Речь по молебствии при соборном в Новочеркасске храме, по случаю начатия достройки оного с Высочайшего разрешения чрез учрежденную Комиссию 27-го апреля 1844 года Христолюбивые Воины-граждане! И так Господь исполняет во благих общее всех нас желание! Мы при дверех 4 уже храма, с молитвами, да дастся нам увидеть вскоре окончание оного и потом взойти в самое святилище с непрерывными благодарениями. Желание наше исполняет Господь словом Помазанника Своего! Велико, все велико, что начинается таким образом, по Высочайшему повелению, но особенно, когда дело идет о храме Господнем! Храмы Божии созидаются не так, чтоб нужно было только желание и способы к созиданию; нет, нужно и именное Божие предопределение на то, кому когда созидать их? Муж по сердцу Божию, славный Царь Израильский, Давид, пока служение Богу отправлялось в куще, столько желал видеть в великом царстве народа Божия дом Божий, что часто воспевал на Псалтири своей песнь сию: Еда дам сон очима моима и веждома моима дремание, дóндеже обрящу место Господевп, селение Богу Иаковдю! Но Господь сказал наконец одному из Пророков Своих: Иди и рцы рабу Моему Давиду, сил глаголет Господь: не ты созиждеши Мне дом, еже обитати Мне. – И возставлю семя твое по тебе: той созиждет дом имени моему, и укреплю престола его до века. Известно, словутый храм Иерусалимский создан Соломоном. Так, конечно, суждено свыше создать и у нас храм Божий, Христолюбивые Сыны Дона, не Давиду нашему, Блаженной памяти Александру Благословенному, хотя храм и начался при Нем, а Всеавгустейшему Преемнику Его, Премудрому Царю нашему! Такое предопределение судеб Божиих становится ясным, как день, когда приведем себе на мысль, что и в других местах множество храмов Божиих, кои должны стать особенными памятниками благочестия, или окончены, или созданы вновь, или зиждутся Державною рукою Благочестивейшего Самодержца нашего Николая Павловича. Храм в первопрестольной столице, Царский памятник благодарения Спасителю Богу за спасение отечества в годину искушения, получил новое основание в Царствование Великого Царя нашего, за представшею невозможностью продолжаться строению на положенном прежде основании, и Царски ныне воздвигается! Соборный храм «Всех Учебных Заведений» в Петровом граде, стоявший в продолжение трех Царствований впусте, десницею Великого Царя нашего докончен и украшен так, что вполне составил одно из живых украшений нашего Царяграда по самому виду, даже стал образцом в Византийском роде, для всех зиждущихся после него храмов православного нашего отечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Святейший Патриарх Кирилл и митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел ЖМП 12 декабрь 2018 /  Митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел: У нас есть лишь одна мечта — чтобы народ Украины был единым В этом году исполнилось 30 лет возобновления монашеской жизни в Киево-Печерской Лавре. Дату празднования приурочили ко дню преподобного Антония Печерского — основателя обители. Напомним, что около 27 лет (с 1961 по 1988 год) в твердыни православия находился не только музей, но и организации, весьма далекие от религии. Предлагаем вашему вниманию интервью с наместником монастыря - митрополитом Вышгородским и Чернобыльским Павлом. PDF-bepcuя.   — Ваше Высокопреосвященство, оглядываясь назад, в год 30-летия возрождения обители, какие события вы считаете наиболее значимыми? Через что пришлось пройти за это время? — Я благодарю Бога за великую милость, которую Он мне дал, — жить в Успенской Киево-Печерской лавре и быть ее наместником, а лучше сказать — дворником в этом доме Божией Матери. Здесь, где жили и служили великие игумены и настоятели, начиная от преподобного Антония Печерского и до Блаженнейшего Мит­рополита Киевского и всея Украины Онуфрия. За все время существования святой обители в ее истории было разное: разрушение, поругание, она, подобно человеку, потерявшему свой дом, своих родных и близких, скорбела в минуты лихолетий. Она была растоптана и унижена человеческими грехами. Но, невзирая на все невзгоды, святая обитель, по молитвам преподобных отцов Киево-Печерских, благодаря Покрову Царицы Небесной, не потеряла своей славы и величия. После десятилетий крестного пути наступил тот благословенный день, когда открылись двери лавры для молитвы и возрождения монашеской жизни. Господь удостоил меня возглавить в 1994 году эту великую и воистину чудесную обитель. В моей жизни произошло самое значимое в человеческом понимании событие. Для поклонения верующим открылся доступ к святым мощам, чудотворным иконам, зазвучала молитва, начали совершаться первые службы, а самое главное — начала возрождаться монашеская жизнь.

