Закрыть itemscope itemtype="" > [Видео] Из Почаева начался Крестный ход в честь святого благоверного князя Андрея Боголюбского Игорь Друзь о молитвенном шествии по территории Украины и России 26.06.2012 1005 Время на чтение 3 минуты С 23 июня на Украине начался Крестный ход в честь святого благоверного князя Андрея Боголюбского (XII в.), который, как известно, княжил в Вышгороде и во Владимире, ныне, увы, находящихся на территории разных государств, основав десятки храмов, сокрушив врагов Руси булгар и других агрессоров. Крестный ход идет по Украине из Почаевской Лавры к далекому Свято-Боголюбскому монастырю Владимирской области России. По России проведение Крестного хода благословила Московская Патриархия. Его организаторами с российской стороны являются благотворительный Фонд им. Князя Андрея Боголюбского, международное движение «За веру православную». Со стороны Украины - общественная организация «Народный Собор» Украины. Также организации хода по украинской территории содействует известная юридическая структура «Православная правозащита», созданная по личному благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира. Паломники несут благодатные святыни, в т.ч. - большие и красивые Владимирскую и Боголюбскую иконы Богоматери, которые прошли десятки тысяч километров по Украине, России и Белоруссии, воцерковляя народ, исцеляя, «сшивая» разорванную Русь. Около ста человек самых разных социальных слоев, образовательного уровня, возраста, посетят десятки храмов, святых икон, источников. На сегодня Крестный ход прошел вокруг Почаевской Лавры, затем доехал до Киева на автобусах, прошел возле Киево-Печерской лавры и Вышгорода, потом, уехав оттуда, обошел вокруг центральных храмов г.Чернигова. По сравнению с прошлым годом масштаб проведения Крестного хода св. бл. князя Андрея Боголюбского стал значительно больше. В том числе увеличился и масштаб его проведения по Украине. Поэтому на этот раз его было решено провести из Почаевской Свято-Успенской Лавры. В прошлом году организаторы попросили о содействии Митрополита Вышгородского Павла, который и благословил «старт» Хода из Вышгорода. Тогда этого было достаточно. Но в этом году было решено обратиться за содействием лично к Блаженнейшему Митрополиту Владимиру (Сабодану). Обращение написала участвующая в мероприятии с украинской стороны общественная организация «Православная правозащита», созданная по благословению Предстоятеля. Он не имел никаких возражений против такого масштабного, миссионерского Крестного хода, и поэтому крестоходцы встретили горячий прием духовенства в Почаеве, Киеве, Чернигове.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/06/26/vi...

Архив Икона Божией Матери Боголюбская Празднование 18 июня/1 июля Дева днесь предстоит Сыну, руце Свои к Нему простирающи, святый князь Андрей радуется, и с ним Российская страна торжествует, нас бо ради молит Богородица Превечного Бога. Кондак Пресвятой Богородице в честь иконы Ее Боголюбской Икона Божией Матери Боголюбская Ныне насчитывается немногим более трех десятков доподлинно «домонгольских», то есть написанных еще до Батыева нашествия, русских икон. Среди них и несколько образов Богородицы в том числе «Великая Панагия» из Ярославля, иконы «Знамение» Новгородская, «Умиления» Белозерская, Печерская-С венская... К ним принадлежит и чудотворная икона Богородицы Боголюбская, исполненная утонченнейшей пластики и удивительной одухотворенности. Написан этот образ в 1157 году. Примечательно, что целых девять лет пребывал он при княжьем дворе, в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове, рядом с другой великой чудотворной иконой, впоследствии поименованной Владимирской, пока ту не перенесли в Успенский собор града Владимира (а оттуда в 1395 году - в Москву). Тем самым Боголюбская, одна из первых икон, написанных русскими мастерами, словно бы переняла благодатную силу соседствовавшего с нею прижизненного (письма апостола Луки) образа Пречистой, став своего рода палладиумом первых шагов церковной и государственной самостоятельности Северо-Восточной Руси. Еще в 1155 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский покинул киевский Вышгород, чтобы перенести в свой удел и утвердить великокняжеский престол на суздальских землях; взял он с собою и чудотворный образ Царицы Небесной. Когда князь подъехал к Владимиру на расстояние семи верст, кони, везшие повозку с чудотворной, замерли как вкопанные. Благочестивый князь узрел в этом знамение и дал обет устроить на том месте обитель во имя Пречистой. Помолившись, он был удостоен видения Богородицы, в правой руке державшей свиток, а левую простершей к Сыну Своему. Такой и изобразили княжеские мастера Богоматерь на иконе, написанной в память об этом событии (происшедшем 18 июня) и установленной в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове. Название для этого пригородного дворца (впоследствии вокруг него разрастется и предместье Владимира) избрал сам князь, узревший, что «Матерь Божия возлюбила место сие».

