Феодор , муч. варяг в Киеве, 12 июля. Феодор пр. печерский, 11 авг. Феодор Ярославич, благов. князь, 5 июня. Феодор , кн. смоленский, 19 сент. и 5 марта. Феодор , кн. муромский, 21 мая. Феодор болярин черниговский, 20 сент. Феодосий (данный Богу или Богом, греч.), преп. антиохийский, 11 янв. Феодосий Великий, киновиарх палестинский, 11 янв. Феодосий , муч. с Мануилом , 27 марта. Феодосий , столпник едесский, 9 июля. Феодосий , пр. игумев. печерокий, 3 мая и 14 авг. Феодосий , пр. тотемский, 28 янв. Феодосия (дар Богу, греч.), мученица емисская, 20 марта. Феодосия , дева тирская, 29 мая и 3 апр. Феодосия дева, преподобномуч. цареградская, 29 мая. Феодотия (Богом данная, греч.), муч. римская, 4 июля. Феодотия , муч. никейская, 17 сент. Феодотия , с тремя чадами, муч. вифинская, 29 июля и 22 дек. Феодотия дева, муч. александрийская, 31 янв. Феодотия , муч. с Александром еп. и др., 22 окт. Феодотия преп., мать Космы и Дамиана , 1 ноября. Феодот (Богом данный, греч.) и Феодотия , мучч. римской, 4 июля. Феодот , отец муч. Маманта, 2 сент. Феодот , муч. анкирский, 7 июня, 7 ноябр. и 18 мая. Феодот , муч. мелитинский, 7 ноября. Феодот , иуч. фракийский, 15 сент. Феодот священномуч., еп. киринейский, 2 марта. Феодот , муч. кизический, 29 апр. Феодот , руч. с Максимом и др., 19 февр. Феодох (Богоприимец, греч.), муч. мелитинский, 7 нояб. Феодулия (у греков Феодула, раба Божия, греч.), муч. аназарвская, 5 февр. Феодул (раб Божий, греч.), муч. трипольский, 18 июня. Феодул , муч. критский, 23 дек. Феодул , муч. атталийский, 2 мая. Феодул чтец, муч. селунский, 5 апр. Феодул , муч. палестинский, 16 февр. Феодул , муч. мелитинский, 7 ноября. Феодул , муч. с Терентием , 28 окт. Феодул , их 40 муч. севастийских, 9 марта. Феодул , муч. с препод. Агапитон синадским, 18 февр. Феодул епарх, 3 дек. Феодул преп. из числа избиенных в Синае и Раифе, 14 янв. Феодул преп., сын преп. Нила постника, 14 янв. Феозва (Феосевия-Богочестивая, греч.), диаконисса, 10 янв. Феоктирист (вернее Феостирикт, утвержденный на Боге, греч.), муч. 29 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

767 St . Gregorii Nazianzen . Ор. 4, 76. Св. Макрина скончалась в 383 г., и память о ней июля 19. 768 Супругою Григория Нисского называют Феозевию (Вершинский Д.С. Ме­сяцеслов; свт. Димитрий в Четьях-Минеях янв. 10). Ириней (Краткие жития. М., 1861) так плетет небылицы: «Когда был он (Григорий) еще пресвитером, то жена его Феозва была диаконисой; по посвящении в сан иерея они жили как брат с сестрой». Даже ученые Тейнеры (Einfuhrung. enzwungen Thelosigkeit. Altenburg, 1845. 1, 2667) не расстаются с мыслью о Феозевии супруге Нисского. Мураторий выдавал Феозевию за супругу Григория Назианзского. 772 St. Gregorii Nazianzen. Epistolae 34 (ср.: Epist. 35); Филарет , архиеп . Чернигов­ский. Историческое учение об отцах Церкви. 774 Здесь в 109 г. до Р. X. был поставлен идол Заден Грузинским царем Фарнаджем, разрушенный впоследствии св. Ниною. 776 Главным из них был храм в честь Успения Божией Матери; второй – в честь Рождества Иоанна Крестителя, где почивают останки прп. Шио. Оба эти храма по­луразрушены, и в обители, прежде цветущей, – теперь такая бедность, что часто не бывает хлеба и вина для совершения Литургии... Такова судьба многих церквей Иверских, стоящих в развалинах на местах, бывших свидетелями их цветущего со­стояния в глубокой древности... 