А дело было так. Во второй половине XIV века самаркандский эмир Тимур очень возвысился и обрел власть, несоизмеримую с властью других эмиров. Несмотря на то, что Тимур был инвалидом (он хромал), он был очень сильным мыслителем, мужественным человеком, выдающимся правителем, обладавшим огромной силой воли. Он покорял людей, и они становились его верными слугами и рабами, вступали в его хорошо вооруженное войско, которое подчинялось железной дисциплине и исполняло замыслы умного стратега. И когда это войско, победив Грузию и Армению, дошло до самой Сирии, Тамерлан возымел мечту покорить Русь и двинул свои полчища на север. Трудно сказать, что бы произошло со всеми нашими предками, потому что соотношение сил было совсем не в пользу оборонявшихся, тем более что и град Москва был в то время не столь уж укреплен. И когда народ узнал о надвигающейся угрозе, — а эта угроза стала очевидной, когда по пути к Москве Тамерлан разгромил ордынского хана по имени Тохтамыш, — тогда и встрепенулись наши люди, чтобы создать систему оборону, но ни в чем не преуспели. В конце концов они поняли, что нет у Москвы никакой военной силы, чтобы остановить Тамерлана, и тогда из города Владимира был принесен образ Богоматери, именуемый Владимирским. Перед этим образом горячо молились москвичи, понимая, что нет больше никаких надежд на спасение, кроме как от Господа и Его Пречистой Матери. Все возможные военные, фортификационные и прочие факторы были ничтожны по сравнению с тем, чем обладала армия Тамерлана, покорившая все города к югу от Москвы. Как последнюю надежду, Владимирскую икону Божией Матери, которая была принесена во Владимир Андреем Боголюбским, а ранее из Византии принесена на Русь, с благоговением водворили в град Москву. Все погрузились в пост и молитву, потому что никаких других средств больше не было. И молитва пред чудотворным Владимирским образом Божией Матери была столь сильна, чтобы Тамерлан, не доходя до Москвы, принял решение не брать город. Это решение было невозможно объяснить ни политическими, ни военными факторами, ни даже с точки зрения здравого смысла, — так близка была победа над Московией. Но Тамерлан не предпринимает никаких действий и отступает, так что град наш Первопрестольный Москва остался свободным, и мы веруем и исповедуем, что не силой человеческой, но силой Божией, явленной от Владимирской иконы Царицы Небесной.

http://patriarchia.ru/db/text/5497123.ht...

Почему-то в украинской историографии эта трагедия оказывается первым и последним кровопролитным захватом Киева вплоть до его взятия монголами. Наверное, потому, что все последующие захваты и грабежи Киева никак не вписываются в схему «русские против украинцев». Например, черниговское нашествие 1203 года, названное в киевской летописи бедствием небывалым. Тогда был сожжен Подол, разграблены София, Десятинная и все монастыри, уничтожены все священники и монахи, а девушки отданы половцам в качестве платы за союзничество. Затем последовали жестокий разгром Киева северскими князьями и захват города Даниилом Галицким в 1238 году, когда Батый уже вошёл в пределы Руси. После бесчинств Даниила в некогда культурной европейской столице монголам вообще уже нечего не осталось для поживы. Как объяснял сии деяния в своём шутливо-пародийном « Украинском сатириконе » директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов, «своими грабежами Киева славные галичане совершали геройский поступок, не давая пользоваться всеми украинскими плодами только клятым москалям». И ещё исторической справедливости ради следует заметить, что самым последовательным союзником князя Андрея в его военных походах на землях нынешней Украины был Галицкий князь Володим ирко. Собственно же «Украиной» (Залесской Украиной) и киевляне, и галичане называли в те века как раз Владимирскую землю, где уже расстраивалась Москва . Первый московский кремль построил как раз по распоряжению Великого князя Киевского Юрия Долгорукого его сын - князь Вышгородский Андрей. Однако не в том главная заслуга Андрея Боголюбского перед Русью. Почти столетие - с 1115-го по 1201 год Русь не испытывала нашествий иноплеменников. «Князья, граждане и смерды так к этому привыкли, что даже вообразить не могли, чтобы их кто-то мог затронуть, - писал Лев Николаевич Гумилёв. - Поэтому они... сосредоточили внимание на внутренних склоках, постепенно перераставших в межгосударственные войны. А тем временем романо-германский католический Запад переполнялся силой пассионарности... Однако пока героические бодричи, свирепые лютичи, предприимчивые поморяне и стойкие финны-суоми сдерживали железный натиск на Восток, в Новгороде, Пскове, Полоцке и Смоленске люди чувствовали себя спокойно и уверенно, полагая, что события на Балтике их не касаются. Ах, как легкомысленны они были!».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий поблагодарил реставраторов за семилетний кропотливый труд, за возврат иконы к жизни. Вместе с тем он сказал, что « были смыты тысячи и тысячи слез, которые были пролиты нашим народом за все время существования святого образа. Невозможно оторвать икону от людского сердца. Во все трудные времени люди обращались к Божией Матери, прося ее помощи. И она всегда помогала и спасала нас по нашей Православной вере. И образ Боголюбивой Божией Матери один из таких…». На выставке представлена высококачественная репродукция иконы после реставрации в натуральный размер, на которой восполнены фрагменты авторской живописи, утраченные на подлиннике. Также представлены редкие фотографии и документы из архивов ВХНРЦ им. Грабаря, Государственной Третьяковской галереи, Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Выставка будет проходить до 26 февраля по будним дням. Вход осуществляется по предварительной записи по тел. 8 (499) 763-37-40. Адрес: Москва , ул. Радио, д. 17, к.6. Организаторы приглашают всех желающих посетить эту интереснейшую выставку. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2016/01/30/v_...

