Викторин, епископ Подольский и Брацлавский (Любимов Валентин Дмитриевич) Родился 17 апреля 1821 года в селе Лисине Калужской губернии в семье священника. В 1843 году по окончании курса Калужской духовной семинарии рукоположен в сан священника. 30 января 1850 года поступил в братство Пафнутьева Боровского монастыря Калужской епархии. 19 сентября 1850 года принят в Санкт-Петербургскую духовную академию. 20 октября 1852 года пострижен в монашество. 31 октября 1853 года назначен инспектором Смоленской духовной семинарии. 18 апреля 1855 года удостоен степени магистра. 14 апреля 1857 года возведен в сан архимандрита. С 15 сентября 1857 года – бакалавр Санкт-Петербургской духовной академии, а 13 ноября назначен инспектором той же академии. С 29 октября 1858 года – ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Игрицкого Богородицкого монастыря. С 30 ноября 1860 года – ректор Тифлисской духовной семинарии и настоятель Тифлисского Спасо-Преображенского монастыря. С 24 декабря того же года – член Грузино-Имеретинской синодальной конторы. 3 ноября 1868 года хиротонисан во епископа Чебоксарского. С 7 декабря 1874 года – епископ Полоцкий. С 6 марта 1882 года – епископ Подольский. Скончался 21 августа 1882 года. Из жизни преосвященного Викторина, еще в бытность его священником, известен случай пастырского самоотвержения. В 1848 году в сильный разгар холеры позвали о. Валентина на городскую площадь к заболевшему холерой приезжему крестьянину. Больной лежал на мостовой, мучимый судорогами и рвотой. Отец Валентин нагнулся к больному, исповедал его и, воспользовавшись моментом прекращения рвоты, причастил его. Но лишь он вложил в уста больного Святые Дары, как рвота у больного началась снова. Отец Валентин не растерялся, нагнулся, отыскал лжицею в рвотном извержении частицу Святых Даров, вынул ее, положил в сосуд и тут же на глазах народа с водою сам употребил ее. И после этого отец Валентин остался цел и невредим, в то время как другие, которые так заботливо оберегали себя от всякого сношения с холерными, умирали.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

930 и близком к нему списку из сборника Моховикова, в издании подробно не рассматриваемом (Научная библиотека МГУ, Отдел рукописной и редкой книги, 302, л. 625–646). Неизвестно когда, но не ранее 1692 г. (начало строительства каменного Смоленского собора в монастыре) на основе «Сказания» была создана «Повесть», впоследствии вошедшая в «Рай мысленный» А. Н. Третьякова (собр. Титова, 3716). В свою очередь редакция «Рая мысленного» легла в основу краткой редакции «Повести», предназначенной, как полагает автор исследования об Игрицком монастыре и его святыне, для чтения в праздничные дни в монастыре, и представленной списками из собрания Соловецкого монастыря и собр. Титова 1749. Большинство списков всех выявленных редакций датируются временем в пределах 2-й трети XVIII в., однако списки ГА ИО и Муз. 5148 созданы значительно позднее, в 1824 и 1825 гг. С учетом разнообразия вариантов текста, представленных в списках, а почти каждый вновь вводимый в научный оборот список вносит коррективы в схему соотношения списков, можно предположить, что в эти периоды – условно говоря, в середине XVIII в. и в середине 1820-х гг. – наблюдался всплеск интереса к Игрицкой святыне. Судить об этом можно не только исходя из того, что текст «Сказания» копировался, но и по тому, что он переделывался, а кроме того, получил распространение за пределами монастыря – свидетельством чему является сборник «Рай мысленный», составленный А. Н. Третьяковым, и не только он. Естественно было бы предположить, что выходом в свет новой книги процесс выявления прежде неизвестных списков «Сказания» об иконе не завершится. Так, еще один список «Сказания» можно уже сейчас указать в Музейском собрании ГИМ (ГИМ, Музейск. собр., ед. хр. 3194; 2 о , 537 л.). Это сборник середины XVIII в., включающий список икон Богоматери, сопровождаемый гравированными изображениями (без названия, начало: «1. Сия Пресвятыя Богородица икона написася от святых апостол по Вознесении Господни в 15 лето, 5961, бяше же в Гепсимании идеже гроб Пресвятыя Богородицы…»), а также несколько сказаний о Богородичных иконах.

