Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Романова А. А. К истории Игрицкого монастыря и списка чудотворной иконы Смоленской Богоматери Рецензия на: Семенова А. В. Игрицкий монастырь и его святыня/Авт.-сост. А. В. Семенова; науч. ред. А. Г. Авдеев. Кострома: Костромская епархия Русской Православной Церкви, 2015. 280 с., ил. Игрицкая Смоленская икона Божией Матери, явленная в урочище Игрище на реке Песошне в 15 км от Костромы в 1-й половине 1620-х гг., – одна из древних святынь Костромской земли. К сожалению, в настоящее время местонахождение образа неизвестно: он был похищен в 1982 г. из Воскресенского храма села Любовниково, где хранился после прекращения богослужений в Игрицком монастыре в начале 1930-х гг. сохранилась только копия XIX столетия, хранящаяся ныне в Александро-Антониновском храме Костромы. Вышедшее летом 2015 г. издание по истории Богородицкого Игрицкого монастыря относится к возрождающемуся жанру историко-статистических описаний монастырей, который был широко распространен в литературе 2-й половины XIX – начала XX в., а потом, по понятным причинам, прекратил свое существование. Богородицкий Игрицкий монастырь Костромской епархии не имел прежде полного печатного описания, и вообще, по характеристике автора, может быть назван «забытой обителью». Так, и в период существования монастыря публикаций, посвященных Игрицкой иконе и Песошенской обители, было очень немного. В библиографическом списке, приводимом в исследовании, значится 15 печатных работ – преимущественно статей в периодических и справочных изданиях. Впрочем, некоторые справочные материалы по истории монастыря в список не включены в то же время как отдельные работы в библиографическом списке посчитаны заметки, публиковавшиеся частями в местной периодике (с. 265–266). Восстановлению памяти о святыне и ее почитании способствует исторический очерк монастыря (часть 1), в котором, в частности, уточняется время обретения иконы. Большинство списков Сказания о явлении иконы датируют это событие 12 июня 7132(1624) г., однако более ранний, если сравнивать с литературными памятниками, документальный источник по истории монастыря – челобитная 1642 г. 1-го строителя Игрицкого монастыря старца Гурия царю Михаилу Федоровичу – содержит иную датировку – 7130(1621/22) г., и эта дата, что достаточно убедительно показывает автор, более точная.

http://sedmitza.ru/lib/text/6033382/

Песочное. Богородицкий Песоченский Игрицкий мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1624. Адрес: Россия, Костромская область, Костромской район, Бакшеевское сельское поселение, деревня Песочное. Координаты: 57.696089, 40.692766 Проезд:Недалеко от трассы Ярославль - Кострома, на границе двух этих областей. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Богородицкий Игрицко-Песоченский мужской монастырь расположен в окрестностях Костромы, при речке Песочне. Построен на месте явления в 1624 году Игрицкой Песоченской иконы Богоматери. В Богородицком монастыре были четыре храма: в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, во имя святителя Николая Чудотворца, во имя преподобных Онуфрия и Петра Афонских и в честь Рождества Христова. Игрицко-Песоченская икона Божией Матери находилась в Игрицком мужском монастыре, в пустыни, называемой Игрицкой при р.Песочне. Икона обретена 12 июля 1624 г. в с. Савицком, недалеко от Костромы, где жил боярский сын Емилиан Исаев Севрюг. Он лишился зрения и в течении 5 лет искал помощи у врачей, но все было напрасно. И вот, однажды, крестьяне его, пася овец в пустыни Игрица, пришли к церкви очень ветхой, готовой обрушиться. Пастухи вошли в церковь и увидели на престоле икону Божией Матери, держащей на руках Иисуса Христа, как будто только что написанную. Они помолились с благоговением и поспешили рассказать своему боярину. Емилиан обрадовался и послал в Кострому за своим духовным отцом Феодором, чтобы он пришел отслужить молебен. Молебен был совершен с водоосвящением. Когда святой водой священник стал кропить икону, вода вбиралась в нее, как в губку, только на очах долго держалась и потом стекала, как струя. Священник покропил святой водою слепого Емилиана и он прозрел. На месте явления иконы был устроен Песоченский монастырь на правом берегу Волги, в 16 км от Костромы. В XVI в. на месте монастыря существовала пустынь св. Николы Великорецкого. В рукописном сказании о явлении Смоленской - Игрицкой иконы говорится, что во время царствования царя и великого князя Иоанна Васильевича Грозного в 1530 г. постиг Россию великий мор, который достиг Костромских пределов и пустынь опустела на 54 года. После обретения иконы Смоленской Божией Матери 12 июля 1624 г., видя многочисленные исцеления от иконы, горя усердием послужить Богородице, нашлись иноки, которые основали монастырь. Это были благочестивые мужи, жители города Костромы: Потапий, Григорий и Карп. С этого началось созидание обители.

