1 Проф. Троицкий И.Е. К вопросу о сближении армянской церкви с православной/Христианское чтение. СПб., 1869. N 5 (май). С. 720—721. 2 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад, 1917. октябрь-декабрь. С. 296 3 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад, 1917. октябрь-декабрь. С. 296 4 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад, 1917. октябрь-декабрь. С. 298 5 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад, 1917. октябрь-декабрь. С. 298 6 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад, 1917. октябрь-декабрь. С. 298—299 7 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад, 1917. октябрь-декабрь. С. 299 8 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад, 1917. октябрь-декабрь. С. 300—301 9 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад, 1917. октябрь-декабрь. С. 301—302. См. св. Василий Великий. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия/Творения: В 3-х т. СПб., 1911. Т. 1. С. 544: «Говорят: «если Спаситель — «лоза», мы же «рождие», и Отец «делатель», а «рождие» соестественно с лозой, лоза же не соестественна с делателем: то Сын соестествен с нами и мы — часть Его. Но Он не соестествен с Отцом, напротив того, по всему с Ним инаков». Мы скажем им, что Спаситель назвал нас рождением не Божества Своего, но плоти Своей, по словам Апостола, который сказал: мы «тело Христово, а порознь — члены»: 10 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад, 1917. октябрь-декабрь. С. 303 11 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад, 1917. октябрь-декабрь. С. 303 12 св. Афанасий Александрийский. К Серапиону епископу Тмуискому 1-е против хулителей, утверждающих, что Дух Святый есть тварь. 13 св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной Веры/Полное собрание творений. СПб.: Санкт-Петербургская Духовная Академия, 1913. Т. 1. Кн. 3. Гл. 16. С. 277—279

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2915...

Скачать epub pdf Выпуск 1 Алексий II (Ридигер), Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси к читателям журнала [«Богословский вестник»]//Богословский вестник 1993. Т. 1. С. 4–6. —4— Журнал «Богословский Вестник», выходивший в Сергиевом Посаде в 1892–1918 годах и отражавший на своих страницах различные направления богословской и церковно-исторической мысли Московской Духовной Академии, разделил судьбу большинства церковных периодических изданий России. Закрытый почти одновременно с закрытием Академии, «Богословский Вестник» еще долгое время, как свет давно угасшей звезды, доходил до своих редких и случайных читателей, указывая им среди мрака одичания и неверия на немеркнущие нравственные и мировоззренческие ориентиры христианства. После восстановления Академии в 1944 году прошло чуть ли не полстолетия, прежде чем Академия обрела свой независимый, свободный и звучащий в полную силу голос. Историческим велением времени, запросами религиозно пробуждающегося общества, а главное – неисповедимыми путями Божественного Промысла определено: «Богословскому Вестнику» – быть! Честь возрождения закрытого революционной бурей этого академического журнала принадлежит уже нашему времени, когда Отечество, вся богохранимая Россия, восстает от духовного оцепенения и застоя, когда и самому городу, всемирно известному находящимися в нем Троицкой Лаврой и Академией, возвращено его историческое имя – Сергиев Посад. В последовательности событий, связанных с основанием и возрождением «Богословского Вестника», зримо проявляется действие небесного предстательства Преподобного Сергия. В год празднования 500-летней годовщины со дня его блаженного преставления началось издание «Богословского Вестника», и всего несколько месяцев отделяют появление первого номера этого возрожденного журнала от времени минувших всероссийских торжеств, проведенных в ознаменование его 600-летнего небесного предстательства за —5— Церковь и за Россию. Это отрадное совпадение как несомненный знак благоволения Божиего и как залог грядущего успеха предпринимаемого издания должно окрылять и вдохновлять своим высоким духовным смыслом тружеников отечественной богословской и церковно-исторической науки, прославленной в прошлом своими достижениями и заслугами и ориентированной ныне на новые исследования и творческие дерзания, чтобы еще неисполненное исполнить, несбывшееся воплотить.