Если так, то возьми его!» При этих словах Иоанн крепко прижался к св. Уару и сказал матери: «Если ты любишь меня, то радуйся моему блаженству и не сетуй перед Господом!». Тогда Клеопатра воскликнула: «О, блаженные души! Возьмите и меня с собою...», – проснулась и возвратилась домой с радостью. (Чет.-Мин. 19 Окт.). Таким образом, уверенностью в блаженстве дорогих нашему сердцу людей утоляете скорбь и обращаете ее в радость. д) Одна вдова, лишась зрения и не найдя помощи у врачей, задумала идти в Иерусалим, поклониться св. местам и искать исцеления у угодников Божиих. Вместе с нею отправился и ее единственный сын. Пришли в Иерусалим. Но и здесь, как везде, горе живет с людьми. Вдову поразило новое несчастье: ее сын захворал и умер. Кто не поймет отчаянного положения больной вдовы и любящей матери! Теперь она осталась в чужой земле, никого не имея знакомых, без глаз и проводника. Во время ее скорби явился ей св. Логгин в видении и сказал: «Не скорби, ты получишь зрение и увидишь в небесной славе своего сына, если только потрудишься выйти за город и отыщешь мою голову, отсеченную по приказанию Пилата и брошенную вне города». Верующая вдова наняла за город проводника, остановилась на указанном месте и, разгребая своими руками кучу мусора, нашла голову святого Логгина, и сразу прозрела. С великой радостью возвратилась вдова в город, славя Бога и Его угодника. В следующую ночь ей снова явился святой Логгин, окруженный небесным светом, ведя с собою ее сына, одетого в светлую одежду. «Посмотри на своего сына, – сказал мученик Логгин, – в какой он чести я славе! Посмотри, и утешься! Он причтен к лику св. Божиих!» (Чет.-Мин. 16-го Окт.). е) Однажды отроковице Музе во сне явилась Божия Матерь, окруженная множеством отроковиц. Обрадовалась сильно Муза такому видению и подумала: «Как весело бы было жить с такими подругами под покровительством Матери Божией!» И вот Божия Матерь спрашивает ее: «Хочешь ли жить с отроковицами, которых видишь со Мною?» Муза отвечала, что очень желает этого и готова хоть сейчас идти за Матерью Господа. Тогда Божия Матерь обещала прийти к ней через 30 дней, чтобы взять ее с Собою, и заповедала ей в это время воздержаться от детских забав, не смеяться и ничего не делать дурного.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вполне вероятно, что благочестивая христианка Клеопатра, с благоговением принесшая мощи святого из Египта в Палестину, была воспитана верующими родителями-христианами. Житие святого Уара не дает никаких оснований подозревать Клеопатриных близких в неверии и язычестве. А поскольку никаких иных источников, кроме жития, о мученике Уаре и блаженной Клеопатре, нет, то стоит признать традицию просить святого мученика о молитве за некрещеных, не имеющей никаких оснований. Но, не смотря на это, традиция прочно укрепилась, и даже написана молитва мученику Уару, в которой испрашивается у святого его ходатайство перед Богом за умерших некрещеными. Молитва эта может читаться только келейно, то есть дома, и при желании читать эту молитву стоит непременно посоветоваться с духовником. И, конечно же, чтение этой молитвы никак не связано с днем памяти мученика Уара и, тем более, не является основанием для церковного поминания некрещеных в этот день. Таковое поминание невозможно в принципе, поскольку Церковь молится только за своих членов. Цитата дня «…Мир имеет свое начало в любви Божией, и если людям дан закон: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный», то, конечно, должна быть дана и возможность осуществления этой заповеди, возможность бесконечного совершенствования духа. А для этого необходимо вечное бессмертное существование духа и бесконечность ряда форм его совершенства. Не может быть, чтобы закон бесконечного совершенствования духа в приближении к совершенству Бога был дан только людям, а не всему мирозданию, не всему миру духовных существ, ибо и они сотворены в различных степенях совершенства, далеко превосходящих малое совершенство духа человеческого. Если совершенна (неуничтожима) материя и энергия в ее физических формах, то, конечно, должна подлежать этому закону и духовная энергия, или, иначе говоря, дух человека и всего живого. Таким образом, бессмертие есть необходимый постулат ума нашего. Господь Иисус Христос прямо засвидетельствовал о бессмертии человеческом: «Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин.?11,?26).

http://azbyka.ru/death/plan-na-40-dnej/?...

