Арсений Иванов. О пришествии пророков Илии и Еноха мы с тобою опять, как и прежде, не сойдемся. У вас учат, что пророки придут чувственно, а мы с этим согласиться не можем. Я. Да ведь ты, сколько заметить можно, намерен же оставить вражду с Церковью в учении о чувственном приходе антихриста? Арсений Иванов. Об этом я пока ничего еще не говорил; твоя догадка может так и остаться догадкой. Что же касается продолжения беседы о пророках Илии и Енохе, то я откровенно сознаюсь в своем нежелании беседовать. Я. Почему же ты не желаешь? Арсений Иванов. Ты будешь говорить то же, что и прежде говорил, что пророки придут чувственно. А с этим я имею основание не согласиться. Я. Какое же ты имеешь основание к тому, чтобы отвергнуть учение Церкви о чувственном пришествии пророков Илии и Еноха на обличение антихриста и укрепление верных? Арсений Иванов. Да самое простое. Этого им и сделать по нынешним временам никак нельзя. От них прежде всего полиция потребует паспорт: кто они? Неужели думаешь ты, что наша полиция поверит, что они пророки? Ни-ни. Может, ты скажешь, что они явятся с подложным видом на жительство? Я. Я скажу только то, что ты говоришь о таком важном событии кощунственно. Но чего ожидать от беспоповца, пропитанного враждою ко всему, что несогласно с его горделивым мнением? Святые пророки – посланники Божии; явятся они в самый важный момент, переживаемый вселенною, а потом будут обладать такою силою свыше, что и если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят ( Откр.11:5–6 ). Что же может сотворить с таким чрезвычайным посланником Божиим слабая власть человеческая? Арсений Иванов. Я не то имею в виду. Святых пророков Илию и Еноха и Иоанна Богослова мы имеем на земле в Писании. Вы учите, что пророки сами явятся на проповедь , а мы уповаем на то, что закон естественный, Моисеев, и благодатный – Писанием – будут обличать антихриста и утверждать в вере христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Блаж. Иероним по поводу этих слов говорит: «когда кто облечется во Христа и огнем Духа Святого объят станет, не различишь – золото кто есть или серебро... огонь проникает всю массу, все становится одним огненным светом, и всякое различие рода и состояния исчезает» (цит. по еп. Никанору, Толковый Апостол, изд. III, СПб., 1904, ч. II, стр. 375). Таким новым организмом, где все члены совершенно равны, является Церковь Божия, напоенная огнем Духа Божия, в которой иерархичность есть не выражение неравенства, но функция служения, организованность и чин. 2. Рабство закона и свобода Евангелия (Гал.4:1–5, 13) а) Человек под законом и под благодатью ( Гал.4:1–7 ) Сравнив подзаконных с детьми, а закон – с детоводителем, теперь Апостол сравнивает их с рабами: «наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего» ( Гал.4:1 ), потому что находится под надзором, как и раб. Духовное детство народа Божия во время подзаконное подчиняло его «вещественным началам мира» ( Гал.4:3 ), что неизбежно приводило к незрелым религиозным понятиям. Но это время подзаконности, детоводительства с пришествием Сына Божия уже миновало: «когда пришла полнота времен, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» ( Гал.4:4–5 ). Родившись «от жены» (ecguaikoz – из женщины) в подзаконное время, Он и Сам стал подзаконным, сообщив тем самым человеческой природе и Свое Божество. Поэтому уверовавшие в Него уже не рабы, но сыны Божии по благодати и полноправные наследники своего отца по обетованию: «Посему ты уже не раб, но сын, а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (стихи 4, 4–7 наиболее ярко выражают истину о Воплощении Сына Божия, почему и читаются как Апостольское зачало на Рождество Христово) ( Гал.4:7 ). Наше благодатное богосыновство удостоверяется свидетельством Св. Духа, Которого мы получили в крещении: «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» ( Гал.4:6 ), т. е. «Отче наш». Выражение Апостола, что Сын Божий «родился от жены» ( Гал.4:4 ) имеет тот же смысл, что и у ап. Матфея ( Гал.1:20 ) и у ап. Луки ( Гал.2:5 ), где слово «жена» (gunh) означает женщину вообще, а не супругу. б) Укорение галатов за непостоянство (Гал.4:8–20)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

