После 1774 г. рядом с перенесенным кладбищем начинает строиться новый каменный собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Средства на развитие проекта были выделены черноярским купцом Михаилом Ивановичем Барановым. В 1851 г. настоятель Черноярского Вознесенского собора протоиерей Василий Павликов, подавая сведения о церквях, существующих в Черном Яру, указывает: «Церковь Петропавловская кладбищенская устроена каменным зданием купцом Черноярским Михаилом Ивановичем Барановым, в малолетстве обратившемся в христианство из калмыцкой нации. Кроме утвари, сосудов, Евангелий и креста среброзолоченного, немало устроено в храме его усердием и среброзолоченные лампады. Многочисленные его благодеяния по бедным и странноприимным всех составных лиц были поощрением великой Государыни императрицы Екатерины II вызвать его в Петербург для личного усмотрения». Благодаря стараниям Михаила Ивановича возле кладбищенской церкви начала свою работу построенная из кирпичей богадельня в длину 10, а поперек 4 сажень. Сохранились упоминания о том, что на его средства были также построены еще две деревянные церкви в Астраханской губернии. Высокий вклад храмоздателя отмечен в книге И.В. Равинского «Хозяйственное описание Астраханской и Кавказской губерний», изданной в 1809 г. Умер благодетель в 1788 г. До сих пор сохранилось его надгробие, которое раньше располагалось у северных ворот церкви, а ныне располагается при входе на кладбище. Знаменитый естествоиспытатель и путешественник П.С. Паллас, побывавший в Черном Яру в 1783 г., упоминает о Петропавловской церкви: «На этой стороне расположен пригород, за котором в степи находится церковный двор (кладбище) с внушительной каменной церковью с двумя башнями и позолоченными куполами». Храм впоследствии был значительно перестроен. В 1806 г. российский ученый-географ А. Щекатов в своем литературном труде «Словарь географический Российского государства» пишет о Вознесенском соборе: «Стоит в крепости довольно изрядного снаружи фасада и внутри украшена хорошим иконостасом, ризницею и всею церковного утварью, над колокольнею оная городские часы, а подле церкви богадельня».

