- Почему ты не радуешься, жено, - обратился к ней Уар, - и твое сердце переполнено страшным горем? Неужели ты считаешь меня неблагодарным? Неужели я не знаю, что у тебя произошло? Или я не оценил по достоинству все твои труды? Смотри, какой великой славы удостоился твой сын? Благодать, как молния, сияет вокруг него. А ты мрачна, печальна и вовсе не радуешься его спасению? Если хочешь, подойди к нам, поговори с ним наедине, и увидишь, как ему хорошо. После этих слов мученик сказал мальчику: «Подойди, чадо, к матери, и расскажи все, что ты видел здесь, чтобы утешить ее слезы». Но ее сын прижался к мученику и не хотел отходить от него и присоединиться к матери. Он только посмотрел на мать и воскликнул: «Мама, успокойся, возьми себя в руки и оставь слезы! Не могу же я променять свою жизнь на смерть, безграничное наслаждение - на скорбь, а вечную жизнь - на временную». Услышав это, мать подошла к сыну, успокоенная его словами. и стала от все души умолять мученика помолиться о ее спасении. Уар дал ей назидательные советы, которые непременно приведут ее к спасению, благословил ее и вместе мальчиком направился в небесные чертоги. Проснувшись, Клеопатра стала от всей души благодарить Господа и Уара и велела положить останки сына рядом с мощами мученика. Она совершила вместе с гостями всенощное бдение и благодарственный молебен о спасении сына, а на следующий день после Литургии устроила блистательный пир и вместе со всеми участвовала в священных песнопениях. Клеопатра раздала все свое имущество бедным, оделась в простое платье и стала служить при гробе мученика Уара, усердно соблюдая посты и творя молитву. Ее внутренний человек настолько очистился, что каждое воскресение она видела мученика вместе со своим сыном, озаренных ярким сиянием, как при первом их явлении во сне, что несколько облегчало ее скорбь. Так она прожила семь лет, после чего отошла в блаженную вечность. Глава 13: О том, что молитва должна сопровождаться делами, иначе она может быть не принята Богом 1. Из Отечника

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

Память его имеется в М.В.С.; в тексте Х.М, она отсутствует, но в Указателе имен этого месяцеслова она показана. Пр. пустынника, подвизавшегося в Месопотамии, при реке Евфрате. За свою св. жизнь удостоившись от Господа дара чудотворений, он однажды спас от смерти единственное дитя одной вдовы, попавшее в колодезь и чудесно носимое водой, пока не было вытащено из нее. Скончался он мирно глубоким старцем, в конце IV в. Пр. Iocuфa, игумена Волоцкого. См. 9 сент. 19 . В. Св. пророка Второй из 12 меньших пророков (см. 3 янв.), он по преданию, происходил из колена Рувимова и пророчествовал в 868–843 годах до Рождества Христова. Он предрек о запустении Иерусалима, о сошествии Святого Духа на всяку плоть и о Страшном суде. Св. муч. ара (no Х.М.: и с ним седми учителей христианских); по М.В.С. и Х.М.: блаженной Клеопатры и сына ее Св. Уар был воином и жил в царствование имп. Максимиана в Египте. «Страсти честных видев мучеников и тех лобзав узы любовию», он исполнился «дерзновения божественнаго», добровольно исповедал себя христианином, «не устрашився смерти, ниже предлежащих мучеников. Повышенный на древе, он предан был тяжким истязаниям, но «терпеливно» перенес «пламень нестерпимых болезней», пока не предал Богу дух свой (около 307 года). Семь учителей христианских вскоре после его кончины были усечены мечом. Блаж. Клеопатра, благочестивая вдова из Палестины, перенесла мощи св. Уара в Палестину и положила в новосозданной в честь его церкви. Сын ее умер в день освящения новосозданной церкви, но скорбящая мать была утешена видением, в котором св. Уар явился вместе с Иоанном, украшенный венцом вечного блаженства. Св. Клеопатра скончалась мирно (не позднее 327 г.) В церковной службе вместе с муч. Уаром прославляется и св. Клеопатра; ее сын Иоанн хотя в службе и упоминается, но не называется по имени. Кондак, гл. 4. Христу последуя мучениче Уаре, Того испив чашу, и мучения венцем увязеся, и со ангелы ликовствуеши: моли непрестанно за души наша. Пр. отца нашего Рыльского. Родом из болгарского селения Скрина, близ г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Для гостей нового храма приготовлено было богатое угощение. Христианская любовь сделала более: мать сама прислуживала при столе, и сын по ее воле также прислуживал. “Мы с тобою после поедим”, – сказала она сыну. В конце обеда сын почувствовал головную боль