http://e-vestnik.ru/church/u_nas_est_103...

Сказание и страдание и похвала мученикам святым Борису и Глебу Господи, благослови, отче! «Род праведных благословится, — говорил пророк, — и потомки их благословенны будут». Так и свершилось незадолго до наших дней при самодержце всей Русской земли Владимире, сыне Святославовом, внуке Игоревом, просветившем святым крещением всю землю Русскую. О прочих его добродетелях в другом месте поведаем, ныне же не время. О том же, что начали, будем рассказывать по порядку. Владимир имел 12 сыновей, и не от одной жены: матери у них были разные. Старший сын — Вышеслав, после него — Изяслав, третий — Святополк, который и замыслил это злое убийство. Мать его гречанка, прежде была монахиней. Брат Владимира Ярополк, прельщенный красотой ее лица, расстриг ее, и взял в жены, и зачал от нее окаянного Святополка. Владимир же, в то время еще язычник, убив Ярополка, овладел его беременной женою. Вот она-то и родила этого окаянного Святополка, сына двух отцов-братьев. Поэтому и не любил его Владимир, ибо не от него был он. А от Рогнеды Владимир имел четырех сыновей: Изяслава, и Мстислава, и Ярослава, и Всеволода. От другой жены были Святослав и Мстислав, а от жены-болгарки — Борис и Глеб. И посадил их всех Владимир по разным землям на княжение, о чем в другом месте скажем, здесь же расскажем про тех, о ком сия повесть. Посадил Владимир окаянного Святополка на княжение в Пинске, а Ярослава — в Новгороде, а Бориса — в Ростове, а Глеба — в Муроме. Не стану, однако, много толковать, чтобы во многословии не забыть о главном, но, о ком начал, поведаем вот что. Протекло много времени, и, когда минуло 28 лет после святого крещения, подошли к концу дни Владимира — впал он в тяжкий недуг. В это же время пришел из Ростова Борис, а печенеги вновь двинулись ратью на Русь, и великая скорбь охватила Владимира, так как не мог он выступить против них, и это сильно печалило его. Призвал тогда он к себе Бориса, нареченного в святом крещении Романом, блаженного и скоропослушливого, и, дав ему под начало много воинов, послал его против безбожных печенегов. Борис же с радостью пошел, говоря: «Готов я пред очами твоими свершить, что велит воля сердца твоего». О таких Приточник говорил: «Был сын отцу послушный и любимый матерью своею».