Ты не знаешь, скоро ли, долго ли суждено тебе потерпеть, и случится ли, что горькая, темная печаль твоя будет твоей радостью — нечаянной радостью спасения. † Круг моих дум завершается. Минула Боголюбская, дни начали уже укорачиваться. “Петр и Павел — час убавил”. Все эти дни второй половины июня насыщены праздниками икон Божией Матери. Для меня эти дни сейчас, когда пишу, — дни завершения годового круга. Почему так тосковала душа в этом году в Боголюбскую за Литургией? Хорошо, что по существу нет ответа. Потому что наша внутренняя жизнь неизобразима. И попечение о нашем бытии Матери Божией не может определиться словом. Вот предстанет Она душе, милостивая и нежная, — и хорошо, надежно сердцу. Кроткое Ее участие в твоей жизни и твоих тревогах целит и успокаивает. И опять можно жить и дышать, еще продолжать путь вперед, еще понемногу смотрят глаза, и ты прибавляешь шагу и опять расправляешь усталую спину. Еще можно жить. Заступление Матери Божией, тихое, как дуновение теплого ветра, оживотворяет тебя. …Из глубины темно-лилового бокала колокольчика следит за моей жизнью высокий, белый, звездочкой пестик. Из других венчиков они начинают выглядывать на меня. Время колокольчиков совпадает с днями праздников Богоматери, и вот мою душу (сейчас я уже не плачу, напротив, в моем существе — ужасающая сухость и бесчувственность) поддерживает вид белых колокольчиков, во множестве вплетенных в праздничный венок иконы Пречистой. Подходя, я незаметно, чуть-чуть касаюсь венчика и слышу привычный короткий звук. Стенки колокольчика плотные, и этот звук всегда возникает, когда коснешься его венчика. Замедлив у иконы, я различаю в венке еще и кисти наперстянки, кисти своеобразных, бокаловидных белых колокольцов с мелкими коричневатыми крапинками. Но те белые, что звучат, составляют основную гамму венка. Их сейчас много, в пору позднего июня — колокольчиков разной формы и разнообразных соцветий. То они раскидистые на тонких стебельках — нежные полевые колокольчики, то они собраны в мутовки и густо сидят на прямом сочном стебле, и стебель, и сами венчики сочны, клейки, душисты. Их мы собираем по оврагам, близ леса. А в лесу уже раскрываются к этим дням темно-лиловые крупные колокольчики с нежной, легко ранимой тканью венчика, с удлиненным его бокалом — торжественный, значительный вид у всего соцветия. Другие же светлые, почти сиреневые, короткие, открытые и звучащие коротким звуком тоже лесные колокольчики растут в тех местах, где посуше и проглядывает солнце.

