Видишь ли душу, которая выше всей земли? Всякого человека он хотел представить таким – и, со своей стороны, всех представил. Подлинно, как бы сам родив всю вселенную, он беспокоился, трудился, старался всех ввести в Царство, исцеляя, увещевая, обещая, молясь, упрашивая, устрашая бесов, прогоняя развращающих, своим присутствием, посланиями, словами, делами, через учеников и сам лично поднимая падающих, укрепляя стоящих, восстанавливая поверженных, врачуя сокрушенных, возбуждая беспечных, страшно вопия против врагов, грозно взирая на противников; подобно какому-нибудь военачальнику или отличному врачу, он сам был и оруженосцем, и щитоносцем, и защитником, и помощником, сам был всем для войска; и не только о духовных потребностях, но и о телесных обнаруживал великое попечение, великую заботливость. Послушай, как он пишет об одной женщине к целому народу: «Представляю вам,– говорит, – Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской. Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас» ( Рим.16:1–2 ). И еще: «вы знаете семейство Стефаново: ...и вы подчиняйтесь 5 таковым»; и еще: «почитайте таковых» ( 1Кор.16:15–16, 18 ). Любви святых свойственно помогать и в этих нуждах. Так и Елисей не духовную только пользу оказал принявшей его женщине, но старался вознаградить ее и вещественными благами; поэтому и говорил: «Не нужно ли поговорить о тебе с царем, или с военачальником?» ( 4Цар.4:13 ). Что же удивительного, если Павел употреблял ходатайство в посланиях и, призывая кого-нибудь к себе, не считал недостойным и того, чтобы позаботиться о нужном для них на пути и упомянуть об этом в послании? Так в Послании к Титу он говорит: «Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка» ( Тит.3:13 ). Если же он, делая поручения, так тщательно заботился, то тем более сделал бы все, когда бы видел находящихся в опасности. Посмотри, как он в Послании к Филимону заботится об Онисиме, как мудро, как ревностно пишет о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Видишь ли, как опять он возвысил достоинство принимающих милостыню, если просит молитвы многочисленного народа, для того, чтобы посылаемое было принято? А с другой стороны, этим он показывает, что недостаточно дать для того, чтобы милостыня была принята. Когда кто–нибудь подает по принуждению, или из тщеславия, или неправедно приобретенное, тогда плод теряется. « дабы мне в радости, если Богу угодно, придти к вам » (Рим. 15:32). Как говорил в начале: « если Богу угодно, придти к вам и успокоиться с вами », так и здесь прибегает к той же воле Божьей и говорит: для того спешу и молю Бога избавиться отсюда, чтобы скорее увидеть вас и увидеть с удовольствием, не подвергаясь там никакой скорби. « И успокоиться с вами ». Смотри, как он опять показывает, что в нем нет надменности. Не сказал — научу вас и наставлю в вере, но — « успокоиться с вами ». Но ведь (апостол) сам подвизался и боролся, как же говорит — « успокоиться с вами »? Он говорит это в угождение римлянам, располагает их к большему усердию, делая участниками в победных венцах и показывая, что они также подвизаются и трудятся. Потом, по обыкновенно своему, присовокупляет к увещанию своему молитву, говоря: « Бог же мира да будет со всеми вами, аминь » (Рим. 15:33). « Представляю вам Фиву, сестру нашу, диаконису церкви Кенхрейской » (Рим. 16:1). Ты видишь, насколько (апостол) уважает Фиву, если упомянул о ней прежде всех и назвал сестрой, а называться сестрой Павла — дело немалое. Сказал и о должности ее, наименовав служительницей. « Примите ее для Господа, как прилично святым » (Рим. 16:2), то есть для Господа примите ее с честью, потому что принимающий для Господа даже и незначительного человека принимает с тщанием. А так как Фива была святая, то рассуди сам, каким попечением она в праве была пользоваться. Потому (апостол) присовокупил: « как прилично святым », то есть как следует принимать святых. Вы должны услуживать ей по двум причинам — потому что принимаете ее для Господа и потому что она святая. « И помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Во-вторых , соборным было созидание земной Церкви Христовой