В 2010 г. Бобруйское викариатство и К. м. стали епархиями-побратимами, поскольку названия обоих городов происходят от слова «бобр». Кроме того, оба архиерея носят имя Серафим. В июне 2010 г. еп. Бобруйский и Быховский Серафим (Белоножко) и мэр Бобруйска посетили Касторию. Святые, особо почитаемые в митрополии Прор. Илия. Икона. 1180–1200 г. (Византийский музей в Кастории) Прор. Илия. Икона. 1180–1200 г. (Византийский музей в Кастории) покровитель Кастории вмч. Мина, покровитель скорняков прор. Илия, уроженцы окрестностей Кастории прмч. Иаков († 1519 или 1520), прп. Дионисий , основатель мон-ря Дионисиат († 1388), и его брат свт. Феодосий , игум. мон-ря Филофея на Афоне и Манганского мон-ря в К-поле, а затем митрополит Трапезундский († 1392), подвизавшийся в мон-ре св. Бессребреников близ с. Мелисотопос, свт. Григорий Палама († 1357), прп. Нектарий Карейский († 1500), а также покровитель детей прп. Никанор Завордский († 1549). В 2003 г. Александрийская Православная Церковь причислила к лику святых патриарха Александрийского Герасима II Палладу († 1714), занимавшего до этого Касторийскую кафедру. 8 дек. 2011 г. К-польский Патриархат канонизировал касторийскую подвижницу - старицу и юродивую Софию (Хотокуриду) (1883-1974), к-рая родилась в окрестностях Трапезунда в Понте, в 1923 г. вместе с др. греками-беженцами переселилась из М. Азии в Грецию и с 1927 г. подвизалась в мон-ре Рождества Пресв. Богородицы близ Клисуры. 1 июля 2012 г. К-польский Патриарх Варфоломей во время визита в Касторию совершил чин ее канонизации. В 3-е воскресенье нояб. в К. м. празднуется Собор Касторийских святых. Касторийские архиереи Епископы Касторийские: Иоанн (Х в.), Феодор (XI в.), Кир (XI-XII вв.), Михаил (1-я пол. XII в.), Иоанн (ок. 1150), Константин (упом. ок. 1204, согласно Н. В. Томадакису и Е. Дракопулу, после 1220, по мнению Снегарова, ок. 1232), Гавриил (упом. в 1384), Иосиф (упом. в 1481). Митрополиты Касторийские: Акакий (упом. в 1531, 1543), Мефодий (упом. в 1544, 1559), Иоасаф (упом.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

архиепископ с 21.04.1835 по 28.01.1840 архиепископ Волынский и Житомирский Минская и Бобруйская С 4 февраля 1840 года Имена Сведения Антоний (Зубко), епископ бывший епископ Брестский, викарий Литовской епархии с 28.01.1840 архиепископ с 05.04.1841 по 01.03.1848 на покое; 15.02.1884 Михаил (Голубович), епископ бывший епископ Брестский, викарий Литовской епархии с 01.03.1848 архиепископ с 19.04.1853 по 23.01.1868 на покое; 06.03.1881 Александр (Добрынин), епископ бывший епископ Ковенский, викарий Литовской епархии с 14.08.1868 архиепископ с 27.03.1877 по 25.04.1877 архиепископ Донской и Новочеркасский Евгений (Шершилов), епископ бывший епископ Ковенский, викарий Литовской епархии с 16.05.1877 по 06.04.1878 переименован епископ Минский и Туровский; 22.03.1897 Минская и Туровская С 6 апреля 1878 года Имена Сведения Евгений (Шершилов), епископ бывший епископ Минский и Бобруйский с 06.04.1878 по 26.07.1880 епископ Астраханский и Енотаевский; 22.03.1897 Варлаам (Чернявский), епископ бывший епископ Выборгский викарий Санкт-Петербургской епархии с 26.07.1880 21.05.1889 Симеон (Линьков), епископ бывший епископ Орловский и Севский с 03.06.1889 31.08.1899 Викарии Минской епархии Житомирский епископ Викариатство учреждено в 1795 году Кафедра в Остроге Имена Сведения Варлаам (Шишацкий), епископ рукоположен с 03.06.1795 по 16.10.1799 епископ Волынский и Житомирский Могилёвская Учреждена в 1633 году. Кафедра в Могилёве Мстиславская, Оршанская и Могилёвская Имена Сведения Иосиф (Бобрикович-Анхожский), епископ рукоположен в конце 1633 09.04.1635 рукоположен с 1635 по 25.02.1647 митрополит Киевский и Галицкий Игнатий (Оксенович-Старушич), епископ рукоположен с 12.07.1650 Иосиф (Кононович-Горбацкий), епископ рукоположен с 02.05.1650 25.02.1653 С сентября 1654 года кафедра перешла под управление Московского патриарха, однако епископ не был поставлен. Заведовал Могилёвской епархией сам патриарх Никон . С сентября 1655 года патриарх Никон поставил наместником Филофея, наместника Иверского Святоезерского монастыря (на Валдайском озере) и его брата Серапиона.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