и лег в постель. Мать собралась вместе с ним поесть, но оказалось, что он в сильном огне. Мать встревожилась и осталась при постели больного сына. К полуночи сын умер. Неутешно рыдала мать о потере единственного сына, единственной радости ее; в волнении души роптала она на мученика за его холодность к ее судьбе. Измученная страданием душевным, она впала в тонкий сон. Являются ей мученик и сын ее, оба в блестящем военном наряде и в чудном свете. Мученик говорит матери: «Напрасно ты жалуешься на меня. Знаю и ценю все дела благочестивой любви твоей: и те, что совершила ты в Египте, и те, что творила тут. Молился и молюсь я за тебя. По молитве моей Господь простил грехи родных твоих, покоющихся в фамильной пещере твоей. Для сына твоего выпросил я у Господа, что он теперь со мною в чине воинов Царя Небесного, близких к престолу Его. Разве это не благая воля Божия, которой желала ты для сына? Если хочешь, сын может поступить и в службу царю земному. Выбирай, но не обманись». Сын просил мученика не возвращать его в мир, полный грехов и бед, хотя бы мать и хотела того. Клеопатра, видя сына в такой невиданной славе, сказала: «Возьмите и меня с собою». Святой отвечал: «Возьмем, когда придет время». И стали невидимы оба. Придя в себя, Клеопатра нашла сердце свое полным радости и веселия. Она рассказала видение священникам, и тело сына положено было близ мощей мученика. Теперь блаженная поняла, что ей надобно еще трудиться над собою для Господа, небесные не говорят неправды. И она удвоила труды свои. Она раздала имение свое бедным и стала жить только для искреннего благочестия. В постановлениях апостольских предписывалось: да будет всякая вдовица кротка, молчалива, тиха, незлобива, негневлива, не болтлива, не двуязычница, не охотница вмешиваться в чужие дела… Как премудрая Юдифь, известная целомудрием, ночью и днем умоляла Бога за Израиля (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда он говорил это, его осиял свет с неба, как молния, на виду у всех, и блистал вокруг его, – так что для тленного человеческого ока невозможно было смотреть на него. Этот небесный свет сиял вокруг него с полчаса, и когда свет отступил, святой Апостол испустил дух и отошел в блистаниях света, чтобы предстать Господу». Очень назидательным и предельно ясным является случай из жития святого мученика Уара: «Клеопатра же, припав к мощам святого Уара, молилась такими словами: – Молюсь тебе, страстотерпче Христов, испроси для меня у Бога то, что будет угодно Ему и полезно мне, а также и единственному сыну моему; я не имею просить более того, что хочет Сам Господь; Он Сам знает, что нам полезно, и пусть совершается над нами Его благая и совершенная воля! Неожиданно ребенок заболел и умер. Безутешная мать тотчас принесла его тело на могилу святого Уара и обратилась к нему с мольбой, напоминая о том, как она ему служила ранее. Изможденная, она заснула и увидела во сне святого, который держал ребенка на руках, – оба были в сияющих одеждах. Святой упрекнул Клеопатру в маловерии и сказал, что сын ее теперь находится под его покровительством. Ребенок же заверил мать, что ничто не заставит его оставить жизнь вечную и благостную, чтобы вернуться в мир страдания. Клеопатра захотела присоединиться к ним, но святой Уар поручил ей еще некоторое время потрудиться во спасение, и они исчезли, благословив ее. Пробудившись, благочестивая женщина переодела тело сына в праздничные одежды и приступила, полная радости, к погребению. Она раздала все имущество бедным и посвятила жизнь служению при храме. Она так угодила Богу постом, ночным бдением, милостыней и молитвами, что удостоилась созерцать сына каждое воскресенье в его сияющей обители. Через семь лет она предала Богу душу и присоединилась к Уару и сыну в славе избранных». И вот случай из жития, поминаемого нами ныне, преподобного Агапита Печерского. Отрывок взят из Патерика Печерского: «По смерти святого (Агапита. – Прим. авт.) армянин пришел в Печерский монастырь и сказал игумену: “С этих пор я оставляю армянскую ересь и истинно верую в Господа Иисуса Христа, Которому желаю работать в иноческом святом чине. Ибо мне явился блаженный Агапит, говоря: «Ты обещался принять иноческий образ, если солжешь, то с жизнью погубишь и душу». И я верую, что явившийся ко мне – свят; потому что, если б хотел он долго жить здесь, Бог даровал бы это ему… И я думаю теперь, что он сам хотел уйти от нас, как святой, желая Царствия святых…”».

