Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор всех святых в земле Российской просиявших (2-я Неделя по Пятидесятнице) АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АМФИЛОХИЙ († 1122), еп. Владимиро-Волынский, свт. (10 окт., в Соборе Волынских святых, в Соборе Киево-Печерских преподобных в Дальних пещерах почивающих и в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых) АНТОНИЙ (Стаховский; 60-е гг. XVII в.-1740 г.), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 27 марта, 10 июня) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) БОГОЛЕП ЧЕРНОЯРСКИЙ (Ушаков Борис Яковлевич, 1647 – 1654), чудотворец, св. прав. отрок-схимонах (пам. 24 июля и во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Российской просиявших) БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля)

http://pravenc.ru/rubrics/144729.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Боголеп Черноярский, Астраханский, прп. - житие Преподобный отрок-схимонах Боголеп был сыном московского дворянина Якова Лукича и его супруги Екатерины. Родился он в 1660 году в Москве. При Крещении новорожденному дали имя Борис, в честь святого благоверного князя-страстотерпца Бориса (память 24 июля). Умаков был определен воеводой в город Черный Яр, находившийся в 250 верстах от Астрахани. Он был известен справедливостью. Борис с самого младенчества проявил черты необыкновенные. По средам и пятницам он не вкушал от груди матери молока; когда благовестили в церкви, начинал плакать и сразу успокаивался, когда его относили в храм. Когда младенца не носили в церковь, он плакал весь день и ничего не ел. В 1662 году в России распространилась смертельная язва. Мальчик заболел – язва показалась у него на ноге. Он стал хромать, но продолжал ходить в церковь. Родители молились о здравии сына и прилагали все силы, чтобы исцелить его. Но едва прошла одна болезнь, как на лице появилась другая, под названием чечуй. Однажды во время болезни мальчик увидел странствовавшего инока, который посетил их дом. Ангельское одеяние так поразило мальчика, что он тут же стал просить родителей сшить ему такую же одежду и разрешить принять постриг. При этом святой отрок говорил: «Вот увидите сами, когда пострижете и сподобите меня Ангельского образа, я буду здоров». Родители согласились. Мальчик был облечен в схиму с именем Боголеп (русский перевод греческого имени Феопрепий). На другой день святой схимонах Боголеп был совершенно здоров, лицо его стало чисто и не осталось даже следов болезни. Но на третий день новая болезнь, огневица, смертельно поразила отрока. Он скончался 1 августа 1667 года и был погребен у левой стороны деревянной Черноярской церкви в честь Воскресения Христова. (Эта церковь была воздвигнута после большого пожара в Черном Яре, бывшего в 1652 году 24 июля, на день памяти святого Бориса). Над могилой святого отрока была устроена часовня.

