4:26). О, великое и необычайное чудо! Столь ясно открыл Господь блуднице то, что многим из апостолов еще не было открыто.    4. Апостолам — Клеопе со спутником — не открылся Он сразу, а когда отверз очи их, тогда стал невидим для них, так что они потом уже говорили: «не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание» (Лк. 24:32)? Им не открылся, а самарянке говорит: «Это Я, Который говорю с тобою». Что сделал Он для одного только Павла, взошедшего на третье небо, восхищенного в рай и слышавшего неизреченные глаголы, уловившего вселенную, это самое гораздо раньше сделал для самарянки. Павлу Господь ясно открылся в словах, сказанных с неба: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна. Савл же сказал: кто Ты, Господи? Он сказал: «Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян. 26:14—15, 9:4—5). Тоже самое теперь говорит Господь самарянке: «Это Я, Который говорю с тобою». В это время приходят ученики и находят Его беседующим с женщиной: «и удивились, что Он разговаривал с женщиною» (Иоан. 4:27). Поклоняемый ангелами беседовал с блудницей; разделяющий с Отцом бесконечное царство наедине беседовал с женщиной. А она, оставив водонос, поспешила в город. Оставила водонос, так как насытилась водою живой, и придя к горожанам, громко восклицала: «пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос» (Иоан. 4:29)? «Пойдите, посмотрите человека». Не сказала: идите, смотрите Бога среди людей, — чтобы не приняли ее за безумную, чтобы не сказали люди: она в исступлении. В самом деле, видел ли когда-нибудь кто Бога ходящим по земле? Видел ли кто когда-нибудь Бога среди людей? «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала». Она возбуждала в них желание пойти и сделаться Его добычей; как сама она была уловлена, так уловляла и других. Сама начала с «иудея» и дошла до «Господа», а их от человека руководит к познанию Бога. О, блудница-проповедница! О, блудница, превзошедшая апостолов! Ведь только по исполнении всего домостроительства, только тогда апостолы начали апостольскую проповедь, а блудница и прежде страданий и искупления и воскресения благовествует Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3969...

   Смотри, душа моя, обращается к тебе преподобный Андрей: «фарисее, и мытари, и прелюбодеи кающийся» оказались впереди тебя на пути, ведущем к Царству — туда, где «всё и во всем Христос», где всё пронизано славой Его, где Христос и «уничиженные тела наши преобразит» (μετασκηματι’σει, reformavit — даст другой вид, преобразует) так, что становятся «сообразными (συ’μμορφον, configuratum corpori — сходными по образу, по наружности, подобными) славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Флп. 3:21)! Те, кто проводил жизнь свою во грехе, покаялись и получили оставление грехов. Те, кому не было места в обществе по грехам их, покаянием «во Христа облеклись» (Гал. 3:27)!    Ты же, душа, которая просишь Господа подать тебе образ покаяния, не стяжала никакой добродетели, на которую мог бы воззреть Господь милостивым оком Своим! Что же медлишь ты с покаянием?    Кому, как не тебе, сказал Христос притчу сию: «У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему» (Мф. 21:28—32).    Смотри, душа: два рода людей приводит здесь Господь, «из которых один сначала давал обещание», говоря: «всё, что сказал Бог, будем слушать и исполнять», но на самом деле не исполнял, «а другой не был послушен, каковы любодейцы, мытари и язычники, в начале непокорные воле Божией, а потом раскаявшиеся и сделавшиеся покорными. ...Иоанн пришел путем правды, то есть жил безукоризненно, поелику вы не можете сказать, чтобы жизнь Иоаннова была чем-нибудь зазорна, однако блудницы послушали его, а вы — нет; посему они и предваряют вас, то есть прежде вас входят в Царствие Божие. Итак, потщитесь и вы войти хотя после них и по их следам, а если не уверуете, то отнюдь не войдете».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

