составитель Ирина Хрулева Часть 2. Объединенные Духом О последних годах, днях жизни и блаженной кончине преподобного Парфения (Из переписки его духовных детей 81 ) Слава подвижнической жизни отца Парфения привлекла к нему множество самых преданных духовных чад и горячих почитателей во всех слоях общества в разных, даже отдаленных от Киева, местах России. Знаменитая ревнительница благочестия и благотворительница – графиня А.А.Орлова-Чесменская – в последние годы своей жизни была его духовной дочерью. В Москве благоговейно чтило иеромонаха Парфения семейство дворян Мухановых, жившее на улице Остоженке, в приходе Воскресения Словущего. Это семейство сенатора Алексея Ильича Муханова, состоявшее из двух братьев, Николая и Владимира, и четырех сестер – Татьяны, Екатерины, Елизаветы и Прасковьи. Последняя представительница этой почтенной семьи, Прасковья Алексеевна, скончалась 6 октября 1894 года 82 . В поступивших к нам от П.А. Мухановой бумагах имеется несколько писем, представляющих собою весьма любопытный и важный материал для жизнеописания иеросхимонаха Парфения. В одних письмах упоминается об отце Парфении вкратце, другие, что особенно дорого, содержат в себе целую и подробную переписку разных лиц из почитателей подвижника о последних днях жизни и блаженной кончине его. Находим благовременным, в светлую память великого старца, огласить находящиеся в указанных бумагах сведения о нем. В бытность сестер Мухановых в Киеве на богомолье, они встретились здесь с митрополитом Филаретом и некоторыми другими лицами (знакомыми им еще раньше по Москве и Петербургу) и близкими к отцу Парфению: княгиней В.Голицыной, В.И.Молчановой, Е. Н.Бердяевой , Н. Шупинской, – через которых сестры и познакомились со старцем. Великий подвижник, с изможденным лицом, проницательно-добрым взглядом, с задушевной, полной благодатной силы, речью и какой-то детской простотой в обращении, произвел на них сильное, чарующее впечатление. Под таким впечатлением Мухановы и возвратились в Москву. Личность отца Парфения навсегда осталась для них самым светлым и благоговейным воспоминанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

129. Дар царственного смирения смиренному отшельнику Не терял я надежды, выезжая из Петербурга, принять участие в торжествах освяще­ния в Павло-Обнорском монастыре трех престолов выгоревшего в 1909 году храма и див­ной, драгоценной раки, пожертвованной от щедрот Их Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы; но Бог не судил быть мне там: прибыв в Вологду, я разболелся; к обычным немощам моим прибавилась еще слабость сердца, и доктор решительно запре­тил мне поездку по проселочной дороге с больною печенью, а главное – предстоявшее пере­утомление в служениях. Пришлось подчиниться, тем более что небольшой опыт – проща­ния с духовенством – показал, что я на такой подвиг не гожусь. Не имея возможности отправиться в Павлов монастырь, я послал туда свое приветственное слово-послание, которое было прочитано преосвященным Антонием Вельским пред полиелеем на всенощном бдении. Вот это послание: “Возлюбленные о Господе отцы и братия и чада! Мир вам и Божие благословение! Приветствую вас в светлый день праздника обители Преподобного Павла приветствием любви и радости о Господе. Скорблю, что по немощам моим не могу принять личного участия в вашей радости, но сердцем сорадуюсь вам, духом разделяю молитвы ваши у гроба чудотворца Павла и не могу оставаться безмолвным в день вашей радости. От избытка сердца глаголют уста. А при невозможности беседовать усты к устам – сердце повелевает беседовать хотя письменным посланием. Дивен Бог во святых Своих! Дивен Он в явлениях благодати Своей во дни земнаго их странствования, дивен и по блаженном преставлении их на небо! Сегодня мы творим память Преподобного отца нашего