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Ноябрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на пророка Малахию [Мал.2:6–3:5]/Пер. Μ.Д. Муретова//Богословский вестник 1898. Т. 4. 11. С. 273–304 (1-я пагин.). (Продолжение.) —273— ственный Павел провозгласил нам: оправдившеся убо верою, мир имамы к Богу ( Рим.5:1 ). Так чтим мы, ведая, Сущего по естеству и истинного Владыку. А воздавая почтение и твари, при владычестве над нашим умом нечистого и мерзостного греха, мы противимся Владыке и как бы становимся на сражение против Него, поднимая жестокую выю и уже стараясь не повиноваться и упорствовать. И в этом удостоверит ученик Спасителя, говоря: не весте ли, яко любы мира вражда Богу есть? и иже восхощет друг быти миру, враг Божий становится ( Иак.4:4 ). Но обратившись чрез веру к Богу всяческих, с уничтожением греха, при отсутствии всякого препятствия и когда никто не отлучит нас от близости к Нему, – мы как бы соединяемся с Ним посредством всякой благопристойности, пойдем прямым путем и будем ступать по истинно прекрасной стезе, направляя на неё себя самих и других. Но стараться быть в таком состоянии всего более приличествует святым священнослужителям, о коих можно со всею справедливостью сказать: в мире исправляяй иде со Мною, и многи обрати от неправды. Ведь подчиненные всегда почти идут во след благоповедения своих начальников, и кои (из начальников) ходят прямым путем, те спасают многих и легко убеждают их, оставив жизнь необузданную и проклятую и нравы неправедные, предпочесть и любить превосходнейшее и достославнейшее, что может заслуживать похвалу у Бога и людей. Мал.2:7 . Понеже 2212 устне иереовы сохранят разум, —274— и закона взыщут от уст его: зане 2213 ангел (вестник) Господа Вседержителя есть. Каким именно образом обратил он (священнослужитель) многих и ходил исправляя мир с Богом, разъясняет говоря, что носил в устах или на языке познание (разум) всего необходимого для жизни и был наставником неразумных, учителем неопытных, неложным и истинным истолкователем велений закона для желающих научаться, не изменял извращая смысл божественных словес, ни учаще учениям, заповедем человеческим ( Мф.15:9 ; Ис.29:13 ), – но, как ангел (вестник) Божий, хорошо уясняя подчиненному народу неясное иногда откровение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Богословский Вестник (1892-2006): история и современность Игумен Дионисий (Шленов)   У Московской Духовной Академии, прямой преемницы и продолжательницы Славяно-греко-латинской академии, основанной в конце XVII в. братьями Лихудами, только в середине XIX в. появился свой периодический печатный орган. С 1843 г. силами академической корпорации начали издаваться «Творения святых отцов в русском переводе» (ТСО) с «Прибавлениями». В «Творениях» публиковались русские переводы по-преимуществу греческих отцов, а в «Прибавлениях» - статьи, посвященные различным областям церковно-богословской науки. В 1892 г. «Творения» и «Прибавления» были преобразованы в «Богословский вестник», которому и посвящена настоящая публикация. В новом преобразованном журнале нашлось место как для статей, так - в меньшей степени - и для переводов (продолжавших выходить в серии ТСО). Но в целом журнал стал значительно более многогранным, открытым и доступным, его редакция и авторский коллектив ставили перед собой наряду с чисто научными широкие духовно-просветительские задачи. История журнала Московской Духовной Академии «Богословский вестник» делится на два периода: дореволюционный (1892-1918) и современный (1993-). До революции журнал выходил на протяжении четверти века ежемесячно, за это время было издано 287 книг (321 номер в 85 томах). Современный журнал «Богословский вестник» был возрожден в 1993 г., с 2003 г. его издание стало более регулярным и систематичным, в совокупности в новой серии было издано 6 номеров или томов. В настоящее время редакцией журнала предпринимаются попытки сделать его издание более регулярным. Особая плодотворность дореволюционного журнала, который по общему объему своих публикаций не уступает, а то и превосходит некоторые западные ведущие богословские журналы, была обусловлена высоким уровнем дореволюционной отечественной науки, достигнутой ею зрелостью богословской мысли, серьезной и основательной научно-богословской школой, сложившейся в стенах Московской Духовной Академии.