http://sobory.ru/article/?object=23808

Агафангел, архиепископ Волынский и Житомирский (Соловьев Алексей Федорович (или Михайлович)) Родился 8 февраля 1812 года в селе Ильинском Шуйского уезда Владимирской губернии в семье священника. Окончил Владимирскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию. 2 июня 1835 года окончил курс Московской духовной академии со степенью магистра богословия и определен бакалавром той же академии на кафедре толкования Священного Писания . Вскоре был назначен библиотекарем академии. С 10 марта 1842 года – инспектор Московской духовной академии. 21 сентября 1842 года переведен ректором Харьковской духовной семинарии и настоятелем Старо-Харьковского Куряжского монастыря. 22 октября 1842 года возведен в сан архимандрита. С 21 сентября 1845 года – ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Костромского Богоявленского монастыря. 19 февраля 1849 года в связи с упразднением Богоявленского монастыря переведен настоятелем Игрицкого Богородицкого монастыря. 20 января 1854 года назначен ректором Казанской духовной академии с присвоением ему звания настоятеля первоклассного монастыря. В этот период был председателем учрежденного при Казанской духовной академии редакционного комитета по изданию журнала «Православный собеседник». 31 марта хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 6 февраля 1860 года – епископ Вятский и Слободской. С 17 июня 1866 года – епископ Волынский, священноархимандрит Почаевской Успенской лавры. 31 марта 1868 года возведен в сан архиепископа. Скончался 8 марта 1876 года в г. Житомире. Личность преосвященного Агафангела и его деятельность характеризуются двумя периодами: преподавательско-административным и архипастырского служения. В первый период он характеризовался в несколько сатирическом тоне. Знавшие его так о нем говорили: недалекий и односторонний по образованию, он умел подделаться к архиепископу Казанскому Григорию, закупая раскольничьи рукописи и прикидываясь необычайным любителем русских древностей. Желая оправдать недостаток и односторонность своего образования, он постоянно твердил студентам: «Светская наука и литература – это обширная пустота». Эта бессодержательная фраза всегда возбуждала смех между студентами, которые относили ее (фразу) прямо к ректору.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Прп. Назарий Валаамский. Портрет. 1-я четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) (Кондратьев Николай Кондратьевич; 1733 (дек. 1736 (?), дек. 1738 (?), 1739 (?)), с. Аносово Кадомского у. Шацкой пров. Воронежской губ., ныне пос. Ермишь Рязанской обл.- 4.03.1809, Саровская в честь Успения Пресв. Богородицы пуст., ныне г. Саров Нижегородской обл.), прп. (пам. 23 февр., 7 авг. в Соборе Валаамских святых, 28 июля в Соборе Тамбовских святых), игум., настоятель Спасо-Преображенского Валаамского монастыря . Род. в семье причетника ц. во имя арх. Михаила Кондратия и его супруги Мавры. В 1752 г., при строителе иером. Исаакии, пришел в Саровскую в честь Успения Пресвятой Богородицы пустынь , где прожил 3 года под духовным руководством иеросхим. Варлаама (в 1738-1743 строитель Богородицко-Игрицкого в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыря ; 4 мая 1764). Узнав о подвижнической жизни архимандрита астраханского в честь Преображения Господня монастыря Мефодия (Петрова; 1776), Николай по благословению духовника отправился в Астрахань. После хиротонии 10 мая 1758 г. архим. Мефодия во епископа Астраханского и Ставропольского Николай нес послушание его келейника. 20 дек. 1761 г. пострижен в монашество с именем в честь мч. Назария Римлянина (пам. 14 окт.). Постриг совершил крестовый иером. Никифор в присутствии еп. Мефодия в приписном к архиерейскому дому Покровском мон-ре. 22 окт. 1762 г. еп. Мефодием Н. рукоположен во диакона. Стремясь к уединению, Н. просил о возвращении в Саровскую пуст., на что его благословил еп. Мефодий, отправив соответствующие письма саровскому строителю иером. Ефрему (Короткову) 26 янв. 1764 г. и духовнику иеросхим. Варлааму 16 марта того же года. 26(?) мая 1764 г. Н. был уволен из Астрахани и в июне возвратился в Саровскую пуст. (указ Владимирской духовной консистории был получен 28 сент. 1764). С 12 марта 1765 г. почти год Н. находился на послушании во Владимире у еп. Павла (Гребневского) при архиерейском доме. Вернувшись в Саров, он исполнял чреду священнослужения, нес клиросное послушание, а также шил для братии камилавки и плел четки. 4 мая 1770 г. Н. без благословения удалился из Саровской пустыни в лес, поселился в шалаше, но, заболев, вернулся в обитель. Ему определили епитимию: на полгода «в черную работу», по средам и пятницам соблюдать сухоядение, в церкви во время литургии класть по 50 земных поклонов.

