20 . Воскресение. Благодарю Господа, пославшего мне избавление от скорби и тесноты и срамоты, постигших меня после чтения Евангелия, коего я недочитал по бесовскому страху (сливки меня испортили в посту). Чрез [запрещение победил]. Господь пришел на землю для того, чтобы возвести нас от тления к нетлению, от греха во святыню. И вот для этого, между прочим, дана нам заповедь о посте, чтобы мы обуздывали чрево, от которого так много бед произошло, возводя мало-помалу от тления к нетлению, или от любви к чувственным удовольствиям к любви духовной к Богу и ближнему. Итак, помяни, что пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею Усыпляет нас враг невидимый или усиливается усыпить чрез пристрастие к чувственным удовольствиям и отъемлет от сердец наших силу христианства, колеблет веру, надежду и любовь или совсем искореняет в некоторых; отъемлет желание покаяния, кротость, смирение, незлобие, терпение, чистоту и целомудрие, коими благоугождается Бог и приближается к человеку. И что за безумство, что я работаю тлению и убегаю от нетления, гоняясь за чувственными удовольствиями, и [удаляюсь] от Бога, источника нетления? Ибо вот я вижу, как иссякает во мне благодать Божия от чревоугодия и лакомства, как враг усиливается надо мною, делая во мне пакости во время общественного богослужения и вне его; он, как злой клин, внедряется в сердце мое, наводя холодность, бессилие к добру, уныние, озлобление, нетерпение, боязнь, блудные похоти, леность, смущение. Вземлет, вземлет враг слово от сердца, да не вероваше спасемся [ Лк.8:12 ]. Но победит твое лукавство, враже мой, победит Господь и Спаситель мой, и я не буду тебе, врагу моему, стяжание и брашно. Он, Господь, ущедрит мя. 20 . После обедни. Благодарю Господа, совершившего со мною чудо исцеления и спасения во время чтения Евангелия о сляченной 80 женщине [ Лк.13:10–17 ]: меня, крайне сляченного многими грехами и кознями бесовскими, Господь во мгновение исцелил, как и сляченную женщину, жало диавола исторг, огонь адский погасил, росу благодатную ниспослал в сердце; обедню всю дал мне совершить непреткновенно, хотя при крайнем внутреннем борении. Слово краткое сказал, прославил Господа, Его благодать и милость к нам грешным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

5:27), будет величайшей дерзостью. В религиозном сознании некоторых людей святость и непорочность церкви отождествляется с явной, имеющей место быть жизнью христиан. Из-за такого ошибочного суждения возникает диссонанс, особенно усиливающийся, когда жизнь людей церковных явно идет вразрез с божественными заповедями. Святость и непорочность Церкви вытекает не из образа жизни людей, входящих в Церковь, а из Божественной природы самой Церкви. «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Иоан. 15:5,6). Даже видимые формальные признаки принадлежности человека Церкви (посещение богослужений, участие в таинствах и даже наличие духовного сана) еще не свидетельствуют о связи человека-ветки с лозой-Христом. Ярким подтверждением последнего тезиса являются слова молитвы из чинопоследования таинства Исповеди: «Примири и соедини его ( прим.: кающегося ) святей Твоей Церкви, о Христе Иисусе Господе нашем» . Таким образом, факт того, что греховная жизнь человека отторгает его от Тела Христова, закреплен в церковном самосознании на таинственном уровне. Подчеркнем, что приведенные слова молитвы относятся ко всем без разбора чина, звания, сана и т.д. православным христианам, активным участникам таиственной жизни Церкви. Мы приходим к пониманию необходимости различия между действительностью таинства и его действенностью. Под действительностью таинства необходимо понимать его правильное совершение, под действенностью – его благодатное воздействие на отдельного конкретного человека – члена Церкви. По каким критериям можно определить действительность и действенность таинства? Рассуждая о действенности Таинств Церкви, протоиерей Сергий Булгаков пишет: «Церковь имеет истинные действенные таинства, это есть один из признаков истинной Церкви. Эта действенность связана с наличием иерархии апостольского преемства и хранением истинного учения.

