Тождество между диаконией Христа и диаконией апостолов (так как Сын Человеческий...) ставит все церковные обязанности в рамки христоцентрического толкования содержания власти и характера авторитета. Поэтому их осуществление в теле Церкви является очевидным, не по стихиям мира, а по стихиям Христа ( Кол. 2:8 ), истребившего учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою ( Кол. 2:14–15 ). Следовательно, термины авторитет и власть в новой реальности во Христе превращаются в простые осязаемые элеметы, в символы для того, чтобы представить совсем иное содержание церковных служений или диаконий. Первичность и авторитетность власти являются абсолютными элементами понятия авторитета, относится ли он к внутренним отношениям трех лиц Святой Троицы, или к осуществлению всего промысла божественной во Христе икономии (домостроительства), или же к делу Св. Духа в исторической жизни Церкви вплоть до самого конца мира. Первичность и суверенитет власти вытекает из Святой Троицы и вводится в действие через Сына, в Святом Духе. Авторитет Святой Троицы проявляется во Христе во всей жизни Церкви, так как Христос есть глава тела Церкви. Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота ( Кол. 1:18–20 ) Христоцентрическое обоснование всех церковных служений определяет не только их церковноцентрическое толкование, но также и их троическую перспективу. На жизнь Церкви накладывает свой отпечаток жизнь Св. Троицы, из которой вытекает и к которой, в конце концов, обращено таинство божественной икономии (домостроительства) для спасения мира. Формирование тела Церкви во Христе, обращено к источнику любой власти и авторитета, так как Бог поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем. ( Еф. 1:22–23 ), Он производящий все во всем, Он же расположил члены каждый в составе тела, как Ему было угодно, ибо если все были один член, то отменилось бы понятие тела (где было бы тело?), но множество членов раскрывает единство тела (членов множество, тело одно). Следовательно, так как все члены Церкви есть тело Христово, а порознь – члены ( 1Кор. 12:27 ), тогда действуют как единое органическое тело, ибо члены тела одного, хотя их много, составляют одно тело ( 1Кор. 12:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

14. Да не внимают Иудейским басням и заповедям людей, разумей, священников их, - и да не отвращают они, посредством теней прешедших, умы свои от истины, которая чрез нас проповедуется. 15. Все чисто, все то есть яства чисты для чистых. А для Иудеев, коих намерения нечисты, и они не веруют слову Господа нашего, Сказавшего: не то, что входит в человека оскверняет его (Мф.15:11; Мк.7:15), - нет для них ничего чистого, кроме написанного в законе их. Но осквернены они и умом и совестию, - совестью своею - в отношении к браку, а своим умом - в отношении к яствам. 16. Они утверждают, что знают Бога, а делами отрекаются. Но таковые мерзостны (суть), поелику не веруют новому Евангелию, пребывают в том же неверии и ко всякому делу доброму неспособны.  Глава II 1. Ты же говори, что подобает не учению закона, который имел силу, и потом прошло время его, - но что подобает святости учения, то есть: 2. Старец (пресвитер) пусть здрав будет в вере своей по отношению к гонителям, и в любви, и в терпении к тем, коих он учит. 3-4. Подобно и женщины, кои имеют полномочие служения диаконисс, ежедневно пусть только доброму научаются и занимаются благотворением, так чтобы видом своим могли научать и наставлять юных женщин. 7-8. Себя представляй образцем не одного какого-либо частного вида добра, но всех добрых дел, - в учении - чрез доброе твое гостеприимство, подобно тому как я, например, никогда ничего не пожелал. Также в скромности и в слове здравом чрез да и нет. И безукоризнен будь пред теми, коих будешь учить, чтобы чужой и противник наш, хотя бы и желал сказать о нас что-либо дурное, однако посрамился бы пред слушателями своими, когда не мог бы сказать о нас никакого дурного слова. 9-10. Рабы господам своим да подчиняются во всем, не воруя, да не подпадут суду в качестве воров, но да показывают истинность свою, дабы этою верностью своею украшали святое учение, которое усвоили. 11-13. Ибо явилась благодать спасения Божия всем людям, то есть возвещена истина Иудеям и язычникам, господам и рабам, - наставляющая нас всех вообще, чтобы мы отвергли нечестие, которое совершали, и мирские помыслы, в коих вращались, - и жили в сем веке не так, как жили некогда, но целомудренно, чтобы никто не взирал на жену ближнего своего с лукавыми мыслями (ср.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/894/...

