Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Е. Поселянин. Богоматерь на земле. Глава 9. Следы Богоматери на Земле Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г. К оглавлению Чем дальше шло время от блаженного Успения Богоматери, тем больше распространялись по земле иконы Пречистой и храмы в честь Ее. Основав Константинополь, император Константин поручил его покрову Богоматери и посвятил в новой столице Ей три храма. За императором и императрицей и знать стала воздвигать храмы, мужские и женские монастыри во славу Богоматери. Сами имена этих храмов отразили напряженную любовь молодого христианского общества к Матери Божией: Богородица, Благословенная, Благотворительница, Всеблаженная, Пренепороч-ная, Всецарица, Милостивая, Скорбящих Радость. Особым усердием к славе Богоматери отличалась дочь императора Аркадия св. Пульхерия, сперва разделявшая престол с братом своим Феодором, а потом с супругом своим Маркианом. Она воздвигла три великолепных храма в честь Богоматери, из которых особенно известен храм Одигитрии («Путеводительницы», — назван так в память чуда исцеления этой иконой двух слепцов), и Влахернский. Для последнего храма императрица и ее супруг не щадили средств, и благодаря этому он вышел необыкновенно прекрасен. В храме Халкопратайском императрица положила пояс Богоматери, принесенный при ее отце из Палестины в Константинополь. В храме Одигитрии поставлен образ Богоматери, писанный евангелистом Лукой, а во Влахернском положены погребальные пелены Богородицы, присланные из Иерусалима. В IX в. греческая императрица Зоя, супруга императора Льва Мудрого, в болезни видела сон, что выздоровеет при возложении на нее пояса Богоматери; это исполнили на деле, и исцеление совершилось.

http://sedmitza.ru/lib/text/440272/

II. О МЗДОВОЗДАЯНИИ ПОСЛЕ ВСЕОБЩЕГО СУДА § 268. Связь с предыдущим и свойства этого мздовоздаяния В заключение всеобщего суда праведный Судия произнесет свой окончательный приговор и праведникам и грешникам, – скажет первым: приидите благословеннии Отца моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира ( Матф. 25, 34 ); скажет последним: идите от мене проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (- 41) 2050 . И тотчас идут сии в муку вечную: праведницы же в живот вечный (- 46). Это мздовоздаяние после всеобщего суда будет полное, совершенное, решительное. Полное; т. е. не для одной только души человека, как после частного суда, а для души вместе и для тела, – для полного человека. Совершенное: потому что будет состоять не в предначатии только блаженства для праведников и мучения для грешников, как после частного суда, а во всецелом блаженстве и мучении, соответственно заслугам каждого. Решительное: потому что для всех пребудет неизменным во веки, и ни для кого из грешников не останется никакой возможности освободиться когда-либо из ада, как остается она для некоторых после частного суда (Прав. испов. ч. 1, отв. на вопр. 60. 68; снес. §§ 252. 257. 258). § 269. Мздовоздаяние грешникам: а) в чем будут состоять их муки? Мучения, на которые будут осуждены грешники праведным судом Божиим, Слово Божие изображает разными чертами и с разных сторон. Оно упоминает: 1) Об удалении грешников от Бога и их проклятии. Идите от мене проклятии ( Матф. 25, 41 ), скажет им грозный Судия, – не вем вас…, отступите от мене вси делателие неправды ( Лук. 13, 27 ; снес. Матф. 7, 21 ). И это удаление от Бога и проклятие будет для несчастных само по себе величайшим наказанием. «Для имеющего чувство и разум, замечает св. Иоанн Златоуст , быть отверженным от Бога значит вытерпеть уже геенну» 2051 . «Нестерпима геенна и мучение в ней; впрочем, если представить и тысячи геенн, то все это ничего не будет значить в сравнении с несчастием лишиться оной блаженной славы, возненавидену быть от Христа и слышать от Него: не вем вас, и обвинение, что мы, видя Его алчущего, не напитали! Ибо лучше подвергнуться бесчисленным ударам молнии, нежели видеть кроткое лицо Господа, от нас отвращающееся, и ясное око Его, не могущее взирать на нас» 2052 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

