Вовек не забывай, что Господь обещает великие небесные блага всем верным Своим рабам, всем пострадавшим за Него мученически или претерпевшим за Его святое имя и за верность Его учению гонения или какие-либо неприятности: Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5, 12). Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). За час блаженной жизни в раю человек отдал бы всю свою земную жизнь, если бы был в состоянии это сделать. Вот почему святые мученики с такою радостью шли на мучения за Христа: ни огонь, ни дикие звери, ни острые мечи, ни голодная смерть, никакие пытки не могли заставить их отречься от Господа и любви к Нему. Вот почему святые подвижники в пустынях, пещерах и ущельях земли (Евр. 11, 38), изнуряли себя трудами, постом и молитвой в борьбе со страстями и похотями. Помни, что Господь не оставляет верных Своих слуг без Своей всесильной и благодатной помощи. Он как бы так говорит каждому из них: «Не унывайте и не отчаивайтесь, верные Мои последователи, возвещающие людям словом и делом правду Мою и с твердостью необоримою, вплоть до изгнания и смерти, стоящие за истину Мою, за заповеди Мои: Я буду вашей опорой, вашей силой, вашим утешением, вашим внутренним блаженством при всех ваших страданиях, при нелегкой борьбе с наклонностями вашей поврежденной грехом природы, при всех напастях и скорбях, при всех истязаниях и мучениях за имя Мое. Написано: По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше (2 Кор. 1, 5), потому что при всех скорбях, гонениях, мучениях с вами буду Я Сам, будет царство Мое — царство мира и радости в Духе Святом. Изгонят ли вас из отечества? Но тому, кому Сам Бог сделался через Меня Отцом, Отечество — небо, как говорит апостол, наше жительство — на небесах (Флп. 3, 20), или, как сказано в молитве Моей, Отче наш, Иже еси на небесех, поскольку, где Отец, там и Отечество: на небесах Отец, там и Отечество, там соберутся и все чада Его. Имение ли отнимут у вас,— но у того, кто следует стопам Моим, есть имение лучшее, вечное — на небесах, а не преходящее, как сон, имение на земле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

Вопрос: Что в православной традиции понимается под сердцем? Я так понимаю, что сердце, в отличие от ума, есть источник человеческих чувств. Но мне трудно понять, что значит «встать вниманием в сердце». Как на практике это сделать? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Святитель Игнатий (Брянчанинов) Поскольку человек состоит из духа, души и тела, в нем должно быть объединяющее начало. Чтобы выполнять это назначение, такой центральный орган должен относиться к духовной, душевной и телесной сферам. Таким органом, согласно Священному Писанию, является сердце. Объединяющую роль сердце выполняет двояким образом: во-первых, интегрирует каждую из этих областей и, во-вторых, связывает все три сферы в человеке. Сердце настолько значимо для человека, что слово это встречается в Священном Писании в разных грамматических формах около 950 раз. О том, что сердце является важнейшим жизненным органом, говорит Священное Писание: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Притч. 4: 23). Стрела, пронзившая сердце, приносит смерть (см.: 2 Цар. 18: 14). Одновременно сердце является средоточием душевно-эмоциональной области. Оно подвержено многообразным душевным волнениям и чувствованиям: ощущает подавленность (см.: Пс. 33: 19), печаль (см.: Ин. 16: 6), смущение (см.: Ин. 14: 1), скорбь (см.: 2 Кор. 2: 4) или радость (см.: Ин. 16: 22). Сердцу присущи все степени радостей – от благодушия (см.: Ис. 65: 14) до восторга и ликования (см.: Пс. 83: 3; Деян. 2: 46), а также разнообразные виды горестей и переживаний – от печального настроения до стенания (см.: Ис. 65: 14). Если человек боязлив и малодушен, значит сердце его является робким (см.: Втор. 20: 8). Сердце является также средоточием духовно-нравственной жизни человека. Благодатное слово Божие действует в сердце «как бы горящий огонь» (Иер. 20: 9). Сердце человека горит, когда, общаясь с Богом, познает истину: «не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Лк. 24: 32). В зависимости от устроения сердце может вмещать доброе или злое: «добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лк. 6: 45). По слову апостола Павла, сердце есть скрижаль, на которой Бог написал нравственный закон (см.: Рим. 2: 15).