Павла, Обнорского чудотворца, празднуя освящение храма его и священной раки, принесенной от щедрот Благочестивейшего и Богом возлюбленного Царя нашего и Его Благочестивейшей Супруги. Сегодня мысль наша невольно переносится за пять столетий, когда жил сей великий в своем смирении угодник Божий в тот благословенный век, когда около великого печальника родной нашей земли Преподобного Сергия, Радонежского чудотворца, собирались ревнители богоугождения, когда с его благодатного благословения сии ревнители устремлялись в северные пре­делы России, всюду зажигая благодатные огоньки духовной жизни, всюду разнося свет и тепло, коими и доселе жива наша русская православная душа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

12 января 2011 г. Митрополит Вятский и Слободской Хрисанф (Чепиль, +04.01.2011) 9 января 2011 года православная паства Вятской земли простилась со своим архипастырем — Высокопреосвященнейшим Хрисанфом, митрополитом Вятским и Слободским. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла мне было поручено возглавить отпевание почившего святителя. 8 января, на второй день праздника Рождества Христова, в Серафимовском соборе города Вятки, в котором владыка Хрисанф много лет совершал богослужения, состоялась Божественная литургия, за которой молилось большое количество священнослужителей, несущих свое служение не только в пределах Вятской земли, но и в других епархиях, которых в разные годы рукоположил в священный сан приснопамятный святитель. После панихиды состоялся крестный ход, в котором мне довелось принять участие. Огромное количество людей пришли проводить владыку в главный храм города Кирова и всей Вятской земли — Успенский собор Свято-Трифонова монастыря. Гроб с телом почившего владыки священнослужители пронесли на руках от Серафимовской церкви до Успенского собора. Здесь процессию встретил Высокопреосвященнейший Иоанн, архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский, на которого было возложено временное управление Вятской епархией. Мы совершили с владыкой панихиду по новопреставленному святителю, после чего гроб был установлен в храме для последнего прощания. После вечернего богослужения, а также в субботу утром тремя епископами — мной, архиепископом Йошкар-Олинским Иоанном и архиепископом Верейским Евгением, ректором московских духовных школ, была отслужена панихида. В воскресенье, 9 января по завершении Божественной литургии состоялось отпевание нашего дорогого владыки. С владыкой Хрисанфом мне довелось быть знакомым с 1975 года. В тот год, когда будущий святитель, молодой архимандрит Хрисанф, получил от приснопамятного митрополита Никодима (Ротова) назначение быть благочинным Карельского церковного округа (тогда это благочиние было частью Ленинградской митрополии). Митрополит Никодим в те годы часто присылал для совершения праздничных богослужений в Карелию своего викария — архиепископа Тихвинского Мелитона. Как старшему иподиакону владыки Мелитона мне часто приходилось бывать вместе с ним на праздничных богослужениях в Петрозаводске. В лице архимандрита Хрисанфа я увидел человека, который болеет за судьбу Церкви, очень любит богослужения, прекрасно знает Устав и разбирается в церковном пении. Архимандрит Хрисанф с большим почтением относился к архиепископу Мелитону и его спутникам, в том числе и к нам, иподиаконам. Постепенно у нас сложились добрые человеческие отношения. Когда архимандрит Хрисанф бывал в Питере, где я в то время учился в Духовной семинарии и затем в академии, мы с ним встречались и много разговаривали. Я рассказывал ему о своей родине — Вятке, древнем благословенном крае, где почитаются великие угодники Божии преподобный Трифон Вятский и блаженный Прокопий Христа ради юродивый, вятский чудотворец.

http://e-vestnik.ru/obituaries/mitr_hris...

