В награду плачущим Господь обещает, что они утешатся, — получат прощение грехов, а через это внутреннее успокоение, получат и вечную радость, то есть вечное блаженство. О третьей заповеди блаженства 3. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.    Блаженны кроткие, потому что они наследуют (получат во владение) землю.    Кротцыи — кроткие, незлобивые; яко — ибо, потому что.    Кротость есть спокойнее, полное христианской любви, состояние духа человека, при котором человек никогда не раздражается и никогда не позволяет себе ропота, не только на Бога, но и на людей.    Кроткие люди и сами не раздражаются и других людей не раздражают.    Христианская кротость выражается, главным образом, в терпеливом перенесении обид, причиняемых другими, и есть свойство противоположное гневу, злобе, самопревозношению и мстительности.    Кроткий человек всегда сожалеет о жестокости сердца обидевшего его человека; желает ему исправления; молится о нем и отдает его действия на суд Божий, внимая наставлению Апостола; «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим.12:18-19).    Высочайший для нас пример кротости — Сам Господь наш, Иисус Христос, молившийся на кресте за Своих врагов. Он и нас учил не мстить врагам, но делать им добро. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29).    Кротость покоряет самые жестокие сердца людей, как в этом убеждает нас наблюдение над жизнью человеческою, а подтверждает это вся история гонения на христиан.    Христианин может гневаться только на самого себя, на свои грехопадения и на искусителя — диавола.    Господь обещает кротким, что они наследят землю. Обещание это означает, что кроткие люди в настоящей жизни силою Божиею сохраняются на земле, несмотря на все козни человеческие и на самые жестокие гонения, а в будущей жизни они будут наследниками небесного отечества, новой земли (2 Пет.3:13) с ее вечными благами. О четвертой заповеди блаженства

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

   Невыразимая радость! Спаситель наш, любящий нас и любимый нами, будет нашим Судией. Христианин! Иисус Христос будет судить тебя. Тот, Который сошел на землю, терпел, плакал, проливал Свою кровь и умер за тебя, — Тот, Который был судим, осужден и принесен в умилостивительную жертву за тебя. И после того, как Он исполнил самую большую часть своего служения в искуплении, возрождении, освящении и спасении тебя, разрушит ли Он все Свое дело? Торжественность и величие этого дня так представлены апостолом: «Праведно пред Богом, оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам оскорбляемым — отрадою вместе с нами в явление Господа Иисуса с неба с ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего мщение не познавшим Бога и непокорящимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа от славы могущества Его, когда он придет прославиться во святых своих, и явиться, дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству» (2 Сол. 1:6-10).    2. Другие приготовительные меры к блаженству святых состоят в их торжественном прославлении и участии в царстве Божием; потому что, как Христос, их глава, был царем и первосвященником, так и избранные Его сделаются царями и священниками Бога (Апок. 5:10), чтобы царствовать и всегда петь хвалу Ему. Венец правды, сохраненный для них, дан будет им в тот день Господом, праведным Судией (2 Тим. 4:8). Они были верными до смерти, и за это Он даст им «венец жизни» (Апок.2:10). Делая их участниками, Он обратится к ним со следующими словами: «Хорошо, верный и добрый раб, в малом ты был верен, над многим поставлю тебя; войди в радость Господина своего» (Мф. 25:23). Он скажет им следующие утешительные слова: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам царство от создания мира» (Мф. 25:34) — слова, исполненные жизни и радости (см. кн. «Вечное блаженство святых» Ричарда Бакстра, пер. с франц. Изд. 1882 г.). Б. Преимущества блаженства святых    Посмотрите далее, какие преимущества соединяются с блаженством святых. Преимущества этого блаженства: это наследие приобретенное, — дар, данный не по заслугам, — дар, преимущественный для святых, — общение со святыми и ангелами, — непосредственное происхождение всех радостей от Бога, наконец, совершенный и вечный покой.