Страшный суд положит начало «жизни будущего века» — вечному блаженству праведников и вечной муке грешников: И нзыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения (Ин. 5:29). После Страшного суда наступит вечное Царство Христовой славы, которому не будет конца (Лк. 1:33), ибо владычество Его (Господа) — владычество вечное, которое не прейдет (не закончится), и царство Его не разрушится (Дан. 7:14), — эту истину исповедует Церковь, опровергая еретическое мнение Маркелла Анкирского и др., утверждавших, что Царство Христово закончится с концом времен. Восьмой член Символа веры (Верую) и в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокданяема и сславима, гда глаголавшаго пророки. О Святом Духе В восьмом члене Символа веры говорится о Третьем Лице Святой Троицы — о Духе Святом. Святой Дух — Третья Ипостась Пресвятой Троицы, истинный Бог, единосущный и равный во всём Богу Отцу и Богу Сыну. Святой Дух — Третья Ипостась Пресвятой Троицы, истинный Бог, единосущный и равный во всём Богу Отцу и Богу Сыну. Перед Своим вознесением на небо Господь Иисус Христос повелел ученикам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28:19). В этих словах Дух Святой упоминается вместе с Отцом и Сыном как Лицо, равное Им в Божественном достоинстве. Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому…? Ты солгал не человекам, а Богу (Деян. 5:3–4), — говорит апостол Петр. Солгать Духу Святому и солгать Богу в глазах ученика Христова — одно и то же, что подтверждает веру апостолов в Божество Святого Духа. О том же свидетельствует и благословение апостола Павла: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами (2 Кор. 13:13). Дух Святой обладает всеми общими для Отца и Сына свойствами: Он вечен, благ, неизменяем, всемогущ, вездесущ, всеведущ как Отец и Сын. Дух Святой именуется Животворящим, потому что Он вместе с Богом Отцом и Богом Сыном дает всему жизнь. Он такой же Творец мира, как Отец и Сын. При творении мира Дух Божий носился над водою (Быт. 1:2). Он дарует человеку благодатное возрождение: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

Таким образом, ты, раздав богатство этого мира, (в порабощение котораго ты уже достаточно бедствовал), будешь достаточно снабжен для пути, ведущаго к истинному благу, купив ценою преходящаго и временнаго, незыблемое и вечное. Потом, с Божией помощью, ты сам познаешь всю непрочность и непостоянство настоящаго, а потому, распростившись со всем мирским, будешь жить будущим. Мир же сей ты возненавидишь, возненавидишь также тленную свою плоть, возьмешь крест свой и последуешь за Христом, и этим самым выйдешь из мрака, господствующаго над этим миром. По окончании сей кратковременной жизни, просветишься Его неприступным светом, озаришься блеском Его славы и будешь наследником вечной, истинной жизни " . Выслушав это, Иоасаф спросил: " Учение пренебречь земными благами и вступить на многотрудный путь имеет началом своим учение Апостолов, или же составлено недавно вами и есть произведение вашего ума, который нашел это средство лучшим для достижения истиннаго блаженства? " На это старец отвечал ему: " Я тебе не предписываю никаких законов, составленных недавно, но привожу заповеди, издревле данныя нам, ибо Господь следующим образом отвечал одному богатому юноше, спросившему Его: Что мне делать, чтобы наследовать вечную жизнь, и хваставшему, что он исполняет все, предписанное законом: Одного тебе не достает, пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах: и приходи, последуй за Мною, взяв крест. Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалию; потому что у него было большое имение. (Марк 10, 21, 22). Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольныя уши, нежели богатому войти в Царствие Божие (Лук.18, 24, 25). Все святые, зная эту заповедь, всячески старались освободиться от обузы богатства. Они освобождались от нея, раздавая его бедным, приобретя этим самым вечное богатство. Они же брали крест свой и следовали за Христом; одни достигали этого мученическою кончиной, как я тебе ранее это сказал, другие аскетическим подвижничеством. И этим истинно мудрым поведением не оставляли в себе ничего, что напоминало бы о их прежней плотской жизни. Поэтому запомни эту заповедь Христа, Царя и Бога нашего, отвлекающую нас от всего тленнаго и обращающую к вечному " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=772...