http://pravoslavie.ru/put/050701103326.h...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Этот юбилей – особо значимое для всех православных событие» Депутаты Верховной Рады и общественные деятели Украины просят Патриарха Кирилла благословить проведение Крестного хода в память св. блгв. князя Андрея Боголюбского 08.04.2011 466 Депутаты Верховной Рады и общественные деятели Украины обратились к Патриарху Московскому и всея Руси с просьбой благословить проведение Крестного хода в память святого благоверного князя Андрея Боголюбского. Как отмечается в сообщении, поступившем в нашу редакцию, в текущем году исполняется 900 лет со дня рождения основателя Боголюбского монастыря и великого исторического деятеля Руси благоверного Великого князя Андрея Боголюбского. В связи с чем представители общественности обращаются к Предстоятелю Русской Церкви с просьбой преподать архипастырское благословение на организацию и проведение Крестного хода по пути следования благоверного Великого князя Андрея Боголюбского с Владимирской иконой Божией Матери из г.Вышгорода – пригорода г.Киева ( Украина ) до пос. Боголюбово – пригород г.Владимира (Россия). Предполагаемое время проведения Крестного хода с 24 мая по 1 июля сего года. «Этот юбилей – особо значимое для всех православных событие, ибо будущая слава Владимира, как столицы древнерусского государства началась именно отсюда – из Боголюбова града, Боголюбова монастыря. Святой благоверный Великий князь Андрей Боголюбский был первым после святого равноапостольного Великого князя Владимира созидателем и устроителем Русской земли», - отмечается в пресс-релизе. «В 1155 году князь Андрей Боголюбский, повинуясь откровению свыше, выехал из Киева на северо-восток Руси. Проехав через небольшой, " мизинный " как его называли в те времена, город Владимир, князь вскоре был вынужден остановиться. В 7 верстах от города, на крутом берегу реки Клязьмы, лошади, которые везли возок с чудотворной иконой Божией Матери, внезапно встали и не могли двигаться дальше. Повелев сделать привал, князь всю ночь провел в молитве перед иконой. В полночь ему явилась Сама Пресвятая Богородица и повелела чудотворную икону Свою поставить во Владимире, а на этом месте выстроить храм и основать монастырь. Князь в точности выполнил повеление Богоматери – в 1157 году началось строительство монастыря. Чудотворная икона была названа в честь города – Владимирской и с того времени до сего дня является главной святыней и символом Святой Руси. Кроме того, по повелению князя, была написана икона Богоматери в память о ночном видении, названная Боголюбивой или Боголюбской. Эта икона – первая писанная на Руси. В течение веков от нее происходило множество чудес, главным из которых было спасение осенью 1771 года жителей г. Владимира от моровой язвы, в память о чем был установлен ежегодный крестный ход с Боголюбивой иконой, совершаемый в настоящее время 30 июня из г. Владимира в Боголюбский монастырь», - напоминают инициаторы Крестного хода.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/04/08/et...