1878. 17, май. Шипкинские страстотерпцы//ЦВ. 1877. 33, авг. Шишмаков И., проф. Увод в историята на българското възраждане. България 1900 години. София, 1930. Яковлев Н. Н. Русское добровольческое движение на Балканы в 1876 г.//Ученые записки. Вып. 15. Куйбышев, 1955. Янышев И., прот. Речь, сказанная в Исаакиевском соборе И ЦВ. 1877. 15. Часть IV. Диаконическая функция Церкви «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», – отвечал Господь на вопрос о том, какая наибольшая заповедь в Законе Божием. Подчеркивая всю важность и величие этого веления, Спаситель поставил его в неразрывную связь с заповедью о любви к Богу: первая заповедь – любовь к Богу, вторая подобная ей – любовь к ближнему. «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мф.22:36–40 ). Раскрывая эти мысли Божественного Наставника ближайший Его ученик святой апостол и евангелист Иоанн Богослов прямо и ясно свидетельствовал: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» ( 1Ин.4:20 ). Естественно, что Церковь Христова глубоко усвоила эти наставления, повторяет их во всех догматических, нравоучительных системах и, что не менее важно, осуществляет их в своем ежедневном практическом служении Богу и людям. Так поступают все христианские Церкви – все христиане. Так служила и служит и наша Святая Православная Русская Церковь . Нет нужды, да и возможности, в данном небольшом сообщении прослеживать диаконическую функцию нашей Святой Церкви во всей её широте и притом на протяжении всей истории её бытия, подражая русским летописцам, старавшимся – в отличие от византийских «хронистов» – не опустить ни одного года в смене времен. Для раскрытия сущности основ диаконии достаточно взглянуть на служение Церкви в века её становления и утверждения в Древней Руси, опираясь, по преимуществу, на русские церковные памятники литературы того же времени – эти добрые, можно сказать, неоспоримые показатели и свидетели, причем того, что входит в состав жизни Церкви как нечто важнейшее и нужнейшее.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

«1. Если кто порицает брак и гнушается верною и благочестивою женой, со своим мужем совокупляющеюся, или её порицает, как немогущую войти в Царствие, тот да будет под клятвой. 2 . Если кто-либо девствует или воздерживается, удаляясь от брака, как гнушающийся им, а не ради самой доброты и святыни девства, да будет под клятвой. 3 . Если кто из девствующих ради Господа будет превозноситься над бракосочетавшимися, да будет под клятвой» 68 . Вдовство как ещё одна форма древнехристианского аскетизма естественно вытекает из учения о девстве как добродетели. Приведём рассуждения Тертуллиана , христианского писателя конца II – начала III века, по этому поводу: «Он (Бог) разделил на несколько видов, чтобы мы придерживались хотя бы одного из них. Первый вид – это девственность от рождения. Вторая девственность – от второго рождения, то есть от крещения, состоит в том, чтобы мы во время супружества очищали себя добровольно разлукою между мужем и женою, или чтобы мы сохраняли целомудрие, пребывая постоянно как бы в безбрачном состоянии. Наконец, третья степень заключается в единобрачии, когда мы по смерти первой жены отказываемся от женского пола» 69 . Мы видим, что, оставаясь вдовыми после первого брака, христиане тем самым приравнивались к несущим подвиг девства, поскольку, по словам Тертуллиана , воздержание есть добродетель. К сожалению, впоследствии институт вдовиц был утрачен. Последнее упоминание о вдовицах содержится в 40-м правиле Трулльского Собора 691–692 годов. В наше время вдовство рассматривается как неполноценное человеческое существование, хотя, с точки зрения христианства, добровольный отказ от брака является величайшей добродетелью. Говоря о вдовицах, нужно различать вдовство как социальное положение и вдовство как определённый род церковного служения. Была особая группа вдовиц, о которых писал апостол Павел: Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу ( 1Тим.5:9–11 ). Вдова выбиралась из церковного окружения, но в отличие от других церковных степеней над ней не совершалось рукоположение. В чем заключалось служение вдов? Вероятнее всего, они были ближайшими помощниками диаконис, а иногда и выполняли их обязанности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1Тим.3:9 .  хранящие таинство веры в чистой совести. Совесть диаконов должна быть чистою – это вывод из сказанного в 8-м стихе, – чтобы ее состояние было соответственно истинной вере, которая по существу своему есть тайна, т. е. нечто чудесное, непонятное для простого ума, чуждого христианству. Апостол хочет сказать, что только чистая совесть человека и сообразная с нею жизнь дают посторонним некоторое представление о том великом неоцененном сокровище – вере, которое таится в глубине христианской души. 1Тим.3:10 .  И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения. По-видимому, в апостольское время производилось церковною общиною и ее представителями-епископами тщательное исследование относительно лиц, предназначаемых на диаконское служение. 1Тим.3:11 .  Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем. « Равно и жены» (прибавление «их» – лишнее против текста). Здесь естественнее всего видеть диаконисс, а не жен диаконов, потому что было бы странно, если бы апостол выставлял известные требования только относительно жен диаконов и умолчал о требованиях, каким должны удовлетворять супруги епископов и пресвитеров. Степень диакониссы – не иерархическая. Диаконисса просто являлась помощницей пресвитера или епископа, хотя, правда, получала особое торжественное посвящение на это служение. Первое упоминание о диакониссе находим в Рим ( Рим.16:1 ), 1), но там ей дано название диакон ( δικονον) термин «диаконисса» стал употребляться в позднейшее время – примерно около 4-го века. « Не клеветницы». Женщинам по преимуществу свойственна страсть к пересудам и сплетням. Диакониссы должны воздерживаться от этого. 1Тим.3:12 .  Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим. См. 1Тим.3:2 и 1Тим.3:4 . 1Тим.3:13 .  Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса. Некоторые под словом « степень» ( βαθμν) понимают положение человека в обществе и переводят: «диакон, хорошо отправляя свою должность, достигает всеобщего уважения». Но такое толкование слишком далеко от прямого смысла выражения « степень добрая». Естественнее толкование некоторых св. отцов, которые выражение « степень добрая» считают техническим термином для обозначения степени епископства. И в самом деле, это выражение напоминает собою выражение первого стиха: « если кто епископства желает, доброго дела желает». « И великое дерзновение в вере во Христа Иисуса», т. е. и внутренне они становятся удовлетворенными, чувствуют особую духовную радость, какую дает сознание верного исполнения возложенного на них Христом служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