http://pravicon.com/info-1875

269-270 270-271 271-272 272-274 БЛАГОВЕЩЕНСКИЕ ГЛАВЫ рубрики Типикона, регламентирующие совершение богослужения на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 274-275 275-276 276-293 293-294 294-296 296-298 299-301 301-302 302-313 313-314 «БЛАГОРАЗУМНЫЙ РАЗБОЙНИК» название иконографии, в основе к-рой лежит евангельский текст об одном из 2 разбойников, распятом вместе с Иисусом Христом на Голгофе 314-315 315-316 316-321 321-324 324-325 325-334 БЛАГОЧЕСТИЕ внутреннее благоустроение души, основанное на богопочитании и выполнении религ. и нравственных предписаний 334-338 338-339 339-340 340-341 341-343 346-347 БЛАЖЕННЫ в литургической терминологии так называются евангельские заповеди блаженств (Мф 5. 3-12); этим словом также могут называться тропари на Б.- припеваемые к евангельским стихам гимнографические тексты 352-353 353-356 356-357 357-358 358-359 359-361 БЛИНОВ Петр Федорович (1893-1938), один из лидеров обновленчества, организатор «Сибирской Живой церкви» и «Сибирского церковного управления» 361-363 363-366 366-367 БЛУД 1. грех против целомудрия, одна из страстей в аскетическом учении Церкви; 2. всякое уклонение человека от Божия Промысла о нем; идолопоклонство, неверие 367-370 370-373 373-374 374-377 377-378 378-379 380-381 381-382 383-384 384-385 385-386 387-433 БОГАТЕНКО Яков Алексеевич (1875 – 1941), старообрядческий реставратор-иконописец, уставщик и регент, исследователь знаменного пения, публицист БОГАТСТВО совокупность ценностей, служащих удовлетворению материальных и духовных потребностей человека и являющихся личным или общественным достоянием 433-436 436-437 437-438 БОГДАНОВ Евфимий Александрович (ок. 1860 – после 1911), преподаватель, исследователь церковного пения, псаломщик 438-439 439-440 440-441 441-442 442-447 447-453 453-454 БОГОЛЕПОВ Александр Александрович (1886–1980), проф. Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке, богослов-канонист, церковный писатель 454-455 БОГОЛЕП ЧЕРНОЯРСКИЙ (Ушаков Борис Яковлевич, 1647 – 1654), чудотворец, св. прав. отрок-схимонах (пам. 24 июля и во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Российской просиявших)

http://pravenc.ru/vol/v.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОЛЕП ЧЕРНОЯРСКИЙ (Ушаков Борис Яковлевич; 2.05.1647 - 1.08.1654 (1659?)), св. прав. отрок-схимонах (пам. 24 июля и во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Российской просиявших). Известные списки жития и чудес Б. Ч. датируются XIX в.: Национальная б-ка Украины им. В. И. Вернадского (НБУВ). Собр. Церковно-археологического музея. ДА/722л. Раздел LXXXVII (из материалов для «Житий русских святых», собранных А. Н. Муравьёвым); ДА/706л (1876 г.) и ДА/707л (1824 г.); РГИА. Ф. 834. Оп. 2. 1709 (перевод жития на рус. язык) и 1710 (перевод на франц. язык). Все списки не содержат разночтений в описании биографии Б. Ч., но число чудес в них разнится. Я. В. Лебединский приводит сведения о том, что в одном из известных ему списков жития имелось указание на автора - Савву Татаринова, к-рый в 1731-1732 гг. написал житие по обету, данному Б. Ч. после своего освобождения из калм. плена. Св. прав. Боголеп Черноярский. Икона. XIX в. Церковь Казанской иконы Божией Матери в Астрахани Св. прав. Боголеп Черноярский. Икона. XIX в. Церковь Казанской иконы Божией Матери в Астрахани Б. Ч. был сыном московского «боярина» Якова Лукича Ушакова и Екатерины Васильевой, в 1651 г. Ушаков был послан на воеводство в г. Чёрный Яр. Борис с раннего детства отличался набожностью: еще младенцем соблюдал посты в среду и пятницу, во время благовеста «плачем и слезами давал знать, чтоб его несли в церковь». Мальчик много болел: в возрасте 7 лет у него открылась на ноге язва, а вскоре после выздоровления на лице появилась болезнь, называемая «чечуй». Увидев однажды странствующего инока, отрок стал просить о постриге, после чего, как сообщает житие, с родительского согласия он был пострижен и облечен в схиму с именем Боголеп. Через день новопостриженный инок излечился от «чечуя», но на следующий день заболел «огневицею» и скончался. Дата смерти Б. Ч. в разных списках жития варьируется: 1 авг. 1654 (НБУВ. ДА/707л) или 1659 г. (НБУВ. 722л). Лебединский называл днем кончины святого 10 авг. В нек-рых списках «Описания о российских святых» указаны также 1632 (ошибочно) и 1667 гг. (РГИА. Ф. 834. Оп. 2. 1709). В иконописных подлинниках описание образа Б. Ч. помещено под 29 июля. Св. отрок был погребен с левой стороны деревянной ц. в честь Воскресения Господня, над его могилой впосл. была устроена часовня.