778 Метафраст в описание жития св. Феодоры в Четьях-Минеях сентября 11, у Сурия сентября 9. Извлечение Acta Sanctorum. Sept. Т. 3. Иные из частных слу­чаев – сомнительны. Краткое извлечение в Менологе Василия; более простран­ное – в прологе на 11 сент. В греческой минее синаксарь в стихах. Канон писан неизвестным. 779 Житие прп. Дионисия описано учеником его, келарем Симоном (См.: Симон (Азарьин). Житие и подвиги отца нашего архимандрита Дионисия. М., 1824 (далее – Симон (Азарьин). Житие и подвиги отца нашего архим. Дионисия. – Ред.)). 781 Симон (Азарьин). Житие и подвиги отца нашего архим. Дионисия; Авраамий (Палицын). Сказание об осаде Троицкого монастыря от поляков и литвы, и о быв­ших потом в России мятежах, сочинённое оного же Троицкого монастыря келарем Авраамием Палицыным. М., 1784 (далее – Авраамий (Палицын). Сказание об осаде Троицкого монастыря. – Ред.).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Святитель Василий Великий Святитель Василий Великий , архиепископ Кесарии Каппадокийской, " принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной, и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим " , - так говорил современник святителя Василия, святой Амфилохий , епископ Иконийский († 394; память 23 ноября). Родился Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Дед и бабка святителя со стороны отца во время гонения Диоклитиана должны были скрываться в лесах Понта в течение семи лет. Мать святого Василия, Емилия, была дочерью мученика. Отец святителя, также по имени Василий, адвокат и известный преподаватель риторики, постоянно жил в Кесарии. В семье было десять человек детей - пять сыновей и пять дочерей, из них пятеро были потом причислены к лику святых: Василий, Макрина (память 19 июля) - образец аскетической жизни, оказавшая сильное влияние на жизнь и характер святого Василия Великого, Григорий, впоследствии епископ Нисский (память 10 января), Петр, епископ Севастийский (память 9 января), и праведная Феозва - диакониса (память 10 января). Первые годы жизни святой Василий провел в принадлежавшем его родителям поместье на реке Ирисе, где воспитывался под руководством матери и бабки Макрины, высокообразованной женщины, сохранившей в памяти предание о знаменитом святителе Каппадокии - Григории Чудотворце (память 17 ноября). Первоначальное образование Василий получил под руководством отца, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом, а позже перешел в школы Константинополя, где слушал выдающихся ораторов и философов. Для завершения образования святой Василий отправился в Афины - центр классического просвещения. После четырех или пяти лет пребывания в Афинах Василий Великий обладал всеми доступными знаниями: " Он так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому " . Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в астрономии, математике и медицине, - " это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы " .

http://patriarchia.ru/db/text/909470.htm...