1894 г. Значение семьи 29 Приветствую вас, возлюбленная чета, с наступившими торжественными и светлейшими минутами вашей жизни. Сказавши друг другу прекрасное слово любви, вы приблизились к алтарю Господню, чтобы радостно повторить это слово пред Церковью , в лице ее служителя, чтобы произнести пред Богом всевидящим священные супружеские обеты взаимной преданности и единения до смерти, чтобы благоговейно испросить в храме Божием благодатного освящения своему союзу. Да будут благословенны ваши добрые намерения, да утвердится у вас глаголанное слово, как сказано в только что произнесенной церковной молитве. Вы переживаете теперь минуты чрезвычайной важности. В виду этого, а также исполняя желание своего сердца и заповедь Церкви, я считаю долгом, как совершитель над вами таинства Господня, сказать вам несколько слов в назидание. Я знаю, конечно, что вы, как люди хорошо учившиеся и благовоспитанные, и без меня довольно понимаете, что нужно православным чадам Церкви знать о сущности и нравственном значении совершаемого над вами таинства. Но наш долг не только знать свои обязанности, но и чаще их себе напоминать. Св. ап. Павел часто указывал христианам своего времени на их высокое достоинство, отсюда делал выводы: ходите достойно звания ( Еф. 4:1 ). В момент, когда вы при благословениях Церкви готовитесь начать новую семью, ставлю и я на ваше размышление вопрос: что такое семья в Церкви Божией и в обществах человеческих? Прислушайтесь к возвышенным и умилительным о вас молитвам Церкви и к чтению слова Божия при вашем венчании, и вы ясно увидите, что есть брак в Церкви Божией. Он есть союз двух разумных существ во образ таинственного союза Христа с Церковью, т.е. должен быть так же крепок и неразрывен, так же чист, духовен и свят; оттого брак есть средство к взаимному нравственному возвышению супругов, и вы действительно услышите в молитвах таинства, что залог и основание вашего семейного счастья есть христианское благочестие, а образцами и примерами вашей супружеской жизни должны быть библейские патриархи и новозаветные угодники Божии (см. молитвы 1 и 3 венчания). Св, Церковь , далее, в молитвах испрашивает вам благословенного рождения чад, к которым естественно переносится теперь в целомудренном смятении ваша мечта. И вот вам еще значение брака в порядке церковном: рождение и воспитание новых членов Церкви Божией на земле, приготовление их для блаженной вечности на небе, – вот какой ожидает вас великий подвиг пред людьми и великая заслуга пред Богом. Но на детей – воля Божия. Будут ли они или нет, брак всегда есть, – всегда он есть торжество целомудрия, сдерживающее страсти, осуществление, начало и воспитание любви, училище заботливости, терпения, целомудрия, самопожертвования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

265. Слово в день рождения Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича (Говорено в Успенск. соборе июня 25; напечатано в Моск. Вед. 1851 г., в Твор. Св. От. 1851 г., в Москвитянине 1851 г. и в собр. 1861 г.) 1851 год Яко свободни, а не яко прикровение имуще злобы свободу, но яко раби Божии: всех почитайте, братство возлюбите, Бога бойтеся, царя чтите ( 1Nemp. II. 16–17 ). Что важнейшия из сих заповедей, преподанных Апостолом, знакомы нам, и не остаются у нас без действия, – о том свидетельствовать может нынешний день. Заповедь – «Царя чтите» – является в действии, когда благословенный день рождения благословенно царствующего Царя вы воспоминаете радостно и торжественно. Заповедь – «Бога бойтеся» – является в действии, когда вы вашу радость о Царе, ваши о нем желания и надежды приносите пред Бога, чтобы Он благословил вашу радость, призрел на ваши желания, совершил ваши надежды. И да будет неразрывен союз сих двух заповедей, прекрасный и благотворный! Народ – благоугождающий Богу – достоин иметь благословенного Богом Царя. Народ – чтущий Царя – благоугождает чрез сие Богу: потому что Царь есть устроение Божие. Как небо, бесспорно, лучше земли, и небесное лучше земного: то так же бесспорно лучшим на земли должно быть то, что устроено по образу небесному, чему и учил Бог Боговидца Моисея: «виждь, да сотвориши по образу показанному тебе на горе» ( Ucx. XXV. 40 ), то есть, на