Закрыть itemscope itemtype="" > «Этот юбилей – особо значимое для всех православных событие» Депутаты Верховной Рады и общественные деятели Украины просят Патриарха Кирилла благословить проведение Крестного хода в память св. блгв. князя Андрея Боголюбского 08.04.2011 466 Депутаты Верховной Рады и общественные деятели Украины обратились к Патриарху Московскому и всея Руси с просьбой благословить проведение Крестного хода в память святого благоверного князя Андрея Боголюбского. Как отмечается в сообщении, поступившем в нашу редакцию, в текущем году исполняется 900 лет со дня рождения основателя Боголюбского монастыря и великого исторического деятеля Руси благоверного Великого князя Андрея Боголюбского. В связи с чем представители общественности обращаются к Предстоятелю Русской Церкви с просьбой преподать архипастырское благословение на организацию и проведение Крестного хода по пути следования благоверного Великого князя Андрея Боголюбского с Владимирской иконой Божией Матери из г.Вышгорода – пригорода г.Киева ( Украина ) до пос. Боголюбово – пригород г.Владимира (Россия). Предполагаемое время проведения Крестного хода с 24 мая по 1 июля сего года. «Этот юбилей – особо значимое для всех православных событие, ибо будущая слава Владимира, как столицы древнерусского государства началась именно отсюда – из Боголюбова града, Боголюбова монастыря. Святой благоверный Великий князь Андрей Боголюбский был первым после святого равноапостольного Великого князя Владимира созидателем и устроителем Русской земли», - отмечается в пресс-релизе. «В 1155 году князь Андрей Боголюбский, повинуясь откровению свыше, выехал из Киева на северо-восток Руси. Проехав через небольшой, " мизинный " как его называли в те времена, город Владимир, князь вскоре был вынужден остановиться. В 7 верстах от города, на крутом берегу реки Клязьмы, лошади, которые везли возок с чудотворной иконой Божией Матери, внезапно встали и не могли двигаться дальше. Повелев сделать привал, князь всю ночь провел в молитве перед иконой. В полночь ему явилась Сама Пресвятая Богородица и повелела чудотворную икону Свою поставить во Владимире, а на этом месте выстроить храм и основать монастырь. Князь в точности выполнил повеление Богоматери – в 1157 году началось строительство монастыря. Чудотворная икона была названа в честь города – Владимирской и с того времени до сего дня является главной святыней и символом Святой Руси. Кроме того, по повелению князя, была написана икона Богоматери в память о ночном видении, названная Боголюбивой или Боголюбской. Эта икона – первая писанная на Руси. В течение веков от нее происходило множество чудес, главным из которых было спасение осенью 1771 года жителей г. Владимира от моровой язвы, в память о чем был установлен ежегодный крестный ход с Боголюбивой иконой, совершаемый в настоящее время 30 июня из г. Владимира в Боголюбский монастырь», - напоминают инициаторы Крестного хода.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/04/08/et...

