(память 22 ноября ст. ст.) Святой Михаил был родом из Болгарии, жил в царствование Михаила III (†867) и начальствовал над значительным военным отрядом. Во время войны с арабами в 865 г., когда греческие воины, испуганные превосходящими силами врага, пали духом и бежали, св. Михаил отличился необычайным мужеством. Он не испугался неприятеля, непрестанно укреплял и ободрял своих людей и видя всеобщее бегство греков, пав ниц на землю, молился Господу Богу о спасении христиан. По окончании молитвы Михаил со своим отрядом неудержимо устремился в самую середину вражеского войска, поражая врагов без вреда для себя и для своего отряда. В то же время в помощь христианским воинам внезапно поднялась гроза: молнии и громы поражали и устрашали врагов, так что они все обратились в бегство. С помощью Божьей помощи Михаил разогнал всех врагов, сам же он и его отряд остались совершенно невредимыми. Возблагодарив Бога за дарованную победу, Михаил распустил свое войско и сам с немногими слугами отправился в обратный путь на родину. Во время этого путешествия он повторил чудо св. Георгия Победоносца, поразив обитавшего в озере чудовищного змея, и по прошествии недолгого времени с миром предал блаженную душу свою Господу. При гробе святого Михаила стали совершаться многие знамения и чудеса и исцеления от болезней приходивших с верой к его гробу. Спустя много лет мощи св. Михаила Воина были перенесены в тогдашнюю столицу Болгарии город Тернов. 9. Святые диакониссы Олимпиада, Поплия, Феозва Диаконисса Олимпиада – ближайший помощник и духовное чадо святителя Иоанна Златоуста . Это ей он направлял из ссылки свои знаменитые письма о терпении скорбей, признанные Патриархом Фотием «самыми полезными по содержанию и изящными по слогу». Олимпиада была замужем за влиятельным царедворцем Феодосия Великого. Рано овдовев, она решила больше не выходить замуж даже вопреки повелению императора, который пытался за это лишить ее имущества. Олимпиада стала служить в Константинопольской Церкви диакониссой: приготовляла к крещению женщин и детей, руководила новоначальными, доставляла помощь церквам, монастырям, странноприимницам, заключенным и ссыльным. Олимпиада прислуживала святителю Иоанну по дому, оказывала помощь обездоленным и обиженным. Гонение на Златоуста стало для нее началом целого ряда испытаний, во время которых святитель утешал ее письмами. Олимпиада всем сердцем впитала в себя его наставления, и это помогло ей мужественно претерпеть неправый суд, мученические застенки и изгнание. После многих ссылок она поселилась в Никомидии, где вела подвижническую жизнь. Перед смертью завещала бросить свое тело в море. Гроб долго носило по волнам, пока он не прибился к берегу близ Константинополя. Православные с почестью погребли Олимпиаду в церкви святого Фомы. В 618 году Патриарх Сергий перенес ее нетленное тело в столицу, в женский монастырь, основанный Олимпиадой в годы святительства Златоуста. Память диакониссы Олимпиады Церковь празднует 25 июля ст. ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Собор вселенских святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста      Святители Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст известны как великие богословы и отцы Церкви. Каждый святой являет собою пример жизни во Христе, пример для всех верующих. Без сомнения, можно очень многое сказать о жизни трех великих иерархов Православной Церкви, но хотелось бы остановить внимание на одном моменте: пристальнее всмотреться в жизнь семей, в которых родились и воспитывались святители Василий, Григорий и Иоанн. Что мы знаем о них? Самое главное – семья каждого из великих святителей является в полном смысле этого слова святой семьей. Многие члены этих семей прославлены Церковью. В семье святителя Василия Великого – это его мать преподобная Емилия (память 1/14 января), сестры: преподобная Макрина (память 19 июля/1 августа) и блаженная Феосевия (Феозва), диакониса (память 10/23 января), братья: святители Григорий Нисский (память 10/23 января) и Петр Севастийский (память 9/22 января). Святитель Григорий Нисский пишет: «У родителей отца имущество было отнято за исповедание Христа, а дед наш по материнской линии был казнен вследствие императорского гнева, а всё, что он имел, перешло к другим владельцам» . Матерью отца святителя Василия Великого была святая Макрина Старшая (память 30 мая/12 июня). Ее духовным наставником был святитель Григорий Неокесарийский, известный также как святитель Григорий Чудотворец. Святая Макрина принимала действенное участие в воспитании будущего святителя, как он и сам об этом пишет: «Говорю о знаменитой Макрине, от которой заучил я изречения блаженнейшего Григория, сохранявшиеся до нее по преемству памяти, и которые сама она соблюдала и во мне еще с малолетства напечатлевала, образуя меня догматами благочестия» . Святитель Григорий Богослов так восхваляет предков святителя Василия: «В числе многих известных были и предки Василия по отцу; и как они прошли весь путь благочестия, то время это доставило прекрасный венец их подвигу… Сердце их было готово с радостью претерпеть всё, за что венчает Христос подражавших собственному Его ради нас подвигу…» .