· Равноапостольный император Константин. · Равноапостольная царица Елена. · Св. Пульхерия. · Св. император Юстиниан. · Краткие сведения об остальных византийских императорах. 2 . Английский король-мученик св. Эдмунд. 3 . Св. княгиня Евфросиния Полоцкая. 4 . Св. князь Александр Невский. 5 . Свв. русские князья-воины. 6 . Св. Филарет Милостивый. 7 . Св. Петр Мытарь. 8 . Св. Михаил Воин. 9 . Свв. диакониссы Олимпиада, Поплия, Феозва. 10 . Св. Симеон Верхотурский. 11 . Св. прав. Феодор Томский. 12 . Св. прав. Иулиания Лазаревская. 13 . Св. Клотильда, королева Франции. 14 . Св. Женевьева Парижская. 1 1. Византийские императоры Святая Пульхерия (память 10/23 сентября, 399–453) Святая Пульхерия (398–453) была дочерью императора Аркадия, старшей сестрой, воспитательницей и наставницей имп. Феодосия II (408–450). Получила разностороннее образование, отличалась мудростью и благочестием. Св. Пульхерия носила титул Августы и в течение 42 лет (408–450) соцарствовала брату. Во избежание борьбы за престол между Феодосием II и ее супругом она отказалась от вступления в брак. В продолжение всей своей жизни царица Пульхерия защищала православное вероучение от возникавших ересей. При ее содействии был собран III Вселенский Собор (431 г.) в Эфесе, осудивший ересь Нестория. Заботами св. Пульхерии был сооружен храм Пресвятой Богородицы во Влахернах, а также другие церкви и монастыри. И сам царский дворец, по отзывам современников, при ней более походил на монастырь. Происками советника императора монофизита Хрисафия св. Пульхерия на некоторое время была удалена из дворца. Но окончательно устранить ее от власти Хрисафию не удалось. Без нее начались нестроения, и через некоторое время, по усиленным просьбам своего царственного брата, она возвратилась, умирив вызванные возникшими ересями смуты. После смерти имп. Феодосия св. Пульхерия, исполняя просьбу брата содействовать воцарению благочестивого и мудрого военачальника Маркиана, вступила с ним в брак с условием сохранения девства (450 год).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Современная образовательная ситуация в определенном смысле уникальна. Вся европейская наука и образование неразрывно связано с христианством, церковью и монастырями. С самого начала средних веков – становления европейской цивилизации – именно монахи были практически единственными грамотными людьми, при монастырях были скриптории, библиотеки, туда отдавали в обучение детей, при монастырях зарождались первые школы и все первые европейские университеты тоже сформировались в монастырских стенах. Поэтому для  европейца на протяжении многих веков не существовало проблемы светского образования: он учился читать по священным текстам. В России еще в начале 20 века большинство грамотных людей получили свое образование в церковно-приходских школах. Где же нам искать пример? Наиболее близка к сегодняшнему времени эпоха первых веков христианства – христианство было религией гонимой, или просто не официальной религией, общество и школа были отделены от государства. Вся система образования была построена во многом с опорой на изучение текстов античных философов и мыслителей, значит, главными текстами были, по сути, тексты языческой тематики. Как же поступали родители-христиане, как поступали те родители, которые вырастили святых детей? Святитель Иоанн Златоуст Святитель Иоанн Златоуст – один из трех великих святых, о которых Церковь вспоминает как о «Великих святителях». Его проповеди собирали тысячи слушателей, и сегодня от его книг, однажды вчитавшись, не оторваться. Мать Иоанна, о которой житие рассказывает как об образцовой христианке, дала ему блестящее, лучшее из всех возможных тогда образований. Она отправила Иоанна учиться риторике у лучшего оратора того времени – Ливания. Ливаний был язычником, причем недружелюбно настроенным к христианам. Иоанн был лучшим его учеником. Когда Ливаний умирал, его спросили, кого бы он назвал преемником, и тот со скорбью ответил «Конечно Иоанна, если бы не похитили его у нас христиане». Вместе с Иоанном Златоустом Вселенскими учителями Церковь также называет Василия Великого и Григория Богослова. Они также происходили из христианских семей. Кстати, семья Василия Великого уникальна – пятеро детей и мать причислены к лику святых – шестеро канонизированных святых в одной семье: сам святитель Василий, его старшая сестра преподобная Макрина, брат Григорий, епископ Нисский, брат Петр, епископ Севастийский, младшая сестра — праведная Феозва, диакониса, и мать святителя праведная Емилия.

http://pravmir.ru/svyatye-i-svetskoe-obr...