http://pravenc.ru/text/2564620.html

Вениамин II, архиепископ Иркутский и Нерчинский (Благонравов Василий Антонович) Родился в 1825 году в Тамбовской губернии в семье священника. В 1846 году окончил курс Тамбовской духовной семинарии и поступил студентом в Казанскую духовную академию. 27 августа 1849 года (на последнем курсе академии) пострижен в монашество, а 9 октября того же года рукоположен во иеродиакона. В 1850 году окончил академию со степенью магистра, 31 октября определен бакалавром той же академии на кафедру церковной истории и 20 ноября рукоположен во иеромонаха. С 1852 года – помощник инспектора Казанской духовной академии. 28 ноября 1856 года возведен в сан архимандрита. С 21 апреля 1857 года – профессор Казанской духовной академии. 21 января 1858 года назначен инспектором той же академии. С 22 апреля 1858 года – ректор вновь открытой Томской духовной семинарии. С 23 августа 1861 года – ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Богородицкого Игрицкого монастыря. 20 мая 1862 года хиротонисан во епископа Селенгинского, викария Иркутской епархии, и назначен начальником Забайкальской духовной миссии. 4 июня 1868 года вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. С 18 марта 1868 года – епископ Камчатский. С 31 марта 1873 года – епископ Иркутский. 16 апреля 1878 года возведен в сан архиепископа. 30 августа 1887 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. В конце 1890 года избран почетным членом Московской духовной академии. Скончался 2 февраля 1892 года. Погребен в Иркутском кафедральном соборе. По отзыву историка Казанской духовной академии профессора Знаменского, архиепископ Вениамин в академии отличался талантливостью, редкой любовью к занятиям науками и безукоризненным исполнением всех требований тогдашней строгой дисциплины. Другие современники его сообщают, что он читал курс церковной истории так подробно, что студенты прозвали его «махиной в 1001 лист», находя в нем сходство с арабскими сказками «Тысячи и одной ночи». В его лекциях не было ни строгой научной системы, ни логического порядка, а все они были пропитаны монашеским духом и главное внимание обращали на высоту подвигов восточных аскетов, на темы о нестяжательности монахов, о целомудрии, смирении и т. п. Общий взгляд архиепископа Вениамина на науку выражался словами, которые он часто говорил студентам: «Что вы, господа, все хотите рассудком исследовать? В примраке-то лучше и спокойнее...» Очевидно, этими словами он хотел предупредить студентов, что не все в мире может быть познано рассудочным путем, и там, где тайна непостижима для разума, небезопасно освещать вопрос по своему личному разумению.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Викторин, епископ Подольский и Брацлавский (Любимов Валентин Дмитриевич) Родился 17 апреля 1821 года в селе Лисине Калужской губернии в семье священника. В 1843 году по окончании курса Калужской духовной семинарии рукоположен в сан священника. 30 января 1850 года поступил в братство Пафнутьева Боровского монастыря Калужской епархии. 19 сентября 1850 года принят в Санкт-Петербургскую духовную академию. 20 октября 1852 года пострижен в монашество. 31 октября 1853 года назначен инспектором Смоленской духовной семинарии. 18 апреля 1855 года удостоен степени магистра. 14 апреля 1857 года возведен в сан архимандрита. С 15 сентября 1857 года – бакалавр Санкт-Петербургской духовной академии, а 13 ноября назначен инспектором той же академии. С 29 октября 1858 года – ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Игрицкого Богородицкого монастыря. С 30 ноября 1860 года – ректор Тифлисской духовной семинарии и настоятель Тифлисского Спасо-Преображенского монастыря. С 24 декабря того же года – член Грузино-Имеретинской синодальной конторы. 3 ноября 1868 года хиротонисан во епископа Чебоксарского. С 7 декабря 1874 года – епископ Полоцкий. С 6 марта 1882 года – епископ Подольский. Скончался 21 августа 1882 года. Из жизни преосвященного Викторина, еще в бытность его священником, известен случай пастырского самоотвержения. В 1848 году в сильный разгар холеры позвали о. Валентина на городскую площадь к заболевшему холерой приезжему крестьянину. Больной лежал на мостовой, мучимый судорогами и рвотой. Отец Валентин нагнулся к больному, исповедал его и, воспользовавшись моментом прекращения рвоты, причастил его. Но лишь он вложил в уста больного Святые Дары, как рвота у больного началась снова. Отец Валентин не растерялся, нагнулся, отыскал лжицею в рвотном извержении частицу Святых Даров, вынул ее, положил в сосуд и тут же на глазах народа с водою сам употребил ее. И после этого отец Валентин остался цел и невредим, в то время как другие, которые так заботливо оберегали себя от всякого сношения с холерными, умирали.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Порфирий, епископ Томский и Семипалатинский (Соколовский Павел Иванович) Родился в 1811 году в Нижегородской губернии в семье священника. Первоначально обучался в Нижегородской духовной семинарии. В 1832 году поступил в Московскую духовную академию. 14 сентября 1835 года пострижен в монашество; 26 сентября рукоположен во иеродиакона; 8 июля 1836 года – во иеромонаха. 15 августа 1836 года, по окончании курса духовной академии со степенью магистра, определен инспектором Оренбургской духовной семинарии. С 1837 года – член Оренбургской духовной консистории. 22 мая 1845 года возведен в сан архимандрита. С 10 октября 1846 года – инспектор Симбирской духовной семинарии. 16 апреля 1849 года перемещен инспектором Тамбовской духовной семинарии. 13 июля 1851 года назначен ректором Тобольской духовной семинарии и настоятелем Тобольского Знаменского монастыря. 4 мая 1854 года перемещен ректором Костромской духовной семинарии и настоятелем Богородицкого Игрицкого монастыря. 21 ноября 1858 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. С 21 марта 1859 года – епископ Уфимской и Мензелинский. 13 сентября 1860 года назначен епископом Томским и Енисейским. С 25 мая 1861 года именовался Томским и Семипалатинским. 14 ноября 1864 года уволен на покой. Скончался 3 июня 1865 года от апоплексии. Епископ Порфирий известен как опытный юрист и твердый защитник духовенства от притязаний со стороны светских властей. Он уделял много внимания делу миссионерства, особенно на Алтае. Им основан в Томске женский монастырь. При всей разносторонней и положительной деятельности епископа Порфирия в его жизни имели место случаи, о которых неодобрительно отзывались его современники, в частности, Московский митрополит Филарет. Однажды преосвященному Порфирию Святейшим Синодом секретно было поручено произвести ревизию Томской духовной семинарии. Он с необыкновенной ревностью взялся за порученное дело, повел следствие, задержал на довольно продолжительное время назначенных на новые места ректора и инспектора духовной семинарии, по жалобе которых действия преосвященного были признаны неправильными и несправедливыми. Вследствие этого, а также на основании жалоб, поступавших в Синод от других лиц, была назначена ревизия епархии, после которой он был уволен на покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