Издавна святая церковь прославляла этого великого мужа, который мощной рукой воссоздал на севере царство, рассыпавшееся от междоусобий юга, был светильником веры в обширных своих пределах, начиная от удельного Вышгорода до Великого Киева и Владимира и дальнего Новгорода. Если бы святая церковь и не причла его за благочестивую жизнь и страдальческую кончину к лику своих Святых, то уже одно имя Боголюбского вполне бы выразило всю его святость. Кто другой во всей нашей истории может похвалиться таким прозванием, которое невольно исторгнулось из уст современников? И как близок к сердцу этот Боголюбивый Князь Андрей со своей чудотворной иконой Боголюбской Матери Божией, пред которой он сам написан на коленях в великокняжеской одежде, но без княжеского венца, замененного мученическим. Вот очерк истории жизни и кончины Святого Князя Андрея Боголюбского, соединенный с историей тех священных событий, вследствие которых Благоверный Князь Андрей основал монастырь со святыми храмами и город Боголюбов, а во Владимире построил великолепный храм в честь Успения Богоматери, в котором после страдальческой кончины, последовавшей от злодейской руки Кучковичей, похоронено его святое тело. Время и место рождения Князя Андрея Боголюбского, его пребывание в Вышгороде, отправление в Ростов и остановление ему пути чудесным явлением Богоматери Благоверный и Боголюбивый Князь Андрей, второй сын Великого Князя Киевского Георгия Владимировича Долгорукого-Мономаха, родился в городе Суздале в 1110 году; около 1135 года вступил в брак с дочерью богатого Суздальского боярина Кучки, или Кучковича, владельца тех мест, где ныне Москва. В это время Суздальская область занимала обширные пространства по верхнему и среднему течению реки Волги и по её притокам. Отличаясь суровым климатом, населенная бедными финскими племенами (Весь и Меря), она считалась самым последним уделом между волостями Великого Князя Киевского Владимира Мономаха , а потому и досталась младшему сыну его Юрию (Георгию) Долгорукому. Благодаря деятельности Князя Юрия Долгорукого, этот глухой край вскоре оживился.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лик Пресв. Богородицы. Боголюбская икона Божией Матери. 3-я четв. XII в. Фотография. 1958 г. Фрагмент В то же время мог появиться новый серебряный оклад, заменивший первоначальный, о наличии к-рого свидетельствует отсутствие золотого фона на Б. и. Реставрационные рентгенограммы показали многочисленные следы крепления деталей драгоценного убора иконы, в т. ч. накладных звезд на одежде Богоматери. Эти данные согласуются с летописными известиями о богато украшенных иконах, поставленных кн. Андреем в дворцовой церкви Боголюбова. По мнению Стерлиговой, для Б. и. могла предназначаться золотая «городчатая» коруна с жемчугом и драгоценными камнями (кон. XII - 1-я треть XIII в.; ГММК), позднее входившая в состав убора одноименной иконы из Благовещенского собора Московского Кремля. Остатки серебряной басмы XVI в. на Б. и., зафиксированные на фотографии нач. XX в. (опубл. Н. П. Кондаковым), также могут считаться свидетельством почитания и поновления иконы. В 1820 г. жители Владимира украсили Б. и. сплошным серебряным окладом, к-рый во 2-й пол. XIX в. был дополнен чеканным изображением Боголюбского мон-ря в правом нижнем углу; текст на свитке в руках Богоматери на окладе XIX в. был следующим: «Владыко многомилостиве, Сыне и Боже Мой, молю Тя, да пребудет Божественная благодать на людех Твоих и светозарный луч славы Твоея да нисходит выну на место, Мною избранное». В 60-х гг. XIX в. икону поновлял иконописец И. И. Шорохов, в 1900 г. образ был «исправлен» на средства А. А. Шишкиной. В этот период на икону под оклад была надета срачица, отверстия для ликов и рук были закрыты слюдой. В авг. 1918 г. икона была освобождена от оклада и громоздкого киота и частично раскрыта реставраторами Комиссии по сохранению и реставрации памятников древней живописи в России во главе с Г. О. Чириковым под наблюдением А. И. Анисимова , В. Т. Георгиевского и И. Э. Грабаря , к-рые констатировали ее плохую сохранность. Дополнительные работы по укреплению и расчистке Б. и. проводились в ГЦХРМ (ВХНРЦ) в 1946 (Ф. А. Модоров), 1956 (Н. А. Баранов) и 1958-1976 гг. под рук. Н. Н. Померанцева (реставраторы: Баранов, с 1963 М. В. Романова). В результате были раскрыты лик Богоматери, частично Ее одежды, деисусный чин на верхнем поле, фрагменты первоначальной живописи на поземе и полях. На изображении свитка оставлена запись XIX в. Несмотря на многочисленные утраты, вставки позднего грунта и живописи, реставрационные тонировки, изображение лика Богоматери указывает на близость иконы к образцам столичной визант. живописи XII в. и позволяет предположить, что ее создателем был греч. иконописец или рус. мастер, хорошо знакомый с совр. ему визант. искусством.

