Духовность истинная и темная Падение Денницы      Господь создал всех Ангелов светлыми и добрыми. Он дал им свободную волю. Но часть Ангелов злоупотребили своей свободой и встали на путь противления, бунта против Бога. Гордость — первая страсть, которая появилась в мире еще до сотворения людей. И первым гордецом, учинившим бунт, стал самый могущественный ангел — Денница (в переводе с еврейского — утренняя звезда ), который не захотел находиться в послушании и любви к Богу. Возгордился своим могуществом и силой и возжелал сам стать как Бог. Денница увлек за собой многих Ангелов, и произошла на небе война. Архангел Михаил и Ангелы его сражались с сатаной и победили злое воинство. Сатана — Люцифер пал как молния с небес в преисподнюю. Как упал ты с неба, денница, сын зари! (Ис 14, 12). Об этой трагедии, что произошла в духовном мире, так повествуется в Священном Писании: И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (Откр 12, 7–9). Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк 10, 18), — говорит Спаситель о падении диавола. Злые духи так укоренились во зле, их грехопадение настолько глубоко, что их покаяние и исправление уже невозможно. Местом их пребывания является ад, преисподняя, то есть место, лишенное света и благодати Божией. После Страшного Суда падшим ангелам уготовано вечное мучение: Тогда скажет (Господь. — Авт .) и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф 25, 41). Мир духовный, мир невидимый закрыт от наших телесных очей, но он проникает в нашу жизнь, мы соприкасаемся с ним. Но этот мир, к сожалению, населяют не только Архангелы, Херувимы, Серафимы, Ангелы Хранители и души святых людей. В мире духовном есть и силы темные: сатана и его служители — падшие ангелы. Духовность не бывает к нам нейтральной, она либо светлая, благодатная по отношению к людям, либо резко враждебная. Нет духов нейтральных, все они действуют либо от Бога, либо от диавола.

http://pravoslavie.ru/105217.html

Евангелист подразумевает слова пророка Исаии, относящиеся не только к личности Предтечи, но и к символике встречи Мессии народом Израилевым 38 . Образ встречи Мессии, обрисованный Исаией, перекликается со смыслом, который вкладывал в понятие покаяния св. Иоанн Креститель — в ветхозаветном смысле «обращения», т.е. радикального поворота человека на его жизненном пути. «Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими» ( Ис.40:4 ) — вот что понимает Исаия под приготовлением «пути Господу». Эта символика взята из практики ремонта дорог при путешествии по ним восточных царей 39 и предполагает, что кривые пути будут выпрямлены, все низины засыпаны, а холмы — сточены, поскольку путь готовится для царя и должен быть идеально прямым, ровным и гладким. Скрывающийся за этим образом духовный смысл предполагает, что всякая нечистота, грех и неумеренность — как изъяны на человеческом жизненном пути — должны быть изгнаны из сердец человеческих, для того, чтобы те могли встретиться с Богом 40 . Отсюда смысл призыва Иоанна Крестителя: обратитесь всем сердцем к Богу, искоренив свои недостатки. Из евангельского повествования видно, что учение о покаянии Иоанна Крестителя вобрало в себя и другие элементы ветхозаветного покаяния: кроме сожаления о грехах и обращения к Богу, иудеи приходили к Иоанну, «исповедуя грехи свои» ( Мф.3:6 ), а сам Иоанн давал пример внешнего выражения покаяния через облечение в грубую одежду и постоянный строгий пост ( Мф.3:4 ). Результатом покаяние должно стать делание добрых дел: «сотворите же достойный плод покаяния» — обращается Иоанн Креститель к фарисеям и саддукеям ( Мф.3:8 ). Он учит о том, что Сам Бог приготовил суд тем, кто не желают обратиться: «уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» ( Мф.3:10 ). Есть у него и учение о благодатном очищении Богом раскаявшегося, принявшие обращение через него, Иоанна Крестителя, выразили это через погружение в воду, а грядущий за ним Мессия очистит обратившихся к Нему «Духом Святым и огнем» ( Мф.3:11 ).

http://azbyka.ru/biblejskie-osnovaniya-t...