Тело как неотступный спутник и неразлучный сотрудник души на земле должно разделять с душой или вечное блаженство, или вечное мучение в загробной жизни: «Чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор.5:10 ). «Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу» ( Рим.12:1 ). «Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» ( 1Кор.6:20 ). 4) «Воскресения день, и просветамся торжествам, и друг друга обымем . Рцем братие, и ненавидящим нас простим вся воскресением, и тако возопииш: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав» 59 . Праздник воскресения Христова называется светлым не только по славной победе воскресшего Господа над адом и смертью, но и потому, что Воскресшим даровано всепрощение и оправдание всех перед Отцом Небесным, ибо «из гроба красное правды нам возсия солнце» 60 . Плоды воскресения Христова, как благодатные струи, иэливаются на всеродного Адама, т. е. на живых и умерших братий наших: на богатых и убогих, на знатных и сильных мира, равно как и на бесславных и неизвестных миру, на добродетельных и порочных – всех призывает воскресший Господь насладиться пира веры. «Аще кто благочестив и боголюбив, – возглашает в свом приснопамятном слове св. Златоуст, – да насладится сего доброго и светлого торжества. Аще кто точию достиже и во единодесятый час, да не устрашится замедления: любочестив бо сый Владыка, приемлет последняго якоже и перваго. И последняго милует, и перваму угождает, и оному дает, и сему дарствует. И дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит» 61 . При таком обилии благодати воскресения Христова, изливающейся всепрощением на всех верующих, верующие взаимно должны объявить друг другу всепрощение. По воскресении Христовом не должно быть врагов в Царстве Христовом. Получившие прощение и сами должны прощать взаимно обиды друг другу. Все, что разделяет нас с ближними нашими и что возбуждает зависть и ненависть их к нам, весьма ничтожно сравнительно с теми благами, которые дарованы нам воскресшим Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Церковь и государство Бог сотворил от единыя крове, весь язык человечь, жити по всему лицу земному, уставив предучиненные времена и пределы селения их: взыскати Господа, да поне осяжут Его и обрящут, яко недалече от единого коеюждо нас суща. О Нем бо живем и движемся и есмы. Сею бо и род есмы ( Деян.17.26–28 ). По изъяснению святого апостола Павла, вера есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых ( Евр.11:1 ), т. е. уверенность в невидимом (небесном), как-бы в видимом, желаемом и ожидаемом (в будущей вечной жизни), как-бы в настоящем. Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого, по глаголу Божьему, произошло все видимое. Надобно, чтобы всякий приходящий к Богу веровал, что Он есть, что Бог существуешь, и ищущим Его воздаешь, что всякий ищущий Бога, исполняя волю Божию, получить обещанное Богом освящение и мир души на земле и блаженство вечное на небесах, что грядущий открыть свое вечное царство Господь пришлет и воздаст каждому по делам его, Праведный верою жив будет; а если кто колеблется, не благоволит к тому душа Моя, глаголет Господь чрез пророка. Иже веру имеет и крестится, спасен будет; а иже не имеет веры, осужден будет. Эта вера дает смысл, силу, направление жизни, Каждый живущий человек, находя этот смысл, живет на основании его. Если же не нашел, то умирает, во-первых духовно, а часто и телесно, что подтверждается особенно учащенными в последнее время самоубийствами неверующих. До сих пор история не знала народа, неверующего в Бога и бессмертие, Доказать же противное, что народы могут жить без веры в Божество и бессмертие, ясно ли, смутно ли понимаемое, еще предлежит современным неверам, чего они, конечно, не докажут никогда. В этой вере свидетельствованы были все древние от начала мира до самых последних времен, все величайшие мужи истории. В искании истинного смысла жизни, точнее в изыскании истинной веры, человек должен пользоваться всем тем, что относительно веры содержит и преподает лучшая часть человечества, научаемая самим Богом чрез божественное откровение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Что касается тех красок, которыми изображается возрождение Сиона, то все эти образы – «пустыни, превратившейся в сад», «песней, раздающихся в ночь священного