246 О значении этих литургических выражений можно почитать: а) статью А. Раэса «Ta panta kai dia panta»; б) статью Р.Тафта схожего наименования; в) книгу Р. Тафта «Диптихи»; г) две книги Ч. Джираудо о структуре и богословии классических анафор; д) статью д. Михаила Асмуса «О всех и за вся». В данном контексте «и всех и вся» полнота собрания евхаристической общины. 248 Т.е., удостой всех певцов, чтецов, иподиаконов, диаконис и иных членов низшего клира причастия Телу и Крови Христовым. 257 Древняя замена обычая возложения руки епископа на каждого молящегося перед выходом его из храма (отсюда обычай целования креста в конце литургии). На литургии – три главопреклонных молитвы: 1) для оглашенных (которые после этого должны уйти), 2) для непричащающихся верных (после «Отче наш»). Для последних диакон произносит «Главы ваша… преклоните» вместо «Главы наша… преклоним»; и 3) для исхода из храма причастившихся (заамвонная молитва), на которой диакон не случайно стоит с преклоненной головой на солее. 258 Роберт Тафт полагает, что эта главопреклонная молитва читалась на исход из храма т.н. «слушающих» или «молящихся», ещё не получивших от епископа права на причащение. 262 Т.е., Святые Дары для избранников Божьих – христиан, верных. В древней практике Святые Дары при этом возглашении, показывались Святому Народу Божьему. Слово «святой» здесь употреблено не в смысле нравственном, а в значении инаковости – «иной», выделенный из обычного порядка вещей или явлений, то, что причастно святому Богу или Его освящающей благодати. См. 1Петр.2:9 : «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет»; Ин.15:16 : «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам». Возглас отражает практику т.н. «тайной дисциплины» (disciplina arcana) – Святые Дары, часто приносимые домой для причастия больных и верных, отсутствующих на Евхаристии, не должны попасть в руки катехуменов (оглашаемых).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