     Редакция портала попросила митрополита Антония (Паканича) прокомментировать ситуацию, связанную с запретом для верующих участвовать в богослужениях на Афоне, а также поделиться своим мнением о ставших столь популярными сегодня паломничествах по святым местам. - После падения железного занавеса, когда среди прочего для наших соотечественников открылись возможности поездки заграницу, верующему человеку стали доступны паломнические поездки на Святую Гору Афон, Святую Землю, остров Корфу (к святителю Спиридону), Бари (к святителю Николаю) и к другим святыням. К паломничеству мы не просто привыкли, но среди некоторых верующих появилось даже мнение, что каждый уважающий себя православный чуть ли не должен в обязательном порядке посещать святые места, таким образом «набираясь благодати». Безусловно, горячая молитва в святом месте, у мощей святых вдохновляет и укрепляет. Но является ли это панацеей для спасения? Вспомним, что сами святые говорили об этом. В «Послании Кинситору о тех, кто предпринимает путешествия в Иерусалим» святителя Григория Нисского (брата святителя Василия Великого и друга святителя Григория Богослова) сказано: «Там, где Господь призывает благословенных к наследию Царства Небесного, Он не поставил в числе добрых дел, хождения в Иерусалим. И там, где возвещает блаженства, такого подвига не называет. Кто имеет разум, пусть размыслит: зачем стремиться совершить то, что не делает ни блаженным, ни управленным в Царстве Небесном?» Следовательно, мы не можем рассматривать паломничество как обязательное средство познания Бога, а ведь именно это является целью христианской жизни. Позволю себе даже сказать, что паломничество – второстепенное делание для верующих. А для некоторых оно даже может стать опасным явлением, подменой духовной жизни или способом ухода от проблем в духовной жизни. Далее в «Послании» святой прямо говорит об этом: «Поэтому боящиеся Господа восхвалите Его в тех местах, в которых находитесь. Ибо перемена места не приближает к нам Бога». При этом святитель Григорий указывает на обязательное условие принятия Господа: «Но где бы ты ни был, Господь приидет к тебе, если обитель души твоей окажется такою, чтобы Господь мог вселиться в тебя и ходить. А если внутренний человек твой полон лукавых помыслов, то хотя бы ты был на Голгофе, хотя бы на горе Масличной, хотя бы под памятником воскресения, ты столько далек от принятия Христа в себя, сколько и те, которые не исповедали и начала веры. Итак, возлюбленный, советуй братьям путешествовать от тела ко Господу, а не из Каппадокии в Палестину…»

http://pravoslavie.ru/116604.html

архимандрит Иоанникий (Коцонис) Слово об обоживающей молитве, заключающей в себе все остальные добродетели Когда преподобный Акакий Кавсокаливит молился, он стоял неподвижно, как некий столп, однако и сидя не ощущал своего тела, находясь в высоком духовном состоянии, исполненный благодати и Божественного света. В каливе Преображения скита Святой Анны жил благочестивый иеромонах из Черногории отец Мина. За сутки он совершал от 1000 до 3000 земных поклонов и от 50 до ста четок 302 . От многой молитвы он не имел времени для разговоров. Молитва для него была соединением души с Богом, но также обладала и практическим действием. Она оберегала его от многословия и осуждения. В келлии Введения во храм Пресвятой Богородицы того же скита подвизался монах по имени Прокопий. В его сердце возникло сильнейшее желание научиться пению, хотя до этого многие годы он упражнялся в умной молитве. Кроме того, сей благословенный немного фальшивил. Однажды, когда он сидел грустный и печальный, перед ним предстал незнакомый седой старец и сказал: – Что с тобой, из-за чего ты расстраиваешься? – Из-за чего расстраиваюсь? Да вот, хочу научиться петь, но никто не берется меня учить, потому что у меня недостает слуха. – Я тебя научу. Со мной ты станешь лучшим псалтом. Но я хочу, чтобы ты сделал мне одно одолжение, – сказал незнакомец. – Какое? Все, чего ни попросишь, – ответил Прокопий. – Вместо всякой платы хочу, чтобы ты выбросил то, что держишь в руке 303 , и перестал произносить молитву. Тогда Прокопий понял, что неизвестный старец был демоном, и сказал ему с негодованием: Отойди от меня, сатана 304 1 И в ту же минуту тот стал невидим. В 1941 году в возрасте девяноста трех лет почил о Господе простой сердцем, словом и всей своей жизнью старец Артемий, монах монастыря Григориат. Он никогда не судил и не осуждал других, носил самую негодную одежду. Своим аскетическим ложем блаженный пользовался совсем мало. Обычно он сидел на скамье, одетый в рясу и кукуль, и ожидал, творя молитву, удара в симандр 305 , чтобы идти в церковь . Очень часто ходил в церковь Святой Анастасии и коленопреклоненно молился.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