http://pravoslavie.ru/68362.html

Святой Григорий действовал, как истинный пастырь Христов, доблестно управляя Церковью и охраняя ее мир от козней ее врагов. Благочестивая сестра его Феозва была при нем диакониссою и весьма много помогала брату в делах церковных, так что впоследствии смерть ее была для него великою потерею. В царствование Валента [ 8 ] святой Григорий Нисский подвергся несправедливым гонениям со стороны правителей — ариан [ 9 ]. Наместник Понта [ 10 ] Демосфен составил в Анкире [ 11 ] из покорных правительству епископов собор, на котором Григорий был ложно обвинен в неправильном употреблении церковного имущества и лишен кафедры. По приказанию Демосфена святой был схвачен и под стражей отправлен в Анкиру, причем дорогою много пострадал от грубости воинов. Потом он решился бежать и, ускользнув от стражи, скрылся в безопасное место. На следующий год был созван новый собор из епископов Понта и Галатии в самой Ниссе; святой Григорий не явился на суд и снова был заочно низложен. Но, лишившись кафедры, Григорий не оставался в бездействии: он переходил из одного места в другое, чтобы утверждать православие и утешать православных. По смерти Валента святой Григорий был возвращен к своей кафедре и с восторгом встречен своей паствой. Вскоре после того он огорчен был смертью святого Василия Великого [ 12 ], которого он глубоко любил и уважал, как своего наставника. В годичную память почтил он его надгробным словом и из благодарного уважения к нему, как к своему наставнику, окончил его описание шести дней творения, где недоставало описания человека и где другие желали видеть решенными еще некоторые недоуменные вопросы. В том же году святой Григорий Нисский принимал участие в Антиохийском соборе [ 13 ]. На этом соборе определено было послать опытного в деле веры мужа для обозрения церквей в Аравии и Палестине, где оскорбляли веру ереси антикомариан, не чтивших непорочного девства Богоматери, и коллиридиан, чтивших Богоматерь, как божество. Для утверждения мира и веры избран был святой Григорий. Перед отправлением в это путешествие он посетил свою старшую сестру, блаженную Макрину [ 14 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Из святого гнезда вылетел на широту небесного круга и такой орел, как Василий Великий. Его семья настолько полна святыми, что создается впечатление, будто они всю жизнь соревновались в святости, обгоняя и подбадривая друг друга. Макрина старшая – бабушка, Макрина младшая, мать – Емилия, братья-епископы Григорий Нисский и Петр Севастийский, еще одна сестра – Феозва диакониса. Один лишь список уже говорит достаточно об уникальности этого родственного союза, где домашние не были друг другу врагами и препятствием на пути в Царство, но помощниками проводниками. И о семье Василия, и о Монике есть обширная историческая и богословская литература. Говорить о них подробно означает писать книгу или даже несколько книг. А наша цель не слово, протянутое в бесконечность. Наша цель – схватить легким карандашным рисунком один из профилей истины, этого лица трудноуловимого и прекрасного. Поэтому вспомним вслед за Василием того, кто при жизни был Василию всех ближе, не принадлежа к василиевому роду. Это Григорий, названный Богословом. Даже на закате земной жизни святой отец называл себя должником своей матери во всем хорошем, к чему был причастен. Нонна, так звали его родительницу, была выдана замуж за язычника, и не перестала умолять Бога привести мужа к свету веры, пока это делом не исполнилось. Ей, по слову сына, представлялось невозможным одной частью существа своего принадлежать Богу, а другой – быть от Него отчужденной. Отец Григория по молитвам жены не только крестился. Он стал пресвитером, а затем и епископом. Трогательные похвалы, которые произнес Григорий Богослов в адрес своей матери, редкие глаза не увлажнят и в редкой душе не родят смесь из удивления и некоего подобия зависти. Может ли повторяться подобное опять или это так же невозможно, как невозможно воссоздать семь чудес света в нашем мире, богатом технологиями и обнищавшем в идеях? Вслед за Григорием, жившем на Востоке, вспомним Григория, жившего на Западе. Римский Папа, названный Двоесловом или Собеседником, имя которого мы связываем с Преждеосвященной Литургией, тоже родился в святой семье. Его дедом был блаженный Папа Феликс Третий. Две его тетки – Тарсилла и Емилиана – причислены к лику святых. При этом Тарсилле перед смертью явился Сам Господь Иисус, утешая ее и обещая сладость будущей жизни. К лику святых причтена и мать Григория – Сильвия. Об этих женщинах известно меньше, чем о Монике или Нонне, но несомненен факт их безграничной преданности Церкви и подлинного благочестия.