праздника» и пр. – должны быть признаны весьма характерными для пророка Исаии и одинаково типичными для обеих половин его книги (См. Ис.29:17 ; Ис.30:25–29 ; Ис.32.15–19 ; Ис.33:17, 20–22 ; Ис.35:1–10 ; Ис.40 гл. и пр.). Следует отметить также и упоминание пророка «о «рае», или «саде» Божием». Будущее блаженство Сиона он сравнивает с ним, как с чем-то уже давно и хорошо всем известным. Следовательно, если даже допустить, согласно с рационалистами, самое позднее происхождение кн. пророка Исаии, т. е. в эпоху вавилонского плена, то и тогда мы не могли бы оправдать гипотезы Делича о том, что легенда о рае была будто бы заимствована евреями у вавилонян. Если бы что-либо подобное, действительно, существовало, то пророк Исаия ни в каком случае еще не мог бы ссылаться на историю рая, как на нечто всем уже давно известное. Отсюда ясно, что история рая гораздо старше, как самого пророка Исаии, так и эпохи вавилонского плена. Ис.51:4 . Послушайте Меня, народ Мой, и племя Мое, при­кло­ните ухо ко Мне! ибо от Меня про­изойдет закон, и суд Мой по­ставлю во свет для народов. Второе обращение, специально к избранному народу Божию, или, точнее говоря, к лучшим представителям его; аргументом для обращения их служат здесь чудесные проявления Правды Божией, которая вскоре явится источником спасения и света для всех, верующих в нее, и которая будет иметь вечное, не перестающее значение. «Послушайте... приклоните ухо ко Мне!» Такая настойчивость обращения указывает на особую важность произносимого. «Ибо от Меня произойдет закон и суд Мой поставлю в свет для народов.» Понятия «суд» и «закон» на языке Священного Писания, имеют свой технический смысл и являются почти синонимами: «суд» – это откровение, обнаружение судящей и оправдывающей Божественной воли, т. е. тот же самый Божественный закон, но в более общей форме – как писаный, так и неписаный. О суде и законе здесь говорится в будущем времени, которое, основываясь на контексте речи, мы должны принимать буквально. Следовательно, здесь дано пророчество о каком-то особом и чрезвычайном будущем откровении Божественной воли, имеющем всеобщее, мировое и вечное значение (6 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

17:2, 3). О свойстве и плодах этого служения Богу апостол Павел говорит: когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец жизнь вечная. Ибо возмездие за грех смерть, а дар Божий жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим. 6:22, 23 ). Далее, это обетованное вечное наследие, даваемое людям Иисусом Христом в силу Его смерти, есть не просто жизнь, но жизнь в славе, то есть, жизнь блаженная. Апостол Павел называет Иисуса Христа, вкусившего смерть за всех, вождем спасения людей, приводящим многих сынов в славу ( Евр. 2:9, 10 ). Действительно, по словам Иисуса Христа, праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их ( Мф. 13:43 ), a по учению апостола Павла, будет Бог все во всем (1 Корнф. 15:28). " В связи с учением о вечной жизни и вечном блаженстве, которых могут достигнуть люди в силу искупительной жертвы Иисуса Христа, находится учение о плодах жертвы Христа по отношению к Нему Самому или о Его прославленном состоянии. Рассмотрение этого состояния даст нам повод вкратце повторить о плодах жертвы Христовой для людей. В самом деле, что получил Христос по человеческому Своему естеству в награду за Свою жертву, то же могут получить и Его последователи. Это истина несомненная. По учению апостола Павла ( Галат. 4 гл.), до пришествия на землю Сына Божия люди по отношению к Богу были то же, что рабы по отношению к господину; будучи порабощены вещественным началам мира и не знавши Бога, они служили богам, которые в существе не боги. Но с воплощением Сына Божия, в силу принесенной Им жертвы, люди познали Бога, перестали быть рабами, а сделались детьми Божиими, получили усыновление Богу ( Галат. 4 гл. и Римл. 8 ). A если дети, говорит Апостол, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу ( Рим. 8:17 ). Как наследники Божии и как дети Божии, мы можем участвовать во всем, что принадлежит Богу: участвовать в святости, в бессмертии и вечной жизни, в славе и блаженстве. Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? ( Рим. 8, 32 ) В самом деле, сделавшись сынами Божиими чрез Иисуса Христа, люди получили возможность быть с Богом в таком же близком общении и пользоваться такою же любовью со стороны Бога, как это бывает в отношениях родителей к детям; а при близком общении Бога с людьми людям стали доступны все небесные Божественные блага.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