http://pravenc.ru/text/149497.html

Статья о походе 1164 г., как правильно было установлено упомянутыми авторами, является сокращением текста летописи типа Лаврентьевской или Троицкой и прямо связана с древним Сказанием о чудесах от иконы Владимирской Богоматери, поскольку трактует успех похода как «чюдо новое Святеи Богородици Володимерьскои». Но Слово об установлении праздника Спаса авторами не проанализировано. Пафос произведения направлен на прославление нового русского праздника, учрежденного в честь успешного похода императора Мануила Комнина на «срацын» и князя Андрея Боголюбского на «болгар», совершенных в один день – 1 августа, на Происхождение Креста Господня. Слово закономерно поставлено в один ряд с рассказами о чудесах от иконы Владимирской Богоматери, поскольку успех предприятия князя Андрея зависел от иконы Богородицы и креста, которые перед ратниками несли «прозвитера два в священных ризах». Источником известия о походе на булгар послужила Троицкая летопись, судя по чтению: «И падоша вси на колену пред Святою Богородицею». В Лаврентьевской летописи читается «удариша челом», в Радзивиловской – «поклонишася», а в Троицкой (судя по отражению ее в Московском своде 1479 г.) содержался ближайший аналог – «и падше вси поклонишася» 232 . Отмечу теперь связь Слова о празднике Спаса со Статьей о походе 1164 г., которая идет далее тематической близости в ряду повествований о чудесах от иконы Владимирской Богоматери. Оказывается, в Слове и Статье 1164 г. использованы две непересекающиеся «половинки» статьи 6672 г. Троицкой летописи: в Статью 1164 г. включен рассказ о начале похода Андрея Боголюбского, а Слово о празднике Спаса основано на летописном известии о взятии нескольких булгарских городов, в том числе «славного» города Бряхимова. Таким образом, с историческими трудами московских книжников второго десятилетия XV века Сказание об иконе Владимирской Богоматери связывают не только заметки «О иконе Одигитрии» и «О ризе Богородицы», но и использование одного летописного источника – Троицкой летописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 4 (168) , (3) . в этом году (за прошлые годы с 2014-10-21) Описание: Икона Божией Матери " Моление о народе " (Боголюбская) Псков (?). Вторая четверть XVI в. Дерево, левкас, темпера. 123,5х98,5 см. Дар И.Л. Силина в Покровский храм 1890 г. Образ Богоматери вызывает в памяти закрепленные за ней христианской традицией уподобления, такие, как «нерушимая стена» или «лествица, достигшая небес». А высокая гора и Христос над нею напоминает о еще одном ее уподоблении — горе, от которой «отсечеся Камень Нерукосечный» (Дан. 2, 45). Оригинальная особенность иконографии образа - отвлеченная трактовка свитка с текстом молитвы Марии: она не держит его, он необычно велик, занимает место почти в центре иконы, и ему придана геометрически правильная форма. В столь внимательном отношении к тексту, который становится объектом изображения, равноправным с другими элементами композиции, явственно сказывается то новое, что отличает художественное мышление XVI в. Как образный строй, так и художественный язык иконы, в особенности ее напряженный колорит, связывают ее с искусством крупнейших художественных центров русского Северо-Запада — Великого Новгорода и Пскова. Личное письмо, моделировка одеяний, характер линейной стилизации позволяют датировать ее 1530-1540 гг. На обороте иконы латунная табличка с гравированной надписью: «Сия икона Боголюбский Царицы Небесной/пожертвована московским купцом/Иваном Лукиным Силиным/на Рогожское кладбище в храм Покрова Прес(вя)т(ыя) Б(огороди)цы,/а риза пожертвована усердием московскими купчихами/Пелагеей Ивановной Миловановой/за упокой Димитрия/и Анной Петровной Мельниковой/за упокой Петра./Зделанная на фабрике Д.М. Шелапутина/декабря 1890 года». Иван Лукич Силин (ок. 1825—1899 гг.) — прихожанин храмов Рогожского кладбища, известный антиквар-букинист, собиратель икон, рукописей и старопечатных книг. Риза на икону была заказана П.И. Миловановой и А.П. Мельниковой за упокой их мужей московских 1 гильдии купцов Дмитрия Осиповича Милованова и Петра Кирилловича Мельникова, два срока (с декабря 1872 по январь 1876 г. и с февраля 1882 по февраль 1885 г.) прослуживших вместе попечителями Рогожского богаделенного дома. Риза (современное местонахождение неизвестно) была выполнена на фабрике прихожанина храмов Рогожского кладбища и щедрого жертвователя Д.М. Шелапутина. В.М. Сорокатый Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Боголюбская Моление О Народе (c предстоящими) " .