«Бог создал человека свободным для делания правды» 643 . Афинагор Философ Афинский говорит: «Бог создал человека не для Себя, не для Своей пользы, а для собственной их жизни» 644 . То же говорит и Теофил: «Бог создал человека свободным» 645 . Бог дал релятивным существам, ангелу и человеку, почти абсолютную свободу, и если бы не было свободы, то не было бы и греха. Бог допустил в мир, в свое творение, грех и смерть, потому что в Его же руке свобода и бессмертие. Несвобода временна, а свобода вневременна и вечна и переживает всякую несвободу. И Освободитель Христос говорит: «Всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно, сын пребывает. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» ( Ин. 8, 33–36 ). Апостол свободы Павел говорит: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» ( Гал. 5, 1 ). Хотя мы и пребываем в Христовой свободе, но иго рабства стоит у наших дверей как грозное предостережение смерти. «К свободе призваны вы, братия»,– говорит апостол, и первые христиане жили в атмосфере благодатного чувства свободы, хотя многие из них были рабами. И это живое чувство свободы победило весь древний, казалось, несокрушимый, мир греко-римской несвободы. В прощальной беседе ученики должны были быть потрясены простыми словами Учителя: «Вы друзья мои, если исполняете то, что я заповедал вам. Я уже не называю вас рабами, ибо, раб не знает, что делает господин его» ( Ин. 15, 14–15 ). В чем же свобода человека конкретно? В духе, духовности, – отвечает ап. Павел и призывает верующих к жизни «в духе» и «по духу». Свободу духа Христос выразил в простых словах: «Дух дышет, где хочет, и никто не знает, откуда он приходит и куда уходит» ( Ин. 3, 8 ) 646 . Но и другая человеческая монада не лишена свободы. Эней Газейский говорит: «Свобода логической (разумной) души есть величайший дар Бога, свобода превращает человека в бога» 647 . Эта почти абсолютная свобода двух монад стала потенциальной, утрачена в значительной степени, и рядом с «законом свободы» стал «закон греха». Греховная несвобода человека есть эмпирический факт. Но как член интеллигибельного мира человек свободен даже при законе греха, а как член чувственного материального мира он не свободен, подчинен необходимости, но эта необходимость не подавляет его свободу. Свобода есть внутреннее сокровище, которое нужно извлечь из своего сердца, как извлекают из него свет и огонь. Человек чувствует сердцем свою свободу, но не обладает ею полностью. Свобода релятивного духа заключается в следовании своей духовной природе, а не природе соседних духу членов тримерии, неразумной душе и телу, или природе соседнего и чуждого духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

В 14 ст. 12 апостолов довольно ясно различаются от других участников этого великого события. Собрание это, как можно предположить, происходило все в той же горнице-зале, где, видимо, постоянно собирались ученики, после совершенной в ней Тайной вечери.    И «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились». Они ожидали сошествия Святого Духа, но, конечно, не знали, когда именно должно исполниться данное им о том обетование, не знали и как это произойдет, а потому и сказано, что это было внезапно, неожиданно для них, тем более, что это был час утренней молитвы и, вероятно, они собирались идти в храм. Выражение: «Шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра» показывает, что это не был собственно ветер, а только один шум, напоминающий бурный ветер, но без самого ветра. Этот шум шел сверху вниз, наполнил весь дом и был так силен, что привлек к себе внимание многочисленного народа, собравшегося на праздник в Иерусалим.     «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них» — языки были только подобны огненным, но без огня, как и шум был подобен ветру, но без ветра. Шум был, таким образом, знаком сошествия Святого Духа для слуха, языки — для зрения. Слышанный сильный шум был образом могучей силы, какую сообщал Апостолам и всем верующим Дух Святой, огненные языки — образ того, что все бывшие тут получили дар речи пламенной, опаляющей, как огонь, все нечистое, все неправое и противящееся истине. (см. Григорий Богослов 4.17).    Непосредственно за этими внешними явлениями последовало внутреннее: «и исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». И прежде Апостолы сподоблялись некоторых духовных дарований, — теперь они «исполнились» Духа Святого: на них снизошла вся полнота благодатных духовных дарований — они преобразились, очистились, освятились и просветились действием Духа Божия, стали как бы совершенно другими, новыми людьми, а Дух Святой стал их постоянным вдохновителем и руководителем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

