Говоря о таинстве Тела и Крови Своей, Господь призывает к нему всех, и угрожает вечной погибелью непричащающимся: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин.6:53 ). Исполняя волю милосердого Господа, Православная Церковь от начала своего причащает св. Христовых таин – всех, взрослых и младенцев. Так говорится в постановлениях Апостольских о Причащении: «да приобщается Епископ, потом Пресвитеры, и диаконы, и иподдиаконы, и чтецы, и певцы, и аскеты (σκητα, ascetici), и из жен диакониссы, и девы, и вдовицы: после дети (παιδι), и весь народ по порядку 356 . О Причащении детей в первенствующей Церкви свидетельствует Дионисий Ареопагит 357 . Бл. Августин говорит: «послушаем Господа, говорящего хотя не о таинстве св. купели, но о таинстве св. трапезы Своей, к которому приступает только правильно-крещенный: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин.6:53 ). Уже ли и при сем кто-нибудь скажет, что эта мысль не относится к детям, и что они без Причащения сего Тела и Крови могут иметь жизнь в себе» 358 . Вообще, приобщать детей есть древний обычай Вселенской Церкви. Примеч. Сей обычай древней Вселенской Церкви и на западе, где он ныне изменен, особенно в Галлии сохранялся до XII века, как свидетельствует западный церковный писатель Бона (Rerum liturgicarum lib. 2? Cap. 19), которой приводит много доказательств в защиту православного обычая приобщать детей. А Бингам (Antiquit ecclesiastic. 6, pag. seqq.) доказывает, что этот обычай еще долее сохранялся в Германии, Гельвеции и Лотарингии. 203 См. Молитву первого оглашения в чин: како в первый день огласили возраст имущих и имена Христианские им подати. 209 83-е прав. Карфагенск. Собора. 85-е прав.шестого Вселенск. Собора. По Требнику Петра Могилы , в случае недоумения крещен или нет человек, к таинственным словам Крещения должно прибавлять: аще не крещен, крещается раб, или раба Божия, и проч. 217 Чин Присоединеиия к Православной Христианской Вере из Иудеев и Магометан пространно изложен в Требнике Петра Могилы , где чин разделен на шесть оглашений, сокращеннее изложен в особо-напечатанной книге, под названием: Чинопослдование соединяемым из иноверных к Православно-Кафолической Восточной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Дабы мне в радости, если Богу угодно, придти к вам. Дабы мне в радости, если Богу угодно, придти к вам. Я говорит, потому молюсь об избавлении оттуда, чтобы поскорее увидеть вас и притом с удовольствием, не навлекши там себе никакой скорби. И успокоиться с вами. И успокоиться с вами. Не сказал: научить вас, наставить в вере, но успокоиться, то есть вы оживитесь учением моим, а я оживлюсь приращением вашей веры. Выражением этим показывает, что и он и они, как подвизающиеся и трудящиеся, имеют нужду в отдыхе. Бог же мира да будет со всеми вами, аминь. Бог же мира да будет со всеми вами, аминь. Присовокуплять к увещанию молитву — всегдашний обычай апостола. ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской. Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской. Настоящее послание доставила римлянам Фива. Потому и знакомит их с нею. Высказывает свое уважение к ней и тем, что упомянул о ней на первом месте, и тем, что назвал ее сестрой (это великое достоинство), и тем, что показал ее должность, наименовав ее диакониссой. Примите ее для Господа, как прилично святым. Примите ее для Господа, как прилично святым. То есть для Господа окажите ей честь. Принимающий для Господа и незначительного человека оказывает честь Господу; а Фива была святая: следовательно, тем более ей надлежало оказать честь. Поэтому присовокупил: как прилично святым, то есть как следует принимать святых. И помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас. И помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас. То есть снабдите, чем можете, подайте руку помощи; ибо не сказал: удовлетворяйте всем ее нуждам. Ибо и она была помощницею многим и мне самому. Ибо и она была помощницею многим и мне самому. Сначала похвалил, потом в средине поместил увещание и, наконец, снова поставил похвалу, окружая с обеих сторон увещание свое — оказать ей честь. Ибо она, говорит, была помощницей многим, даже мне самому, вселенскому проповеднику, претерпевшему столько страданий. Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Диаконы в нашем смысле слова проявляются впервые только в паре с епископами, где речь идет явно о церковных «должностях». Приветствуя филиппийцев, Павел пишет: …«всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами (sun episcopois kai diaconois) (Флп. 1: 1). Это послание Павла датируется началом 60-х гг, временем первых римских уз. В послании к Тимофею примерно тех же лет Павел перечисляет качества, необходимые епископам и диаконам: «Диаконы (hoi diaconoi) должны быть честны, не двуязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести… Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим»… (1Тим. 3: 8-13). Эти слова явно относятся не ко всякому, но к определенному служению.    Тем не менее даже после появления особого служения диаконов, слово «диакония» продолжало некоторое время употребляться и в изначальном широком значении. Так у св. Игнатия Антиохийского в послании к Филадельфийцам диаконией названо епископское служение, а в «Пастыре» Герма – служение благотворительности (II, 2). Помимо «диаконии» у новозаветных авторов есть и другие обозначения служений. В послании к евреям присутствует наименование литургии: ангелы названы служителями (leitourgoi) Божиьми (Евр. 1: 7) и служебными духами (leitourgica pnevmata) (Евр. 1: 14). Служение Христа названо литургией в том месте, где он уподобляется Первосвященнику (Евр. 9: 14). Богослужебные сосуды именуются литургическими: at skeve tes leitourgias (Евр. 9: 21). Как мы видим, «литургия» появляется там, где присутствует тема ветхозаветного культа. Славословие ангелов на небесах тоже напоминает культовое действо. Вообще же исконное значение «литургии» - общественная обязанность, повинность (словарь Liddell-Scott). Иногда служение обозначается как латрейа. По своему корню это слово передает понятие служения по найму (словарь Liddell-Scott). Оно тоже появляется в связи с ветхозаветными воспоминаниями. Апостол Павел употребляет его, когда хочет подчеркнуть свою связь с верой отцов своих: «Я действительно служу (latrevo) Богу отцов моих, веруя всему, что написано в законе и пророках» (Деян.

http://pravoslavie.ru/2867.html

Должны быть честны. Они должны, говорит, кроме сказанного, иметь и честность. Не двоязычны. То есть не лукавы, не хитры, не держа одно на уме, а говоря другое, - одно одним, а другое другим. Не пристрастны к вину, не корыстолюбивы. Не сказал: не пьяницы, потому что это уже крайне низко, но: не пристрастны к вину. Ибо кое-кто, хотя и не упивается, однако пьет много и настроение души ослабляет. Древние, входя в святилище, совсем оставляли употребление вина. Корыстолюбивый - тот, кто не отказывается ни от какой выгоды, откуда бы она ни приходила. Принимай здесь не корыстолюбивого за неподкупного и несребролюбивого. Хранящие таинство веры в чистой совести. То есть с хранением правого догмата, имеющим и жизнь непорочную. Ибо чистая совесть бывает при непорочной жизни. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения. Как, говорит, относительно епископа я требовал, чтобы он был не новокрещен, так требую, чтобы и эти не были допускаемы до служения, не быв испытаны, но после того, как, быв довольно испытаны, окажутся безукоризненными: подобно тому, как новокупленному рабу никто не поручит распорядительной какой-либо должности, прежде чем он по времени окажет себя на то годным. Равно и жены их должны быть честны. Не о случайных каких-либо женщинах говорит апостол, но о диакониссах. Ибо сие служение очень нужно и полезно для Церкви. Если бы он говорил не о них, то какая нужда среди речи о мужчинах-диаконах говорить о женщинах? Не, клеветницы. То есть не клеветницы, которые, как обычно старухам, ходят по домам и нашептывают одной про другую. Трезвы. То есть бодрствовать. Так как легок и удобопрельстим род сей, то не должно, говорит, им дремать, но быть бодрыми и бдительными. Верны во всем. То есть стойки и в слове, и в делах. Диакон должен быть муж одной жены. Видишь ли, что и от диаконов апостол требует той же самой добродетели, какой требовал и от епископов. Ибо и они одинаково должны быть чисты и непорочны. Хорошо управляющий детьми и домом своим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1041...