http://pravicon.com/image-24391

Успенский храм Богоматери и другие памятники старины во Владимире. Замечательны заботы Андрея Боголюбского об украшении г. Владимира. Сделав этот город столицею своего государства, Андрей Боголюбский принимал все меры к тому, чтобы как можно более возвеличить его. Город Владимир, прежде малый и незначительный, сильно разросся и населился при Андрее. Жители его состояли преимущественно из переселенцев, ушедших к Андрею из южной Руси на новое жительство. Андрей построил во Владимире много церквей. Самою замечательною из них была Успенская. Она положительно поражала современников великолепием и блеском иконостаса, паникадил, стенною живописью и обильною позолотою. По свидетельству летописца, амвон и три церковных двери были обиты золотом и серебром. Иконы были обложены золотом, жемчугом и другими драгоценными камнями. Паникадила и подсвечники были серебряные и золотые. Служебные сосуды, рипиды, три ковчега для хранения св. даров были вылиты из чистого золота и украшены драгоценными камнями. Купол храма был позолочен. Кроме Успенского храма, Андрей Боголюбский построил во Владимире Спасский и Вознесенский монастыри. Каменные храмы этих монастырей отличались также великолепием и богатством украшений. Великий Новгород; особенности страны. Андрей Боголюбский успел подчинить себе большинство русских удельных князей. Голоса Андрея слушались почти все южно-русские города и области во главе с древним Киевом. Менее успешны были его попытки подчинить своей власти вольный город – Великий Новгород. Великий Новгород был главным городом обширной самостоятельной области. Эта область имела некоторые особенности и в самой природе своей, и в истории, и в характере и складе народной жизни. Новгородская область находилась в крайнем севере древней Руси. Она была занята ильменскими славянами, издревле поселившимися здесь среди финских племен – чуди и веси. Вся эта страна была покрыта дремучими лесами и непроходимыми болотами. Такие земли, конечно, не были удобны ни для земледелия, ни для скотоводства.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