http://pravoslavie.ru/94096.html

Блаженная Феозва диакониса Блаженная Феозва диакониса была родной сестрой святых Василия Великого , Григория Нисского и Петра, епископа Севастийского . Она была девственницей и служила Святой Церкви диаконисой, ухаживала за больными, раздавала пищу странникам, воспитывала сирот и готовила женщин ко святому Крещению. Когда брат ее, святой Григорий Нисский, был в изгнании три года, святая Феозва находилась при нем и разделяла все невзгоды скитальческой жизни. Скончалась святая Феозва в 385 году, святитель Григорий Богослов почтил память ее похвальным словом. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/909593.htm...

В списке святых мирян есть диакониссы: современница свт. Иоанна Златоуста Олимпиада Цареградская (†410), Поплия Антиохийская (жила при Юлиане Отступнике, IV в.) и Феозва , сестра свт. Григория Нисского (IV в.). Путь к святости этой группы святых мирян напрямую связан с их служением. В диакониссы избирались благочестивые девы и вдовы в возрасте не моложе 40 лет, после очень тщательного испытания их жизни. Диакониссы принадлежали к клиру и на свое служение поставлялись молитвой с возложением рук епископа (хиротесией). Хотя диакониссы не были монахинями, они давали строгий обет безбрачия, который должны были хранить до самой смерти. В обязанности диаконисс входила подготовка женщин к Крещению, помощь священнику при совершении Таинств над ними, посещение домов женщин для назидания и пр., то есть они служили посредницами между женщинами и священнослужителями 875 . Святые диакониссы известны также своими делами милосердия – обильной милостыней, ревностной заботой об обездоленных, больных, странниках. Путь к святости для диакониссы, таким образом, объединял в себе два подвига – подвиг иноческий с его обетом безбрачия, со всецелой преданностью Богу и Церкви, и подвиг мирянина, посвятившего себя «внешнему» служению милосердия, «вещественной милостыне». Для диаконисс из вдов добавляется еще один «мирской» подвиг, еще одно обязательное условие для вступления в служение диакониссы – благочестивое супружество (и воспитание детей) в единственном браке. См. Приложение к теме 6. Анализ житий русских святых дает нам еще несколько типов подвига в миру. Один из них назван Г. Федотовым социальным опрощением . Так спасался св. Симеон Верхотурский (†1642). Таков подвиг местночтимого в лике Сибирских святых прав. Феодора Томского , известного под именем «старца Федора Кузьмича». См. Приложение к теме 6. Еще один замечательный образец святости в миру – св. прав. Иулиания Лазаревская (†1604), многодетная мать, молитвенница и постница, известная своим необычайным милосердием к нуждающимся. Смиренная красота подвига праведной Иулиании показывает, как глубоко Евангелие могло войти в жизнь древнерусского человека и преобразить всю его личность. Хотя Иулиания прошла через суровую аскезу и мечтала о монашестве, но, тем не менее, осталась верной своему христианскому призванию – служению деятельной христианской любви. См. Приложение к теме 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Можно ли сказать, что те матери, которые «уберегли» детей от несения христианского подвига, радостны и счастливы в вечности, если их дети бесцельно прожили жизнь и оказались вне Царства Небесного и бессмертной жизни?.. Рассмотрим еще несколько примеров. В середине IV века жила большая и дружная семья, в ней было десять детей – пять сыновей и пять дочерей, пятеро из которых потом были причислены к лику святых: святитель Василий Великий , старшая дочь Макрина, епископ Григорий Нисский , епископ Петр Севастийский и праведная диаконисса Феозва. Подвиг в воспитании таких детей совершили благочестивые родители. Отец, по профессии адвокат, заботился об их духовном воспитании, а мать Эмилия и бабушка, также по имени Макрина, все силы положили на то, чтобы воспитать их не только для земной жизни, а, в первую очередь, для Жизни Вечной. Особенно они старались внушить детям горячую любовь к Богу и основательное знание христианского учения. Жизнь и силы, мудро и с верой отданные детям, принесли удивительные плоды святости. В таких же счастливых семейных условиях воспитывался и будущий великий святитель Григорий Богослов . Его отец был в молодости язычником, но наставления христианских учителей и, что очень важно, увещания и пример любимой благочестивой жены Нонны обратили его к Богу. Он искренне принял христианскую веру, крестился и сам стал впоследствии хорошим служителем Церкви Христовой. О матери своей святитель Григорий Богослов писал: «Мать моя, наследовав от отцов святую веру, наложила и на детей своих сию золотую цепь. В женском образе нося мужское сердце, она для того только касалась земли и заботилась о мире, чтобы здешнюю жизнь приготовить к жизни небесной». Домашняя жизнь благочестивой семьи была тиха и счастлива. Родители с любовью занимались воспитанием детей. Один из сыновей, Кесарий, став знаменитым врачом, достиг высокого положения при царском дворе, но всю жизнь считал высшим счастьем называться христианином. Дочь Горгония являет собой образец добродетельной христианки. Вот что сказал о ней святитель Григорий Богослов : «Она была целомудренна без гордости, обратила к вере своего мужа и имела в нем не строптивого господина, а благого сослуживца. Также и детей, и внуков, и все семейство свое, как единую душу, очистила и приобрела Богу… Чья рука была щедрее для нуждающихся? Она была матерью сирот, дом ее был пристанищем для бедных сродников, и имением ее пользовались нищие».