http://pravmir.ru/krug-bogorodichnyiy/

Бахметев в сопровождении троих драгунов и двоих гусар поехал сам и нашел, что от Ильинских до Варварских ворот по обе стороны стены стоит множество народа, тысяч до десяти, и большая часть вооружена дубьем. На вопрос, зачем сбежался народ, обер-полицеймейстеру отвечали, что народ сбежался по набатному бою, а набат произошел оттого, что шестеро солдат с архиерейским подьячим пришли для вынутая из ящиков денег, подаваемых Богомольцами на боголюбскую икону Богородицы. Около ящиков стоял караул от московского гарнизона; эти караульные объявили, что не позволят распоряжаться ящиками без позволения своего командира (плац-майора); от этого сначала произошел шум, а потом драка: злодеи побиты, которые хотели образ ободрать и казну, принадлежащую Богоматери, покрасть, а народ собрался стоять за мать пресвятую богородицу до последнего издыхания. Видя, что с своим конвоем из пяти человек он не в состоянии ничего сделать, Бахметев поехал к Еропкину, который жил в своем доме на Стоженке. В Воскресенских воротах он встретил толпу тысяч до трех, бегущую с дубьем по Тверской, Моховой и из Охотного ряда под предводительством мужика с бородою, в синем китайчатом балахоне, который постоянно кричал что есть мочи: «Ребята, поспешайте постоять за мать пресвятую богородицу и не допустите ограбить божию матерь!» Бахметев успел остановить толпу, человек двадцать или больше из нее стали на сторону обер-полицеймейстера и сделались совершенно ему послушными, так что с их помощью «синий балахон» был схвачен и посажен в будку; на Моховой схватили также другого горлана с помощью господских людей. Приехавши к Еропкину, Бахметев услыхал от него: «Делайте все то, что предусмотрите к лучшему; а я вам ни команды, ни способов дать не могу», Бахметев поехал назад, заехал в будку, где посадил «синий балахон», но вместо него нашел в будке только изувеченных людей, приставленных караулить «балахон». Еще прежде, отправляясь к Еропкину, Бахметев послал полицейского майора к народу с требованием, чтоб отдали под полицейский караул архиерейского подьячего и команду, пришедших к образу за деньгами, потому что такие злодеи должны быть наказаны публично, а что прибиты народом – этого мало.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Из монастырских и соборных описей XVI-XVII вв. известно, что такие иконы назывались «Богоматерь Молебная» или «Моление о народе» и отличались от Б. и. (предстоящими, пейзажным фоном, свитком в левой руке Богоматери, иногда изображением облака под Ее ногами). К числу памятников этого типа принадлежат небольшие домашние и большие храмовые иконы, композиции в составе житийных циклов Богоматери (напр., клеймо иконы «Рождество Богоматери, с клеймами земной жизни», сер. XVI в., Устюженский краеведческий музей), а также подвесные пелены. С кон. XVII - нач. XVIII в. в описях встречаются упоминания эпитета «Боголюбская» в отношении древних изображений Богоматери в молении или Богоматери «Моление о народе»: в описи Благовещенского собора Московского Кремля 1680-1681 гг. иконой «Пресвятая Богородица Боголюбская» названа древняя аналойная икона, на к-рой изображена Богоматерь в молении; составители описи московского Успенского собора 1701 г. считали образами Богоматери Боголюбской многочисленные иконы с разными вариантами изображения Богоматери в молении, известные по описям 1-й пол. XVII в. как образы «Пречистыя Богородицы молебные». Появление подобных композиций, родственных памятникам XIV-XV вв. с одиночным изображением молящейся Богоматери (Богоматерь в молении на иконе 30-40-х (?) гг. XV в. (традиционно именуемая «Богоматерь Боголюбская», СПГИАХМЗ) и на пелене Софии Палеолог 1499 г. из Троице-Сергиева мон-ря (СПГИАХМЗ), связано с характерным для рус. искусства позднего средневековья интересом к теме соборной молитвы и заступничества Богоматери за правосл. народ. Определенное сходство икон «Богоматери Молебной» с Б. и. объясняется их общим происхождением от древней визант. иконографии Богоматери Параклисис. Возможно, под воздействием произведений нового типа на древней Б. и. появились изображения свитка в руке Богоматери и Иисуса Христа в правом верхнем углу средника. Среди большого числа копий Б. и. 3-й четв. XVII - нач. XVIII в., связанных с художественной традицией Оружейной палаты, встречаются как точные списки Б.