http://sobory.ru/article/?object=15407

РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 129130. Подлинник. 561. Телеграмма председателю Государственной думы М.В. Родзянко духовенства 4-го благочиннического округа Черноярского уезда Астраханской епархии 26 марта 1917 г. Ваше [высокопревосходительство, духовенство четвертого [благочиннического] округа Черноярского [уезда] Астраханской епархии приветствует вас и всех членов Государственной Думы, как первых правителей обновленной России. Присоединяемся к вам и готовы работать на пользу отечества. 794 РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 131. Подлинник. 562. Телеграмма Временному правительству и обер-прокурору Св. синода духовенства 1-го благочиннического округа Тихвинского уезда Новгородской епархии 26 марта 1917 г. Духовенство 1-го округа Тихвинского уезда Новгородской епархии приветствует Вас и Временное правительство с торжеством свободы и надеется, что тот гнет и произвол, который со времен Петра Великого царил над Церковью и духовенством, не будет иметь места теперь. Церковь станет на надлежащую высоту и духовенство пойдет рука об руку с народом. Полное обновление церковного строя может произойти только после Церковного [Поместного] Собора, который, надеемся, будет созван при первой возможности. Новгородские епарх. ведомости. Новгород, 1917. 7. Часть неофиц. С. 332. 563. Телеграмма обер-прокурору Св. синода объединенного собрания преподавателей и воспитателей духовно-учебных заведений г. Вятки 26 марта 1917 г. Вятские педагоги духовно-учебных заведений, объединившись в одних целях скорейшего обновления духовной школы, приветствуют в лице Вашем – избраннике народном, новое Правительство и выражают надежду, что наболевшие учебные и материальные вопросы школы при Вашем содействии в ближайшем будущем получат разрешение в духе нового строя свободной России. Слово и жизнь. Вятка, 1917. 25. С. 4. 564. Телеграмма председателю Государственной думы духовенства Карсановского благочиния Донской епархии 27 марта 1917 г. Духовенство Карсановского благочиния Донской епархии приветствует новый строй государственной жизни. Присоединяемся к нему с полной готовностью помогать его упрочению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 70-х гг. XIX - нач. XX в. построены церкви: в ст-це Урлютюпской (ныне с. Урлютюб Железинского р-на) - во имя арх. Михаила (деревянная, 1870), в ст-це Чернорецкой (ныне с. Чернорецк Павлодарского р-на) - во имя ап. и евангелиста Матфея (деревянная, 1875), в пос. Пяторыжском (ныне с. Пятирыжск Железинского р-на) - во имя апостолов Петра и Павла (деревянная, 1881-1887), в пос. Черноярском (ныне с. Черноярка Павлодарского р-на) - во имя свт. Николая Чудотворца (деревянная, 1881-1887), в пос. Осморыжском (ныне с. Осьмерыжск Теренкольского р-на) - во имя свт. Николая Чудотворца (каменная, 1906-1908), в пос. Лебяжье (ныне с. Аккулы Аккулынского р-на) - Троицкая (деревянная, 1908), в с. Александровском (ныне с. Александровка Шарбактынского р-на) - во имя Св. Троицы (деревянная, 1909-1910), в г. Иртышске (ныне с. Ертис Ертисского р-на) - во имя блгв. кн. Александра Невского (каменная, 1912-1914), в пос. Ермак (ныне г. Аксу) - во имя свт. Николая Чудотворца (каменная, 1913-1916), в пос. Гавриловском (впосл. с. Гавриловка Павлодарского р-на, ныне не существует) - во имя вмч. Георгия Победоносца (деревянная, 1914). В нач. XX в. во мн. населенных пунктах Павлодарского у. были открыты молитвенные дома. В 1895-1917 гг. на территории П. и Э. е. действовал миссионерский стан Киргизской духовной миссии , к-рый сначала находился в пос. Черноярском, а в 1907 г. был перенесен в пос. Александровский Павлодарского у. В Памятной книжке Семипалатинской обл. на 1898 г. также упоминается Баян-Аульский стан. С установлением советской власти начался процесс закрытия храмов и молитвенных домов, церковные здания передавались под размещение культурных и хозяйственных учреждений. В 1923-1925 и 1927-1929 гг. существовало обновленческое (см. ст. Обновленчество ) Павлодарское викариатство раскольничьей Семипалатинской епархии, к-рое возглавляли: «архиепископ» Михаил Фивейский (16 июля 1923 - 27 нояб. 1925, первоначально как «епископ»), «епископ» Петр Добринский (янв.-май 1925, фактически епархией не управлял), «епископ» Александр Четыркин (20 дек. 1927-1929). В 1929-1932 гг. действовала обновленческая Павлодарская епархия, входившая в состав раскольничьей Казахстанской митрополии. Епархию возглавляли: «епископ» Сергий Волков (сент. 1929 - нояб. 1930), «архиепископ» Виктор Путята (нояб.-дек. 1930, фактически епархией не управлял), «епископ» Иоанн Симонов (8 янв.- 19 марта 1931). В 1923-1931 гг. кафедра обновленческих «архиереев» располагалась в Троицком соборе Павлодара.

http://pravenc.ru/text/2578627.html

Приютное. Церковь Воздвижения Креста Господня. Церковь. Действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:Между 1993 и 1995. Ссылки:   Адрес: Россия, Республика Калмыкия, Приютненский район, с. Приютное, ул. Пионерская, д. 2 Координаты: 46.10566, 43.501687 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью История Приютненской церкви и её прихода началась с 50-х годах XIX века, когда на калмыцкие земли вблизи озера Амтя-Нур на основании указа императора Николая I от 30 декабря 1846 года «О заселении дорог на калмыцких землях Астраханской губернии» прибыли государственные крестьяне из Екатеринославской, Воронежской, Харьковской и других губерний. В 1857г. приютяне поняли, что они уже в состоянии построить храм и взять его и причт на свое полное обеспечение. 11 октября 1857 года Черноярский окружной начальник Ведернинов доложил в Астраханскую палату государственных имуществ, что поверенные от станицы Приютной государственные крестьяне Тимофей Кулаков и Иван Шапошников обратились к нему с ходатайством разрешить обществу построить деревянную церковь во имя «Воздвижения Животворящего Креста Господня». На строительство храма у крестьян имелось 2 тысячи рублей серебром. 4 ноября 1857 года прошение с аналогичной просьбой поступило на имя епископа Астраханского и Енотаевского Афанасия (Дроздова). Свое желание иметь храм крестьяне обосновали тем, что ближайшее от них культовое сооружение находилось в 30 верстах в станице Крестовой (ныне село Первомайское Ремонтненского района Ростовской области). Астраханская духовная консистория с пониманием отнеслась к желанию приютян иметь свой храм и причт. До окончательного устройства церкви и причта, к ним был послан заштатный Черноярский священник Анатолий Ташлинцев, который стал первым духовным лицом в истории села Приютного. Но в 1859 году, в связи с выселением крестьян из станицы, строительство храма замедлилось. В атмосфере неопределённости относительно будущего поселения в 1860 году крестьяне приняли решение приостановить постройку церкви и ограничиться сооружением молитвенного дома.