http://sedmitza.ru/lib/text/6033382/

Более подробное описание этой книги есть дело библиографа, а не историка. Риторике и поэзии учили по запискам. Рукописных записок по этим предметам есть много в семинарской библиотеке. И в административном отношении Костромскую семинарию мы находим в это время в более благоустроенном виде. Кроме учителей, в ней был уже и смотритель или надзиратель. Назначить его, может быть, заставило Преосвященного то, что семинария переведена была из Ипатьевского в Семеновский монастырь и, следовательно, стала дальше от непосредственного надзора владыки. Первым смотрителем семинарии был, как мы уже видели, иеромонах Анастасий, сначала экзаменатор и учитель епаршеской школы, потом наместник Ипатьевского монастыря, далее, с 9-го ноября 1753 года, игумен монастыря Железноборовского, с 29-го июля 1754 года, присутствующий в консистории и, наконец, с 10-го октября 1754 года, игумен Богородицкого Игрицкого монастыря. Преосвященный Геннадий указом Святейшего Синода от 1-го августу. 1757 года уволен от управления епархией; пои после отбытия его из Костромы, семинария уже не закрывалась, ученики не расходились по домам, и продолжали учиться в Семеновском монастыре. Так как в ведомостях об урожае хлеба весьма не справедливо было показываемо количество этого урожая и всегда в уменьшенном виде, то, после отбытия Преосвященного Геннадия, 10 декабря 1757 года, консисторией положено хлебный сбор заменить сбором денежным, по количеству участков пашенной земли; так что всех денег в сборе по Костромской и Галичской провинциям должно быть 355 руб. 9 коп., каковую сумму и велено было представить в консисторию в январе 1758 года, и впредь представлять оную каждогодно в феврале месяце неотменно. Отец протоиерей Диев полагает, что сбор хлеба от монастырей по три. коп., а от церквей по одной коп. происходил за каждую урожайную четверть хлеба. Но этого из протокола консистории не видно. Да и как бы считать урожайные четверти хлеба, когда по словам протокола, многие священно-церковно-служители показывают знатно отбывая платежа оного семинарского хлеба, яко бы у них на церковной земле и в урожае никакого хлеба не бывает. Напротив, по делу видно, что четвертями назывались известные участки пашенной земли; потому что в протоколе прямо говорится, что по ведомостям 1735, 36 и 37 годов, при монастырях и пустынях в Костромской и Галичской провинциях пашенной земли оказалось 1114 1 / 2 , а при церквях 7229 1 / 2 четвертей в поле, а в двух потому ж; итого в трех полях состоит 25032 четверти. За эти-то четверти, или участки, и платились деньги. Тогда уже не могло быть обмана. Это распоряжение присуждено было консисторией представить для достодолжного рассмотрения, будущему Преосвященному. В прочем и после этого распоряжения сбор на семинарию хлебом, по крайней мере из некоторых мест, продолжался еще и в 1759 году. Семинария при преосвященном Дамаскине (Аскаронском)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. муч. Евстафия анкирского, † ок. 316 г. Вас. Петр. Акад. Мст. Терн. Хил. М. Р. (Остр. и Ап. 346 июля 7. Шиф. Сирм. 1429 июля 29. И621 июля 14. Мил. 31 июля). Св. муч. Акакия при Ликинии, † ок. 321 г. в Милите карийском. Вас. Петр. 241. М. В. (МГр. 88 авг.). Св. муч. Иулиана из Далматии, † при Антонине Пие (138– 161) в Атине или соседнем городе Соре в Италии. Ч. М. (М. Г. 37 янв. †.). Празднество иконы Смоленской пресв. Владычицы Одигитрии. Прислана из Царьрада в 1046 году черниговскому князю Всеволоду Ярословичу. 1621. 1639. 1646. В в. известна служба. Канон монаха Игнатия, после митрополита никейского. Служба. (Абис. у Люд. 7 сент. Иконы Богоматери, писанные Лукою). Праздненство образу пресв. Богородицы Гребневской . 1866. Мес. вс. св. Киев. Мес. Икона сия, бывшая уже чудотворною, принесена в Москву из города Гребени Велик. Князем Димитрием Донским после победы над Мамаем в 1380 г. и доныне находится в Церкви ее имени. (См. Слава Пресв. Владычицы). II. Освящение храма Богородицы в Диакониссовых . ( ν τος Δεκκον -. 