Феодул преп., сын преп. Нила постника, в 5 в. 14 янв. Феозва (Феосевия), диаконисса, супруга Григория Нисского , ум. ок. 372. 10 янв. Феоктирист муч. 29 февр. Феоктиста дева, муч. Александрийская, ок. 311 г., с Киром и Иоанном. 31 янв. Феоктиста преп., Лезвияныня. 9 ноября. Феоктист, муч. Никомидийский при Клавдии (ок. 208), с Киприаном еп. 2 окт. Феоктист преп., спостник Евфимию Великому, ум. 467. 3 сент. Феоктист, игумен Сицилийский в 5 в. 4 мая. Феона, иначе Синесий, муч. Никомидийский, с Феопемптом еп. 303 года. 5 янв. Феона, муч. Никомидийский 303 г., с Христофором и Антонином. 19 апр. Феона, Симеон и Форвин, преподобные 5 апр. Феона, преп. Скитский. Субб. с. Феонилла, мученица Момисвестийская при Диоклетиане (303), с Клавдием и др. 29 окт. Феопемпт еп. и Феона, мучч. Никомидийские в 303 году. 5 янв. Феопистия и Феопист, мучч. Римские при Адриане, с Евстафием Плакидой. 20 сент. Феопрепий (Боголеп), муч. Иллирийский при Адриане, с Филитом, своим отцом, и др. 23 марта. Феопрепий, муч. Фракийский ирп Максимиане, с Агафоником. 22 авг. Феостирикт преп., в Символах. 10 ноября. Оеостих, муч. Кизический, с Феогнием и др. 29 апр. Феотекн воин, муч. Антиохийский при Максимиане. 10 окт. Феотих и три протектора, мучч. Египетские при Диоклетиане, с Филимоном и др. 14 дек. Феофания царица, супруга Льва Философа, ум. ок. 892. 16 дек. Феофан постник и исповедник, ум. ок. 301. 9 сент. Феофан, преп. Антиохийский. 10 июня. Феофан исповедник, инок Сигрианский, летописец, ум. 8l8. 12 марта. Феофан преп., исповедник и творец канонов, 9 в. 11 окт. Феофан преп., гражданин Газский, нищелюбец. 29 сент. Феофила, мученица Никомидийская ок. 302 г., с двумя тмами мучч. 28 дек. Феофилакт исповедник, еп. Никомидийский, ум. ок. 845. 8 марта. Феофил диакон, муч. Никомидийский, ок. 302 г., с двумя тмамн мучч. 28 дек. Феофил муч., с Трофимом и др. при Диоклетиане. 23 июля. Феофил, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном и др. 7 ноября. Феофил муч., с Дорофеей и др., пострадавший в Кесарии Каппад. при Диоклетиане. 6 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

на время покинул пределы своей епархии из-за угроз со стороны противников его преобразований, направленных на исправление нравственного и духовного состояния клира, монахов и мирян. Прекрасный ритор, автор многих речей, схолий и посланий, а также ряда филологических трактатов - комментариев к античным произведениям. Оригинальностью и остротой отличаются его труды - «Об исправлении монашеской жизни», «О лицемерии». 44. Святитель Василий Великий (330-378) - архиепископ Кесарии Каппадокийской, вселенский отец и учитель Церкви. Его родители - пресвитер Василий старший († ок. 341) и святая Эмилия (Эммелия) († 375), имели десять детей, пятеро из которых причислены к лику святых - преподобная Макрина (327-379) и праведная диаконисса Феозва (Феозевия) († 385), а также святители Григорий Нисский (335-394) и Пётр, епископ Севастии Армянской (349- ок. 392). В своих трудах святой Василий фактически заложил основы всей богословской терминологии, всего строя православной догматической мысли, разделив и определив понятия ипостаси и усии (сущности). Отношение лиц Троицы он выражает так: Бог один по существу, но троичен по ипостасям. Богословие святителя послужили основой и для всей христологии IV, V и VI Вселенских Соборов. Святой сыграл видную роль в победе над арианством. С именем святителя Василия связана одна из основных литургий Церкви, совершаемая десять раз в году. Он также ввёл в богослужение антифонное пение. Святой Василий был родоначальником малоазийского общежительного монашества. Оставил после себя множество творений, среди них особенно известен «Шестоднев», излагающий принципы христианской космогонии. За своё милосердие и помощь бедным, а также из-за того, что его память отмечается первого января по старому стилю, в Греции святитель Василий (Ай-Василис) почитается так же, как на Западе святой Николай (Санта-Клаус). 45. Пневматомахи, или полуариане (греч. духоборцы ), - еретики, которые правильно и православно думая о Сыне (они признавали Его единосущие с Отцом), хулили Духа Святого, не сопричисляя Его по Божеству Отцу и Сыну, считая Его сотворённым, подобно Ангелам, существом, находящимся в подчинении Богу-Отцу и Христу. Они не допускали именования Святого Духа Богом и отрицали Его единосущие с Отцом и Сыном. Одно из названий духоборчества, македонианство, происходит от имени Македония I, епископа Константинопольского (342-346 и 351-360), который не был напрямую причастен к ереси, но этим именем после его смерти прикрывались еретики.