http://sobory.ru/article/?object=24901

В архиве Астраханского кафедрального собора хранятся две челобитных архиепископа Макария, которые освещают дело совсем с иной стороны. В первой челобитной на имя царя и великого князя Михаила Феодоровича архиепископ Макарий пишет, что в 1630 и 1631 годах черноярский воевода три раза захватывал посланцев его, отнимал у них собранные ими деньги венечные и другие, а одного из них, Ивашку Новокрещенца, задержал у себя. Всех денег он отнял более 500 рублей. А когда племянник Макария ехал из Казани, то Черноярский воевода отнял у него муку пшеничную и ржаную и другую провизию. Макарий писал воеводе и требовал возвратить отнятое, но не получил удовлетворения. Поэтому Макарий в челобитной и просил себе защиты у царя Михаила Феодоровича. В другой челобитной на имя царя Михаила Феодоровича, цесаревича Алексея Михайловича и патриарха Филарета он пишет, что прибывшие в 1632 году 24 сентября в Астрахань атаманы яицких и волжских казаков пришли к нему 28 сентября и просили выпустить из тюрьмы казаков, с тем, чтобы взять их с собою на войну против поляков, и что сами сидевшие в тюрьме казаки подали Макарию челобитную о выпуске их из тюрьмы, обещаясь под присягою искупить свои вины в войне с поляками, литовцами и другими недругами Государя. 30 сентября Макарий просил астраханских воевод Ивана Салтыкова и Григория Житова сделать совещание по делу о челобитной казаков. Но они, пришедши к нему на двор и в келию, челобитную читать не велели, и его, Макария, начали бранить непристойною бранью, а дьяк Иван Трофимов избил Макария " и бороду драл и посох из рук отнял и я обезчещен " , почему и просил себе защиты. На основании этих челобитных можно полагать, что астраханские воеводы и дьяки враждебно относились к архиепископу Макарию за его жалобы на них царю, а потому, вероятно, распустили слух, что он хочет отторгнуть Астраханский край от Московского царства, и нанесли ему побои и бесчестье. Архиепископ Макарий скончался 28 января 1638 года. Использованные материалы Редакция текста от: 12.08.2017 16:54:57

http://drevo-info.ru/articles/13676593.h...

