Блаженство Кто, по Святому Писанию, блажен и благословен? Блаженный и единый сильный – Царь царствующих ( 1Тим.6:15 ). Господь Бог благословен ( Пс.67:20 ). И благословенно имя славы Его в век (Пс.71:19). Благословенна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего ( Лк.1:42,45 ). Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля Его, и о законе Его размышляет он день и ночь ( Пс.1:2 ). Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповедь Его ( Пс.111:1 ). Блаженны хранящие откровения Господа, всем сердцем ищущие Его ( Пс.118:2 ). Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Блажен ты, и благо тебе! Благословится человек, боящийся Господа; благословит тебя Господь с Сиона ( Пс.127:1,2,5 ). Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении ( Притч.22:14 ). Кто вникнет в закон совершенный, в закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слышателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании ( Иак.1:25 ). Блажен читающий и слушающий слова пророчества сего и соблюдающий написанное в нем ( Откр.1:3 ). Если будешь слушать глас Господа Бога твоего, благословен ты в городе, и благословен на поле, благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего… Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем ( Втор.28:2–6 ) Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем ( Пс.118:1 ). Соблюдающий закон – блажен ( Притч.29:18 ). Блаженны ваши очи, что видят, и уши ваши, что слышат ( Мф.13:16 ). Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете ( Ин.13:17 ). Блаженны те, которые соблюдают заповеди Божии, чтобы иметь им право на древо жизни ( Откр.22:14 ). Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает ( Рим.14:22 ). Блажен человек, в чьем духе нет лукавства ( Пс.31:2 ). Блаженны все, уповающие на Бога ( Пс.2:12 , Пс.30:14 ). Блажен человек, который уповает на Бога ( Пс.33:9 ). Кто надеется на Господа, тот блажен ( Притч.16:20 ). Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его, сотворившего небо и землю, море и все, что в них ( Пс.145:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Слово в неделю о Самарянке Глагола к Нему жена: Господи, даждь ми сию воду, да ни жажду, ни прихожду семо почерпати. Ин. 4:15 Нашей человеческой природе свойственна жажда телесная и духовная. Жажда телесная требует для своего утоления благ видимых, временных, жажда духовная требует благ невидимых, вечных. Источник первых благ представляет, нам собою мир с необъятным разнообразием своих предметов, источник благ последних есть Бог бесконечный со своими высочайшими дарами. Немалое утешение доставляет нашему чувству обладание благами мира, но несравненно высший жребий и лучшая доля тех, которые открыли для себя наслаждение в благодатном единении с Богом небесным. Сколько возвышается небо над землею, сколько превосходит Бог все сотворенное Им, столько же преимуществует наслаждение духовное пред всеми утешениями мира. Благословенна поэтому и блаженна жажда нашего духа, ищущего себе вод вечных, изливающихся от бессмертного источника – Бога! Благословенна и блаженна жизнь тех, которые, умеряя и сдерживая жажду благ временных и тленных, воспламеняются святым желанием единого на потребу – желанием найти вечное успокоение сердца в союзе с Господом Спасителем! Не все однако же сознают и живым образом чувствуют в себе священную жажду духа. Есть люди, которые даже и не подозревают в себе этой жажды, потому что она совершенно подавлена и заглушена низшими и грубейшими требованиями плоти, кроме которых плотоугодники ни о чем более не думают и не заботятся в своей жизни. Не нашим немощным силам действовать на сердца людей и открывать в них жажду бессмертных вод жизни вечной; дело это принадлежит великому Богу и Его вседействующей благодати. Мы только можем содействовать чистому и спасительному