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Благодарю Господа, утешившего меня непреткновенным служением литургии и неосужденным причащением Святых Таин; чудно оживотворили меня Святые Тайны огнем животворящим Духа Святого. Благодарю Господа за добре совершенную Его благодатию вечерню. Благодарю Господа, избавившего меня от скорби и тесноты, уныния, коими запял меня бесплотный враг по поводу соглядания настоятелем кающихся после вечерни, коих я исповедовал не в урочное (постное) время. Господь оправдал меня, прогнав бесов уныния и клеветы. Святой Стефан первомученик видел небеса отверстые и Иисуса, стоящего одесную Бога, для того, чтобы видеть и ему и всем последующим мученикам и подвижникам о Христе, за Кого, для Кого и для какого блаженства они подвизаются, для какого отечества, для какой жизни, – и быть твердыми, бодрыми и радостными во всех злостраданиях за Христа и за веру истинную. Так и Савлу был глас от Христа Спасителя с неба, и впоследствии он сам был восхищен до третьего неба, чтобы твердо знать и помнить, что он не вотще будет подвизаться, как и все последующие христиане мученики и все истинные последователи Христовы, но за блаженство нескончаемое на небесах. И действительно, все истинные последователи Христовы с радостью шли на ужасные муки и на смерть, твердо веруя, что они страданиями и смертью купят вечное блаженство, вечный покой. Так и мы должны тщательно и с радостью, с великим усердием подвизаться против греха во всех видах его, зная, что мы за подвиги свои получим вечную жизнь. Да и сколько и какую помощь Господь подает всегда подвизающимся для Него в жизни временной! Сколько утешений! Сколько радости и блаженства внутреннего! Вкусивший это блаженство не променяет злострадания за Христа на все мирские утехи! Слава Господу, тако устрояющему спасение наше! Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие [ Деян.14:22 ]. Радуюсь в страданиях моих за вас [ Кол.1:24 ]. Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас [ Рим.8:18 ], ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое [ 2Кор.4:17–18 ]. 7 июля

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас». Девять заповедей блаженств гармонично дополняют ветхозаветный Декалог. Но если десять предписаний Моисеева Закона говорят в основном о внешней форме поступков и категорично запрещают делать нечто, то в заповедях блаженств речь идет о внутреннем настрое человеческой души, сами же заповеди преподносятся не в качестве нравственного императива, а как условия, выполнив которые, человек обретает подлинное счастье и вечное блаженство. Таким образом, Христос говорит нам о том, что для того, чтобы достигнуть Царствия Божия уже на земле, человеку необходимо в первую очередь переродиться внутренне: осознать в полной мере свою духовную нищету и смириться; плакать о своих грехах и в итоге обрести душевный мир и утешиться; видя свою греховность, сделаться кроткими, незлобивыми и наследовать землю в жизни вечной; стремиться исполнить правду Божию и достигнуть праведности; подражать Милостивому Господу в делах милосердия и получить высшее оправдание; сокрушаясь о своих грехах и совершая добрые дела, очистить свое сердце и духовным оком узреть Самого Бога; подражая Сыну Божьему, примирившему мир с Богом, стремиться водворять везде мир и врачевать вражду и разделения; утверждая же правду Божию, претерпеть скорби от мира, который будет изгонять из своей среды такого человека, но и это переносить стойко и мужественно, надеясь обрести высшую награду на небесах. V. Православное богослужение и практика личного благочестия Церковные Таинства и обряды Понятие «Таинства» имеет долгую историю в восточно-христианской Церкви. В современном православном словоупотреблении Таинством называется одно из священнодействий, в которых верующему подается благодать Святого Духа .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В награду плачущим Господь обещает, что они утешатся, - получат прощение грехов, а через это внутреннее успокоение, получат и вечную радость, то есть вечное блаженство. О третьей заповеди блаженства 3. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. 