А кто этот второй сын, который проворно ответил: «Иду, иду!» — и не пошел? Это те книжники и фарисеи, которые как будто посланы были Богом, как будто исполняли все заповеди, как будто были праведны и говорили: «Иду, иду!» — а потом не пошли, были далеки-далеки от праведности. Таких немало среди нас, и вы слышали, что говорил книжникам и фарисеям Господь наш Иисус Христос: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царствие Божие». Это говорю вам, которые считают себя праведными вождями народа Божия: «Вперед вас идут мытари и грешники, а вы воображаете, что идете вперед их». «Ибо пришел Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему». Не поверили, хотя пришел путем праведным, хотя звал на путь Господень, на путь покаяния — вы не поверили. «А мытари и блудницы поверили ему, вы же, и видевши это, не раскаялись после, чтобы поверить ему». Вы же видели, что мытари и блудницы поверили, и крестились, и покаялись, отозвавшись на его призыв; но видя это, вы всё-таки не пошли к нему, не поверили ему. Видите, какое справедливое обличение тех, кто считал себя праведным, видите, какой тяжелый удар им. Но не только для обличения книжников и фарисеев сказал Господь эту притчу: она и для нас весьма поучительна, ибо много среди нас этих вторых сыновей, которые охотно отозвались на призыв отца работать в винограднике, а потом не пошли. Много есть таких, которые сердцем своим возгорелись, услыша святые слова Христовы, которые приняли решение идти за Ним, идти путем праведным. Они сначала немного пойдут, потом остановятся и повернут назад, или в сторону. Отчего это так? Оттого, что сердца их легковесны, оттого что способны они только быстро воспламеняться и столь же быстро остывать. Они пытаются, они хотят идти за Христом, но потом очень быстро сворачивают с пути Христова. Это те, о которых в Своей великой притче о Сеятеле (Лк. 8, 5–8) Господь сказал, что упало семя на землю каменистую, на которой земли было немного, лишь тонкий слой, и быстро взошло это семя, но потом столь же быстро и засохло, не имея глубокого корня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Аня 21 августа 2017, 19:38 Это неправда,что общение с согрешившим оскверняет,нет такого.Кто грешит того и грех.Исповедаться в чужих грехах не нужно.Прощать за измену можно, и это не грех если простишь.Люди слабы, Господь сказал надо прощать бесконечно. Виталий 21 августа 2017, 17:26 " Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником... с таким даже и не есть вместе " Речь про того, кто в данный момент времени является блудником, а в глаза врет А никак не про того, кто когда-то что-то ... Это вообще про другое - фактически про предательство А Христос всем сказал раз и навсегда " ..иди и больше не греши.. " " Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть " Сказано про брак, а не про совокупление А все вот эти ковыряния про мытарства, постановления, высказывания, мелочи, детали и все вот это - я извиняюсь, это не к Ветхому Завету ли? Но однако мы не евреи, не иудеи - к чему нам это? Прот. Олег Стеняев 21 августа 2017, 14:59 Речь идет не о том, что грех одного, вменяется во грех другому. Но о том, что общение с согрешившим оскверняет. Читаем: " ... гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью " (Иуд.1:23); и еще: " Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником... с таким даже и не есть вместе " (1Кор.5:11). Жена по канонам, может простить мужа, муж-же не может, в подобном случае простить жену (Василий Великий). Екатерина 21 августа 2017, 14:24 Поддерживаю Наталью - объясните, пожалуйста, каноничность этого взгляда.Впервые слышу. И, пожалуйста, процитируйте кого-то из святых отцов, который тоже сказал бы, что муж/жена не знавшие об измене, виновны. А если жена/муж изменил, а вторая половина проявила высокую христианскую добродетель - прощение - она неправильно поступает? Ольга 21 августа 2017, 12:42 Статья перекликается с актуальной – как оказалось - для многих темой, поднятой прот. А. Овчинниковым. После статьи еще больше утверждаешься в мысли: замуж лучше не выходить, т.к. риск измены мужа – такая уж у мужчин «любвеобильная» природа - огромен, а этот грех, как следует из написанного, ложится и на плечи жены. Лучше уж быть одной и отвечать лишь за свои грехи – не так обидно.)