высоте Боговидения. Согласно с сим, Бог, по образу Своего небесного единоначалия, устроил на земли Царя; по образу Своего вседержительства – Царя Самодержавного; по образу Своего царства непреходящего, продолжающегося от века и до века – Царя наследственного. О, если бы все Цари земные довольно внимали своему небесному достоинству, и к положенным на них чертам образа небесного верно присоединяли, требуемые от них, богоподобную правду и благость, небесную недремленность, чистоту мысли, святость намерения и деятельности! О, если бы все народы довольно разумели небесное достоинство Царя и устроение царства земного по образу небесному, и постоянно себя ознаменовывали чертами того же образа, – благоговением и любовию к Царю, смиренным послушанием Его законам и повелениям, взаимным согласием и единодушием, и удаляли от себя все, чему нет образа на небесах, – превозношение, раздор, своеволие, своекорыстие и всякое зло мысли, намерения и действия! Все, по образу небесному благоустроенное, по образу небесному было бы блаженно. Все царства земные были бы достойным преддверием царства небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

2 . Итак, теперь Богородица, смежив чувственныя очи, приносит нам великия и блестящия, никогда не заходящия, духовныя светила, – бодрствования и ходатайство за мир пред лицем Божиим. Теперь, когда молчат Ея Богодвижныя уста, издававшия членораздельный голос, Она открывает Свои присноглаголющия, умоляющия за весь род (наш), уста. Ныне опустив Свои телесныя руки, которыми носила Бога, Она, став безсмертною, воздвигает руки ко Господу о всей вселенной. Ныне, сокрыв подобный солнцу естественный вид Свой, Она сияет однако на написанной иконе Своей, которую предлагает земнородным для благотворнаго лобызания и приличествующаго поклонения, хотя еретики и не хотят сего. Итак, воспарив горе, чистая голубица не перестает охранять дольнее. Отшедши телом, Она с нами – духом; быв возведена на небо, Она отгоняет демонов, являясь ходатаицею к Богу. Древле смерть воцарилась через праматерь Еву, ныне же, прикоснувшись блаженной Дщери ея, она умерщвлена, быв побеждена тем же, от чего получила силу. Посему да возрадуются жены, наследовав славу, вместо безчестия. Да радуется Ева, поскольку она принесла благословенный плод – Марию. Да взыграет вся тварь, орошаемая таинственными водами нетления из девственнаго источника, утоляя ими смертоносную жажду. Таково празднуемое нами ныне. Таково воспеваемое, что дал нам корень Иессеев, принесший цвет – Христа, священный жезл Ааронов процветший, духовный рай, где древо жизни, духовный луг девственных ароматов, цветущая и боговозделанная ветвь зрелой и точащей жизнь лозы; высокий и превознесенный херувимский престол Царя всех, дом полный славы Господней, святая завеса Христова, светлейшая страна восточная, уснувшая в мире и правде, говорю – «уснувшая», а не «умершая» потому, что перенесена, но не перестала покровительствовать роду человеческому. Какими же словами мы изъясним Твое таинство? Умом колеблемся, слабый язык не говорит, писать не умеем, ибо оно (таинство) славно, высоко и превосходит всякий ум: оно не имеет ничего подобнаго себе или сходнаго с собою, чтобы мы могли легко изъяснить его из наших дел. Но из того, что выше нас, позаимствовав приличествующее Тебе, принесем одной Тебе, что выше человека, ибо Ты изменила природу неизреченным рождеством Твоим: слышал ли кто когда-либо, чтобы Дева зачала безсеменно? О, чудо! Матерь рождающая есть в то же время нетленная Дева, потому, конечно, что рождаемое был Бог. Одно это, отличное от других, Ты по справедливости имеешь в животворном успении: нетление того и другого – души и тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