3. Блаженны кроткие, потому что они наследуют (получат во владение) землю. Кротцыи - кроткие, незлобивые; яко - ибо, потому что. Кротость есть спокойнее, полное христианской любви, состояние духа человека, при котором человек никогда не раздражается и никогда не позволяет себе ропота, не только на Бога, но и на людей. Кроткие люди и сами не раздражаются и других людей не раздражают. Христианская кротость выражается, главным образом, в терпеливом перенесении обид, причиняемых другими, и есть свойство противоположное гневу, злобе, самопревозношению и мстительности. Кроткий человек всегда сожалеет о жестокости сердца обидевшего его человека; желает ему исправления; молится о нем и отдает его действия на суд Божий, внимая наставлению Апостола; " Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь " (Римл. 12, 18-19). Высочайший для нас пример кротости - Сам Господь наш, Иисус Христос, молившийся на кресте за Своих врагов. Он и нас учил не мстить врагам, но делать им добро. " Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим " (Матф. 11, 29). Кротость покоряет самые жестокие сердца людей, как в этом убеждает нас наблюдение над жизнью человеческою, а подтверждает это вся история гонения на христиан. Христианин может гневаться только на самого себя, на свои грехопадения и на искусителя - диавола. Господь обещает кротким, что они наследят землю. Обещание это означает, что кроткие люди в настоящей жизни силою Божиею сохраняются на земле, несмотря на все козни человеческие и на самые жестокие гонения, а в будущей жизни они будут наследниками небесного отечества, новой земли (2 Петр. 3, 13) с ее вечными благами. О четвертой заповеди блаженства

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

В частнейшем раскрытии будущего блаженства Писание указывает нам с отрицательной стороны на свободу от всего того, что доставляет человеку скорбь, делает жизнь его на земле непривлекательной, даже тягостной. Таковы болезни и немощи, таково гибельное влияние стихий на телесную природу. Все это пройдет, и всякие внешние поводы к страданию уничтожатся. Отрет Бог всякую слезу с очей их (праведников), и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло ( Откр.21:4 ). Не будет также ни козней дьявола и злых людей, так как все враждебные силы будут покорены Богом ( 1Кор.15:24–25 ). Наконец, в самом человеке не будет уже более борьбы страстей и того страшного противодействия греховной плоти духу, которую совершенно подавить здесь на земле не может ни один праведник. Словом, борьба добра и зла в человеке и во всем мире совершенно прекратится, и наступит вечное торжество добра. Тогда и самое развитие человека, совершающееся путем борьбы и побеждения противоположного начала, найдет конец. На это указывает Апостол, когда говорит, что для народа Божия еще остается субботство ( Евр.4:9 ). Это субботство, или покой, есть прежде всего отдохновение от дел, как далее изъясняет он сам: кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих ( Евр.4:10 ) 479 . С наступлением совершенства кончается для человека время делания, или время сеяния ( Гал.6:7–8 ), т.е. время нравственного подвига, и наступает время жатвы. Однако это пожинание посеянного, или переживание обусловленного земной жизнью вечного блаженства, не может быть пассивным со стороны человека. Покой Бога после творческой седмицы не может давать повода утверждать, что Он прекратил всяческую деятельность в отношении к мире, но только дальнейшее творчество; промыслительная же деятельность о мире продолжается во все время существования последнего, почему Иисус Христос и говорит: Отец Мой доныне делает, и Я делаю ( Ин.5:17 ). Точно также и покой избранных Божиих мы должны понимать не иначе, как в смысле прекращения всяких подвигов и дальнейшего совершенствования, хотя это не исключает деятельного переживания вечной жизни, так как она основана на любви, и ее сущность состоит во взаимной любви Бога и человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Воскресение произойдет «при конце сего видимого мира» [ 458 ]. Мир, существующий во времени и пространстве, движется к определенной цели и будет иметь конец. Небо и земля «погибнут» (Пс. 101, 27). «…небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пт. 3, 10). Однако этот конец будет означать не исчезновение мира, а его преобразование, обновление: «небо и земля прейдут» (Мф. 24, 35), то есть изменятся по образу своего бытия. «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали…»  (Откр. 21, 1, 2). 