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

Господь получил Имя Иисус (Спаситель) как печать Своего служения делу спасения мира ( Мф.1:21 ; Мк.16:17, 9:38–39; Лк.10:17 ; Деян 3:6, 16 ; Фил. 2:9–10 ). Эти два события, совершившиеся в самом начале земной жизни Спасителя, напоминают христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» ( Кол. 2, 11 ). Само имя христианина свидетельствует о вступлении человека в Новый Завет с Богом. В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся ( Кол. 2, 11–12 ). Начало праздника Обрезания Господня восходит к первым векам христианства. Известны поучения, произнесенные на этот день в IV веке святителями Амфилохием Иконийским , Григорием Нисским , Амвросием Медиоланским и другими. Канон празднику написан в VII веке преподобным Стефаном Савваитом (память 28 октября). Святитель Василий Великий Родился около 330 года в городе Кесарии Каппадокийской (Малая Азия), в благочестивой христианской семье Василия и Емилии. Отец святителя был адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, из которых пять причислены Церковью к лику святых: сам святитель Василий, его старшая сестра преподобная Макрина (†380; память 19 июля), брат Григорий, епископ Нисский (†385; память 10 января), брат Петр, епископ Севастийский (†IV; память 9 января) и младшая сестра – праведная Феозва, диакониса (†385: память 10 января). К лику святых причислены также и мать святители праведная Емилия (†IV; память 1 января). Первоначальное образование святой Василий получил под руководством своих родителей и бабки Макрины, высокообразованной христиански, в молодые годы слышавшей наставления святителя Григория Чудотворца , епископа Неокесарийского (†ок. 266–270; память 17 ноября). После смерти отца и бабки святитель Василий отправился для дальнейшего образования в Константинополь, а затем в Афины. Здесь он пробыл около пяти лет, в совершенстве изучив разнообразные науки – риторику и философию, астрономию и математику, физику и медицину. Святой Григорий Богослов (†389; память 25 января) также учился в то время в Афинах; между ними установилась тесная дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Впоследствии Григорий Богослов , вспоминая те годы, писал, что в Афинах им известны были только две дороги – одна в церковь , а другая – в училище.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