http://pravoslavie.ru/113686.html

   Так горячо молилась и рыдала Клеопатра. Наконец, она заснула, и в тонком сне ей явился сын вместе с мучеником. Страдалец Христов Уар держал мальчика за руку, как собственное дитя, а вокруг них разлилось невиданное сияние. Их головы украшали божественные венцы неописуемой красоты.    – Почему ты не радуешься, жено, — обратился к ней Уар, — и твое сердце переполнено страшным горем? Неужели ты считаешь меня неблагодарным? Неужели я не знаю, что у тебя произошло? Или я не оценил по достоинству все твои труды? Смотри, какой великой славы удостоился твой сын? Благодать, как молния, сияет вокруг него. А ты мрачна, печальна и вовсе не радуешься его спасению? Если хочешь, подойди к нам, поговори с ним наедине, и увидишь, как ему хорошо.    После этих слов мученик сказал мальчику:    «Подойди, чадо, к матери, и расскажи все, что ты видел здесь, чтобы утешить ее слезы».    Но ее сын прижался к мученику и не хотел отходить от него и присоединиться к матери. Он только посмотрел на мать и воскликнул: «Мама, успокойся, возьми себя в руки и оставь слезы! Не могу же я променять свою жизнь на смерть, безграничное наслаждение — на скорбь, а вечную жизнь — на временную».    Услышав это, мать подошла к сыну, успокоенная его словами. и стала от все души умолять мученика помолиться о ее спасении. Уар дал ей назидательные советы, которые непременно приведут ее к спасению, благословил ее и вместе мальчиком направился в небесные чертоги.    Проснувшись, Клеопатра стала от всей души благодарить Господа и Уара и велела положить останки сына рядом с мощами мученика. Она совершила вместе с гостями всенощное бдение и благодарственный молебен о спасении сына, а на следующий день после Литургии устроила блистательный пир и вместе со всеми участвовала в священных песнопениях.    Клеопатра раздала все свое имущество бедным, оделась в простое платье и стала служить при гробе мученика Уара, усердно соблюдая посты и творя молитву. Ее внутренний человек настолько очистился, что каждое воскресение она видела мученика вместе со своим сыном, озаренных ярким сиянием, как при первом их явлении во сне, что несколько облегчало ее скорбь. Так она прожила семь лет, после чего отошла в блаженную вечность.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

То было время пастырского водительства христианских душ, вольно и радостно избиравших спасительный путь полного доверия и всецелого послушания духовному наставнику, высота собственной духовной жизни которого властно (истинно Христовой властью, силой любви и кротости) привлекала к себе. Так происходило прежде всего в монастырях, где такое водительство являлось с древности традиционным, но зачастую и в миру, как в монастыре. Конечно, такое руководство было возможным и давало свои прекрасные плоды благодаря совершенно особенному отношению, глубокому почитанию со стороны духовных чад, ответная чистая и непорочная любовь которых простиралась навстречу отеческой любви пастыря. Сохранилось стихотворение-трилогия Клеопатры Гумилевской, посвященное духовникам-наставникам. Блаженны пастыри святые, Нам Богом данные отцы, Духовные отцы – родные, За правду Божию борцы. Зовете вы на путь спасенья, Зовете всех к добру от зла. Вы Церкви Божьей украшенье, И утвержденье, и хвала. Вы к небу путь избрали верный, Стремясь к познанью Божества. Несете подвиг вы чрезмерный, Забывши немощь естества. Так часто страждущие телом, Но мощный дух в себе тая, Вы проповедуете делом О высшей цели бытия. К вам, словно к отчему