http://pravoslavie.ru/105838.html

Апостол Павел говорит: «Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе» ( 2Кор.11:2–3 ). Как видим, Павел хочет, чтобы все коринфяне сохранили себя для Христа «чистою девою»; разумеется, он не захотел бы этого, если бы это казалось невозможным. Потому и видится чудесным, что развращенные многоразличными грехами пришли к вере Христовой, и все сразу стали именоваться «чистою девою», девою столь святой и столь чистой, что достойна она сочетаваться со Христом в браке. Однако так как мы не можем отнести сказанное к целомудрию плоти, несомненно, оно относится к целомудрию души, чья простота веры во Христе, согласно пониманию самого Павла, названа ее девством; и через это, что упускают из вида софизмы философов и суеверия иудеев, в простоте веры Христос взял Себе Церковь как бы «в жену девицу из рода Своего» (ср. Лев.21:13 ). Ибо ни философское восприятие, ни искание обрезания не истощают веру в Него, но в простоте исповедания остается она чистой, словно невинная дева. Ведь еще прежде Он обещал через пророка: «Обручу тебя Мне в вере 71 » ( Ос.2:20 ). Итак, по словам Апостола, «кто во Христе, тот новая тварь» ( 2Кор.5:17 ). И как говорит тот же Апостол, «чтобы представить ее Себе славною Церковью , не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф.5:27 ). А как может порочная стать «не имеющею порока», если только Он не обновит ее, как написано: «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» ( 2Кор.4:16 )? Христос, разумеется, не берет «вдову, или отверженную, или опороченную, или блудницу» (ср. Лев.21:14 ), и такая душа не входит в брачные чертоги Жениха. Ибо с тем, кто «вошел сюда не в брачной одежде», случится то, что, как ты знаешь, написано в Евангелии (ср. Мф.22:12–13 ). Поэтому Он возьмет «деву», а не «вдову, или отверженную, или опороченную, или блудницу». И действительно, нетрудно объяснить, почему Христос не берет «отверженную, или опороченную, или блудницу»; но почему Он не берет «вдову», необходимо рассмотреть внимательней. Апостол Павел в Послании к римлянам пишет: «Закон – муж души. Если умрет муж, жена освобождается от закона замужества, и не будет прелюбодейцею, выйдя за Христа 72 » ( Рим.7:1–3 ). Но если так случится, что закон души мертв, то есть душа отделяется от закона и не сдерживает себя более чистым устроением брака, тогда, удалившись от закона евангельского учения, может не обрести узды. Таковая не может сочетаваться браком со Христом, потому что ищет не девственной веры и простоты, но распущенности свободы.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Беседа 26. Жена, сидящая на звере. Вино блудодеяния. Духовный иммунитет. Мораль Леонардо. Мы – свидетели Иисуса. Зло призрачно. Разноцветные карнавалы. Сегодня мы будем читать 17 главу. С 1 по 3 стих: Откр.17:1–3 . «И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами». По истолкованию Андрея Кесарийского , блудницею некоторые считали древний Рим как расположенный на семи холмах, которые здесь сравниваются с семью головами зверя, на котором сидела блудница, а также с семью самыми нечестивыми царями, преследовавшими Церковь , от Домициана до Диоклетиана. Андрей Кесарийский пишет: «Но мы, чтобы согласоваться с последовательностью происходящего, думаем, что под блудницею вообще нужно понимать земное царство, представляемое как бы в одном теле, или же город, который будет господствовать над другими до антихриста». Как я вам уже говорил, любое Божье пророчество имеет отношение к тому времени, когда оно произносится, ко всем последующим эпохам истории народа Божия и, по преимуществу, к тому завершающему событию, к которому это пророчество обращено. В каждый период истории народа Божия, как ветхозаветного, так и новозаветного, всегда был свой всемирный Вавилон. Всемирный Вавилон во дни Иоанна Богослова, Откровение которого мы с вами изучаем, – это город Рим. Римская империя – это Вавилонское царство. В наше время всемирным Вавилоном можно назвать Соединенные Штаты Америки. Они «сидят на водах многих». «Воды» есть не просто символ острова, но и символ разных человеческих мировоззрений. «Блудница, сидящая на водах многих» – это «блудница», которая опирается на разные политические системы. Здесь мы прочитали с вами: «И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами» .