240. Сирл. (Тур. 14 мая и 19 ноября. Храм Богородицы в Диакониссовых с женским монастырем между Ириною и Софиею построен Олимпием при Феодосии В., восстановлен после пожара патр. Кириаком † 606 г. Дю-Канж IV. 87). Муч. Дросиды в златоплавильной яме. 1370. Пр. Ирины из Каппадокии, лежащие в монастыре Хрисоволанта в Константинополе, † 921 г. 240. Клар. Пространное житие в Деяниях св. сн. Штадлера. Пр. Павла ксиропотамина, † 820 г. 1370. Афон. патер. III. Седмиезерной смоленской иконы Богоматери. Явилась в XVII в. Находится в Седмиезерной пустыне в 17 верстах от Казани. Сн. 26 июня и 13 октября. Игрицкой смоленской иконы Божией Матери в Игрицком монастыре костромском епархии. Явилось в 1624 г. Смоленской иконы Богоматери в костромском Богоявленском монастыре. Югской иконы Божией Матери в Югской пустыне ярославской епархии. Принесена в 1615 году из Псково-Печерского монастыря старцем Дорофеем. Смоленской иконы Богоматери в Сергиевской Лавре . Явилась в 1730 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Но со временем самое письмо на иконе по разным причинам стало утрачивать первоначальную свежесть и видимо нуждалось в некотором обновлении. Известны три обновления Феодоровской иконы, совершенные по усердию и повелению царственных особ, при чем сохранены все существенные черты явленной иконы. В первый раз обновление этого образа разрешено грамотами царя Михаила Феодоровича и патриарха Филарета Никитича от 20 апреля 1636 года и совершено 4 мая того же года при архимандрите Ипатиева монастыря Тихоне и соборном протопопе Феодоре. Второе обновление Феодоровской иконы Богоматери было «по обещанию от скорби и по челобитью дияка Иакова Поздышева» с разрешения царя Феодора Алексеевича и московского патриарха Иоакима в апреле 1677 года при архимандрите Ипатиева монастыря Антонии и протопопе Сергии и было торжественно празднуемо со всем церковным благолепием; обновление состояло в том, что на изображение была наложена новая олифа. В третий раз Феодоровская икона обновлена в царствование Елизаветы Петровны в 1745 году с благословения Святейшего Синода, живописью изографа города Ярославля иерея Иоанна Андреева, при первоназначенном на Костромскую епархию (но не бывшем на ней) епископе Симоне Тодорском, при соборном протопопе Иакове, под наблюдением богоявленского архимандрита Никанора и игрицкого игумена Досифея . Несомненно, что Феодоровская икона Богоматери явилась князю Василию Ярославичу без всяких наружных украшений, но в таком виде оставалась, конечно, недолгое время. Князь Василий после известной чудесной победы над татарами вблизи города Костромы «повеле чудотворную икону Пресвятыя Богородицы украсити златом и сребром и каменьем драгим и бисеры многоцветными и жемчуги осадити драгими». Далее известно, что царь Михаил Феодорович, глубоко благоговея пред Феодоровской иконой Божией Матери, за год до своего прибытия 10 сентября 1620 года пешком в город Кострому нарочито для поклонения этой великой святыне, в чувстве благодарности по случаю заключения 1 декабря 1618 года мира с беспокойной Польшей, прислал доселе сохраняющиеся в соборной ризнице драгоценные украшения к этой иконе: так называемые рясны или привески длиной более полуаршина при ширине в один вершок, низанные в решетку по золотистой фольге крупным жемчугом, с золотыми колодками и кольцами, из коих первые украшены изумрудами, яхонтами и бурмицкими зернами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