В середине 1950-х гг. о. Александр вернулся в Россию. Нашел свою дочь в г. Пласте Челябинской области. Остался здесь служить в местной церкви. Скончался в Пласте. Протоиерей Александр Милицын Александр. Священник 282-го пехотного Черноярского полка во время Русско-Японской войны 1904–1905 гг. Под сильным огнем японцев напутствовал раненых в бою у деревни Бенсиху. Протоиерей Александр Молоков Александр Павлович. Родился в 1895 г. в г. Усолье Пермской губернии. Послушник Белогорского миссионерского мужского монастыря Пермской епархии. Окончил Пермскую духовную семинарию. Во время Гражданской войны – причетник военной походной церкви в подразделениях Белой Армии (возможно с протоиереем Иоанном Сторожевым). Эмигрировал в Китай. Иподиакон и келейник митрополита Мелетия (Заборовского) в Харбине. В 1946 г., после смерти владыки, рукоположен в священника к церкви станицы Челотуй Трехречья. Скончался здесь в 1963 г. Протоиерей Александр Онипкин Александр Симеонович. Родился в 1873 г. в семье чиновника. Окончил Иркутскую духовную семинарию в 1894 г. Служил в г. Иркутске и Забайкальской области. С 1906 г. – священник при церкви на ст. Чжалайнор, затем – на ст. Чжалантунь КВЖД. С 1914 г. – благочинный церквей полосы отчуждения и заведующий церковным отделом КВЖД. Член Харбинского епархиального совета. Служил в Свято-Николаевском соборе Харбина (1917–1926 гг.) Был благочинным церквей города. Скончался 16.04.1927 г. в Харбине. Похоронен в ограде Свято-Николаевского собора за алтарем. Протоиерей Александр Орлов Александр Александрович. Военный священник 55-го пехотного Подольского полка во время Русско-Японской войны 1904–1905 гг. Самоотверженно исполнял пастырские обязанности на поле сражения и на перевязочных пунктах. Протоиерей Александр Паевский Александр Григорьевич. Служил в Софийской церкви Харбина в 1929 г. Протоиерей Александр Пиняев Александр. Служил в Пекинской духовной миссии. Настоятель Свято-Николаевского храма в Шанхае. В 1929 г. временно вышел из миссии и открыл в Шанхае приход, подчинявшийся митрополиту Евлогию (Георгиевскому) в Европе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приближалось открытие Всероссийского Поместного Собора. Неожиданно для всех Л.З. Кунцевич был избран депутатом на собор от Донской епархии. Сам Лев Захарович не ожидал этого, был несколько обескуражен, но все же обрадован. На соборе проявилось то, что большая часть депутатов приехала отстаивать истинные интересы Церкви, а не какие-то революционные идеалы. Особенно это стало видно при обсуждении вопросов о необходимости восстановления патриаршества. Л.З. Кунцевич быстро сблизился на Соборе с Астраханским епископом Митрофаном (Краснопольским). Вместе они отстаивали на соборных прениях необходимость для Церкви духовного вождя, каким мог быть только патриарх. Владыка Митрофан предложил Л. 3. Кунцевичу потрудиться в Астраханской епархии, и тот согласился. С 1 ноября 1917 года он был определен астраханским епархиальным миссионером, промыслительно, что накануне Лев Захарович получил письмо от своего давнего друга священника Лина Колпикова, служившего в селе Элисте Черноярского уезда Астраханской губернии. В этом письме писалось: «Прежде всего прошу принять от меня сочувствие Вашему горю (закрытию журнала) и добрые пожелания. Подписную плату мне прошу не возвращать ни деньгами, ни книгами. У нас в Астраханской губернии, в Черноярском уезде свободно место епархиального миссионера с окладом 3000 рублей в год и разъездные. Дай Бог Вам силы, терпения и всего хорошего, а главное скорее устроиться». 258 Но не скоро пришлось Льву Захаровичу отправиться на место своего нового служения в Астрахань. Продолжившиеся заседания Поместного собора задержали его в Москве. К тому же он принял на себя в это время еще одно важное и ответственное служение. После случившегося октябрьского переворота 1917 года в Москве шли долгие бои между большевиками и сторонниками Временного правительства. Центром боев стал Московский Кремль с его многочисленными духовными святынями. Во время обстрела большевиками Кремля сильно пострадали его храмы, особенно Успенский собор, храм Двенадцати апостолов и Чудов монастырь. Весть об этом содрогнула всех православных. Вскоре для восстановления поруганных святынь было создано «Всероссийское Православное братство ревнителей Святынь Московского Кремля», председателем которого стал протопресвитер Успенского собора отец Николай Любимов. Лев Захарович Кунцевич также вошел в состав этого братства.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Низовое Поволжье; начиная от Саратова, отделено от Казанской епархии в состав Астраханской. Тут на весьма обширном пространстве, кроме Саратова, Царицына, Астрахани и Терского городка в Терском краю, не видно других городов, существовавших до открытия самостоятельней Астраханской епархии. Степан Какыш, посланник римского императора в Персии, проехавший по Волге в 1603 г., между Казанью и Астраханью называет только три пограничные поселения: Самару, Саратов и Царицын 352 . Постройка других городов Астраханского края относится к первой половине XVII в. Она шла в чисто стратегических целях. Для большего обеспечения самой Астрахани в 1627 г. заложен г. Черноярск (Черный Яр), через сорок лет близ Астрахани, в дельте р. Волги – Красный Яр 353 . Предчувствия ногаев тоже сбылись. В 1645 г. явился русский город Гурьев, в стороне ногаев, около Сарайчика в области яицких казаков, названный так в честь промышленного человека Гурия, выстроившего в этом месте острог еще в 1630 г. Астрахань и Гурьев сделались передовыми постами, сторожившими юго-восточную границу 354 . В стране терских казаков строились свои городки и станицы по р. Тереку. В них, как и в первых, водворялось православие. Весь остальной край на огромном пространстве был занят иноверческими татарскими и калмыцкими племенами 355 . Вновь построенные города вошли в территорию Астраханской епархии и состояли в ней в XVII и XVIII столетиях 356 . Составитель статьи «Об открытии и закрытии епархий в Русской церкви от начала существования её до настоящего времени (1876 г.)», помещенной в Руководстве для сельских пастырей 1875 г. т. II и III, 1876 г. т. I–II, слишком произвольно и совсем неосновательно расширяет пределы Астраханской епархии на счет Казанской. По его словам, Астраханская епархия при учреждении заключала в себе Астрахань, Самару, Царицын, Саратов, Тетюшин и др. 357 . Она никогда не доходила до таких размеров. Ни Тетюшин, ни Самара не принадлежали ей 358 . Правда, в 1681–1682 г. г. царским предложением в особом проекте об открытии новых епархий для астраханского митрополита предполагалось открыть подведомственные епископские кафедры на Тереке, Самаре, Царицыне. Но тогда же о Самаре замечено: «Самару из Казанской епархии приписать». В первоначальном проекте, где сделана такая оговорка, к словам «на Царицине, в Троицком монастыре», т. е. быть архиерею, – Самара не значится даже пунктом для открытия новой кафедры, она приписывается к Царицину 359 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В жидовствующую секту совращены были даже некоторые православные священники 198 . В это время официально уже насчитывалось до 20-ти тысяч человек обоего пола, принадлежащих к секте субботников. Но, в действительности, их было больше. В трех станицах Майкопского уезда, на Кубани, их числилось 3179 человек; в одном селе Привольном Ленкоранского уезда, было субботствующих 1726 человек мужеского пола и 1714 душ женского пола. В Астраханской губернии, в теперешних уездах Царевском, Енотаевском и Черноярском, молокан-субботников числилось до 3850 человек обоего пола. Много субботников было в начале XIX века в губерниях Московской, Тамбовской, Тульской, Орловской, Пензенской, Екатеринославской, Иркутской, в земле войска донского и др. местах: были субботники даже в Архангельской губернии: из некоторых больших сел (напр., из Дубовки) они вытеснили все коренное православное население. Быстрое распространение иудейских воззрений объясняется, с одной стороны, той широкой религиозной свободой, которая была объявлена Императором Александром I, а с другой – тем, что евреи не жалели денег на пропаганду: содержали энергичных и пронырливых профессиональных миссионеров, выкупали у помещиков крепостных крестьян и т. п. Православное население, в свою очередь, со всех концов России жаловалось неоднократно правительству, что субботники производят большой соблазн и вредно влияют на молодежь, завлекая ее к разврату. В праздничные дни и посты они открыто кощунствовали и злостно насмехались над православными; молодым людям старались внушить мысль, что их вера лучше христианской, что у них нет постов, что они могут жениться на ком хотят, даже на родственницах, что они разводятся с женами по произволу и женятся потом беспрепятственно на других. «Такими, и подобными, обольщениями они поселяли великий разврат, так, что многие из однодворцев, даже не оказывая себя последователями этой секты, начали переводить свиней и перестали ходить в церковь » 199 . Правительство, впрочем, и само скоро увидело, какая опасность от секты субботников грозит самому русскому государству.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