в день сошествия Духа Святаго на Двенадцать Апостолов (Деян. гл. 2). В-третьих , соборным было учреждение старшими Апостолами института диаконии Иерусалимской Церкви: Когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: не хорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу. А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненнаго веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращеннаго из язычников; их поставили пред Апостолами; и сии, помолившись, возложили на них руки (Деян. 6, 1-6). В-четвертых , наиболее ярко соборные качества Церкви Христовой проявились в Соборе Апостолов, собравшемся в Иерусалиме около 48-50-го года по Р.Х. Данный Собор и образовал догматическую традицию разрешать вероисповедные нестроения общецерковным призыванием Духа Святаго для исцеления греховного разномыслия спасительным единством. Это событие описывается в пятнадцатой главе Деяний Святых Апостолов. Выражение Изволися бо Святому Духу и нам... (Деян. 15, 28) с той поры стало неизменной священной формулой и свидетельством истинности каждого окончательного соборного утверждения - плода, итога многотрудных соборных деяний (1). Почему эта формула является залогом искренности и единства соборян? Многих истин не бывает. Верность церковного собрания истине выражается только единством, только единомыслием и единодушием. Всякая же ложь, следующая после выражения " Изволися Святому Духу и нам... " , была бы смертным приговором для собравшихся, так как хула на Духа Святаго, по грозному свидетельству Иисуса Христа, не простится... ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12, 31-32). Приписывание лжи Духу Святому есть безусловное святотатство, кощунство и хула на Него.

http://ruskline.ru/analitika/2009/01/19/...

Вокруг апостолов происходит «поляризация» человечества. Господь «отверзал сердца» людей. И сердца показывали свое содержимое. Так отверзлось и сердце Лидии, торговавшей багряницей в Фиатирах. Она была, по-видимому, состоятельнее других христиан, и ей было легче дать у себя приют апостолам. «Если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня» (15), – такими словами убедила она апостолов принять ее малое им служение. Облегчают апостолам их труды и страдания такие кроткие, скромные, жертвенные (и не замечающие своей жертвенности) женщины. На всем протяжении истории Церкви Промысл ставил таких женщин на крестных путях благовествователей Слова. И женщины эти, как Лидия, а позднее, через четыре века, Олимпиада-диаконисса, служили благовестникам Христовым «имением своим, как самому Господу». Они не только подавали, по заповеди Христовой, чашу «холодной воды, во имя ученика» ( Мф. 10:42 ), но они поили самих учеников, и не одной чашей воды, и кормили их, воплощая свою любовь к Господу в служителях Его Церкви. Отрекшиеся от своих родных, от семейств и друзей по плоти, служители Христовы получали уже на земных своих крестных путях, по слову Господа, во сто крат больше «матерей и братьев и сестер» и друзей духовно близких, чья близость уже утверждена в вечности. Отрекшиеся от всего и свободные от всякой плотской привязанности, они и до наших дней находят всюду, на всех путях своих множество матерей, и сестер, и братьев, и чад в духе, во Христе; и эти новые связи и единения несравненно глубже и радостнее кровных союзов. Чистое родство душ, соединенных между собою одною любовью ко Христу Господу и Его нетленному миру, как бы одним дыханием любви живет. Оно носит уже в себе и предвкушает все радости жизни вечной, совершенно отодвигая в забвение страстную, ветхую, плотскую жизнь. У христиан и жены – только «отчасти» жены. Они более спутницы к небесному вечному Отечеству. Апостол говорит, что все «имеющие жен должны быть, как не имеющие, и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся…», «Ибо проходит образ мира сего...» Но образ мира вечного и бытия нового готовится стать настоящей, единственной реальностью человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Вообще обязанности диаконис почти отождествлялись с обязанностями диаконов. § 48. Избрание и посвящение духовных лиц Установив степени иерархии, апостолы