Естественно, это была среда весьма питательная для всякого рода религиозного вольнодумства и ересей. Масла в огонь подливали недовольные церковной властью и покинувшие свои приходы церковнослужители и монахи, которых там тоже было с избытком. Таким образом, юг Украины стал благодатной почвой для зарождения и развития еретических вероучений всех оттенков и мастей. Там и стали сеять немцы-колонисты первые плевелы, чтобы потом взойти им буйным чертополохом на теле Православия. О единстве Церкви Единство Церкви является одним из основных догматов в христианском вероучении. Иисус Христос основал на земле одну Церковь: " ... Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее " (Мф. 16:18). Таким образом, говорится об одной Церкви, а не о многих. Господь также говорит об одном стаде под водительством единого Пастыря: " ... и будет одно стадо и один Пастырь " (Ин. 10:16). Было установлено одно крещение и одно причастие. Единство верующих составляло предмет Его последней молитвы, известной под именем Первосвященнической: " Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы " (Ин. 17:11). И опять акцент делается на одной Церкви: " ... один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех... " (Еф. 4:5). Апостолы заповедали на все времена: " ... стараясь сохранять единство духа в союзе мира " (Еф. 4:3). Апостол Павел предупреждает: " ... остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них " (Рим. 16:17); о том же и в слове Иоанна Златоуста сказано: " Разрывать единство и полноту Церкви — есть не меньшее зло, чем создать ересь " (ЖМП, 8, 1971. С. 10). Таким образом, Церковь — это живое тело божественного Логоса, воплощенного в богочеловеческой личности Иисуса Христа. И надо помнить, исходя из этого определения, что тело это растет и развивается, а стало быть, изменяется и совершенствуется. Мы святимся святостью Церкви, но сама Церковь не оскверняется нашими грехами, ибо ее святость не от нас, а от Бога через Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

Закрыть itemscope itemtype="" > Парижское богословие и неообновленчество Светлой памяти священника Даниила Сысоева ( † 20 ноября 2009) 19.11.2010 1100 Время на чтение 6 минут 20 ноября исполняется год со дня убиения священника Даниила Сысоева - постоянного автора журнала «Благодатный Огонь». «Бывает нечто, о чем говорят: " смотри, вот это новое " ; но это было уже в веках, бывших прежде нас» (Еккл. 1, 10). Эти печальные слова премудрого Соломона невольно приходят на ум, когда случается наблюдать полемику, развернувшуюся вокруг деятельности неообновленцев. Мне приходилось неоднократно сталкиваться с людьми, пострадавшими от обновленческой ереси, и надо заметить, что большинство стрел, метаемых в сторону свящ. Г. Кочеткова и столешниковских глашатаев «обновленного Православия с человеческим лицом», не достигают своей цели, ибо «стреляющие» не метят в самое сердце этой ереси. Возмущение православной общественности обрушивается или на русский язык богослужения, или на изгнание из храма непричащающихся, или на подчеркнутый элитаризм и экуменизм этих общин. Но при этом практически не замеченной остается т. н. «парижская» подоплека этого явления, т. е. влияние «парижской школы богословия». Например, на знаменитой конференции «Единство Церкви», проходившей в 1994 году, представители Свято-Тихоновского Богословского института усиленно пытались отмежевать кочетковщину от учений оо. А.Шмемана и Н.Афанасьева - этих столпов «православного» модернизма. Свящ. Г. Кочеткову приписывалась «честь» создания некоего собственного учения, тем самым подогревая его претензии на роль самозванного пророка. Все это напоминает недавнюю историю, когда, на заре перестройки, Сталин осуждался как отступник от заветов Ленина и идеалов коммунизма. Действительно, в некоторых мелочах идеи российских неообновленцев и их практика отличаются от рецептов, прописанных парижской школой богословия. Но это лишь следствие земного несовершенства, не дающего (к нашему счастью!) идеям воплотиться в реальной жизни во всей своей красе. Однако сердцевина и у западного, и у российского церковного модернизма одна: отвержение святоотеческого Предания во всей его полноте. И как следствие - отвержение современного устройства Церкви или как устаревшего, или же как отошедшего от апостольских истоков. «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф. 7, 16-18). Этот критерий, данный Спасителем, отметает все попытки оправдать «парижан», ведь плоды церковного модернизма у всех перед глазами.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