http://pravoslavie.ru/7446.html

Вот, например, избранный псалом «в неделю Пятидесятницы». «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь ( Пс. 18:2 ), духом уст Его все воинство их ( Пс. 32:6 ). С небес смотрит Господь, видит всех сынов человеческих ( Пс. 32:13 ). Пред лицем Его огнь пожирающий, вокруг Его сильная буря ( Пс. 49:3 ). Горящие угли сыпались от Него, Он наклонил небеса и сошел ( Пс. 17:9–10 ). От блистания перед Ним исчезли тучи ( Пс. 17:13 ). Вспомнятся и обратятся ко Господу все концы земли, и поклонятся пред Ним все языческие народы. Свидетельство Господне верно, умудряет простого ( Пс. 18:8 ). Земля тряслась, а небо таяло от лица Бога, и сей Синай от лица Бога ( Пс. 67:9 ). Благотворный дождь проливал Ты, Боже, и когда изнемогало наследие Твое, Ты подкреплял его ( Пс. 67:10 ). Ты сделаешь их властителями всей земли. Звук их проходит по всей земле, и слава их до предела вселенныя ( Пс. 18:5 ). Пошлешь Дух Твой – созидаются и обновляешь лице земли ( Пс. 103:30 ). Дух Твой благий да руководствует меня по стезе прямой ( Пс. 142:10 ). Сотвори мне, Боже, чистое сердце и дух правый обнови внутри меня. Не отринь меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего, и Дух владычественный да подкрепит меня ( Пс. 50:12–14 ). Господь дает слово: провозвестниц великое множество ( Пс. 67:12 ). Господь дает силу народу своему, Господь благословит народ свой миром». Ясно, что здесь выбраны все места из псалмов, в которых говорится о Духе Святом. Кроме того, образно указывается на сошествие его на апостолов: «огонь, сильная буря, потрясение земли» и т. п., ясно указывают на следующие слова: «и бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну, и исполни весь дом, идеже бяху седяще. И явишася им разделени языцы, яко огненни» и т. п. ( Деян. 11,2. 3 ). Благотворный дождь указывает на благодатные действия его сначала на апостолов, а потом на всех верующих. Требование «сердца чистаго и духа праваго» – условие к принятию его и пр., и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

– Вполне независимое рассуждение. Однако важность его не только в признании этого формального факта. Тезисы Буддея сводятся к тому, что поскольку в Завет включены животные, постольку он относится более к царству природы, чем к царству благодати, радуга же, будучи поставлена знаком Завета как естественное природное явление существовала, конечно, и до потопа также. В «Начертании…» акценты уже переставлены: видимым образом Завет относится к царству природы, но подлинная цель его в царстве благодати. Радуга обращена не столько к воспоминанию послепотопного примирения, сколько к будущему Царству Христову, о чем свидетельствуют тексты Иез.1:26–28 (А над сводом, который над головами их, было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем. И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом…) и Откр.4:3 (…и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду). Еще более решительное выражение эти мысли находят в «Записках…» Завет есть обновление царства веры и благодати. Животные вводятся в него не как участники, но лишь как причастники приносимых им (Заветом) благ. Свидетельством того, что Завет имеет значение «таинственное и благодатное», выступает именно радуга. Будучи естественным явлением до потопа (как вода до крещения), она, соединившись со словом Завета, составляет таинство Завета. «Слово и таинство суть существенные принадлежности Церкви». На первый взгляд святитель здесь повторяет сакраментологию «Theologia Christiana» с ее учением о ветхозаветных Таинствах или митрополита Платона, в Большом Катехизисе утверждающего, что благодеяния, приобретенные заслугами Христовыми, «подаются Церковью, во-первых, словом Божиим… во-вторых же… чрез употребление Таин» 630 : слово «возжигает веру», а Таинство «совершает и подтверждает», будучи знамением благодати, установленным для того, чтоб «употреблением его обещание евангельское подать и подтвердить» 631 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