http://pravoslavie.ru/63280.html

Скачать epub pdf 10.01 Служба священномученику Никодиму (Кононову), епископу Белгородскому Служба святому священномученику Никодиму (Кононову) составлена насельницей Толгского монастыря (Ярославская епархия) инокиней Смарагдой (Зыковой) На малей вечерни На Г осподи, воззвах: стихиры, глас 1. Подобен: Н ебесных чинов: Возсия Небесный свет Христов в души твоей, отче блаженне Никодиме, и возродися, яко крин сельный, отрасль благочестия в сердцы твоем, и процвете и даде плод красен спасительнаго сеяния. Возлюбил еси доброту Небесную паче благ земных, в юношеских летех ко Христу сердцем прилепился еси и жаждущую Бога душу богомыслием питал еси, тако и по заповедем Божиим поживе, яко добрый сын, к Отцу Небесному с радостию возшел еси, святителю Никодиме. Возжада душа твоя Бога Крепкаго Живаго, и притекл еси волею в благословенныя объятия Отча, яко блудный сын, со Адамом вкупе рыдая и стеня о потерянном блаженстве райстем, егоже сладости ныне непрестанно наслаждаешися. Добрым подвигом подвизался еси, саном священства облеченный, благодарение Богу за вся приносил еси, очи сердечныя горе возводя, труды к трудам прилагал еси, Владыку умилостивляя, и чистым сердцем Духа Святаго прияти сподобился еси, священномучениче Никодиме. Слава, глас 8 Многими подвиги и труды плоть свою измождил еси, ветхаго человека в себе умерщвляя, сердце сокршенное в себе явил еси, и за сие слезы благодатнаго умиления стяжал еси, богомудре Никодиме, и яко сеявый слезами, радость непрестанную пожал еси. Темже молим тя, испроси нам у Господа тоя радости выну причащатися. И ныне, Богородичен, глас 8 Имамы Тя молитвеницу неотступную к Богу, Мати Божия, молим Тя, Благая, град наш и веси сохрани и всю землю Русскую покровом Твоим милостивно осени, сердца наша во благочестии утверди и спаси души наша. На стиховне стихиры, глас 4 Дарова ти Господь таланты мнози, яже ты весьма преумножил еси, о подвижницех благочестия жития составляя, и сам духом тех утверждался еси, добронравное житие свое являя, с нимиже и спрославился еси. Темже молим тя, святителю Никодиме, моли Бога о нас грешных.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Житие во святых отца нашего Евтихия, архиепископа Константинопольского Память 6 апреля Родиною святого Евтихия было находившееся во Фригии селение, называвшееся «Божественное». Впоследствии святой Евтихий оградил это селение каменными стенами, построил здесь обширную церковь во имя сорока мучеников и поселил добродетельных мужей и главным образом иноков, проводивших жизнь подобно Ангелам, – он желал, чтобы селение то не только по наименованию, но и на самом деле было божественным. Итак, заботами святого всё превратилось в крепкий город. Родители святого Евтихия были воин Александр и Синесия, дочь честного и добродетельного священника Исихия, служившего в Августопольской церкви. Однажды Синесия, когда носила во чреве этот благословенный плод, почивая на постели, увидала себя осияваемою неизреченным светом; она ужаснулась и размышляла, что бы это значило? Видение же это предуказывало на имевший родиться от нее духовный свет, – просветителя многих остававшихся во тьме заблуждения. Господь освятил как некогда пророка Иеремию раба Своего, прежде рождения предназначив его быть светом мира и великим святителем. Отрок был окрещен своим дедом, вышеупомянутым священником Исихием и у него же получил первоначальное обучение книгам. Уже в детском возрасте имелись предзнаменование будущего сана Евтихия. У пресвитера Исихия училось много детей, сверстников Евтихия, и вот во время игр они начали писать на стене свои имена, называя себя, кто пресвитером, кто каким-либо другим чином; блаженный Евтихий написал себя с титулом патриарха, – «Евтихий патриарх»; этим он как бы пророчески предуказывал на дарование ему от Бога в будущем патриаршеской чести. Когда святому Евтихию исполнилось двенадцать лет, он был отправлен родителями и дедом для дальнейшего образования в Константинополь. Отличаясь пред прочими своими успехами в изучении светской науки, он ясно понял, что сама по себе внешняя премудрость не есть, по слову святого Апостола Иакова нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Избранные места из священной истории Нового Завета Св. Дева Мария посещает Елисавету ( Лк. 1:39 и далее) Благословенная и Непорочная Дева Мария, вскоре по зачатии от Святаго Духа, нося в своей чистой утробе вочеловечившегося Сына Божия, воставши, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин. И вошла в дом Захариин и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Мариино; то взыгрался младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Духа Святаго, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна ты в женах, и благословен плод чрева твоего. И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда дошел голос приветствия твоего до ушей моих: тогда взыгрался младенец радостно во чреве моём. И блаженна поверившая; потому что сказанное ей от Господа исполнится. Тогда Мария выражая перед своею родственницею чувства смирения и благодарности, наполнявшие Её пресвятое сердце, сказала: " Величит душа моя Господа; И возрадовался дух мой о Боге Спасителе моем; Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне блаженною нарекут меня все племена, Что сотворил мне величие Сильный; и свято имя Его; И милость Его в роды родов боящимся Его. Явил силу мышцы Своей; расточил горделивых в помышлениях сердец их. Низложил сильных с престолов и вознёс смиренных. Алчущих исполнил благ и богатящихся отпустил ни с чем. Восприял Израиля, раба Своего, да помянет милость, (как говорил отцам нашим), к Аврааму и семени его до века». – Мария, пробывши у Елисаветы около трех месяцев, возвратилась в дом свой. Назидательные размышления Пример нашего Господа, равно как пример Святой Девы и апостолов, доказывает нам, говорит один просвещеннейший богослов, что нет состояния совершеннее того, где жизнь внешняя освящается жизнью внутренней. Живущие таким образом никогда не теряют из виду Бога среди занятий внешних; они всегда имеют пищу на небе, – как Ангел, сопровождавший Товию на земле. Мария, не тщеславясь высоким достоинством, до которого она была вознесена, и не смотря на трудности пути, предупреждает свою родственницу Елисавету и идет повидаться с ней из одной любви. О, сколько благодати и благословений излилось на дом Захарии, когда Пресвятая Дева вошла в него! Ежели Авраам получил столько благодати, приняв в своем доме трёх Ангелов, ежели Иаков принёс столько благословений Лавану, язычнику и идолопоклоннику; ежели Лот избавлен от пламени Содомского, дав ночлег двум Ангелам, ежели Пророк Илия наполнил елеем сосуды бедной вдовы; ежели Елисей воскресил сына соманитянки; наконец, ежели ковчег завета, когда Аведдар дал ему пристанище в своём доме, был для него источником милостей небесных; то как же велики и многообразны поэтому были милости и благословения, исполнившие дом Захарии, когда он принял Ангела великого совета, истинного Иакова, Божественного Пророка, истинный ковчег завета, нашего Спасителя, находившегося во чреве Его Божественной Матери?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Скачать epub pdf Как часто мне приходилось прогуливаться по двору Эссексского монастыря и ни разу не удалось избежать братского объятия в знак почтения преподобного старца Софрония 1 . Чуткий человек, поистине святой, распахивающий свое отеческое сердце каждому приходящему в обитель. Блаженный старец говорил: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ( Мф. 5:48 ), и сам жил в таком совершенстве и глубокой молитве. Отошел в мир иной опытный монах, святогорский подвижник, духовник, ветвь вечнозеленой поросли, насажденной блаженным и святым старцем Силуаном Афонским 2 . С дивной духовной интуицией изложил старец Софроний биографию своего учителя, призвавшего его со словами: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». 3 Теперь написанное старцем житие святого Силуана хранится в сокровищнице нашей Церкви. В нашу эпоху, нуждающуюся в аскезе и мистическом опыте Отцов, великую ценность представляют подлинные слова старца Софрония и святого Силуана. Да, старец Силуан прекрасно осознавал, что бесстрастие является обязательной составляющей духовной жизни, приобретается из познания богословских догматов и повседневной молитвы. Его ученик старец Софроний, живший вместе с ангелами и святыми в Божественном свете, подобно Святым отцам, до последнего издыхания хранил этот опыт в своем сердце. Благословенны те, кто был наречен честным именем святогорского монаха Силуана, и те, кто это имя еще получит, ибо милость его и благословение святых исполняют всю землю, усопших возводят подобно Победителю смерти Христу, воскрешающему приходящих к Нему. Разве мы не видели, сколько живых чудес сотворил Дух Святой в жизни святого Силуана! А он жил, как и древние святые, был трудолюбив, прост и мужественен духом. Мы видели его, и ликовали наши души. Взгляните на нашего отца – старца Софрония. Мы всем сердцем полюбили его за его слова и дела в вере. Вспышки молний, облака, разные трудности и главным образом его причастность к житию святого Силуана открыли отцу Софронию, как Бог входит в жизнь человека. Он плакал и скорбел. Его сердце и грудь изнуряли тайные муки. Он жил, ступая на горестные тропы, в страдании и терпении. Как? Помогали сила святого, благодать Бога. Благодаря всему этому он «претерпел Божественное» и с любовью передал нам свой опыт лицезрения невыразимых состояний явления Бога в нетварном свете. Разшири уста твоя, и исполню я ( Пс. 80:11 ). Старец часто повторял этот псаломский стих, это и произошло – он стал «устами святого Силуана».