Престарелые супруги Иоаким и Анна получили от Бога дар — долгожданное Дитя, будущую Матерь Божию. И вот этого, вымоленного многими слезами ребенка, трилётствующую юницу, то есть трехлетнюю маленькую девочку, они отводят в храм Божий и по данному ими ранее обету посвящают Богу. Это был подвиг полного самопожертвования и преданности воле Божией. Кто имеет детей, знает, как это трудно — особенно в том преклонном возрасте, в который тогда вступили Иоаким и Анна — родителям ли шиться утешения видеть, растить, воспитывать своего единственного ребенка. В жизни, правда, часто бывает, что родителям приходится разлучаться с детьми. Умирают родители, иногда же умирает ребенок. И если человек не в Бога, а себе богатеет, то есть если он думает только о себе, о своих радостях, то для него это трагедия. А святые Иоаким и Анна добровольно отдали Дитя, сами лишили себя родительского утешения ради Бога. И Господь воздал им сторицей за это, потому что потом они восприняли Дочь свою как Царицу Небесную, как Матерь Божию. Это даже и представить себе невозможно, какую они получили награду. В житиях святых есть такой пример. Одна богатая женщина, Клеопатра, привезла к себе в дом мощи мученика Уара и устроила недалеко от дома храм в его честь. По освящении храма она горячо молилась мученику о благополучии своего единственного сына, а тот вскоре после этого заболел и умер. В горе, в ропоте на мученика, на Бога, потому что она, как тот богач, себе, а не в Бога богатела, идет женщина в новоустроенный храм и жалуется мученику: — Мучениче Христов, так-то ты отблагодарил меня за заботу о тебе!   Мученик ей явился и говорит: —   Ты же просила блага для своего сына, а высшее благо — это Царствие Небесное. Вот Господь по мо ему ходатайству и даровал это твоему сыну. Чего же ты еще хочешь? И она увидела своего сына в неизреченной славе в Царствии Небесном и успокоилась. Потом она затворилась у себя в доме, вела богоугодную жизнь и стала преподобной, блаженной. Богач, о котором говорится в притче, думал толь ко о себе, о своих удовольствиях, потому богатство и отнялось от него.

http://pravmir.ru/vvedenie-vo-xram-presv...

О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 200, 198.- Сост. Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь. Трисвятое Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды) Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Молитва ко Пресвятой Троице Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. (Трижды) Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Молитва Господня Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Тропари, глас 4: Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженней жизни, яже у Тебе, Человеколюбче. В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец. Слава: Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой. И ныне: Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися душе его. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Господи, помилуй (трижды), благослови. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь. Вечная ваша память, достоблаженнии отцы и братия наша приснопоминаемии. (Трижды, с поклоном) Таже рекут помалу и полегку вси: Бог да ублажит и упокоит их, и нас помилует, яко Благ и Человеколюбец. См.: Служебник. М., 1995. С. 354-356; Чин обычной литии//Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 186-188.- Сост. Канон святому мученику Уару емуже дана бысть благодать умолити за умершия Клеопатрины прародители, не сподобльшияся прияти Святаго Крещения (об избавлении от муки в иноверии умерших)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2157...