5. Суббота 3-й седмицы. Поминовение усопших. Мч. Конона Исаврийского. Обретение мощей свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского . Прмч. Адриана Пошехонского, Ярославского. Обретение мощей блгвв. кнн. Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев (службу зри 19 сентября) . Совершается заупокойная служба Триоди в соединении со службой Октоиха и рядовой службой Минеи (мч. Конона Исаврийского) – по образцу субботы 2-й седмицы Великого поста (см. 26 февраля) (А) . В этот день может совершаться полиелейная служба в честь обретения мощей свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского (при этом заупокойная служба Триоди в данную субботу отменяется). При совершении богослужения следует руководствоваться 13-й Марковой главой Типикона под 24 февраля: «Аще случится Обретение честныя главы Предтечевы в субботу 2-ю, или 3-ю постов» (Б) . А. На великом повечерии в пятницу вечером поется служба мчч. 42-х во Амморее (с 6 марта), а также заупокойный канон Октоиха, глас 6-й (с утрени субботы, без ирмосов). Канон Богородицы (Октоиха) не поется, так как заменяется заупокойным. Окончание великого повечерия см. 26 февраля. Полунощница обычная – субботняя. На утрене по 16-й кафизме седальны Октоиха, глас 6-й: «Страдальческий подвиг...», «Страдальческое стояние...»; стих: «Дивен Бог во святых Своих...» – «Господи, святых Твоих память...»; стих: «Многи скорби праведным...» – «Воистинну суета всяческая...». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный текущего гласа: «Иже Благословенную нарекий...» (см. по 1-м стихословии). На хвалитех стихиры Октоиха (мученичны), глас 6-й – 4. «Слава» – мертвен Октоиха, глас тот же: «Болезнь Адаму бысть...» (см. на хвалитех), «И ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Бога, из Тебе воплотившагося...». Литургия свт. Иоанна Златоуста. Блаженны гласа – 6. По входе – тропари, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы...», «Помяни, Господи, яко Благ...». «Слава» – кондак, глас 8-й: «Со святыми упокой...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и стену, и пристанище...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-18/

85. В день тезоименитства Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича, Благоверного Государя Наследника Александра Александровича и рождения Благоверной Государыни Ольги Николаевны, Королевы Виртембергской В настоящий благознаменитый день тезоименитства Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича и Наследника Его Благоверного Государя Цесаревича и Великого Князя Александра Александровича и рождения Благоверной Государыни Королевы Виртембергской Ольги Николаевны, – не без смущения предстаю пред вами, благочестивые слушатели, со скудным словом моим. Но, думаю и так: мне ли покрытому сединами – не сказать что-либо благоприличное о царях мудрых и благодетельных, о царях наших? Мне ли, – который в юности, препитан царским хлебом, и на старости лет ношу знаки их милостей? Мне ли, – который моими очами вижу уже третье царствование, трех православных царей наших: и блаженной памяти Благочестивейшего Императора Александра I-ro и Благочестивейшего Государя Николая Павловича, и ныне благополучно царствующего, богомудрого, Богом возлюбленного, и Богом превознесенного, Благочестивейшего Государя Императора Александра II-ro, в лице которых вижу как бы свыше ниспосланных на землю русскую трех великих архитектонов, из которых каждый положил в основание царства русского по одному краеугольному камню – столь прочному, что и врата адовы не подвинут их; столь благотворному для России по своим последствиям, что поэтому царство русское православное, – может быть отселе царством всех веков и всех народов. Мы приходим в умиление при воспоминании о благословенном Отце Отечества Императоре Александре I-м, мирно почившем в нашем городе; когда приводим на память достопамятный для России 1812-й год, и Его величайшее самоотвержение, употребленное для спасения России; когда он, по получении известия о взятии Москвы врагами, между прочим, сказал: „скажите всем моим верноподданным, что когда у меня не останется ни одного воина, и будут истощены все усилия; я отпущу себе бороду, и лучше соглашусь скитаться в Сибири, нежели подписать постыдный договор“.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

