архиепископ Агафангел (Соловьев) (08.02.1812–08.03.1876) История Русской Православной Церкви Священное Писание Ветхого Завета Агафангел (Соловьев), архиепископ Волынский и Житомирский Известен как пастырской, так и научно-образовательной деятельностью, просветительством (в частности способствовал выходу в свет ряда журналов христианской направленности). Биография В миру Соловьёв Алексей Федорович (или Михайлович), родился 8 февраля 1812 года в селе Ильинском-Телешове Шуйского уезда Владимирской губернии в семье священника. Брат-близнец Михаила Соловьева, преподавателя Владимирской духовной семинарии. В 1826 году окончил Шуйское духовное училище по I разряду, в 1832 году - Владимирскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию. 2 июня 1835 года, будучи еще студентом, принял монашество и 20 июня 1836 года рукоположен во иеромонаха. 20 августа 1836 года окончил курс Московской духовной академии со степенью магистра богословия и определен бакалавром той же академии на кафедре толкования Св. Писания. 8 октября 1838 года был назначен библиотекарем академии. В 1841 года назначен соборным иеромонахом Троице-Сергиевой лавры. 28 февраля 1842 года назначен инспектором Московской духовной академии. 21 сентября 1842 года переведен и назначен ректором Харьковской духовной семинарии и настоятелем Старо-Харьковского Куряжского монастыря. 22 октября 1842 года возведен в сан архимандрита. С 21 сентября 1845 года - ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Костромского Богоявленского монастыря. 19 февраля 1849 года в связи с упразднением Богоявленского монастыря переведен настоятелем Игрицкого Богородицкого монастыря. 20 января 1854 года назначен ректором Казанской духовной академии с присвоением ему звания настоятеля первоклассного монастыря. В 1855 году стал председателем учрежденного при Казанской духовной академии редакционного комитета по изданию журнала " Православный собеседник " . 31 марта 1857 года хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Патриаршее приветствие организаторам и участникам создания комплекса «Детская деревня» на Игрицком подворье Ипатьевского монастыря 2 жовтня 2008 р. 14:30 На территории бывшего Песоченского Богородице-Игрицкого монастыря (ныне Игрицкое подворье Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря ) при поддержке финансовой корпорации «УРАЛСИБ» планируется возведение комплекса «Детской деревни» — центра для проживания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приветствие по случаю закладки комплекса «Детская деревня» направил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Организаторам и участникам создания комплекса «Детская деревня» и «Дом молодежи» на Игрицком подворье Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря Костромской епархии Ваше Высокопреосвященство, владыка Александр, уважаемые Игорь Николаевич и Андрей Леонидович, дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно приветствую организаторов и участников создания комплекса «Детская деревня» и «Дома молодежи» — центра для проживания, воспитания и профессионального обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мы к сожалению видим, что в жизни современного общества традиционные ценности семейных отношений во многом утрачены. Печальными реалиями наших дней, явившимися результатом ослабления семейных уз, стали сотни тысяч сирот, беспризорников, детей, лишенных родительского внимания или воспитывающихся в неполноценных семьях. Главная причина этого упадка — в оскудении любви, в нравственной распущенности, в утрате чувства ответственности за близких и родных. Наше внимание и искреннее участие призваны помочь детям, обделенным родительской лаской и воспитанием, стать достойными и полноценным гражданами нашего Отечества. Будем помнить, что основы отеческой православной веры, заложенные в душу подростка с детства, со временем могут стать твердым фундаментом, несокрушимой скалой, возвышающей его над бурными волнами житейского моря. Живая религиозная вера позволяет душе, укрепленной благодатью Божией, стойко переносить жизненные невзгоды, оставаться чистой и незапятнанной во всех жизненных обстоятельствах. Искренне надеюсь, что ваши труды по созданию комплекса «Детская деревня» и «Дом молодежи» внесут свой посильный вклад в развитие системы семейно-замещающих форм воспитания детей-сирот, послужат делу нравственного оздоровления общества и созидания жизни нашего народа «в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви» (2 Кор. 6, 6). Божие благословение да пребывает со всеми вами! +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208368...