объятью, Стремимся мы со всех сторон, И самый воздух благодатью Средь вас, мы верим, растворен. И был ли кто оттолкнут вами, Кто в вас участья не нашел? Кто с неотертыми очами От вас с печалью отошел? Каких вам тайн не поверяли, Каких сомнений и скорбей, Каких грехов не раскрывали Пред вами тысячи людей?! Как ваше сердце не устанет Всегда внимать нужде чужой И сострадать не перестанет, Немолчно к цели звать святой! От вас ждут слова утешенья, Поддержки в жизненной борьбе, И язв душевных исцеленья, И назиданья ждут себе. От суеты и треволненья К вам отдыхать идут душой; У вас находят ободренье И грешной совести покой. А ваши скорби и страданья – Зачем молчите вы о них? Иль, ближних слушая рыданья, Вы мук не слышите своих?.. Тяжел ваш крест, мы видим сами, Мы сердцем чувствуем своим:

http://pravoslavie.ru/4358.html

монахов: Ефрема и Кирилла. блаженнаго инока Стефана 9.12. в г. Ростове, блаженнаго Афанасия, пустынника Флегонта. †12 декабря, монаха Германа. † 13 дек. 1837 г. на острове Еловом, архим. Иоасафа. схимонахини Платониды. † 14 дек. Тобольскаго иеромон. Мисаила. † 19 авгус. монахиню Фомаиду и игумению Макарию, м. Фомаида померла 17.12.1868 г. 90 лет. иереев Константина и Даниила. 17.12. архимандрита Евгения, Чуркинский, Астраханской епархии. 17 декабря. 1850. протоиерея Александра. Чигринский. 22.12. игумена Тихона. Вышинский. 23 дек. 1896. епископа Феофана. Затворник Вышинский, епископа Феодосия. Тамбовский. 23.12 1786 г. игумена Варлаама. Валаамский. † 26 дек. Козловскаго юродиваго р.Б. Иоанна Семеновича Григорьева. 26.12.1820 и мать его Параскеву, (замерз) архиепископа Варлаама. 1-ый архиепископ Тобольский, помер 27 декабря 1802 г. иеромонаха Виссариона, подвижник Белопесоцкого монастыря. Блаженных рабов Божиих: Феодора. 20.1.1864. Алексия, иерея Петра. Ксению. Анфису. Александру. Онуфрия. Елену, монахиню Анну, старицу Ксению. Дарию. Веру. (Сырковскую) схимонаха Филиппа, с голубком, схимонахиню Михаилу, мать Веру: Николая. (Рынин) †19 мая 1837 г. в Вологде. Алексия, в Ростове. †1781 г. Иоанна, затворник. †14 дек. Сезеновский. Игумениев: Евпраксии. Магдалины. Феофании. Антонии. Августы. Киры. Иннокентии. † 21 окт. 1919 г. Августы. † 27 марта 1948 г. в час дня, похоронена г. Ярославль на Тутовой горе. Таисии. Агнии. Ангелины. Агнию. Рафаилу. Лидию. Рафаилу. Анастасию. Моисею. Монахинь: Анфию. Евстолию. † 17 августа Ольгу. †4 сент. 1926 г. Вассу. Ермионию. Поплию. Нину. 15.2.1930. Елизавету. Антонию. † 8.12.1932 г. Евларию. Аполлинарию. Маргариту. Михаилу. Елену Севастьяну. Агафоклию. Клеопатру. Антонину. Фаину. Евфрасию. Евникию. Зинаиду. Клеопатру. Иларию. Амвросию. Назарету. Еликониду. Евлогию. Валентину. Ианафану. Досифею. Дорофею. Юлию. Ангелину. †1–14 янв. 1959 г. Магдалину. Зиновию. Лидию. Нектарию. Зою. Поликсению. Агриппину. Антонину. Олимпиаду. Нину. Ангелину. Нонну. Емилию.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Когда семь христианских учителей были брошены в темницу, Уар навещал их в заточении, снабжая всем необходимым, и с усердием служил им. Дивился он страдальцам и сожалел, что из боязни не может и сам стать мучеником за Христа. [Однако] те Божии люди укрепили и ободрили его, и Уар решил вместе с ними пойти на мучения. Один из сих учителей его скончался в темнице. Когда нечестивый князь вывел мучеников пред себя, то увидел, что их только шесть, и спросил, где седьмой. «Я седьмой!» – ответил ему Уар. Тогда разгневанный князь прежде других стал истязать Уара. Сначала повелел бить его нагого сухими палками; затем