88. Слово в неделю двадесять вторую по Пятдесятнице, при продолжении молитв о избавлении от губительныя болезни (Говорено в Троицкой церкви странноприемнаго графа Шереметева дома, по случаю возобновления оныя, октября 26 дня; напечатано отдельно и в собраниях 1835, 1844 и 1848 гг.) 1830 год Читанная ныне из Евангелия притча, или повествование о богатом и Лазаре ( Лк.16:19–31 ) так известно, что, при вступлении в поучение, не нужно вновь читать или пересказывать написанное в Евангелии, а можно прямо приступить к размышлениям, какия оно внушает. Но прежде всего, сие место приводит мне на память «человека богатаго», который не потерял своего имени в делах ничтожных, который не оставил без внимания беднаго и больнаго Лазаря у ворот своего великолепнаго дома, но заботливо искал его по чужим домам, и бедному и больному Лазарю построил сей пространный дом, приготовил неистощимыя пособия для жизни и врачевания, и сие великолепное дело человеколюбия довершил устроением сего величественнаго Храма, чтобы Лазарь имел удобность не одним терпением до конца, но и другими упражнениями благочестия готовиться «к лону Авраамову». «Отче Аврааме», отче верующих и человеколюбивых! обыми, если можно, и за нас в блаженных недрах твоих, вместе с душею, терпением спасавшагося Лазаря, душу человеколюбием спасавшагося раба Божия Болярина Графа Николая; и да почиет она в светлых обителях вечно благословеннаго и благословляющаго твоего семени, Господа нашего Иисуса Христа, Которому ты берег души древния, и Который, для душ древних и новых, Един есть воскрешение и жизнь и покой! Обратимся, братия, к себе. – Кто богат и любит свое богатство; кто склонен к роскоши; кто чувствует в себе порыв возноситься преимуществами своего имени и состояния: тот пусть поставит себя пред Евангельскою притчею, как пред зеркалом, и пусть посмотрится, не походит ли он на богатаго Евангельскаго, и такое сходство нравственнаго лиценачертания не предвещает ли с вероятностию той же участи, какая постигла богатаго Евангельскаго по его смерти?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

92. Слово по освящении храма на кладбище 464 (Напечатано в собраниях 1844 и 1848 годов.) 1831 год Скры мя в селении в день зол моих, покры мя в тайне селения своего. Nc. XXVI. 5 . Благодатию Всесвятаго и всеосвящающаго Духа, освящен ныне храм сей, чтобы ему быть небоподобным жилищем Божиим, святилищем таинств, прорицалищем Слова Божия, лествицею, досязающею до небес, для восхождения молитв веры к престолу Всевышняго. Благословен Бог благоволивый тако, ради споспешествования спасению душ наших. Благословенны раби Божии, споспешествовавшие сему делу благодати, попечением, трудом, соединением доброхотных даяний, из коих и малая лепта будет иметь не низкую, а может быть, и очень высокую цену пред очами Бога, взирающаго на сердце дателя. Благословение Бога Отца да осеняет, свет Иисуса Христа, Сына Божия, да просвещает, крило Святаго Духа да покрывает, ныне и присно, всякую душу человека, входящаго во святилище сие с верою и любовию к Богу, с молитвою и упованием на Него, с признанием своея немощи и греховности, с желанием Благодати Его, для исполнения заповедей Его. Истинный Бог и Господь наш Иисус Христос, Который есть воскрешение, и живот, и покой умерших о Господе, по молитвам веры, здесь приносимым, да исполняет до совершения меру покоя, да утверждает надежду блаженнаго воскресения, душам, в покаянии и вере скончавшихся, коих телеса окрест храма сего почивают на уповании воскресения. Поелику же особенность освященнаго ныне храма есть та, что он создан на месте погребения усопших о Господе: то сие подает нам случай и побуждение, нечто сказать о благочестивом обыкновении созидать храмы Божии на местах погребения усопших, и погребать усопших при храмах Божиих. Храм нужен не Богу, Котораго престол есть небо, и земля подножие, и Котораго вселенная не вмещает, но человеку для прибежища к Богу, чрез всевозможное устранение от суеты тварей, в которой чувство присутствия Божия потеряно. Так определяется место храма: подобным образом определены быть могут и особенные часы храма. Особенно нужен человеку храм Божий, во-первых, в час благоговения, для принесения славы Богу, яко Богу, Всевышнему, Всесовершенному, славословие Котораго есть рай и блаженство даже на земли; во-вторых, в час радости, для принесения благодарения Богу Творцу, Промыслителю, Спасителю; в-третьих, в час душевной скорби, для излияния души пред Богом, Который, в откровении Своем, благоволил между прочим явить себя в имени «Утешителя».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010