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Были великие, богопросвещенные старцы в Оптиной пустыни. Один из них, Нектарий, однажды в разговоре с превозносившимся сказал: «А ты знаешь, что Бог сотворил мир из ничего, из ни-че-го?», — и рукой помахал. Из ничего сотворил мир, а какая красота в нем. Пока сам себя не признаешь ничем, пока смиренно не скажешь, что ты ничто, до тех пор не начнет Божия благодать творить в тебе что-то чистое и доброе. Только тогда, когда с полной искренностью скажем: «О Господи, ведь я ничто», — только тогда станет Господь творить добро в тебе: всё чистое, святое, доброе раскроется в душе твоей. Итак, если не умалимся и не станем как дети, если не сумеем стяжать чистого, святого смирения, не сможем войти в Царство Божие. Это запомните, эти слова Христовы напишите на своих гордых сердцах и начните путь святого смирения. О непостоянстве на пути добра. Среда 9-й недели по Пятидесятнице 25 августа 1948 г. Когда Господь наш Иисус Христос Своим необыкновенно мудрым ответом посрамил врагов — книжников и фарисеев, — тогда сказал Он: «А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему» (Мф. 21, 28–32). Кто этот первый сын, который сказал: «Не хочу, не пойду работать», — а потом, раскаявшись, пошел? Это те грешники, те блудницы, те мытари, которые в жизни своей отвергали путь Божий, не хотели идти путем праведным, жили по-своему, жили в угождении плоти и страстям своим. И когда услышали они призыв Божий, сказали сперва: «Не хочу, не пойду». А потом раскаялись и пошли. Много, много было таких, которые долгие годы жили, предаваясь страстям своим, жили в неповиновении Богу, но потом неожиданно коснулся Бог сердца их, содрогнулись они, раскаялись и сказали: «Пойдем, пойдем работать по призыву Божию».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

В Евангелии от Матфея частью диалога с первосвященниками и старейшинами является притча о двух сыновьях. Ее сюжет прост: у одного отца было два сына; обоим отец повелел пойти поработать в своем винограднике; первый ответил отказом, но после, раскаявшись, пошел; второй ответил согласием, но в итоге не пошел. Который из двух исполнил волю отца? – спрашивает Иисус. Ему отвечают: первый ( Мф.21:28–31 ). Толкованием притчи и одновременно продолжением диалога о природе Иоаннова крещения становятся слова Иисуса, обращенные к первосвященникам и старейшинам: Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему ( Мф.21:31–32 ). Иисус последователен в Своих обвинениях. Он показывает, что на пути человека к Богу важна не исходная позиция, а то, как человек откликается на призыв к покаянию. Мытари и блудницы – самые презираемые члены общества. Привести их в пример первосвященникам и старейшинам – значит нанести последним смертельное оскорбление. Притча о злых виноградарях ( Мф.21:33–44 ), в которой собеседники узнают себя, довершает дело. Итог собеседования вполне закономерен: И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за пророка ( Мф.21:45–46 ). Критическая масса сказанного Иисусом в адрес первосвященников и старейшин давно уже превысила в их глазах допустимый уровень. Они готовы перейти к решительным действиям, и только почитание народом Иисуса сдерживает их. Впрочем, вскоре это препятствие отпадет: «Людская толпа подвижна, и воля толпы неустойчива, и разные водные течения и ветры увлекают ее. Сейчас они почитают пророком Того, о Ком позже станут говорить: распни Его». 53 2. Подать кесарю В следующем сюжете на сцену вместе с фарисеями выходят иродиане, под которыми, как правило, понимают служителей двора Ирода Антипы. 