Св. Евдокия Суздальская Если обратиться к иконописным изображениям святых юродивых- мирян, то прежде всего следует обратить внимание на их головной убор. Поскольку речь идет о женщине, то на каноническом изображении голова должна быть, безусловно, покрыта. Св. блж. Клеопатра Св. блж. Любовь Рязанская Однако в ряде случаев иконописец, изображая небрежно торчащие из- под головного убора волосы, указывает на то небрежение о своем внешнем виде, которое намеренно проявляли при жизни святые жены, подвизавшиеся в юродстве Христа ради. Св. блж. Таисия Св. блж. Параскева Св. блж. Ксения Иногда иконописцы изображают яркие черты в одежде юродивых, которые были свойственны им при жизни. Так, св. блж. Ксения Петербургская, как свидетельствует церковное Предание, надевала зеленую юбку и красную кофту (или наоборот). На иконах святой Ксении в полный рост, как правило, эта деталь находит своё отражение. Св. Домна Томская имела обыкновение при жизни носить одежду, состоящую из разного рода тряпья, веревок, старого мочала, камней, связанных узлами. Постоянно перевязывая эти узлы, святая Домна использовала их вместо чёток во время молитвы. Этот факт также находит отражение на иконописном изображении святой. Св. блж. Ксения Петербургская Св. блж. Домна Томская Св. блж. Домна Томская (справа) Как известно, при жизни юродивые использовали различные предметы, которые служили им для определенных целей: назидания, пророчества и т.д. Часто Христа ради юродивые, которые скитались, не имели постоянного пристанища, изображаются на иконах с посохом или палкой (св. блж. Ксения Петербургская; св. блж. Параскева Дивеевская). Святая Пелагея Дивеевская очень любила цветы. Этот факт находит отражение в ряде иконописных изображений святой. Св. блж. Пелагия Св. блж. Пелагия Св. блж. Пелагия и Параскева Дивеевские Блаженные калеки изображаются на иконах, как правило, с указанием на тот физический недостаток, которым они страдали при жизни (св. блж. Матрона Московская – слепой; св. блж. Матрона Анемнясевская – в полулежачем положении и иногда тоже слепой).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В работе анализируется подвиг 1 6 святых жён, канонизированных в чине блаженной и/или юродивой Христа ради. В данном случае мы использовали широкий подход к пониманию подвига юродства Христа ради, опираясь на определение, представленное в «Богословско-литургическом словаре»: «Были и такие юродивые, называемые в народе блаженными, которые не принимали на себя подвига юродства, а действительно производили впечатление слабоумных благодаря своей оставшейся на всю жизнь детскости» 15 . В работе анализируется подвиг 4 святых жён, канонизированных Греческой Православной Церковью , и 1 2 святых жен, канонизированных Русской Православной Церковью: прп. Исидора Тавенская, Христа ради юродивая (IV в.; 23(10) мая); блж. Клеопатра (†327 век; 1 ноября(19 октября)); блж. отроковица Муза (V век; 29(16) мая); блж. Таисия Египетская (V век; 23(10) мая); блж. схим. Марфа Московская, Христа ради юродивая (†1638; 14(1) марта); блж. Евдокия Суздальская, Христа ради юродивая (†1776; 22 декабря); блж. Ксения Петербургская, Христа ради юродивая (XVIII в.; 6 февраля (24 января)); блж. Евфросиния Колюпановская, Христа ради юродивая (†1855; 16(3) июля); блж. Домна Карповна Томская, Христа ради юродивая (†1872; 29(16) октября); блж. Пелагия Дивеевская, Христа ради юродивая (†1884; 11 февраля(30 января)); блж. Параскева Дивеевская, Христа ради юродивая (Паша Саровская) (†1915; 5 октября(22 сентября)); блж. Любовь Рязанская, Христа ради юродивая (†1921; 21 февраля – н.с.); блж. Мария Ивановна Дивеевская, Христа ради юродивая (†1931; 8 сентября(26 августа)); блж. Матрона Анемнясевская (†1936; 29(16) июля); блж. Матрона Московская (†1952; 2 мая(19 апреля); блж. Варвара Скворчихинская, Христа ради юродивая (†1966, 27 (14) февраля). Охарактеризуем основные источники, из которых мы черпали сведения об особенностях протекания подвига указанных святых жен. По святым, прославленным в Греческой Православной Церкви, основным источником были «Жития святых» 16 , составленные свт. Димитрием Ростовским в XVIII веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Храм святых Паисия и Уара (Варницы) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм святых Паисия и Уара (Варницы) Небольшая кирпичная неоштукатуренная церковь-усыпальница в псевдорусском стиле. Сооружена в 1893 г. к югу от Воскресенской церкви на средства купца А.