Песочное. Богородицкий Песоченский Игрицкий мужской монастырь. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Смоленской иконы Божией Матери Год постройки:1686. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Костромская область, Костромской район, Бакшеевское сельское поселение, деревня Песочное Координаты: 57.697095, 40.694761 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1624 г. строителем монастыря старцем Гурием был выстроен первый деревянный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери с приделом святителя Николая. В XVII веке существовало, что видно из монастырских описей, деревянная церковь, 12 келий, амбар, поварня, вокруг монастыря ограда, за которой размещался конюшенный двор и земельные угодья. В последней четверти XVII в. появляются первые каменные постройки. В 1686 г. был выстроен каменный храм Пресвятой Богородицы Смоленской (по внутреннему устройству он напоминал Костромской Успенский собор) - одноэтажный, пятиглавый. Престол был устроен из кипарисового дерева. Иконостас столярной работы, резной, по левую сторону от царских врат находилась чудотворная икона Смоленской Божией Матери с рукоятью внизу, риза на ней была устроена в 1808 г. серебряная, вызолоченная, с венцом и короною. Рукоять также была обложена серебром, у иконы на полях было 12 изображений круглых, на которых изображены явления и чудеса Пресвятой Богородицы Игрицкой. Внизу была надпись: " Явление иконы Пресвятой Богородицы Одигитрии было в 1624 г. " . На обороте иконы был написан образ святителя Николая, с серебряной ризой, позолоченной, с гладким венцом и 4 рубинами, митра и евангелие были черневые. Информация с сайта: www.Kostroma-eparhia.ru Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=41489

в честь Рождества Пресвятой Богородицы; над алтарем церкви устроена колокольня. В виду незначительности означенных угодий иг. Мария много озабочена была изыскание средств к безбедному содержанию своего любимого монастыря, и только глубокое к ней уважение и влиятельность на горожан могли располагать наиболее состоятельных лиц и правительство к значительным денежным и земельным пожертвованиям. Так в её управление Богоявленскому монастырю 1) в 1868 г. штабс-капитаном Вас. Домашневым пожертвована пустошь Логинцева (23 дес. 2113 саж.) близ села Иваникова и деревни Болоцкой; 2) в 1882 г. различными лицами принесены в дар следующие места, надлежащим образом укрепленные за монастырем: а) рядом с пустошью Рыловой земля по пустоши Заскочихе – в 4 пахотных десятины; б) в Константиновской части г. Костромы пустопорожние огородные земли: в Воздвиженской улице в количестве 698 кв. саж.; на Заводской улице – 485 саж.; на Полянской улице 280 саж. и еще 808 саж. в 1883 г., и в 1886 г. по Троицкой улице 276 саж. 3) В 1886 г. 17 ноября Высочайше пожалованы женскому монастырю из казенных земель Костромского уезда три лесные дачи: а) Песоченская при Назаретской пустыни; б) Беркинская и пустошь Тепра в 70 верстах, близь р. Шачи и в) Стрелковская в 25 в. от Костромы – при монастырской мельнице, – общей площадью в 1,248 дес. 43 кв. саж., и еще две оброчные статьи вблизи Игрицкого монастыря: Внуковская и Больше-Дубянская, площадью в 48 дес. 800 саж. Всего же в 1886 г. Высочайше даровано 1,296 дес. 843 саж. Благодаря этим ценным пожертвованиям при иг. Марии, Богоявленская обитель могла удовлетворять своим многоразличным нуждам. С лесных дач она получает строевой и дровяной лес – с одной стороны для возведения новых зданий и ремонта старых и с другой – для отопления зданий своих и состоящих при ней учреждений. Пожнями монастырь частью пользуется сам, частью отдает в аренду. Рыбные ловли, лавка и кладовые всегда отдаются в аренду. Принадлежащая монастырю земля в городе и в Назаретской пустыни возделывается сестрами в воспособление общего содержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Вадим Иванович – см. Филиппов Вадим Иванович. Варлаам Калабрийский (ок. 1290 – 1348), византийский ересиарх. Учил о тварности Божественных энергий. – 85. Варсонуфий Великий (? – 563), преподобный, подвижник монастыря аввы Серида. – 141. Варфоломей (Поповский) (? – 24.12.1862), игумен. С 1837 настоятель Югской