Вечность мучений, ожидающая грешников по Страшном Суде, с неменьшей непреложностью предречена и Самим Господом нашим Иисусом Христом, говорившим, что если кого соблазняет какой-либо из членов тела, то лучше его отсечь от себя, и безрукому или хромому войти в Царствие Божие, нежели с двумя руками и ногами быть ввержену в огонь вечный ( Мф. 18:8 ) и неугасимый ( Мк. 9:43 ). Напоминая о геенне огненной, Господь неоднократно говорил, что там «червь их не умирает, и огонь не угасает» ( Мк. 9:44 ). Очевидно, что слова «червь» и «огонь» не следует понимать буквально. «Червь» – это воплощение непрестанно терзающей, обличающей грешника совести. «Огонь» свидетельствует о великой тяжести мучений. На Страшном Судилище нелицеприятный Судия вынесет беззаконникам свой приговор: «Идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф. 25:41 ). Мучения грешников вечны, так же как и вечна жизнь праведников ( Мф. 25:46 ). В речах Спасителя повествование о вечной жизни всегда сопровождается указанием на вечное бытие добрых и злых, но при этом отмечается различное качество этого бытия. Апостол Павел о непознавших Бога и противящихся воле Его говорил, что они «подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его» ( 2Фес. 1:9 ). «И дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью» ( Откр. 14:11 ), – возвещает святой Иоанн Богослов. Иеговисты к понятию «вечности мук», если оно касается будущего состояния грешников, относятся с известной долей условности. Трудно понять, почему в одном случае понятию «вечность» прилагается одно значение, т.е. допускается вечная жизнь блаженная, а в другом – иное. Они тщетно силятся разделить неразделимое, ибо сказано «и пойдут сии в муку вечную, а праведники же в жизнь вечную» ( Мф. 25:46 ). Ибо, допуская вечное блаженство для праведников в будущей жизни, сектанты непременно должны допустить и возможность вечных мучений для грешников. Вечность в устах Спасителя и Его учеников всегда имеет свой первозданный, первичный смысл – бесконечной протяженности. «Наступает время, и настало уже, – говорит Спаситель, – когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут… и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делающие зло – в воскресение осуждения» ( Ин. 5:25–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

Вопрос этот решается ясно и бесповоротно св. Апостолом Павлом: во втором послании к Фесеалоникийцам Апостол удостоверяет, что «день тот» (речь по словам послания идет «о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему»), «день Христов» «не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха сын погибели, «беззаконник, котораго Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» ( 2Сол.2:1–9 ). Речь идет о гибели зверя – антихриста, о чем именно и говорит 10 стих 20-й главы Апокалипсиса. До этого момента, до этого дня гнева и суда Божия в который праведные наследуют вечную славу, а грешные вечное мучение никакого иного дня явления Господа по учению св. Апостола не будет. Третьего явления Господа слово Божие не указывает и не предполагает и потому толкование адвентистами 20-й главы Откровения ни в каком случае нельзя признать учением библейским. Оно, как и толкование сектантами прочих Писаний, составляет произвольный вымысел адвентистов. Что такое «смерть вторая» ( Откр.20:14 )? Первая смерть начинается духовным омертвением человека, можно сказать, во время его земной жизни и завершается «возмездием за грех» ( Рим.6:23 ) телесной смертью . Это первая смерть, которая «имеет власть» над всеми – и праведными – людьми. Смерть вторая есть вечное мучение; она не имеет власти над праведными ( Откр.20:6 ); она по суду Божию будет делом боязливых, неверных, скверных, убийц, любодеев, чародеев, идолослужителей, лжецов ( Откр.21:8 ). Здесь мы встречаем еще один пункт, в котором адвентисты учат не по Писанию, а по своей фантазии. Слово Божие учит так: диавол, зверь и лжепророк будут мучиться во веки веков ( Откр.20:10 ); и дым мучения грешников «будет восходить во веки веков» ( Откр.14:11 ), как Царь Господь сказал: «И пойдут сии в муку вечную (т. е. грешники), а праведники в жизнь вечную» ( Мф.25:46 ). По учению адвентистов вечных мучений сатаны и грешников не будет; они уничтожатся, сгорят и конец. Если сектанты здесь обращают внимание на значение в еврейском языке понятия о вечности как не о бесконечном, а периодическом времени, мы заметим, что по той же логике выйдет, что и праведники не будут иметь вечного блаженства. Ни то, ни другое, не согласно с учением слова Божия. 62