1, 8, 17, 18; 3, 10-11; 7, 17). Только в Боге находит человек упокоение. " Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек " (Пс. 72, 25-26). Епископ Феофан Затворник (113, 178). Христос непременно явит Себя в нас, если мы истинным покаянием докажем решительное произволение, чтобы он обитал в нас (112, 401). Желающие приблизиться к Богу и соединиться с Ним блаженным соединением навеки должны начать это святое дело с тщательного изучения Слова Божия, с изучения Евангелия, в котором сокровен Христос (111, 7). Жизнь по заповедям Господа дарует нам Его таинственное явление. Он является духовно внутри сердца, когда ученики Господа - понятия, возникшие и усвоенные умом из Евангелия,- соберутся в сердце, закроют его двери, чтобы не проникли туда иудеипомышления (Ин. 20, 19), враждебные Господу, отвергающие все святое учение Его (111, 142). Невозможно приблизиться к Богу, невозможно войти в какое бы то ни было общение с Богом иначе как при содействии Господа нашего Иисуса Христа, единого посредника и ходатая, единого средства к общению между Богом и людьми (111, 167). Вечное блаженство-духовно, Божественно. Только тот может наследовать это блаженство, кто предварительно расторг общение с грехом и вступил в святое общение с Богом (111, 253). Господь наш Иисус Христос - среди нас. Его нет только для того, кто отвергает Его присутствие... Сам Господь сказал ученикам Своим: " Се, Я с вами во все дни до скончания века " (Мф. 28,20) (111, 273). Спасение заключается в возвращении общения с Богом. Это общение потерял весь род человеческий грехопадением праотцев (111, 470). Чтобы восстановить общение человека с Богом, иначе - для его спасения, необходимо было искупление. Искупление рода человеческого было совершено не Ангелом, не Архангелом, не каким-нибудь еще из высших, но ограниченных и сотворенных существ - совершено было Самим беспредельным Богом (111, 470-471). Истинный христианин почивает в Господе и Господь почивает в нем; христианин облечен во Христа и в христианине - Христос (111, 75).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

1 . Чтобы утвердиться в надежде на вечное спасение, для этого недостаточно одной молитвы, а необходимо присоединить еще собственный подвиг, т. е. усилие и труд – исполнять волю Божию. 2 . Об этом так говорит Иисус Христос: Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! (т. е. молящийся Ему) войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного ( Мф.7:21 ). Царство Небесное силою (усилиями со стороны человека) берется, и употребляющие усилие (к достижению его верою и добрыми делами) восхищают (получают) его ( Мф.11:12 ). 3 . Руководством к подвигу для достижения блаженства служат изречения Иисуса Христа о сем блаженстве, предложенные Им в Его Нагорной проповеди , – так называемые Евангельские заповеди о блаженстве. 4 . Что таких изречений или заповедей – девять, следующие: 1. Блажени нищии духом, яко (ибо) тех есть царствие небесное. 2. Блажени плачущи, яко тии утешатся. 3. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. 4. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. 5. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. 6. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. 7. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся (будут наречены). 8. Блажени изгнани правды ради (за правду), яко тех есть царствие небесное. 9. Блажени есте, егда поносят вам и изженут (будут поносить и гнать вас ), и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради (будут всячески неправедно злословить за Меня). Радуйтеся и веселитеся, яко мзда (награда) ваша многа (велика) на небесех ( Мф.5:1–12 ). О том, когда и как изрек Господь сии заповеди, так говорится в Евангелии: „Увидев народ, Иисус Христос взошел на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его, и Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: „Блажени нищии духом и пр.“. 10 . Каждая из Евангельских заповедей о блаженстве делится на две части: 1) на самую заповедь и 2) на обещание награды. И заповеди сии Иисус Христос, по своей высочайшей кротости и смирению, предлагает здесь не повелевая, а ублажая тех, которые свободно примут и будут исполнять их. О первой заповеди блаженства