И Ангелы отвечают ей (для нас важна именно вторая часть ответа): « Если же кто покается искренне во всех грехах, то грехи, по милосердию Божию, невидимо заглаживаются, и когда таковая душа проходит здесь, воздушные истязатели открывают книги свои и ничего не находят записанного за ней; тогда они уже не могут устрашить ее, причинить ей чего-либо неприятного, и душа в веселии восходит к престолу благодати ». – Эти слова и решают вопрос о церковном учении о мытарствах и учении Церкви об оправдывающей благодати. И надо прямо сказать, что именно учение о благодатном оправдании и составляет отличительную часть нашего исповедования от любого другого религиозного представления о спасении, каковые мы можем обнаружить в других религиях. И в этом смысле есть только две религии: религия Закона, на которой основываются все остальные религии и верования, и Христианская религия – БЛАГОДАТИ. Сказано, что Христос, « истребив учением (учением об Искуплении. – О.С.) бывшее о нас рукописание (то есть Закон Божий. – О.С.) , которое было против нас (ибо Закон Божий всегда обвиняет грешника. – О.С . ) , и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей (то есть духов злобы поднебесной. – О.С.) , властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою » ( Кол. 2, 14–15 ). И сие Божественное оправдание кающихся грешников обеспечивает всецелое очищение от власти прежде содеянных греховных деяний, так что « воздушные истязатели открывают книги свои и ничего не находят записанного ». Как мы и говорили в начале этих наших бесед: все решается в этой земной жизни, здесь и время покаянию, и время исправлению… Но вернемся к 15-му мытарству, где исследуются души, заподозренные в чародействе, колдовстве, обаянии, нашептывании и призывании бесов. Слово Божие категорично осуждает подобные преступления. Сказано: « не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их (то есть народы Ханаана. – О.С.) от лица твоего » ( Втор. 18, 10–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И апостолы преобрели эту веру и передвигали горы и изменили лицо земли. Но и у великих учеников Христовых великая вера явилась не сразу. Господь обличал их неверии, и вместе с отцом бесноватого отрока, которого они не могли исцелить, каждый из них повидимому был должен воскликнуть: «верую, Господи! помоги моему неверию» ( Мрк. 9, 24 ). Они говорили Господу: «умножь в нас веру» ( Лук. 17, 5 ). Евангельская история представляет нам, что вера учеников Господа не возрастала непрерывно, и не восходила от силы в силу непрестанно. Когда Господа не приняли в самарийском селении, Иаков и Иоанн уверенно предложили Ему, что они низведут огонь с неба, который истребил бы это селение ( Лук. 9, 54 ). Очевидно, они чувствовали в себе ту веру, которая двигает горы. Семьдесят учеников, возвратившись из посольства, с радостью возвестили: «Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем» ( Лук. 10, 17 ). Позже, – мы видим, апостолы по неверию не могут исцелить бесноватого, еще позже видим уныние и отречение Петра и разсеяние апостолов. Так, вера великих благовестников христианства подвергалась и искушениям и колебаниям, пока наконец не сделалась совершенной и непоколебимой. В настоящее время в христианском мире вера есть благодатный дар, получаемый вместе со святым крещением. Христианские дети тверды в вере. Но вере большинства суждено пройти чрез испытания. Мыслителю они являются в виде умственных искушений, человеку практических забот в виде нравственных невзгод и мнимых или действительных несправедливостей. Только жизнь немногих проходит озаренная вся ровным и непоколебимым сиянием негаснущего света Христова. Но вера должна быть уделом всех. Искушения должны быть препобеждены. «Верен Бог , говорил апостол, который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Коринф. 10, 13). Обязанность всякого человека пожелать веры, как истинного блага, и употребить должные нравственные усилия, чтобы приобрести таковую, чтобы стать достойным сосудом Духа Святаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