Е.Н. Погожев Икона Пресвятой Богородицы Владимирская Эта икона, благословение московского дворянства Наследнику Цесаревичу Алексею Николаевичу по случаю первого пребывания Его в древней столице, представляет собою Собор Московских чудотворцев, окружающих величайшую святыню Москвы, Владимирскую икону Богоматери. Москва называется часто в древних летописях «Домом Богоматери». Рост Москвы и ее значение таинственно связаны с собором Успения Богоматери. Этот собор заложен собирателем Земли Русской, великим князем Иоанном Даниловичем Калитой, по совету московского первосвятителя Петра. Прозорливый святитель предрек князю, что великая судьба ожидает Москву, если князь поставит в юном городе храм, достойный Богоматери. Царица небес, покрывающая всесильными покровом Своими все православное Русское царство, особенно взыскала милостями Своими царствующий град Москву. Не раз заступлением Богоматери Москва была чудесно спасаема от гибели. И орудием чудес Своих над Москвой Богоматерь избрала Свою икону Владимирскую. Сколько событий, сколько воспоминаний из русского прошлого! Евангелист Лука, по преданию, писал эту икону и, окончив труд свой, показал его Богоматери. Пречистая произнесла тогда: «Отныне ублажат Мя вси роди» и прибавила: «Благодать Рождшагося от Меня и Моя с сею иконою да будет». И эта всесильная благодать Богоматери обращала в бегство могущественные полки, умилостивляла грозный гнев Божий, хранила Москву от бед или из бед возносила ее к высшей славе. Икона Владимирская из Иерусалима перешла в Царьград, оттуда в двенадцатом веке перенесена в Россию. Благоверный великий князь Андрей Боголюбский перевез икону в свою столицу, Владимир на Клязьме, и в два года воздвиг для нее великолепный собор. Икона ходила в поход Андрея против Камских Болгар, и пред решительной битвой князь, молясь пред иконой, воскликнул: «Всяк уповаяй на Тя, Владычице, не погибнет...» Болгары были разбиты, и, когда на поле битвы стали петь молебствие, совершилось великое знамение: в виду всего войска от иконы заблистал свет, озаривший всю местность.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > История византийской Владимирской иконы Богоматери И ее влияние на русскую иконографию 07.09.2023 1258 Время на чтение 11 минут Согласно легенде икона Владимирской Богоматери попала в Константинополь из Иерусалима в V в. н. э. при Императоре Феодосии. На Руси икона привезена из Византии в начале XII века (ок. 1131 года), как подарок Юрию Долгорукому от патриарха Луки Хризоверха. Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Князь Андрей Боголюбский перевез икону во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование) в 1155 году. При нашествии полчищ татарского хана Батыя, когда 7 февраля 1237 года Владимир подвергся страшному разорению, икона осталась совершенно целой и невредимой, как верный залог спасения русского народа в будущем. История Боголюбской иконы Божией Матери прямо взаимосвязана с Владимирской и является одной из древнейших чудотворных икон Древней Руси, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского (память 4 июля) в память о Ее явлении ему. Св. блг. кн. Андрей Боголюбский увозит Владимирскую икону Божией Матери из Вышгорода во Владимир. Миниатюра Лицевого летописного свода. XVI в. Время написания Владимирской иконы Божией Матери, XII век, относится к так называемому комниновскому Возрождению (1057 – 1185). Этот период в византийском искусстве характеризуется предельной дематериализацией живописи, осуществляемой за счет прорисовки ликов, одежд многочисленными линиями, белильными движками, подчас прихотливо, орнаментально ложащимися на изображение. Владимировская икона. XII в. Константинополь (?). По церковному преданию икону написал евангелист Лука Изображение относится к типу Елеуса (греч. милующая от λεος – сострадание, сочувствие), Элеуса, Умиление – один из основных типов изображения Божьей Матери в византийской и древнерусской иконописи. Среди чтимых константинопольских икон базилики Богородицы во Влахернах мог быть образ Богородицы «Ласкающая», возможным его списком некоторые исследователи (О.Е. Этингоф. «Образ Богоматери», М., 2000г., С.,149) признают Владимирскую икону Божьей Матери. Одним из аргументов в пользу этой версии выступает близость форм почитания обеих икон в Византии и на Руси. Они обе были выносными, связанными с традицией пятничных крестных ходов из Влахерн в Халкопратию.