дали Церкви определенные указания на то, какие лица и с какими качествами должны быть избираемы на иерархические должности и как должно производиться самое избрание их. Апостол Павел в своих пастырских посланиях к Тимофею и Титу разъясняет: епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, страннолюбив, учителен, державшийся истиного слова, согласно с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать, не пьяница, не убийца…, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Не должен быть из новообращенных; наконец, должен иметь о себе вообще одобрительные отзывы не только между верующими, но и даже язычниками ( 1Тим. 3, 2–7 ; Тит. 1, 9 ). Те же самые качества требуются и от пресвитеров ( Тит. 1, 5–9 ), равно как и диакона ( 1Тим. 3, 8–12 ). Так называемые апостольские правила, составленные на основании апостольских писаний и апостольского предания, к этим требованиям присоединяют, что глухой и слепой не может быть епископом (Апостольское правило 78), а также бесноватый (Апостольское правило 79); женатый на вдове, отверженной от супружества, блуднице или актрисе (Апостольское правило 18), не могут быть приняты в клир. Что касается способа избрания на иерархические степени, то апостолы сами установили тот порядок, чтобы в выборе принимали участие все члены известной христианской общины. Так, при установлении диаконской степени, апостолы собрали всю общину и предложили ей самой избрать семь человек, испытанных, исполненных Духа Святого и мудрости ( Деян. 6,3 ), и сами освятили ее выбор рукоположением избранных. Апостол Павел в первое свое путешествие, рукополагая пресвитеров к разным церквам ( Деян. 14, 23 ), конечно, в этом случае сообразовался с желаниями всех верующих этих церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вообще обязанности диаконисс почти отождествлялись с обязанностями диаконов. § 44. Избрание и посвящение духовных лиц Установив степени иерархии, апостолы дали Церкви определенные указания на то, какие лица и с какими качествами должны быть избираемы на иерархические должности и как должно производиться самое избрание их. Апостол Павел в своих пастырских посланиях к Тимофею и Титу разъясняет: «Епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, страннолюбив, учителен, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать, не пьяница, не бийца, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Не должен быть из новообращенных; наконец, должен иметь о себе вообще одобрительные отзывы не только между верующими, но даже и язычниками» 111 . Те же самые качества требуются и от пресвитера 112 , равно как и диакона 113 . Так называемые апостольские правила, составленные на основании апостольских писаний и апостольского предания, к сим требованиям присоединяют, что глухой и слепой не может быть епископом 114 , а также бесноватый 115 , раб без согласия господ 116 и вообще всякий женатый на вдове, отверженной от супружества, блуднице, рабыне или актрисе 117 не могут быть приняты в клир. Что касается способа избрания на иерархические степени, то апостолы сами установили тот порядок, чтобы в выборе принимали участие все члены известной христианской общины. Так, при установлении диаконской степени апостолы собрали всю общину и предложили ей самой избрать семь человек испытанных, исполненных Духа Святого и мудрости 118 , и сами освятили ее выбор рукоположением избранных. Апостол Павел в первое свое путешествие, рукополагая пресвитеров к разным церквам 119 , конечно, в этом случае сообразовался с желаниями всех верующих сих церквей. Эти апостольские указания послужили для Церкви правилами, которыми она руководствовалась всегда при избрании на иерархические должности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все проклятое и отлученное будет исторгнуто из города. В нем установится теснейшее общение Творца с прославленной тварью. Престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. В служении Богу смысл жизни человека. «Вы обратились к Богу от идолов, – пишет апостол Павел, – чтобы служить Богу живому и истинному». Но если теперь к служению Богу апостол присоединяет и второе наше назначение