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/15/...

Однако такая настроенность сначала ненадолго укоренилась в душе Григория. По смерти Юлиана Отступника 389 , воспретившего христианам быть наставниками риторики и грамматики, Григорий опять обратился было к любимому занятию, избрав для себя призвание преподавателя риторики, что вызвало недовольство со стороны его друзей и строгие обличения со стороны святого Григория Богослова 390 . Впрочем, Григорий недолго стремился к славе ритора. Вскоре под влиянием членов своей аскетически настроенной семьи и друзей он обратился всею душою к изучению памятников веры, оставил мир и удалился в пустыню, поселившись в монастыре, основанном Василием Великим на берегу реки Ириса. Вскоре после того святой Василий, желая иметь в Григории верного помощника для борьбы с арианскою ересью, поставил его во епископа города Ниссы 391 . Святой Григорий действовал, как истинный пастырь Христов, доблестно управляя Церковью и охраняя ее мир от козней ее врагов. Благочестивая сестра его Феозва была при нем диакониссою и весьма много помогала брату в делах церковных, так что впоследствии смерть ее была для него великою потерею. В царствование Валента 392 святой Григорий Нисский подвергся несправедливым гонениям со стороны правителей – ариан 393 . Наместник Понта 394 Демосфен составил в Анкире 395 из покорных правительству епископов собор, на котором Григорий был ложно обвинен в неправильном употреблении церковного имущества и лишен кафедры. По приказанию Демосфена святой был схвачен и под стражей отправлен в Анкиру, причем дорогою много пострадал от грубости воинов. Потом он решился бежать и, ускользнув от стражи, скрылся в безопасное место. На следующий год был созван новый собор из епископов Понта и Галатии в самой Ниссе; святой Григорий не явился на суд и снова был заочно низложен. Но, лишившись кафедры, Григорий не оставался в бездействии: он переходил из одного места в другое, чтобы утверждать православие и утешать православных. По смерти Валента святой Григорий был возвращен к своей кафедре и с восторгом встречен своей паствой.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

За свою подвижническую жизнь авва Исаия написал 29 назидательных «Слов», содержащих различные душеполезные наставления; правила для новоначальных монахов, статью «О хранении ума», главы о подвижничестве и безмолвии; сохранились также некоторые отдельные его изречения. Святитель Афанасий Великий , епископ Александрийский Святитель Афанасий родился около 297 года в Александрии, где получил хорошее светское образование. Будущий пастырь Александрийской церкви усердно изучал Священное Писание, любил монашество и пустыножителей и не раз посещал преподобного Антония Великого . В 319 году епископом Александром Афанасий был поставлен во диаконы. Вскоре он стал секретарем владыки. В сане диакона будущий святитель принимал участие в работе Первого Вселенского Собора, где опроверг учение пресвитера Ария. После кончины святителя Александра Афанасии, против своей воли, был поставлен в 326 году во епископа Александрийского. С этого времени целых 48 лет святитель посвятил тяжелой борьбе с арианами. Несколько раз он был изгоняем и снова возвращаем на свою кафедру. Последним подвигом святителя Афанасия