стремлению духа, возжаждавшего благ вечных, и по указанию слова Божия открывать прямой путь, ведущий к обретению и наследию этих благ. Бессмертная жажда нашего духа не иным чем может быть утолена, как водами благодати Господа нашего Иисуса Христа. Он есть источник жизни вечной, в Нем радость нашего духа, в нем веселье нашего сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Предисловие Предлагаемые вниманию благочестивых читателей, «Пастырские Наставления» написаны были мною, большею частию, во время некраткого моего служения на духовно-учебном поприще в различных городах обширной Российской империи, от Астрахани до Пскова. Не искание литературной известности побуждает меня издать их теперь в свет, но сердечное желание хоть что-нибудь сделать для духовного назидания собратий моих о Христе в православной России. Достаточно вознагражденным сочту себя за труд мой, если он хоть чьей-нибудь душе принесет утешение и пользу; если, при виде нескудной сокровищницы нашей духовной литературы, я буду находить себя вправе сказать, что в ней «и моего хоть капля меду есть». 1. Рождество Христово Се вам знамение: обрящете младенца повита, лежаща в яслех. Лк.2: 12 Блаженна та чудная и единственная ночь, во мраке которой воссиял присносущный, всеобемлющий свет – Сын Божий – сияние славы Отчей ( Евр.1 ) рождением Своим в мир от Пречистыя Девы Марии. Блаженна земля, уготовавшая вертеп Неприступному. Благословенны ясли, в них же возлеже невместимый Христос – Бог , яко младенец! Блаженны пастыри Вифлеема, среди нощные стражи сподобившиеся видения Ангела, указавшего им знамение пришествия в мир Искупителя в младенце повитом, лежащем в яслях, – и удостоившиеся слышать неизъяснимо и невообразимо сладостное пение множества Вой небесных, славящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир: во человецех благоволение ( Лк.2:13–14 ). При тусклом мерцании разума, осуетившегося земными помыслами, конечно, в сем видении младенца ничего бы не открылось более, кроме бедности и убожества и Родившей и Рожденного: но для ока веры, очищенного благодатию, в этом, по видимому, простом зрелище, действительно, открывается высокое знамение крайнего снисхождения Божия к падшему человечеству. Земная слава может служить знамением явления в мир и земных царей: но что было бы за знамение для вечного Царя славы, Его же Воинства небесная славят, и трепещут Херувимы и Серафимы, Ему же покланяются солнце и луна, служат звезды небесные и повинуются бездны, если бы Он явился на земле во славе земной – в чертоге, в порфире, на троне и пр.? И чему бы обрадовались здесь бедные пастыри Вифлеемские, кои чужды были славы земной, и для коих недосязаема была сия слава? И что бы нашло для себя отрадного в таком великолепном явлении Сына Божия и все человечество, страждущее под игом многоразличных – внутренних и внешних – бедствий, если бы Всевышний Владыка неба и земли не соблаговолил смирить Себя до рабияго зрака, и понести все немощи людей, немоществующих и духом и телом?

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Благовременно восставил ты меня, лежащего в жгучей горячке (речь применяется к исцелению тещи Симоновой прикосновением руки Спасителя) нечистых страстей, прикосновением боголюбивого письма твоего, и ум мой, недугующий самыми срамными недугами, ободрил утешением, блаженно подражая великому Наставнику и Учителю. И не дивно. Долею твоею всегда было искать славного и знаменательного, как и благословенного Иакова. Почему, поработав хорошо ради Рахили и получив Лию, ищешь и возлюбленную, как и за нее исполнивший седмилетие (работы) ( Быт. 29:20–28 ). А я не отрекаюсь сознаться, что протрудившись всю ночь, ничего не поймал; но, по слову твоему, ввергши мрежи извлек множество рыб, не думаю что великих, однако ж сто и пятьдесят три ( Ин. 21:11 ). – И их то я