—130— Мне в сынов и дочерей ( Иер.3:19 ; Ос.1:11 ), потому что преогорчили Меня и ненависть оказали Мне сыны (Мои) издавние. VII 7: 1. Итак, эти имея обетования, возлюбленные, от самых дней Исаии, – очистим себя от всякой скверны плоти, то есть от бессильных жертв закона и помимо закона, и совершенными соделаем души наши в святыне, чрез Евангелие, которое даровало нам любовь Христову. 7: 2. Будьте снисходительны к нам, братья 1211 , ибо не вам говорим, но в лице вашем другим говорим: поскольку никого из тех, кои приходят к вам и хулят нас, мы не обидели, не учинили несправедливости и не обманули, как это они делают с нами ради Евангелия. 7: 3. Не к осуждению вас с ними говорим это; ибо прежде мы сказали, что в сердцах наших – вы (есте), так чтобы умирать вместе с нами от гонителей и жить вместе с нами в откровении Христовом. 7: 4. Великая у меня уверенность есть в вас, ради прежней любви вашей, и великая у меня похвала о вас, ради настоящего вашего терпения. Я исполнен утешением и произобилую радостью, при всей скорби нашей, потому что умножается радость моя, когда я слышу о вашем терпении. —131— 7: 5. Ибо и когда мы терпели и терпим всякие страдания в Македонии, то никакого покоя не имела плоть наша 1212 , но среди всяких скорбей находимся мы, подобно вам и более вас: извне брани, а внутри страхи за друзей, чтобы кто не соблазнился. 7: 6. Но Бог, утешающий униженных, то есть преследуемых, утешил нас прибытием Тита. Большое беспокойство ему учинено мною, когда он внял мольбам моим и предал себя на смерть, придя в самый разгар гонения и подкрепляя нетвердых, кои есть между вами. 7: 7. Но когда пришел он и донес нам, что вы отложили личные заботы о себе и о воздвизающихся на вас страданиях, и любовью, какую имеете к нам, пребываете в нашей печали: когда я услышал об этом, радость великая была для меня в той сильной скорби, какую имею я. 7: 8. Итак, если и опечалил я вас в послании моем первом 1213 , теми многими обвинениями, коими обвинил я некоторых из вас, не раскаяваюсъ в том, что опечалил вас, ибо никоим образом не потерпели вы вреда.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—133— крешён во славе, и родом из Назарета, как не Иисус Христос, то есть Тот, Кто прежде всякого века неизреченно рождён от Отца, а в последнее и пришедшее к краю века время – и телесно от жены? Так, стало быть, тот, кто принимает веру в Него, получит особенную почесть – он будет именоваться сыном Божиим; ведь сказано, что тем, которые приняли Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились ( Ин.1:12–13 ). Дело в том, что дабы иметь Ему во всём первенство ( Кол.1:18 ), Он, с одной стороны, родился 379 . С другой же стороны, поскольку Он есть начаток творения, воссоздаваемого через освящение Богом, то прежде всех других и Сам показан рождённым от Духа, 380 мужа и жены; и не потому, что Он осуждает естество на бесчестие и посмеяние – ведь брак честен ( Евр.13:4 ) и Сотворивший в начале, мужчину и женщину сотворил их ( Мф.19:4 ) 381 , – но уже некоторым образом причисляя человечество к большему и несравненно высшему. А именно, Он желает, чтобы ещё и мы именовались рождёнными от Духа, а не от мужей. Действительно, Он говорит: Отцом себе не называйте никого на земле: ибо один у вас Отец, Который на небесах; все же вы братья ( Мф.23:8–9 ). Следовательно, —134— веровать в Него – дело совершенно безукоризненное. Более того, это даже вознаграждено забвением прегрешений. Ведь вот что пишет избранный Павел: Однако же узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса < > 382 ( Гал.2:16 ). И я нисколько не поколеблюсь сказать, возвращаясь к тому, что уже и говорил прежде, что Христом Иисусом считается не обнажённое и Само по Себе Слово от Бога, но когда Оно восприняло человечество и 383 с плотью. А на то, что Он таков, и видится таким, и пребывает в нашем облике, Отец указал святым апостолам, когда свыше раздался именно этот глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его послушайте ( Мф.17:5 ). Заметь же, Он не говорит: «В этом есть Сын Мой», чтобы случайно не подумали о Нём, будто Он существует отдельно, как иной в ином, но что Он есть один и Тот же Самый, через единение по домостроительству. А в том, что противиться этому – погрешительно и из числа вещей самых ненадёжных, нас убеждает Иоанн, когда пишет таким вот