Дорофеевой пустыни, где ввел устав Белобережской пустыни. В 1853 приезжал в Санкт-Петербург для объяснения перед Св. Синодом по поводу своего отказа от настоятельства Соловецким монастырем. – 198, 199, 203, 204. Василий Великий (ок. 330–379), святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, богослов, великий отец и учитель Церкви. – 83, 85, 86. О. Вассиан (? – 28.05.1859), монах Оптиной Пустыни. Пострижен в мантию в 1819 в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. В Оптиной пустыни подвизался с 1853 г. – 150, 162. Вера (Верховская) (04.12.1801 – 20.11.1859), первая игумения Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни, племянница прп. Зосимы (Верховского) . Написала пространное житие прп. Зосимы с прибавлением его духовных высказываний. Духовная дочь прп. Антония (Путилова) Оптинского. – 197. Викторин (Любимов) (17.04.1821 – 21.08.1882), епископ, духовный писатель. 14.04.1857 возведен в сан архимандрита. С 15.09.1857 г. – бакалавр С.– Петербургской академии. С 29.10.1858 ректор Костромской семинарии и настоятель Игрицкого Богородицкого монастыря. В 1858 г. редакцией журнала «Христианское чтение» была издана книга архимандрита Викторина «Истинный друг духовного юноши: практические наставления воспитанникам духовных училищ». В 03.11.1868 хиротонисан во епископа Чебоксарского. – 131. Виталий (Гречулевич) (01.01.1822 – 14.05.1885), епископ, духовный писатель, деятель церковного просвещения, экзегет, проповедник. В 1857 издал книгу Авдия Востокова «Об отношениях Римской Церкви к другим христианским Церквам и ко всему человеческому роду». 13.05.1879 хиротонисан во епископа Острожского, викария Волынской епархии. С 06.10.1882 – епископ Могилевский и Мстиславский. – 187. Гавриил (Спасский) (1817 – 02.01.1871), иеросхимонах Оптиной пустыни, художник, помогал прп. Макарию в написании писем. Написал несколько натурных портретов оптинских старцев – прп. Макария, прп. Антония, прп. Моисея. – 85.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Заботу о финансовом обеспечении школы принял на себя монастырь, ежегодно выделявший на этот счет более 600 руб. С введение единой школьной сети в уезде на содержание педагогического персонала стали поступать дополнительные средства по смете Святейшего Синода. В 1919 г. Богородицко-Игрицкий монастырь был закрыт. В том же году крестьяне деревень Песочной, Зарубина, Василева, Косина, Бакшейки, Палкина, Андрюнина, Скородумок, Злобина, Терентьева и Лысой (Федоровской) образовали религиозную общину, приняв в свое ведение монастырские храмы и церковное имущество. Хозяйственное имущество монастыря было временно оставлено в пользовании братии, состоящей из 12 манатейных монахов. По данным Н.А. Зонтикова, обитель фактически просуществовала еще 9 лет. В 1928 г. Богородицко-Игрицкий монастырь был окончательно упразднен. Последний из монастырских храмов – Никольский был закрыт в 1932 г. Чтимые монастырские святыни – чудотворная Смоленскую икону Божией Матери (и список с чудотворного образа) и Животворящий Крест со множеством частиц святых мощей были перенесены верующими в Воскресенскую церковь села Любовниково, где богослужения в XX веке не прекращались. Чудотворный образ был похищен из храма по одной из версий в конце 1950-гг., по другой (представлена на официальном сайте Костромской епархии) в 1982 г. С 2008 г. по благословению архиепископа Александра список Игрицкой Смоленской иконы пребывает в церкви святых мучеников Александра и Антонины в Селище, почитается верующими как чудотворный. Крест с мощами святых в 1991 г. был перенесен в восстановленный Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор г. Костромы. В 1930 – 40-е гг. все монастырские храмы и часовня над Святым источником были разобраны, в братском корпусе до начала 1970-х гг. размещалась школа. В настоящее время из строений Богородицко-Игрицкого монастыря сохранился только двухэтажный братский корпус в руинах и встроенный в него нижний ярус колокольни. 25 июня 2003 г., в день обретения Игрицкой иконы, под открытым небом у руин братского корпуса архиепископом Костромским и Галичским Александром была совершена первая за последние восемь десятилетий Божественная литургия.