посылаю к тебе в кошнице любви: и тем исполняю повеление твое, составив равное тому число глав (о молитве). Удивляюсь я тебе, и очень ублажаю прекрасное произволение твое, что возжелал ты (не другого чего), а глав о молитве; и при том не просто возжелал, чтобы они руками на хартии написаны были чернилами, но чтобы водружены были в уме, любовью, и незлобием. Поскольку «вся сугуба, едино противу единаго», по слову премудрого Сираха ( Сир 42:25 ), то не по букве только приими их, но и уразумей духом. Слово о молитве, разделив на сто пятьдесят три главы, посылаем тебе евангельский оброк... За бедность глав не брани, как умеющий и «насыщатися и лишатися» ( Фил. 4:12 ). Да, не брани, помня, что Господь не отверг и двух лепт вдовицы, но принял их благосклоннее, чем богатые вклады многих других. Но паче, умея хранить в отношении к искренним братиям своим благорасположение и любовь, молись о немоществующем, чтоб он стал здрав, и взяв одр свой начал ходить, благодатию Христовою. Аминь. 153 главы о молитве 1) Если бы кто захотел приготовить благовонный фимиам, то ему надобно по закону сложить по ровной части «ливана чистаго, кассии, ониха и стакти» ( Исх. 30:34 ). Это – четверица добродетелей. Когда они все сполна бывают присущи в душе и в равной силе, тогда не будет предан ум (изменнически, разумеется, каким либо внутренним предателем).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

ЖИЗНЬ ЗЕМНАЯ (см. также: Житейское море, Мир). Земная жизнь – ни на час не прерывающееся путешествие. Идем, идем: внезапно отворяются врата вечности, и мы теряемся в ее невообразимом пространстве. Как прекрасно говорит святой Давид: «Пришлец аз есмь на земли: не скрый от Мене заповеди Твоя» ( Пс.118:19 )! Точно: закон Христов – нить, по которой мы выбираемся из мрачного лабиринта земной жизни в блаженную вечность. 178 . Не люблю я, чтобы странники земные были безумно веселы: это нейдет странникам, изгнанникам, которых ждет смерть, суд, двоякая вечность, блаженная или горестная. Люблю, чтобы они были спокойны: спокойствие – признак, что странник с благословенной надеждой в сердце. 180 . Случается человеку во время этого странствования заглядеться на предметы, представляющиеся взорам; ему кажется: шествие его к вечности остановилось. Это обман очей души. Мы идем и идем, не останавливаемся ни на минуту. Страннику земному на трудном пути его, чтобы он не заблудился, воспевается духовная песнь. Содержание ее: «Воля Божия, святейшие заповеди и веления Божии». [...] Как верно то, что мы все должны умереть! Что эта жизнь в сравнении с вечностью – ничего не значащее мгновение! Никто из человеков не остался бессмертным на земле. А между тем живем, как бы бессмертные; мысль о смерти и вечности ускользает от нас, делается нам совершенно чуждой. Это – ясное свидетельство, что род человеческий находится в падении. 182 . Молитвой мы соединялись все воедино. Это единение превыше земных ощущений, тут что-то небесное, тут предвкушение будущей жизни, в которой человеков будет соединять Дух. Здесь, на земле, соединяет их наиболее земля. Землей называют нашу плоть и кровь. 183 . Жизнь земная – обман. Не увидишь, как уже перед тобой пристанище гроба. Где вера, там нет ни печали, ни страха, там мужество и твердость ничем не одолимые. 185 . Земная жизнь христианина растворена утешениями и искушениями. Так устроил Промысл Божий! Утешения поддерживают на пути Божием, а искушения упремудряют. 193 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