http://bogoslov.ru/article/5571137

5 . Как юноша сочетается с девою, так сочетаются с тобою сыновья твои; и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой. 6 . На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью 1789 ... Новый Иерусалим есть Церковь Господа и Спаса нашего на земле; к нему шли народы, потому что в этой церкви видели правду – единственную абсолютную правду, светящую на земле. Новое имя, которое восприяли члены этой церкви, было Христиане ( Деян. 11:26 ); новое знамя этой церкви было Крест ; слава этой церкви были благодатные дары Духа Святого ; местопребывание этой церкви не ограничивалось землею, ибо, как говорит Апостол Христианам ( Евр. 12:22–29 ): „вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов; к торжествующему собору и церкви первенцев написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства. И к ходатаю нового завета Иисусу“. Это место послания к Евреям служит лучшим комментарием на читаемое место прор. Исаии. Вот почему в стихе 3-м и назван новый Иерусалим венцом славы и диадемой на длани Господа. – В стихах 4 и 5 мы опять встречаем намеки на мысли, высказанные в Псалме 44, в Песни Песней и в Еф. 5:25,32 , которые все связуются между собою единым образом: Жених есть Господь, Израиль был неверною женою, новая Церковь Христова, омытая кровию Агнца, есть чистая непорочная Невеста Христова. Только бесконечная любовь Творца могла создать такой союз между Творцом и его творением, который подымает полуживотное человека до духовного общения с Творцом. Любовь есть огонь пылающий; если в земной жизни он загорается как временное услаждение между мужем и женой, то он есть только малое преобразование той радости, которую воспринимает душа, когда Творец призовет ее к общению с Собою, вечною благостию и мудростью и правдою. Первая часть стиха 6-го говорит о том, что благость Божия „на стенах Иерусалима поставила неумолкающих сторожей“, избранных Божиих, которым поручено напоминать своим братиям, что цель человека-вечная жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

8 . Смерть 170 послал Господь на Иакова, и пришла она на Израиля. 9 . И уразумеют 171 весь народ Ефрема и живущие в Самарии, гордо и с надменным сердцем говорящие: 10 . Кирпичи пали, но придите, вытешем камни, и порубим сикоморы и кедры, и построим себе башню. 11 . И сокрушит Господь восстающих на гору Сион и врагов Своих рассеет: 12 . Сирию с восхода солнца и эллинов с запада солнца, пожирающих Израиля полным ртом. При всем этом не отвратится ярость Его, но рука Его еще высока 172 . 13 . И народ не обратился, пока был поражен, и Господа не взыскал. 14 . И отнял Господь у Израиля голову и хвост, великого и малого, в один день: 15 . Старца и почтительных к (высокопоставленным) лицам, – это голова, и пророка, учащего беззаконию, – это хвост. 16 . И будут ублажающие народ сей льстецами и обольстят, чтобы поглотить его. 17 . Посему о юношах их не порадуется Господь и сирот их и вдов их не помилует, потому что все они беззаконны и лукавы и уста всех говорят неправду. При всем этом не отвратится ярость Его, но рука Его еще высока. 18 . И разгорится, как огонь, беззаконие, и, как сухой тростник, будет пожран огнем 173 , и разгорится в чащах леса, и все, что в окрестности холмов, истребит. 19 . Яростию гнева Господня сожжена вся земля, и народ будет как бы пожжен огнем; не пощадит человек брата своего: 20 . Но наклонится направо, потому что голоден, и будет есть и по левую сторону и не насытится человек, поедая плоть мышцы своей; ибо Манассия будет поедать Ефрема, и Ефрем – Манассию, и оба вместе будут воевать против Иуды. 21 . При всем этом не отвратится ярость Его 174 , но рука Его еще высока. 165 Т. е. получай и исполняй в жизни описываемое ниже благодатное возрождение и просвещение (Вас. Вел. и Кир. Алекс.). 166 Слав. видеша соотв. εδε в комп. изд.; в др. изд. δ и δετε – ват., text. recept., алекс. Есть чтения: δτω, εδτω – Злат., Ориг., Феодор. и др. В синод. пер. увидит. По этим параллелям, контексту и новозаветной цитате и мы перевели будущим. 170 В слав. смерть и в большинстве греч. спп. LXX: θνατον, но в син. и у Вас. Вел. λγον – слово, а также в 239, 304, 305, 306, 307, 308 и в евр. – слово. Вас. Вел. относит 8 ст. к посланию Слова воплотившегося. Кир. Алекс. разумеет определение о наказании и смерти нечестивых.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