http://pravenc.ru/text/149497.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Боголюбская Моление О Народе (c предстоящими) " Описания иконы Икона Боголюбская Моление О Народе - описание Источник: PRAVICON.COM В 16—17 веках особо почитались изображения Боголюбской иконы с коленопреклоненным народом (святыми), называемые «Моление о народе». Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Икона «Богоматерь Боголюбская с предстоящими свв. Симеоном Дивногорцем и Никитой столпником». Дерево, левкас, сусальное золото, темпера. 25Х21. Ярославский регион, 1800 г. Файл 17067.jpg:   Размер: 837x1000, 0.84 MPix, 873 Kb. Дата: 2012-05-10, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (263) , (4) . Описание: Икона Божией Матери «Боголюбская» («Моление пресветей Богородицы о мире»). Начало XVIII века. Русский Север. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 89х69,3 см. Икона реставрирована. Имеются тонированные вставки грунта, преимущественно на полях, и потертости красочного слоя и золота. Иконографический тип, к которому принадлежит икона Богоматери «Боголюбская», — один из древнейших в христианском мире. Его появление относится к VI—VII вв. Он восходит к византийской иконе «Богоматерь Агиосоритисса» (греч[...] Файл 23036.jpg:   Размер: 634x800, 0.51 MPix, 130 Kb. Дата: 2014-01-09, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 4 (162) , (6) . Описание: Икона Божией Матери " Моление о народе " (Боголюбская). Москва или Ростов. 1530—1540-е гг. Дерево, левкас, темпера. Древняя икона вклеена в новую доску 25,3х20,8 см. (врезок 22,3х18,8 см.). Происходит из собрания Рахмановых. Дар Л.К. Агафоновой в храмы Рогожского кладбища 12 апреля 1917г. Слева — Богоматерь, стоящая на красном облачке со свитком, на котором написан текст обращенной к Христу молитвы о снисхождении к людям. Перед нею молящиеся святые (в два ряда). Верхний ряд составляют св. Никол[...] Файл 24390.jpg:   Размер: 836x1024, 0.86 MPix, 201 Kb.

http://pravicon.com/icon-36

Описание иконы Боголюбская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " В рассказе о Владимирской иконе упоминалось о переселении благоверного великого князя Андрея Юрьевича из киевских пределов в землю Суздальскую и о перенесении им с собой чудотворной древней иконы Богоматери, получившей имя Владимирской и прославленной в летописях русской земли. Когда князь приближался ко Владимиру, то недалеко от города, на том месте, где теперь расположен Боголюбов монастырь, кони, везшие икону, вдруг были остановлены какой-то невидимой силой, и их никак нельзя было заставить двинуться с места. То же случилось и с новыми лошадьми, впряженными вместо первых. Князь Андрей велел тогда сопровождавшему его иерею Николаю петь молебен Богоматери, а сам, молясь со слезами, дал обет воздвигнуть здесь храм во имя Пречистой Девы. Уединясь в своем шатре, князь продолжал в нем свою молитву. Тут явилась ему Пресвятая Владычица со свитком в правой руке и с левой рукой, простертой на молитву к видимому в воздухе Христу. Богоматерь велела князю Андрею Свою икону поставить во Владим[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) Молитва Пресвятой Богородице перед иконой Боголюбская Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Боголюбская " Молитва первая О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на предстоящия с верою и любовию и покланяющияся Пречистому образу Тв[...] Тропарь, кондак, величание Пресвятой Богородице перед иконой Боголюбская Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Боголюбская (Боголюбивая) " Тропарь, глас 1 Боголюбивая Царице, неискусомужная Дево Богородице Марие! Моли за ны Тебе Возлюбившаго и рождашагося от Тебе Сына Твоего Христа Бога нашего, подати[...] Акафист Пресвятой Богородице перед иконой Боголюбская Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Боголюбской " (Боголюбивой) Кондак 1 Взбранной Воеводе, Боголюбивей Царице, превысшей всякаго создания, Деве и Матери Христа Бога, похвальная восписуем ти раби Твои, Богородице! Ты же, яко Боголюб[...]