Церковь в честь Воздвижения Креста Господня. 1848 г. Фотография. 2004 г. Церковь в честь Воздвижения Креста Господня. 1848 г. Фотография. 2004 г. 15 мая 1865 г. по ходатайству святителя богадельня была переименована во Флоро-Лаврскую жен. общину, «старшей распорядительницей» была назначена Саватюгина. Устав общины составил Можайский еп. Савва (Тихомиров) и утвердил митр. Филарет. Община существовала на пожертвования неск. московских купцов, почитавших Иоанна Степановича. В 1865 г., незадолго до кончины, блаженный попытался обеспечить сестрам более стабильный достаток и попросил имп. Марию Александровну ходатайствовать о передаче общине пустующих с 1824 г. корпусов Пахринского имп. конезавода и 50 дес. земли на р. Пахре, в прошении было отказано. 25 дек. того же года Иоанн Степанович скончался и был похоронен на кладбище при Троицкой ц. в с. Пахрине (в 30-х гг. XX в. храм разобрали на кирпичи, место захоронения блаженного неизвестно). Память о подвижнике чтилась в В. м., до 20-х гг. XX в. в обители хранились его рубашка и вериги. В авг. 1869 г. помещица А. П. Головина пожаловала общине имение в с. Лукине Подольского у., в неск. верстах от Ст. Яма, и 300 дес. земли. 17 мая 1870 г. крестным ходом во главе с благочинным мон-рей Московской епархии прп. Пименом (Мясниковым) ок. 70 сестер перешли из Ст. Яма в Лукино, где действовала небольшая каменная ц. в честь Воздвижения Креста Господня (освящена 10 окт. 1848), поэтому община стала именоваться Крестовоздвиженской. В 1871-1873 гг. для общины были построены 2-этажный келейный корпус, гостиница, конный и скотный дворы. На средства В. Ф. Жолобова и Ю. И. Базановой к келейному корпусу была пристроена и 30 сент. 1873 г. еп. Дмитровским Леонидом (Краснопевковым) освящена ц. в честь Иерусалимской иконы Божией Матери. В 1882-1886 гг. к Крестовоздвиженскому храму пристроили трапезную, звонницу и паперть. Иерусалимская икона Божией Матери с избранными святыми на полях, хранящаяся в мон-ре. Фотография. 2004 г. Иерусалимская икона Божией Матери с избранными святыми на полях, хранящаяся в мон-ре. Фотография. 2004 г. В 1873 г. еп. Леонид постриг Саватюгину в иночество с именем Павла. Ближайшими помощницами общины стали насельницы Аносина Борисоглебского мон-ря игум. Евгения (Озерова), мон. Клеопатра и др. Весной 1886 г. мон. Павла (Саватюгина) ушла на покой, скончалась 31 окт. 1887 г. и была похоронена у юж. стены Иерусалимского храма.

http://pravenc.ru/text/155083.html

Преподобных Амфилохия († 1452) с Дионисием († 1437) и Макария († ок. 1480), Тарасия († 1440), Феодосия (XV) Глушицких Иконы Божия Матере «Иерусалимския» (48) 13 октября Празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице ради иконы Ея «Иверския» (пренесение в Москву, 1648) Святых мученик Карпа, Папилы, Агафодора и Агафоники († 251) Преподобнаго Вениамина, в Дальних пещерах почивающаго (XIV) 14 октября Святых мученик Назария, Гервасия, Протасия и Келсия († ок. 54–68) Преподобнаго Николы Святоши, князя Черниговскаго, в Ближних пещерах почивающаго († 1143) Преподобныя Параскевы Сербския († 1050) Преподобнаго Космы Яхромскаго († 18 февраля 1497) 15 октября Преподобнаго Евфимия Новаго, Солунскаго († 889), и святаго преподобномученика Лукиана, пресвитера Великия Антиохии († 312) Святителя Иоанна, епископа Суждальскаго († 1373) Святаго священномученика Лукиана, в Дальних пещерах почивающаго († 1243) Святителя Дионисия, архиепископа Суждальскаго († 1385) Священноисповедника Афанасия, епископа Ковровскаго († 1962) 16 октября Святаго мученика Лонгина сотника, иже при Кресте Господни (I) Преподобнаго Лонгина Коряжемскаго († 10 февраля 1540) (службу зри 10 февраля) Преподобнаго Лонгина Яренгскаго († ок. 1544–1545) (службу зри 3 июля) Преподобнаго Лонгина Вратаря, в Дальних пещерах почивающаго (XIII–XIV) 17 октября Святаго пророка Божия Осии († ок. 820 до Рождества Христова) и святаго преподобномученика Андрея Критскаго († 767) Святаго праведнаго Лазаря Четверодневнаго, друга Божия, епископа Китийскаго (пренесение мощей из Кипра в Царьград, 898) Иконы Божия Матере «Избавительница» (XIX) 18 октября Святаго апостола и Евангелиста Луки (I) Преподобнаго Иосифа Волоцкаго († 9 сентября 1515) (службу зри 9 сентября) 19 октября Святаго пророка Божия Иоиля (ок. 800 до Рождества Христова) и святаго мученика Уара († ок. 307), с ним седми святых мученик, учителей христианских († ок. 307), блаженныя Клеопатры († 327) и сына ея, святаго Иоанна († 320) Преподобнаго Иоанна Рыльскаго (пренесение мощей, 1238)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