образом:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—138— Второзаконию, можно видеть из 14-го стиха 19-й главы: не нарушай межи ближнего твоего, которую положили предки в уделе твоем, доставшемся тебе в земле, которую Господь Бог Твой, дает тебе во владение. Слово положили точно соответствует букве подлинника, но по смыслу правильнее перевести: положат, потому что далее об уделе говорится: который наследуешь в буд. вр. (рус. неправильно: доставшемся) 1149 , и дает тебе (наст. в смысле буд.). Правда, и в словах: положили предки усматривают анахронизм, но в таком случае, нужно считать писателя Второзакония слишком неискусным и неумелым, если он сопоставляет две фразы, противоречащие одна другой: положили предки и в земле, которую Господь Бог Твой дает 1150 тебе; сообщая речи от лица Моисея и прикрываясь его именем, неизвестный автор, во всяком случае, имел настолько смысла, чтобы избежать прямо бросающихся в глаза несообразностей, и нет необходимости непременно возводить на него обвинения в противоречии самому себе, особенно, когда возможно подходящее объяснение, согласное с законами еврейского языка. И стих 12, на основании сказанного, можно передать так: «сыны Исавовы поселились вместо Хорреев, как сделает и Израиль с землею наследия своего, которую дает Иегова им». В этих словах Моисей выражает твердую уверенность в том, что Израиль, при помощи Божией, завладеет Ханааном. Сила речи сосредоточивается в глаголах: «сделает», «даст», поставленных поэтому в начале предложения. Такое понимание, будучи вполне правильным со стороны грамматической, дает возможность установить логическую связь мыслей во всей 2-й главе и сообщает надлежащее освещение и тем местам, которые признаются вставленными в позднейшее время. Когда сыны Израилевы приближались к пределам Едома, Господь говорит им через Моисея: вы будете проходить пределы братьев ваших, сынов Исавовых, живущих на Сеире, и они убоятся вас; но остерегайтесь начинать с ними войну, ибо Я не дам вам земли их ни на стопу ноги, —139— потому что гору Сеир Я дал во владение Исаву (стт.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—138— св. Таин Твоих, явленные на мне и на многих людях Твоих, которым я, недостойный, преподал после таинства покаяния сии святые, небесные, животворящие Твои Тайны! Вот они исповедуют предо мною силу Твою, благость Твою, во всеуслышание говорят, что Ты простер на них чудодействующую руку Твою и подъял их с одра болезни, с одра смертного, когда никто не чаял, что они будут живы, – и вот после причащения Тела и Крови Твоей, Жизнодавче, они вскоре ожили, исцелели, в тот же час и день почувствовали на себе жизнодательную Десницу Твою. А я, Господи, – очевидец дел Твоих – не прославил Тебя доселе во всеуслышание, к утверждению веры людей Твоих и не знаю, как и когда прославить Тебя, ибо всякий день занят какими-либо делами. Ты Сам сотвори Себе имя, Господи, якоже и сотворил еси; Сам прослави имя Твое, Тайны Твои». Перечисленными случаями, конечно, не исчерпана далеко еще летопись исцелений, совершенных о. Иоанном. О многих из них в свое время красноречиво писали в газетах и журналах. Исцеленные им есть и в пышных палатах, и в бедных крестьянских хижинах. Силу молитвы его испытали на себе и старцы, и юноши, и дети, и женщины, и просвещенные, и мало просвещенные. Поэтому мы не будем более говорить об этой стороне жизни и деятельности Кронштадского пастыря. Итак, область духа – вот сфера жизни о. Иоанна. А какая это таинственная, величайшая, всеобъемляющая область. Сколько величайших, нам мало известных или совсем даже неизвестных, сил и явлений таится в ней. Когда исчерпает ее всю человек? Ее не в состоянии исчерпать не только никто из людей в течение всей своей жизни, каким бы долголетием, она не отличалась, но и всё человечество, взятое вместе, бессильно здесь. Поэтому я не удивляюсь ничему особенному, поразительному, выдающемуся, что черпают из этого глубочайшего источника благодатные, Божии люди. Скажу более того, я не удивлюсь ничему такому, что было бы совершенно выходящим из ряда обыкновенных явлений и для меня казалось бы решительно непонятным и непостижимым. Я предвижу наперед, что мне будут возражать, прочи-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—139— но – сказать, что плоть не сошла с небес, а была от Девы, по Писаниям? Но Слово не может быть ядомым, и нам показано столь многими доводами, что Он собирает воедино 395 . Ведь и Никодиму, когда тот не постигал тайны и в недоумении восклицал: как это может быть? ( Ин.3:9 ), Он ответил: Если Я говорю вам о земном, и вы не верите, – как поверите, если буду говорить вам о небесном? Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий ( Ин.3:12–13 ) 396 . В свою очередь и иудеям, поскольку те, недугуя —140— равным с Никодимом невежеством, принялись, не знаю как, осмеивать Его тогда именно, когда Он говорил, что Его собственное тело – животворящее, и что оно – с неба, Он сказал: Это ли соблазняет вас? Что же, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде? ( Ин.6:61–62 ). Не скажем ли мы, что Еммануил рождён от жены? 397 А – Тогда где Он был прежде? Или как Он восшёл туда, где Он, по Его словам, пребывает, хотя соединённое с Ним тело рождено через Святую Деву? И не согласимся ли мы с тем, что плоть от земли, насколько она остаётся в пределах собственной природы, неспособна к тому, чтобы животворить? 398 А – Так скажи мне, как плоть может быть животворящей? Или как то, что от земли, может также считаться сошедшим с небес? 399 , что по причине единения с живым и небесным Словом. 400 вполне верно и согласно со священными учениями. Действительно, иначе Он и не может творить по-Божески, причём тогда, когда рассматривается не помимо плоти. А помощником для своей речи я снова изберу божественного Павла, написавшего следующее: Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором Мы имеем искупление, прощение грехов, Который есть образ Бога —141— невидимого, рождённый прежде (πρωττοκος) всякой твари. Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: Престолы ли, Господства ли, Начальства ли, Власти ли, – всё Им и для Него создано.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

146 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви: ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй не пожелай (чужого), и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла, и так любовь есть исполнение закона. 147 Что в этом месте посл. ап. Павла (ср. то же кратко Гал.5:14 ) πλρωμα νóμου не имеет смысла legi satisfacere, это видно, во-первых, из того, что в других местах у него идет речь о соблюдении заповедей, которое обозначается термином τρησις ντολν θεο ( 1Кор.7:19 ), во-вторых, из того, что любовь у него изображается в чертах христианстки-абсолютных. 244 Вступительная лекция в курс Истории философии, произнесенная 15 сентября 1907 г. студентам 2-го курса Московской духовной академии. 249 Первую, гносеологическую, точку зрения Паульсен разъясняет в специальной монографии в Vierteljahrschrift für wissenschaftliche Philosophie (B. I. 1877). Ueber d. principiellen Unterschiede d. erkenntnistheoretischer Ansichen, вторую, метафизическую, намечает попутно в своей известной книге о Канте (Иммануил Кант, его жизнь и учение, перев Лосского, 2-е изд., Спб. 1905, стр. 7–9) 250 См. замечательную диссертацию проф. М. А. Остроумова. История философии в отношении к откровению, Харьков, 1886, стр. 68 след. 251 См. двухтомное исследование Renouvier: Esquisse d’une classification systématique des doctrines philosophiques. Paris Tt. I–II, 1885–1886. 252 Специально в предисловии к курсу Истории философии и – попутно – в книге L’avenir de la Méthaphysique (pp. 133–5). 254 Ср. у Heinrich’a Gomperz’a, Die Lebensauffassung der griechischen Philosophen, 1904, 1-te Vorlesung. – Книга Гомперца представляет интересную попытку осветить историю греческой философии с точки зрения возрастания идеала нравственной свободы. 257 Бывшего Директора Канцелярии Обер-Прокурора св. Синода, потом Попечитель Виленского Учебного Округа. 259 В 11 письме (стр. 12 книги «Письма м.