут усмотрены даже в телескоп) окажется совершенно бесцельным. Это рассуждение дважды несостоятельно. Во 1) если вообще целей нет, то нечего удивляться и бесцельному существованию миров; во 2) существование этих миров может иметь и ближайшие и отдалённые цели. О ближайших целях нас

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

331 А уж более-то всего нельзя говорить о двух после единения и принимать в мысли каждого по отдельности. Напротив, следует знать, что, хотя ум и созерцает некое различие природ – совсем ведь не то же самое Божество и человечество – вместе с этим в размышлении о них он принимает и соединение обеих в единство. Следовательно, Он родился от Бога Отца как Бог , а от Девы – как человек. Ведь говорится, что Слово, Которое неизреченно и выше разумения воссияло от Бога Отца, родилось и 332 , снизойдя в человечество и низведя Себя Самого в то, чем Он не был, – не для того, чтобы остаться в истощании, но, чтобы уверить, что Он есть Бог и что в нашем облике Он явился на земле. Не сказано, будто Он вселился в человека, но что Он Сам стал человеком по природе вместе с тем, что сохранил Себе и собственную славу. И в самом деле, божественный Павел, собирая воедино по домостроительству весьма отстоящие друг от друга в отношении единосущие и отделённые неизмеримым различием Божество и человечество и указывая на единого из обоих Христа, говорит: Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию —117— Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих в святых писаниях, о Сыне Своём, Который родился от семени Давидова по плоти и наречён Сыном Божиим в силе, по Духу святыни ( Рим.1:1–4 ). Вот же, он ясно говорит о себе, что избран к благовестию Божию, хотя в то же время открыто пишет: Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа ( 2Кор.4:5 ); и снова: Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого ( 1Кор.2:2 ). Назвав Его Сыном Божиим, он говорит, что Тот родился «от семени Давидова», и утверждает, что Он наречён в Сына Божия. Так как, скажи мне, Бог родился от семени Давида? И каким же образом, будучи прежде веков и вечно Сыном, по тому, как Он явился от Отца, Он был наречён в Сына Божия, совсем, как если бы Он был приведён к началу существования? Ведь Он сказал о Себе Самом: Господь рече ко Мне: Сын Мой еси, Аз днесь родих Тя ( Пс.2:7 ), хотя «днесь» так или иначе всегда выражает не прошедшее, но настоящее время 333 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