В день Страшного суда вместе с праведным Судией явятся и все святые Ангелы. Как свидетели верные и неподкупные, они представят и раскроют все дела, совершенные нами от рождения и до смерти, все наши слова и намерения сердечные. В этот последний день пред лицом страшного Судии и святых Его Ангелов все мы предстанем такими, какими застанет нас час смертный. И если во время земной жизни под действием злого духа многое скрывается от наших глаз и даже изглаждается из памяти, покрываясь как бы пеленою, то в книге жизни пишется все и ничто не исчезает бесследно, ничто не забыто и не скрыто пред очами всеведущего Судии. В страшный час Суда все оживет в нашей совести, прошедшее сделается настоящим и явным, перед нашим взором предстанет полная картина нашей жизни – внешней и внутренней. Воскреснут в нашей памяти заблуждения детства; греховные порывы юности; предстанут нашему взору пороки зрелости и старости со всеми их плодами. Не скроются от нас и праздные слова и даже тайные мысли нашего сердца: студные пожелания, нечистые помыслы, праздные мечтания – все обнаружится пред всевидящим оком Божиим. Кроме того, мы дадим отчет не только в том, что сделали доброго, но и в том, что могли и должны были сделать, но не сделали. Особенно будем мы наказаны за то, что не помогали нашим ближним в их горе и несчастье, не позаботились вовремя подсказать им и тем самым удержать их от греха. При жизни нам было даровано от Бога столько даров естественных и благодатных, но мы по своей беспечности не воспользовались ими, как должно, и остались бесплодными смоковницами. Все, что нам кажется теперь невинным и в чем мы не каялись, предстанет на Суде Христовом в наше обвинение. Дадим мы ответ пред Богом и за грехи наших ближних, которых мы соблазнили. Нашему взору предстанут невинные души, соблазненные нашим плохим примером, советом или растленными нашими речами. Как спрашивал Творец Каина: «Где Авель, брат твой?», так же Он спросит и нас и повторит те же слова, которые были сказаны первому братоубийце: «Голос крови брата твоего вопиет ко Мне». Перед нами предстанут не только наши мнимые добродетели, но откроется их истинный источник. Господь раскроет их пред нашими глазами, как они есть, и мы увидим их оскверненными нечистыми побуждениями, честолюбием, своекорыстными целями. «Кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? – говорит пророк. – Ибо Он – как огонь расплавляющий и как щелок очищающий. И сядет переплавлять и очищать серебро» ( Мал. 3, 2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/i...

В день схождения Благодатного огня установлен строжайший порядок, который веками здесь неукоснительно соблюдается. В этот день обязательно присутствуют и наблюдают за всем представители других вероисповеданий: католики, армяне и копты, вместе с ними входит в Кувуклию и православный уполномоченный. Их присутствие имеет лишь одну цель – проследить за тем, чтобы не была случайно или же намеренно оставлена зажженной какая-нибудь лампада или какой-то предмет, от которого можно было бы зажечь огонь, а также, не скрылся ли там какой-нибудь человек. Кувуклия проверяется трижды. Погасив все лампады и свечи, уполномоченные выходят из Кувуклии. Храм Живоносного Гроба Господня погружается в полный мрак. Ровно в 11 часов утра Великой субботы совершается процедура запечатывания Гроба. К этому времени воск, на котором предварительно совершалось 40 литургий, должен быть готов, то есть заранее расплавлен для наложения печати на вход в Кувуклию. Затем двумя огромными белыми лентами, скрещенными крестообразно, покрывают двери входа в Кувуклию, концы этих лент развеваются, украшая вход в Кувуклию. На двустворчатые двери со всех четырех сторон накладывается достаточное количество воска, а в том месте, где ленты перекрещиваются, накладывается наибольшая часть воска и вход в Кувуклию запечатывают официальной печатью Патриархии. Эта процедура напоминает собой безнадежную попытку еврейских первосвященников и фарисеев, пожелавших запечатать Гроб Начальника жизни печатью, чтобы тело Его не украли ученики. И приступив к римскому игемону Понтию Пилату, чтобы получить законное разрешение на это, сказали: «Господин! мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: «После трех дней воскресну…» И Пилат сказал им: «Имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете». Они пошли и поставили у Гроба стражу, и приложили к камню печать ( Мф. 27: 63–66 ). После того как запечатают двери Гроба, ровно в 11 часов утра Великой субботы начинается крестный ход вокруг Кувуклии. Ее обходят трижды. Торжественный крестный ход сопровождается пением псалмов, весь храм оглашается дивными, священными византийскими гимнами.