http://pravenc.ru/text/149487.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАСИМ (Георгий; ок. 1740, г. Карачев Орловской губ.- 28.10.1848, Соловецкий мон-рь), схим., отшельник Соловецкий. Основной источник сведений о Г.- анонимный «Соловецкий патерик» 1873 г. Овдовев, Георгий поселился в одной из брянских пуст., стал учеником рославльского иером. Арсения ( ок. 1822), ранее подвизавшегося на Афоне . Ок. 1820 г. вместе с наставником поступил в Никандров в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужской монастырь . Вероятно, строителем архим. Иоасафом пострижен в монашество с именем Герасим. После кончины старца Арсения Г. нек-рое время жил отшельником в небольшой келье близ Никандровой обители, пользовался духовным руководством иеросхим. Матфея. Посещал Киев, Почаевскую лавру , тихвинский Большой монастырь , нек-рое время жил в Антониевом Дымском мужском монастыре . В 1823 г. Г. поступил в Соловецкий в честь Преображения Господня мужской монастырь , по благословению архим. Макария II подвизался в 10 верстах от обители в земляной пещере, к-рую выкопал сам. Раз в сутки вкушал горсть сухарей, почти не спал. Стяжал дар непрестанной молитвы, почитался мн. соловецкими насельниками, по их просьбе ок. 1826 г. был переведен ближе к мон-рю, в новоустроенную келью. Ок. 1828 г. келья сгорела и Г. вместе с учеником Памфилом ( 1845) поселился в деревянной келье в Филипповой пуст., на том месте, где впосл. была построена каменная ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Учитель и ученик вели строгую аскетическую жизнь. В 1845 г. престарелый и ослепший Г. был переведен в монастырскую больницу. В 100-летнем возрасте не оставлял келейного молитвенного правила, регулярно посещал богослужения, беседовал с посетителями. Похоронен на монастырском кладбище, близ ц. прп. Онуфрия Великого. К 2006 г. могила утрачена, в Соловецком мон-ре сохранилось почитание Г. Ист.: Никодим (Кононов), иером. Соловецкие подвижники благочестия XVIII-XIX вв. СПб., 1900. С. 22-23; Соловецкий патерик. М., 1991. С. 177-179. Лит.: Рус. провинциальный некрополь. М., 1914. Т. 1. С. 189; Орловский И. И. Пустынножительство в Рославльских лесах. Смоленск, 2004. С. 46. Д. Б. Кочетов Рубрики: Ключевые слова: БОГОЛЕП ЧЕРНОЯРСКИЙ (Ушаков Борис Яковлевич, 1647 – 1654), чудотворец, св. прав. отрок-схимонах (пам. 24 июля и во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Российской просиявших) ВАСИЛИЙ (2-я пол. XV в.), инок, прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРАСИМ († после 1481), соловецкий отшельник, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ГУРИЙ († кон. 70-х гг. XVII в.?), прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), «инок чудный» Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря, Христа ради юродивый