334 и разгра- —118— ничивает, это поистине непостижимо и затруднительно. Однако это удобно постичь тем, кто скрепляет Еммануила в единство, и для них вполне уже готово неподдельное познание священных догматов. Ведь когда со-вечный Родившему Его и существующий прежде всех веков Сын сошёл в природу человека, не выскользнув из Божественного бытия, но восприняв человечество, с достаточным основанием можно мыслить, что Он рождён от семени Давида и имеет совсем недавнее рождение в человечестве. Притом воспринятое – не чужое Ему, но поистине собственное. Потому что оно считается как единое с Ним, точно так же, как, без сомнения, это можно усмотреть и в человеческом составе. Ведь согласись, что, хотя он и соткан из вещей неподобных по природе – я, конечно, подразумеваю душу и тело, – но обе вместе они считаются за одного человека. Как по одной плоти иногда именуется целое живое существо, а при наименовании души мыслятся обе вместе, по такому же точно способу прими и относящееся к Самому Христу 335 . Ибо один есть Сын, один Господь Иисус Христос, и прежде плоти, и тогда, когда Он явился как человек, и мы не станем отвергать искупившего нас Владыку, пусть даже Он < > 336 и указывает на Себя через человеческие свойства и из того, что соответствует истощанию. 337 —119— А – Обращаясь к иудеям, Господь наш Иисус Христос сказал: Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраама делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину: Авраам этого не делал ( Ин.8:39–40 ). Пишет же и Павел о Нём: Он во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принёс молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию ( Евр.5:7–8 ). Однако неужели из-за этого мы станем считать Христа за простого человека, который ни в чём не превосходит то, что свойственно нам? В – Да не будет! А – Позволим ли, чтобы Божия премудрость и сила (ср. 1Кор.1:24 ) сошла в таковую степень немощи, что страшится смерти и испрашивает спасения от Отца, и отлучим Еммануила от того, чтобы Он был жизнью по природе? Или, обратив к человечеству и к мере такого, как наше, естества то, что 338 в речах о Нём, мы всё-таки совершим нечто похвальное и усмотрим Его превосходящую мир славу из того, что свойственно Ему как Богу, сознавая, что Тот же Самый есть 339 , или же Бог вочеловечившийся?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3382 Что же касается скинии, то она во времена Судей была приурочена к определённому месту: по 1-й книге Царств, Елкана, отец Самуила, ходил... из города своего в положенные дни поклоняться и приносить жертву Господу Саваофу в Силом ( 1Цар.1:3 ). В то время, когда Анна мать Самуила, совершала свою молитву пред Богом, Илий священник сидел... на седалище у входа в храм Господень ( 1Цар.1:9 ). Следовательно, скиния стояла в Силоме; переносили с места на место в это время один ковчег: так после поражения Филистимлянами, старейшины Израилевы говорят ( 1Цар.4:3–4 ): возьмём себе из Силома ковчег завета Господня, и он пойдёт среди нас и спасет нас от руки врагов наших. И послал народ в Силом, и принесли оттуда ковчег завета Господа Саваофа, седящего на херувимах. То же было и ранее Илия: сыны Дана вскоре после того, как заняли доставшийся им по жребию удел, отняли у некоего Михи истукан и имели у себя этот истукан., во всё то время, когда дом Божий находился в Силоме ( Суд.18:31 ). Из сказанного видно, что мысль о скинии, которую можно было бы разбирать и переносить по частям, не могла появиться и получить подробнейшую обработку во всех мелочах ни после Давида, в эпоху первого и второго храма, ни во времена Судей, и должна быть отнесена ко времени Моисея. Многие обрядовые постановления, особенно в книге Ле- —71— вит, прямо указывают на существование лагеря, стана („махане“), в котором или возле которого имело место их исполнение. В главе 4-й книги Левит ( Лев.4:11–12 ) священнику делается такое предписание относительно тельца, приносимого в жертву за грех: кожу тельца и все мясо его с головою и с ногами его, и внутренности его и нечистоту его, всего тельца пусть вынесет вне стана на чистое место, где высыпается пепел, и сожжёт его огнём на дровах (то же в ст. 21-м). Согласно 6-й гл. ст. 11, священник должен вынести пепел, остающийся от жертвы всесожжения, также вне стана на чистое место. По закону, прокажённый должен жить отдельно, вне стана жилище его ( Лев.13:46 ); для очищения священник выходит вон из стана и совершает обряды очищения; очищаемый же, после должного омовения и острижения волос, входит в стан и пребывает семь дней вне шатра своего (огел – палатка, шатёр, – Лев.14:3–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—338— лены без надежды на прощение жертвами Божественного правосудия всё равно, как павшие ангелы? Ни одного из этих вопросов человек никогда не решит своими силами. Астрономия никогда не даст на них ответа, откровение молчит о них, Высочайший сохраняет их в тайне. Когда явится свет будущего века, когда мы будем созерцать Бога лицом к лицу, когда истина без покровов явится нашей восхищённой душе, тогда пред вами откроются эти тайны. Ну а теперь? Нельзя ли найти в св. Писании и предании каких-нибудь указаний на это учение о многочисленности обитаемых миров, которое так волнует умы в нашу эпоху? Конечно, мы не претендуем на то, чтобы утверждать, что об этой многочисленности учит Евангелие, но мы склонны думать, что многие страницы богодухновенного текста хорошо согласуются с ней. Господь сказал: „есть у меня и другие овцы, которые не сего двора; и тех надлежит мне привести: и они услышат голос мой, и будет одно стадо и один Пастырь“ ( Ин.10:16 ). Древний экзегезис прилагал эти слова к призванию язычников, которые должны были соединиться с оставшимися в церкви иудеями; но новые богословы применяют их к населению звёзд, для которых, равно как и для земли, Христос является царём. Воплотившееся Слово сравнивается с добрым пастырем, который для того, чтобы спасти заблудившуюся овцу, оставляет прочих девяносто девять на горах, отправляется за несчастной заблудившеюся и, когда наконец находит её, берёт её к себе на плечи, чтобы избавить от трудностей обратного пути. „Так, сказал об этом Господь, на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии“ ( Лк.15:7 . Ср. предыд. и Мф.18:12 ). Папа Григорий понимал под девяносто девятью овцами покинутыми на горах ради спасения одной бесчисленное множество ангелов, которые не имели нужды в искуплении, потому что пребыли в благодати. Сын Божий оставляет их на их вечных высотах и нисходят в эту долину скорбей, чтобы найти здесь человечество, заблудившееся на пути к погибели. Он берёт

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010