http://bogoslov.ru/bv/bv.html

Сокращения Журналы, периодические и справочные издания АО Богословские труды. Сборники. Изд. Московской Патриархин. М., 1958-. 1 -. Богословский вестник. СП, 1892–1918; Н. с. 1– (1993-). Вестник русского христианского движения. Париж, Ν. Y., М., 1925-. 1925–1974. 1–111 (под названием «Вестник русского студенческого христианского движения»), М., 1992-. 164-. Вестник церковной истории. М., 2006-. Византийский временник. Ж-л. СПб/.Ленинград, 1894–1928.1–25; М.,1947-.26-. Журнал Министерства Народного Просвещения. СПб., 1834–1905; Н. с. 1906–1917. Журнал Московской Патриархии. М., 1948-. Полное собрание русских летописей. Православная энциклопедия. М., 2000-. Т. РПЦ, 1 -. Труды Императорской Киевской духовной академии. Киев, 1860–1917; Н. С. 1997-.1-. Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР (Пушкинский дом). Сборники. Ле- нинград/СПб., 1934-. 1 -. Творения Святых Отцов в русском переводе. М.,1843–1864, 1871,1872,1880–1891,1893–1917. Т. 1–69 (72). Христианское чтение. СПб., 1821–1918; Н. с. 1991-. 1 -. Церковно-исторический вестник. М., 1998-. Acta Conciliorum Oecumenicorum/Iussu atque mandato Societatis Scientiarum Argentoratensis edenda, instituit E. Scbwadz, continuavit J. Straub. Strassburg, Berlin, Leipzig, 1914–1974. T. 1–4 (27 partes). [При ссылках указываются: том (римской цифрой), книга, часть, страница.] Bibliotheca Scriptorum Graecorum et Romanorum Teubneriana. Leipzig (или Stuttgart), затем Wiesbaden, затем München, 1849-, Clavis Patrum Graecorum. Vol. 1–4/Cura et studio M. Geerard. Turnhout: Brepols, 1983, 1974, 1979, 1980; Vol. 5/Cura et studio M. Geerard et F. Glorie. Turnhout: Brepols, 1987; Vol. IIIa (addenda vol. III)/Parata a J. Noret. Turnhout: Brepols, 2003. Clavis Patrum Latinorum.../Commode recludit E. Dekkers... praeparavit et iuvitH. Gaar. Editio tertia avcta et emendata. Steenbrugis: Brepols, 1995. Corpus Christianorum. Series Graeca. Turnhout: Brepols, 1978-. Corpus Fontium Historiae Byzantinae/Hrsg. v. A. Kambylis. 1967-.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Периодических изданий, сопоставимых по уровню со светскими можно перечесть на пальцах одной руки. Это историко-богословские журналы «Альфа и Омега», «Церковь и время», «Богословские труды», журнал «Фома», «Нескучный сад», посвященный церковной социальной работе. Выходящие с первой половины 90-х гг. газеты «Православная Москва», «Радонеж», а даже заметно улучшенный в последние годы «Церковный вестник» – это скорее «листки», которые залеживаются в церковных лавках. В других сетях распространения их нет, да и вряд ли они раскупались бы. Сегодня второй день работы фестиваля православных СМИ «Вера и слово». Собрались епархиальные издатели, региональные телевизионщики, делающие фильмы и сюжеты на православные темы, приехали делегации из Украины, Беларуси, Польши. Патроны фестиваля – Управляющий делами МП архиепископ Климент, министр культуры Александр Соколов. Фестиваль удался – на открытии присутствовало около 800 человек, делегации из Сербии, Греции, Польши, Украины, Белоруссии. Непосредственно фестиваль организовывал Сергей Чапнин, которого я знаю много лет – с 1988 года. Шестнадцать лет назад он был студентом фотоотделения факультета журналистики МГУ, потом обратился, восстанавливал храм святителя Тихона в Клину в начале 90-х, затем занялся книгоизданием. Выпустил справочник по храмам Москвы – это справочник выдержал уже четыре издания. С 1995 года Чапнин занялся информационной журналистикой. Он был главным действующим лицом агентства «Метафразис», затем участвовал в первом крупном православном интернет-проекте «Православие в России», который делала бригада в составе А. Пентковского, Д. Шушарина, С. Чапнина и А. Морозова. Позже он открыл интернет-журнал «Соборность», пользовавшийся большой популярностью в России и за рубежом. И, наконец, в 2001 году его пригласили в Издательский Совет МП возглавить газету «Московский церковный вестник» (теперь переименована в «Церковный вестник»). Несмотря на то, что православие в России, несомненно, продолжает переживать подъем, государство благоволит Церкви, а средств от спонсоров поступает достаточно для того, чтобы строить колоссальные кафедральные соборы в Воронеже и Калининграде, не говоря уже о нефтеносных епархиях, – православная пресса остается довольно странным и в целом архаичным явлением. Периодических изданий, сопоставимых по уровню со светскими можно перечесть на пальцах одной руки. Это историко-богословские журналы «Альфа и Омега», «Церковь и время», «Богословские труды», журнал «Фома», «Нескучный сад», посвященный церковной социальной работе. Выходящие с первой половины 90-х гг. газеты «Православная Москва», «Радонеж», а даже заметно улучшенный в последние годы «Церковный вестник» – это скорее «листки», которые залеживаются в церковных лавках. В других сетях распространения их нет, да и вряд ли они раскупались бы.