Л. Кекина. Прямоугольный объем завершен двумя большими и двумя малыми главами. Содержание История [ править править код ] Рядом с Воскресенским храмом в Варницкой слободе, над могилами многих поколений своих предков, внучатый пле­мянник Николая Алексеевича, Алексей Леонтьевич Кекин, построил каменную церковь с приделами во имя Преподобного Паисия Великого и мученика Уара. Церковь была заложена 20 мая 1890 года и ос­вящена 7 февраля 1893 года. В церкви два равнозначных Престола, один - во имя Преподобного Паисия Великого, второй - во имя святого мученика Уара, этим объясняется, что венчают церковь две главы. Над Престолами ал­таря храма поставлены также две главы, но они меньших размеров. Сама церковь построена в неорусском стиле, с ориентацией на особенности архитектуры храмов XVII века. В 1903 году храм был расписан. При церкви была построена богадельня, пере­устроенная впоследствии в школу. Под сводами этой церкви, согласно завещанию, был погребен 23 сентября 1897 года Алек­сей Леонтьевич Кекин, строитель этой церкви. В церкви сохранилась надгробная плита с надписью: «Статский советник Алексей Леонтьевич Кекин родился 6 ав­густа 1838 г., скончался 15 сентября 1897 г. Жития его было 59 лет, 1 месяц, 10 дней». Храм освящен в честь святых, имена которых не столь известны богомольцам. Преподобный Паисий Великий жил в Александрии в V веке, он обладал даром прозорливости и чудотворения. Ему молятся, чтобы не уме­реть без исповеди и Святого Причащения, а также об избавлении от муки умерших без покаяния. Мученик Уар жил в Егип­те. Мученику Уару молятся об умерших некрещеных младенцах, которые не приняли Святое Крещение не по своей вине. В прошлом некрещеных взрослых людей просто не могло быть. Поминание некрещеных умерших в Русской Православной Церк­ви не совершается. Записки с их именами нельзя подавать на Литургию и на пани­хиду. Родственники некрещеных умерших могут о них молиться сами, келейно, и чи­тать канон мученику Уару. Святой мученик Уар умолил Бога о прощении грехов родственников блаженной Клеопатры, которая позаботилась о прославлении его мощей. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святых_Па...

Не забудьте, притом, и молитв за напаствовавших, легких и вольных трудов телесных, например, в садоводстве и рыбной ловле, присмотра за работами по земледелию, вечерних с детьми прогулок, и наипаче благотворения по телу и душе в кругу земледельцев, о которых вам подобает пещись как о чадах, а сверх всего того и святой церкви, которую Господь благословил вам соорудить в Карабиновке. Представьте себе все сие и другое многое, согласное с сим в единстве разнообразном, и в высших мыслях, составится прекрасное изображение христианского возможного на земле благополучия, которое приготовляет и ведет в блаженную вечную жизнь, и к которому всеблагое к Вам Провидение Божие открывает самый удобный доступ в теперешнем состоянии Вашем. Посему, как Вы меня приглашаете, я простираюсь к Вам духом, дабы возносить имя Господне вкупе, и как Вы благодарите Бога о моем недостоинстве, так и я от обнищавшего сердца приношу Его непостижимому Величеству хвалу о вас, мои Возлюбленные Господе, что Он вас напоил слезами в меру, что Он провел вас сквозь огонь и воду, и ввел в покой, который да введет вас в другой покой, т. е. в упокоение воли и разума вашего, в воле и истине Божией, а отсюда паки в иной покой да прейдете, т. е. в небесное царствие, Иисусом Христом Господом нашим, Которого имя буди благословенно отныне и до века, аминь. Известиями о друзьях и знакомых мне в Вашем краю, Вы возбудили в душе моей весьма различные воспоминания. Господь да упокоит души усопших рабов своих, братий моих иереев Стефана и Михаила. Доселе я поминал их, и представлял себе живыми. Уповаю же, что они и в самом деле живы, ибо веровали в Того, который есть путь, истина и жизнь животворная. Да укрепит Господь Клеопатру Васильевну 95 в крестоносном вдовстве, дабы добрый конец увенчал хорошо начатый подвиг. А кто хорошо начал, тот половину дела сделал. Эта мысль у меня в памяти с детства, когда меня учили латинскому языку по грамматике Лебедева. Но теперь вижу, что сие истинно не только в кругу земных, но и в высшем порядке вещей, ибо св.