архимандрит Херувим (Карамбелас) Скачать epub pdf Старец Даниил Катонакский «Слышах о тебе, яко Дух Божий в тебе и бодрость и смысл и премудрость изобильна обретеся в тебе» ( Дан.5:14 ). Вступление Немного повыше внушающей благоговейный трепет Карули лежит пустынная местность Катонакия. В том районе – большая калива благословенной Данииловой общины, которая смотрит на Катонакию с возвышенности примерно в 300 метров над уровнем моря. Калива эта была построена ученым отшельником старцем Даниилом, основателем общины, имя которого на Святой Горе до сего дня произносится с особым почтением и уважением. Отцы – его современники, хорошо знавшие его, с вдохновением рассказывали об этом человеке, наделенном редкостными природными способностями и духовными дарами. Большую часть сведений о его жизни дали два его ученика, блаженные отцы Геронтий и Нифонт, к настоящему времени почившие. Досточтимый архимандрит Гавриил из святого Дибнисиата также сообщил нам нечто о Старце. Интересные биографические сведения о старце Данииле содержатся также в сочинениях современного греческого автора Александра Мораитидиса, имевшего счастье быть духовным сыном Старца. И наконец, мы нашли много.биографических сведений в оставшихся после него собственных рукописях: набросках, записях и письмах. В конце этого повествования приводятся «Советы и поучения старца Даниила» – отрывки из его сочинений. «Мягкий, смиренный, тихий, понимающий» старец Даниил был одним из величайших представителей афонского монашества и современного Православного монашества в целом. Это легко увидит любой читатель, благопожелавший познакомиться с жизнеописанием старца Даниила. От Смирны до Афона Поиск «Был канун праздника св. Марии Магдалины... Войдя внутрь, я вытер пот... который выступил от страха. Строение, в которое я вошел, не было церковью, хотя и было убрано, как церковь . Это была молельня, в которой старец Даниил, не имевший собственной церкви, вычитывал службы с двумя своими учениками. Все трое стояли там, опираясь на монашеские посохи, сделанные из веток орешника. У них были святые иконы, книги, ладан, они пели... Я впервые увидел старца Даниила... Услышав мое имя, он выказал искреннюю радость, словно увидел одного из своих давних учеников, и начал всячески заботиться обо мне...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

