Я рассказал, как всё произошло, надеясь на снисхождение, но баба Вера почему-то покачала головой и строго сказала: – Не знаю, что и думать, Андрюшенька. Чай, рассказать об этом отцу Михаилу? Тут не всё так просто. Быть может, и я поступила бы так же. – Баба Вера, а ваши сыновья дрались когда-нибудь? – спросил Владимир бабушку. – Конечно же, дрались, они были такими же, как и все, мальчиками; ничем особенным не отличались от других. – А бывают ли такие мальчики, которые никогда не дерутся? – снова спросил Владимир, и по тому, как он серьёзно произносил эти слова, я понял, что вопрос имел для него большое значение. – Ой, деточки мои, конечно же, бывают! Это мальчики, предызбранные Богом. Вот, например, Боголеп Черноярский… Он уже с младенческих лет постился по средам и пятницам и не вкушал от груди матери молока. – А если мальчик не предызбранный, можно ли драться ему? – Драться никому не можно. Драться – грех, деточки мои. Ну-ка, Владимир, как сказано в Писании: «Если тебя ударят в правую щеку, обрати другую»… – Слышасте, яко речено бысть: око за око, и зуб за зуб. Аз же глаголю вам не противитися злу: но аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую. – Вот, Владимир, если хочешь быть сыном Отца Небесного, не дерись. Глава 3. Илья Муромец – А как же Илья Муромец? Он же был богатырём и дрался с полчищами врагов. – Илья Муромец – предызбранный Богом. Он, деточки мои, мальчиком как раз и не дрался ни с кем. С детства лежал недвижимый, были ноги парализованы у него. Сама кротость и любовь сияли в очах его. Мог ли драться он? – А как же он стал русским воином? – А вот исполнилось ему тридцать лет. И пришли к нему в дом три святых старца и со властию говорят: «Поди и принеси нам напиться». А как он мог принести, он же немощный? И вдруг встаёт Илья, получая помощь свыше. Был он послушным и приносит им целое ведро воды. «Выпей сам», – говорят ему старцы. Илья выпивает. «Что ты в себе слышишь?» – «Слышу в себе силу, древо с корнем вырву из земли». – «Принеси ещё ведро». Илья приносит. «Выпей и это ведро», – говорят ему старцы. – «Что в себе слышишь теперь?» – «Если бы кольцо ввернуть в землю, – отвечал Илья, – я бы повернул землю». – «Это много, – говорят ему. – Принеси третье ведро». Илья приносит третье ведро. «Выпей». Илья выпил, и силы у него стало меньше. «Будет с тебя и éнтого», – говорят старцы и уходят. Вот так исцелили его, деточки мои, Духом Святым и Промыслом Божиим.

http://azbyka.ru/fiction/dobryj-dedushka...

Марья Фоминична учила их с Ирой в начальной школе. Начиная с четвертого класса, черноярских школьников возили на автобусе в Семеновку. Но так было не всегда. Анатолий, старший Женин брат – тот успел еще восьмилетку здесь закончить. Марья Фоминична оказалась последней из черноярских учителей. Наивная, одинокая, притом добрейшая женщина, она очень любила детей; часто приглашала их к себе домой, поила чаем с яблочным вареньем, ставила пластинки с военными песнями, показывала фотографии. Вон он, домик Марьи Фоминичны – без окон и дверей, белеет остатками мела и почти уже лежит на земле вместе с забором. Он, Евгений, тоже был наивным, наверное, когда давал своему фермерскому хозяйству имя «Возрождение». Сначала, правда, по-другому хотел назвать – «Белая птица». Вернувшись к своему дому, Евгений увидел на соседском крыльце странную компанию. А через 15 минут уже вез отца Антония домой, в Семеновку, рассказывая, что вершиной его фермерских мечтаний было возрождение Благовещенской церкви: – Покрашу, думал, белая-белая будет стоять. Она же и была белая, облезла просто. Вы знаете, что ей больше двухсот лет? По дороге они обогнали Ибрагима, который возвращался со своих дальних кошар в Семеновку. Но вот с ним общаться Евгению не хотелось совсем. Нет, не потому, что Ибрагим плохой! Ибрагим как Ибрагим. И не по его вине связано было с ним у Евгения чувство, что он как будто кого-то предал. Будь голубка похитрее, она догадалась бы не ночевать в голубятне. Но когда повторилось бывшее, когда рука Хозяина взяла ее, сонную, с насеста – она смирилась и утешилась той любовью, в которой оказалась, хоть и лишала ее свободы эта любовь. Они смирилась до конца, оказавшись в знакомой уже картонной коробке – так больной ребенок смиряется с тем, что его кладут в бокс или закатывают в гипс, и утешает себя тем, что его любят. Евгений нарочно ждал до предрассветного часа – чтоб как можно меньше времени провела в коробке его белая царевна, его нежная беглянка. Потом ему удалось еще немного подремать в машине. А теперь нужно было спешить в город, чтоб успеть к началу второй смены в автопарке. Но Евгений, поколебавшись, пошел-таки к дому Ивана.