12 февраля 1839 г. собор униатских архиереев и высшего духовенства, собравшийся в неделю Православия в Полоцке, составил торжественный акт о присоединении униатской церкви к православной и всеподданнейшее прошение о том государю с приложением 1305 подписей духовных лиц. 25 марта имп. Николай I написал на этом прошении: «Благодарю Бога и принимаю». За пастырями присоединилось к Православию и все полуторамиллионное население указанных епархий. Радость воссоединения выразилась торжественными богослужениями бывшего униатского духовенства с древнеправославными в Витебске, Орше, Полоцке, Вильне. В память воссоединения выбита была медаль с надписью на одной стороне: «Отторженные насилием (1596) воссоединены любовию (1839)», с другой – под ликом Спасителя на убрусе: «Такова имамы Первосвященника». Бывшие униатские архиереи получили православные епархии западного края: Иосиф стал архиепископом литовским, с 1852 г. митрополитом. Василий – еп. полоцким, с 1841 г. – архиепископом и с 1866 г. – членом Снода. Антоний – еп. минским и бобруйским, с 1841 г.– архиепископом. В 1848 г. владыка Антоний ушел на покой. Митр. Иосиф писал о нем, что в деле воссоединения «никто не помог мне столько, сколько он». Сам владыка Иосиф переселился в 1843 г. из Петербурга в Жировицкий мон., исходатайствовал для литовской епархий второе – ковенское – викариатство. В 1844 г. он переехал в Вильну, переведя туда литовское епархиальное управление, вместе с семинарией. Владыка Иосиф старался влиять на усиление числа православных в западно-русском чиновничестве, опасаясь нового польского мятежа. Он открыл свыше 200 церковно-приходских и других училищ. Владыка Иосиф пользовался доверием и поддержкой императоров Николая I и Александра П. В 1852 г. владыка Иосиф возведен был в сан митрополита. С началом безпорядков в Вильне он рассылал твердые наставления духовенству. До назначения в Вильну генерал-губернатором решительного гр. М. Н. Муравьева положение его было опасным. Митр. Иосиф после усмиренного польского мятежа 1863 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

На богослужении присутствовали Президент республики Кипр Тассос Пападопулос и сопровождающая его делегация, а также президент Православного Баламандского университета доктор Илия Салем. По окончании богослужения Святейший Патриарх Алексий и Блажейнеший архиепископ Анастасий поклонились честным мощам святителя Филиппа и Петра. 23 января Блаженнейший Анастасий, Архиепископ Тиранский и всея Албании посетил Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, в ходе посещения вуза состоялась встреча Его Блаженства с преподавателями и студентами. 24 января 2005 года в Гостиничном комплексе «Даниловский» состоялась прощальная встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия с Блаженнейшим Архиепископом Тиранским и всей Албании Анастасием. Во встрече приняли участие сопровождающие Блаженнейшего Архиепископа лица: митрополит Корчинский Иоанн и архимандрит Антоний (Мердани), а также заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Егорьевский Марк, президент Международного фонда единства православных народов В.А.Алексеев и секретарь ОВЦС МП по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов. После встречи Блаженнейший Архиепископ Анастасий и сопровождающие его лица направились в аэропорт и отбыли на родину. Постановили: 1. Возблагодарить Господа за состоявшееся братское общение Предстоятелей двух Православных Церквей. 2. Считать весьма важным дальнейшее развитие и укрепление братских связей Русской и Албанской Православных Церквей на благо народов наших стран. Журнал Слушали: Рапорт Преосвященного митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, о необходимости учреждения викариатства в Витебской епархии в связи с потребностью усиления пастырско-миссонерской работы в регионе. Постановили: 1. Учредить викариатство в составе Витебской епархии Русской Православной Церкви с титулом архиерея — «Друцкий». 2. Епископом Друцким, викарием Витебской епархии, быть Преосвященному епископу Петру (Карпусюку), бывшему Бобруйскому и Быховскому.