3. СОСТОЯНИЕ ДУШ УМЕРШИХ ДО ДНЯ ВСЕОБЩЕГО ВОСКРЕСЕНИЯ До дня всеобщего воскресения души умерших находятся в различном состоянии: «Души праведных во свете, покое и предначатии вечного блаженства; а души грешных в противоположном сему состоянии» [ 459 ]. Тотчас по смерти душам усопших не приписывается ни полноты блаженства, ни полноты мучений, «потому что полное воздаяние по делам предопределено получить полному человеку, по воскресении тела и последнем суде Божием» [ 460 ]. «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5, 10). ГЛАВА XIII О ДВЕНАДЦАТОМ ЧЛЕНЕ СИМВОЛА ВЕРЫ «Жизнь будущего века» есть та жизнь, которая откроется после воскресения мертвых и всеобщего суда Христова» [ 461 ]. 1. ВЕЧНОЕ БЛАЖЕНСТВО ПРАВЕДНИКОВ Для праведных это будет жизнь «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). Источником такого блаженства будет особая близость ко Господу, непосредственное общение с Ним: тогда мы «увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3, 2), и «будет Бог все во всем» (1 Кор. 15, 28), и мы «всегда с Господом будем» (1 Фес. 4, 17). В блаженстве души будет участвовать и тело, «оно будет прославлено Светом Божиим, подобно как тело Иисуса Христа во время Преображения Его на Фаворе». [ 463 ] «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие» (1 Кор. 15, 53).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Всеблагий Творец мира видимого и невидимого не хотел смертью расторгнуть на веки этого прекрасного согласия и духовного союза, мы утешаемся при мысли, что все это переживает земные развалины для продолжения своего в вечности. Если по неисповедимым путям Промысла Божия Творец вселенной не дозволил цепи этой иметь полного развития, если Господь разрывает ее кольца, то это для того, чтобы указать человечеству на непостоянство и шаткость счастья на земле. Тусклый отблеск служит нам только приготовлением постичь то вечное блаженство, которое нас ожидает в будущем; блаженство полное услады, в котором скорби наши исчезнут, земные печали забудутся, где мы будем собирать то, что мы посеяли. Христианская душа, которая при жизни освящена была плодотворным светом Евангельского учения, подходя к вратам вечности, пораженная величественной картиной, представляющегося ей и, видя Христа Спасителя нашего, страдавшего за наши грехи и для нашего искупления, душа эта без сомнения забывает все страдания и скорби при расставании с родными, друзьями и дорогими ее сердцу. Без духовной жизни и жизни сердца немыслимо достичь подножья Престола Небесного, цель же нашего существования – приблизиться к Богу и возлюбить Его всем сердцем нашим и всей душой. Какое громадное значение имеет для христианина воскресение Господне, Страшный суд, кончина света, утверждение Небесного Царства, не подлежащего разрушению! Не должны ли мы придти к тому, почти неоспоримому заключению, что отношения между миром видимым и невидимым существуют? Проявления их обнаруживаются, когда Богу угодно сделать наш ум доступным к принятию святых вдохновений или приподнять завесу тайны Его творений. Усердная молитва усопших, восходящая по теплоте своей к Престолу Божию, составляет для нас утешение и опору: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» ( Евр.12:22–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