   Вспомнив судьбу других детей Маврикия, и мирские люди должны сознаться, что счастлива Сопатра, избравшая доброй волей жизнь иноческую. Кровожадный Фока, убив доброго императора Маврикия и трех сыновей его, жену и трех дочерей (Анастасию, Феоктисту и Клеопатру), запер в монастырь, где после трех лет предал смерти. Не лучше ли было по воле избрать тишину уединения, чем поневоле? Не лучше ли добровольно отказаться от незавидной суеты мирской, чем против воли заключену быть во гробе? И в миру можно делать много доброго! Да, можно коптить сердца и небо! Делают добро души смиренные, а не гордые и самонадеянные. «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Флп.2:12). «Царство Небесное берется силой, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12). Св. Феврония-царевна    Дочь имп. Ираклия, блаженная Феврония, с юных лет пожелала служить единому Господу. Две сестры ее, Августина и Мартина, украшались титлом Августы, а Феврония подвизалась в уединении, заботясь только о том, как бы не лишиться славы вечной, приготовленной для всех страданиями Сына Божия.    Св. Апостол учит: «незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою телом и духом» (1 Кор.7:34). Здесь две высокие мысли о деве: дева, посвящающая себя Богу, заботится о славе Божией, потом она же заботится об освящении души и тела.    Кто так искренно и полно предан славе Господа, как та душа, которая не развлекается ничем земным? «Замужняя заботится о мирском, как угодить мужу» (1Кор.7:34). Умное угождение мужу — дело должное; это не то, что служение страстям и грешной воле. Но земля и небо — не одно и то же. Услуживать мужу и услуживать Господу — вещи разные по предмету, по достоинству, последствиям. Прямое и полное служение Господу — занятие самое высокое и самое достойное желаний человеческих.    Освещение души и тела — другой предмет забот девы. Чистота и невинность — свойства богосозданной природы человеческой. С расстроенной грехом природой недоступна на земле невинность райская, но она возвращается постепенно, по частям, при пособиях благодати Божией. И вот, о возвращении этой-то невинности воздыхает дева, ее-то старается она усвоить себе подвигами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2986...

В ходе проведённого исследования было обнаружено, что исторически первые упоминания о юродстве связаны с Тавенисиотским монастырем, где в IV веке подвизалась св. Исидора, Христа ради юродивая. Св. Исидора – единственная среди жён святая юродивая (в полном смысле этого слова) Греческой Церкви. Свв. блж. Клеопатра и блж. Таисия Египетская временно прибегали к подвигу юродства. Появление юродства в Греческой Церкви совпадает с периодом обмирщения церковной жизни и возрождения напряженной христианской жизни, но уже в новых формах – в монашестве и в юродстве Христа ради. Широкое распространение подвиг юродства получил на Руси. По разным источникам, к настоящему времени в Русской Православной Церкви канонизировано около сорока святых юродивых мужей и двенадцать святых блаженных и/или Христа ради юродивых жён. Причины расцвета подвига юродства Христа ради необходимо искать в историческом контексте. Так, в ХХ веке в нашей стране юродивые решали особые задачи, ранее не свойственные этому чину святости: юродивые были миссионерами – духовными просветителями, носителями церковного опыта, наставниками в духовной жизни. Существует авторитетное мнение проф. Голубинского, согласно которому подвиг юродства зародился в монастыре, а проявляться может только в миру. Г.П. Федотов также относил юродство к видам «мирянской святости». Однако наше исследование показало, что примерно половина святых подвижниц имели монашеский постриг или же, не имея монашеского пострига, несли крест юродства Христа ради в монастыре. Как правило, это были крупные обители, в которых имели место различные нестроения. Отдельную категорию среди блаженных и/или юродивых Христа ради мирян составляют блаженные калеки, чьё христианское подвижничество и общественное служение протекало, как правило, в замкнутом пространстве в особых условиях. Однако, как показало исследование жизнеописаний святых блаженных калек, в их аскетическом поведении, в образе мыслей обнаруживаются черты, сходные с проявлениями настоящего юродства Христа ради.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Горы пришла на кануне Иоанна Богослова, в Ахтырке была Троицу, в Киев пришла 9 июня. 11 июня вышла в Почаев, куда пришла 23 июля, а вышла оттуда 2 августа, 12 августа в Киев, 18-го из Киева, 29 августа была в Ахтырке, 8 сент. в Воронеже, 13 сент. в Тамбов, 21 из Тамбова, в Елец 25 сентября, 26 в монастырь, 21 октября к вечерне меня одели, а 22-го октября в день Казанской подводили к образу Матери Божией, и я стояла с сестрами. 1864 года 5 мая вышла из Ельца в день Иоанна Богослова пришла в Троекурово, оттуда в Сезеново, в Петропавловскую пустынь, 23 мая в Вышу пустынь, 27 вышла оттуда в Саров и пробыла до 5 июня, на другой день Духова дня пошла в Дивеево, оттуда в Ардатов, Муром, Вязники, оттуда до Коврова 60 верст по железной дороге, из Коврова до Суздаля, Боголюбский монастырь. Владимир 1 июля, 2-го до Покрова 60 верст на машине, в Веденскую пустынь в Киржач, Махры, 5 июля к Сергию преподобному, 15 была в Москве и 16 вышла, 18 в Тулу, 31 в Задонск, 3 августа в Воронеж, а 7 августа опять в Задонск, 13 из Задонска в Елец, а 14 в монастырь. 4 В формулярном списке за 1868 год значилось: «София Михайловна Иванова 41 года, определена в монастырь 11 июня 1860 года, облечена в рясофор 11 июля 1867 года. Пред кончиною же в болезни тайно пострижена в мантию и схиму под именем Магдалины». 5 По этим сведениям, исправленным и дополненным, составлено жизнеописание блаженной затворницы Мелании и напечатано в «Страннике» за 1871 год. 10 Подобные поздравления, извещения и благодарения остались в письмах Магдалины к наставнику своему и всегда с выписками из писаний отеческих или современных проповедников, потому что сам наставник не мог читать, а только слушал читавших. 11 Это бывшая игуменья Павлина из духовного звания, произведена в игуменьи в 1837 года, уволена по старости на покой в 1867 году, и скончалась в 1870 году. 14 Это нынешняя игуменья Клеопатра (Головачева), поступившая в Елецкий Знаменский монастырь в 1867 году. Читать далее Источник: Жизнеописание схимонахини Елецкого Знаменского женского монастыря Магдалины, в мире Софии Михайловны Ивановой. - 2-е изд. - Москва : Елецкий Знаменский монастырь, 1879. - 140 с., 1 л. фронт. (портр.) Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