http://pravoslavie.ru/122164.html

Объяснение Важный недосмотр: вместо в 15 верстах должно читать: в пятидесяти. Критика г. Броневского «Пугачев отдыхал сутки в Сарепте, оттуда пустился вниз к Черному Яру, Михельсон шел по его пятам. Наконец, 25 августа на рассвете он настигнул Пугачева в ста пяти верстах от Царицына. Здесь Пугачев, разбитый в последний раз, бежал, и в семидесяти верстах от места сражения переплыл Волгу выше Черноярска». Стр. 155–156. Из сего описания видно, что Пугачев переплыл Волгу в 175 верстах ниже Царицына; а как между сим городом и Чернояром считается только 155 верст, то из сего выходит, что он переправился через Волгу ниже Чернояра в 20 верстах. – По другим известиям, Пугачеву нанесен последний удар под самым Царицыном, откуда он бежал по дороге к Чернояру, и в сорока верстах от Царицына переправился через Волгу, то есть верстах в десяти ниже Сарепты. Объяснение Выписываю точные слова текста: «Пугачев стоял на высоте, между двумя дорогами. Михельсон ночью обошел его и стал противу мятежников. Утром Пугачев опять увидел перед собою своего грозного гонителя; но не смутился, а смело пошел на Михельсона, отрядив свою пешую сволочь противу донских и чугуевских казаков, стоящих по обоим крылам отряда. Сражение продолжалось недолго. Несколько пушечных выстрелов расстроили мятежников. Михельсон на них ударил. Они бежали, брося пушки и весь обоз. Пугачев, переправясь через мост, напрасно старался их удержать; он бежал вместе с ними. Их били и преследовали сорок верст. Пугачев потерял до четырех тысяч убитыми и до семи тысяч взятыми в плен. Остальные рассеялись. Пугачев в семидесяти верстах от места сражения переплыл Волгу выше Черноярска на четырех лодках и ушел на луговую сторону, не более как с тридцатью казаками. Преследовавшая его конница опоздала четвертью часа. Беглецы, не успевшие переправиться на лодках, бросились вплавь и перетонули». Рецензент пропустил без внимания главное обстоятельство, поясняющее действие Михельсона, который ночью обошел Пугачева, и, следственно, разбив его, погнал не вниз, а вверх по Волге, к Царицыну. Таким образом мнимая нелепость моего рассказа исчезает. Не понимаю, каким образом военный человек и военный писатель (ибо г. Броневский писал военные книги) мог сделать столь опрометчивую критику на место столь ясное само по себе!

http://predanie.ru/book/221012-avtobiogr...