http://pravenc.ru/text/164567.html

Я рассказал, как всё произошло, надеясь на снисхождение, но баба Вера почему-то покачала головой и строго сказала: – Не знаю, что и думать, Андрюшенька. Чай, рассказать об этом отцу Михаилу? Тут не всё так просто. Быть может, и я поступила бы так же. – Баба Вера, а ваши сыновья дрались когда-нибудь? – спросил Владимир бабушку. – Конечно же, дрались, они были такими же, как и все, мальчиками; ничем особенным не отличались от других. – А бывают ли такие мальчики, которые никогда не дерутся? – снова спросил Владимир, и по тому, как он серьёзно произносил эти слова, я понял, что вопрос имел для него большое значение. – Ой, деточки мои, конечно же, бывают! Это мальчики, предызбранные Богом. Вот, например, Боголеп Черноярский… Он уже с младенческих лет постился по средам и пятницам и не вкушал от груди матери молока. – А если мальчик не предызбранный, можно ли драться ему? – Драться никому не можно. Драться – грех, деточки мои. Ну-ка, Владимир, как сказано в Писании: «Если тебя ударят в правую щеку, обрати другую»… – Слышасте, яко речено бысть: око за око, и зуб за зуб. Аз же глаголю вам не противитися злу: но аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую. – Вот, Владимир, если хочешь быть сыном Отца Небесного, не дерись. Глава 3. Илья Муромец – А как же Илья Муромец? Он же был богатырём и дрался с полчищами врагов. – Илья Муромец – предызбранный Богом. Он, деточки мои, мальчиком как раз и не дрался ни с кем. С детства лежал недвижимый, были ноги парализованы у него. Сама кротость и любовь сияли в очах его. Мог ли драться он? – А как же он стал русским воином? – А вот исполнилось ему тридцать лет. И пришли к нему в дом три святых старца и со властию говорят: «Поди и принеси нам напиться». А как он мог принести, он же немощный? И вдруг встаёт Илья, получая помощь свыше. Был он послушным и приносит им целое ведро воды. «Выпей сам», – говорят ему старцы. Илья выпивает. «Что ты в себе слышишь?» – «Слышу в себе силу, древо с корнем вырву из земли». – «Принеси ещё ведро». Илья приносит. «Выпей и это ведро», – говорят ему старцы. – «Что в себе слышишь теперь?» – «Если бы кольцо ввернуть в землю, – отвечал Илья, – я бы повернул землю». – «Это много, – говорят ему. – Принеси третье ведро». Илья приносит третье ведро. «Выпей». Илья выпил, и силы у него стало меньше. «Будет с тебя и éнтого», – говорят старцы и уходят. Вот так исцелили его, деточки мои, Духом Святым и Промыслом Божиим.

http://azbyka.ru/fiction/dobryj-dedushka...

Почитание Б. Ч. не ослабевало, и, вероятно, во 2-й пол. XVIII в. была совершена его местная канонизация. В 1736 г. на средства московского купца И. П. Красносёлова (Симонова) было начато строительство каменной Воскресенской ц. (освящена в 1750) вместо старой деревянной. Во время строительства (в 1741) часовню над могилой Б. Ч. включили в придел нового храма, освященный во имя св. мч. Иоанна Воина. О почитании Б. Ч. в XIX в. свидетельствуют ряд чудес, записанных в то время (в списке жития РГИА. Ф. 834. Оп. 2. 1709 приводятся сведения более чем о 50 чудесах, совершившихся до 60-х гг. XIX в.), и иконы с изображением Б. Ч., распространенные в Чёрном Яре и Астрахани. Видимо, не позднее 1-й пол. XIX в. были составлены тропарь и кондак св. отроку, записанные на одной их астраханских икон того времени. Берег Волги, на к-ром находилась Воскресенская ц., подмывало, и к сер. XIX в., когда состояние храма стало угрожающим, из него унесли все святыни. В 1848 г. благочинный Чёрного Яра свящ. Ефрем Зорин по распоряжению архиеп. Евгения (Бажанова) безуспешно пытался обрести мощи Б. Ч. Часть храма, где находилась могила святого, весной 1849 г. обрушилась в Волгу. Жители Чёрного Яра рассказывали, что некий судовладелец, проплывавший ночью мимо города, видел 2 мужей в светлых одеждах, уходивших из города. Это было истолковано как свидетельство того, что Б. Ч. решил покинуть Чёрный Яр. Местная канонизация Б. Ч. подтверждена включением его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, празднование к-рого было установлено во 2-ю Неделю по Пятидесятнице определением Поместного Собора Православной Российской Церкви от 26 авг. 1918 г. Ист.: Описание о российских святых. С. 256. Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 65; Лебединский Я. В. Отрок схим. Боголеп Черноярский//Астраханские ЕВ. 1877. 3. С. 11-15; 4. С. 4-8; 5. С. 5-11; 6. С. 7-14; 7. С. 7-11; 8. С. 6-9; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 69; Праведный отрок схим. Боголеп//Рус. паломник. 1893. 10. С. 145-147; Леонид (Кавелин). Предание в г. Чёрном Яре о схим. Боголепе//Астраханские ЕВ. 1899. 8. С. 391-395; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 552; Голубинский. Канонизация святых. С. 318; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 380; Марков А. С. Петр I и Астрахань. Астрахань, 1994; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 64. 73.

