17:4 И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; 17: 5 И на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным . 17:4 И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; 17: 5 И на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным . Так звучат патриархальная ненависть к городу и гнев отцов древних бедняков, выраженные тысячелетия назад. Патриархат, каким мы его знаем, возник из постоянной борьбы между новоявленной элитой и новыми обездоленными. Мой анализ во многом опирается на блестящие исследование историка-феминистки Герды Лернер. В эссе, посвященном истокам проституции, она писала: Другим источником коммерческой проституции было обнищание крестьян и их растущая зависимость от ссуд, которые они брали, чтобы выжить в голодные годы, и которые обрекали их на долговое рабство. Дети обоих полов отдавались в обеспечение ссуды или продавались для «усыновления». За рамками этих обычаев легко могла развиться проституция женщин, доход от которой получал глава семейства. Женщины могли стать проститутками, потому что их родители были вынуждены продать их в рабство или потому что их так использовали обедневшие мужья. Или же они могли работать сами на себя, только чтобы не попасть в рабство. Те, кому везло, могли достичь успехов в этой профессии и стать наложницами. К середине второго тысячелетия до н. э. проституция стала одним из вероятных занятий для дочерей из бедных семей. По мере того как нормы сексуального поведения для женщкн из обеспеченных классов все больше ужесточались, для приличных семей девственность их дочерей стала финансовым активом. Поэтому коммерческая проституция начала рассматриваться как социальная необходимость для удовлетворения сексуальных потребностей мужчин. Однако четкое разграничение между приличными и неприличными женщинами оставалось проблематичным.

http://predanie.ru/book/220215-dolg-perv...

17-я сцена. Великая блудница и зверь (Откр. 17, 1-18) На этой фреске изображена ступенчатая скала, на вершине которой зверь, несущий жену- блудницу, движется влево. Жена «любодеица» носит золототканую царскую одежду, распущенные волосы и корону из пяти частей, а в правой руке торжественно поднимает чашу, наполненную «мерзостями», держа ее за основание. Кажется, что зверь сгибается под ее тяжестью. Жена-блудница (любодеица), как свидетельствует надпись, олицетворяет Вавилон, «мать блудницам и мерзостям земным» (Откр. 17, 5). Толкование символа жены любодейной весьма различны. Некоторые отцы считают это Древним или «Новым» Римом (семь холмов), символичный и совершенно условный город (государство), центр отступничества и разврата, который будет царить повсюду с приходом антихриста. Согласно другому толкованию она символизирует сборище отступившей от Христа падшей церкви, о чем свидетельствует слово «тайна», написанное на ее челе. Различные атрибуты жены блудницы также указывают на общество, претендующее быть «церковью». Она сидит в пустыне, но не скрывается, а сидит открыто «на водах многих», которые согласно словам Ангела «...суть люди и народы, и племена и языки». Живет она богато, облечена в порфиру и багряницу, украшена золотом и драгоценными камнями. Ее волшебством введены в заблуждение все народы. «Сижу царицею, я не вдова и не увижу горести», говорит она. То страшное омерзение, которое чувствуют святые на небесах и ангелы при мысли о жене любодейной, и их радостное торжество при виде ее гибели, также свидетельствует в пользу версии отпавшей от Христа церкви. Она говорит - «я не вдова», значит имеет покровителей и защитников. Она утверждает - «сижу царицею», то есть как царица, но не царица (не государство). Зверь с 7 головами (семь царей) и 10 рогами, занимающий почти весь центр композиции, символизирует государства, которые прелюбодействуют с женой блудницей. В нижней части росписи стоят цари земные, взгляд которых обращен к зверю и блуднице, а руки воздеты в молитве.

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/18/...