– Дорогая госпожа моя Маргарита, какое зло я сделал тебе? Не обогатил ли я тебя золотом и серебром? Не украсил ли я тебя каменьями многоценными, уборами и одеждами? Молю тебя, поведай мне: какую причинил я тебе скорбь? Что велишь мне, все исполню немедленно, только не оставляй меня и не делай из меня посмешище. Оградив себя крестным знамением, Пелагия отвечала: – Господь мой Иисус Христос, избавивший меня от зубов твоих и соделавший меня невестой небесного Своего чертога, да отгонит тебя от меня. И тотчас диавол исчез. Разбудив немедленно святую Роману, Пелагия сказала ей: – Помолись обо мне, мать моя: лукавый преследует меня. Романа отвечала: – Дочь моя, не устрашайся его, ибо он теперь боится и трепещет даже тени твоей. На третий день по крещении своем Пелагия призвала одного из слуг своих и сказала ему: – Ступай в дом мой, перепиши все, что есть в моих златохранительницах, и все уборы мои, и все принеси сюда. Слуга пошел и сделал, как было приказано ему. Тогда блаженная Пелагия, призвав святого епископа Нонна, все отдала в руки его, говоря: «Вот богатства, коими обогатил меня сатана; передаю его в святые руки твои: делай с ними, что хочешь, мне же должно искать сокровищ Господа моего Иисуса Христа». Блаженный епископ Нонн, призвав эконома церковного, отдал ему в присутствии всех переданные ему Пелагией сокровища и сказал ему: – Заклинаю тебя именем Святой и Нераздельной Троицы не вносить ничего из сего золота ни в дом епископский, ни в церковь Божию, ни в свой дом, ни в дом кого-либо из клириков, но раздай все сие своими руками сиротам, убогим и немощным, дабы то, что собрано злом, было израсходовано на добро, и богатство греховное стало бы богатством правды. Если же нарушишь сию клятву – анафема да будет дому твоему, и участь твоя с теми, которые восклицали: «Возьми, возьми, распни его» ( Лк. 23:21 ). Раба Божия Пелагия ничего не оставила из своего имущества даже на пропитание себе, но питалась за счет Романы диаконисссы: ибо поклялась ничем не пользоваться от богатства греховного. Призвав всех своих слуг и служанок, она отпустила их на волю, дав каждому достаточно серебра и золота.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

е. деятельным применением её, без которой не могло бы совершиться спасение всего человеческого рода. Вследствие таких высоких качеств, за которые Бог возлюбил Авраама и называет Себя Богом Авраама, а в св. Писании называется он «другом Божиим», как ветхозаветные потомки его и даже сами святые перед Богом Моисей и Давид призывали Авраама в ходатаи перед Богом, так и Новозаветная Церковь взывает к Богу о помиловании ради возлюбленного Им праотца Авраама. Сам Иисус Христос в Своей притче о богаче и Лазаре указывает на Авраама, как на обитателя блаженного жилища в Царствии Небесном ( Лк.16:19–31 ). О племяннике Авраама Лоте, который последовал за дядей своим в неизвестную обетованную страну и сохранил своё благочестие, несмотря на то, что жил в погибающей от разврата Содомской стране, известно ещё из свящ. Пис., что Господь не оставил уповающего на Него и вывел Лота с семьёй его невредимыми из Содома, когда были попалены огнём и серой нечестивые города, на месте которых образовалось серное озеро, названное впоследствии Мёртвым морем... «Праведного Лота, – свидетельствует св. Апостол Пётр ( 2Пет.2:7–8 ), – утомлённого обращением между людьми неистово-развратными, избавил Господь, ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» ... Указывая на спасение Лота в то время, как были обречены на истребление Содомские и Гоморрские города за крайнее нечестие обитавших в них, св. Ап. Пётр поясняет, что «конечно знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания» ... ( 2Пет.2:9 ). 133 Ор. Chrysostomi 1, 328–411. Содержание другого сочинения его – «апологии монашеству» см. в учении об отцах Церкви, 2, 317. 134 Так говорит бл. Феодорит, Ист. 3, 16. Краткий менолог: «родила того чудного Иоанна, называемого Златоуст». Это неправда. Мать Златоуста называлась Анфусой (Сократа ист. 6, 3). Вероятно, что сын св. Публии был тот Иоанн, которого св. Мелетий посвятил в Апамейского епископа (Феодорита ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Если одинокий миссионер пожелал бы переменить дело службы, ему давали бы свободу избирать любое и даже пособие, соразмерное службе его: он мог бы, не лишаясь имени миссионера, получить в институте миссионерском должность частного надзирателя или читать с воспитанниками Библию в классах, или которому-нибудь из профессоров помогать в репетициях, или пожить на хуторе, послужить при больнице, или подержать у себя на руках библиотеку института, или сходить ко святым местам, или при Миссионерском обществе потрудиться вместе с другими в издании «Вестника Российской Церкви» и потом, если угодно ему, опять вступить в которую-нибудь из миссий – на Восток ли хочет лететь, или на Запад, или на Юг, или на Север. Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущие в ней ( Пс.23:1 ). Только бы сердце миссионера Господу принадлежало, только бы он, куда ни устремится, везде учился ходить пред Богом и жить для Бога, и действовать с Богом, взирая на Него и говоря ему: Господи! Ты проникаешь меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сяду и когда я встану; Ты предусматриваешь мысль мою издали. В пути моем и в отдохновении Ты окружаешь меня. Все стези мои Тебе известны. Куда уйду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Проникни меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и руководи меня на путь вечности ( Пс.138:1–3, 7, 21–24 ). Но для чего такое множество миссионеров, диаконисс и станов миссионерских? Не только для неверующих, но и для тех, которые по метрическим книгам известны под именем верующих. Их много, а миссионеров мало. Мы ли одни говорим с инородцами? Напротив, жители деревень, сопредельных с кочевьями их, имеют премногие к различным сношениям с ними такие пути и случаи, которых миссия, не имеющая способов действовать в разных местах в одно время, лишается. А от того что происходит? Рыбы, которые были бы наши, не попадают в невод, потому что он мал, и мы не можем вдруг обхватить им столько пространства, сколько потребно.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

«Женам такожде», то есть диакониссам, «честным, не клеветливым, трезвенным, верным во всем». Что поставил в закон мужам, то же почти самое поставляет и женщинам. Как диаконов нарек «честными», так честными же нарекает и диаконисс; как тем предписал быть «не двоязычными», так и сим поставляет в обязанность быть «не клеветливыми»;как тем узаконил «не вину многу вннмать», так и сим повелел быть «трезвенными». 1Тим.3:12 .  Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим. «Диакони да бывают единыя жены мужие». Разуметь сие должно по прежнему толкованию. «Чада добре правяще и своя домы». Сие поставил в закон и называемым у него епископами. 1Тим.3:13 .  Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса. «Ибо служившии добре степень себе добр сникают, и многое дерзновение в вере, яже о Христе Иисусе». Если и меньшую честь имеют в этой жизни, то, исполнив врученное им служение, на почетнейшую степень возведены будут в жизни будущей и приимут дерзновение пред Владыкою Христом. 1Тим.3:14 .  Сие пишу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе. 1Тим.3:15 .  Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины. «Сия пишу тебе, уповая приити к тебе скоро: аще же замедлю, да увеси, како подобает в дому Божии жити: яже есть Церковь Бога жива, столп и утверждение истины». Ни божественные пророки, ни богомудрые апостолы не предвидели всего; что служило на пользу, то и открывала им благодать Духа. Сие означает и незнание, выраженное в настоящих словах Апостола. Ибо сказав: «уповаю приити», присовокупил: «аще же замедлю». Ибо часто задерживала его какая-нибудь другая потребность. Посему говорит: «Пишу это, научая, как должно вести себя тем, кому вверено попечение о других»; потому что «домом Божиим» и «Церковию» назвал собрание уверовавших; их наименовал «столпом и утверждением истины», потому что, утверждаясь на камне, пребывают незыблемыми, делами своими проповедуя истину догматов.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