И все святые последовали Михаилу, и ввел их всех в рай. И встретили их два мужа, состарившихся днями. Спросили же их все святые: «Кто вы? Вы с нами мертвыми в мучениях не были, как же вознеслись вы с нами в рай?» И отвечал один из них «Я Енох, который вознесен был сюда словом Господним. Тот же, кто со мною, Илия Фесвитянин, принесенный сюда живым на колеснице огненной, и доныне мы не вкусили смерти. Когда же придет Антихрист, суждено нам Богом чудеса совершить [при Антихристе] и быть убитыми им в Иерусалиме, и через три дня с половиною снова живыми в облаках вознесемся». И когда сказал это Енох, пришел другой муж, худой и умильный, несущий на плечах своих знамение крестное. И увидев его, все святые сказали ему: «Кто ты, ведь облик твой, как у разбойника? И что такое это знамение, которое несешь на плечах?» Отвечая же им, [он] сказал: «Правильно говорите, что я разбойником был, злодейства всякие творя на земле. И пригвоздили меня… на крест [вместе] с Иисусом… и просил и у Него: «Помяни меня. Господи, во Царствии Твоем! «И тотчас приняв молитву мою, сказал мне [Он]: «Аминь, говорю тебе, сегодня ты будешь со Мною в раю». И дал Он мне знамение крестное, сказав: «Неси это, идя в рай. Если не позволит тебе внутрь войти Ангел, страж рая, покажи ему знамение крестное и скажи ему: послал меня Иисус Сын Божий, который ныне на кресте распят»… Услышав все эти слова разбойника, праотцы и пророки сказали единым голосом: «Святой Господь всемогущий, Отец вечный, Ты Отец милосердный, честь и щедрость ученикам, Отец милости райской. Ты нас снова привел в вечную жизнь, ибо здесь душам нашим жизнь вечная…»» 235 От апокрифического повествования вернемся к богослужению святой и Великой Субботы. 236 Совершаемая в этот день литургии Василия Великого начинается вечерней. Эта служба относится ко дню Пасхи, но фактически совершается в субботу, и на ней поются песнопения как Великой Субботы, так и воскресные, потому что победа Христа над смертью, поражение недр ада предшествуют видимому восстанию Спасителя из мертвых, Торжество службы Великой Субботы предвкушает радость, которая вскоре воссияет, Богослужение насыщено покоем силы, власти, полноты жизни, Еще немного и взойдет Солнце Пасхи! 237 Принципы датировки Пасхальный цикл На Страстной седмице, в день Великой Субботы, на гроб Господень сходит удивительный благодатный огонь.

http://azbyka.ru/voskresenie-hristovo-vi...

И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им» ( Лк.24:29–30 ). Вы, конечно, знаете, что в те времена вкушали пищу в полулежачем положении. И вот, Он возлег с ними. Пища же у них была, вероятно, довольно скромная, ведь сбережения, которые ученики Спасителя накопили благодаря пожертвованиям во время Его проповеди, наверное, уже иссякали. (Можно вспомнить, например, повествование евангелиста Иоанна о том, как апостолы были вынуждены сами ловить рыбу, для того чтобы у них была пища.) Поэтому за трапезой был хлеб, может быть, что-либо еще. «И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них» ( Лк.24:30–31 ). Почему в тот момент они узнали Его? Есть два основных предположения. Во-первых, вероятно, их сердец коснулось сверхъестественное Божественное действие, а во-вторых, преломляя хлеб, Спаситель, возможно, сказал какую-то хорошо знакомую апостолам молитву, которую всегда обычно говорил. По этому обстоятельству, ставшему для них за несколько лет постоянного пребывания с Господом привычным, они и поняли, что перед ними – Воскресший из мертвых Иисус. Но тут же Спаситель стал невидим. Между этими двумя версиями нет больших противоречий, они могут и совмещаться. «И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» ( Лк.24:32 ). Удивительная подробность, очень понятная в особенности для тех, кто по крайне мере теоретически знаком с благодатными ощущениями, которые испытываются людьми, занимающимися умным деланием – Иисусовой молитвой. «Не горело ли в нас сердце наше…» Эти слова означают, что в то время, когда ученики беседовали с Господом, благодать так объяла их сердца, что им казалось, будто они горят, – как бы некий невещественный огонь воспламенял их изнутри. Но ведь мы также, когда хотя бы немного углубляемся в молитву (может быть, и не всем знакомо это в полной мере), чувствуем в своем сердце некое тепло.