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—153— сывается на кого-либо из невидящих его, то поражает не ожидавшего нападения и пожирает, схватив не приготовившего к борьбе. А кто увидит издали и узнает, что ему предстоит, взявшись за оружие, или потерпит менее вреда, или же убежит без всякого препятствия. Таким же, думаю, образом и при искушениях, совсем неожиданное поражает нас гораздо сильнее и свирепее, чем то, что уже ожидалось. Поэтому в словах «будете искать Меня» Господь наш Иисус Христос благополезно указывает на то, что должно случиться с Его учениками вследствие Его отсутствия и на те ужасы, какие явятся от будущих врагов их, чрез предсказание предуготовляя их к восприятию мужества. Считает нужным присоединить указание и на то препятствие, что в настоящее время лежит на пути их следования за Ним. Что говорил Я Иудеям, замечает, это и вам «теперь» говорю: «куда Я иду, вы не можете прийти», ибо не настало еще время, чтобы святые апостолы, еще не совершившие своего служения, оказались в вышних обителях. Переход их в это состояние несомненно соблюдался для надлежащего времени. Надо, впрочем, опять обратить внимание на то, что, когда Господь обращался с речью к иудеям и указывал на то же самое, Он говорил: «будете искать Меня, и не найдете Меня» ( Ин. 7:34, 36 ). А Своим ученикам говорит только: «будете искать Меня», но считает нужным умолчать: «не найдете». По какой же причине? Тем (иудеям) соответствовало это ненахождение Его, по причине их безмерного неверия и чрезвычайного нечестия к Нему. А к тем, кои имели к Нему искреннее расположе- —154— ние и сохраняли неподдельную любовь, уже несправедливо было бы говорить: не найдете Меня, ибо Он был с ними и сопребудет всегда. Ин.13:34 . Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, якоже Аз возлюбих вы, да и вы любите друг друга. 4 Прекрасно и истинно пишет божественный Павел: «так что если кто во Христе, (тот) новая тварь; древнее прошло, вот стало всё новое» ( 2Кор.5:17 ). Он обновляет нас и преобразует некоторым образом в новую жизнь, не доступную другим и не известную, для коих приятно жить под законом и следовать заповедям Моисеевым, ибо закон ничего не делает совершенным, по написанному ( Евр.7:19 ). Совершеннейшую же меру благочестия к Богу каждый может усмотреть в установлениях Спасителя нашего. Поэтому-то и Сам говорит нам в одном месте так: «истинно – истинно говорю вам: если не превзойдет праведность ваша выше книжников и фарисеев, не войдете в царство небесное» ( Мф.5:20 ). Ведь если не только не будем соревновать нравам Иудеев, но и не прейдем, и притом вполне, подзаконную праведность, мы никогда, полагаю, не достигнем до царства небесного. Не то утверждаем, чтобы закон Моисеев был совершенно бесполезен и не нужен, ибо он сообщал нам, хотя и несовершенно, благо, но он оказывается руководителем к научению евангельской

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—155— жизни и, посредством загадок и образов внося образ истинного благочестия, как бы начертывает в наших душах тень научения чрез Христа. Поэтому-то и сказал Сам: «говорю вам, что всякий книжник, наученный царству небесному, подобен человеку богатому, который выносит из сокровищницы своей новое и старое» ( Мф.13:52 ). Не малое и истинное богатство для человека представляет конечно и следование словам Моисеевым и получаемая от них польза в душе, но когда он воспринимает и красоту евангельского наставления, то украшается вдвойне, знанием и древних и новых законов. Поэтому Господь наш Иисус Христос , показывая, что Его заповедь лучше древней и что для живших под законом еще не доступна была спасительная проповедь, когда намеревался вознестись на небеса, закон любви наперед полагает как бы некоторым основанием и опорою всякого блага, но любви не по закону, а выше закона. Поэтому говорит: «заповедь новую даю вам, да любите друг друга». Но каким образом, скажи мне, может спросить кто-либо, назвал эту заповедь новою Сказавший чрез Моисея древним: «возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всего разума твоего, и ближнего твоего как себя» ( Мк.12:30–31 ; Лк.10:27 ср. Мф.22:37–39 ). Вот, поставив, что и естественно, любовь к Богу выше и впереди всего прочего, присоединил рядом с нею и любовь друг к другу и с любовью к Богу сочетал и любовь к нам самим, так как и любовь к Богу по справедливости не могла бы быть в том случае, если бы за нею не следовала и подобающая любовь к ближнему, ибо все мы друг другу братья. Так и премудрейший Иоанн, прекрасно зная и научая —156— других, говорит: «любящий брата своего, Бога любит» ( 1Ин.4:21 ). Итак, каким образом Христова заповедь нова, хотя она и возвещена древними законами? Но замечай, пожалуйста, точность речи и смотри на дальнейшие слова. Ведь не удовольствовался тем, чтобы сказать: «заповедь новую даю вам, да любите друг друга», но, показывая новость речи и что Его любовь гораздо выше той древней любви, разумею друг к другу, тотчас присоединил: «как Я возлюбил вас, да и вы любите друг друга».