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Мученик Уар (+ ок. 307 г.) жил в Егип­те (память 19 октября/1 ноября). Мучени­ку Уару молятся об умерших некрещеных младенцах, которые не приняли Святое Крещение не по своей вине. В прошлом некрещеных взрослых людей просто не могло быть. Поминание некрещеных умерших в Русской Православной Церк­ви не совершается. Записки с их именами нельзя подавать на Литургию и на пани­хиду. Родственники некрещеных умерших могут о них молиться сами, келейно, и чи­тать канон мученику Уару. Святой муче­ник Уар умолил Бога о прощении грехов родственников блаженной Клеопатры, которая позаботилась о прославлении его мощей. Осталось неизвестным, почему А.Л. Ке­кин пожелал освятить Престолы храма-усыпальницы над могилами своих пред­ков в честь столь редких святых, какими являются преподобный Паисий Великий и мученик Уар. Можно, однако, предполо­жить, что это было сделано в память о его предках, которые были старообрядцами. Алексей Леонтьевич, принявший Право­славие в зрелом возрасте, возможно, последние годы своей жизни особо молился преподобному Паисию Великому и муче­нику Уару за души своих усопших предков. Сегодня у многих православных есть потребность в молитвенном обращении к преподобному Паисию Великому и му­ченику Уару. Среди наших умерших род­ственников и друзей есть и некрещеные, есть и такие, кто умер без покаяния. Мно­гие десятилетия гонений на Церковь не прошли даром, люди насильственно от­вращались от веры своих предков, умерли вне Церкви, и сегодня они нуждаются в наших сугубых молитвах: Вспомяни и на­ших сродников томление, умерших в не­честии, приими наше прошение, и яко же Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук освободил еси, тако воспомяни елицы противобожие погребенныя умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление (из молитвы святому мучени­ку Уару). Источник: В.И. Вахрина. Троице-Сергиев Варницкий мужской монастырь в Ростове Великом. Родина Преподобного Сергия Радонежского. - Рыбинск, Медиарост, 2014. Комментарии и обсуждение В церкви расположена семейная усыпальница купцов Кекиных

http://sobory.ru/article/?object=05892

После сих слов, оба стали невидимы. Она же, придя в себя, почувствовала в своем сердце несказанную радость и веселие и поведала о своем видении священникам; вместе с ними она с честью погребла при гробе святого Уара и своего сына, уже не плача, а веселясь о Господе. После сего она раздала свое имение нуждающимся, сама же, отрекшись от мира, жила при церкви святого Уара, служа Богу день и ночь в посте и молитвах. Всякую неделю по воскресным дням ей являлся, во время молитвы, святой Уар с ее сыном в блестящем сиянии. Проведя семь лет в таковых подвигах, блаженная Клеопатра преставилась, благоугодив Богу. Тело ее было положено в церкви святого Уара, близ тела сына ее, Иоанна, душа же ее святая вместе с святым Уаром и Иоанном в веселии предстоит на небесах Богу, Ему же слава во веки веков, аминь.   Тропарь Уару и с ним семи учителям христианским: Воинством святых страстотерпец/страждущих законно,/зря онех, показал еси мужески крепость свою./И устремився на страсть волею,/и умрети вожделе за Христа,/Иже приял еси почесть победы твоего страдания, Уаре,/моли спастися душам нашим.   Кондак, глас 4: Христу последуя мучениче Уаре, того испив чашу, и мучения венцем увязеся, и со ангелы ликовствуеши: моли непрестанно за душы наша. Память преподобного отца нашего Иоанна Рыльского Преподобный отец наш Иоанн Рыльский, великий постник, был родом из болгарского селения Скрина, что близ славного города Средца [ 1 ]. Он жил в царствование христолюбивого Петра, царя болгарского и при греческом императоре Константине Порфирородном [ 2 ]. По кончине своих благочестивых родителей, Иоанн роздал все оставшееся ему имение нищим, — ибо от юности возлюбил Бога более всего, — а сам принял иночество и ушел из своего родного селения, ничего не имея на себе, кроме одной кожаной одежды. Взойдя на одну высокую и пустынную гору, он стал проводить там подвижническую жизнь, питаясь одними дикими растениями. Чрез несколько времени, по диавольскому наущению, на Иоанна напали ночью разбойники и, избивши, изгнали его оттуда.