привязали его к дереву и ножами отрезали от его тела одну за другой части плоти, пока святой Уар не предал свою праведную душу Богу. Его тело было выброшено на свалку. Некая женщина Клеопатра, родом из Палестины, вдова офицера, случайно оказалась здесь со своим сыном Иоанном. Тайно взяв святые мощи Уара со свалки, она погребла их в своем доме. Затем выпросила она у князя дозволение на перенос тела своего умершего мужа из Египта в Палестину. Как жене офицера, князь немедленно ей это разрешил. Однако блаженная христианка Клеопатра перенесла не тело своего мужа, а мощи святого мученика Уара. Итак, препроводила она их в свое родное село Эдра близ Фавора и там их с честью похоронила. Затем построила она и храм сему святому мученику. И нередко являлся ей Уар с того света – лучезарный, как Ангел Божий. 3. Преп. Прохор Пчиньский . Современник и [со-]товарищ преподобных Иоанна Рыльского и Гавриила Лесновского. В ответ на его молитву Бог указал ему место для подвигов – дубраву близ реки Пчиня. Там святой Прохор подвизался до старости и смерти. Один лишь всевидящий Бог знает его труды и искушения, которые претерпел он во время этого подвига. Однако по его мироточивым мощам и бесчисленным чудесным исцелениям, которые не прекращаются и по сей день, можно судить и о величии его подвижнической жизни, и об обилии Божией благодати, дарованной ему за его изрядные труды. Упокоился преподобный Прохор и преставился в Небесное Царствие в XI веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Отец наш, преподобный Прохор, с самых юных лет, От уклонился, чтоб воздать благой ответ На Страшном на Судище, и усиленно радел, Пока в единстве с Богом дивный не снискал удел. Лесные звери дикие – в друзей ему вменились, Все Ангелы усердному подвижнику дивились. Достиг преславный Прохор в меру святости всесильной, Господь его отметил благодатию обильной. Над демонами Прохор властью обладал могучей, Болезни исцеляя, разгоняя скорби тучи. Своей молитвой многих из погибели исхитил, Труды понес с терпением – и небеса восхитил. Теперь в Небесном Царстве он достойно пребывает И ищущим спасения пречудно помогает. Все тленное велит он ради вечности оставить И душу в бытие бессмертное представить, Чтоб взять за цену малую богатство неисчетное, Земную почитая жизнь за нечто мимолетное. Прошел когда-то сам он путь скорбей и покаяния, За что и удостоился блаженного сияния, Подмогой став всем, кто к нему молитву воссылает, Кто ко Христу с любовию и верой приступает. Рассуждение Явление святого мученика Уара . Когда благочестивая вдовица Клеопатра построила храм в честь святого Уара, то на освящение церкви пригласила епископа и священников. На это торжество собралось и громадное число христиан, так как вся округа чтила святого Уара как великого целителя и чудотворца. После богослужения сия набожная строительница храма пошла к мощам святого Уара в храм и помолилась ему так: «Молю тебя, страстотерпче Христов, испроси мне у Бога то, что Ему угодно, а мне и моему единственному сыну полезно». Ибо был у Клеопатры сын Иоанн, юноша, готовый отправиться в армию. Не успела она окончить молитву и выйти из церкви, как ее сын, дотоле здоровый, заболел. Объяла его некая горячка, и становилось ему всё хуже и хуже, пока около полуночи он не скончался. [Убитая] горем и [объятая] гневом мать пришла на гроб святого Уара и стала ему резко выговаривать: «О угодниче Божий, так ли ты мне помогаешь?» И еще много желчных обвинений изрекла она, так что даже изнемогла и погрузилась в легкий сон. Вдруг явился