Сделавшись христианином, святой равноапостольный князь Владимир захотел отплатить Булгарам за их услугу лучшею услугою. Он послал для проповедования Христианства Булгарам греческого ученого, чтобы Булгары оставили свою скверную и гнусную веру, которую они «неведяще хвалили», как говорил Великий князь 24 . Большинство Булгар не вняли христианской проповеди , но четыре знатных Булгарина сами явились в Киев и здесь просветились Божественным Крещением. «Владимир же чествова их и много удовольствова». В 1006 году был заключен договор между Русскими и Булгарами для свободной торговли. Через 18 лет, во время голода в земле Суздальской Русские привезли отсюда хлеб. Но мир между Русскими и Булгарами не всегда соблюдался. Случалось, что Русские, разбивая, грабили Булгар, за что Булгары нападали на соседние русские города и грабили их. Так в 1088 году был разграблен Булгарами г. Муром. В 1107 году Булгары напали на город Суздаль, истребляли погосты, безжалостно убивали христиан, но молитвами Св. Богородицы Суздальцы избавились от Булгар. Еще более близкие и непрерывные сношения Русских с Булгарами были с того времени, когда вместо Киева центром Русской земли, со времени Юрия Долгорукого и св. Андрея Боголюбского, сделался Суздальский край. Вместе с мирными отношениями тогда чаще появлялись и враждебные столкновения. Тогда многие Булгары переходили навсегда жить в новые русские города вместе с Мордвою и другими инородцами, находившимися в некоторой зависимости от Булгар. Здесь они с течением времени совершенно сливались с Русскими и охотно принимали христианскую веру, а некоторые из них даже были искусными строителями христианских храмов. Одна Булгарка сделалась даже супругою князя Андрея Боголюбского, хотя и не изменилась в своих чувствах к Русским. Она в отмщение князю за то, что он нередко воевал с Булгарами, подговорила убить его. Особенно знаменит поход Андрея Боголюбского, предпринятый в 1164 году, когда Русские шли на Булгар, имея в войске икону Божией Матери (Владимирской) и Спасителя. Князь Булгарский убежал тогда в Билярску, а Русские «ударища челом пред Св. иконою Богоматери 25 с радостью великой, со слезами хвалы и, песни воздающе Ей, шедше взяша их град славный Бряхимов» (Булгар). При этом еще: «все видеша лучи огненные от иконы Спаса нашего Владыки и весь полк его окрест озари» 26 . В память об этом событии, совершавшимся 1-го августа, у нас установлен праздник Честного и животворящего креста 27 . С тех пор разоренный и сожженный г. Булгар долго не мог оправиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Некоторые церкви отличались необыкновенным богатством украшений и утвари, так что составляли предмет удивления для современников. Успенский владимирский собор, построенный Боголюбским, блистал весь золотом, серебром, драгоценными камнями и жемчугом. Амвон и трое дверей церковных обиты были золотом и серебром. Иконы были обложены золотом, жемчугом и другими драгоценными камнями. Многочисленные паникадила и подсвечники были серебряные и золотые. Служебные сосуды, рипиды, три ковчега для хранения святых даров были вылиты из чистого золота и украшены многоценными камнями. Подобным же образом описывает летописец и Рождество-Богородицкую церковь, созданную Боголюбским в Боголюбове: мало того, что в ней были золотые сосуды, рипиды и прочая утварь, многоценные иконы, обделанные крупным жемчугом и другими дорогими камнями, двери, обитые золотом, она вся от верху до низу, по стенам и по столбам, окована была золотом. О позлащении куполов и глав на обеих этих церквах мы замечали. Смоленская церковь архистратига Михаила, построенная князем Давидом Ростиславичем, была такая, что подобной ей, по выражению летописи, не было в полунощной стране, и все, приходившие в эту церковь, дивились ее необычной красоте: иконы в церкви были украшены золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями, и вся она исполнена была богатством. Ростовский епископ Кирилл, по словам очевидца, украсил (1231) ростовскую соборную церковь такими многоценными иконами, что нельзя и описать: он устроил в ней два многоценных кивота, многоценную одежду на престол, сосуды, рипиды и множество другой утвари, сделал прекрасные церковные врата с полуденной стороны, которые назывались Золотыми, внес в церковь честные кресты и многие мощи святых в прекрасных раках. Жители окрестных мест нарочито стекались в Ростов, чтобы подивиться на эту чудную, благоукрашенную церковь . Замечательнейшие иконы, дошедшие до нас от того времени, кроме иконы Владимирской Богоматери, перенесенной Боголюбским из Вышгорода во Владимир, суть: 1) икона Божией Матери так называемая Эфесская: по преданию, она писана святым евангелистом Лукою и находилась в Эфесе, но по просьбе преподобной Евфросинии, княжны полоцкой, бывшей в родстве с греческим двором, прислана ей от императора Мануила за благословением патриарха Луки Хрисоверга.

http://sedmitza.ru/lib/text/435837/

Боголюбская икона Божией Матери Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя (1237-1240) храм в честь Рождества Богородицы был сожжен, и только один Боголюбский образ Божией Матери остался невредимым. 1 июля, 2012 Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя (1237-1240) храм в честь Рождества Богородицы был сожжен, и только один Боголюбский образ Божией Матери остался невредимым. Портал «Слово» К числу немногих сохранившихся домонгольских икон относится чудотворный образ Богородицы Боголюбской , иконы, написанной по воспоминанию о чудесном явлении Божией Матери. В 1157 году святой благоверный великий князь Суздальский Андрей Юрьевич Долгорукий, один из первых собирателей и строителей Российской земли, нареченный за благочестие Боголюбским, покинул Вышгород и направился на свою родину, чтобы перенести в свой удел и утвердить великокняжеский престол на суздальских землях. Святому князю сопутствовала чудотворная икона Владимирской Божией Матери. 18 июня по ст.ст., примерно в десяти верстах от Владимира,   повозка с иконой внезапно остановилась без видимых причин, и лошади не могли сдвинуть ее с места. Во время усердной уединенной молитвы в походном шатре князю явилась Сама Царица Небесная и повелела чудотворную икону поставить во Владимире, а на сем месте устроить церковь и основать монастырь в честь Ее Рождества. Вдохновленный явлением Богоматери, святой князь Андрей повелел написать на кипарисовой доске икону Пресвятой Богородицы такой, как Она явилась ему – стоящею с поднятыми в молитве руками и ликом, обращенным к Господу Иисусу Христу. В правой руке Богородица держала свиток с молитвой к Своему Сыну, да благословит Он место сие, Ею избранное, что и отражено в созданном образе. Над образом Пречистой Девы помещены клейма пяти икон, сопутствовавших князю Андрею в его путешествии: Спасителя, Владимирской иконы Божией Матери, Иоанна Предтечи, Архангелов Михаила и Гавриила. Новонаписанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Пресвятой Богородицы и названа Боголюбивою, или Боголюбскою, по имени города, возникшего рядом с этим богоизбранным местом.