Вспоминай то время, в которое Бог наш и Господь за нас, непотребных рабов Своих, страдал, и твердо держи, что Он как ради всех, так и ради тебя сию чашу страдания испил, так нам спасение сод еловая; и рассуждай, что Он не простой человек, но Сын Божий и Бог, Царь и Царев Сын есть, и думай, что ты ничего иного, как только вечного мучения достоин без Него, как враг и отступник Божий, но Он, жалея о тебе, как и обо всех, и желая тебя и всех в милость Богу привести и примирить, и так спасти, вознерадел о Себе, и Себя предал на страдание и смерть, чтобы так, то есть страданием и смертью Своей, тебя от вечного страдания и смерти избавить и ввести в вечное блаженство. Твердо же уверься, что Он твой Искупитель, Избавитель, Спаситель, Помощник, Защитник, надежда, и жизнь вечная, и все блаженство, и кроме Него и без Него нет тебе никакой надежды и спасения. Когда обо всем этом рассудишь и уверишься, непременно благодатью Святого Духа возбудится в сердце твоем живая вера в Него – вера, любовью, благодарением, терпением и прочими добродетелями действующая и живность свою показывающая. Когда таковая вера возбудится в сердце твоем, то непременно почувствуешь веру и в Небесного Его Отца. Ибо, познав, что Сын Божий пришел тебя спасти и пострадал за тебя, тотчас познаешь и любовь к тебе Небесного Отца, Который ради тебя Сына Своего не пощадил, но на страдание и смерть предал. Ибо благоволением Небесного Отца и Своей волей Иисус Сын Божий пострадал за нас. А оттуда последует несомненная надежда вечной жизни и блаженства и исполнения всех обещаний Божиих милостивых: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего» ( Рим 8:32 )? Такое великое и дивное дело сотворил Бог, что Сыну Своему ради нас воплотиться и пострадать благоволил, как всего обещанного нам ради Него не исполнит? «Верен Господь во всех словах Своих» ( Пс 144:13 ), «незыблема милость Его к нам, и истина Господня пребывает во век» ( Пс 116:2 ). 2) Писание Святое представляет нам, что Бог везде есть и все видит, и на все наши дела, помышления, начинания и намерения смотрит, и разумеет, и всякое слово слышит.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Господь Бог изрек тайны неба через Ангела Своего возлюбленному рабу Своему Апостолу Иоанну Богослову: И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков ( Апок. 22:3,5 ). Итак, первый источник блаженства Святых в царстве славы заключается в том, что они будут свободны от всякого физического и нравственного страдания. Всяка анафема не будет к тому. Ибо там не будет греха, а без греха нет проклятия, нет страдания, нет смерти. Страдание есть наказание за преступление, плод проклятия за грехи, неизбежное последствие греха. На небе не будет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, ни страданий, но жизнь бесконечная. И отымет Бог всяку слезу от очию их и смерти не будет к тому ( Откр. 21:4 ). На небе веселие вечное и радость никогда не оскудевающая. Слово Божие указывает другой источник блаженства: и увидят лице Его и имя Его на челах их ( Откр. 22:4 ), т.е. избранные будут обладать совершенной святостью. Имя Божие есть слава Божия, а слава Божия есть святость. Итак, святость Божья будет печатью избранных в царстве славы. И здесь христианин бывает счастлив по мере святости. Если бы он в здешнем мире мог возлюбить Бога всем сердцем, всей душой, всей крепостью и ближнего как самого себя ( Мф. 22:37 ), то и здесь наслаждался бы он райскими утешениями. Ибо что могут значить бедствия сей жизни для того, кто носит Бога в сердце своем? Но здесь нет совершенной добродетели; земная жизнь есть жизнь испытаний и скорбей, подвигов и борьбы непрестанной. Кто избавит меня от сего тела смерти? ( Рим. 7:24 )? Кто даст мне славную свободу чад Божьих? Кто облечет меня в ту святость, которую потеряла моя душа, но для которой она была сотворена, которой она желает, ищет, алчет и жаждет? Кто дал бы мне, чтобы Начавший дело моего спасения завершил его даже до дня Иисус Христова ( Флп. 1:6 ), чтобы мне никого не любить кроме одного Господа Бога и Спаса Иисуса Христа, а всех любить только для Него и в Нем одном, чтобы мне никогда ничем не оскорблять Господа Бога и Отца моего! Эти желания наши исполнятся. Слово Божие уверяет, что Иисус Христос соделался для нас не только премудростью и правдой, но и освящением и избавлением ( 1Кор. 1:30 ), что мы будем преобразоваться от славы в славу, яко же от Духа Господня ( 2Кор. 3:18 ), что в торжественный день, когда Иисус Христос приидет прославиться во святых и дивен быти во всех веровавших в Него ( 2Сол. 1:10 ), Он истребит в нас все нечистое и обновит нашу душу, соединит ее с телом, которое будет образовано по подобию Его славного тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010