http://sedmitza.ru/lib/text/429895/

Толочин. В апр. 1952 г. Гродненско-Брестская и Пинско-Полесская епархии были ликвидированы, их приходы вошли в состав М. е. и ее территория совпала с границами БССР. К 1952 г. в 12 областях республики зарегистрированные общины (985 приходов и 3 мон-ря) распределялись следующим образом: в Барановичской обл.- 177 общин, в Брестской обл.- 185, в Гродненской обл.- 100, в Молодечненской обл.- 133, в Полоцкой обл.- 55, в Пинской обл.- 134, в Бобруйской обл.- 34, в Витебской обл.- 24, в Гомельской обл.- 45, в Минской обл.- 37, в Могилёвской обл.- 41, в Полесской обл.- 23 общины. На 1952 г. в Минской обл. действовало 37 общин РПЦ: 35 самостоятельных приходских церквей (в т. ч. 5 в Минске, 3 в Борисове), а также 2 приписные часовни - в Логойске и в с. Худовцы. К 1 янв. 1953 г. количество храмов в республике сократилось до 976. К 1953 г. в Белоруссии остались на регистрации 724 священника и 58 диаконов. В 1957 г. в приходах Минско-Белорусской епархии совершали служение 724 священника и 34 диакона. Важным событием в истории М. е. стало восстановление Бобруйского викариатства, на к-рое был назначен 4 июня 1953 г. ректор Минской ДС и наместник Жировицкого Успенского монастыря архим. Митрофан (Гутовский). Его хиротония во епископа Бобруйского состоялась 5 июля 1953 г. в Казанской Крестовой архиерейской ц. в Минске. С тех пор Никольский собор в Бобруйске являлся 2-м кафедральным храмом М. е. После перевода еп. Митрофана на Орловскую кафедру во епископа Бобруйского 10 авг. 1956 г. был хиротонисан Леонтий (Бондарь) , 5 мая 1961 г. переведенный в Новосибирск. В 1954 г. в состав Минской обл. вошли 8 районов Бобруйской обл. и 3 района Барановичской обл.; число храмов в области увеличилось с 37 до 110. В 1955 г. к этому числу добавились возвращенные Церкви храмы в селах Крайск Плещеницкого р-на, Куковичи Копыльского р-на, Даниловичи и Добринево Дзержинского р-на, Баламутовичи Руденского р-на. Был снят с регистрации Михайловский кладбищенский храм в Слуцке. На регистрации к 1956 г. состояли 114 общин, в т.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