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В Евангельском чтении, прозвучавшем сегодня, Господь наш Иисус Христос учит нас быть милостивыми и милосердными, не проходить мимо чужой беды. По примеру Божественного Учителя обратимся же ко всем несчастным и страждущим, подадим им нашу руку. К этому побуждает нас заповеданная Господом любовь к ближнему, чувство сострадания и сопереживания, а также память о Суде Божием, который всех нас когда-то ждет. Недаром пророком сказано: Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом ( Иак.2:13 ). Не имеющим доброго сердца, не творящим дел любви и милосердия, Грозный Судия непременно скажет: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его, ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня ( Мф.25:41-42 ). Наконец, образ расслабленного можно и должно воспринимать относительно нашего духовного состояния. Парализация души гораздо страшнее, чем физический паралич. Иная душа, погрязшая в грехах и страстях, не может подняться, чтобы хотя бы доползти до животворящей купели Церкви Христовой. А ведь здесь через Святые Таинства, молитву, церковную жизнь подается истинное исцеление духовно расслабленным больным. Каждый из нас в той или иной мере похож сегодня на того ждущего исцеления человека. Мы тоже живем надеждой, как расслабленный, и верим, что она нас не обманет. Надежда спасет нас от уныния и отчаяния, даст силы нести свой крест, терпеть и духовно преображаться, открывая глубину нашего грехопадения. Но почему же среди нас так много неисцеленных у благодатной купели Святой Церкви Христовой? Ведь там радость бытия, душевный покой, здравие телесное и душевное. Только должно приложить труд для своего спасения, не быть равнодушными и теплохладными. Но именно эти чувства порождают недоверие в совершении Святых Таинств Церкви, действительности самих благодатных даров. Овчая купель — это наш мир, отягченный страстями, соблазнами, искушениями и пороками. Сам Господь говорит нам: Встань, возьми постель твою и ходи. А мы в ответ малодушно ропщем: Не имею человека, который опустил бы меня в купальню. Для расслабленного было большим испытанием каждый раз ждать исцеления, но годами не исцеляться. Но все-таки он не отступил, не отказался от своей цели! Вот и нам бы так — быть упорными в праведности, милосердными в делах, убежденными в вере. Только тогда исцелит наши расслабленные души Господь и Бог наш Иисус Христос.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

В немногих и кратких словах сей молитвы пророк выразил очень многое. Он молится, чтобы Господь Своею благодатною силою оградил его от многоречия и празднословия. Один из самых высших даров, какими Господь Бог одарил человека при сотворении его, – это дар слова, это – образ того всемогущего, животворящего и Ипостасного Слова Божия, «Имже вся Быша», т.е. чрез Которого все сотворено и стало жить. Как многие другие дары Божии, так и сей дар слова человек часто употребляет не на пользу себе, а во вред. Вместо того, чтобы использовать этот дар во славу Божию и в назидание ближнему, человек употребляет его на пусторечие, злословие, осуждение клевету и прочие грехи языка, и таким образом этот величайший дар Божий употребляет во зло. Злоупотребляя же даром слова, человек часто и не замечает, какой величайший грех пред Богом он совершает. Злоупотребление словом и само по себе есть тягчайший грех, как попрание и поругание божественного образа, и вместе с тем, бывает источником бесконечного множества зол, которые тем скорее могут погубить нас и сделать безответными на суде Христовом, чем легкомысленнее смотрим мы на грехи языка нашего, не чувствуя всей их тяжести, не сознавая того, как тяжко оскорбляем и прогневляем ими Бога, какое зло делаем нашим ближним и как тяжело грешим против собственного богоподобного естества. Весьма наглядно и ясно все это выражено в соборном послании св. апостола Иакова. «Язык – огонь, – говорит он, – прикраса неправды, он оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны, язык укротить никто из людей не может: это неудержимое зло, он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию: из тех же уст исходит благословение и проклятие. Не должно, братия мои, сему так быть. И кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» ( Иак.3:6,8–10, 2 ). Сознавая все это, пророки молятся: «Господи! уста мои подобны двери, или вратам, из которых выходят слова, а с ними вместе и дела, и мысли, посему прошу и молю Тебя: поставь привратника к сей двери (положи хранение устом моим), чтобы он охранял эти врата, т.