1 Кор 4:17–5:5 Суббота 15 седмицы. Первое послание к Коринфянам, зачало 133, 206 Братья, малая закваска заквашивает все тесто. Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны. Ибо и Пасха наша, Христос, был заклан. Итак, будем праздновать не со старой закваской и не с закваской порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины. Христос искупил нас от проклятия Закона, сделавшись за нас проклятием, потому что написано: проклят всякий, висящий на древе, чтобы на язычников благословение Авраама пришло в Иисусе Христе, чтобы обещанного Духа мы получили чрез веру. 1 Кор 5:6Б–8; Гал 3:13–14 Великая Суббота, на утрени. Первое послание к Коринфянам, зачало 134 Братья, я написал вам в послании не общаться с блудниками: не вообще с блудниками мира сего, или с любостяжателями, или с грабителями или с идолослужителями, потому что иначе вы должны были бы выйти из мира. В действительности я написал вам не общаться, если кто, именуясь братом, будет или блудником, или любостяжателем, или идолослужителем, или хулителем, или пьяницей или грабителем: с таковым даже вместе не есть. Ибо почему мне судить внешних? Не внутренних ли вы судите? А внешних будет судить Бог: изымите злого из вашей среды. Как смеет кто у вас, имея тяжбу с другим, судиться у неправедных, а не у святых? Или вы не знаете, что святые будут судить мир? И если вами судится мир, неужели вы недостойны выносить суд в делах гораздо меньших? Не знаете ли вы, что мы будем судить ангелов? Не тем ли более дела житейские? Итак, если вы судитесь по делам житейским, то не признаваемых церковью – вот кого вы сажаете судьями. К стыду вашему говорю. Значит, нет среди вас ни одного мудрого, который мог бы рассудить между братьями своими. Но брат с братом судится, и притом у неверных. Во всяком случае, уже то – поражение для вас, что вы имеете судебные дела между собою. Почему не предпочитаете вы терпеть обиду? Почему не предпочитаете вы, чтобы вас обирали? Но вы обижаете и обираете, и притом братьев. Или вы не знаете, что неправедные Божьего Царства не наследуют? Не заблуждайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни рукоблудники, ни мужеложники, ни воры, ни любостяжатели, ни пьяницы, ни хулители, ни грабители – Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но были освящены, но были оправданы именем Господа Иисуса Христа и Духом Бога нашего.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

1Кор.5:6 .  Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? 1Кор.5:7 .  Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. «Не добра похвала ваша. Не весте ли, яко мал квас все смешение квасит? Очистите убо ветхий квас, да будете ново смешение, якоже есте безквасни». Апостол «ветхим квасом» называет тот, который был в них до крещения, и повелевает очиститься от него, быть «безквасными» хлебами, не имея в себе никаких остатков этого кваса; и поскольку упомянул о «безквасных» хлебах, а их вкушали иудей во время пасхи, то по связи речи присовокупил: «Ибо Пасха наша за ны пожрен бысть Христос». И мы имеем Агнца, Который приял на Себя, что за нас приносится в жертву. 1Кор.5:8 .  Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины. «Темже да празднуем не в квасе ветсе, ни в квасе злобы и лукавства, но в безквасиих чистоты и истины». Апостол держится того же переносного образа речи и показывает, что назвал он «квасом» и что – «безквасием». 1Кор.5:9 .  Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками. «Писах вам в послании, не примешатися блудником»; не в другом, но в том же послании, ибо немного выше сказал: «Не весте ли, яко мал квас все смешение квасит?» Потом объясняет, о чем он писал: 1Кор.5:10 .  Впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. «И не всяко блудником мира сего, или лихоимцем, или хищником, или идолослужителем: понеже убо должни бы есте были от мира сего изыти " . Не узаконяю ничего для вас трудного, ибо не повелеваю вам совершенно отлучиться от чуждых вере. Это значило бы послать вас в другой какой-либо мир. 1Кор.5:11 .  Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

1Кор. 5:6 . Потому так строго поступить надобно с преступником, – разъясняет Апостол Христов, – что и один худой пример может заразить многих. «Нечем вам хвалиться (т. е. что кроме этого нечестивца все остальные безупречны). Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?» 1Кор. 5:7, 8 . «Христиане должны быть новым тестом, в котором не следует быть никакой порочной закваски. Они должны приближаться ко Христу, как к закланной за них пасхе, с одними опресноками чистоты и истины». 1Кор. 5:911 . Строго воспретивши всякое общение с блудниками и прочими нечестивцами, Апостол, однако же, оговаривается, что такое разобщение он заповедует «не вообще с блудниками мира сего (и прочими нечестивцами) … ибо иначе, говорит, надлежало бы вам выйти из мира сего», а с теми, «кто, называясь братом (т. е. принадлежа к христианскому обществу), остается блудником, или лихоимцем и проч. … с таким даже и не есть вместе» (не водить хлеб-соль), дабы путем житейского общения с этими закоснелыми нечестивцами не заразиться их нечестием. 1Кор. 5:12, 13 . «Что мне судить и внешних (т. е. не принадлежащих к церкви?.. внешних судит Бог». Вы же, – заключает Апостол, – «извергните развращенного из среды вас». Св. Златоуст говорит на это место: «это изречение Апостол заимствовал из ветхого завета ( Втор. 17:7 ), дабы, с одной стороны, внушить, что в таком случае (изъяв злого) и они сами получат величайшую пользу, освободившись как бы от опасной заразы, а с другой стороны, показать, что это не нововведение, а еще древним законоучителем заповедано отлучать таких людей». Обличение третье – за тяжбы в языческих судилищах ( 1Кор. 6:1–11 ) 1Кор. 6:1 . «Как смеет кто из вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых (т. е. у язычников), а не у святых» (таковы должны быть христиане по своей идее)? Святой Златоуст замечает, что собственно предшествующая речь в V-й главе о внутреннем суде в духовных делах (отлучение кровосмесника) расположила Апостола сказать, как бы по пути, и о внешнем суде, дабы и житейские дела христиане разбирали сами, не доводя до языческих судей; после чего Апостол опять возвращается к прежнему предмету ( 1Кор. 6:13–20 ), т. е. к обличению блудной и вообще чувственной жизни (Еп. Феофан).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