Помимо выполнения своих основных задач, военное духовенство помогало работе госпиталей, организации перевязочных пунктов, заботилось о раненых. В воспоминаниях митрополита Евлогия (Георгиевского) читаем: «Вскоре по дорогам хлынула обратная волна: деревенские подводы, нагруженные ранеными. В пыли, в грязи, с кровоточащими ранами, плохо перевязанные, смотреть на них было невыразимо тяжело. Я распорядился, чтобы немедленно лаврская больничка была обращена в перевязочную, а монахи взяли на себя обязанность братьев милосердия. Подбил доктора проявить инициативу и предпринять все, что было только возможно, лишь бы спешно достать перевязочный материал и пр.» . Кроме того, как отмечает С. Ю. Чимаров, полковые священники создавали общества трезвости, проводили профилактическую работу среди личного состава в отношении суицидальных настроений, являлись организаторами благотворительной деятельности в части, поддерживали выздоравливающих в госпиталях и вели переписку с членами семей погибших воинов . Некоторые военные священники принимали участие и в боевых действиях, хотя это не входило в их прямые обязанности. Среди наиболее памятных примеров героизма представителей русского военного духовенства на поле боя отметим следующие: 1) 24 июня 1915 г. подвиг совершил иеромонах Ниловой пустыни Тверской губернии Амвросий; в ходе боевых действий, проходивших у деревни Бобы Ново-Александрийского уезда (Польша), когда гренадеры были застигнуты врасплох и уже готовились отступить, герой-иеромонах, держа перед собой крест, повел всех в бой; противник был опрокинут, однако сам о. Амвросий пал смертью храбрых ; 2) 29 августа 1914 г. полк, в котором служил иеромонах Феликс (Носильников), готовился к наступлению; видя, что военнослужащие сомневаются, священник, выйдя вперед, произнес вдохновенную речь и личным примером увлек их в атаку; когда же наступление захлебнулось, он отказался отступать и с 30 военнослужащими остался на переднем крае под непрерывным обстрелом ; 3) в боевых действиях 19 октября 1916 г. погиб священнослужитель 318-го Черноярского полка Александр Тарноуцкий; смерть настигла священника, когда он с крестом в руках шел впереди своего полка; такой же героический подвиг совершил в том же году священник Василий Шпичак: драгунский Казанский полк, в котором служил о. Василий, готовился к наступлению на австрийцев; в ходе подготовки возникло замешательство, среди солдат чувствовалось волнение, тогда о. Василий бросился вперед на своей лошади с криком «За мной, ребята!», а за ним, воодушевленные его примером, устремились и все солдаты .