В. Г. Пидгайко 1800-1917 гг. Переезд архиерея и консистории из Слуцка в Минск завершился летом 1800 г., после окончания перевода братии минского Духовско-Петропавловского мужского мон-ря в Пинск, преобразования монастырского собора в кафедральный и урегулирования всех имущественных вопросов. В связи с восстановлением в 1833 г. Полоцкой епархии и передачей приходов Виленской губ. в юрисдикцию Полоцкого епископа территория М. е. уменьшилась до пределов Минской и Гродненской губерний и Белостокской обл. Минский архиерей получил титул «архиепископ Минский и Гродненский». В 1840 г. территория М. е. стала соответствовать границам Минской губ., кафедра получила именование Минская и Бобруйская. В 1878 г. по ходатайству Минского архиеп. Евгения (Шерешилова) епархия стала именоваться Минская и Туровская, сохраняла это название до 1922-1923 гг. Во время Отечественной войны 1812 г. значительное число храмов М. е. подверглось разорению. В Минске до 1814 г. богослужения совершались в единственной уцелевшей кладбищенской церкви. После Полоцкого Собора 1839 г., принявшего решение о воссоединении белорусско-литов. униатов с правосл. Церковью, число приходов М. е. значительно увеличилось. В 60-х гг. XIX в. в М. е. наблюдалось оживление церковной жизни. Было построено ок. 20 каменных и ок. 70 деревянных церквей. В Минске выстроено новое здание ДС, освящен архиерейский дом с Покровской ц. В Пинске, в мест. Паричи Бобруйского у. и в Минске открыты духовные уч-ща, при церквах - начальные школы грамотности, их насчитывалось ок. 500 с 11 тыс. учащихся. В 1868 г. начали выходить «Минские епархиальные ведомости» . Повсеместно учреждались церковные попечительства, проходили «соборики духовенства». В Минске и Слуцке возобновилась деятельность церк. братств . В окт. 1907 г. в Минске начал работу церковный историко-археологический комитет, вскоре был организован музей. В нач. 1912 г. в связи с болезнью Минского архиеп. Михаила (Темнорусова) было учреждено Слуцкое викариатство М. е. Слуцкие епископы являлись настоятелями минского Свято-Духовского мон-ря, жили в Минске.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Наместники: Имена Сведения Исаакий (Гдашицкий Иакинф Яцко), архимандрит утверждён Киевским митрополитом неизвестно Яцко (Сикора) Иосиф (Гошовский), архимандрит с 09.04.1535 Макарий (Тучапский), архимандрит выбран с 06.07.1535 по 23.10.1539 епископ Львовский и Каменец-Подольский, наместник Галицкой митрополии Донская Учреждена в 1829 году Новочеркасская и Георгиевская Кафедра в Новочеркасске Имена Сведения Афанасий (Телятьев), епископ бывший епископ Тамбовский и Шацкий с 05.04.1829 архиепископ с 11.01.1830 по 17.07.1842 переименован архиепископ Донской и Новочеркасский Донская и Новочеркасская С 17 июля 1842 года Имена Сведения Афанасий (Телятьев), архиепископ бывший епископ Новочеркасский и Георгиевский с 17.07.1842 по 17.10.1842 на покое; 07.05.1847 бывший архиепископ Олонецкий и Петрозаводский с 17.10.1842 по 13.01.1847 архиепископ Воронежский и Задонский Иоанн (Доброзраков), архиепископ бывший епископ Нижегородский и Арзамасский с 13.01,1847 по 06.03.1867 на покое; 23.06.1872 бывший архиеп, Рижский и Митавский с 09.03.1867 по 25.04.1877 архиепископ Херсонский и Одесский Александр (Добрынин), архиепископ бывший архиепископ Минский и Бобруйский с 25.04.1877 по 23.05.1879 архиепископ Литовский и Виленский Митрофан (Вицинский), архиепископ бывший архиепископ Оренбургский и Уральский с 23.05.1879 19.11.1887 бывший епископ Вятский и Слободской с 05.12.1887 по 30.04.1894 на покое; 24.12.1894 Донат (Бабинский-Соколов), архиепископ бывший архиепископ Литовский и Виленский с 30.04.1894 по 12.11.1894 на покое; 16.04.1896 Викарии Донской епархии Аксайские епископы Викариатство учреждено 25 мая 1871 года Имена Сведения рукоположен с 04.07.1871 по 25.12.1876 епископ Уфимский и Мензелинский Нестор (Метаниев), епископ рукоположен с 17.04.1877 по 08.09.1880 епископ Выборгский, викарий Санкт-Петербургской епархии; 25.07.1910 Флавиан (Городецкий), епископ рукоположен с 02.02.1885 по 29.06.1885 епископ Люблинский, викарий Варшавской (Холмской) епархии; 04.11.1915 Серафим (Жемчужников), епископ