стала его борьба с учением Аполлинария Лаодикийского, которое он опроверг в «Двух книгах против Аполлинария». Святитель Афанасий скончался 2 мая 373 года. Святитель оставил множество сочинений: догматических, четыре слова против ариан, «О Троице и Святом Духе», Пасхальное письмо, толкование на псалмы и другие. Святитель Василий Великий , архиепископ Кесарии Каппадокийской Святитель Василий родился в конце 330 года в Кесарии Каппадокийской в благородной и благочестивой христианской семье. Из их семьи пятеро причислены к лику святых: сам Василий, Макрина – образец аскетической жизни, Григорий, впоследствии епископ Нисский, Петр, епископ Севастийский, праведная Феозвадиаконисса. Под руководством своей бабушки Макрины святитель Василий начал обучение дома, затем изучал основы риторики у своего отца в Неокесарии. Свое образование он продолжал в Каппадокии, Константинополе и, наконец, в Афинах, где встретил Григория Богослова , подружился с ним и всю жизнь оставался верным его другом. Здесь он изучал риторику, философию, математику, медицину и другие науки. Вернувшись в Кесарию, Василий некоторое время работал адвокатом.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Феодор муч. † около 250 г., 10 апр. Феодор Трихина V в., 20 апр. Феодор Сикеот † 613 г., 22 апр. Феодор Освящен. † 368 г., 16 мая. Феодор, кн. Муром., XIII в., 21 мая. Феодор Ярославич князь † 1233 г., 5 июня. Феодор, еп. Рост., † 1023 г., † 8 июня, 23 мая и 23 июня. Феодор, еп. Киринейск., † 310 года, 4 июля. Феодор Едесский IV в., 9 июля. Феодор варяг, м. † 983 г., 12 июля. Феодор, пр. Печер., † 1098 г., 11 авг. Феодор, кн. Остр., † 1435 г., 28 авг. Феодор, кн. Ярославский, 19 сент. Феодор боярин † 1244 г., 14 фев. 20 сентября. Феодор Печерский, 18 февраля и 28 августа. Феодор, пр. Рост., † 1409 г., 22 окт. Феодор муч. † 298 г. 7 ноября. Феодор Студит † 826 г., 11 нояб. Феодор Антиохийский, 23 ноября. Феодор, еп. Рост., † 1394 г., 28 нояб. Феодор начертан. † 833 г., 27 дек. Феодосий, Углицк. архиеп., † 1696 г., 5 февр. и 9 сентября. Феодосий Великий † 529 г., 11 янв. Феодосий Тотем. † 1568 г., 28 янв. Феодосий пр. † 1362 г., 17 февр. Феодосий, игум. Печер., † 1074 года, мая. Феодосий пр. XIV в., 5 июля. Феодосий Глушицкий XV в., 12 окт. Феодосия муч. † 311 г., 31 янв. Феодосия, мать Ал. Невск., † 1244 г., 5 мая. Феодосия муч. † 308 г., 29 мая. Феодосия Цареградская, 29 мая. Феодота, мать Косьмы и Дамиана, 2 января, 1 ноября и в сырную седмицу. Феодотия муч. II в., 4 июля. Феодотия муч. † 304 г., 29 июля. Феодотия (с Анастасией) 22 дек. Феодот, еписк. Киринейск., † около 325 г., 2 марта. Феодот (из Кизич. муч.), 29 апр. Феодот Анкирский † 303 г., 18 мая, 7 июня и 6 ноября. Феодот (из Мелит. муч.), 25 июля. Феодот муч. † IV в., 15 сентября. Феодот муч. † 298 г., 7 ноября. Феодула Тверская † 410 г., 25 июля. Феодула Тавен. † 410 г„ 25 июля. Феодулия муч. IV в., 5 февраля. Феодул, пр. Синайский, 14 января Феодул муч. † около 309 г., 16 февр. Феодул чтец муч. † 303 г., 5 апр. Феодул (с Еспером) II в., 2 мая. Феодул муч. 1 в., 18 июня. Феодул м. (и Иерон и др.), 7 ноябр. Феодул (из Крит. муч.), 23 дек. Феозва диаконисса † 375 г., 10 янв., 8 мая. Феоклета Азийская † 840 г., 21 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010