http://sobory.ru/article/?object=23808

Порфирий, епископ Томский и Семипалатинский (Соколовский Павел Иванович) Родился в 1811 году в Нижегородской губернии в семье священника. Первоначально обучался в Нижегородской духовной семинарии. В 1832 году поступил в Московскую духовную академию. 14 сентября 1835 года пострижен в монашество; 26 сентября рукоположен во иеродиакона; 8 июля 1836 года – во иеромонаха. 15 августа 1836 года, по окончании курса духовной академии со степенью магистра, определен инспектором Оренбургской духовной семинарии. С 1837 года – член Оренбургской духовной консистории. 22 мая 1845 года возведен в сан архимандрита. С 10 октября 1846 года – инспектор Симбирской духовной семинарии. 16 апреля 1849 года перемещен инспектором Тамбовской духовной семинарии. 13 июля 1851 года назначен ректором Тобольской духовной семинарии и настоятелем Тобольского Знаменского монастыря. 4 мая 1854 года перемещен ректором Костромской духовной семинарии и настоятелем Богородицкого Игрицкого монастыря. 21 ноября 1858 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. С 21 марта 1859 года – епископ Уфимской и Мензелинский. 13 сентября 1860 года назначен епископом Томским и Енисейским. С 25 мая 1861 года именовался Томским и Семипалатинским. 14 ноября 1864 года уволен на покой. Скончался 3 июня 1865 года от апоплексии. Епископ Порфирий известен как опытный юрист и твердый защитник духовенства от притязаний со стороны светских властей. Он уделял много внимания делу миссионерства, особенно на Алтае. Им основан в Томске женский монастырь. При всей разносторонней и положительной деятельности епископа Порфирия в его жизни имели место случаи, о которых неодобрительно отзывались его современники, в частности, Московский митрополит Филарет. Однажды преосвященному Порфирию Святейшим Синодом секретно было поручено произвести ревизию Томской духовной семинарии. Он с необыкновенной ревностью взялся за порученное дело, повел следствие, задержал на довольно продолжительное время назначенных на новые места ректора и инспектора духовной семинарии, по жалобе которых действия преосвященного были признаны неправильными и несправедливыми. Вследствие этого, а также на основании жалоб, поступавших в Синод от других лиц, была назначена ревизия епархии, после которой он был уволен на покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Игнатий определён 20 янв. 1732; до 1744. Киприан , 1755–60, перев. в Игрицкий. Досифей 19 июля 1761 перев. в Соловецкий. Варсонофий в 1761 перев. из Спасо-Геннадиева; в 1763 уволен на покой. Киприан (паки) 1763 перев. из Чухломского Авраамиева; † в дек. 1763 ... Иона 1764 перев. из Игрицкого. 15 Авраамиева Чухломская (собора Пресв. Богородицы) Верхняя пустынь основана учеником св. Авраамия Городецкого Пафнутием, на реке Ваге. Упразднена. [III, 63; VI, 169, 956.] Строит. Авраамий Петелин , 1702–5. Игум. Варсонофий , 1705–9; † ... – Авраамий , 1737 (sic). Галицкого уезда, Верхней пустыни чёрный поп Тихон , 1672. 