В. Богородицкий Песоченский Игрицкий монастырь, 2 класса, в 15 верстах от Костромы, при реке Песочне. Построен на месте явления в 1624 году Игрицкой Песоченской иконы Богоматери. Эта святая икона явилась пастухам боярского сына Емельяна, по прозванию Севрюка, из рода Исаевых, которые однажды, загнав скот в глухое местечко, называемое Игрица, откуда берет начало маленькая река Песочня (Костромской губернии) и где находилась полуразвалившаяся церковь во имя святого Николая чудотворца, увидели в этой церкви на святом престоле образ Богоматери. Хотя эта церковь, пребывавшая со времени свирепствовавшей в той местности (в 1571 году) чумы в запустении, была очень ветха и близка к разрушению, но увиденный в ней пастухами, к их чрезвычайному удивлению, образ Божией Матери был как будто только что написанный. Возвратившись домой, пастухи передали своему господину о виденном. Емельян немедленно послал в Кострому за своим духовным отцом, священником Троицкой церкви Федором, чтобы он посетил место обретения святой иконы, взяв с собою все, что нужно для совершения молебна. Составилось торжественное шествие к месту явления новой иконы, где все и было найдено в том самом виде, как рассказывали первые очевидцы. Священник отслужил перед образом Пресвятой Богородицы водосвятный молебен; при окроплении святою водою новоявленной иконы, совершилось от нее первое чудо: святая вода входила в икону, «как в губку», и оставалась только на очах Пресвятой Богородицы, потом потекла из очей, как струя. Тогда священник окропил этою водой Емельяна, уже пять лет бывшего слепым, и он тотчас прозрел. Вскоре при Песоченской церкви поселились привлеченные славою чудес новоявленной святой иконы любители иноческой жизни, которыми и было положено начало святой обители, где и доныне пребывает чудотворная святая икона, празднуемая в монастыре по дню ее явления 12 июня. По своему нынешнему виду эта святая икона представляет собою копию с Смоленской иконы Богоматери. Ежегодно в среду 9-й недели по Пасхе совершается со святою иконой торжественный крестный ход из монастыря в Кострому. Кроме чудотворной иконы Богоматери, в монастыре находится чудотворный образ святителя Николая. При монастыре школа для мальчиков и девочек.

http://sobory.ru/article/?object=23808

С лета 2000 г. мироточит икона Сергия Радонежского и 7 других икон. В алтаре Богоявленско-Анастасииного собора находится небольшой складень-мощевик (точная копия подлинника, хранящегося ныне в Церковном музее в Ипатьевском монастыре), в котором кроме мощей святых, имеются частицы Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы. Ещё одной святыней, находящейся в соборе, является величественный Крест с частицами мощей 278 святых из Богородицкого Игрицко-Песоченского монастыря. В раке, установленной рядом с киотом чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери, почивают ныне святые мощи старца Тимона Надеевского – ученика и духовного другавеликого святого Русской земли прп Серафима Соровского. Мощи старца Тимона были обретены на месте его блаженного упокоения в бывшей Николо-Надеевской пустыни Костромской епархии. В настоящее время на территории Богоявленско-Анастасииного женского монастыря располагаются Костромское епархиальное управление и Костромская духовная семинария. При обители действуют богадельня во имя святой равноапостольной Марии Магдалины и детский приют для девочек-сирот во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Вместе со старушками и девочками в монастыре насчитывается более 100 насельниц. Возрождается прежняя традиция совершать крестный ход с чудотворной Феодоровской иконой через весь город, на который 16/29 авг. собираются более 10 тыс. людей из разных областей и весей. На территории обители располагается Костромская митрополия РПЦ со своей церковной структурой: Храмы [ править править код ] Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма Деятельность монастыря [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Почитаемые праздники Контакты [ править править код ] Адрес: 156000, Россия, г. Кострома, ул. Богоявленская, 26. Телефон : +7 (4942) 31-34-86 , +7 (4942) 31-47-07 Электронная почта: is-ke@yandex.ru Сайт: http://богоявленско-анастасиин-м.рф Паломнику [ править править код ] Богослужения [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский-...