«Все они были единодушно вместе». Собраны были вместе, конечно, не только 12 апостолов, как это можно заключить из дальнейшего повествования, но все верующие, может быть, даже в большем числе, чем те 120 человек, о которых говорится в 1-ой главе. В 14 ст. 12 апостолов довольно ясно различаются от других участников этого великого события. Собрание это, как можно предположить, происходило все в той же горнице–зале, где, видимо, постоянно собирались ученики, после совершенной в ней Тайной вечери. И «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились». Они ожидали сошествия Святого Духа, но, конечно, не знали, когда именно должно исполниться данное им о том обетование, не знали и как это произойдет, а потому и сказано, что это было внезапно, неожиданно для них, тем более, что это был час утренней молитвы и, вероятно, они собирались идти в храм. Выражение: «Шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра» показывает, что это не был собственно ветер, а только один шум, напоминающий бурный ветер, но без самого ветра. Этот шум шел сверху вниз, наполнил весь дом и был так силен, что привлек к себе внимание многочисленного народа, собравшегося на праздник в Иерусалим. «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них» — языки были только подобны огненным, но без огня, как и шум был подобен ветру, но без ветра. Шум был, таким образом, знаком сошествия Святого Духа для слуха, языки — для зрения. Слышанный сильный шум был образом могучей силы, какую сообщал Апостолам и всем верующим Дух Святой, огненные языки — образ того, что все бывшие тут получили дар речи пламенной, опаляющей, как огонь, все нечистое, все неправое и противящееся истине. (см. Григорий Богослов 4.17). Непосредственно за этими внешними явлениями последовало внутреннее: «и исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». И прежде Апостолы сподоблялись некоторых духовных дарований, — теперь они исполнились Духа Святого: на них снизошла вся полнота благодатных духовных дарований — они преобразились, очистились, освятились и просветились действием Духа Божия, стали как бы совершенно другими, новыми людьми, а Дух Святой стал их постоянным вдохновителем и руководителем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