23, 3), представляется недолжным, тем более что, с другой стороны, в отношении представителей некоторых других народов предписано: «Не гнушайся идумеянином, ибо он – брат твой; не гнушайся египтянином, ибо ты был пришельцем в земле его» (Вт. 23, 7). Возражение 2. Далее, никто не заслуживает наказания за то, что от него не зависит Но от человека не зависит быть или не быть ему евнухом или родиться ему или нет от блудницы. Поэтому предписание о том, что «у кого раздавлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти в общество Господне; сын блудницы не может войти в общество Господне» (Вт. 23, 1, 2), представляется недолжным. Возражение 3. Далее, Старый Закон милосердно запретил притеснять чужеземцев, в связи с чем читаем: «Пришельца не притесняй и не угнетай его (ибо вы сами были пришельцами в земле египетской)» ( Исх. 22, 21 ); и еще: «Пришельца не обижай и не притесняй его (вы знаете душу пришельца – потому что сами были пришельцами в земле египетской)» ( Исх. 23, 9 ). Но очевидно, что бремя долга является несчастьем. Поэтому предписание Закона о том, что иноземцу можно ссужать деньги в рост (Вт. 23, 20), представляется недолжным. Отвечаю: отношения человека с чужеземцами бывают двоякими, мирными и враждебными, и в том, что касается обоих видов отношений, Закон установил надлежащие предписания. Так, евреям было предложено три варианта мирных отношений с чужеземцами. Во-первых, когда чужеземцы проходят через их земли как путешественники. Во-вторых, когда они прибывают, чтобы осесть в их землях как пришельцы. Оба эти случая предусмотрены Законом и относительно них им установлены доброжелательные предписания, а именно: «Пришельца не притесняй и не угнетай его» ( Исх. 22, 21 ); и еще: «Пришельца не обижай и не притесняй его» ( Исх. 23, 9 ). В-третьих, когда те или иные чужеземцы желают быть принятыми в их сообщество и получить доступ к их поклонению. Для этого случая был установлен определенный порядок. В самом деле, никто ни у кого сразу же не допускался к гражданству, а у некоторых народов, по свидетельству Философа, был закон, согласно которому гражданином мог быть только тот, у кого предки во втором и даже третьем колене также были гражданами 200 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