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Во сне является ей св. мученик Уар, держа за руку сына ее; оба в белых, блестящих одеждах, с драгоценными, сияющими венцами на главах. «Усердная почитательница мучеников, – сказал Клеопатре св. Уар, – я не забыл благодеяний, тобою оказанных телу моему, и умолял Бога, чтобы сопричислить к лику ангелов сына твоего. Сама ты молилась в день освящения храма, да испрошу у Бога тебе и сыну твоему, что обоим вам полезно, и что угодно Богу. Вот я исполнил твое желание. Посмотри на славу сына своего: он теперь один из предстоящих престолу Божию. О чем же ты так горько сетуешь и плачешь? Или не хочешь, чтобы сын твой наслаждался теми благами, «их же око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша» ( 1Кор.2:9 )? Если так, то возьми его!..» При этих словах юный Иоанн крепко прижался к св. Уару и сказал матери: «если любишь меня, то радуйся моему блаженству, и не сетуй пред Господом». Тогда восторженная мать воскликнула: «о, блаженные души! Возьмите и меня с собою!..» и проснулась Клеопатра и возвратилась в дом свой с радостью (Чет. Мин. окт. 19). Так уверенность в блаженстве любезных нашему сердцу утоляет скорбь и превращает ее в радость. 2) Некоторая вдова, лишась зрения и не находя помощи в искусстве врачей, умыслила идти в Иерусалим, поклониться св. местам и искать там исцеления от угодников Божиих. Единственный сын, которого она имела, был проводником ее и сопутником. Пришли в Иерусалим, но и здесь, как везде, горе живет с людьми. Вдова поражена была новою скорбью: сын ее заболел и умер. Остаться на чужой стороне, никем не знаемой, без глаз и без проводника, столь близкого сердцу: – кто не поймет отчаянного положения больной вдовы и любящей матери! Во время неутешного сетования явился ей св. Логгин в видении и сказал, что она получит зрение и узрит в небесной славе сына своего, если только потрудится выйти за город, и там, на известном месте, отыскать главу его, Логгина, отсеченную по приказанию Пилата и поверженную вне города. Верующая вдова наняла проводника за город, остановилась на указанном месте, и, разгребая своими руками кучу мусора, где повержена была глава мученика, обрела ее и тотчас прозрела.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В ней отец Константин пишет: «В последних изданиях богослужебных Миней под 19 октября приведены две службы мученику Уару – уставная и неуставная. Первая (на которую указывает Типикон) составлена вполне привычно и традиционно… Вторая же служба – о которой Типикон вовсе не упоминает – начинается с довольно нетрадиционного и претенциозного названия: «Ина служба, бденная, святому мученику Уару, емуже дана бысть благодать умолити за умершие Клеопатрины прародители, не сподобльшияся прияти святаго Крещения». Следует определённо сказать, что в названии этой второй, неуставной службы содержится если не прямая ложь, то бездоказательное и необоснованное заявление: не имеется никаких свидетельств о том, что у блаженной Клеопатры (память в тот же день, 19 октября) сродники были некрещёные. Вполне вероятно, что благочестивая и ревностная христианская жена была воспитана верующими родителями-христианами. Житие св. Уара не даёт никаких оснований подозревать Клеопатриных близких в неверии и язычестве». Эта неуставная служба не известна в других Поместных Церквах и не принадлежит к общецерковному литургическому преданию. Текст её не проходил никаких согласований, как это предписано в настоящее время. О недопустимости порождаемых им идей вполне определённо говорил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «У людей малоцерковных создаётся впечатление, что не обязательно принимать Святое Крещение или быть членом Церкви, достаточно лишь молиться мученику Уару. Такое отношение к почитанию святого мученика Уара недопустимо и противоречит нашему церковному вероучению» 149 . Аналогичную озабоченность выражали многие пастыри. Например, игумен Сергий (Рыбко) говорил: «Относительно мученика Уара можно сказать следующее: «учение» о том, что он вымаливает некрещёных и они спасаются – это самая настоящая ересь!» 150 Откуда же взялась эта неуставная служба в некоторых изданиях миней? По сообщению архимандрита Рафаила (Карелина) , эта служба была включена в минею митрополитом Никодимом (Ротовым) в 1970-х годах. Отец Рафаил предположил, что митрополит был и составителем самой службы. Об этом говорил и игумен Сергий (Рыбко).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