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

3) Страдание Христово было вольное. Он Сам восхотел ради нас, грешных, эту чашу страдания и смерти пить, и испил, как мы видели. Так свидетельствует о Нем святое Слово Божие: Тогда Я сказал: «Вот Я иду, как в свитке книжном написано о Мне. Исполнить волю Твою, Боже Мой, Я восхотел» (Пс. 39:8-9), – говорит через пророка. Это слово о вольном Его страдании и святой апостол приводит (см. Евр. 10:7). И еще: Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее (Ин. 10:17-18). Так верует и исповедует святая Церковь, и поет Ему: «Благословенную нарекий Твою Матерь, Христе, пришел еси на страсть вольным хотением» (в воскресенье Богородичен 6 гласа и в прочих премногих местах). 4) Таким Своим страданием Сын Божий заслужил нам у Небесного Отца милость, которой мы лишились было из-за грехов наших. Заслужил отпущение грехов и нам, согрешившим, оправдание. Так избавил нас от власти дьявольской, осуждения, смерти, ада и вечного мучения и привел нас в царствие Свое, присвоил Себе нас, отпадших от Него, и отворил нам дверь в вечную жизнь, блаженство и славу вечную. Так Своей смертью нас, умерших, оживил, Своей язвой нас исцелил: язвою Его мы исцелились (Ис. 53:5). Своим смирением нас восставил. Своей скорбью нам радость, Своими узами нам избавление и свободу, Своим бесчестием и поношением нам честь и славу, – словом, Своим неизреченным бедствием, которое за нас претерпел, нам вечное и неизреченное блаженство исходатайствовал. 5) Отсюда видишь, сколь великое, тяжкое и ужасное зло есть грех, который к такому бедствию привел, что его никто не мог с плодом его пагубным отнять, кроме Иисуса Христа, Сына Божиего, Господа славы и Господа Сил. Велик и тяжек грех, так что и малейший, по мнению человеческому, силен согрешившего погрузить на дно адово, если не подоспеет милость Божия о Христе Иисусе. Ибо всякий грех бесконечное величество Божие оскорбляет и бесконечную правду раздражает. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола, – говорит святой апостол Иоанн (1 Ин. 3:8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

9 . Сего ради возвеселися сердце мое, и возрадовася язык мой, еще же и плоть моя вселится на уповании. Т.е. Поскольку Я всегда созерцаю близь себя Господа, помогающего и утешающего; то сердце мое, от ощущения присутствия Божия, исполнено духовного веселия, радуется и язык мой, т.е. изрекает радостные слова и песни; радуюсь и тому, что плоть моя вселится на уповании, т.е. что и тело мое успокоится в земле в надежде воскресения. С Евр.: «От того возрадовалось сердце мое, и возвеселился язык 98 мой; даже и плоть моя успокоится в уповании». 10 . Яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления. Св. Ап. Петр, в речи своей к народу в день Пятидесятницы, уверяет, что Давид никак не мог сказать сего о себе самом; ибо всем известно, что он умер и погребен, и гроб его, говорит, у нас до сего дня. О ком же это говорит Давид, что душа праведного не осталась во аде, а тело его не испытало тления? «Давид был пророк, продолжает св. Апостол; он провидел Духом Святым воскресение Христа Спасителя, а потому и говорит, что не оставлена душа Его во аде, и плоть Его не видела тления», – Господь Иисус Христос воскрес в прославленном человечестве и вознесся с ним на небо ( Деян. 2:29–31 ). С Евр.: «Ибо Ты не оставишь души моей в аде 99 (шеол); и не дашь святому Твоему увидеть тление». 11 . Сказал ми еси пути живота. И это, по учению св. Ап. Петра, говорит Спаситель. Т.е. воскресив меня, Ты, Господи, открыл мне по человечеству, а во мне и чрез меня открыл и людям путь вечной жизни, Ты наделяешь меня и верных радостями от лицезрения Твоего, вечное блаженство в деснице Твоей. Сладость в деснице Твоей в конец. «Это значит, – говорит св. Афан., – что святые будут в наслаждении и веселии после того, как оживут во время воскресения. Сие же наслаждение и веселие, которое есть нетление, говорят они (т.е. святые), приемлем мы от Христа, Который в нас и одесную Отца». С Евр.: «Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей во век» (Сн. Деян. 2:25–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010