http://pravmir.ru/cerkovnye-smi-vse-eshh...

Скачать epub pdf Выпуск 2 [Гаврюшин Η. Κ.] Οт редактора//Богословский вестник 1998. [Т. 2.] Вып. 2. С. 3. —3— Настоящий выпуск «Богословского вестника» включает статьи членов профессорско-преподавательской корпорации МДА, ее учащихся и бывших воспитанников, методологические посылки которых, представления о принципах и задачах научной деятельности, оценки отдельных исторических событий и лиц порой весьма разнообразны и даже прямо противоположны. Написанные в различных временных интервалах, они не могут также в отдельных случаях не диссонировать с мнениями, вкусами и пристрастиями самых последних дней. Если считать задачей редактора введение единомыслия и единообразия стиля, то в данном случае она была заведомо невыполнимой. Но решаемой представилась другая, возможно, не менее важная задача: показать реальное многообразие мнений и подходов – при единстве веры и духа – и тем самым адекватно отразить один из важных аспектов научно-педагогической деятельности московских духовных школ на рубеже третьего тысячелетия от Рождества Христова, судить о которой в целом предстоит грядущим поколениям. 12. XI. 1998. Иванов М.С. Гебраизмы русского перевода Библии Синодального издания//Богословский вестник 1998, т. 2, вып. 2, С. 4–19. —4— В 1876 году от имени Синода Русской Православной Церкви впервые была опубликована полная Библия на русском языке. Этому событию, как известно, предшествовал долгий и сложный путь библейской переводческой деятельности. Новое всегда входит в жизнь не без трудностей. Так было и с русским переводом Библии . И хотя вставшие на этом пути трудности надолго задержали его выход в свет, тем не менее, они все же были преодолены. Вместе с ними были устранены и те, выражаясь словами московского митрополита Филарета, «темные пятна», которые имели место в этой переводческой истории. Перевод был закончен в 1875 году. С глубокой благодарностью мы вспоминаем имена тех, кто предпринял этот грандиозный, кропотливый и ответственный труд, явившийся значительным вкладом в русскую библейскую науку. Появление перевода не только приобщило широкие народные массы к Священному Писанию , но и способствовало более глубокому богословскому осмыслению Библии. Перевод, несомненно, расширил и ускорил развитие русского богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Отдел IV. Критика, рецензии, заметки, библиография по богословским наукам Библиографический указатель к «Творениям святых отцов в русском переводе» (1872–1917 гг.): (С приложением документов из истории ТСО)/Под ред. А.Г. Дунаева, иером. Дионисия (Шленова). предисл. иером. Дионисия (Шленова)//Богословский вестник 2005–2006. Т. 5–6. 5/6. С. 493–627 —493— Читателю предлагается последняя часть росписи «Творений святых отцов» (ТСО) с 1872 по 1917 г. 1254 На протяжении этого времени ТСО закрывались на самый длительный в своей истории срок – с 1872 по 1880 г. Другим важным событием в истории серии стало преобразование журнала «Прибавления к ТСО» в журнал «Богословский вестник», которое произошло в 1891 г. С этого времени редакция БВ стала заниматься регулярными трудами по переводу святоотеческого наследия, а также предприняла усилия к переизданию уже вышедших ТСО в исправленном и улучшенном виде. В течение указанного периода в ТСО продолжали публиковаться сочинения свт. Епифания Кипрского и блж. Феодорита Кирского , а также была опубликована часть сочинений новых авторов: свт. Кирилла Александрийского и свт. Никифора Константинопольского . Также здесь вышли два тома прп. Ефрема Сирина , основной корпус которого был издан в предшествующих томах серии 1255 . Проект перевода сочинений прп. Максима, начав- —494— шийся с публикации агиографических материалов о нём, а также первых 25 «Вопросоответов к Фалассию», так и остался нереализованным из-за революции. Переводами или редактированием святоотеческих творений занимались известные профессоры Московской, а также Санкт-Петербургской и Киевской духовных академий. Сочинения свт. Кирилла Александрийского переводили главным образом П.И. Казанский , И.Н. Корсунский , А.А. Жданов , Μ.Д. Муретов и архим. Евсевий Орлинский , экзегетические сочинения св. Ефрема Сирина – Μ.Д. Муретов и А.А. Спасский, труды свт. Никифора Константинопольского – И.Д. Андреев под редакцией Μ.Д. Муретова, письма блж. Феодорита – проф. СПбДА H. Н. Глубоковский , житие прп. Максима и службы ему – Μ.Д. Муретов, начало «Вопросоответов к Фалассию» прп. Максима – проф. КДА С.