Приняв в свое владение и заведование полуразрушенный Богоявленский монастырь и решившись на трудный подвиг восстановления его и вместе устранения давно общепризнанных неудобств Крестовоздвиженской обители, первая игуменья обоих монастырей Мария, пламенно горевшая духом достохвальной ревности о Боге, вознамерилась вскоре же положить начало своим великим и незабвенным трудам восстановлением прежде всего Богоявленского соборного храма, который, как многовековая святыня, привлекал к себе общее и особенное сочувствие граждан Костромских. 10 марта в том же 1864 г. был Высочайше утвержден новый план Богоявленского собора; по нему древний храм должен был составить один алтарь к обширному храму, имеющему пристроиться с западной стороны, причем предположено было кругом древнего здания Богоявленского собора по прежнему устроить с трех сторон пристройки, – но в несравненно обширнейшем размере. При этом все дело восстановления обители возлагалось на усердие доброхотных дателей. Ни от общества, ни от правительства еще не было представлено никаких вещественных средств для возобновления монастырских храмов и для устроения новых для инокинь келий; последнее правда отложено было до другого более удобного времени. И однако же в твердом уповании на помощь Божию начало наступившего лета признано было благоприятным временем для того, чтобы положить начало возобновления древнего собора. Для закладки большой пристройки к нему избран был день 12 мая, имевший особенно важное значение в истории Богоявленского мужского монастыря. Для этого торжества теперь сюда принесены были чудотворные иконы: из кафедрального собора Феодоровская икона Богоматери, из Ипатьевского монастыря Тихвинская св. икона, из Запрудненской церкви Нерукотворенный образ Спасителя, из Богородицкого Игрицкого монастыря принесена в дар и благословение обители копия с чудотворной Смоленской иконы Б. Матери. Когда в 7 часов утра 12 мая на западной башне, обращенной навсегда в монастырскую колокольню, начался благовест в большой Богоявленский колокол, отличавшийся редкою гармоничною звучностью, как бы оправдывавшею известную нам надпись на нем, звук этого колокола, издавна хорошо знакомый городским старожилам, невольно вызвал в них радостные возгласы: «хозяин заговорил! хозяин воротился домой и созывает гостей».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Прп. Назарий Валаамский. Портрет. 1-я четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) (Кондратьев Николай Кондратьевич; 1733 (дек. 1736 (?), дек. 1738 (?), 1739 (?)), с. Аносово Кадомского у. Шацкой пров. Воронежской губ., ныне пос. Ермишь Рязанской обл.- 4.03.1809, Саровская в честь Успения Пресв. Богородицы пуст., ныне г. Саров Нижегородской обл.), прп. (пам. 23 февр., 7 авг. в Соборе Валаамских святых, 28 июля в Соборе Тамбовских святых), игум., настоятель Спасо-Преображенского Валаамского монастыря . Род. в семье причетника ц. во имя арх. Михаила Кондратия и его супруги Мавры. В 1752 г., при строителе иером. Исаакии, пришел в Саровскую в честь Успения Пресвятой Богородицы пустынь , где прожил 3 года под духовным руководством иеросхим. Варлаама (в 1738-1743 строитель Богородицко-Игрицкого в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыря ; 4 мая 1764). Узнав о подвижнической жизни архимандрита астраханского в честь Преображения Господня монастыря Мефодия (Петрова; 1776), Николай по благословению духовника отправился в Астрахань. После хиротонии 10 мая 1758 г. архим. Мефодия во епископа Астраханского и Ставропольского Николай нес послушание его келейника. 