В г. Астрахани, на углу Сапожниковской улицы, обители принадлежит подворье, состоящее из двух каменных двухэтажных домов. Управляет пустынью архимандрит. Пути сообщения, как пароходная пристань, железная дорога, так и почтовая станция, ближайшая от пустыни – есть г. Астрахань, в 60 верстах от обители, куда можно добраться летним временем на частных пароходах, проходящих в 5 верстах от обители через села: Большой Магой и Цветное. Иоанно-Предтеченский монастырь в Астрахани. Иоанно-Предтеченский монастырь считается заштатной и необщежительной обителью и находится в самом городе. Основанный в 1688 году митрополитом Астраханским Савватием, он в 1723 г. был упразднен, но через четыре года снова восстановлен. Храм один, во имя Св. Иоанна Предтечи, икона которого особо здесь чтится. Управление игуменском. Покровский Болдинский монастырь близ Астрахани. Расположен в 6 верстах от города, близ Казачьебугровской станицы. Обитель была основана в 1708 году Астраханским митрополитом Самсоном. В 1823 г сюда были переведены иноки из разрушенного половодьем Болдинскаго Воскресенского монастыря. Храм один, Покровский. Управление игуменское. Женские обители Благовещенский монастырь в Астрахани. Обитель находится в самом городе, на Запасной улице. Когда совершилось ее основание, – неизвестно, но в 1783 году она уже существовала. Храмов два: холодный Благовещенский и теплый во имя Иоанна Богослова. Управление игуменское. Верхне-Ахтубинское отделение Балашевского женского монастыря Саратовской епархии в Царевском уезде. Помещается в 50 верстах от уездного города Царева. Воскресенский Мироносицкий монастырь в Черноярском уезде. Обитель расположена в 12 верстах от Чёрного Яра, в дер. Барановке. Основана в 1897 г. в виде общины, которая в 1902 г. была переименована в монастырь. Храм один, заложенный в 1903 г. Управляет игуменья. Воронежская губерния Обителей мужских 9, женских 9. Мужские обители Алексеевский Акатов монастырь в Воронеже. Этот монастырь расположен в самом городе, над р. Воронежем.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010