иерей Владимир Емиличев Глава 1. Слово св. Феодора Студита Имея в себе светильником горящим чувство к Господу и вожделение вечных благ, должны мы непрестанно подливать елей помазания, чтоб светильник сей не погас и не оставил нас во тьме, и мы вследствие того, блуждая туда и сюда во тьме, не попали в пагубный ров страстей. Елей же сей что есть? Воспоминание, помышление и рассуждение о том, что прежде было, что есть теперь и что будет после. Воспомянем же оные дни юности нашей, когда мы или ходили в неведении, как во тьме, или валялись в течении дел суетных, как в волнах морских, или погружались в плотские удовольствия, как в бездну водную; затем помянем, как оттуда вызвал нас благий Бог , и простерши руку исторг, и путь мирный показал, внушив нам притещи к сему светлому и святому образу жития; присовокупим и то, что между тем, как столько и толиких родных наших, знаемых, друзей и приятелей остались в том же горьком положении, мы одни, как от египетского рабства, избавлены от него и возведены на высокую гору жительства сего, и отсюда взирая долу, видим, как люди, вращаясь как в глубочайшем некоем рве, всуе мятутся, друг друга толкают, друг друга сбивают с ног, в поте лица, как чего-то великого добиваясь земных благ непостоянных, скоро преходящих и тленных, и что еще сожалетельнее, имея в воздаяние за то попасть в ад на вечное мучение. За это одно толикое избавление, какое благодарение должны мы чувствовать и воздавать благодателю нашему Богу? Будем же непрестанно благодарные к Богу воссылать хвалы, громче Израиля поя и воспевая: -“Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море” ( Исх. 15,1 ).– Но такое благодарение будет неполно, если мы не будем надлежащим образом пользоваться благодеянием, то есть строго держать себя в отвращении от мира, в отчуждении от своих, во вменении ни во что благ земных и в блаженной покорности уставам нашей (монашеской) жизни. Глава 2. Цель монашеского делания ( Мф. 25, 34 ) Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Как ленивые мужики и гуляки, видя земледельцев, собирающих плоды своих посеянных семян и радующихся им, сами сетуют и скорбят, ничего не видя в руках своих, ибо не трудились, не сеяли, потому и плодов не собирают и так остаются без надежды на пропитание, так и христиане, любящие роскошь, и гуляки при кончине века и воскресении из мертвых – тогда будет христианская жатва (см.: Мф. 13, 30 ) – постыдятся и посрамятся, заплачут и зарыдают тогда, когда увидят добрых христиан, пожинающих плоды своих семян, себя же увидят бесплодными, в крайней нищете. Тогда они действительно узнают, что богатство, на прихоти и роскоши истраченное, погибает и истратившего в погибель ввергает. А богатство, в руки нищих и убогих ради имени Христова вложенное, сохраняется и намного лучшее и с великим прибытком возвращается. Блаженны милостивые, ибо они по милованы будут ( Мф. 5, 7 ). Окаянные немилостивые лишатся милости, ибо суд без милости не оказавшему милости ( Иак. 2, 13 ). Тогда милостивые, сотворившие дела милости, услышат от праведного Судии: приидите, благословенные Отца Моего, на следуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. А немилостивые, любящие роскошь и гуляки, рас точившие добрые Господни имения не на убогих, а на прихоти свои, как рабы негодные и строители неверные, услышат: Иди те от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; был болен и в темнице, и вы не посетили Меня ( Мф. 25, 34–43 ). Христос не требует добра нашего, но Сам все нам подает. Не требует, говорю, Христос, но требуют христиане, братья наши. И что дается христианам, то, по человеколюбию Своему, Христос Себе вменяет, ибо говорит: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне ( Мф. 25, 40 ). А что не делается христианам, то и Самому Христу не делается, по сказанному: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне ( Мф. 25, 45 ). Что делается членам, то и голове делается. И чего не делается членам, то и голове не делается. Делается добро членам – его вменяет и голова себе. Не делается добра членам – не делается и голове самой. Думай об этом, человек, скупой на подаяние милостыни, щедрый на прихоти и роскоши свои!