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—159— πιστοι) не бысте, во истиннем кто вам веру имет (πιστευσει): и аще в чужем верны (Богу πιστοι) не бысте, ваше кто вам даст? (Здесь противопоставляется богатство земное и внешнее благам вечным внутренним). Мы разъяснили мысль притчи. Теперь последний вопрос о переводе: как выдержать слова и мысль? В этом случае прежде всего нужно признать достоинство славянского перевода (и недостатки русского – разумею син. изд.). Если из двух зол выбирать меньшее, то лучше славянские речения, о которых речь, сохранить в русском переводе: управитель неправедный, мамона неправды, верный в малом, неправедный в малом... С этими речениями уяснённая мысль притчи удобно соединяется. Злом же (меньшим) называю то, что славянские речения остались бы без перевода. По-русски яснее сказать: управитель неверный, неверность богатству (мамона неверности), но в таком случае не различаются верный (πιστος) и неверный (δικος). Можно переводить δικιας (взявши не общую идею δικη, а частное применение её к имению, богатству) нерадивый, небрежный. „Один человек был богат, и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его.... И похвалил господин управителя нерадивого, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своём роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей нерадением о богатстве, чтобы они, когда оскудеет, приняли вас в вечные обители. Верный в малом и во многом верен; а негодный в малом и во многом негоден. Итак если в негодном богатстве верны не были, кто поверит вам истинное? И если в чужом верны не были, кто даст вам ваше? Никакой слуга не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а другим пренебрегать. Не можете служить Богу и богатству“. Прим. В этом переводе удалось выдержать единство перевода „управитель της αδικιας“ и „богатство της αδικιας“. изменив (как в слав. переводе) gen. subject. и obj. (чему нет соответствия в русских формах) в прилагат. и существит. Но пришлось для αδικος ниже взять другой корень „негодный“, хотя всё-таки родственный (радеть – у-годить). Для самого слова негодный ср. греч. δικος οκετης. Пола-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—15— гие нравственные и физические бедствия изображаются приблизительно одинаково, как в начальных словах речи Иисуса Христа о последних днях Иерусалима и о последних временах мира, так и в апокалипсическом видении открытия третьей печати по изъяснению сего видения Св. Мефодием, Епископом Патарским, и Андреем, Архиепископом Кесарийским. За первым, начальным периодом последних дней, в течении которого будут являться лжехристы и обольщать многих, будут страшные войны, гады, моры и землетрясения, и который, по-видимому, продолжится не малое время, последует второй период. Он описывается в следующих словах: Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие; и друг друга предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут и прельстят многих; и по причине умножения беззаконий во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется; и проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной во свидетельство всем народам; и тогда придет конец ( Мф. 24:9–14 ). 1088 —16— В течение второго периода сила зла начального периода разовьется, умножится и распространится еще более, – умножится до такой степени, что охладеет любовь и оцепенеет сила добра даже в тех, которые явно не станут на сторону беззакония и не будут ему сочувствовать, и что тем, которые устоят в добре и спасутся, придется пить чашу страданий. При необычайном разливе безбожия и беззакония все добродетельные и верующие в Бога люди будут претерпевать унижения, лишения, нравственное одиночество, подвергаться соблазнам, утеснениям и положительным мучениям, а потому только особенно сильные в вере и добре вынесут тяжесть страданий до конца, не смотря ни на что не отпадут от Бога, не отступятся от добра, спасутся; все прочие будут или обольщены учениями лжехристов и лжепророков, или, увлеченные всепоглощающим потоком распространившегося и усилившегося зла, бессознательно, безвольно поддадутся примеру всех, или же будут отторгнуты от Бога и добра мучениями со стороны неверующих и беззаконных гонителей. Истинных

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010