16 Авраамиева (положения пояса Богородицы) 276 пустынь на Галицком озере, в 8 верстах от Новозаозерского монастыря, основана учеником св. Авраамия Городецкого Алексием. Упразднена после 1740 г. [III, 63; V, 590.] Против этих строк в подлиннике помечено: «пересмотреть» Игумены Иоасаф , 8 дек. 1605. Савин , в янв. 1607. Сергий , в янв. 1616. Против этих игуменов в подлиннике помечено: «пересмотреть». Строители Александр , 1623. Матфей , 1679, 81, 1702–5. Никодим , 1705–8. Герасим , Ризположенский игум., в сент. 1633. Великой пустыни Строит. Дионисий , 1641 и 42. – Евфимий Нелидов , 1666, 67, 68, 1669, в окт. 1673, 74. Ризположенский игум. Феодосий , в мае 1650, 1651, 52 (Чухломской осады). Он же Великопустынский в июле 1650, 26 дек. 1658, в мар., сент. 1659,1660, 62; Галицкого Авраамиева – 1665; Галицкой Ризположенской Великой пустыни – 28 дек. 1665. Галицкого уезда, Чухломской осады, Великой пустыни: Чёрный поп Андрей , в апр. 1679. – Матфей , в сент. 1680. Галицкого Авраамиева (какого?) чёрный поп Павел Озеров , в июне 1678, в мар., июле 1679. 17 Железноборовский Предтечев (Рождества Иоанна Предтечи) основан св. Иаковом в 1415 г., от города Буя в 15 верстах; 10 нояб. 1686 г. был приписан к Донскому. Ныне заштатный. [IV, 116, 118.] Игумены Св. Иаков Железноборовский † 5 мая 1451. Нифонт , 1536–42. Тихон , 1570. Мисаил , 14 янв. 1582. Иоасаф , 1598 и 99. Иродион , 5 янв. 1600.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подписных иконописных произведений мастера сохранилось очень мало, значительный ряд икон приписывается ему на основании косвенных источников и стилистического сходства с достоверными работами, в т. ч. монументальными. Некоторые подписные иконы Н. известны только по упоминаниям в источниках и лит-ре, в частности «Богоматерь Феодоровская» в Богоотцовской ц. в Костроме (1659; известна по старой фотографии), «Спас Нерукотворный» в Никольской ц. Богородицко-Игрицкого в честь Смоленской иконы Божией Матери мон-ря под Костромой (ок. 1688). Сохранившиеся подписные произведения: напрестольный крест в серебряной оправе, вложенный мастером в свой приходский храм свт. Николая Чудотворца в Десятильничем дворе (1686, ГММК), и «Св. Троица (Гостеприимство Авраама)», предположительно происходящая из Троицкого Пахомиева Сыпанова мон-ря в Нерехте (1690, собрание икон при Фонде ап. Андрея Первозванного). К достоверным произведениям мастера относится также образ «Господь Вседержитель на престоле» из местного ряда иконостаса Феодоровской ц. в Ярославле (1687, ЯИАМЗ), история создания к-рого изложена в Повести о построении Николо-Пенской и Феодоровской церквей кон. XVII в. Этот же источник сообщает, что в 1669 г. по заказу жителя Толчковской слободы Ивана Плешкова Н. написал для того же храма мерный список чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. Вероятно, это та икона, которая находится в храме в наст. время. Св. Троица (Гостеприимство Авраама). Икона. 1690 г. Иконописец Гурий Никитин (собрание икон при Фонде ап. Андрея Первозванного) Св. Троица (Гостеприимство Авраама). Икона. 1690 г. Иконописец Гурий Никитин (собрание икон при Фонде ап. Андрея Первозванного) Среди приписываемых Н. произведений, где его авторство считается бесспорным,- иконы: «Мученики Кирик и Иулитта» из ц. прор. Илии в Ярославле (1680-1682, ЯИАМЗ), «Спас Великий Архиерей, с припадающими евангелистом Иоанном Богословом и вмч. Димитрием Солунским» из ц. ап. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе (1687, КГОИАХМЗ), «Успение Богоматери» из Троицкого Сыпанова монастыря в Нерехте (80-е гг. XVII в., КГОИАХМЗ), «Богоматерь Феодоровская, со сказанием об образе» из ц. Спаса на Запрудне в Костроме (80-е гг. XVII в., КГОИАХМЗ), «Богоматерь Феодоровская, со сказанием об образе» (80-е гг. XVII в., ц. Спаса на Запрудне в Костроме). К ним же на основании стилистического сходства можно отнести большой образ «Седьмой Вселенский Собор» из Новодевичьего мон-ря (кон. 70-х гг. XVII в., ГИМ), икону «Господь Вседержитель (Спас Смоленский), с Марфой и Марией и клеймами Страстей» из ярославской ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Мокрого) (ок. 1686, ЯИАМЗ). К работе мастеров круга Н. относятся также 6 праздничных икон из придела прп. Варлаама Хутынского ц. прор. Илии в Ярославле (80-е гг. XVII в., ЯХМ), к-рые имеют сходство как с его произведениями, так и с работами др. костромских иконописцев, в частности Сергея Рожкова.

http://pravenc.ru/text/2565430.html

Н. Померанцева, НГОМЗ), где И. показан в левой группе, в центре 2-го ряда сверху. Если на иконах такого типа И. представлен одним из мн. Новгородских святых (прорись с иконы XVIII в.- Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 398-399; икона кон. XIX в. из ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде), то на нек-рых иконах избранных Новгородских чудотворцев (в т. ч. входивших в большие иконные ансамбли) его образ занимал одно из главных мест. Так, согласно описи 1749 г., в новгородском Софийском соборе находилась настолпная икона с изображением И. вместе с преподобными Антонием Римлянином, Александром Свирским, Саввой Вишерским, Варлаамом Хутынским, Никандром Пустынножителем (Псковским?), Николой (юродивым Николаем Кочановым?) и с образом Божией Матери «Знамение» вверху (Описи имущества новгородского Софийского собора. 1993. Вып. 2. С. 78; Описи имущества Софийского собора 1833 г.//НИС. 2003. Вып. 9(19). С. 528). И. в рост, в рубахе, со сложенными на груди руками показан в правом нижнем клейме на иконе кон. XIX в. с врезным крестом-мощевиком нач. XVIII в. (частное собрание), в других клеймах - Новгородские святители Моисей, Иоанн, Иона и Евфимий. В числе многих избранных святых И. (в нижнем ряду в отдельном клейме, одет в рубаху; рядом - блж. Максим Московский и прав. Артемий Веркольский) изображен на кресте с частицами мощей 278 святых в Богоявленском соборе костромского Анастасиина монастыря (кон. XVIII в., происходит из Богородицко-Игрицкого мон-ря). Редким примером парного изображения И. и прав. Артемия является икона 1846 г. (НГОМЗ): вместе с 2 св. отроками в белых рубахах представлен арх. Рафаил (вероятно, под воздействием поздней иконографии арх. Рафаила с отроком Товией, к-рому здесь уподобляются рус. святые). Образ И. включался в композицию «Собор русских святых»: на поморских иконах кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. письма мастера-старообрядца П. Тимофеева (ГРМ) и на прориси с нее ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 460-461), 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл.

http://pravenc.ru/text/200241.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009