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

Вот мы и говорим о Боге – о Том, Чей Разум устроил наш мир, рассчитал, продумал, наделил его красотой, которая является отражением Красоты Божественной. Из окружающего нас мира мы многое можем узнать о Боге, о Его Разуме, о Его Вечности, о Его Премудрости. В Библии мы читаем слова апостола Павла о Боге: Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может ( 1Тим.6:16 ). По Своему существу Бог непостижим, но все же что-то мы о Нем узнать можем, изучая природу и самих себя. По словам апостола Павла: Невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы ( Рим.1:20 ). Я приведу слова ученых, известных во всем мире и внесших крупный вклад в науку. Андре Мари Ампер : «Познанием дел творения мы возвышаемся к Творцу и отчасти даже созерцаем Его Божественные свойства». Карл Линней : «Бог прошел мимо меня, я не видел Его лицом к Лицу, но отблеск Божества исполнил мою душу безмолвным удивлением. Я видел свет Божий в Его творениях, даже в самых мелких, незаметных». Макс Планк : «Когда религия и наука исповедуют веру в Бога, первая – ставит Бога в начале, а вторая – в конце всех мыслей. И религия и наука нисколько не исключают друг друга». Но самое полное знание о Боге мы можем получить из Его Откровения, из того, что Он Сам раскрывает нам о Себе, главным образом – в Евангелии. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил ( Ин.1:18 ). Какой Он, чего Он хочет от нас, для чего Он нас сотворил? Все это мы можем узнать через Сына Божия. Жизнь Его, Его учение открываются нам в Священном Писании. Евангелие – это как бы письмо Божие, обращенное к нашей душе, в котором Бог раскрывает Свою любовь к нам, Свою заботу о нас, освещает путь к жизни вечной и зовет к Себе, никого не принуждая, ничью волю не насилуя, но зовет и обещает настоящее, Вечное счастье, Вечное блаженство тому, кто сохранит Ему верность на этом пути. Однако Господь заранее говорит, что этот путь нелегок. Нелегок, потому что человек с помощью Божией должен преодолеть греховность в себе, в своем собственном сердце. Преодолевая грех с Божией помощью, человек преодолевает и смерть и становится ей неподвластен. Поэтому смерть христианина не есть его конец, а есть переход из жизни временной, где есть грех, в жизнь Вечную, где греха нет – где нет ни болезней, ни печалей, ни воздыхания, но жизнь бесконечная . К этой бесконечной жизни нас и зовет Господь. 6. Бог… Какой Он?

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

Впрочем, апостольское слово указывает и на воскресение всех нас, «дабы иметь Ему во всем первенство» (Кол.1:18)». «Господь Иисус Христос выплатил за нас весь долг, изгладил бывшее против нас рукописание и пригвоздил его ко кресту, посрамил бесов, смело изобличив их Собою, то есть явив им Свою безгрешную плоть и душу и разоблачив их неправедный Ему приговор; и сделав это, Он оживил с Собою всё человеческое естество... Разрушив смерть и осуществив наше спасение, Он вознесся на Небо».    «Так как Господь Иисус разорвал узы смерти, — говорит блаженный Феодорит, — то справедливо и нарицается Первенцем из мертвых. Он воскрес прежде всех и как Первенец (как Начаток, ς παρχ) даровал людям нетление. Хотя и прежде Него другие воскресали, но снова умирали; Господь же воскрес совершенным Воскресением... А после того как воскресло одно тело, то и всё естество удостоилось воскресения». Потому как воскресший Господь проложил человеческому естеству путь из смерти в жизнь, в которой уже не умирают, и даровал благодатные силы к этой жизни, то и наименован Он Первенцем из мертвых и тем самым обозначен (отмечен) как Родоначальник, за Которым последуют все (см. Рим.8:11; 1Кор.6:14, 15:12-23; Ин.5:28-29; Деян.24:15; Откр.20:12-13; 1Пет.1:3).    Воскреснув из мертвых, Господь Иисус сделал воскресение из мертвых обязательным для всех людей: как добрых, так и злых. Повинуясь всемогущему действию Воскресения Богочеловека и Его силы, всё человеческое естество находится во власти этой силы как исцеленное ею от гнета смерти. И человек как существо, причастное всеобщему человеческому естеству, должен воскреснуть в последний день. Тогда, по слову всеистинного Спасителя, «все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин.5:28-29). Значит, воскресение обязательно для всех, но вечное блаженство в раю или вечное мучение в аду будет зависеть от того, утвердит ли человек свою волю в добре или во зле, созиждет ли свою личность Богом или диаволом (см.