24: 14). «Благодарю Бога, которому служу (latrevo) от прародителей» (2Тим. 1: 3). Латрейей именуется иудейское служение Богу: «…всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит (latreian prosferein) Богу», - говорит ап. Иоанн об иудеях (Ин. 16: 2). Или он поминает 12 колен своего народа, которые надеются на обетование, «усердно служа (latrevon) Богу день и ночь» (Деян. 26: 7).  Иудейское служение подразумевает службу культовую, служение «на сем месте»: первомученик Стефан цитирует из Ветхого Завета слова Божии:  «они (евреи) выйдут и будут служить (latrevsousin) Мне на сем месте» (Деян. 7: 7). Апостол Павел говорит, что израильтянам принадлежат «усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение (latreia) (Рим. 9: 4). Иудейские священники приносят дары и тем «служат (latrevousin) образу и тени небесного» (Евр. 8: 5). Иудейские священники входят в скинию совершать богослужение (tas latreias) (Евр. 9: 6). «Латрейа» употребляется там, где звучит тема уподобления какого - либо действия ветхозаветному сакральному акту, например, жертвоприношению,  обрезанию, храмовой службе: кровь Христа (как жертвы) очистит совесть христиан от мертвых дел для служения (eis to latrevein) Богу живому (Евр. 9: 14); христиане – это люди, служащие (latrevontes)  Богу духом там, где евреи служат обрезанием (Флп. 3: 3). В «Откровении» характер уподобления земной и небесной храмовой службы имеет образ мучеников, облаченных в белые одежды, которые «пребывают перед престолом Бога и служат (latrevousin) Ему день и ночь в храме Его»… (Откр. 7: 15) Латрейа – служба рабов Божьих перед престолом Его в небесном Иерусалиме (Откр. 22: 3) Итак, оба термина, литургия и латрейа, применяются христианскими авторами при прямом или косвенном обращении их к ветхозаветным образам. Посмотрим, как обозначается понятие служения в Ветхом Завете. Во всех случаях, когда речь идет о служении Богу, существительное leitourgia и глагол leitorgevo обозначают в Ветхом Завете служение храмовое, культовое: это служение Аарона и его сыновей в святилище (Исх.

http://pravoslavie.ru/2867.html

2:15. Впрочем и женщина, несмотря на ее вину, спасется под тем же условием, что и мужчина, то есть если уверует в Господа Иисуса, и в жизни будет руководиться христианской любовью – к Богу и ближним. Но кроме этих условий, святой Павел полагает для женщины дополнения к ним, если она пребудет в святости с целомудрием, в непорочности по телу и душе для посторонних, и целомудрии в брачной жизни с мужем (не в угоду плоти, а из покорности закону природы, для рождения детей, которое святой Павел также полагает условием спасения для жены). Но так как чадорождение есть явление естественное, не имеющее само по себе спасительного значения, то святые отцы под чадородием, главным образом, разумеют воспитание рожденных детей в страхе Божьем (Златоуст, Феодорит). «Деторождение, говорит Златоуст, есть дело природы. Но жене даровано не только это, зависящее от природы, но и то, что относится к воспитанию детей. В том великая будет состоять для них награда, если они воспитают ратоборцев Христу, так что они могут заслужить спасение не только сами через себя, но и через других, детей своих». Святой Павел, в первом стихе следующей главы, по толкованию Златоуста, удостоверяет родителей – верно слово, что они действительно получат награду, если хорошо воспитают своих детей. II. Наставления относительно лиц, избираемых в церковный клир (3:1–13) В Ефесской Церкви, основанной святым Апостолом Павлом, уже давно, конечно, был клир, им же поставленный (см. Деян. 20:17–18 ), но его теперь оказалось недостаточно, потому что число верующих постоянно умножалось. Поэтому он наместнику своему, Тимофею, повелевает пополнять и учреждать клир, и для руководства в этом дает правила, касающиеся избрания епископов и пресвитеров, диаконов и диаконис. А). Свойства достойных епископства (3:1–7) а). Избираемый на епископство должен быть ревностным (3:1) Глава 3 1 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. 2 Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