архимандрит Херувим Карамбелас Часть 9. Отец Филарет, игумен Констамонита Возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне и безводне 319 . Душа жаждет Бога, и потому народ наш жаждет своей веры православной, которую делом и словом 320 выразили святые монахи Востока, эти воистину философы, посвященные в божественные и сокрытые отзвуки небесной и таинственной жизни во Христе. Эта жажда нашего православного народа проявилась в последнее время в неутолимом стремлении к отеческой мудрости и в том воодушевлении, с которым были приняты первые части книги «Образы современных святогорцев». Книга эта, понятно, далеко не полная. Добродетельные отцы, эти благоухающие райские цветы, которые источали свой пьянящий аромат в Саду Пресвятой Богородицы в первой половине XX века, являют бесчисленное множество неизвестных подвижников духа. Мы выбрали лишь некоторых из них, тех, о которых сумели найти достаточные биографические сведения. Книга была начата в 1968 году приснопамятным святогорским старцем архимандритом Херувимом, и до его в 1979 году в Боге успения вышло восемь ее первых частей. После его кончины многие христиане уговаривали и просили нас не оставлять этого духовного труда, действительно нашедшего отклик как в широких слоях нашего народа, так и у единоверных братьев за границей. Именно об этом свидетельствуют переводы на родные языки, которые делаются и уже сделаны ими. Итак, спустя восемь лет после появления восьмой части книги «Образы современных святогорцев», мы получили счастливую возможность продолжить ее, причислив к «собору» этих образов еще одну звезду с афонского небосвода – отца Филарета из монастыря Констамонит. Отец Филарет не принадлежал к числу образованных монахов. Насколько нам известно, он закончил только три класса начальной школы. Но он получил диплом... келейного «университета»! В этом «университете» он, благодаря молитве и аскезе, трезвению и очищению сердца от страстей, овладел науками самопознания и богопознания. Старец был лишен мирской мудрости, но стяжал Божественное просвещение, введшее его в ряд тех благословенных людей, чьим руководителем и учителем является Святой Дух, Который неграмотных научил премудрости, рыбарей соделал богословами...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Б. Праздники Православной церкви 1. День Рождества Пресвятой Богородицы Пресвятая Дева Мария, Матерь Господа нашего И. Христа, родилась в уничиженном у иудеев галилейском городе Назарете, от праведных и целомудренных родителей Иоакима и Анны, имена которых сохранило предание. Епифаний (кипрский) говорит: «Иоаким значит приготовление для Господа, ибо от Иоакима приготовился храм Господень, т. е. Пресвятая Дева Мария; Анна – благодать, потому что Иоаким и Анна получили благодать чрез зачатие от них благословенной Девы». «По отце Дева Мария происходила от рода царского, – по матери от архиерейского, и таким образом Она венчана славою и честию; славою, – как от корня царского прозябшая, честию, – яко от архиерейского племени израстшая». («Четь-Мин.» 8-го сен.). Дева Мария была единственная дочь Иоакима и Анны, рожденная ими в старости, по их усердным молитвам, по обетованию и благословению Божию. «Пресв. Дева, говорит блаженный Иероним , названа Мариею, ибо так назвал Ее ангел, предвозвестивший родителям о Ее рождении». (Hieronym. De nativitate s. Mariae). «Мария или Мариам с еврейского языка, говорит св. Епифаний, значит Госпожа и надежда, ибо Она имела родить Господа, Который есть чаяние языков» 117 . 2. Введение пресвятой Девы Марии во храм Пресвятая Дева введена была в храм в трехлетнем возрасте для того, чтобы воспитатися Господу. Ее благочестивые родители Иоаким и Анна, вводя Ее во храм, исполняли, вместе с тем, обет, данный ими во время бездетности. Сопровождали пресвятую Отроковицу, происходившую из царского рода, при шествии во храм, сверстницы и другие девы, во исполнение пророчества псалмопевца: приведутся царю девы вслед ее (Псал. XLIV, 15), неся зажженные свечи. Св. церковь верует, что и горнего Иерусалима граждане, по выражению Четьих-Миней, именно святые ангелы с удивлением созерцали преславное введение пречистой Девы: ангели вхождение Пречистой видевше удивишася, поет она в 9 песни канона. В храм иерусалимский, созданный Соломоном и после плена вавилонского возобновленный Зоровавелем, вели 15 ступеней; на каждой из этих ступеней воспевался один псалом священниками и левитами, входившими в храм для служения Богу. Праведные родители пренепорочной Отроковицы, дойдя до храма, поставили Ее на первой ступени, а Она Сама быстро поднялась, без всякой сторонней поддержки, по прочим ступеням и на верхней ступени остановилась. Укрепляла Ее невидимая Божия сила, показуя, сколь велика Она будет, когда придет в совершенный возраст.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Благовещение - это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви - крестной, ласковой, спасающей - и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Святитель Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.А благая весть была поистине страшная: явление ангела, это приветствие: «Благословенна ты в женах, и благословен плод чрева Твоего» не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа - как это могло быть?..И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся - хотя и глубокой - верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родиться сын - естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты это можешь доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной - я же дева?.. И на ответ ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему...Слово «раба» в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом себя называл человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой - то есть непостижимым доверием - весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа...В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь дух... Один из западных писателей говорит, что воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Аминь. Митрополит Антоний Сурожский

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/526...