http://pravmir.ru/bogolyubskaya-ikony-bo...

Обустраивал монастырь и сам царь Петр. Кроме обновленной Боголюбской церкви, в 1690 году по указу государя в обители появилась теплая (отапливаемая) церковь преподобного Сергия Радонежского - в память спасения молодого Петра в Троице-Сергиевой Лавре во время известного заговора против него царевны Софьи в 1689 году. Спасение же Петра пришлось на 8 августа (ст. ст.), поэтому позднее в 1744 году статс-дамой Нарышкиной в монастыре была основана и церковь в честь Толгской иконы Божией Матери, празднуемой в тот день. (Образ был после революции передан в Третьяковскую галерею.) Наконец, в 1690 году в монастыре появился новый собор во имя Петра Митрополита, возведенный на месте постройки Алевиза Фрязина. Вновь отстроенный собор был освящен в присутствии царей Петра и Иоанна. Тогда же появились и красивые стены монастыря, дожившие до наших дней. И еще со времен царя Петра в монастыре хранилась икона Богоматери, которая прежде принадлежала некой Мавре Замыцкой, вдове царского стольника, имевшей дом напротив монастыря. И дошел до Петра слух, будто бы вдова злоупотребляет благодатной силой этого образа: собирает кликуш и своей молитвой перед иконой исцеляет их, привлекая других верующих и получая за то немалое вознаграждение. Государь приказал конфисковать все имущество вдовы вместе с образом и домом: с тех пор они стали принадлежать Петровскому монастырю. Кстати, ему же принадлежало и загородное владение по Тверскому тракту, где в XVIII веке был построен путевой дворец Екатерины II, поэтому названный Петровским. Сюда же, в Высоко-Петровский монастырь, в конце XVII века из царской казны был передан уникальный портрет патриарха Никона, во весь рост, выполненный мастером Оружейной палаты. Этот редкий портрет из разноцветного шелка, уже тогда имевший художественную ценность, принадлежал знаменитому князю Василию Голицыну. Все его имущество было конфисковано, когда при царе Петре он попал в опалу. (После революции портрет поступил в Третьяковскую галерею.) Говорят, что Нарышкиных погребали в монастыре до московского «морового поветрия», то есть до эпидемии чумы 1771 года, хотя кроме них в Петровском монастыре были похоронены многие знатные фамилии: Нащокины, Свиньины, Бутурлины. Однако до 1812 года именно каменные гробницы Нарышкиных в Боголюбской церкви были покрыты красным бархатом или сукном, а на каждом надгробии стояли образа святых по тезоименитству захороненных. И когда французские солдаты ворвались в Петровский монастырь, они решили, что в гробах спрятаны несметные сокровища и вскрыли все могилы. Ничего не найдя, они похитили только дорогую ткань. В Боголюбской церкви наполеоновский маршал Мортье, назначенный военным губернатором Москвы, приговаривал к смертной казни москвичей, обвиненных в пожаре. Перед монастырской стеной, выходящей на бульвар, захватчики расстреляли 13 москвичей и повесили их на фонарных столбах с надписью, что они казнены за поджоги.

http://pravoslavie.ru/83.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010