в жизни: «и ожидать с небес Сына Его» ( 1Сол. 1:9–10 ), то там узрят лице Его (ст. 4), там будет непосредственное и блаженное служение спасенных Своему Спасителю – Агнцу , Которого и узрят. Там тварь будет служить своему Творцу – Богу , видя Его. Когда Адам был изгнан из рая, то вместе с проклятием получил назначение трудиться со скорбью и потом ( Быт. 3:17–19 ). Поэтому напрасны все попытки неверующих видеть в труде смысл и назначение жизни, жить ради творческого труда. Ныне труд необходим и жизнь без него немыслима. Но и он проклят. А может ли в проклятом, в скорбях и поте быть цель? В Гефсиманском саду из уст Божественного Страдальца сорвалось: «Душа Моя скорбит смертельно» ( Мк. 14:34 ). И в том борении «был пот Его, как капли крови, падающие на землю» ( Лк. 22:44 ). Гефсиманская скорбь и кровавый пот сняли проклятие скорби и пота с труда человека. Теперь в Церкви Христовой человеку открывается блаженное и радостное поприще служения Богу, истинная диакония, а не призрачная мира сего. Неразумные представляют себе вечность как некое блаженное безделие, как непрерывный отдых и «вкушение райских яблок». Такое понимание глубоко чуждо Писанию и сокровенному чаянию христиан. Вечность, это – вечно-блаженное и всерадостное служение Богу. Это – труд, освобожденный от проклятия. (Сравни: «Вставай, проклятьем заклейменный весь мир голодных и рабов...» Что может дать миру «проклятьем заклейменный раб», кроме опять-таки проклятия и рабства греху?! Кроме последующего за этим вечного проклятия и рабства! Откр.22:4 И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. Служащие Богу в вечности узрят лице Его. (см. толкование ст. 4,2). Это великая тайна: не видя, видеть Невидимого! Интересно еще отметить, что Иоанн пишет: рабы Его, служить Ему, лице Его, имя Его. Везде о Нем говорится в единственном числе, хотя это относится к Богу и Ангцу. В этом указание на единосущие Троицы. «Я и Отец – одно» ( Ин. 10:30 ). Бог и Агнец – не два Бога, а один, лицо Которого и узрят праведные.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Глава IV Увещания к отдельным лицам и ко всем читателям вообще (1–9). Благодарность за вспоможение Апостолу (10–12). Приветствия и заключение (21–23). Флп.4:1 .  Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные. Апостол сначала обращается ко всем филиппийцам с увещанием сохранять твердость в вере, а потом убеждает отдельных лиц к единению в мыслях. Затем он снова переходит к увещанию общего характера, состоящему в призыве сохранять истинно христианскую радость, кротость, надежду на помощь Божию и другие истинно христианские свойства и стремления. Этот стих собственно составляет заключение к предыдущему увещанию ( Флп.3:17 ). Называя читателей своею «радостью и венцом», который украшает его голову, выражая к ним свою горячую любовь ( «возлюбленные»), Апостол просит их «стоять в Господе», т. е. соблюдать Христовы заветы так, как делает это он, Павел. Флп.4:2 .  Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе. «Еводия и Синтихия» – женщины-христианки, но положение их в церкви неизвестно. Может быть, они были диакониссы и разногласили между собою в понимании и разделении своих обязанностей. Апостол просит их «мыслить одинаково о Господе», т. е. о деле служения Богу. Флп.4:3 .  Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена – в книге жизни. «Сотрудник» – правильнее: Синзиг ( σγζυγε – перевод русский: «сотрудник» допускает слишком большую неопределенность, потому что сотрудников у Апостола было немало…). – «Искренний» – точнее: настоящий, подлинный ( γνοιε), т. е. характер которого вполне отвечает смыслу имени Синзиг – сотрудник. Вероятно, это был один из «епископов» ( Флп.1:1 ). Он должен помочь означенным выше женщинам прийти к соглашению, потому что они помогали Апостолу в деле проповеди Евангелия. Апостол при этом упоминает о Клименте-филиппийце и других своих сотрудниках. Их имена уже значатся в книге спасенных ( «книге жизни» ср. Исх.32:32 и Отк 20:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава XVI Рекомендации диакониссы Фивы (1–2). Приветствия (3–16). Предостережение против церковных агитаторов (17–20). Приветствия от спутников Ап. Павла (21–24). Рим.16:1 .  Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской. Рим.16:2 .  Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому. Диаконисса Фива была, очевидно, передатчицей послания к Римлянам. Должность диакониссы ( δικονος) состояла в служении бедным, больным и странниками. Кенхрея – восточная гавань Коринфа при Саронском заливе. Она была помощницею ( προσττις) для многих христиан 41 и для Павла и, вероятно, имела значительные денежные средства. Может быть, она принимала в своем доме странников. Апостол просит читателей принять ее для Господа, т. е. вполне по-христиански, с полным радушием, как свою сестру духовную (ср. Флп 2:20 ). Рим.16:3 .  Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе Здесь названы по имени 24 лица, к которым Апостол обращается с приветствием, а потом Апостол приветствует всю церковь вообще. Рим.16:4 .  [которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников], и домашнюю их церковь . Об Акиле и Прискилле – см. Деян. 18:2, 18–19, 26 (ср. 1Кор 16:19 ). Прискилла – жена Акилы – ставится на первом месте, вероятно, ввиду ее особых заслуг для Церкви (ср. 2Тим. 4:19 ). – «Голову» (точнее: шею) свою полагали за мою душу (точнее: для спасения меня). Когда это было – неизвестно. Одни видят объяснение этого в событиях, случившихся во время пребывания Ап. Павла с Ефесе ( Деян.19:23 и сл.), другие относят это заступничество Акилы и Прискиллы к пребыванию Ап. Павла в Коринфе ( Деян.18:6 и сл.). – Домашние церкви – это богослужебные собрания известного семейства и дружественных этому семейству лиц в доме, принадлежащем этому семейству. Рим.16:5 .  Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа. «Начаток» – т. е. первый, обратившийся в христианство в Ефесе. – На основании Синопсиса Дорофея, Епенет, как и некоторые другие из упоминаемых здесь лиц, причислен в житиях Ап. Димитрия Ростовского к лику 70-ти.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава вторая Тит.2:1 .  Ты же говори то, что сообразно с здравым учением. Хотя бы они были неверующими и бесчестными людьми, ты все же делай свое дело: не молчи, хотя бы они и не принимали учения. Тит.2:2 . чтобы старцы были бдительны, Так как недостаток старости – леность, медлительность и неудобоподвижность, поэтому говорит, чтобы «были бдительны», то есть бодрствовали бы и были бы готовы на все должное. степенны, целомудренны, Целомудренными называет здесь рассудительных, имеющих здравое состояние ума. Ибо и между старцами бывают люди неистовые, беснующиеся и безумные, – одни от вина, другие от малодушия. здравы в вере, в любви, в терпении; Заповедь о «терпении» особенно прилична старцам, по причине их вспыльчивости и раздражительности. Тит.2:3 .  чтобы старицы также одевались прилично святым, Говорит о старицах, которые и по внешнему виду, и по одежде должны казаться приличными. Некоторые, впрочем, думают, что здесь речь о диакониссах, от которых апостол требует, чтобы они и по самому одеянию казались благоприличными, то есть отвечающими их священному служению. не были клеветницы, не порабощались пьянству, Так как к старости человек охлаждается, то является расположение к вину, а затем, не будучи в состоянии удерживаться, как слабый, побеждается не от умеренного, а от большого употребления вина, а отсюда является склонность к клеветам. учили добру; Как же в другом месте говорит: «а учить жене не позволяю» ( 1Тим.2:12 )? Там он говорит о публичном учении в церкви, которое женам не дозволяется, а здесь об учении домашнем, притом только жен младших. Что это говорит апостол, слушай далее. Тит.2:4 .  чтобы вразумляли молодых любить мужей, Не своих только дочерей, а и вообще всех юных по возрасту. Каждая старшая пусть «вразумляет» младшую, и прежде всего важнейшему домашнему благу – «любить мужа». Когда это налицо, и остальное последует, порядок в доме и изобилие в имуществе; когда же этого нет, то хотя бы и все было, все утечет. Любить детей, Кто любит корень, то есть отца, тем более полюбит и плоды, то есть «детей».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010