20 дек. 1761 г. пострижен в монашество с именем в честь мч. Назария Римлянина (пам. 14 окт.). Постриг совершил крестовый иером. Никифор в присутствии еп. Мефодия в приписном к архиерейскому дому Покровском мон-ре. 22 окт. 1762 г. еп. Мефодием Н. рукоположен во диакона. Стремясь к уединению, Н. просил о возвращении в Саровскую пуст., на что его благословил еп. Мефодий, отправив соответствующие письма саровскому строителю иером. Ефрему (Короткову) 26 янв. 1764 г. и духовнику иеросхим. Варлааму 16 марта того же года. 26(?) мая 1764 г. Н. был уволен из Астрахани и в июне возвратился в Саровскую пуст. (указ Владимирской духовной консистории был получен 28 сент. 1764). С 12 марта 1765 г. почти год Н. находился на послушании во Владимире у еп. Павла (Гребневского) при архиерейском доме. Вернувшись в Саров, он исполнял чреду священнослужения, нес клиросное послушание, а также шил для братии камилавки и плел четки. 4 мая 1770 г. Н. без благословения удалился из Саровской пустыни в лес, поселился в шалаше, но, заболев, вернулся в обитель. Ему определили епитимию: на полгода «в черную работу», по средам и пятницам соблюдать сухоядение, в церкви во время литургии класть по 50 земных поклонов.

http://pravenc.ru/text/2564620.html

С 1852 года он продолжил служение в академии как помощник инспектора, а 28 ноября 1856 года возведен в сан архимандрита. 21 апреля 1857 года он стал ее профессором, а 21 января 1858 года – инспектором. «По отзыву историка Казанской духовной академии профессора П.В. Знаменского, отец Вениамин в академии отличался талантливостью, редкой любовью к занятиям науками и безукоризненным исполнением всех требований тогдашней строгой дисциплины» . Уже 22 апреля 1858 года он был назначен ректором во вновь открытую Томскую духовную семинарию, где должен был заняться устройством нового учреждения. С 23 августа 1861 года отец Вениамин был ректором Костромской духовной семинарии и настоятелем Богородицкого Песоченского Игрицкого мужского монастыря. 20 мая 1862 года был хиротонисан во епископа Селенгинского, викария Иркутской епархии, назначен начальником Забайкальской духовной миссии и настоятелем Посольского Спаса-Преображенского монастыря. Под руководством владыки Вениамина Забайкальская духовная миссия вступила в новый блестящий период своей деятельности. При нем было обустроено 12 миссионерских станов, где были возведены и церкви. В состав миссии вошло 11 миссионеров: 8 послушников и 3 причетника. Сверх того, выполняли миссионерские обязанности 4 приходских священника. В этот же период прибыл в миссию и иеромонах Вениамин (Грязнов-Никольский) из свияжского монастыря. При резиденции преосвященного Вениамина, в Посольском Спасо-Преображенском монастыре, было открыто миссионерское училище для подготовки способных мальчиков-бурят к миссионерскому служению; такая же подготовка велась и в миссионерских станах. В 1868 году в 12 станах обучалось 23 мальчика, в Посольском училище – 20, из которых впоследствии вышли священно- и церковнослужители и учителя. При Посольском монастыре существовала миссионерская богадельня на 20 человек. В ней помещались больные, престарелые и убогие из новокрещеных с полным содержанием. «Нельзя не удивляться этой необыкновенно энергичной, кипучей деятельности, которую обнаруживал преосвященный Вениамин в устройстве нового для него дела посреди множества затруднений и препятствий, являвшихся со всех сторон, но сила и помощь Божия не оставляла его во всех трудах и скорбях апостольского служения.

http://pravoslavie.ru/31015.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009