«Всемогущество Божие, говорит святитель Филарет, Митрополит Московский, всегда остается всемогуществом, но – или ожесточенное сердце не приемлет благодатной силы, подобно, как грубый, неблагородный камень не приемлет в себя света; или святая сила, по милосердной предосторожности, не прикасается к недостойному, как огонь – к соломе, чтобы она в нем не исчезла. Отчего мы не видим чудес? вопрошает святитель, и отвечает: кто может, пусть ответствует иначе, а мне кажется, что мы по необходимости приведены к сему ответу: не видим чудес, или редко видим их, или потому, что они скрываются от нас, как недостойных доверенности, или потому, что и не совершаются по нашему неверию или маловерию. Как чудодействовать над нами молитве, когда молитва наша и кратка, и хладна, и невнимательна, и не столько по вере и сыновней любви к Богу, сколько по некоторой невольности покорности закону Его приносится? Как чудодействовать над нами слову духовному, когда сердце наше, как одичавшая нива – плевелами, тесно засеяно и заращено словами суеты, желаниями плоти, помыслами беззакония? Как чудодействовать над нами таинствам, когда мы приступаем к ним только по неизбежной необходимости, без тщательного предварительного очищения, без пламенного стремления к соединению с Богом? Ап. Павел, обличая Коринфян в недостойном причащении Тела и Крови Христовы, заключает: «оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает» ( 1Кор.11:30 ), то есть, многие поражаются внезапною смертию за оскорбление святыни. Мне кажется, для многих из нас и то уже есть чудо милосердия Божия, если в подобных случаях казни нас не постигают»... 9 (33). Сентябрь 1950 г. Беседа верной души с Богом. (Из творений св. Тихона Задонского) Верная душа говорит: «Ты – покров мой; Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления» ( Пс.31:7 ). Бог отвечает: «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по-которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою» ( Пс.31:8 ). Верная душа: «Призри на меня и помилуй меня, как поступаешь с любящими имя Твое» ( Пс.118:132 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вспомните слова апостола Петра к христианам: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства призвавшаго вас из тьмы в чудный свой свет» 4 . А апостол Павел говорит апостолу Тимофею: «Дал нам Бог Духа не боязни, но силы и любви и целомудрия». 5 Мы, действительно, христиане, особенны. В нас есть дух силы, которого нигде в мире, кроме как в нас, нет, силы, конечно, не человеческой, а благодатной. В нас, во всех, крещенных во Имя Отца и Сына и Святого Духа, горит огонь Божий. Сила наша, и жизнь наша, только в нем, в этом огне Божием. He пушка, не сабля – оружие наше, а слово Божие, и чистота сердца, в которой обитает Дух Святой – Царь всякой силы. В нас не может быть темной боязливости, раз мы христиане; в особенности, если мы называем себя чистыми христианами, т. е. православными. Отчего я волнуюсь, когда затрагиваю все это: – я вижу, как многие мои знакомые христиане каждое воскресенье бывают у обедни, каждый год приобщаются Тела Самого Христа, и испытывают такой рабский страх перед масонами, и всепоглощающей силой «сионских мудрецов», что для меня делается очевидным: они не верят во Христа. Это ужасно то, что я говорю, но как сказать иначе: они не верят. Если бы хоть немного верили, выбросили бы все эти протоколы в корзину. 1-ый Правосл. – Послушайте, но ведь масоны действительно же мощная и антихристианская организация. 2-ой Правосл. – Конечно. Конечно она – антихристианская организация, – но мощная ли? В чем же ее мощь? 1-ый Правосл. – Во всем. 2-ой Правосл. – Скорее добавляйте еще одно слово: во всем человеческом. Ведь согласитесь, что масоны совершенно безблагодатная организация. Она пустая внутри; она может обнять и победить только пустоту; другую пустую организацию, или пустое человеческое, не отданное Богу сердце. Разве что-нибудь изменилось бы в мире, если бы масонов, как организации, не было? 1-ый Правосл. – Очень многое в истории последнего столетия изменилось бы. 2-ой Правосл. – Вот вы, православный христианин, а психология у вас социалистическая: вы религиозно переоцениваете плотскую и душевную силу, по отношению к духовной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Глава 3, 8. Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Какая живая и твердая вера во всемогущество Божие. Здесь вера выше даже Моисеевой. Моисей говорил с сомнением: разве нам из этой скалы извести для вас воду? [ Числ. 20,10 ]; а Этот говорит твердо: Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму, что еще чудеснее истечения из камня воды. 9. Секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Как справедливо, что человек, не приносящий плодов добродетели, понесет должное наказание! 11. Он сказал им (Иоанн народам) в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Как гений добродетели, Иоанн отвечает строго, твердо и отрывисто, в двух-трех словах. Как высока добродетель милостыни, когда строгий проповедник покаяния требует ее как условия плодотворного покаяния. 22 ст. И Дух Святый низшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Чего очевиднее Божество нашего Спасителя, когда и Дух Святой, и Бог Отец свидетельствуют об Нем! Гл. 4, ст. 16 [и далее]. Вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать… Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем (исцели и наши сокрушенные сердца), проповедывать пленным [слав.: плененным (от диавола в рабство и смерть)] освобождение, слепым (как духовно, так и телесно) прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное (когда души человеческие опять расцветут после продолжительной смерти духовной в вертограде Господнем). И, закрыв книгу и отдав служителю, сел. Вот чем началась проповедь Господня в Назарете: удостоверением о Своей личности, что Он обещанный Мессия, – удостоверением не собственным, но пророческим, что гораздо важнее в деле свидетельства: Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно [ Ин. 5,31 ] – говорил Сам Спаситель. Господь заключил чтение из пророка словами: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. Все подтвердили это в сонмище 5 и дивились сладостному току благодатных слов, выходивших из уст Иисуса Христа, недоумевая, каким образом сын Иосифов, обыкновенный, по-видимому, человек, может так и с такою властию говорить. Далее Господь говорит, что вы хотели бы видеть от Меня чудо, но к чему это, когда Меня не уважают в Моем отечественном городе, не верят Моему Божественному посланничеству, Моему Божеству? Так и Илия пророк в отечестве не делал чудес, хотя в них и была нужда для соотечественников, а за пределами его – в Сарепте и Сирии. Эти слова Спасителя вызвали оскорбление на лица бывших в сонмище. Его выгнали из города и повели на верх горы, где был их город, чтобы оттуда низвергнуть Его: но Он, пройдя посреди них, пошел, куда Ему нужно было.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Господи, какие чудеса: Благодатный Огонь на Гробе Господнем в Великую Субботу, голуби на Иордане в день Крещения Господня, голубь на окне Сионской Горницы, облачко на Фаворе — и все по православному календарю. Какие же доказательства нужны еще? Воистину «мертвые восстанут и не поверят». С вершины горы виден Назарет. Рядом гора, с которой иудеи хотели сбросить Спасителя после Его проповеди в синагоге. В дымке на горизонте видна гора Ермон на территории Ливана. У подножия горы Ермон берет начало Иордан. Подъезжают такси, и мы возвращаемся вниз. Господи, преобрази души наша. Направляемся в Назарет. Находится город высоко на горе. По дороге-серпантину добираемся до Назарета, населенного в основном арабами-христианами. В городе много католических храмов. Дом Иосифа Обручника находится в католическом храме «Всех времен и народов». Величие, мрамор, мозаика, витражи и полнейшее отсутствие жизни. Сплошное уныние. Посмотрев, что осталось от дома Иосифа, быстро идем в православный храм Благовещения. «В шестый же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, вошед к ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидевши его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус…» ( Лк. 1:26-31 ). Храм Благовещения воздвигнут на месте источника, у которого Пречистой Деве явился Архангел Гавриил. Видна часть дорожек и ступеньки, по которым ступала Богородица. Паломников много. Из источника — маленького круглого колодца — набираем воды, умываемся, пьем и берем с собою домой. Улочки в городе узенькие, многолюдные и извилистые. Выбираемся из Назарета. Нас ждет Кана Галилейская — город, в котором Господь совершил Свое первое чудо и где Богородица научила людей веровать. “На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте» ( Ин. 2:1-5 ).