е. знал и понимал, когда и кого из них впустит, иначе – дай разум, который бы указывал, когда и что можно говорить, и когда молчать, а вместе с разумом укрепи и волю мою Твоею благодатию, чтоб я имел твердые основания для того, что и когда нужно говорить, чтобы ясно мог я различать – «время глаголати и время молчати», по словам премудрого ( Еккл.3:7 ), и чтобы не забывал, что за всякое слово праздное воздадут человеки ответ в день суда ( Мф.12:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Власть прощать грехи Господь дал только Апостолам и их приемникам, а не обыкновенным верующим (Иоанн 20:22). Но речь здесь или о примирении и взаимном прощении обид, или скорее всего здесь имеется в виду исповедь перед духовником, то есть тоже таинство покаяния, которое обычно соединяется с таинством елеосвящения. Связь с предыдущими словами о таинстве елеосвящения через союз " убо " скорее всего указывает именно на такой смысл апостольских слов. " Много может усиленная молитва праведного " (5:16) — под " праведными " здесь разумеются те люди, молитва которых более совершенна. Здесь, конечно, имеются в виду не только обладающие личной праведностью, но опять-таки пресвитеры, наделенные особым благодатным полномочием молиться за людей и совершать таинства. В пример того, как много может молитва праведного, святой Апостол приводит молитву святого пророка Илии, заключившего небо и затем вновь отверзшего (3 Цар. 17 гл.). Дабы не подумали, что этот пример не подходит для обыкновенных людей, Апостол говорит, что " Илия был человек, подобный нам " , то есть не был каким-то сверх человеком. Об обращении заблуждающихся 5:19-20 В заключение святой Апостол говорит о величии миссионерского служения, имеющего целью обратить на путь правой веры уклонившихся от пути истины: " обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов " (5:20). Говоривший ранее о необходимости добрых дел — дел милостыни материальной, святой Апостол говорит здесь о несравненно более важных добрых делах — делах милостыни духовной, имеющей особенно высокую цену в очах Божьих. Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1424...

… " Во оставление грехов» – вот цель крещения. Крещение Иоанна не было крещением во оставление грехов, но крещением покаяния. Он сам свидетельствовал о том, говоря: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я недостоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» ( Мф. 3, 11 ). А Тот, Который сильнее Иоанна и сильнее всего мира, личным примером показал образ истинного и полного крещения. Он крестился водой и Духом Святым. Безгрешный погрузился в воды Иордана, и в тот же час сошел на Него Дух Божий в виде голубя. Был там Иоанн, который крестил, была вода, которая омывает тело, был и Дух Божий, Который омывает душу. Истинное и полное крещение. Одно и неповторимое над одной личностью. Ночью пришел Никодим, «один из начальников иудейских»( Ин. 3, 1 ), и спросил Христа о спасении. Ответил ему крестившийся Мессия: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3, 5 ). Очищение и тела, и души. Перерождение и тела, и души. Благодать Духа Святаго дает силу и святость воде. Огонь Духа Святаго сожигает тот праотеческий нарост в душе каждого потомка Адама. Греховное бремя многих веков и поколений, уродливый горб спадает с крещеной души. Наследственная проказа исчезает. С этого момента крещеный уже не отвечает за прошедшее, а только за будущее. Крещение, которым Иоанн крестил евреев, было и прошло. Оно служило лишь знаком тревоги и подготовки: Царь Небесный грядет! Вся духовная атмосфера была болезненной, как дыхание умирающего. Иоанн почувствовал среди трупного запаха мира дыхание нового, свежего ветра, благоуханного и животворящего. Христос приближался. И Иоанн забил тревогу, призывая покаянием готовиться к встрече. И крестил водой для покаяния, но это крещение прошло. Оно не имело благодатной силы Духа Святаго, которая была дана позже через Христа ( Деян. 19, 1–6 ). А крещение водою и Духом сохранилось поныне. Без него никто не может назвать себя христианином. Се, заповедал Господь: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф. 28, 19 ). Это спасительная и целительная заповедь, которую святые апостолы дословно исполнили и которую Соборная и Апостольская Церковь до днесь исполняет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010