«Божиею Милостию, мы смиренные Платон, Митрополит Киевский и Галицкий, Сергий, Архиепископ Кишиневский и Хотинский, Тихон, Архиепископ Волынский и Житомирский, Феодосий, Епископ Екатеринославский и Таганрогский, Никанор, Епископ Херсонский и Одесский, Иустин, Епископ Подольский и Брацлавский, Вениамин, Епископ Черниговский и Нежинский, Виталий, Епископ Могилевский и Мстиславский, викарии Киевской митрополии: Виталий, Епископ Чигиринский и Поликарп, Епископ Ямайский и викарий Полтавской епархии Иларион, Епископ Прилукский возлюбленным о Христе братиям и духовным чадам, сущим в наших паствах, желаем радоваться о Господе. По соизволению Святейшаго Правительствующаго Синода, собравшись в священном граде Киеве, в нем же древле возсияла благодать православия для отечества нашего и из него же изыде слово Господне во всю землю Российскую, имели мы разсуждение о пребывании духовном и преуспеянии в вере наших пасомых и соутешились взаимно тем, что в градах и весях многочисленныя по духу чада наши благочестиво по Бозе живут и добрыми делами богатятся, святую Церковь почитают, яко матерь свою, хранят отеческия предания и благие обычаи предков своих, усердствуют благолепию храмов Божиих, между собою соблюдают единогласие и мир, а в числе приходских пресвитеров есть не мало таких, которые в своей пастырской деятельности руководятся разумною, твердою и безкорыстною ревностию о спасении вверенных им душ. Да будет хвала, честь и слава всем ревнителям и хранителям веры православной и благочестия истиннаго. «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди». Сию веру возлюбила блаженная княгиня Российская Ольга, сию веру принял равноапостольный великий князь Владимир и ею просветил наш край и весь народ русский, сию веру содержали и ею спаслись святые страстотерпцы, благоверные князи Борис, Глеб и Игорь, преподобные отцы нации Антоний и Феодосий и все в России спросиявшие угодники Божии. В сей вере твердо пребывали, за сию веру боролись, страдали и умирали наши праотцы, деды и отцы, молясь за своих князей и царей и спасая от врагов свое отечество. Их пример достохвален и достоподражаем; их честь не постыдна и память досточтима во всех концах России: им слава от Христа Бога, иже и призвал их, как благословенных в наследие нетленное, неувядаемое на небесах ( 1Пет.1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Великая Суббота Украины. Памяти Митрополита Киевского Владимира Украинцы мало отличаются от русских и тоже любят покритиковать власти, в том числе и церковные, но почему-то только не митрополита Владимира. 7 июля, 2014 Украинцы мало отличаются от русских и тоже любят покритиковать власти, в том числе и церковные, но почему-то только не митрополита Владимира. Лет не то десять, не то двенадцать назад я впервые в жизни приехала в Киев и остановилась на неделю в гостинице Киево-Печерской Лавры. Подселили меня в комнату к молоденькой послушнице одного из провинциальных украинских монастырей. Девушка жила в Киеве уже недели две — она то училась петь, то ездила в Вознесенский Флоровский монастырь на Подоле, то что-то делала в митрополии. Я же только года два как начала сознательно ходить в храм, поэтому наблюдала за юной, моложе меня (а мне было около двадцати лет) девушкой, решившей связать жизнь с монашеством, с тихим восхищением. Девушка же (звали ее Валентина) отнеслась ко мне по-доброму, немножко покровительственно, но без высокомерия — что-то подсказывала, легко шла на диалог, но в душу не лезла и не поучала. Однажды вечером, после службы в Крестовоздвиженском храме, Валентина мне сказала: — Приехал Блаженнейший. Ночью будет служить в Ближних Пещерах. Пойдем? Я уже бывала на литургиях в Пещерах, но только в Дальних, Феодосиевых (тогда служили неделю в Антониевых, неделю в Феодосиевых). Кто бывал, то поймет: сначала, в пять утра, полунощница в гулкой темноте пещерного храма, братский хор выпевает «Се, Жених…», потом — «Благословенно Царство» (народу, несмотря на ранее время, несколько десятков!), исповедь на мощах (преподобные — свидетели), после Литургии обходишь их все, перед каждым кладешь земной поклон, потом выходишь на улицу, щуришься от света, переходишь в Антониевы Пещеры, бродишь по Лавре, не в силах выйти за ее ворота… Ощущения незабываемые. В общем, на предложение Валентины я согласилась сразу, и не столько из-за Блаженнейшего, сколько из-за Пещер. Про предстоятеля Украинской Церкви на тот момент я почти ничего не знала.

http://pravmir.ru/velikaya-subbota-ukrai...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010