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/07/...

Боголюбово. Боголюбский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Свято-Боголюбский монастырь основан в 1158 г. св. кн. Андреем Боголюбским. Церковь Рождества Богородицы пристроена к палатам князя - самой старой сохранившейся гражданской постройке России. Главный храм в честь иконы Боголюбской Божьей Матери возведен в 1866 г. Укрепленная загородная резиденция великого князя выдерживала сравнение даже с лучшими образцами дворцового строительства романского Запада. В отделке храмов кроме барельефной резьбы необычайно широкое применение получил своеобразный прием оковки порталов и барабанов куполов золоченой медью. Впечатление золотых листов производили блестевшие медные плиты пола боголюбовского собора, в состав которого была введена и круглая скульптура. Особенно яркое впечатление производил белокаменный замок Андрея Боголюбского. Его красота предопределялась самим местом расположения — на высоком берегу Клязьмы, откуда открывалась величественная панорама на заречные леса, устье реки Нерли и далее на раскинувшиеся во все стороны бескрайние просторы. Окруженный каменной стеной с воротами, он включал в себя целый комплекс дворцовых построек, группировавшихся вокруг площади, вымощенной плитами. Арочные переходы с башнями, внутри которых располагались винтовые лестницы, соединяли княжеские покои с дворцовым Рождественским собором. Перед ним на площади возвышался " святой шатер " , поставленный на тонкие колонки. Из книги Косточкин В. Древнерусские города. М., Искусство. 1972, стр. 36 Боголюбов Рождественский Богородицкий монастырь, 1 класса, на реке Клязьме, в 10 верстах от города Владимира, при селе Боголюбове. Построен около 1158 года святым князем Андреем Боголюбским 4 июля на месте явления ему Богоматери (см. 21 мая), с главным храмом во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Подле этого храма святой князь построил другую каменную церковь во имя святого Леонтия, создал каменные ворота для монастыря и на них каменную церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного. Для украшения созданной обители святой князь не щадил никаких издержек. Эта обитель была разоряема в 1178 году рязанским князем Глебом и половцами, в 1239 году Батыем, в 1382 году Тохтамышем.

http://sobory.ru/article/?object=00184

Боголюбская икона Божией Матери в Боголюбове, Владимирской области (1157) 18 июня/1 июля 1 июля, 2008. Редакция " Правмира " Однажды, разговаривая с своими боярами о чудесах, бывающих от св. Икон, узнал он, что в Вышгородском девическом монастыре совершается нечто дивное, непостижимое для них, с иконой Богоматери, написанной, как говорит предание, Евангелистом Лукою и привезенной из Константинополя купцем Пирогощею. Св. Икона то сама собою переносилась в храме с одного места на другое, то стояла среди церкви на воздухе, как бы ища себе достойного места. Источникк: Храм Христа Спасителя Чтимые списки с Боголюбской  иконы: Московская (1157); Зимаровская (XIII). Среди других списков: Угличиская (1654), Юрьевская (1771),  ульская (1771), Козловская (1771), Елатемская (1771), Усманская (1831), Тарусская (1848 и 1870). МОЛИТВОСЛОВИЯ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ И ПРИСНОДЕВЕ МАРИИ ПРЕД ЕЯ ИКОНОЮ «БОГОЛЮБСКАЯ» О БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ Великий князь Андрей Георгиевич Боголюбский родился в 1110 г. в Суздале, который был удельным княжеством его отца. Но свою молодость он провел в Киеве, где, то защищая русскую землю от иноплеменных врагов, то сражаясь за честь своего отца, стремившегося к великокняжескому престолу, прославил свое имя подвигами храбрости и неустрашимости в битвах. В 1155 г. Георгий Владимирович наконец сел на великокняжеском престоле в Киеве, а Андрея посадил в Вьшгороде, чтобы иметь сына усердным помощником и чтобы передать ему после смерти великокняжеское достоинство. Но сын был других мыслей. Театр алчнаго властолюбия, злодейств, грабительств, междоусобного кровопролития, Южная Русь, опустошаемая огнем и мечем, иноплеменниками и своими, казалась князю Андрею обителью скорби и предметом небесного гнева. Ему хотелось на свою родину — Ростовско-Суздальскую область, где народ еще не изъявлял мятежного духа, не судил и не менял Государей, но мужественно сражался за них и повиновался им. Желание князя исполнилось. Однажды, разговаривая с своими боярами о чудесах, бывающих от св.