http://pravenc.ru/text/149487.html

Память 23 июня (6 июля) Праведный Артемий родился в 1532 году у благочестивых родителей Косьмы и Аполлинарии в архангельском селе Верколе. Воспитанный в страхе Божием и христианском благочестии, он не любил обычных детских игр, был тих, кроток, богобоязлив, послушен родителям, помогал своему отцу в крестьянских работах. Однажды святой Артемий трудился вместе с отцом в поле, но неожиданно сверкнула молния, и отрок упал замертво. Односельчане восприняли такую внезапную смерть тринадцатилетнего отрока как гнев Божий и оставили его тело непогребенным в сосновом лесу. Спустя 28 лет необычный свет над лесом привлек внимание жителей тех мест, и они, обнаружив нетленное тело праведного Артемия, перенесли его в село и положили на паперти церкви святителя Николая. Бог прославил мощи праведника чудесами. По молитвам святого получали исцеления многие больные, в особенности страждущие глазными болезнями. В 1584 году благодарные почитатели святого устроили в храме придел в честь праведного Артемия, память которого по благословению митрополита Киприана празднуется с 1640 года. Молитва Святый угодниче Божий, праведный Артемие, присный хранителю святыя веры православныя и близкий защитниче всего севернаго края Российския страны! Призри милостивно на усердную молитву нас, грешных, и твоим благомощным предстательством испроси нам у Господа прощение согрешений наших, преспеяние в вере и благочестии и ограждение от козней диавольских. Моли Господа, да хранит в здравии и непременяемем благополучии верных людей Своих, да подаст стране нашей мир и тишину, а нам нелицемерное послушание, да сподобит всех нас получити по христианской кончине Небесное Царствие, идеже вси праведнии вместе с тобою вечно славят Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Преподобный отрок – схимонах Боголеп Черноярский, Астраханский Память 24 июля (6 августа) Преподобный отрок-схимонах Боголеп родился в 1660 году в семье московских дворян Якова и Екатерины Умаковых и при крещении был назван в честь благоверного князя и страстотерпца Борисом. С самого младенчества он проявил черты необыкновенные. По средам и пятницам не вкушал молока, при благовесте плачем выражал просьбу отнести его в храм, где сразу же успокаивался.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestu...