http://azbyka.ru/istina-voskreseniya

Ибо господин мой говорит: «Вышел сеятель сеять. И когда он сеял, часть упала при дороге; и налетели птицы и поклевали это. Часть упала на места каменистые, где немного было земли; и скоро взошло, потому что земля была не глубока; когда же взошло солнце – увяло и так как не имело корня, засохло. А кое–что упало в терние, и выросло терние, и заглушило его. А кое–что упало на добрую землю и принесло плод во сто крат» 460 . Так и я, если найду в твоем сердце благодатную, добрую почву, то не колеблясь брошу в нее божественное семя и открою тебе великую тайну, а ежели она камениста или терниста, совершенно неподатлива, то лучше выбросить это спасительное семя и дать его на растерзание птицам и зверям, хотя мне наперед заповедано было ни в коем случае не бросать перед ними жемчуга 461 . Но я верю в твою доброту и в то, что ты достоин спасения; поэтому ты увидишь бесценный тот камень и благодаря его ослепительному сиянию сам удостоишься стать светочем и пользы принесешь стократные плоды. Ведь ради тебя я предпринял все это и совершил длинный путь, дабы показать тебе никогда не виданное тобою и научить тому, о чем ты никогда не слыхал». Молвил ему Иоасаф: «Старец достопочтенный! Я горячо, жадно, неудержимо стремлюсь услышать какое–нибудь новое и доброе слово. В сердце моем горит до боли сжигающий меня огонь, побуждающий меня искать ответы на то, что меня мучит. Но до сих пор я не встречал человека, который мог бы вполне удовлетворить мою любознательность. Если же я встречу какого–либо мудрого и ученого мужа и услышу спасительное слово, то, мне кажется, я не отдам его ни птицам, ни зверям, не уподоблюсь, как ты сказал, ни терниям, ни скале, но стану благосклонно внимать этому слову и усердно хранить его. Поэтому, если ты хоть что–нибудь такое знаешь, не скрывай от меня, а расскажи. Ведь как только я услышал, что ты прибыл из далекой земли, душа моя возрадовалась, и меня охватила благостная надежда, что я узнаю от тебя обо всем, что меня беспокоит. Вот почему я просил поскорее ввести тебя ко мне и встретил ласково, словно кого–то из моих близких или сверстников; и хоть бы не обмануться мне в своей надежде!» Варлаам ответил Иоасафу: «Ты хорошо поступил, вполне достойно твоего царского величия, предавшись не мимолетному душевному порыву, а сокровенной надежде.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Иез.5:5 .  Так говорит Го­с­по­дь Бог: это Иерусалим! Я по­ставил его среди народов, и вокруг него – земли. Иерусалим называется серединой народов и земли (ср. Иез.38.12 ), как средоточный пункт земли в смысле историческом (а не географическом, как хотят рационалисты, видя здесь наивные географические представления), как город, в котором Бог поставил престол благодатного царства, откуда выйдет закон ( Ис 2.2 ; Мих 4.1 ) и спасение ( Пс 73.12 ) для всех народов. Это представление имеет своим предположением веру народа в свое всемирно-историческое значение, на основании которого он чувствует себя средоточным пунктом мировой истории и поэтому земли. «Для этой оценки Иерусалима гораздо меньше сделал Соломон, который помышлял возвысить его на степень космополитической митрополии, чем Исаия; для последнего мировая история вращается около Иерусалима, как углового пункта Иез.29.5 и д. Иез.31.5 ); Иегова имеет в Иерусалиме огонь ( Иез.31.9 ); так и в конце времен он должен стать опять верным городом, горою правды ( Ис 1.26 ). Во время Иезекииля на него опирались, как на внешнюю реальность, при обладании которою считали себя неодолимыми ( Иер 7.7 ). И для Иезекииля Иерусалим – город без сравнения, так как здесь храм, в котором возможен единственно законный культ (Бертолет). – «Я поставил его среди народов и вокруг его земли». Второе предложение усиливает мысль первого. «Земли» (мн. ч.) для Иезекииля характерно: оно имеет значение «языческой земли» и находятся у него 27 раз, тогда как у прежних пророков не встречается, за исключением Иеремии, у которого 7 раз» (Бертолет). Иез.5:6 .  А он по­ступил про­тив по­становле­ний Мо­их нечестивее язычников, и про­тив уставов Мо­их – хуже, нежели земли вокруг него; ибо они отвергли по­становле­ния Мои и по уставам Мо­им не по­ступают. Иез.5:7 .  Посему так говорит Го­с­по­дь Бог: за то, что вы умножили беззакония ваши более, нежели язычники, которые вокруг вас, по уставам Мо­им не по­ступаете и по­становле­ний Мо­их не исполняете, и даже не по­ступаете и по постановле­ниям язычников, которые вокруг вас, –

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010