http://pravmir.ru/bogolyubskaya-ikona-bo...

Мичуринск. Кафедральный собор Боголюбской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Решение о строительстве собора было принято в 1848 году, заложен в 1849 году. Собор строился в течение 24 лет по проекту знаменитого архитектора К.А. Тона в знак благодарности Пресвятой Богородице за избавление от эпидемий холеры 1831 и 1847 годов. По исполнению является копией московского Храма Христа Спасителя. Значительная часть денежных средств на постройку была пожертвована козловским купцом Герасимом Вороновым. Собор способен вместить до пяти тысяч прихожан. Церковь в честь иконы Божией Матери " Боголюбская " сооружалась с 1849 по 1873 гг. В 1848 г. козловское городское общество приняло решение о строительстве храма как памятника милосердию Богоматери, покровительницы Козлова во время эпидемий холеры в 1831 и 1847 гг. В то время в церковной архитектуре господствовал русско-византийский стиль, создателем которого был знаменитый русский архитектор К.А. Тон. Построенная по его проекту в Петербурге в 1834-1842 гг. церковь в честь Введения в святой храм Пресвятой Богородицы явилась прообразом храма Христа Спасителя, заложенного в 1839 г. Следующим воплощением проекта Тона стал Боголюбский храм в Козлове. Средства, необходимые для столь масштабного строительства, были собраны жителями Козлова. Длительный срок возведения храма объясняется сильным пожаром 1865 г., уничтожившим половину города. Только в 1871 г. началось оформление интерьера храма и устройство иконостасов, а в 1873 г. завершилось строительство. Храм представляет собой величественное сооружение с типичными для древнерусской архитектуры деталями: куполами, закомарами, барабанами. Здание в плане квадратное, обширное подкупольное пространство освещается шестнадцатью окнами барабана большого купола. В смутные годы уничтожения церковных святынь Боголюбский храм избежал разрушения. В1990 г. был возвращен Русской Православной Церкви. Источник: сайт «Тамбовский государственный технический университет» Козлов (Мичуринск). Боголюбская церковь бесприходная, каменная, построена на добровольные пожертвования граждан г. Козлова, освящена в 1873 году. Престолов три: главный - Боголюбской иконы Божией Матери, придельные – Сретения Господня и преподобного Сергия Радонежского. Имеется местно чтимая Боголюбская икона Божией Матери. Церковно-приходское попечительство есть, опись церковного имущества имеется. Женская богодельня, содержимая на средства церковного старосты Павперова.