http://bogoslov.ru/article/6192023

1826 года Мая 24 дня в указе из Астраханской Духовной Консистории за Игумение Евгении изображено: указом из Святейшего Правительствующего Синода от 24 Апреля 1826 года Преосвященному Павлу Архиепископу Астраханскому и Кавказскому предписано, по представлению Преосвященного Авраама. Архиепископа бывшего Астраханского об отводе, на основании Высочайшего указа 18 Декабря 1797 года, Астраханскому Архиерейскому дому и монастырям Благовещенскому женскому, Иоанно-Предтеченскому, Покровоболлинскому и Чуркинскому Николаевскому рыбных ловлей в реках целыми оброчными статьями, состоящими, как видно из представленной от Астраханской Казенной Палаты в сию Консисторию ведомости, в городах и уездах, – Архиерейскому в Черноярском уезде, при Каменно-ярском селении, по Волге на 17 вёрст и 123 сажени; женскому третьеклассному Благовещенскому в Енотаевском уезде села Чечеринского, по рекам: Волге и Ахтубе на 10 вёрст и 300 саж.; заштатным: Предтеченскому в Енотаевском уезде при Сасыкольском селении, по реке Ахтубе с заливами на 20 вёрст; Покровскому в Красноярском уезде при селении Теплинском Кичаге, по рекам Кичагу и Кордуану; Чуркинскому Николаевскому в Енотаевском уезде, при селении Пришибенском, по рекам Волге и Ахтубе; а если тех пяти рыболовных статей, по каким- либо обстоятельствам, нельзя будет им предоставить, Святейший Синод, согласно с мнением Преосвященного полагал: в замене оных ловлей рыбных и мельниц определить им денежные оклады ежегодно: Архиерейскому дому 6000 р. ежегодно; монастырям каждому по 1500 р., а всем вообще 12 тыс., а сего 1826 год Марта 29 дня Г. Синодальныи Обер-Прокурор и кавалер Князь Петр Сергеевич Мещерский в предложении Святейшему Синоду изъяснил, что, по упомянутому определению оного, 28 Апреля 1824 года состоявшемуся 6 , входил он в сношение с Г. Министром Финансов, об удовлетворении Астраханского Архиерейского дома и четырёх здешних монастырей: Блоговещенского, Предтеченского, Покровского и Чуркивского-Николаевского рыбными ловлями и мельницами, или, взамен оных денежными окладами, по сделанному в оном определении назначению; ныне Г. Министр Финансов уведомляет его Г. Синодального Обер-Прокурора и кавалера, что он представлял Комитету Гг. Министров, по сему предмету, чтобы, по состоянию Архиерейского дома и вышеозначенных монастырей, на границе, сопредельной с иноверческими племенами, определить в замене следующих им мельниц и рыбных ловель, преимущественнейшие пред прочими оклады, признавая с своей стороны достаточным к содержанию Архиерейского дома назначить оклад по две тысячи, а для каждого из вышепомянутых четырёх монастырей по тысяче рублей в год асс. и что представление сие утверждено положением Комитета Гг. Министров и на оное в 16 день минувшего Февраля последовало Высочайшее ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА соизволение.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Скачать epub pdf (Некролог) 27 ноября в 9 ч. и 10 минут вечера почил о Господе первосвятитель Казанской церкви архиепископ Никанор (в мире Никифор Тимофеевич Каменский). Возраст жизни в Бозе почившего владыки сравнительно еще не преутружденный – 63 года. Энергичная его деятельность, с особенной интенсивностью выражавшаяся минувшим летом, во время бывшего в Казани Съезда миссионеров, и несколько окрепшее расшатанное его здоровье после поездки на воды Кавказа – все это, по человеческим расчетам, отдаляло мысль о печальной развязке, к которой почивший владыка постоянно готовился, а поэтому и смерть эта была полной неожиданностью не только для людей, далеко стоящих от него, но и для его приближенных. Смерть архиепископа Казанского Никанора – тяжелая утрата для Церкви Русской, для богословской науки, для казанского духовенства и особенно для его сирых и вдов. Весьма чувствительна эта утрата и для Императорского Православного Палестинского Общества. Высокопреосвященный Никанор – сын диакона Астраханской епархии, Черноярского уезда, села Солодников. Родился он в 1847 г., следовательно, смерть постигла его на 63-м году, еще в расцвете сил физических и духовных. Рано владыка узнал тяжелую долю сиротства, лишившись своего кормильца-отца еще малым ребенком. Вместе со своей достойнейшей и благочестивейшей матушкой Параскевой Никитичной, скончавшейся в глубокой маститой старости, всего около пяти-шести лет тому назад, он испытал суровую гнетущую нужду и много лишений. И если бы добрые члены местного причта, сослуживцы отца почившего владыки, из коих родной дед пишущего эти строки, псаломщик, особенно был близок осиротелой семье, и отзывчивые прихожане села Солодников не пришли на помощь и не приняли участия в жизни бедствующей несчастной семьи, то можно с положительностью утверждать, что нашей Русской Церкви не пришлось бы видеть столь яркого светильника в сонме своих иерархов. Нужда и суровая бедность помешали даровитому юноше Никифору Каменскому и хорошо подготовиться к духовной школе, которую он считал «крайне необходимою» для каждого юноши.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В первый раз появление секты субботников или иудействующих молокан объявилось в земле Войска Донского. В 1797 году, находясь на службе на кавказской линии в слободе Александровке, донской казак Косяков принял Моисеев закон от тамошнего учителя Филиппа Донскова, а по возвращении на Дон склонил к своему верованию брата своего. Секта «жидовствующих молокан» в конце XVIII века появилась в гор. Ельце и к ней принадлежали два брата-купца Яковлевы, и мещанин Михайлов. Михайлов и Яковлевы были весьма ревностными пропагандистами лжеучения субботников. Под рядом торговцев они разъезжали по многим губерниям, не исключая даже Сибири, и вели открытую пропаганду жидовства, в особенности среди саратовских, мелитопольских и кавказских молокан. Особенно ревностным пропагандистом секты жидовствующих в это время в Саратовской губернии был однодворец Балашовского уезда, села Свинухи, Милюхин; он изъездил всю Россию, пропагандируя лжеучение субботников, и целые деревни обращал в свою секту. В Москве секта субботников была обнаружена в 1805 году. В пяти селениях Каширского уезда, Тульской губернии, по донесению епископа Авраама, уже в начале 19-го столетия, было жидовствующих около 150 человек, а главным распространителем и организатором секты был купец Краснов. По сведениям правительства, «жидовскою ересью», появившеюся около 1797 года, были заражены многие слободы в Павловском и Бобровском уездах, Воронежской губернии, где насчитывалось уже 503 субботника. В 1833 году их было уже 3371 человек. Цифры эти ясно свидетельствуют о том, как быстро распространилось учение жидовствующих среди русского населения, так что сведениями правительства было установлено, что эта секта охватила всю Россию. В жидовствующую секту совращены были даже некоторые православные священники и официально уже насчитывалось до 20-ти тысяч человек обоего пола, принадлежащих к секте субботников. Особенно сильное распространение секта получила в трех станицах Майкопского уезда, на Кубани, где их числилось 3179 человек; в одном селе Привольном, Ленкоранского уезда, было субботствующих 1726 человек мужеского пола и 1714 душ женского пола. В Астраханской губернии, в теперешних уездах Царевском, Енотаевском и Черноярском, молокан-субботников числилось до 3850 человек обоего пола. Много субботников было в начале XIX века в губерниях: Московской, Тамбовской, Тульской, Орловской, Пензенской, Екатеринославской, Иркутской, в земле Войска Донского и др. местах: были субботники даже в Архангельской губернии; из некоторых больших сел (наприм., Дубовки) они вытеснили все коренное православное население. Быстрое распространение иудейских воззрений объясняется с одной стороны широкою религиозною свободою, которая была объявлена Императором Александром I-м, а с другой – тем, что евреи не жалели денег на пропаганду: содержали энергичных и пронырливых профессиональных миссионеров, выкупали у помещиков крепостных крестьян и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Как-то, уже по осени, к Анне подошла там, в церкви, семеновская почтальонша Галя: – Бабушка, вы ведь в Чернояре живете? Есть у вас там такой Тихонов? Вот, передайте ему письмо – сколько уж времени у меня лежит. В Чернояр-то у нас почта не ходит. Письмо было от Димки. Иван усмехнулся, увидев обратный адрес – ИТК-14 и штамп «Проверено цензурой». Как и следовало ожидать, Димка до деда не добрался Как и следовало ожидать, Димка до деда не добрался. Заболтавшись с бывалым водилой, заехал не в родной городок, а в соседний. Там ему ненароком повстречался тот самый Шкворень, который был в бегах. Шкворень сказал, что посадка Лысого ни о чем не говорит, что Димкин долг в силе. И предложил сделать кое-что вместе. Когда Димка согласился, на забор сел голубь, но не чисто белый, а с серыми пятнышками. Он, Димка, дурак был, что ждал только белого, это всё потому, что он очень много о себе думал…Теперь он здесь, на пятом отряде, срок небольшой, могло быть хуже – менты их со Шкворнем повязали вовремя. Он переписывается с дедом, дед обещал приехать на свиданку, но не смог, опять слег в больницу с давлением. Отцу Антону Димка передавал привет и просьбу помолиться – о том, главное, чтоб дед дожил до его, Димкиного, освобождения. Непонятно, причем тут какой-то голубь на заборе, подумал Иван и вздохнул: из-за этих птиц у него ныла совесть. …И вот почему она ныла. Евгений договорился с Ибрагимом о поставке птичьего комбикорма для своих голубей и дал Ивану денег – с тем, чтобы он, Иван, ежедневно голубей кормил. Для этого Евгений приезжал в Чернояр еще раз – вместе с женой Ириной: она решила оказать супругу эту поддержку в знак окончательного примирения. Пока мужики договаривались, Ира ушла от машины к завалившемуся домику напротив церкви – к своей начальной школе. И долго смотрела – то в ее пустые окна, то на полевую дорогу, по которой их, черноярских детей, возили потом в Семеновку. Вспоминала, как заводной и неунывающий Женька, всеобщий любимец и непревзойденный голубятник, стал каждый раз садиться в этом автобусе рядом с нею – и никого больше на это место не пускал.