О книгах Иосифа Афонского Дорогой В.! Книги Иосифа Афонского у меня имеются. В них светится личный духовный опыт самоотверженного аскета. И все-таки то, что написал Иосиф Исихаст , в более сжатом и лаконичном виде содержится в «Древнем патерике» и «Отечнике» Игнатия Брянчанинова , так же как – простите за сравнение – неоплатонизм содержится в платонизме (этот образ, разумеется, специально для вас). Но через Иосифа Исихаста можно более правильно прочитать Патерик. О молитве за усопших Канон мученику Уару сочинил экуменист митрополит Никодим (Ротов). Прочитайте житие мученика Уара и блаженной Клеопатры и сына ее Иоанна в Четьи-Минеях святителя Димитрия Ростовского – и не найдете там ничего, что говорило бы о каком-то посмертном крещении и спасении язычников. Единственное, что можно сделать для язычника – это путем милостыни исходатайствовать ему облегчение, но не спасение как соединение с Христом. Молитва о усопших может спасать в том случае, если человек имел православную веру, совершал добрые дела, но грешил и остался после смерти в неопределенном нравственном состоянии. Если можно было бы одной молитвой спасти человека, то святые своими молитвами спасли бы весь ад. О философе С. М. Лурье Получил ваше письмо. Практически, Лурье я не знаю. Попалась мне одна его книга, которую я не смог прочесть до конца и отложил в сторону. У меня такое впечатление, что он много читал, но мало думал и поэтому говорит не своими, а чужими словами, даже когда хочет быть оригинальным. Мне кажется, что у него не полет мысли, а какие-то судороги мысли, похожие на эпилепсию. Пользуясь вашим разрешением, обращусь к этой теме после Пасхальной седмицы... О статье Лурье Я разобрал только предисловие статьи, боюсь, что черт будет присылать мне десяток Лурье для того, чтобы я диагностировал, где у них хвост и рога, и сам бы не имел времени, чтобы написать что-либо позитивное. Лурье родит двух Лурье, два – четырех, и моей бедной головой придется разбивать выращенные ими орехи... Первое замечание. Похабный тон, которым говорит Лурье: не то он играет в рубаху-парня, не то в рок-музыканта, выступающего для оригинальности без штанов, не то в Диогена, у которого бочка на голове – большая, только пустая.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

После смерти сына этот человек еще как-то держался, но когда ему сообщили о бедствии, в которое попал корабль, он пришел в полное отчаяние. Патриарх Иоанн, узнав об этом, весьма сочувствовал несчастному судовладельцу и стал умолять, чтобы Господь успокоил бурю в душе бедняги и помог ему в делах. На следующую ночь несчастный отец увидел во сне мужа, похожего на патриарха, который сказал: «Почему ты так пал духом? Разве ты не просил меня спасти твоего сына? Он сейчас спасен благодатью Божией и радуется в селениях праведных, избежав всяческих злых соблазнов. Если бы он прожил дольше, то погряз бы в распутстве и оказался бы недостоин будущих обетований. А что до корабля, то о чем тут говорить, если бы мы не умолили Бога, то корабль пошел бы ко дну и все погибли бы вместе с твоим братом. Поэтому тебе следует не унывать, но с благодарностью терпеть свою долю. Ибо ничто не происходит без Божьего суда, хотя нам многое из того и не ведомо». Как только человек проснулся, почувствовал в сердце немалое утешение, пришел к патриарху, упал ему в ноги и выразил свою премногую благодарность. Он рассказал ему о видении, а блаженный патриарх посоветовал благодарить не его, смиренного человека, но Бога, направляющего все к наилучшему. 2. Из жития святого Уара Богатая и боголюбивая женщина по имени Клеопатра после кончины мученика Уара взяла его мощи и перевезла к себе на родину, в Палестину, а когда гонения стали ослабевать, построила храм в его честь. У нее был единственный сын, и она возлагала все надежды на него, ибо ее муж умер много лет назад. Она посылала много денег властителям, чтобы они удостоили ее сыны славного титула. В конце концов, мать добилась указа от императора о присвоении ее сыну (желанного) титула. Но она решила не праздновать это событие, пока не закончит строительство храма, чему она отдавала все свои силы. Когда сооружение было подведено под крышу, благочестивая жена собрала епископов и пресвитеров для освящения нового храма, пригласила монахов, просиявших добродетельным житием, и, изъяв святые мощи мученика Уара из усыпальницы, торжественно водрузила их на драгоценные носилки и рядом с ними положила тогу и пояс со знаками титула, полученного сыном, чтобы собравшиеся воздали славу и по достоинству оценили их. А сын должен был облачиться в эти благородные одежды.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010