http://azbyka.ru/fiction/na-svyatoj-zeml...

«Господи! Соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости!.. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля… Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая основания его до верха…» (песнь Аввакума – Авв. 3, 1-19). 30 декабря Церковь совершает память пророка Даниила и трех отроков Анании, Азарии и Мисаила. На вечерней службе накануне также звучат рождественские песнопения, хотя она и вовсе не праздничная по своему характеру. «Даниил, муж желаний, камень без руки отсечен видев Тя Господи (см. Дан. 2, 31-45), младенца без Семене рождена пронарече (предрек) Тя, из Девы воплощена Слова, непременнаго (неизменного) Бога, и Спаса душ наших». Благодатная роса от ангела, сохранившая трех отроков, брошенных в разожженную печь по приказу царя Навуходоносора, прообразует Божье снисхождение при зачатии Девой вочеловечившегося Бога… А сами отроки являют собой торжество жизни и воскресения (эпизод с тремя отроками вспоминается особенно в Великую Субботу накануне Пасхи — см. Дан. 3, 24-90). Песнь трёх отроков не включена в еврейский Масоретский текст Библии, но включена в греческий текст Септуагинты, который и используется в богослужении. Да и в каждой службе в 7-й и 8-й песне любого канона так или иначе круглый год воспевается это чудо сохранения жизни трем отрокам в печи Вавилонской. В Рождественском каноне начало 7-й и 8-й песни можно передать на современном русском языке так: Отроки, воспитанные в благочестии, повелением нечестивым пренебрегши, угрожавшего огня не устрашились, но, стоя посреди пламени, пели: «Боже Отцов, благословен Ты!» Окропляющая росою печь представила образ сверхъестественного чуда: ибо она не опаляет юношей, которых приняла в себя, как и огонь Божества утробы Девы, в которую нисшел. Поэтому воспоем песнь: «Да благословляет все творение Господа и превозносит во все века!» (перевод иером. Амвросия Тимрота) Кроме того, два последних воскресных дня перед Рождеством Христовым посвящены вообще всем ветхозаветных пророкам и праведникам и названы в церковном уставе Неделей святых праотец и Неделей святых отец.

http://pravmir.ru/post-dlya-cheloveka-a-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010