99. Рождество Христово было в 5508 году от сотворения мира. А Пасха и седмица страданий являет время седмицы творения и образ осьмого дня воскресения – дня незаходимого и вечного, и это по воле Божией после равноденствия весеннего, после полнолуния, после пасхи ветхозаветной и в день воскресный. 100. И этот Свой день великий Господь освящает в Великую Субботу дарованием благодатного огня в Иерусалиме. Огонь первое время не жжет, а только светит и всех радует и утешает. Православная пасхалия являет Божественную правду и разум богодухновенных апостолов, Вселенских Соборов и отцов Церкви. А сущность святости в том, чтобы воля человеческая сливалась с волей Божией. Тогда мир Божий, и любовь, и вера правая призывают благословение Господне и делается мир всему миру, и изобилие плодов земных, и сохранение от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобной брани, подаются все блага для всего мира. Из книги пророка Исаии Сотница первая 1. Слушайте, небеса, и внимай, земля, говорит Господь: сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене (1, 2). 2. Вол и тот знает хозяина своего, и осел ясли господина своего, а люди забыли Бога, Подателя всех благ (1, 3). 3. Увы, народ грешный, люди исполненные беззакония, племя злодеев, сыны беззакония! Оставили Господа (1, 4). 4. Господь за беззакония много наказывал людей, и все терпят болезни, и сердца их в печали, и земля за грехи опустошена, плоды земные поедают чужие; и осталась дщер Сиона – Церковь Божия, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город (1, 7–8). 5. Говорит Господь народу: не терплю грехов ваших, ибо руки ваши исполнены крови, омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло (1, 16). 6. Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту и оправдайте вдовицу (1, 17). 7. Если народ послушает Бога, то будут наслаждаться благами земными и даром мира, и если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю (души); если будут красны, как пурпур, – как волну убелю, – говорит Господь, – если же будете ожесточаться и не послушаете, то меч погубит всех (1, 18–20).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

    Но не придет для тех, которые услышат: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный»  (Мф. 25:41). Итак, мы молимся, чтобы соделал нас добрыми Господь, тогда уже всеконечно для нас приидет Царствие Его». — «Кто желает Царства Небесного, — поучает святитель Тихон Задонский, — тому нужно презреть славу, честь, утехи, богатство, презреть все земное, и только тогда желать Небесного. Надобно еще иметь чистую совесть, или очистить ее покаянием, и тогда молиться: «да приидет Царствие Твое!» Иначе — как он будет желать и просить Царствия, когда совесть, грехами оскверненная, судом Божиим и мукой вечной грозит?» Не может войти в Царство славы на небе тот, кто не вошел здесь, на земле, в Царство Христовой благодати, а это Царство есть Святая Церковь Православная. Она есть преддверие Царства Небесного; как при вратах цветущего сада уже ощущается благоухание его цветов, хотя эти врата еще затворены, и самих цветов не видно; так и в Святых Таинствах Церкви Православной, в ее священных обрядах, в ее дивном Богослужении и мудрых уставах уже дается нам предощущать и предвкушать будущие радости райского блаженства праведных, хотя самое это блаженство для нас еще непостижимо и воспринимается только верой, а не видением… Но не все те, которые считают себя сынами Царствия Божия, чадами Церкви Православной, наследуют действительно Царство Небесное; будут, по слову Господа, и такие сыны Царствия, которые изгнаны будут во тьму кромешную. Что же нужно для того, чтобы и перед нами не затворились двери Царства Небесного? Для этого нужно, чтобы Царство Божие заранее сошло в наше сердце, по слову Христову: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Апостол Павел объясняет, что это Царство есть «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). Что это за блаженное состояние — хорошо знают только те, которые испытали его на деле, ибо словами нельзя описать того блаженства, какое ощущает сердце, исполненное благодати Божией. Где Господь со Своей благодатью, там и рай, там и Царство Небесное. Господь сказал: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него» (в его сердце) «сотворим» (Ин. 14:23). Будь послушным сыном Церкви Христовой, трудись над очищением своего сердца от страстей, пользуйся благодатью Таинств церковных, старайся стяжать детское смирение, детскую простоту и незлобие, детскую преданность воле Божией, и тогда самым опытом изведаешь как близко к тебе Царствие Божие, и возжелаешь ты этого благодатного Царства всем сердцем, и будешь день и ночь взывать к Отцу Небесному: «да приидет Царствие Твое», Царя всякого создания!