Л. Епифанович . В какой мере в переводческих трудах участвовали студенты, в настоящее время сказать трудно 1256 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Сентябрь От Братства Преподобного Сергия при Московской Духовной Академии//Богословский вестник 1904. Т. 3. 9. С. 1–2 (1-я пагин.) —1— Корпорация Московской Духовной Академии в печальный день погребения одного из своих старейших представителей, Профессора Д. Ф. Голубинского , постановила открыть между своими членами подписку и почтить память почившего, прилагавшего как в должности Председателя Братства Преподобного Сергия, так и в своей личной благотворительности столько забот об обеспечении недостаточных студентов, – учреждением стипендии его имени и сооружением скроенного памятника над его могилой на академическом кладбище. Высотой христианского настроения, снисходительностью, доступностью, готовностью оказать всякому материальную и нравственную поддержку, цельностью характера и наконец своей самобытностью и оригинальностью покойный профессор приобрёл широкую известность, любовь и уважение среди своих многочисленных учеников и вообще лиц, имевших то или иное отношение к Московской Духовной Академии. Питая уверенность, что для многих —2— почитателей профессора Д. Ф. Голубинского приятно будет присоединиться к Академии и вместе с ней почтить память этого редкого человека, корпорация Московской Духовной Академии сим доводит до сведения друзей и почитателей покойного о состоявшемся постановлении и приглашает лиц, желающих принять участие в подписке, присылать свои пожертвования на имя г. Председателя Совета Братства Преподобного Сергия с точным указанием их назначения. Список пожертвований будет опубликован в годичном отчёте Братства. Никифор, архиеп. Константинопольский, свт. Краткая история со времени правления после Маврикия/Пер. И.Д. Андреева; под редакцией М. Д. Муретова//Богословский вестник 1904. Т. 3. 9.С. 433–443 (2-я пагин.). (Окончание.) —433— На этом соборе некоего Константина, облечённого схимонашеством, бывшего епископа Силейского, он провозгласил патриархом столицы. Составили определение веры, под которым подписались все злочестивые и нечестивые соумышленники, провозгласив низложение честных икон и, как уличные мальчишки, анафематствовали их. Вместе с ними предали анафеме бывшего архиерея Византии Германа, Георгия Кипрского и Иоанна Дамаскина из Сирии, по прозванию Мансур.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Январь–Февраль Памяти великого святителя. К годовщине пятидесятилетия со дня блаженной кончины Филарета [Дроздова], митрополита Московского. 1867 – Ноября 19 – 1917//Богословский вестник 1918. Т. 1. 1/2. 1 с. —5— I. Варфоломей (Ремов), иером. профессор. Труд пред Господом//Богословский вестник 1918. Т. 1. 1/2 С. 5–16 (1-я пагин.) О Святителе Филарете писалось очень много, и он надолго останется предметом многообразного изучения. И его личная жизнь и его многообразная церковно-общественная деятельность и его служение слова – учено-богословское и проповедническое – давали и дают обильный материал для исследования. На расстоянии пятидесяти лет от его блаженной кончины с благодарностью преклоняемся пред долгим подвигом его жизни и служения. Ведь этот подвиг велик для нас не только делами исключительными, выдающимися на самом его протяжении, но велик и тою постоянною, изо дня в день, усердною работою, которой Филарет был отдан. Дела, иногда маленькие, иногда даже мелочные, a иногда и очень значительные, постепенно слагаясь, составили ту громаду труда, которую понес Святитель и которой мы удивляемся в нем. Тихое величие исполненной труда необъятного жизни Митрополита Филарета берет свою силу в том, что труд его коренится в личном подвиге духовного горения души Святителя и с ним сочетается, им сопровождается. Филарет – светильник, возжегшийся от тихого света Божественной Истины, ровным пламенем горящий и не оскудевающий полнотою елея духовного, уготованного тщанием целой жизни. Он был светильник горящий и светящий! Да, подвижника 19-го века можно почтить этим Христовым словом (ср. Ин.5:35 ) о подвижнике зари христианства. И тот и —6— другой сочетали подвиг внутренний с общественным служением: Креститель Иоанн – в пустыне Иудейской, Митрополит Филарет – в пустыне русских душ, в той пустыне, которою, по его словам, может быть назван целый мир и сама Церковь 1 . Митрополит Филарет горел и светил, он жил подвигом устроения внутренней жизни, устремления к Божественной Истине и Божественной Жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010