архиепископ Агафангел (Соловьев) (08.02.1812–08.03.1876) История Русской Православной Церкви Священное Писание Ветхого Завета Агафангел (Соловьев), архиепископ Волынский и Житомирский Известен как пастырской, так и научно-образовательной деятельностью, просветительством (в частности способствовал выходу в свет ряда журналов христианской направленности). Биография В миру Соловьёв Алексей Федорович (или Михайлович), родился 8 февраля 1812 года в селе Ильинском-Телешове Шуйского уезда Владимирской губернии в семье священника. Брат-близнец Михаила Соловьева, преподавателя Владимирской духовной семинарии. В 1826 году окончил Шуйское духовное училище по I разряду, в 1832 году - Владимирскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию. 2 июня 1835 года, будучи еще студентом, принял монашество и 20 июня 1836 года рукоположен во иеромонаха. 20 августа 1836 года окончил курс Московской духовной академии со степенью магистра богословия и определен бакалавром той же академии на кафедре толкования Св. Писания. 8 октября 1838 года был назначен библиотекарем академии. В 1841 года назначен соборным иеромонахом Троице-Сергиевой лавры. 28 февраля 1842 года назначен инспектором Московской духовной академии. 21 сентября 1842 года переведен и назначен ректором Харьковской духовной семинарии и настоятелем Старо-Харьковского Куряжского монастыря. 22 октября 1842 года возведен в сан архимандрита. С 21 сентября 1845 года - ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Костромского Богоявленского монастыря. 19 февраля 1849 года в связи с упразднением Богоявленского монастыря переведен настоятелем Игрицкого Богородицкого монастыря. 20 января 1854 года назначен ректором Казанской духовной академии с присвоением ему звания настоятеля первоклассного монастыря. В 1855 году стал председателем учрежденного при Казанской духовной академии редакционного комитета по изданию журнала " Православный собеседник " . 31 марта 1857 года хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Патриаршее приветствие организаторам и участникам создания комплекса «Детская деревня» на Игрицком подворье Ипатьевского монастыря 2 жовтня 2008 р. 14:30 На территории бывшего Песоченского Богородице-Игрицкого монастыря (ныне Игрицкое подворье Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря ) при поддержке финансовой корпорации «УРАЛСИБ» планируется возведение комплекса «Детской деревни» — центра для проживания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приветствие по случаю закладки комплекса «Детская деревня» направил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Организаторам и участникам создания комплекса «Детская деревня» и «Дом молодежи» на Игрицком подворье Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря Костромской епархии Ваше Высокопреосвященство, владыка Александр, уважаемые Игорь Николаевич и Андрей Леонидович, дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно приветствую организаторов и участников создания комплекса «Детская деревня» и «Дома молодежи» — центра для проживания, воспитания и профессионального обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мы к сожалению видим, что в жизни современного общества традиционные ценности семейных отношений во многом утрачены. Печальными реалиями наших дней, явившимися результатом ослабления семейных уз, стали сотни тысяч сирот, беспризорников, детей, лишенных родительского внимания или воспитывающихся в неполноценных семьях. Главная причина этого упадка — в оскудении любви, в нравственной распущенности, в утрате чувства ответственности за близких и родных. Наше внимание и искреннее участие призваны помочь детям, обделенным родительской лаской и воспитанием, стать достойными и полноценным гражданами нашего Отечества. Будем помнить, что основы отеческой православной веры, заложенные в душу подростка с детства, со временем могут стать твердым фундаментом, несокрушимой скалой, возвышающей его над бурными волнами житейского моря. Живая религиозная вера позволяет душе, укрепленной благодатью Божией, стойко переносить жизненные невзгоды, оставаться чистой и незапятнанной во всех жизненных обстоятельствах. Искренне надеюсь, что ваши труды по созданию комплекса «Детская деревня» и «Дом молодежи» внесут свой посильный вклад в развитие системы семейно-замещающих форм воспитания детей-сирот, послужат делу нравственного оздоровления общества и созидания жизни нашего народа «в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви» (2 Кор. 6, 6). Божие благословение да пребывает со всеми вами! +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208368...