(444) Так же он сделал и в странноприимнице женщин, которой [прежде] вовсе не было, но по его повелению она вскоре устроилась из камней четыех капищ, которые властно были разрушены в городе по его слову. Так он поставил над ней ... диакониссу с женщинами, сестрами завета, чтобы они целомудренно и усердно исполняли служение их [странниц] успокоения. Опять же, по любви Божией, которою он милостиво в отношении к своим соплеменникам горел и пламенел, он особенно великую заботливость показал о бедных, искушенных (бедствиями), которые жили вне города отдельно как ненавистные и презренные. Ибо он назначал для них истинных служителей, которые, живя в их стороне с терпеливыми братьями, были поставлены для прислуживания им. Все же необходимое для потребности их исходило от церкви постоянно, тогда как и сам он опять всегда успокаивал их души делом и словом: делом – ибо его дарование врачевало страдание от их болезней; и словом Божиим он укреплял их помысел, чтобы он не был угнетен болезнью. И сколько раз как бы для ободрения их он приветствовал святым лобзанием в гнойные уста тех людей, которых тела загнивали, и, чтобы они не отчаялись в учении Божием, (обращенном) к ним, он ободрял их, и, чтобы за самые скорби (445) свои они более благодарили Господа, он увещевал их, говоря: «Помните, братья, что написано: Лазарь за то, что терпел злое (бедствия), сподобился лежать на лоне Авраама в стране Царствия». Когда же во всем этом и во многом, о чем мы предварительно сказали, и прочем, о чем мы не в состоянии повторить, прославлялось истинное священство этого славного своим именем (мужа), когда злые и дерзкие трепетали пред его праведностью и слабые и немощные от дара его получали уход, когда он ухо свое благостно приклонял к угнетенным и в ревности своей был допросчиком обиженных, когда он усердно содействовал словом и делом угодным ему, когда он во всякое время давал руку смиренным для возвышения их, когда он в своем лице воплотил дела закона и надел на себя заповедь Господа своего, как одежду, когда на нем видны были виды милостей его Бога и он щедро проливал их в пределы своей области, когда все поколения Ургэя хвалились и гордились им, и он хвалился и утверждался в Господе своем, когда он ясно видел заповеди Бога и на собственную праведность совсем не надеялся, – после всего этого случилось, [что] по обычаю своему, заболел он телом своим в новолуние месяца таммуз (июль), по исполнении трех месяцев сверх двадцати четырех лет его жизни в епископстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

(444) Так же он сделал и в странноприимнице женщин, которой (прежде) вовсе не было, но по его повелению она вскоре устроилась из камней четырех капищ, которые властно были разрушены в городе по его слову. Так он поставил над ней… диакониссу с женщинами, сестрами завета, чтобы они целомудренно и усердно исполняло служение их [странниц] успокоения. Опять же, по любви Божией, которою он милостиво в отношении к своим соплеменникам горел и пламенел, он особенно великую заботливость показал о бедных, искушенных (бедствиями), которые жили вне города отдельно как ненавистные и презренные. Ибо он назначал для них истинных служителей, которые, живя в их стороне с терпеливыми братьями, были поставлены для прислуживания им. Все же необходимое для потребности их исходило от церкви постоянно, тогда как и сам он опять всегда успокаивал их души делом и словом: делом – ибо его дарование врачевало страдание от их болезней; и словом Божиим он укреплял их помысел, чтобы он не был угнетен болезнью. И сколько раз как бы для ободрения их он приветствовал святым лобзанием в гнойные уста тех людей, которых тела загнивали, и, чтобы они не отчаялись в учении Божием, (обращенном) к ним, он ободрял их, и, чтобы за самые скорби (445) свои они более благодарили Господа, он увещевал их, говоря: «Помните, братья, что написано: Лазарь за то, что терпел злое (бедствия), сподобился лежать на лоне Авраама в стране Царствия». Когда же во всем этом и во многом, о чем мы предварительно сказали, и прочем, о чем мы не в состоянии повторить, прославлялось истинное священство этого, славного своим именем (мужа), когда злые и дерзкие трепетали пред его праведностью и слабые и немощные от дара его получали уход, когда он ухо свое благостно приклонял к угнетенным и в ревности своей был допросчиком обиженных, когда он усердно содействовал словом и делом угодным ему, когда он во всякое время давал руку смиренным для возвышения их, когда он в своем лице воплотил дело закона и надел на себя заповедь Господа своего, как одежду, когда на нем видны были виды милостей его Бога и он щедро проливал их в пределы своей области, когда все поколения Ургэя хвалились и гордились им и он хвалился и утверждался в Господе своем, когда он ясно видел заповеди Бога и на собственную праведность совсем не надеялся, – после всего этого случилось, [что,] по обычаю своему, заболел он телом своим в новолуние месяца таммуз (июль), по исполнении трех месяцев сверх двадцати четырех лет его жизни в епископстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010