За высокие качества и достоинства Авраама Господь возлюбил его, почему и называет Себя его Богом по преимуществу (Быт. 17:7; 26:24; 28:13), а Св. Писание называет его другом Божиим (2 Пар.20:7; Ис.4:8; Иак.2:29). Ветхозаветные потомки его и даже святые пред Богом, Моисей и Давид, призывали Авраама в ходатаи пред Богом. От сего родоначальника народа иудейского, в потомстве которого сохранялась истинная вера на земле, произошел Сам Христос по плоти, и все истинно верующие во Христа называются сынами Авраама (Рим. 6:7–8; Гал.3:7, 26–29). И в будущей участи нашей за гробом — только с верным Авраамом можно надеяться получить наследие вечной жизни и спасения. Сам Господь в Своей притче о богатом и Лазаре указывает на Авраама, как на обитателя блаженного жилища в Царствии Небесном (Мф. 8:11; Лк.16:22; Гал.3:9, 29), коего да сподобит Христос и всех нас молитвами святого праведного Авраама, праотца Своего по плоти. Аминь. Память преподобного Петра Память святой Поплии Святая Поплия была в царствование Юлиана диакониссой Антиохийской церкви, славилась своею добродетельною жизнью. В молодости своей она недолгое время пребывала в браке и имела сына Иоанна, который впоследствии был благочестивым пресвитером. По смерти мужа она собрала у себя лик девственниц [ 1 ], с которыми славословила Господа. Однажды она с этими девственницами пела утреню; между прочим, они громогласно воспели псалом: «Идолы язычников — серебро и золото, дело рук человеческих: есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их. Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них…» (Пс. 134:15–18). Случайно в то время мимо проходил прибывший в Антиохию император, и, услышав сие пение, приказал замолчать. Но Поплия начала петь еще громче. Тогда разгневанный император велел привести к себе начальницу хора и приказал каждому из сопровождавших его воинов бить ее по лицу. Святая в это время бестрепетно обличала Юлиана в безбожии и говорила, что считает истину Божию выше всего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Здесь мы видим чудесное событие воскрешения этой удивительной женщины, которая была настоящая рукодельница, которая много шила, много вышивала, заботилась о вдовах. Апостол Петр молится за неё, чтобы такая ценная для вдовиц христианка вернулась бы к своей диаконии. Слово “диакония” означает социальное служение в церкви. Тавифа, которая заботилась о вдовах — это пример подлинного благотворения благотворительности. Итак, апостол Петр обращается к телу, — прочитали мы. Зачем такая деталь? Чтобы ни у кого не было сомнений в том, что душа уже вышла из тела. И он говорит: “Тавифа! встань”. Как и Господь Иисус Христос некогда сказал девице двенадцатилетней: “Встань!” И она встала. Мы видим продолжение действий Иисуса Христа в действиях апостолов. И, более того, сам Христос говорил: “Дела, которые Я творю, вы больше сотворите. И то, что вы слышите на ухо, будете проповедовать с кровли”. И, действительно, после того, как Дух Святой в День Святой Пятидесятницы сошел на апостолов, они всю вселенную наполнили глаголами святого Евангелия. И если во дни земной жизни Иисуса Христа община христиан была не больше ста пятидесяти человек, то в один день Святой Пятидесятницы несколько тысяч сразу обратились в веру Христову. Потому что, после того как Сын Божий умер на Кресте и своей драгоценной кровью омыл грехи рода человеческого, благодать Духа Святого, призывающая Благодать Божия более доступным образом стала завладевать сердцами людей. И мы читаем про Тавифу: “И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. Он, подав ей руку, поднял её и, призвав святых и вдовиц, поставил её перед ними живою”. Вы видите, дорогие сестры, дорогие братья, как добрые дела могут вернуться к нам сторицею. Как сказано в Книге Притч: пущенный по водам хлеб, он всегда возвращается к человеку, который пустил этот хлеб. Не оскудеет рука дающая. И с какой же радостью эти святые, вдовицы вошли в эту горницу, созерцая Тавифу живою. И эта Серна-Тавифа теперь принесёт им очень много успокоения. Те из вас, которые были на Святой Земле, вы наверняка заезжали в этот женский монастырь, где находится место упокоения Тавифы, святой и праведной; в этой же местности Иоппии произошло её чудесное воскресение. “Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа. И довольно дней пробыл он в Иоппии у некоторого Симона кожевника”. Этот Симон кожевник, мы о нём знаем достаточно мало, но о нём упоминается в Посланиях апостола Павла, это был заботливый раб Божий, который обеспечивал апостолов всем необходимым и, как мы видим из Посланий апостола Павла, он изготовлял свитки для Священного Писания. Он называется здесь Симон кожевник, а в Послании к Тимофею апостол Павел пишет, что надо отправиться к Симону кожевнику и взять книги, особенно кожаные и плащ толит, который тот имел для него. То есть, этот человек заботится, как мы видим из Нового Завета, и об апостоле Петре, а потом об апостоле Павле.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-v-ne...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010