http://sobory.ru/article/?object=11321

Сказание о чудесах Владимирской иконы Богородицы Подготовка текста, перевод и комментарии В. П. Гребенюка Сказание «О чюдесех пречистыя Богородица Володимирьскои иконы» – одно из произведений Владимиро-Суздальской Руси XII в., которое следует рассматривать в контексте начинаний Андрея Боголюбского, предпринятых для установления почитания Богоматери во Владимире: постройки соборов – Успенского, Рождества Богородицы, Покрова на Нерли, установление праздника Покрова пресвятой Богородицы. Β рукописях указанному произведению предшествует, как правило, «Сказание ο победе над волжскими болгарами» 1164 г., которое некоторые исследователи приписывают самому Андрею Боголюбскому, а другие рассматривают эти два произведения как одно целое. По стилю они существенно отличаются: «Сказание ο победе над волжскими болгарами» более тесно связано с литературной традицией, книжным каноном, в нем присутствуют библейские параллели и реминисценции, тогда как «Сказание ο чудесах Владимирской иконы Богородицы» выделяется простым разговорным языком, диалоги героев выразительны, текст наполнен бытовыми реалиями XII века, а в описании чудес не наблюдается зависимости от литературного канона. Создавалось «Сказание», несомненно, на основе записей клира Успенского собора (здесь не один раз упоминаются поп Микула, поп Нестор, поп Лазарь). Инициатива создания «Сказания» исходила, вероятнее всего, от самого князя Андрея Боголюбского, видевшего в иконе Богоматери державную заступницу создаваемой им новой столицы Северо-Восточной Руси. Сам Андрей был свидетелем более половины чудес, записанных в сказании, а одно из них, носящее глубоко интимный характер (о переживаниях, связанных с болезнью его жены), несомненно, могло быть услышано и записано только от него самого. Трудно предположить, чтобы κ моменту создания «Сказания» было уже известно ο победе над болгарами в 1164 г., происшедшей также при покровительстве Богоматери через ее икону, иначе это чудо, несомненно, попало бы в «Сказание». Однако «Сказание» заканчивается чудом ο Золотых воротах, когда пали только что построенные Золотые ворота и придавили жителей Владимира, собравшихся посмотреть на их красоту. Постройкой Золотых ворот (1163 г.) и походом на болгар (1164 г.) определяется время создания «Сказания».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf 45. День празднования в честь иконы Знамения Божией Матери. Источник знамений и чудес «Яко необоримую стену и источник чудес... молим Тя: мир граду Твоему даруй, и душам нашим велию милость " " 166 . Сегодня, братия и сестры, мы прославляем Матерь Божию за Её благодатную помощь стране нашей и особо усердно молимся пред Её иконой «Знамение», в связи с этой помощью. Остановим своё, благочестивое внимание сначала на этой иконе. Появление её нисходит к глубокой древности. В те давние времена Богоматерь изображалась молитвенно простирающей в небу длани Свои, но без Богомладенца на лоне Её. (Такие иконописные изображения Богоматери, существующие и доселе, называются Орантами). Появившись впервые в римских катакомбах в 3–4 веках, эти иконы впоследствии распространились в Греции, где каждая из них называлась «Ширшей», или «Ширшей неба». Через некоторое время Богоматерь стала изображаться не только с руками, воздетыми к небу, но и с Богомладенцем на лоне Её. Но только в России такие иконы впервые стали называться «Знамением» Божией Матери». Поводом к этому названию и Её особому прославлению послужило следующее событие. В 1169 году суздальский князь Андрей Боголюбский послал большое войско к Новгороду, чтобы подчинить его своей власти. Новгородцы не имели больших ратных сил, чтобы противостоять суздальцам. Жители окружённого города устремились в храмы Божии просить у Господа помощи в отражении пришельцев. Особенно усердно молился благочестивый архипастырь Иоанн Новгородский. На третью ночь своих молений он получил откровение: взять из храма икону Богоматери и вынести на стену города, где шла борьба с пришельцами. Это и была икона Богоматери с воздетыми руками и Богомладенцем на лоне. В этом откровении благочестивый Иоанн узрел знак (знамение) милости Божией к городу. С пением священных песнопений и возгласами народа «Господи помилуй» икона была вынесена на городскую стену. Единоверные (православные) суздальцы смутились, устрашились. Ряды их смешались и дрогнули. Новгородцы, воодушевлённые иконой Богоматери, устремились на названных пришельцев и освободили от них и город, и новгородскую землю. Это произошло 27 ноября 1170 года. В память этого события установлено было празднование Знамени Божией Матери и почитания Её иконы того же месяца и того же числа. Икона Богоматери с Богомладенцем на лоне Её и с воздетыми к небу руками с тех пор и стала называться «Знамением», – знамением помощи Владычице Новгороду.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010