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Скачать epub pdf Прибавление. Кому уготованы райские обители?     Кто суть сии, и откуду приидоша, – так вопрошал некогда евангелиста Иоанна один из старцев, виденных им во время таинственного откровения на небеси, сии кто суть, и откуду приидоша, кои окружают славный престол Агнчий, облеченные в ризы белы, и финицы в руках их? И когда Иоанн не мог узнать их в божественной славе, их осеяющей, то сам вопрошавший старец сказал ему, что то дивные мужи, запечатленные крестом и кровью. Сии суть, иже приидоша от скорби великия, и испраша ризы своя и убелиша ризы своя в крови Агнчи; сего ради суть пред престолом Божиим. Что если бы спросил кто-нибудь нас, кто те блаженные избранные, которые наследовали и наследуют Царство Иисус-Христово? Не ведав их в мире как отребье мира, может быть, отреклись бы исповедать их в славе. Господи, Ты веси, мы не вемы чело веков сих! Но вот как ответствует на это Апостол: сии суть, иже руганием и ранами искушение пряша, калением побиены быша, убийством меча умроша, проидоша в милотех и козиих кожах, лишени, скорбяще, озлоблени ( Евр. 11, 36–37 ). Сего ради сияют яко светила в Царстве Небесном ( Флп. 2, 15 . Мф. 13, 43 ).        Христиане, мы еще от купели призваны к наследию Царства Божия! Богатый в милости Бог, от дня избавления, в онь же знаменались мы Духом Святым, предъизбрал.нас к наследию святых во свете ( Еф. 2,4 ; Еф. 4,30 ; Еф. 1, 12 ). Кто же из нас те благословенные избранные, которые должны возлечь некогда с Авраамом, Исааком и Иаковом в славе небесной? ( Мф. 8, 11 ) О! Это одни только воинствующие под знамением креста Христова, одни верные до смерти крестоносцы, через всю жизнь свою носящиеязвы Господа Иисуса на теле своем ( Гал. 6, 17 ). Так, путь креста страшен для нашего ветхого человека; но он же и неизбежен для всякого, стремящегося к почести вышняго звания о Христе Иисусе ( Флп. 3, 14 ). Этот путь страшен, ибо тесен и болезнен; но он же и неизбежен; ибо если все наследники Небесного Царства не иначе удостоились причастия лику святых небожителей, выну предстоящих лицу Божию, как прошед сквозь очистительный огнь скорбей и страданий, то и для каждого из нас не иным путем возможно достигнуть града Бога живаго, как тем же путем креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Скачать epub pdf Сказание о Борисе и Глебе 21 Господи, благослови, Отче! «Род праведных благословится, – говорил пророк, – и потомки их благословенны будут». Так и совершилось незадолго до наших дней при самодержце всей русской земли Владимире, сыне Святославовом, внуке Игоревом, просветившим святым крещением всю землю Русскую. Владимир имел двенадцать сыновей, и не от одной жены: матери у них были разные. Старший сын; – Вышеслав, после него – Изяслав, третий – Святополк, который и замыслил это злое убийство. Мать его гречанка, прежде была монахиней. Брат, Владимира, Ярополк, прельщенный красотой ее лица, расстриг ее и взял в жены и зачал от нее окаянного Святополка. Владимир же, еще в то время язычник, убив Ярополка, овладел его беременной женою. Вот она-то и родила этого окаянного Святополка, сына двух отцов-братьев. Поэтому и не любил его Владимир, ибо не от него был он. А от Рогнеды Владимир имел четырех сыновей: Изяслава, и