http://pravoslavie.ru/122164.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Преображение купца: Схимонах Трифилий (Мальков) Мощи схимонаха Трифилия (Малькова).     Преображение купца: Схимонах Трифилий (Мальков)     Схимонах Трифилий (в миру Трофим Наумович Мальков) родился в 1830 году в крестьянской семье села Старицы Черноярского уезда Астраханской губернии. Когда Трофиму исполнилось 18 лет, он оставил свою семью и переселился в город Острог, где постепенно смог собрать приличное состояние для того, чтобы стать купцом. Через 20 лет стараний и трудов у него уже была своя торговля и артель по переработке рыбы. Трофим Наумович был женат и имел детей. Однажды у себя в Остроге он познакомился с афонским монахом, отцом Тимоном (Щербатовым), который по поручению своей обители приехал для сбора пожертвований. Беседа с ним произвела на Трофима Наумовича огромное впечатление. Но он так был захвачен водоворотом своих мирских дел, что не имел времени глубоко поразмыслить о тех вопросах, о которых говорил с ним чудный старец.   «Раз, после очередной ссоры с женой, — вспоминал потом впоследствии отец Трифилий, — я, чтобы немного успокоиться, решил пройтись до артели пешком. Ужасные мысли будоражили мою голову, душа была в полном смятении и отчаянии. И вдруг, не знаю как, я оказался рядом с храмом, прямо у его стены. Мне стало как-то неловко и стыдно. Я хоть и был верующим, но особой набожностью не отличался. Однако я точно знал, что где-где, а здесь мне сейчас совершенно не место. Но, не знаю почему, я перекрестился, поцеловал стену храма и пошёл дальше на работу.   День, как и все мои рабочие дни, был переполнен заботами: распоряжения, споры, договоры, уговоры, ругань, крики, — и так без конца. И всё это ради денег, ради прибыли. Только поздно вечером, когда я наконец смог остаться один и стал размышлять о происшедших за день событиях, вдруг появилось в моем сердце какое-то очень малозаметное, но невероятно приятное ощущение.   Я не мог понять причину этого. Прожитый мной ужасный день не давал для этого никаких оснований. Хотя вспомнил, что у храма со мной произошло что-то необычное. И как только я это вспомнил, моё сердце наполнилось неописуемой радостью. Я никогда не испытывал такого чувства. У меня появилось непреодолимое желание упасть на колени и плакать, что я и сделал " .