http://pravicon.com/icon-34

Лик. Фрагмент иконы «Богоматерь Боголюбская». В процессе раскрытия авторскои живописи. 2015 г. Кажется, Богоматерь Сама решила явить Свой подлинный лик – таким, каким его видел Андрей Боголюбский Мы помним, что на протяжении ХХ века икону не раз реставрировали. Летом 1918 года во время первой государственной реставрации еще не было тех технических возможностей для раскрытия иконы, которые существуют сейчас. Наверное, реставраторам тогда казалось, что вот сейчас икона явит свой первоначальный облик. Но в то время этого не случилось: памятник был в очень тяжелом состоянии, как говорили очевидцы – на грани полного исчезновения живописи как таковой. Не открылась икона и во время реставрации 1963–1978 годов, которую проводила реставратор Центра имени И.Э. Грабаря Мария Васильевна Романова. Она, кроме прочего, убрала с памятника напластования воска, парафина, но раскрыть икону до конца снова не удалось, опять же не было технических возможностей. М.В. Романова за работои над иконои «Богоматерь Боголюбская». 1960-е гг. – Когда мы начинали реставрацию в 2009 году, закрепилось мнение, что Боголюбская икона – «археологическая руина» и живописи там как таковой нет, – рассказывает Александр Горматюк. – Мы считали, что наша задача – провести укрепление, чтобы разрушения не продолжались дальше. Но в процессе выяснилось, что без удаления наслоений невозможно выполнить основную работу по стабилизации сохранности памятника: они влияют на состояние левкаса, красочного слоя. В результате шаг за шагом начали открываться дальнейшие слои и постепенно, сначала на изображении одежд, удалось выявить живопись XII века, потом раскрытие продолжилось – появились руки, затем спустя время специальной реставрационной комиссией было одобрено раскрытие лика, и в 2015 году живопись лика была выявлена. И в этом есть момент чуда. А.А. Горматюк за работои над иконои «Богоматерь Боголюбская». 2015 г. Слой за слоем Мы, зрители, можем хотя бы немного прикоснуться к чуду появления подлинной живописи, увидеть, как происходила реставрация, как снимались наслоения столетий.

http://pravoslavie.ru/159130.html

По церковному праздник этот называется происхождение Честных Древ Честного и Животворящего Креста, а по простонародному – Спасом, или первым Спасом (второй Спас – Преображение Господне, третий – Нерукотворенного образа). В этот же день Св. Церковь воспоминает блаженную кончину ветхозаветных мучеников – семи братьев Маккавеев, матери их Соломонии и учителя их Елеазара. По этой причине праздник 1 августа называется еще у народа Маккавеями. II. Побеседуем сперва о празднике Кресту Господню, а потом о св. мучениках Маккавеях. а) Празднование Честному и Животворящему Кресту Христову в 1-ый день месяца августа установлено как у нас в России, так и в Греческой Церкви, в 11б4 году по следующему случаю: Великий князь Андрей Георгиевич Боголюбский вел войну с болгарами. По благочестивому обычаю всех русских князей, Андрей Боголюбский имел при войске своем Животворящий Крест Господень, икону Богоматери и другие святые иконы, чтобы святыня эта, предносимая перед полками, внушала воинам упование на небесную помощь и подкрепляла собственное мужество. С твердой верой в помощь Божию Андрей Боголюбский шел против врагов своих, болгар, и в самый день битвы 1 августа, когда русские полки теснили полки болгарские, видел осенение воинов своих светом, исходившим от Креста Господня и от св. икон. «Прогнавши врагов и воротившись на место битвы, где войско стояло вокруг святых икон, св. князь Андрей, по словам летописца, пал перед ними и слезами изъявлял благодарение Господу за дарованную победу». К большей славе Креста Господня и к большему утешению всех православных христиан в это же самое время и в один и тот же день и греческий император Мануил одержал при помощи Божией победу над сарацинами (турками). И он, так же как Андрей Боголюбский, видел во время битвы свет, исходящий на воинов от Животворящего Креста Господня и от святых икон, которые предносились перед полками. Великий князь Андрей Боголюбский немедленно после одержанной победы послал об этом уведомление греческому императору, а тот, со своей стороны, сообщил всликому князю о своей победе, и оба христианские государя, восторжествовавшие над своими врагами силой Креста Господня, с благословения греческого патриарха Луки, митрополита русского Константина и епископа Ростовского Нестора (Андрей Боголюбский был тогда еще ростовским князем), для всегдашнего сохранения в памяти сей важной победы установили праздновать в 1 день августа «о милости и человеколюбии Божии Честному Кресту» («Пролог», 1 августа).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010