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Кафисма 19 Псалом 134 Хвалите имя Господне, прославляйте и имя Приснодевы Марии, с молитвами и молениями прибегайте к Ея святейшему величеству, возставит Она в вас волю благую и не одолеют вас похоти греха; помышляющии всегда о Ней и радующиися с благодарением о милостях Ея обрящут небесную сладость и мир в душе и сердце. О, грешницы, воздохнем к Ней внутренними чувствиями и молитвами Ея даруется всем нам и жизнь благочестивая, и кончина блаженная. Псалом 135 Исповедайтеся Господеви, яко благ и яко благость Свою разделяет ищущим ея чрез предстательство Царицы Небесныя. О, Владычице! помяни нас во смирении нашем и защити от адскаго фараона и неприязненной силы его рукою Твоею крепкою и мышцею высокою. Поим Господеви, славно бо прославися; поим и воспоем благодарственная и Тебе, многомощная Владычице, яко избавльшиися и избавляемии Тобою от злых, державу бо непобедимую носиши на руках Твоих. Псалом 136 На реках Вавилонских плакаху сетующии Евреи; мы же о грехах наших возрыдаим и смиренно возопиим к Богородице Приснодеве Марии, принесем Ей плач сердца и воздыхание духа, не обрящем бо прощения во грехах, ниже вечнаго спасения душам без благословеннаго плода чрева Ея; святыми и благоприятными к Нему о нас молитвами Ея достигнути небесныя безконечныя жизни чаем, и веруем, и исповедуем. Песнь вместо славы Радуйся, преукрашенная всеми добродетелями Приснодево Марие, источниче приснотекущий, неисчерпаемый кладезь живоносных вод, престоле огнезрачный, скиния небесная; молюся Ти со слезами, да милость Твоя утвердит слабое мое сердце и святыня Твоя освятит убогую мою душу, да не победят мя прелести греховныя, но да избавлюся Твоими молитвами от всех искушений злых. Псалом 137 Исповемся Тебе, Госпоже, всем сердцем моим, яко Тобою обретох милости и щедроты Иисуса Христа; услыши словеса моя и воздыхания мои, в оньже аще день и час призову Тя; умножи духовную силу веры в слабой душе моей и в скорбех сердца буди животворным утешением ищущему Тя сердцу. О, благотворная Владычице, сотвори мя жити в мире под матерним покровом Твоим. Псалом 138

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Кафисма 4 Псалом 24 К Тебе, Госпоже, воздвигох душу мою, яко да на страшнем суде Божием Твоими молитвами не постыжуся, ниже да посмеются о мне врази мои и поднебесной злобы лукавнующии полки да не преткнут стопы моя, ниже да не превзыдут мене сети смертныя; с кротостию притецы к душе моей, путеводительница буди ко отечеству небесному и к блаженному собору избранных Божиих сопричти мя. Псалом 25 Суди мя, Госпоже, яко аз незлобою моею ходих, уповая на Тя не изнемогу. Воспламени сердце мое огнем любви Твоея и поясом чистоты Твоея востягни утробу мою, милость и щедроты Твоя пред очима моима суть; наслаждуся во гласе хвалы Твоея, Госпоже; возлюбих святолепное лице Твое, поклоняюся ему и почитаю святое владычество Твое. Исповедайтеся имени Ея, яко свято есть, и Поведите в век чудеса Ея. Псалом 26 Госпоже, небесное сияние лица Твоего да будет просвещение мое и светлость благодати Твоея да возблистает во уме моем; вознеси главу мою на враги моя, яко аз преславное имя Твое воспою, и не отврати лица Твоего от мене; красоту и доброту Твою возжела душа моя и Тя во дни и в нощи ищет сердце мое, Царице Небесная, не отстави благодати и милости Твоея от мене и прославлю во языцех славу Твою, еюже прослави Тя Отец, Сын и Святый Дух. Песнь вместо славы Преукрашенная и во веки благословенная всеми Приснодево Богородице Марие, невместимаго Бога храме, Духа Святаго приятелище, двере Небеснаго Царствия, всея вселенныя