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   В самом доме Божием воздвигались языческие алтари, приносились идольские жертвы. Так Ахаз, царь иудейский, повелевает первосвященнику Урии заменить медный жертвенник храма новым, по образцу жертвенника языческого, который он видел в Дамаске, - и приказание царя исполняется беспрекословно (4 Цар. 16:10-16). Во времена иудейского царя Манассии в храме Божием сооружен был не один жертвенник языческий и даже был поставлен истукан Астарты, позволялись гадания, ворожба, вызывание мертвых и прорицателей, а сын царский был проведен через огонь (4 Цар. 21:4-7; 23, 4—6; 7, 11; Иерем. 7:31). При иных царях «заперли двери притвора и погасили светильники, и не сожигали курения, и не возносили всесожжения во святилище Бога Израилева» (2 Пар. 29:7).    Многие места Библии говорят нам и о том, что ветхозаветные пастыри совершенно не радели о своих обязанностях. В те дни Израиль оставался «без Бога Истинного, и без священника учащаго, и без закона» (2 Пар. 15:3). Сама книга закона была утеряна. Священники и левиты, как свидетельствует Сам Господь через пророков, «творят ложь и неправду» (Иерем. 5:31; 6, 13; 23, 11; Соф. 3:4; Мал. 2:8); «спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином, обезумели от сикера» (Ис. 28:7); «нарушают закон Мой и оскверняют святыни Мои, не отделяют святого от несвятого и не указывают различия между чистым и нечистым, и от суббот Моих они закрыли глаза свои, и Я уничижен у них» (Иез. 22:26); «не говорили: где Господь?» (Иерем. 2:8); покланялись солнцу и луне и всему воинству небесному (Иерем. 8:1-2); учили за плату (Мих. 3:11) и даже, как разбойники, убивали на пути в Сихем, и совершали мерзости (Ос. 6:9).    Все внимание пастырей сосредоточивалось на видимом, на показном благочестии. В результате этого в среде левитского священства наблюдалось отсутствие одухотворенности, что лишало их благодатных даров, способствовавших достойному прохождению вверенного им служения, и лишало общения с Богом. В силу такого разобщения ветхозаветного священства с Иеговой, оно не могло оказать влияния на народ, а если и оказывало, то только своей недостойной жизнью, которая действовала на еврейский народ развращающим образом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3278...

    О Блаженная Дева, чистая Голубица, Небесная Невеста Мария, Ты есть Небо и Храм и Престол Божества, и в Тебе пребывает Христос – сияющее Солнце – на Небесах и на земле, Ты есть Облако Светлое, принесшее в мир Христа как всеблистающую Молнию. Ты – Облако Небесное, сокрывшее в себе гром Духа Святого и пославшее Его на землю. Ты вызвала бурный ливень Святого Духа по всей земле, дабы возрос на ней плод веры. Радуйся, Благодатная, Врата Небесные, о которых сказал пророк: «…ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иез. 44: 2).     Об этих вратах и в Песни Песней явственно глаголет пророк: «Запертый сад – сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник» (Песн. 4: 12). Пребыла Девой Святая и Смиренная Дщерь Мария, Светлое Облако, заключающее в себе Божественное Слово, о которой возвестил громовым голосом пророк Исайя: «Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет» (Ис. 19: 1). Ты есть Гора Нерукосечная, от которой оторвался Камень, сиречь Христос, о котором свидетельствует мудрейший Даниил: «…камень отторгнут был от горы не руками…» (Дан. 2: 45), подразумевая, что Дева родила без мужа Христа, Который есть Камень Твердый.     Ты – Храм, в котором Небесный Камень – Христос, Грозовая Туча, в чреве своем хранящая молнию, о чем согласно со словом моим гласит и Святое Писание: «Чрево твое – ворох пшеницы, обставленный лилиями» (Песн. 7: 3). Ты есть Несеянная Нива, принявшая Слово как пшеничное семя и родившая целый сноп. Ты – Мысленная Печь, хранящая в себе Огонь и Хлеб жизни, сиречь Христа. Ты есть Преподобная Мать Спасителя, родившая Воплощенное Слово Отца, о Которой сказал Исайя: «…се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7: 14).     О Святая Дева, Мать Господа! Блаженная Невеста, неотделимая от Троицы. Блаженнее Ты всех жен, ибо родила как Младенца Творца всех. Блаженнее Ты всех жен, ибо только Ты сподобилась родить на земле Небесного Бога. Блаженнее Ты всех жен, ибо напитала своими сосцами Кормящего Вселенную. Ты есть Блаженная Богородица Святая Дева, родившая ныне Того, Кто некогда сотворил Адама в Раю.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2672