23Когда же пришел Он во Храм и стал там учить, подошли к Нему первосвященники и старейшины Израиля и спросили: «По какому полномочию Ты делаешь это, и кто дал Тебе такое полномочие?» 24А Иисус сказал им в ответ: «Спрошу иЯу вас об одном деле, и если вы ответите Мне, отвечу вам и Я, по какому полномочию делаю это. 25От кого было крещение Иоанново: от Неба или от людей?» Но они задумались и стали переговариваться: «Если мы скажем: «От Неба», – он скажет нам: «Почему же вы в него не уверовали?» 26А если скажем: «От людей», – страшно перед народом, потому что все почитают Иоанна за пророка!» 27И сказали они Иисусу в ответ: «Не знаем». И Он сказал им: «Тогда и Я не отвечу вам, по какому полномочию делаю это. 28А что вы решите вот о таком деле? У одного человека было двое сыновей. Подойдя к первому, он сказал: «Сынок, ступай, поработай сегодня в винограднике!» 29Тот сказал в ответ: «Не хочу!» – а после раскаялся и пошел. 30А отец, подойдя ко второму сыну, сказал то же самое. Тот сказал в ответ: «Иду, господин мой!» – и не пошел. Кто же из двух выполнил волю отца?» Они говорят: «Первый!» Говорит им Иисус: «Воистину говорю вам, что мытари и блудницы впереди вас идут в Царствие Божие! 32Пришел Иоанн показать вам путь праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему. Вы видели это, но не раскаялись и после и не поверили ему. 33Выслушайте другую притчу. Был некий домохозяин, который насадил виноградник, и обнес его оградой, и выкопал в нем давильню, и построил сторожевую башню, и сдал его внаем виноградарям, и удалился. 34Когда же настало время собирать урожай, послал он рабов своих к виноградарям востребовать свою долю урожая; 35но виноградари схватили рабов его и кого прибили, кого убили, а кого и камнями побили. 36Опять послал он новых рабов, больше, чем в первый раз; но и с ними поступили так же. 37Напоследок послал он к ним сына своего, рассуждая: «Уж сына-то моего они постыдятся!» 38А виноградари, увидев сына, сказали друг другу: «Это наследник; давайте убьем его и завладеем наследством его!» 39И они схватили его, извергли вон из виноградника и убили. 40Итак, когда вернется хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

25. От кого было крещение Иоанново: от Неба или от людей?» Но они задумались и стали переговариваться: «Если мы скажем: " От Неба " , — он скажет нам: " Почему же вы в него не уверовали? " 26. А если скажем: " От людей " , — страшно перед народом, потому что все почитают Иоанна за пророка!» 27. И сказали они Иисусу в ответ: «Не знаем». И Он сказал им: «Тогда и Я не отвечу вам, по какому полномочию делаю это. 28. А что вы решите вот о таком деле? У одного человека было двое сыновей. Подойдя к первому, он сказал: " Сынок, ступай, поработай сегодня в винограднике! " 29. Тот сказал в ответ: " Не хочу! "  — а после раскаялся и пошел. 30. А отец, подойдя ко второму сыну, сказал то же самое. Тот сказал в ответ: " Иду, господин мой! "  — и не пошел. 31. Кто же из двух выполнил волю отца?» Они говорят: «Первый!» Говорит им Иисус: «Воистину говорю вам, что мытари и блудницы впереди вас идут в Царствие Божие! 32. Пришел Иоанн показать вам путь праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему. Вы видели это, но не раскаялись и после и не поверили ему. 33. Выслушайте другую притчу. Был некий домохозяин, который насадил виноградник, и обнес его оградой, и выкопал в нем давильню, и построил сторожевую башню, и сдал его внаем виноградарям, и удалился. 34. Когда же настало время собирать урожай, послал он рабов своих к виноградарям востребовать свою долю урожая; 35. но виноградари схватили рабов его и кого прибили, кого убили, а кого и камнями побили. 36. Опять послал он новых рабов, больше, чем в первый раз; но и с ними поступили так же. 37. Напоследок послал он к ним сына своего, рассуждая: " Уж сына-то моего они постыдятся! " 38. А виноградари, увидев сына, сказали друг другу: " Это наследник; давайте убьем его и завладеем наследством его! " 39. И они схватили его, извергли вон из виноградника и убили. 40. Итак, когда вернется хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?» 41. Они говорят ему: «Предаст злых злой кончине, а виноградник вверит другим виноградарям, которые будут отдавать ему урожай в должное время».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