Песочное. Богородицкий Песоченский Игрицкий мужской монастырь. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Смоленской иконы Божией Матери Год постройки:1686. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Костромская область, Костромской район, Бакшеевское сельское поселение, деревня Песочное Координаты: 57.697095, 40.694761 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1624 г. строителем монастыря старцем Гурием был выстроен первый деревянный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери с приделом святителя Николая. В XVII веке существовало, что видно из монастырских описей, деревянная церковь, 12 келий, амбар, поварня, вокруг монастыря ограда, за которой размещался конюшенный двор и земельные угодья. В последней четверти XVII в. появляются первые каменные постройки. В 1686 г. был выстроен каменный храм Пресвятой Богородицы Смоленской (по внутреннему устройству он напоминал Костромской Успенский собор) - одноэтажный, пятиглавый. Престол был устроен из кипарисового дерева. Иконостас столярной работы, резной, по левую сторону от царских врат находилась чудотворная икона Смоленской Божией Матери с рукоятью внизу, риза на ней была устроена в 1808 г. серебряная, вызолоченная, с венцом и короною. Рукоять также была обложена серебром, у иконы на полях было 12 изображений круглых, на которых изображены явления и чудеса Пресвятой Богородицы Игрицкой. Внизу была надпись: " Явление иконы Пресвятой Богородицы Одигитрии было в 1624 г. " . На обороте иконы был написан образ святителя Николая, с серебряной ризой, позолоченной, с гладким венцом и 4 рубинами, митра и евангелие были черневые. Информация с сайта: www.Kostroma-eparhia.ru Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=41489

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010