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Впрочем, возможность этих изменений продолжается только во время земной жизни, по окончании которой тот, кто был последним владетелем храма, остается его владетелем на всю вечность, и Бог составляет Собою вечное блаженство Своего жилища, а грех – вечное мучение своего логовища. Судьба наша в вечности зависит от того образа жизни, который будем проводить во время нашего краткого на ней пребывания. Хотите ли быть храмом Божиим? – Желаете ли, чтоб сердце Ваше было сосудом даров Благодати? – Вручаю Вам Евангелие, пусть оно будет правилом Вашей жизни. Веруйте в него Вашими делами, Вашею жизнью – не только мыслию, сердцем и устами. – Когда читаете эту Божественную книгу, книгу жизни, – представляйте себе, что невидимо стоит пред Вами Сам Христос и говорит Вам глаголы, которые «Дух суть, и Живот суть!» – Не должно начертывать в воображении вида Христова, – нет, должно лишь живо и благоговейно ощущать Его всесвятое присутствие. Что желающий любить Спасителя обязан исполнять все Его заповеди, изложенные во святом Евангелии – это ясно засвидетельствовал Сам Спаситель: «Кто любит Меня, – сказал Он, – тот слово Мое соблюдает»… «Не любящий Меня, словес Моих не соблюдает». Любовь к Богу проистекает от хранения евангельских заповедей и соблюдается в сердце этим хранением: «Если заповеди Мои соблюдаете, пребудете в любви Моей». – Какой же плод любви к Спасителю? – «Кто любит Меня, – отвечает Он, – тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его, и явлюся ему Сам». Ученик, которого мысль была еще пригвождена к земле, услышав о явлении Спасителя возлюбившему и возлюбленному, думая, что обещающий явиться будет зрим очами телесными, вопрошает: «Господи, отчего это, что Ты хочешь явиться нам, а не миру?» – Иисус говорит ему в ответ: «Кто любит Меня, тот слово Мое соблюдает, и Отец Мой возлюбит его и Мы придем к нему и обитель у него сотворим». – Это явление – в сердце. Это то явление, о котором сказал апостол Павел: «уже не я живу, но живет во мне Христос!» Это то явление, то пребывание Господа, которое должны ощущать все христиане, если они точно христиане! «Или вы не познаете самих себя, – говорит Апостол коринфянам, – что Иисус Христос в вас, разве только вы не то, что должны быть?» – Вселение Господа в сердце – плод любви; любовь – плод хранения заповедей; хранение заповедей – плод знания их; знание их приобретается чтением Евангелия и молитвою. «В заповедях Твоих поучуся», говорит Пророк Духом Святым; и в другом месте молится: «Не скрый от мене заповеди Твоея». От молитвы воссиявает при чтении просветление.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Все, что говорил и делал на земле Господь, Он делал это по предвечному, премудрому и всеблагому Троическому Совету, бывшему прежде всех веков, и все это было необходимо для спасения, совершенства и блаженства человеческого; – и если кто твергал и отвергает Его заповеди, советы, уставы, созданную Им на земле Церковь , – тот был и есть враг Богу и самому себе, отвергая Совет Божий о себе. Крещение установлено Богом в Церкви для спасения человеческого рода, – и оно необходимо для всякого верующего, как дверь к царствию Божию, – и кто отвергал или отвергает его, тот отметает свое спасение, свое собственное вечное благо. Так Господь говорил о противившихся Ему фарисеях и книжниках, не желавших креститься от Иоанна, что они отвергли Совет Божий о себе, не крестившись от него ( Лк. 7:30 ). Возлюбленные братья и сестры! Мы все сподобились св. крещения в младенчестве по вере родителей и восприемников, очистились от прародительского греха и отродились водою и Духом Святым и – усыновлены Отцу небесному. Нам отверсты двери Царствия небесного. Будем же всем сердцем всегда ценить этот дар Божий и свое звание сынов и дщерей Божиих по благодати, – удаляться всякого греха, и стремиться мыслями, желаниями и делами к Царству небесному, к наследию нетленному, неувядаемому, уготованному на небесах для нас ( 1Пет. 1:4 ). Аминь. Слово на день Святого Всехвального Апостола Андрея Первозванного. Истинное, вечное богатство человека «Яко ничтоже имуще, а вся содержаще» ( 2Кор. 6:10 ). Сегодня празднуем, возлюбленные, праздник памяти Св. Андрея Первозванного, названного так потому, что он позван Иисусом Христом к апостольскому званию первым. Было так. Вскоре после крещения Господа от Иоанна в Иордане, Иоанн стоял на берегу с двумя учениками своими Иоанном и Андреем, и, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышавши от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: равви – что значит учитель, – где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидеди, где Он живет, и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа, по нашему счислению около четырех часов вечера. Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона, т.е. Петра, и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит Христос, и привел его к Иисусу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

гл. 20), так и при наказании, например иудеев: Бог хотел скоро ввести их в Палестину, а они своим нечестием прибавили себе сорок лет. Посмотри, как царь прибегает к Богу. Я воззрел, говорит он, на небо, и стал опять человеком. И разум мой возвратился ко мне . Как человеческий вид его изменился, но не превратился в звериный, так и ум. Что же далее? Восхвалил и прославил . В каких выражениях? Всевышнего , говорит, восхвалил и прославил Присносущего . Ни что так не считается достойным Бога, как постоянное бытие. Которого владычество — владычество вечное, и Которого царство — в роды и роды . Этим особенно человек отличается от Него, и это считалось у людей высшим блаженством. Которого владычество — владычество вечное , существует во всякое время. Без пищи, говорит, Он питал меня; без одежды и без всего прочего не погибло мое тело. Представь, каким он стал, возвратившись из пустыни на царство. В то время возвратился ко мне разум мой, и к славе царства моего возвратились ко мне сановитость и прежний вид мой; тогда взыскали меня советники мои и вельможи мои, и я восстановлен на царство мое, и величие мое еще более возвысилось (ст. 33). Тогда взыскали меня , говорит, советники мои и вельможи мои , прогнавшие властителя и царя, — впрочем по распоряжению Божию. Для того и определяется время, чтобы ты не подумал, будто что–нибудь происходит случайно. Которого царство — в роды и роды. И все, живущие на земле, ничего не значат . Если я, владычествующий над всеми, вменен был ни во что, то тем более все прочие. Тот, Кто лишил царства столь сильного мужа, тем более (лишит всего) подвластных. По воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле . Выражение: ничего не значат означает не то, Бог презирает их, — совсем нет, оно значит то, что Он силен и как хочет, так и распоряжается ими. Тоже выражают и следующие слова: по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле . Пусть так; о земле ты знаешь, а о небе откуда узнал? Из сновидения.

http://predanie.ru/book/219416-tom-6-kni...

Глава III. Об обетовании вечного блаженства святым и о нескончаемых муках нечестивых    По этой причине (я опускаю многое другое), как видим мы уже исполнившимся на Христе то, что Бог обещал Аврааму, говоря: «И благословятся в семени твоем все народы земли» (Быт. XXII:18); так исполнится и то, что обещал Он его семени, говоря через пророка: «Восстанут мертвые тела»; и еще: «Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. А вы будете веселиться и радоваться во веки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его ра-достию. И буду радоваться об Иерусалиме и веселиться о народе Моем; и не услышится в нем более голос плача и голос вопля» (Ис. XXVI:19; Ис. LXV:17-19). А также и то, что предвозвестил Он через другого пророка, говоря ему: «Спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. XII:1-2). И в другом месте через того же пророка: «Примут царство святые Всевышнего, и будут владеть царством вовек и во веки веков» (Дан. VII:18). А несколько ниже (пророк) говорит: «Царство (Всевышнего) — царство вечное» (Дан. VII:27). Равно и все другое, относящееся к этому предмету, как приведенное мною в двадцатой книге (Дан. XXI и след.), так и не приведенное, что содержится в тех же самых книгах, — все это сбудется подобно тому, как сбылось то, что неверующие считали несбыточным. Ибо как то, так и другое обещал, исполнение как того, так и другого предсказал один и тот же Бог, пред Которым трепещут языческие божества, как свидетельствует об этом даже известнейший языческий философ Порфирий. Глава IV. Против мудрецов мира сего, по мнению которых земные тела людей не могут быть перенесены в небесные обители    Но люди, а именно — люди ученые и мудрствующие против силы такого авторитета, который весь человеческий род обратил к вере и надежде относительно этого предмета, как это было предсказано за столько времени раньше, — выдвигают с кажущимся им остроумием аргументы против воскресения тел и говорят то, что приводится Цицероном в третьей книге «О республике».