Мати, приклони ухо Твое к недостойному моему молению и буди мне, грешному, милостивая попечительница и во всем Помощница. Псалом 27 К Тебе, Госпоже, воззову и услыши мя, и во гласе хвалы Твоея возвеселиши мя. Помилуй мя в день тесноты моея и светом истины Твоея озари мя; сам Господь во утешение наше Тя дал есть и Ты крепость моя и хвала о Господе; почерпну убо воду благодати Твоея с веселием и испию от источника милости, и не вжажду во веки. Псалом 28 Принесите Госпоже нашей, сынове Божии, принесите Госпоже нашей славу и хвалу. Даждь силу рабом Твоим, Мати пресвятая, и благословение славящим и хвалящим Тя. Услыши сердечное воздыхание взирающих к Тебе и не презри молитвы призывающих Тя; да будет рука Твоя распростерта и готова к вспоможению нам и ухо Твое слышащее горестный и утомленный глас наш, Ты бо еси едина наша Матерь сердобольная. Псалом 29

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

КРЕЩЕНИЕ ХРИСТОС, принимая крещение, освятил воды Крещение святое нас освящает, яко грешных. Но в Христе не было чего омывать и освящать, ибо безгрешен: но Он, прикосновением святыя плоти Своея, крещение наше освятил (5:99). Крещение Христово и христиан Примечай зде, православный христианине: Христос крестился не так, как мы крещаемся. Мы крещением омываемся от скверн греховных и освящаемся. Христос греха не имел и потому не было Ему нужды омыватися от греха; но Своим крещением наше крещение освятил и установил (3:127). В крещении христиане рождаются духовно водою и Духом (4:14, см. ХРИСТИАНИН , 1065). Крещение есть духовное рождение В плотском рождении облекаемся в ветхаго Адама ( 1Кор. 15, 49 ): в духовном облекаемся в новаго – Христа, по Писанию: «елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» ( Гал. 3, 27 ). В плотском рождении раждаемся в грехах, якоже глаголет Пророк: «в беззаконних зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» ( Пс. 50, 7 ): в духовном омываемся, очищаемся, освящаемся и оправдаемся от скверн греховных, и делаемся праведными благодатию Христовою... В плотском раждаемся чада тьмы, во области сатанине: в духовном раждаемся «чада света, и от тмы приводимся в чудный Божий свет, и от области сатанины в царство Христа, Сына Божия» ( 1Пет. 2, 9 ; Деян. 26, 18 ; Еф. 5, 8 ). В плотском раждаемся «естеством чада гнева» ( Еф. 2, 3 ): в духовном «чада благодати, чада благословения Божия» ( 1Пет. 3, 6 ). В плотском раждаемся к временному животу: в духовном к «вечному животу» ( 1Тим. 6, 12 ) (3:402). Крещением святым раждается вновь, или ограждается человек не по естеству (ибо по естеству тойжде пребывает человек, тоежде тело, душа, чувства, дыхание и прочия естественныя силы и действия), но по внутреннему сердца, мысли, разума, воли хотения обновлению и просвещению. Откуду крещение святое называется «баня пакибытия» ( Тит. 3, 5 ), и крестившийся «новая тварь, аще кто во Христе, нова тварь» ( 2Кор. 5, 17 ). И тако ЧЕЛОВЕК, ВЕРУ христианскую и крещение восприявший, «двоякое», имеет «рождение: первое – плотское», в котором зачинается в беззакониях и рождается во гресех, и по сему рождению всяк человек рождается «чадом гнева» ( Еф. 2, 3 ) и сие рождение происходит от ветхого Адама, по которому рождению называемся вси, отцы наши и мы, сыны Адамовы. «Второе рождение есть «крещение», которое водою и Духом бывает, и есть духовное, святое, благословенное, блаженное и происходит от Христа. И якоже ветхий Адам есть отец наш по плоти, тако ХРИСТОС есть Отец наш по сему духовному рождению, и Отец вечный, «Отец будущаго века» ( Ис. 9, 6 ) (3:56–57).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010