345 Γλυκυττ μητρ γλ Λε... τ γλυκυττ θυγατρ κα... По сплошному способу письма, не одинаково можно читать неслыханное в этой форме собственное имя матери. Если тут нет описки, и вместо ΑΓΛΙΑ не следует стоять: АГ ΛАА, то из μητριγλια... можно сделать μητρι (мачеху) ГАА (Гаия), но мачеха без описки читается: μητρυι. Окончательное: κα... тоже должно быть собственным именем: κλαυδα, καλιπη и прочее. А всего проще бы в АГ ΛΙА читать: ΑΙΛΙΑ (Элия). 346 γρφη π Νικοπλεως Μακεδονας... значится обыкновенно в древних рукописях в конце послания к Титу. На основании этой приписки библеисты ищут Никополь в собственной Македонии. Географ Птолемей перечисляет таких два: Νικπολις περ Α μον Νικπολις περ Νσον (по монетам: Νστον). Но оба эти Никополя так темны исторически, что невероятным представляется пребывание в них Апостола. Эпир по римским понятиям, тоже мог считаться частию Provinciae Macedoniae вместе и с нашим Никополем. Блаженный Иероним прямо этот, а не другой Никополь зовет Апостольским. 347 Вот их список: Донат – 431. Аттик – 449–451. Евгений – 458–475. Atcison (!) –516. Иоанн – 517. Андрей – 596–604. Сотирих – 625. Ипатий – 626. Анастасий – 692. Даниил – 889–911. 349 Многое множество монет Августа представляют более или менее один и тот же тип: тонкое, сухощавое лицо с совершенно правильными очертаниями, важное и спокойное без малейшей аффектации, но не холодное и не черствое. Монета, которую я по преимуществу имел тогда в виду, однако же, не из первых годов его, что уже доказывает самое имя его Augustus. Более молодых лет его монеты имеют только имя: CAESAR, как и дядины. На упомянутой (серебряной), на обратной стороне есть и: IMP. X. 350 Ни войска, ни кораблей его, по-видимому, не было у Антония. У Ирода много было тогда домашнего дела. Он вел войну с Арабами. 351 Ториной ( Τορνη) называлось селение, в котором высадилась на берег армия Августа. Клеопатра, замечая малодушие окружавших Антония, острила, говоря: «Есть чего бояться! Кесарь уселся в ложку». Τορνη значит: ложка, которою повар мешает в горшке – чумичка.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010