25. Но на третий день, когда они были в болезни, два сына Иаковлевы, Симеон и Левий, братья Дины, взяли каждый свой меч, напали нечаянно на город и перебили весь мужеский пол; 26. и самого Эммора и Сихема, сына его, убили острием меча и, взяв Дину из дома Сихемова, вышли. 27. Сыновья Иакова пришли на убитых и разграбили город, за то что осквернили сестру их. 28. Они взяли мелкий и крупный скот их, и ослов их, и что ни было в городе, и что ни было в поле, 29. и все богатство их, и всех детей их, и жен их взяли в плен, и ограбили также и все, что было в домах. 30. Тут Иаков сказал Симеону и Левию: вы расстроили меня, сделав меня ненавистным между жителями этой земли, между Хананеями и Ферезеями. Со мною малое число людей, соберутся против меня и поразят меня, и истреблен буду я и дом мой. Но они сказали: неужели оставить было, чтобы поступали с сестрою нашею как с блудницею? Приключение Дины в Сихеме и отмщение за нее, которое совершили Симеон и Левий, суть такие происшествия, которых, может быть, некоторые желали бы совсем не видеть в Священной истории. Но Дух Божий, управлявший ее писателем, не судил сих повествований недостойными себя. В связи истории они служат необходимым объяснением толико важного в ней последнего пророчества Иаковлева, в котором заключается судьба всего избранного племени (XLIX. 5—7). Они научают нас терпению в самых тяжких внешних искушениях и бедствиях, от которых и живущие под особенным покровом Провидения, как Иаков, небезопасны. И говорил по сердцу отроковицы. Должно думать, что утешал обещанием правильного супружества. Иаков молчал, пока не пришли они. Старец не мог ничего предпринять один, и, кажется, обычай времени возлагал на братьев попечение о сестрах. Переходите с места на место. Сие нужно было для обширного скотоводства. Сделали на них умысел. Сие значение слова единственно приличное в сем месте, подтверждается примером (2 Пар. XXII. 10). Земля же, видите, пространна во все стороны. С еврейского буквально: пространна обеими руками (Пс. CIII. 25). И послушались Эммора и проч. Столь скорое принятие иноплеменного обычая, дабы не казалось невероятным, нужно взять в рассмотрение малолюдства Сихемлян, их приверженность к своему князю и представлявшуюся им надежду силы и богатства. На третий день. Абен–Езра замечает, что болезнь обрезания обыкновенно сильнейшим образом чувствуется на третий день. Два сына Иаковлевы, Симеон и Левий и проч. Два сына Иакова, преимущественно пред прочими, входят в дела Дины как единоутробные и отчасти как старшие, но сим не исключается помощь рабов, необходимая в их предприятии. Неужели оставить было, чтобы поступали с сестрою нашею как с блудницею? Несмотря на сие оправдание, Иаков строжайшим образом осудил поступок Симеона и Левия в последние минуты своей жизни. Для полного о сем суждения должно поставить оскорбителей против мстителей и рассмотреть как вины, так извинения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

2. Когда же проповедь Христова была возвещена [по всему миру] и Апостолы, научая, крестили нас, то послушай, что Христос говорит им: В какой бы город ни вошли вы, и не послушают слов ваших, то, выходя, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому (Мф 10:15) 23 . 3. А в таком случае как может быть приятен Богу тот, кто не почитает проповеди Сына Его и не верует в неё. Ведь таковой и Бога не боится, и поступает не по правде. В подобном смысле и понимай сказанное [апостолом] Павлом, что до проповеди [Христовой] слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину (Рим 2:10), а после [этой] проповеди если бы даже Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Гал 1:8). Вопрос 9 Вопрос . Мы желаем [услышать] слово о том, где окажутся невинные пятилетние или четырёхлетние дети иудеев и некрещеных: [пойдут ли они] на Суд [Божий] или в рай? Ответ . Поскольку Господь, упраздняя Своё высказывание о том, что переходят грехи отцов на чада (Втор 5:9; Исх 20:5), говорит через пророка, что дети не умирают за грехи своих отцов (Втор 24:16), то мне кажется, что чада иудеев и некрещёных не посылаются в геенну. Впрочем, нехорошо исследовать суды Божии. Вопрос 10 Вопрос . Можно ли, [совершив какое-либо] одно благое дело, получить отпущение грехов? Ответ . Да, ибо и блудница Раав была спасена через то, что приняла [двух израильских] соглядатаев (Нав 2; 6:24), как [спасён был] разбойник [на кресте] через веру [свою] (Лк 23:40–43) и блудница через плач [свой] (Лк 7:37–50). Вопрос 11 Вопрос . Если человек соделал грех и ему было позволено за этот грех сотворить некую мзду 24 , а затем он, после таковой мзды, опять согрешил, то гибнет ли эта мзда его? Ответ . Есть прегрешение, которое упраздняет благие [дела, совершённые прежде], и есть прегрешение, не упраздняющее их. Впрочем, вам следует рассмотреть величину мзды соотносительно с тяжестью прегрешения. Кроме того, если [грешник] не отстал от греха, но в нём и умер, то трудно [ему] получить прощение. Однако, таковые суды ведает один только Бог. Вопрос 12

http://pravmir.ru/voprosyi-i-otvetyi-sin...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010