  § 515. Спаситель наш Господь Иисус Христос, ведая, что рабы Его верные, истинные христиане, в мире скорбны будут, как и предрек им: В мире будете иметь скорбь (Ин. 16:33), – того ради обещал с ними, по Своему человеколюбию, всегда неотлучно быть, хотя видимо и отлучился; чего ради во утешение им это слово сказал: Се, Я с вами во все дни до скончания века. Эту надежду имея, верные с Церковью радостно к Нему восклицают: «О Божественного! о любезного! о сладчайшего Твоего гласа! с нами бо неложно обещался еси быти до скончания века, Христе. Егоже вернии утверждение надежды имуще, радуемся» (Песнь 9-я канона св. Пасхи). Это дорогое и сладчайшее Свое с верными присутствие и в Ветхом Завете объявлял Бог. Иакову, святому патриарху говорил Бог: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя (Быт. 26:24). И далее: Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно (Быт. 46:4). И еще к избранному Израилю говорит: Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и прочее (Ис. 41:10). И еще: Ты Мой. Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, – через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя (Ис. 43:1-2). Так пишется о святом Иосифе, что Бог был с ним (Деян. 7:9), пишется о Израиле: Господь Бог твой Сам пойдет с тобою и не отступит от тебя и не оставит тебя (Втор. 31:6). Это присутствие Божие с верными Своими рабами не такое, как с прочими людьми и тварями, поскольку Бог, как вездесущий, везде и во всяком месте есть, разумеется, но благодатное и утешительное и хранящее их, как чад Своих, как о том Моисей святой в песне своей говорит: ограждал его (Израиля), смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего; как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, и прочее (Втор. 32:10-11). Этим благодатным Божиим присутствием ободряемы, верные дерзают и говорят Богу с пророком: Если я пойду посреди тени смертной, не убоюсь зла; ибо Ты, Боже, со мною (Пс. 22:4). Дерзают в узах, темницах, изгнаниях, пленениях, бранях, страданиях и самых смертях, ибо Господь близ них есть, сохраняя и спасая их, и говорят с пророком: С нами Бог (Ис. 8:10); – говорят с Псалмопевцем: Господь пасет нас, и ничего нас не лишит (Пс. 22:1); – восклицают с апостолом: Если Бог за нас, кто против нас? (Рим. 8:31).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Адам и Ева были изгнаны из рая, родили сыновей и дочерей, от которых весь мир наполнился людьми, — и весь род человеческий подлежал смерти, чрез вошедший в мир грех, так что все праотцы наши и праведные низводились в ад наравне с грешниками: «смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего» (Римл. 5:14), как говорит Христов Апостол Павел. Ради сего Отец Небесный, Всемогущий Бог, милосердовав о человеческом роде и восхотев помочь ему, послал Сына Своего принять плоть человеческую, спасти Адама и заключенных вместе с ним в оковах ада. Сей Сын Божий есть Отчее Слово, рожденное от Отца прежде всех веков, Его Мудрость и Сила и Десница, о воплощении Коего благовестил Архангел Гавриил Пресвятой Деве, происходившей из пророческого и царского рода; в Ее пречистую и освященную утробу невидимо вселился Сам Бог, т. е. Отчее Слово, приняв на Себя плоть, когда говорил к Ней Ангел: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк.1:28, 35). И родился от непорочной Девы Сын Божий, Слово Отчее, облекшийся в плоть, как бы в ризу, ради спасения людей. Никто не может видеть Истинного Бога, ибо Бог как Огонь, всё истребляющий; не может человек, живущий на земле, видеть Лицо Божие и остаться живым. Посему наш Бог, воплотившись, родился и как младенец питался молоком, будучи совершенным по Божеству. Он был отроком, юношей, возросший плотью в совершенного человека, поживший с людьми тридцать три года, обходя города, страны и селения, оказывая всем благодеяние и избавляя нас, побежденных и плененных диаволом. Потом Он добровольно был распят на кресте, дабы даровать спасение миру, погибавшему от диавольского лукавства, и умер плотью, сошел во ад вместе с святою душей своей и сокрушил медные врата, сломал железные запоры и вывел из тьмы и сетей диавольских души святых и возвел их в горние страны.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010