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Грешники уйдут в вечную муку, они получат наказание за свои злые дела. Все враги будут брошены под ноги Христа Победителя, тогда совершится мщение Божие. Все, кто не записан в Книге Жизни Бога, будут брошены в озеро, горящее огнем и серой. Это смерть вторая. Там отверженные будут вечно мучиться перед Христом и Его Ангелами. Их ожидает три вида мук – вечный огонь, внешняя тьма и неусыпающий червь. Вечный огонь – это проявление в ожесточенных грешниках могущественной силы Бога, обжигающей тех, кто не пожелал примириться с Ним. Ведь Писание говорит, что Бог наш – огонь поядающий ( Евр. 12, 29 ). Потому и говорит Бог через пророка Исаию: «Все вы, которые возжигаете огонь, вооруженные зажигательными стрелами, – идите в пламень огня вашего и стрел, раскаленных вами! Это будет вам от руки Моей» ( Ис. 50, 11 ). Внешняя (по-славянски – «кромешная») тьма – это мрак неведения Бога. Бог есть Свет невечерний, но если человек добровольно замазал грязью духовные очи, то тьма неизбежно поглотит его. Проклятые будут пребывать в вечном одиночестве, они больше не смогут никому навредить, ибо их деятельные силы (руки и ноги) будут скованы. Гееннский червь будет пожирать их, это и реальное существо, и проявление совести, пожирающей душу человека муками бессильного раскаяния. Не случайно Господь сказал: «Там будет плач и скрежет зубов» ( Мф. 25, 30 ). И эти страшные муки никогда не прекратятся, и не будет больше спасения тем, кто в этой жизни отверг благодать Бога. Блаженство праведников Счастье праведников невыразимо никаким языком. Как писал апостол Павел: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом своим» ( 1Кор. 2, 9–10 ). Праведники получат вечное небесное сокровище, нетленное, невянущее, чистое наследство, приготовленное Богом Отцом еще до творения. Веселье вечное настигнет их, убегут болезни, печали и воздыхания, не будет ни голода, ни жажды, и Сам Бог сотрет слезу со всякого лица. Так люди уподобятся Ангелам и станут их вечными друзьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Да, язычники не думали о Боге истинном, дошли до потери веры всякой, работали греху и порокам. А Бог Сам благоволил открыть Себя им. Язычники нашли то, чего не искали. Дивное, чудное поле предлагалось им в обладание. Поле это есть Церковь Христова. В поле этом находятся изумительно дорогие сокровища: Христос, Истинный Бог, Глава, Домовладыка и Дух Святой, Истинный Бог, Животворящий раздаятель благ, слово Божие, живое и действенное, сила Божия во спасение верующему, закон Господень непорочный, обращаяй души, благодать спасительная всем человекам и рай, вечное блаженное жилище для праведных. Вот какие сокровища на поле, о котором услышали язычники из уст благовестников Христовой веры. Многие с радостью пожелали вступить в обладание этими сокровищами. Но как их приобрести? Нужно было оставить все, с чем сжились язычники, к чему привыкли и чем обладали в течение многих веков. И на это решались весьма многие. Они с апостолом Павлом, просветителем язычников, могли говорить: «что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего. Для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа» ( Флп. 3:7–8 ). Конечно, вы читали, или слышали жития и страдания святых мучеников. Многие из них и славны, и знатны и богаты были в мире языческом. И что же? Все презирали они ради Господа, и жизнь полагали за Него в страшных муках. Так высоко ценили они найденное ими сокровище на поле Христовом. Уже подлинно продавали они все земное, чтобы получить небесное, Божественное, вечное, столь блаженное, какового блаженства теперь человек и представить себе не может. Благодарение Господу, святая Церковь на Руси родной воспитала для себя многих великих, славных и святых людей. Вспомните хоть некоторых из них. Из времен древних, от первых веков существования Церкви на Руси, ярким светом светятся Антоний и Феодосий Печерские . Что мирское могло отвлечь их от того сокровища, которое нашли они в Христовой Церкви? Антоний покидает родную землю, дом и родных и уходит на гору Афонскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010