Мстислава, и Ярослава, и Всеволода. От другой жены были Святослав и Мстислав, а от жены-болгарки – Борис и Глеб. И посадил их всех Владимир по разным землям на княжение. Посадил Владимир окаянного Святополка на княжение в Пинске, а Ярослава в Новгороде, а Бориса в Ростове, а Глеба в Муроме. Протекло много времени, и когда минуло 28 лет после святого крещения, подошли к концу дни Владимира, впал он в тяжкий недуг. В это же время пришел из Ростова Борис, и печенеги вновь двинулись ратью на Русь, и великая скорбь охватила Владимира, так как не мог он выступить против них, и это сильно печалило его. Призвал он тогда к себе Бориса, нареченного в святом крещении Романом, блаженного и скоропослушливого, и, дав ему под начало множество воинов, послал против безбожных печенегов. Борис же с радостью пошел, говоря: «Готов я пред очами твоими свершить, что велит воля сердца твоего». О таких Приточник 22 говорит: «Был сын отцу послушный и любимый матерью своею». Когда Борис, выступив в поход и не встретив врага, возвращался обратно, прибыл к нему вестник и поведал о смерти отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf Страдание святого преподономученика Конона и сына его Конона, в Иконии пострадавших Память 6 марта В царствование нечестивого Аврелиана 1741 в городе Иконии 1742 жил человек, по имени Конон. Он был красив лицом и богообоязнен. Жена Конона имела также твёрдую веру в Господа. Оба супруга горели любовью к горнему отечеству и искали более небесных почестей и славы, нежели земных. В продолжение долгого времени они молились Богу, дабы Он даровал им сына. Господь услышал их молитвы и послал им сына, коего они назвали также Кононом. Мать в самой день рождения младенца отошла ко Господу, имея твёрдую надежду на спасение, по слову Апостола: «Впрочем спасется через чадородие» ( 1Тим. 2:15 ). Сам блаженный Конон проводил все дни и ночи в молитвах. Когда исполнилось сыну семь лет, Конон раздал всё, что имел, нищим и, взяв отрока, ушел в монастырь, где и проводил иноческую жизнь. Господь даровал ему благодать. так что он слепым давал прозрение, прокаженных очищал, изгонял бесов и исцелял различные болезни и творил много преславных чудес. Река, протекавшая в Иконии, весною бывала очень полноводна, выходила из берегов и причиняла много бедствий жителям той страны, затопляя их нивы, сады и дома. В одно из таких наводнений река затопила гораздо больше селений, нежели обыкновенно. Иконийские жители пришли к человеку Божию, Конону и, припадая к ногам его, молили его: – Помоги нам, раб Божий, ибо наводнение больше обыкновенного и затопило нас и всё наше добро и имущество; много народа осталось на другой стороне реки, и не могут прийти сюда. – Я, братия, – отвечал им блаженной Конон, – человек грешный и недостойный, что я могу сделать? Но весь народ начал громогласно взывать к нему: – Святой Конон, раб Божий, помоги нам! Тогда святой Конон пошел на берег реки и, возведя свои глаза к небу, стал молиться: – Господи Иисусе Христе, как некогда Ты услышал Моисея, раба Твоего на берегу Чермного моря и провел по суху сынов Израилевых, услышь так же ныне, Владыка, и меня, услышь ради народа сего, чтобы они увидали чудеса Твои и прославили Твое благословенное Имя во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010