ей святой Уар с ее сыном Иоанном. Оба они были светлыми как солнце; в одежде белее снега, опоясанные золотыми поясами, а на головах у них [сияли] прекрасные венцы. И сказал ей святой: «Не сама ли ты молилась, чтобы испросил я у Бога то, что Ему угодно, а тебе и сыну твоему полезно? Испросил я сие у Бога – и взял Он, по неизреченной Своей благости, сына твоего в небесное воинство. Если хочешь, то вот, возьми его и отдай в войско царя земного». Услышав сие, юный Иоанн обнял святого Уара и сказал ему: «Нет, господин мой, не слушай мать мою и не возвращай меня в полный неправды и беззакония, из которого ты меня исторгнул [в серб, букв.: избавил. – Ред.]». Воспрянув ото сна, Клеопатра ощутила великую радость в сердце и вышла из церкви веселой. Семь лет прожила она при сем храме, и святой Уар с Иоанном довольно часто ей являлись.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Четвертая часть, заключающая в себе описание последних страданий мучеников и их погребения, составлена очевидцами их страданий и их погребателями: Маркианом (Макарием по слав. четьи), Феликсом и Верием, которым принадлежит упомянутое послание. 13. Страдание св. Карпа и Папилы и Агафодора и Агафоники сестры Папиловы (при Декии). От Метафраста. – В «Деяниях Святых» Метафрастово сказание в лат. переводе 13 апр. стр. 121. Евсевий (Н. Е. L. 4. с. 15.) говорит, что в его время известны были записи о сих мучениках, которые, после многих и славных опытов исповедания, увенчались достославною кончиною. Можно думать, что главнейшие подробности их сохранились в Метафрастовом сказании. 15. Житие и страдание преподобно-мученика Лукиана, пресвитера великия Антиохии (312 г.). От Иеронима и Евсевия и Метафраста. – В «Деяниях Святых» сказание, известное под именем Метафраста, 7 января стр. 359. Сказание, известное под именем Метафраста, очевидно, древнее его и приближается ко времени кончины св. Лукиана. В главных подробностях оно подтверждается словом в честь мученика св. Иоанна Златоустог о (Т. II. ed. Montfaucon. р. 524.), согражданина его, свидетельством св. Афанасия Александрийского (Synopsis) и Иеронима (de Scriplor. Ecclesiast. с. 77.). 17. Страдание Пр. Андрея, иже от Крита, за иконы пострадавшаго (8. в.). От Метафраста. – У Сурия также из Метафраста 17 окт. стр. 286. Сказание Метафрастово составлено по тем сведениям, какие могли сохраниться чрез полтора столетия до него, и на самом месте мученичества в Константинополе, где жил Метафраст и где в его время продолжались исцеления от мощей св. Андрея. 19. Страдание св. Уара и с ним седьми учителей христианских (в нач. 4 в.). И память блаженной Клеопатры и сына ее Иоанна. От Метафраста. – У Сурия то же сказание под именем Метафраста 19 окт. стр. 299. Подробное и живое изображение обстоятельств, касающихся Клеопатры, которая перенесла мощи св. мученика Уара из Египта в Палестину, вскоре после его кончины, заставляют предполагать, что мученичество Уара и последующие события описаны кем-либо из современников. 20. Страдание св. Артемиа (около 362 г.). От различных историков и от Метафраста собрано. – У Сурия Метафрастово сказание 20 окт. стр. 310. Метафраст, или другой кто мог иметь в виду древнейшее сказание о мученичестве Артемия. Оно издано Анжело-Маем (Spicileg. Roman. Т. IV. р. 340–397.) на греч. языке, с именем Иоанна монаха, т. е. Дамаскина. Кроме того в слав. четьих-минеях приводятся свидетельства из Феодорита, Сократа и Созомена , близких ко времени мученичества Артемиева.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010