54 В Евангелии от Матфея сцена следует за притчей о брачном пире ( Мф.22:1–14 ). Инициаторами диалога являются фарисеи:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вавилон же совсем другой город. Антихрист будет добиваться поклонения только себе лично. Ничто иное не должно называться великим, кроме его самого. А потому и великая блудница, город его славы и нечестия, но город великий, будет возненавиден. И разорят ее десять царей, подчиненных антихристу. Как был разорен древний Рим варварами в 476 г., как был разорен «второй Рим» Константинополь турками-османами в 1453 г., так будет разорен и Рим антихриста Вавилон, великая блудница, десятью царями. Это будет «начало конца», прелюдия Страшного суда. И обнажат великую блудницу, сбросят порфиру и багряницу, отымут сокровища и богатства ее. Тогда предстанет город во всей своей постыдной срамоте. Мир увидит истинное лицо этого города, которым столь восхищался и превозносился. В свете этого откровения не опасно ли увлекаться идеей третьего Рима? Христианство имеет свой град не на этой земле, наш град и жительство на небесах. ...И вот, когда ходишь по улицам великих городов, видишь их блеск и величие, то невольно думаешь, что же откроется, когда все внешнее будет сдернуто, когда город обнажится?! Каков будет город, когда исчезнет внешний блеск и все условности, скрывающие бездны мерзостей и беззаконий?! Но не ограничатся десять царей тем, что разорят и, обнажив, опозорят город-блудницу – они и плоть ее съедят , как хищные звери, а разграбив и пожрав все, что можно, сожгут ее в огне . Не развалины останутся, а только пепел от города будет поднимаем ветрами и развеваем ими по миру. В наш атомный век такие катастрофы уже вполне представимы. Не бывает поругаем Бог. Долго терпел Он великую блудницу, но вот Бог положил им на сердце – исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю . Так и в кошмарных событиях антихристова времени Бог будет осуществлять Свою волю. Он попустит на короткое время, как бы «на один час» (ст. 12) всю власть над миром отдать зверю-сатане. Вавилон будет разрушен десятью царями, а их царство будет отдано зверю. Сатана хотел быть владыкой мира, единым и полновластным, – он будет им.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Важно отметить, что святой Иоанн написал: именно будут вести брань с Агнцем , не с христианами, а с Агнцем. Так и гонителю Савлу Христос не сказал: «Савл, Савл! что ты гонишь Моих учеников?» – но сказал: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» ( Деян. 9:4 ). Поднимающиеся на христиан, на церковь , на святыни не с людьми борются, а с Самим Богом, с Духом Его, живущим в Его чадах и Церкви. О, если бы разумели, с кем ведут брань! Какое страшное поражение ждет их! Святой Иоанн продолжает запись толкования ангелом видения о великой блуднице. От объяснения значения зверя ангел переходит к объяснению образа блудницы. Откр.17:15 И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки. Это означает господство и развращающее влияние на многие народы и страны Вавилона-великой блудницы – города нечестия и разврата. О том, что многие народы объединятся под знаменем этого великого города и во главе с его князем пойдут войной на Израиль, свидетельствует пророк Иезекииль ( Иез. 38:9,15; 39:4 ). О великом растлительном влиянии этого города на царей земных разных стран пишется и в 17,2; 18,9. Одновременно Вавилон будет важным центром всемирной торговли (18,11). Так воссела на многих водах великая блудница. 17 .16–17 И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне; потому что Бог положил им на сердце – исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии. Это повествование об ещё одном событии, связанном с десятью царями, показанными в виде десяти рогов. Уже было отмечено, что эти десять царей подчинились антихристу, приняли с ним власть и имеют с ним одни мысли. Но не прочна дружба Ирода с Пилатом! ( Лк. 23:12 ). Десять царей возненавидят блудницу , великий город кончины века, ставший средоточием всех мерзостей и нечестия. Как это понять? Дело в том, что следует различать город, где воссядет антихрист, от Вавилона. В толковании на 11,1–2 были приведены свидетельства Священного Писания и святых отцов о том, что антихрист воссядет в Иерусалиме, где будет и его храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010