Особое место в исторической хронике Черного Яра занимает жизнь отрока Бориса, нареченного в схиме Боголепом и прославленном в лике преподобных. Как повествует агиографическое жизнеописание святого, Борис родился в Москве в семье боярина Якова Лукича Ушакова и Екатерины Васильевой. Имя при крещении получил в честь благоверного князя Бориса Владимировича. В 1651 г. Яков Лукич, будучи назначенным воеводой, переезжает в крепость Черный Острог. С младенческих лет душа ребенка тянулась к Богу. Борис рос тихим и смиренным ребенком, старался избегать детских забав и игр со своими сверстниками, во всем слушаться родителей. Он строго соблюдал посты в среду и пятницу, стремился при первой же возможности пойти в храм, чтобы в благодатной атмосфере с горячей детской и внимательной молитвой в сердце с благодарением обратиться к Господу. Состояние здоровья семилетнего мальчика было сильно подорвано из-за образовавшейся язвы, плавно перетекшей впоследствии в язвы на лице. Отрок безропотно нес свой жизненный крест с благодарением и молитвенным воздаянием к Богу. Вскоре он встретил праведного монаха-отшельника и после удивительного богодухновенного знакомства с ним Борис преобразился необычайной радостью и попросил у своего батюшки с матушкой благословения для принятия пострига, уверенно утверждая, что по принятии оного обязательно выздоровеет. Святой угодник успокаивал свою горячо переживающую родительницу и отца, утешая их словами: «Пошлет Вам Господь еще детей, дорогие мои». После напряженных колебаний, сомнений и безуспешных отговорок родители согласились дать добро. Борис был пострижен в схиму с именем Феопрепий, которое в русском переводе звучало как Боголеп. Как и предсказывал отрок, на следующий день проказа отступила, и налицо были видны признаки наискорейшего выздоровления. Но на следующий день после этого славного чуда Борис вновь заболевает лихорадкой «огневицей» и вскоре отходит к Господу 1 августа 1654 г. Похоронили его около Вознесенской церкви. Через некоторое время над могилкой преподобного жители соорудили деревянную часовню. Известны неоднократные свидетельства о явлении преподобного Боголепа Черноярского и его заступнической помощи во время обороны укрепленного поселения от вражеских агарянских полчищ, пытавшихся захватить форпост. В апреле 1731 г. Савва Татарников составил подробное жизнеописание Бориса Боголепа.

http://sobory.ru/article/?object=15407

Почитание Б. Ч. началось вскоре после его смерти. Заступничеству святого было приписано спасение Чёрного Яра от захвата его войском С. Разина, от набегов кубанских татар в 1689 и 1711 гг., от мора в 1727 г., а также ряд исцелений жителей города. Первый образ Б. Ч. был написан, видимо, в 1695 г. Его создание связано с чудом исцеления священника-иконописца Иоанна из астраханской ц. в честь Рождества Богородицы. Долгое время у о. Иоанна болели глаза. Однажды во сне ему явился Б. Ч., повелел написать свой образ, отправить его в Чёрный Яр и возложить на раку. Наутро полуслепой священник начал делать набросок иконы, недоумевая, как он сможет совершить эту работу, но постепенно стал чувствовать себя лучше. Выздоровев, о. Иоанн по небрежению работу не закончил и через год вновь заболел. После 2-го явления св. отрока он завершил написание иконы и, получив благословение архиеп. Савватия, отвез ее в Чёрный Яр. Жители города встретили образ крестным ходом и возложили его на раку Б. Ч. Память Б. Ч. указана под 24 июля в Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.) и в «Описании о российских святых» (списки кон. XVII-XVIII в.). В 1-й четв. XVIII в. по св. отроку в Чёрном Яре совершались панихиды. В 1722 г. Петр I, спускаясь на струге по Волге, приказал сделать остановку в Чёрном Яре и осмотрел могилу Б. Ч., после чего запретил петь панихиды над гробом святого и велел сравнять с землей часовню над его могилой, была уничтожена и икона св. отрока, написанная свящ. Иоанном. 13 янв. 1723 г. последовал указ императора о переводе архиеп. Иоакима из Астрахани «в какую пристойно епархию викарием». Распоряжения царя были связаны с воспоминанием о восстании в Астрахани в 1705-1706 гг.: когда царские войска подошли к Чёрному Яру, бунтовщики-старообрядцы распространяли среди горожан мнение, что от царя-антихриста их защитит Б. Ч. С др. стороны, местное предание сообщает, что 17 июня 1722 г. Петр посетил Чёрный Яр и расспрашивал о св. отроке черноярского свящ. Афанасия, после чего велел петь над гробом панихиды и поминать его.

http://pravenc.ru/text/149487.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010