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Викариатство Иркутской епархии – епископство Кадьякское (1796 г.). Христианство на Компанейских островах в Великом океане близ берегов Северной Америки. Русские деятели там: Степан Глотов и Ив. Гр. Шелехов. Открытие Кадьякского викариатства (1796 г.). Трагическая кончина посвященного на кадьякскую кафедру епископа Иоасафа (Болотова) 1799 г. Присоединение Кадьякской области и паствы к Иркутской епархии (1799 г.). В необъятной Сибири остаются, по-прежнему, два епископа. Малочисленность русских епархий и состав их по смерти Екатерины II и при вступлении на престол Павла Петровича. VI В 1792 году 8 декабря состоялся второй раздел Польши между Россией, Австрией и Пруссией. 27 марта 1793 года главнокомандующий русскими войсками в Польше генерал-аншеф Михаил Никитич Кречетников, назначенный генерал-губернатором новоприсоединенных областей, всенародно объявил манифест о присоединении к России от Польши навсегда «всех замыкающихся в нижеописанной черте земель и жителей их, а именно: начиная черту сию от селения Друи, лежащего на левом берегу р. Двины, при угле границы Семигалии, откуда, простирайся на Нороч и Дуброву и следуя по частному рубежу воеводства Виленского на Столпцы, проводя на Несвиж, потом на Пинск, а оттоль проходя через Кунев между Вышегорода и Награблы близ границы Галиции, с коей смыкаясь простирается по оной до реки Днестра, наконец, спускался всегда по течению сей реки, примыкает к реке Егорлыку – пункту прежней границы в той стороне между Россией и Польшей. 1024 Из огромного пространства новоприсоединенной земли некоторые уезды-поветы и др. земли, по смежности и способности, предположено было присоединить к пограничным с ними русским губерниям – Полоцкой (остаток воеводства Полоцкого, не присоединенный при первом разделе Польши), Могилевской – от новой границы Полоцкой губернии до р. Березины (только без города Бобруйска), Киевской и Черниговской (Мозырский округ и часть воеводства Киевского) и к Екатеринославской (часть Киевского и Брацлавского воеводств).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Слишком незначительным количеством церквей Минской епархии можно объяснить то обстоятельство, что число духовных правлений в ней увеличилось в 1796 г., только одним – Борисовским правлением, учрежденным, по желанию духовенства, на обычных основаниях. С новым правлением в Минской епархии стало семь, а именно: Бобруйское, Борисовское, Мозырское, Пинское, Речицкое, Слуцкое и Давидгородское, скоро уничтоженное. С 1798 года оно вошло в состав Мозырского правления. Кроме семи правлений там было еще три благочиния – Вилейское, Игуменское и Минское. Правления помещались в уездных городах. Только Бобруйское правление, на первых порах, находилось в Глуске по той причине, что Глуск имел «многих и давних благочестивых жителей», в Бобруйске некоторое время, даже не было ни одной православной церкви. В 1798 году, при новом распределении границ уездов, духовные правления переменили свои районы, распределившись по уездам, причем, где в уезде было незначительное число церквей, там остались только благочинные. 1079 Что касается монастырей Минской епархии, то до присоединения западнорусских областей к России в епархии преосвященного Виктора (Садковского), именовавшегося переяславским и бориспольским (1785 г.), их было около тридцати пяти. 1080 После присоединения западнорусских областей и образования в этих областях трех епархий число монастырей собственно Минской епархии значительно сократилось, так как некоторые отошли к соседним епархиям – Брацлавской, Житомирской, Могилевской и Псковской, другие остались за пределами России, а следовательно, и Минской российской епархии, хотя большая часть из них не прерывала с ней сношения. В 1795 году все литовские монастыри поступили в Минскую епархию, но зато все украинские монастыри отошли от нее в Киевскую епархию с переяславским викариатством, 1081 так что в ведении архиепископа Виктора осталось мало монастырей, и те находились в крайне бедственном состоянии. Только виленский и минский монастыри имели кое-какую приличную утварь. Извне минские епархиальные монастыри, большей частью, грозили развалиться, а с внутренней стороны они оказывались без сил, т. е. без монахов. Преосвященный Виктор положил много трудов и забот о внешнем и внутреннем благоустройстве своих монастырей. По крайней мере, он всеми силами старался, чтобы монастыри не прикрывались. Только два монастыря Бершадский и Трехтемировский прекратили свое существование во время варшавского заключения преосвященного Виктора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

11 декабря 1868 года назначен ректором и профессором Литовской духовной семинарии . При отъезде из Чернигова пожертвовал в черниговскую семинарию свою значительную библиотеку, за что получил благословение от Св. Синода. В Литовской епархии с 16 мая 1869 года также являлся директором попечительного о тюрьмах комитета, редактором « Литовских епархиальных ведомостей » (с 1 марта 1869 по 1 января 1870), цензором духовных сочинений. 16 мая 1870 года был назначен, а 9 августа - хиротонисан во епископа Брестского . Хиротония состоялась в Александро-Невской лавре. Определен 1-м викарием Литовской епархии с поручением в управление Гродненского Коложского Борисоглебского мужского монастыря . 10 15] февраля 1875 года был переведен на Ковенское викариатство той же епархии и назначен настоятелем Пожайского Успенского мужского монастыря . Особое внимание уделял исправлению нарушений уставного богослужения, которые были очень частыми в практике приходских священников. 16 мая 1877 года назначен епископом Минским и Бобруйским . С 1878 года в связи с изменением наименования епархии получил титул " Минский и Туровский " . По его инициативе в 1878 году состоялось торжественное празднование памяти покровителя Минской епархии свт. Кирилла Туровского ; издано собрание трудов святителя . В предисловии еп. Евгений писал, что цели издания были не столько научные, сколько практические, чтобы с личностью и трудами святителя ознакомились священнослужители Минско-Туровской епархии. В 1878 году после ремонта состоялось освящение главного престола кафедрального собора во имя апостолов Петра и Павла в Минске и придела во имя свт. Кирилла Туровского. Ко дню освящения придела еп. Евгений составил тропарь святителя и ему величание. В 1878 года по инициативе еп. Евгения проводились ремонтные работы в храме Ляденского Благовещенского монастыря : расширен иконостас, сделана новая крыша, возведен купол. В том же году в минской тюрьме еп. Евгений освятил домовую церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», в 1880 году - церковь во имя свт. Димитрия Ростовского для учениц Минской женской классической гимназии.

http://drevo-info.ru/articles/13676619.h...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010