4. Наибольшую ценность в богословском наследии свят. Кирилла представляет собой мистагогия – учение о церковных таинствах. Его творения содержат богатый материал по литургической жизни древней Церкви. Мистагогия свят. Кирилла естественно проистекает из его экклезиологии. Согласно свят. Кириллу, таинство крещения водой и Духом, исцеляет не только от греха, но и уничтожает следы его (грех, по мнению свят. Кирилла, оставляет в душе и теле чисто внешний след, как бы шрам). Таинство крещения спасает человека от сатаны и соединяет со Христом. В таинстве Евхаристии свят. Кирилл видит реальное присутствие Христа. Причастившиеся Святых Таин становятся «сотелесниками и единокровными Христу». Описывая Евхаристию, свят. Кирилл свидетельствует, что для преложения Святых Даров существенно необходимо призывание Святого Духа, то есть эпиклеза – молитва призывания Духа Святого на Святые Дары. Это свидетельство очень ценно, так как эпиклеза сохранилась только в Православной Церкви. В конце средних веков по этому вопросу между православными и латинянами возникла полемика. Вполне очевидно, что правильность православной традиции доказывается практикой древней Церкви. Глава шестая. Святитель Василий Великий § 1. Жизнеописание Свят. Василий Великий родился вблизи Кесарии Каппадокийской около 329 года. Он происходил из благородной и, можно без преувеличения сказать, святой семьи. Кроме святителя Василия Великого , к лику святых причислены следующие члены этой семьи: дед прав. Василий, бабка преп. Макрина, братья – епископы Григорий Нисский и Петр Севастийский и сестры преп. Макрина и блаж. диакониса Феозва. Первоначальное воспитание свят. Василий получил от своей благочестивой бабки и от своего отца, тоже Василия. Дальнейшее образование он получил в Кесарии, Константинополе и, наконец, в Афинах, где на всю жизнь подружился со свят. Григорием Богословом . С юности свят. Василий вел аскетическую жизнь и стремился к уединению. В возрасте между двадцатью пятью и тридцатью годами он был крещен епископом Дианием Кесарийским.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

После смерти императора Юлиана Отступника (361 – 363), воспретившего христианам быть наставниками риторики и грамматики, святой Григорий вновь стал преподавать уроки словесности на поприще светского образования. Это вызвало недовольство со стороны его друзей христиан. Письмо святого Григория Богослова (†389; память 25 января), в котором он просил Григория Нисского вернуться к служению Церкви, заставило его задуматься. Сказалось также сильное духовное влияние аскетически настроенной семьи. В святом Григории произошел окончательный внутренний перелом, он решил всецело обратиться к Богомыслию и молитве. Оставив мир, он поселился в основанном братом монастыре на берегу реки Ириса. В 372 году святой Григорий был рукоположен святителем Василием Великим , с согласия всех каппадокийских епископов, в епископы города Ниссы. Верным помощником служила при святом Григории его сестра праведная Феозва, диакониса (†385; 10 января). В то время в церковной жизни происходила борьба с арианской ересью. Царствовал разделявший ересь император Валент (364 – 378), поэтому внешнее господство в государстве принадлежало арианствующему духовенству. Святитель Григорий, руководимый Духом Святым, явился ревностным поборником Православия. Вместе со своим братом святителем Василием Великим он выступил на борьбу с арианской ересью, за что претерпел различные гонения. Арианствующие епископы не постыдились на своем Соборе в Анкире в 375 году обвинить святого Григория в похищении церковного имущества. Это послужило поводом к тому, чтобы лишить святителя кафедры и под стражей отправить в ссылку в город Анкиру (в Галатии, Малая Азия). Избегая произвола и насилия, святитель Григорий ускользнул от стражи и скрылся в безопасное место. Скитаясь в течение трех лет, святитель Григорий Нисский не оставался в бездействии; святитель Григорий Богослов писал ему: «добро, тобою распространяемое, прочно, хотя сам ты не имеешь прочного места». Когда в 378 году престол наследовал император Грациан, он возвратил гонимых православных епископов на их кафедры. Радость возвращения святителя Григория к своей пастве была омрачена кончиной в январе 379 года его брата святителя Василия Великого . В годичную память святой Григорий почтил брата надгробным словом и завершил его знаменитый богословский труд «Шестоднев».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010