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=239...

из земель, находившихся в ведении Омской палаты гос. имуществ. Гос-во обещало и материальную помощь новокрещеным: 24 февр. 1897 г. было утверждено т. н. мнение Гос. совета, предписывавшее местным жителям после крещения оставить своих соседей-мусульман и поселиться в городах или селениях между христианами. Переселенцам было обещано пособие из казны. В 1899 г. К. д. м. имела 9 станов: в Семипалатинской обл.- Центральный в Семипалатинске, Буконский, Долонский, Большенарымский, Шульбинский и Черноярский, в Акмолинской обл.- Татарский, Александровский и Атбасарский. Штат К. д. м. составляли 28 чел., в т. ч. архимандрит (начальник миссии), 8 миссионеров (в т. ч. 3 иеромонаха с академическим образованием и 2 священника, окончившие семинарию), 9 псаломщиков, фельдшер (диакон), 2 учителя, помощник учителя и 6 переводчиков. При миссии действовали 9 школ, в которых обучались 272 ребенка (207 мальчиков и 65 девочек). В Центральном и Преображенском станах открыли приюты для инородческих детей. В 1899 г. были крещены 3 язычника и 63 мусульманина, причем больше всего крещений совершено в Центральном (7) и Большенарымском (12) станах. В 90-х гг. XIX в. еп. Владимир (Петров) с сожалением замечал, что только спустя 50 лет осуществилось желание архим. Макария (Глухарёва) открыть правосл. миссию среди киргизов. «Опасения оказались совершенно напрасными, вся степь знает миссионеров, киргизы охотно принимают их, и не только принимают, но и слушают и ежегодно крестятся. В десятилетний период существования миссии окрещено уже около 200 человек... А 50 лет тому назад, передают старожилы, киргизы целыми волостями желали принять православие» ( Владимир (Петров). 1893. С. 27-28). В 1901 г. в 9 станах К. д. м. служили начальник миссии в сане архимандрита, 4 иеромонаха, 4 священника, 4 диакона, рясофорный монах, 6 псаломщиков и 6 переводчиков; действовали 11 церквей и молитвенных домов. Правосл. паству К. д. м. составляли 4633 чел., в т. ч. русских - 4121 чел., инородцев - 512 чел., крестился 61 чел.

http://pravenc.ru/text/1840155.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010